Научная статья на тему 'Социальный процесс как объект философско-культурологического анализа'

Социальный процесс как объект философско-культурологического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
597
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартазанов Хаж-мурад Магометович

В статье выявлено, что социальный процесс это способ реализации движения социального бытия от потенциального к актуальному состоянию; та разновидность социальных изменений, которая состоит в преобразовании социальных форм; способ перехода от одной упорядоченности пространственно-временных связей социума к другой через структурирование новых форм социального бытия, опосредуемых прошлой историей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный процесс как объект философско-культурологического анализа»

УДК 130.2:316.4 ББК 60.000.3 М - 29

Х.М. Мартазанов

Социальный процесс как объект философско-культурологического

анализа

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье выявлено, что социальный процесс - это способ реализации движения социального бытия от потенциального к актуальному состоянию; та разновидность социальных изменений, которая состоит в преобразовании социальных форм; способ перехода от одной упорядоченности пространственно-временных связей социума к другой через структурирование новых форм социального бытия, опосредуемых прошлой историей.

Ключевые слова:

Социальный процесс, социальные изменения, социальный опыт, социальная система.

Изменчивость, мобильность, подвижность относятся к сущностным характеристикам социального бытия, равно как и противоположные им свойства упорядоченности, равновесности, стабильности. Глубинное философское основание этой двойственности человеческого бытия коренится в самой его природе, как отношения между сущим и сущностью (B.C. Соловьев), между сущностью и существованием (М. Шелер).

Бесконечное приближение существования к сущности обуславливает постоянное присутствие в наличном бытии свойств и тенденций, которые будут актуализированы в последующих этапах социального развития. Фактор, обеспечивающий постоянный характер активности социума, его "самовозбужденный" характер, мы находим в том обстоятельстве, что человеческое бытие - это сущее, которое наделено отношением к собственному бытию и пониманием этого бытия.

Смысл, который человек стремится придать своему бытию, обнаруживается при несовпадении сущности и существования, что порождает творческую энергию субъекта.

Социальные изменения (в том числе и социальный процесс) есть актуализация как творческой энергии социального субъекта, имеющего свое бытие как предметность мышления и действия, так и структурирующего воздействия прошлого социального опыта, прежней инерции существования. Бытие - это реальный атрибут субъекта, равно как атрибутом субъекта является сочетание подвижности и неизменности в его существовании. Иными словами, социальные изменения - это непременный атрибут человеческого бытия. В социальном смысле изменчивость человеческого существования может проявляться в различных формах: разрушение либо создание пространственновременных связей, возникновение или трансформация социальных структур, новые духовные и нравственные веяния, новые моды, мобильность населения и многое другое. Полагаем, что к социальным процессам можно отнести те преобразования, которые связаны со структурированностью социума - в разных их формах.

Таким образом, в социально-философском аспекте социальный процесс - это социально обусловленная форма перехода от потенциального к актуальному бытию, такая характеристика человеческого бытия, которая фиксирует его имманентную изменчивость со стороны структурирования новых, либо опосредованно данных потенций самого

бытия, актуализацию творческой энергии субъекта в определенных социальных формах, в трансформацию пространственно-временных связей социума.

Изменчивость социального бытия неоднократно становилась объектом социальнофилософского исследования как отечественной (Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин и др.), так и европейской мысли. Особенного внимания требует терминологическая точность, ибо мобильные аспекты человеческого бытия описываются разными понятиями.

Л.П. Карсавин в упоминавшемся труде анализирует, наряду с термином "изменения", понятия "прогресс", "развитие", "процесс". А. Босков в статье «Социальные изменения: основные проблемы возникновения теоретических и исследовательских центров» рассматривает более широкий крут понятий, включая сюда эволюцию и динамику. На наш взгляд, наиболее широким по своему значению является понятие «социальное изменение». Приведем вариант Л.П. Карсавина: «Изменение есть

непрерывно меняющаяся во времени система взаимоотношений пространственно разъединенных элементов» [3].

Близкий нам по времени А. Босков следующим образом описывает это понятие. «Социальное изменение» обозначает доступный пониманию процесс, при котором мы можем обнаружить значительное изменение в структуре и функционировании детерминированных социальных систем» [1]. Проявлениями социального изменения являются социальный процесс, социальная эволюция, социальное развитие.

