Научная статья на тему 'Трагедия «Подпольной» свободы в повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»'

Трагедия «Подпольной» свободы в повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1706
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ / F.M. DOSTOEVSKY / "ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ" / "NOTES FROM UNDERGROUND" / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / EXISTENTIALISM / "ПОДПОЛЬНАЯ" СВОБОДА / "UNDERGROUND" FREEDOM / СВОЕВОЛИЕ / WILLFULNESS / РАЗУМ / INTELLECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковырзенкова Т. В.

В статье ставится задача проанализировать проблему «подпольной» свободы парадоксалиста в повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья». Для героя свобода важнейшее понятие, способ быть самим собой. В основе поступков парадоксалиста лежит жажда свободы, необходимость быть личностью. Но в действительности воля парадоксалиста, переходящая в произвол, лишенная любви и «живой жизни», оказывается бессодержательной, поскольку свобода во имя самой себя есть пустая свобода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problem of the tragedy of underground freedom in Dostoevskys story Notes from Underground. Freedom for the hero is the most important concept, a way to be yourself. At the core of paradoxalists actions lies thirst for freedom, the need to be a person. But in fact, the freedom, turning into tyranny, deprived of love and living life is meaningless, because the freedom, which exists only for itself, is an empty freedom

Текст научной работы на тему «Трагедия «Подпольной» свободы в повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»»

ТРАГЕДИЯ «ПОДПОЛЬНОЙ» СВОБОДЫ В ПОВЕСТИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ»

Т.В. Ковырзенкова

336

Аннотация. В статье ставится задача проанализировать проблему «подпольной» свободы парадоксалиста в повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья». Для героя свобода - важнейшее понятие, способ быть самим собой. В основе поступков парадоксалиста лежит жажда свободы, необходимость быть личностью. Но в действительности воля парадоксалиста, переходящая в произвол, лишенная любви и «живой жизни», оказывается бессодержательной, поскольку свобода во имя самой себя есть пустая свобода.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, «Записки из подполья», экзистенциализм, «подпольная» свобода, своеволие, разум.

Summary. The article analyzes the problem of the tragedy of"underground" freedom in Dosto-evsky 's story "Notes from Underground". Freedom for the hero is the most important concept, a way to be yourself At the core of paradoxalist's actions lies thirst for freedom, the need to be a person. But in fact, the freedom, turninginto tyranny, deprivedof love and"living life" is meaningless, because the freedom, which exists only for itself, is an empty freedom.

Keywords: F.M. Dostoevsky, "Notes from underground", existentialism, "underground" freedom, willfulness, intellect.

Идейный строй повести Ф.М. До- ского в кризисную эпоху, названную

стоевского «Записки из подпо- О. Шпенглером «закатом Европы», за-

лья» (1864 г.), традиционно рассма- ложил Н.Н. Бердяев. Будучи филосо-

тривается в философско-антрополо- фом, чье имя в первую очередь связы-

гической парадигме. Проблема свобо- вают с русским религиозным экзи-

ды как глубинного проявления приро- стенциализмом, Бердяев рассматри-

ды человека, важнейшая в данной по- вал творчество Достоевского через ту

вести, в тех или иных смысловых и же категорию свободы. Так, в «Миро-

образных воплощениях реализуется созерцании Достоевского» (1923 г.)

во всем творчестве Достоевского по- поднимаются идеи перерождения сво-

сле «Записок...». Не случайно филосо- боды и веры не только в социально-

фы и писатели-экзистенциалисты пре- историческом плане, связанном с

творили идеи Достоевского в фил о- опытом революции, но и в собствен-

софско-художественном ключе. но экзистенциальном плане. Свобода,

Одним из первых традицию экзи- как одна из центральных проблем по-

стенциального прочтения Достоев- вести «Записки из подполья», находит

сложнейшие идейно-образные вариации, связанные с характерологией писателя, разработкой общечеловеческих и национально-исторических типов (не случайно герой повести назывался Достоевским «человеком русского большинства»). Для главного ее героя, парадоксалиста, подпольного человека, свобода - важнейшее понятие: возможность быть человеком, личностью, способ борьбы с «дважды два четыре», со «стеной» - образами непреложных фатальных обстоятельств, обессмысливающих свободу законов. О значении образа свободы в повести писали многие исследователи. Она является основной философской категорией для Бердяева, причем как относительно творчества Достоевского («Свобода стоит в самом центре миросозерцания Достоевского» [1, с. 47]), так и относительно всей его философии, которую он и называет «философией свободы».

