Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНЫЙ НОМИНАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ГУМАНИЗМА'

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНЫЙ НОМИНАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ГУМАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНЫЙ НОМИНАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ГУМАНИЗМА»

Сергеев В.К. ассистент Нейфельд Е. С. студент Сергеев А.В. студент

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

РФ, г. Томск

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНЫЙ НОМИНАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ГУМАНИЗМА

Проблематика гуманистического мировоззрения относится к проблематике вечных вопросов. Наше время не является исключением: и сегодня есть многочисленный ряд исследователей, которые пытаются раскрыть современное содержание гуманизма. Возможно, именно в наше неспокойное время эта работа обретает особую актуальность. Мы придерживаемся той точки зрения, что без обращения к истории возникновения и развития гуманистических идей довольно затруднительно приблизиться к сегодняшнему осмыслению названного мировоззрения. В этой связи некоторые наши предыдущие статьи были посвящены именно истории возникновения и развития гуманистических идей.

Время возникновения начальных гуманистических представлений относится к глубокой древности. На примерах философских памятников Древних Индии (сер.II тыс. до н.э. - сер.1 тыс. до н.э.) и Китая (втор. пол.1 тыс. до н.э.) видны первые попытки человечества осознать самоё себя [3]. Миропонимание того времени основывалось на том, что человек является частью Космоса, нераздельной частью макрокосма. Одним из предметов дискуссий философов было место, которое может или которое должен занимать человек в обществе. В то же время западно-античная философия инициировала интерес к собственно человеку [2, 4].

Постепенно, хотя и под флагом религиозности, антропологическая тематика становится преобладающей в гуманистических поисках. Данный процесс философско-антропологического поворота шёл не только в средневековой Европе, но и на средневековом Востоке.

Логическим продолжением этой тенденции предстало обоснование мыслителями эпохи Возрождения антропоцентрической мировоззренческой позиции. В силу особой исторической ситуации свою страницу во всемирно-философскую летопись о гуманизме вписала русская философия.

На протяжении нового и новейшего времени набирает силу тенденция секуляризации в дискуссиях о гуманизме. Религиозная форма гуманизма продолжает существовать и в это время. Однако это - тема отдельного исследования, в настоящей статье не затрагиваемая. К этому времени в общих чертах определились основания гуманистической традиции

философствования. Вопросы философских оснований гуманизма приобрели формы поиска индивидуальности, личностного существования, противоборства человека и общества на арене мезокосма.

Фундирование гуманистической проблематики вопросом приоритета в системе человек-общество привело к делению философских позиций на два условных лагеря: "социального реализма" и "социального номинализма". Возникновение этого деления можно наблюдать ещё в постренессансные времена (ХУП-ХУШ вв.).

Идейная база социального реализма - примат общественного над личным - получила подробное обоснование в трудах Ж.Ж. Руссо, А.К. Сен-Симона, О. Конта и других исследователей общества. Среди их последователей в Х1Х-ХХ вв. можно назвать фамилии Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля. В середине и во второй половине прошлого столетия идей социального реализма придерживались Т. Парсонс, Р. Мертон и многие другие обществоведы. Между тем, анализ этих и других социально-философских доктрин позволяет нам отметить следующее обстоятельство. К одному стану, в данном случае - социального реализма, относятся мыслители, чьи философские платформы во многом оппонируют друг другу. Так, известно, что З. Фрейд не принял ни теорию, ни практику марксизма-ленинизма. Но, несмотря на то, что обоснование, которое он приводит, разительно отличается от обоснования его оппонентов, отец психоанализа в данном контексте является сторонником социологизма. В этом плане достаточно сослаться на его работу «Недовольство культурой» (1929г.).

В свою очередь К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули концепцию "реального гуманизма". Они рассматривали человека сквозь призму общественных отношений, как их совокупность. Аналогично решалась проблема гуманизма В.И. Лениным. В этом отношении сошлёмся на одну из его речей, озаглавленную как «Задачи союзов молодёжи» (1920г.). Идейное наследие основоположников марксизма-ленинизма развивалось, обсуждалось, комментировалось их многочисленными последователями из СССР и других социалистических стран. Об этом свидетельствует выход в свет таких коллективных монографий, как, к примеру, «Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии» (1975г.). В общем и целом социальная детерминированность человека как личности - это ответ марксизма-ленинизма на поставленную выше проблему.

Новое звучание социальный реализм получил на рубеже прошлого и нынешнего веков, благодаря процессам глобализации. Ряд авторов (И. Валлерстайн, Э. Гидденс, М. Кастельс и др.) полагает, что именно сегодня названные процессы усиливают зависимость индивидуума от социума.