Опираясь на традицию Ф. Знанецкого, Т. Парсонса и др. авторов, А.Босков дает следующее определение понятия «социальный процесс»: это есть «процесс, при котором мы можем обнаружить значительное изменение в структуре и функционировании детерминированных социальных систем» [1].

Сопоставляя различные точки зрения, представляется возможным дать определение социального процесса как таких изменений в социальной системе, ее подсистемах или элементах, которые выражаются в возникновении, трансформации или исчезновении каких-либо социальных функций, структурных образований, типов взаимодействия.

Понятие «социальный процесс» характеризует также два следующих обстоятельства. Во-первых, оно связано с пространственно-временными характеристиками социума. И здесь нельзя не согласиться с Л.П. Карсавиным, что в основе социального процесса лежит непрерывно меняющаяся во времени система взаимоотношений пространственно разъединенных элементов. Автор "Философии истории" пишет, мотивируя этот тезис: «Для того, чтобы нечто изменялось, необходимо существование, по крайней мере, двух разъединенных атомов. Существование их, правда, по времени возможно, но разъединительность их временем мотивирована быть не может. Равным образом и понятие системы, предполагая единство - мыслимо лишь в моменте времени (в настоящем) или в преодоленности временного погибания и возникновения, предполагая разъединенность или прерывность - невыводимо из времени и приводит нас к пространству» [3].

Во-вторых, понятие "социальный процесс" характеризует социальную систему с точки зрения равновесности, охватывая различные ее состояния: переход к

разбалансированности (во многих модификациях) и от нее - к новой упорядоченности, отвечающей как внутренним, так и внешним факторам.

Социальная система, в которой социальные изменения приобретают кардинальный характер, т.е. социальный процесс охватывает большинство ее сфер (затрагивают ее функции и структуру, воздействуют на социальное пространство и социальное время, свидетельствуют о приобретении или потере ее равновесности), находится в переходном состоянии.

Итак, социальный процесс - это социальное изменение в узком смысле слова, сопровождающееся преобразованием социальных форм. Названная сущность социального процесса реализуется через многообразные его проявления.

Социальный процесс как специфическая форма социальных изменений получает различное воплощение в зависимости от сопутствующих ему обстоятельств. Во-первых, это зависит от масштаба, охватываемого социальным процессом (это может быть мегамир, макромир, микромир). Во-вторых, от того, какого рода субъект является двигателем социального процесса. В-третьих, от конкретной социальной сферы, в которой разворачивается социальный процесс.

Рассмотрим подробнее эти подходы.

Одним из главнейших вопросов теории социального процесса является проблема субъекта социального бытия. Исходя из принципа конкретности социального познания, отечественные мыслители подчеркивают индивидуализированность каждого социального субъекта, будь это отдельное лицо или определенная социальная общность. При этом так или иначе русская философская мысль исходит из того, что имеется наиболее общий субъект социального бытия - это человечество как всеединый, всепространственный и всевременной субъект [3].

По мнению Карсавина Л.П., субъектом истории является стяженно всеединое или грешное человечество, эмпирически становящееся и ставшее (завершенное), но не достигшее своей цели, не выполнившее своего долга и не выполненностью его само себя карающее. Как совершенное всеединство, человечество единство себя самого в несовершенстве, усовершении и совершенстве [3].

Это отнюдь не означает, что представители отечественной социально-философской школы стояли на позициях всемирно-исторического подхода.

Этот подход, как убедительно показал В .В .Макаров в статье «Пространство мысли (о некоторых основополагающих принципах русской социальной философии)», опубликованном в первом выпуске «Волгоградского философского альманаха», состоит в том, что в этом случае главной единицей анализа становится не весьма условное человечество, внутри которого народы представляют собой лишь формы движения единого человечества по ступеням его прогресса, а реальные исторические индивидуальности.

Для общественной мысли нет противоречия между признанием универсального субъекта социального бытия в виде человечества и утверждением о принципиальной неповторимости исторической судьбы каждой "коллективной индивидуальности", т.е. отдельного народа. Здесь уместно вспомнить высказывание Бердяева Н.А.: «Самая большая трудность философии истории скрыта в природе индивидуального, которое, казалось бы, не поддается разумному объяснению, не вмещается ни в какие схемы» [2].