А. Камю в труде «Миф о сизифе. Эссе об абсурде» (1942 г.) проанализировал и переосмыслил экзистенциальную проблематику творчества Достоевского и способы воплощения ее в тексте. В частности, Камю подверг подробному анализу образ героя романа «Бесы» Кириллова (а вместе с ним, но менее подробно, образы Ставрогина и Ивана Карамазова), который, как известно, в наибольшей степени был воспринят им как обладатель чисто экзистенциального сознания и назван «абсурдным героем» в контексте проблемы свободы [2]. Ж.-П. Сартр, взявший фразу героя Достоевского «если бога нет, то все дозволено» за отправную точку экзистенциализма, отвел Достоевскому очень большую роль для экзистенциализма в целом в знаменитом труде

«Экзистенциализм - это гуманизм» (1946 г.) [3]. Эту повесть авторитетный американский философ У. Кауфман назвал «увертюрой к экзистенциализму» и опубликовал ее первую часть в своей хрестоматии «Экзистенциализм от Достоевского до Сартра» (1957 г.) [4].

Значительно позже, в конце XX в., ту же экзистенциальную проблематику на основе сопоставления с указанными французскими писателями-экзистенциалистами анализирует русский писатель и мыслитель Виктор Ерофеев в работе «Найти в человеке человека. Достоевский и экзистенциализм». Системный анализ специфики философско-экзистенциального наполнения произведений Ф.М. Достоевского сделал мюнхенский историк философии Райнхард Лаут в книге «Философия Достоевского в систематическом изложении» (1996 г.), рассмотрев характер и способ воплощения общефилософских и непосредственно экзистенциальных категорий в творчестве писателя, среди которых - воля, воля к жизни, свобода, бессмысленность бытия, «Бога нет», смерть, самоубийство и другие. Эти понятия Лаут, как историк философии, анализирует сквозь призму мировой философии, выделяя две стороны философии Достоевского: «позитивной философии» и «негативной философии».

Все указанные исследователи, как и многие другие, затрагивающие фило-софско-экзистенциальный аспект творчества Достоевского, обращались, прежде всего, к повести «Записки из подполья», поскольку именно она является средоточием глубоких экзистенциальных философских идей, развитых в других произведениях писателя.

337

338

У Р. Лаута она именуется «волей» и выделяется как ведущая экзистенциальная категория творчества писателя. Через нее осмысляется вопрос жизненного пути человека. По Лауту, для Достоевского воля - не метафорический мир и жизнь сама по себе (как у Шопенгауэра, Банзена и др.), а атрибут человеческого бытия, особая модальность личностного отношения к миру; он также не разделял волю на разумно-определенное хотение и произвольное влечение, ибо эмпирически пришел к убеждению, что воля в своих мотивах опирается как на бессознательное, так и на голос разума [5].

В основе поступков парадоксалиста лежит жажда свободы, необходимость быть личностью: «Путь человека на свободе начинается с крайнего индивидуализма, с уединения, с бунта против внешнего миропорядка. Развивается непомерное самолюбие, открывается подполье. Появляется подпольный человек, неблагообразный, безобразный человек и раскрывает свою диалектику» [1, с. 128], - пишет Н. Бердяев о героях Достоевского. Желание часто вредного и нелогичного, парадоксального совершается из положительной потребности утвердиться в своей собственной свободе, которая доходит до абсолютного своеволия и понимается как право делать все, что захочется: «Это есть не что иное, как хвала и радостное удовлетворение от того, что воля не связана, а свободна» [5, с. 105]. Свою волю Парадоксалист делает метафизической величиной (субстанцией), вводит в онтологическую сферу, говоря словами Фихте - «в порядок сверхчувственного мира» [6, с. 29], который существует вне стены. Он восстает против всего нормативного, разумного и ра-