Вместе с тем, есть и другой взгляд на процессы глобализации в обсуждаемом контексте. Дж. Несбитт и П. Эбурдин считают, что результатом глобализации будет триумф личности и что в обществе возобладают процессы индивидуализации. Позиция американских

футурологов - позиция социального номинализма, развёрнутую аргументацию которой можно найти в наследии Т. Гоббса, Дж. Локка, А. Смита, Дж.С. Милля и других философов. Идейная платформа социального номинализма заключается в примате личного над общественным.

В XX в. было несколько выдающихся мыслителей - представителей указанного социально-философского направления. В пример допустимо привести "интегральный" интуитивизм русского философа Н.О. Лосского с его теософским "супергуманизмом", идеи испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, которые не были забыты современными исследователями З. Бауманом и Н. Элиасом.

Своеобразная квинтэссенция данного направления довольно точно представлена учением о человеке экзистенциалистов. Для этой философской школы характерна человековедческая специфика, пристальное внимание к человеку. Например, А. Камю в своём произведении «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» (1942г.) не без оснований пишет: «решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии» [1, с. 223]. Однако его гуманизм сконцентрирован только на человеке, ибо «да, человек есть цель в себе ...» к тому же «... он является своей единственной целью» [1, с. 284].

Ему вторит другой представитель экзистенциализма Ж.П. Сартр. В изучаемом контексте особенно показательна его работа, название которой буквально говорит само за себя: «Экзистенциализм - это гуманизм» (1946г.). "Экзистенциалистский гуманизм" Ж.П. Сартра человечен и даже более того - индивидуалистичен - в наиболее яркой форме. Несмотря на это, гуманизм Ж.П. Сартра - это абстрактный гуманизм индивидуума, творящего самого себя и реализующего свой человеческий проект вне социальных реалий.

Вообще же, вопреки аргументации И. Валлерстайна и М. Кастельса социальный номинализм не сдал своих позиций ни в XX в., ни сегодня. Вероятно, это произошло и благодаря той практике социального реализма, которая имела место на протяжении хотя бы прошлого столетия.

На наш взгляд, в исследовании гуманизма возможен третий путь как альтернатива социальному номинализму и социальному реализму. Этот путь будет предложен в наших следующих статьях.

Использованные источники:

1. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / Сумерки богов / сост. А.А. Яковлев - М.: Политиздат, 1990. - 398 с. - С. 222-318.

2. Сергеев В. К. Истоки гуманизма в ранней древнегреческой философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 3 (41). - Ч. 2. - С. 170-173.

3. Сергеев В. К. Формирование гуманистического идеала в западной античной философии // Исторические, философские, политические и

юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 7 (45). - Ч. 1. - С. 168-171.

4. Сергеев В. К. Истоки гуманистических исканий философской мысли Древнего Востока [Электронный ресурс] // Вестник науки Сибири: элктронный науч. журн. - 2012. - №1 (2) URL: http://sis.tpu.ru/iournal/article/view/229 (дата обращения: 31.05.2014).

Славко А. Л., к.с.н.

доцент

кафедра физической подготовки Белгородский юридический институт МВД России Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский юридический институт МВД Российской Федерации»

(Бел ЮИ МВД России) Россия, г. Белгород Slavko Аlexander

Candidate sociological Science, assistant professor ofphysical training, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Federal national government educational institution of high professional education «Belgorod Law Institute of the MIA of Russian Federation» (Bel LI of the MIA of Russia), Russia, 308024, Belgorod, Gorky Street,

71. phone (4722) 52-55-35.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ ACTUAL PROBLEMS OF SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT SPORTS ACTIVITY IN UNIVERSITIES Аннотация: в статье освещается содержание физкультурно-спортивной деятельности как социокультурного феномена и раскрывается его социокультурный потенциала, а также актуальные проблемы его использования.

Summary: The article highlights the content of sports activity as a sociocultural phenomenon and reveals its potential socio-cultural as well as current problems using it.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, мотивация, актуальные проблемы развития, социокультурный потенциал, культура личности студента.

Keywords: sports activity, motivation, urgent problems of development, sociocultural potential, culture student's personality.

Социокультурное развитие физкультурно-спортивной деятельности связано с успешным разрешением ряда проблем, которые представляются достаточно важными и актуальными.

1. Проблема смещения мотивации. Проявляется тенденция снижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.