ционального в жизни во имя анархического принципа свободы, не считающегося ни с какими авторитетами, не ограничивающегося никакими рамками. Именно по причине иррационального неприятия окружающего мира и иррациональности самой природы человеческой каждая мысль подпольного человека опровергает предыдущую: «Даже вот что тут было бы лучше: это - если б я верил сам хоть чему-нибудь из всего того, что теперь написал. Клянусь же вам, господа, что я ни одному, ни одному-таки словечку не верю из того, что теперь настрочил! То есть я и верю, пожалуй, но в то же самое время, неизвестно почему, чувствую и подозреваю, что я вру как сапожник» [7, с. 479]. Так, его рассуждения доказывают свойственную человеку потребность в произволе и бунте. Протест против стены расширяется у парадоксалиста, и он восстает против всего нормального, разумного во имя анархического принципа бесценной свободы, не считающегося ни с какими авторитетами, не ограничивающегося никакими рамками.

С. Франк, который в 1930-е гг. также обращался к творчеству Достоевского, считает, что этот путь, который окружен со всех сторон безднами безумия и греха, - единственный путь человека к Богу; Достоевский не представлял «духовного просветления и обретения даров благодати без опыта греха и зла» [8, с. 396]. Метафизический бунт подпольного человека говорит о том, что жизнь никогда не может быть простой операцией разума. Герой как бы делает попытку продемонстрировать несоизмеримость свободной, противоречивой и иррацио-

нальнои человеческой природы с рационалистическим гуманизмом.

Известно, что в «Записках подполья» важнейший в идейном строе повести образ хрустального дворца появился как форма полемики с умозрительными ториями прогресса, в частности - с идеей социальной - социалистической или коммунистической -гармонии и образом будущего в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Таким образом, бунт парадоксалиста против стены может рассматриваться и как метафора «трудного» пути к Богу, и как метафора бунта свободного человека против рационалистического гуманизма. Амбивалентность образа стены и бунта против нее парадоксалиста оказывается очевидной. Однако эти - самые сложные проблемы идейно-образного строя повести Достоевского рассматриваются в данной статье лишь в плане постановки проблемы. Фигура парадоксалиста противоречива практически во всем: он певец свободы, личности, но в то же время доводит эту свободу до ужасающего своеволия и разрушает все гуманистические устои.

Воля парадоксалиста, переходящая в произвол, в действительности оказывается бессодержательной, поскольку свобода во имя самой себя есть пустая свобода: «Хотеть свободы для свободы, свободы без цели и содержания, значит, хотеть пустоты, уклоняться к небытию», - писал Н.Н. Бердяев [1, с. 371]. Свобода парадоксалиста лишена движений любви. В той части «Записок из подполья», которую можно условно назвать нарративной («По поводу мокрого снега»), в первом разговоре с Лизой парадоксалист рассуждает о любви так, что становится ясно: он хорошо

себе представляет, какова она в «правильном» смысле («книжном»). Характерны его размышления: «Любовь - тайна Божия и от всех глаз чужих должна быть закрыта, что бы там ни произошло» [7, с. 523]; «Любовь! -да ведь это все, да ведь это алмаз, девичье сокровище, любовь-то!» [там же, с. 526]. Однако поступками своими и искренними рассуждениями с самим собой он четко дает понять, что не верит в такую любовь и показывает свое истинное отношение к этому чувству: «...любить у меня - значило тиранствовать и нравственно превосходствовать. Я всю жизнь не мог даже представить себе иной любви и до того дошел, что иногда теперь думаю, что любовь-то и заключается в добровольно дарованном от любимого предмета праве над ним тиранствовать. Я и в мечтах своих подпольных иначе и не представлял себе любви, как борьбою, начинал ее всегда с ненависти и кончал нравственным покорением, а потом уж и представить себе не мог, что делать с покоренным предметом» [там же, с. 546]. Этими мотивами и обусловлена его речь, «призывающая» Лизу отказаться от той судьбы, что она выбрала. Он хотел власти над ее душой, над ее свободой, хотел чувствовать, что направляет ее мысли и чувства в нужную ему сторону: «Давно уже предчувствовал я, что перевернул всю ее душу и разбил ее сердце, и, чем больше я удостоверялся в том, тем больше желал поскорее и как можно сильнее достигнуть цели. Игра, игра увлекла меня; впрочем, не одна игра...» [там же, с. 528]. После саморазоблачающего монолога-признания в его квартире он ощутил свою слабость и ее превосходство над ним («Пришло

339

340

мне тоже в взбудораженную мою голову, что роли ведь теперь окончательно переменились, что героиня теперь она, а я точно такое же униженное и раздавленное создание, каким она была передо мной в ту ночь, -четыре дня назад...» [там же, с. 454]). От осознания этого он захотел еще более унизить ее и сделал это самым жестоким образом. Поднятые Достоевским вопросы метафизики любви, освещенные им как грани характера и сознания парадоксалиста, осмыслялись и Сартром. Считая, что в основе любви лежит стремление подчинить себе другого, лишить его свободы, он в труде «Бытие и ничто» пишет: «Другой в любой момент может превратить меня в объект» и «похитить мою свободу» [9].

В затворенном сердце подпольного человека царит антигуманная любовь, лишенная того смысла, который ей необходим, который необходим для воскрешения. Нет у него и сердца, необходимого герою Достоевского для возможности воскреснуть. «Вы хвалитесь сознанием, но вы только колеблетесь, потому что хоть ум у вас и работает, но сердце ваше развратом помрачено, а без чистого сердца - полного, правильного сознания не будет» [7, с. 479-480], - говорит внутренний оппонент герою-парадоксалисту. В последних словах слышится голос самого Достоевского и его идея, которая в будущем будет раскрыта в «Идиоте» и других романах более полно, - идея о губительной силе ума без сердца.

Главную же трагедию свободы подпольного героя, как нам видится, довольно точно сумел определить В. Зеньковский, уделявший особое внимание в своих философских тру-

дах миросозерцанию Достоевского, в статье «Русские мыслители и Европа»: «...в том-то и дело, что если жить по глупой своей воле, то есть не связывать акты свободы с истиной, то получается ведь мнимая свобода!» [10, с. 338]. Герой стремится спрятаться от реальности в своем иллюзорном мире. В.Я. Кирпотин отмечает, что парадоксалист «. добивался свободы, но <...> так и остался рабом, судорожно дергающимся на цепи, которую не в силах был порвать» [11, с. 161]. Он не смог усмирить собственные внутренние конфликты и, по точному замечанию В. Тунимано-ва, «никогда не сможет быть в полной мере свободен, так как не в состоянии отгородиться от "них", от "других", от разных конфликтующих голосов внутри своего "я"» [12, с. 19]. Индивидуальное сознание здесь как бы находится на разных, противоречащих друг другу путях и подчиняется различным иллюзорным внутренним голосам. В его глубинной сущности происходит разрыв между логическим сознанием и чувственной личностью. Воля, важнейший модус человеческой экзистенции, подчиняет сознание, как следствие - человек ударяется в односторонности, впадает в глубочайшие ошибки: «Скажите мне вот что: отчего так бывало, что, как нарочно, в те самые, да, в те же самые минуты, в которые я наиболее способен был сознавать все тонкости "всего прекрасного и высокого", как говорили у нас когда-то, мне случалось уже не сознавать, а делать такие неприглядные деянья, такие, которые... ну да, одним словом, которые хоть и все, пожалуй, делают, но которые, как нарочно, приходились у меня именно тогда, когда я

наиболее сознавал, что их совсем бы не надо делать? Чем больше я сознавал о добре и о всем этом "прекрасном и высоком", тем глубже я и опускался в мою тину и тем способнее был совершенно завязнуть в ней» [7, с. 455-456]. Достоевский, обращаясь к самосознанию героя, ставит важнейшую проблему ситуативности «высоких» проявлений ума и души, неукорененности аксиологических установок, также связанной со свободой: «Я помню, во мне тоже было настоящее чувство. Я именно хотел вызвать в ней благородные чувства. если она поплакала, то это хорошо, это благотворно подействует... <...> На другой день я уже опять готов был считать все это вздором, развозившимися нервами, а главное - преувеличением» [там же, с. 533-534]. Пафос относительности, релятивности становится доминирующим в самосознании героя.

Парадоксалист обречен на бесконечные поиски устойчивого бытия в обстоятельствах неустойчивых морально-волевых импульсов. Герой порой даже сам верил в просветления в нем искренности во время собственной речи, но в то же время понимал, что цель его речей другая, что дурно он поступает, манипулируя хрупкой душой верящей ему девушки, и поступает так именно нарочно. Но от осознания всей подлости своего поступка только еще сильнее продолжал насильно «пробираться» к ее душе: «"Черт возьми, это любопытно, это -сродни, - думал я, - чуть не потирая себе руки. - Да и как с молодой такой душой не справиться?.." Более всего меня игра увлекала. <...> Картинками, вот этими-то картинками тебя надо! <...> и злое чувство обхватило меня.

"Постой же", - подумал я» [там же, с. 521, 524-525]. Игра становится важной мотивировкой человеческих отношений, гендерный контекст накладывает дополнительные смыслы на игру-манипуляцию, причем в сферу этой манипуляции попадает и сам ее субъект. Ему и искренне жаль ее («Мне было больно; <...> Бедненькая. Я был измучен, раздавлен, в недоумении» [там же, с. 529-531]), но именно за свою же жалость, за искренность своих чувств он ее и ненавидит: «Иногда мне приходила мысль самому съездить к ней, "рассказать ей все" и упросить ее не приходить ко мне. Но тут, при этой мысли, во мне подымалась такая злоба, что, кажется, я бы так и раздавил эту "проклятую" Лизу, если б она возле меня вдруг случилась, оскорбил бы ее, оплевал бы, выгнал бы, ударил бы!» [там же, с. 534].

Очевидна борьба воли, ее грозных иррациональных импульсов, с подлинными и столь же глубокими проявлениями личности. Более всего преобладание воли над глубинной человечностью проявляется, в финальной сцене отношений с Лизой: «Я вдруг подбежал к ней, схватил ее руку, разжал ее, вложил... и потом опять зажал. Затем тотчас же отвернулся и отскочил поскорей в другой угол, чтоб не видеть по крайней мере... Я хотел было сию минуту солгать - написать, что я сделал это нечаянно, не помня себя, потерявшись, сдуру. Но я не хочу лгать и потому говорю прямо, что я разжал ей руку и положил в нее... со злости. Мне это пришло в голову сделать, когда я бегал взад и вперед по комнате, а она сидела за ширмами. Но вот что я наверно могу сказать: я сделал эту жестокость, хоть и нарочно, но не от серд-

341

ВЕК

342

ца, а от дурной моей головы» [там же, с. 547]. Именно от головы, от четкого действия по своей теории абсолютной воли, своеволия и - каприза. Достоевский выявляет сложнейшую диалектику волевого - импульсивного, рационального - эмоционального, свободы как осознанного волеизъявления и непредсказуемости.

Подпольный человек, в соответствии с собственной философией, как отмечает исследователь Н.В. Жи-волупова, «не поддается оформлению, то есть сохраняет в себе стихию первобытной меонической свободы» [13, с. 126]. Его свобода зачастую являет собой распад и «разложение» личности. Все в его сознании подвергается разложению. Нет конечного и начального. Нет, и не может быть первопричин, а отсюда нет и нравственного чувства справедливости, даже настоящей злобы («Злоба у меня вследствие этих проклятых законов сознания химическому разложению подвергается» [7, с. 464]). Таково особого рода нигилистическое состояние человека с экзистенциальным сознанием, такова «подпольная» свобода.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. - М., 2001.

2. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде.

- М., 1989.

3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1989.

4. Кауфман У. Экзистенциализм от Достоевского до Сартра. - М., 1995.

5. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. - М., 1996.

6. Фихте И.Г. Назначение человека // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1995.

7. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 т. - Л., 1989. - Т. 4.

8. Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма // Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. - М., 1990.

9. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., пре-дисл., примеч. В.И. Колядко. - М., 2000.

10. Зеньковский В.В. Наша эпоха // Русские мыслители и Европа. - М., 1997.

11. Кирпотин В.Я. Достоевский-художник.

- М., 1972.

12. Туниманов В. «Подполье» и «живая жизнь» // XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. - М., 2002.

13. Живолупова Н.В. Трансформация мотива «подражания Христу» в произведениях Ф.М. Достоевского 60-х гг. // Достоевский и современность. - Новгород, 1994. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.