В уже называвшейся статье "Пространство мысли" В.В.Макаров подчеркивает, что выделение России в качестве самостоятельного объекта философского размышления в отечественном общезнании означало одновременно утверждение определенного масштаба, своеобразной единицы измерения социального процесса, специфического способа историко-философского познания. В то же время европейская социальная мысль оперировала масштабом всемирной истории, единицей измерения избирала цивилизованные страны, искала единые закономерности для этой целостности [4].

Одновременно следует отметить, что для социально-философского исследования главной единицей измерения является коллективная историческая индивидуальность, т.е. отдельно взятый народ как этносоциокультурное образование.

Обозначение социальных процессов в зависимости от масштаба (мегамир, т.е. человечество и регионы; макромир - страна, общество, социальная система; микромир -личность) может иметь терминологические особенности. Например, по отношению к явлениям в макромире может быть применен термин "цивилизационные процессы".

Современный автор дает следующее их толкование:

«1) Как восхождение того или иного региона (страны) от варварства к цивилизации;

2) Как интеграция стран определенного мирового региона в единую неформальную (не связанную государственной властью) общность; формирование единого духовного (ценностного), правового и экономического пространства;

3) Как процесс неожиданной "встречи" различных культур, резкой активизации их диалога» [5].

Специфическими субъектами социального процесса выступают поколения, нация и народ, человечество. Социальные процессы разнятся и в зависимости от сфер социальной жизни, в которых они разворачиваются, а именно: в экономической, политической, культурной.

Кроме того, социальные процессы модифицируются в зависимости от их принадлежности к тому или иному элементу структуры общества: которые суть социальные институты; типы взаимодействия; виды социальной стратификации.

Социальные процессы в сфере социальной стратификации выглядят как явления социальной мобильности, а именно изменения занятости, профессиональная подвижность и т.п.

В системе социальных взаимодействий по-разному в тех или иных конкретноисторических ситуациях сочетаются такие социальные процессы, как интеграция и дезинтеграция, социальный контроль и социальная дезорганизация и т.п.

Переходные состояния общества с этих позиций характеризуются той или иной формой взаимодействия (преемственностью или конфликтностью поколений), той или иной направленностью национальных процессов (консолидацией или дезинтеграции и др.), мобильностью в принадлежности к социальным и профессиональным группам, преобладанием интегративных тенденций, социального контроля или социальной дезорганизации.

Наконец, есть синтезированные социальные процессы.

Особо остановимся на институциональных преобразованиях как специфическом социальном процессе. Институциональные изменения роли других социальных изменений и социальных процессов) оставляют на обществе наиболее ощутимый отпечаток, ибо в ходе этих преобразований либо разрушаются, а затем создаются вновь крупные социальные структуры, либо происходит их реформирование, которое затрагивает интересы больших групп населения.

Такие, с большим социальным резонансом, институциональные преобразования могут охватить и экономическую, и политическую, и культурную сферы жизни общества одновременно.

В экономической сфере это прежде всего изменения института собственности. Человеческие сообщества сегодня используют, как правило, три вида собственности: государственную, частную, коллективную. Правда, по поводу последней существуют весьма различные мнения: одни признают наличие такой формы собственности, другие отрицают.

Подчеркнём, что внутренние тенденции социальных процессов имеют циклический характер. Но не как повторяемость форм определённых фундаментальных социальных отношений, а как сочетание процессов утверждения равновесности систем и её разбалансировки на пути к новой пространственно - временной упорядоченности, как взаимодействие непрерывности и прерывности развития народа, как смену эпох, где преобладают упорядоченные процессы, периодами, в которых система (подсистема) становится неравновесной.

Таким образом, социальные процессы составляют важную часть функционирования социальной системы, обеспечивая её приспособляемость к изменяющимся внутренним и внешним условиям, возвращая её снова и снова к равновесным состояниям.

Подводя итог, подчеркнём, что социальный процесс - это способ реализации движения социального бытия от потенциального к актуальному состоянию; та

разновидность социальных изменений, которая состоит в преобразовании социальных форм; способ перехода от одной упорядоченности пространственно-временных связей социума к другой через структурирование новых форм социального бытия, опосредуемых прошлой историей.

Примечания:

1. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961. С. 301.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

3. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993. С. 19.

4. Макаров В.В. Пространство мысли (о некоторых основополагающих принципах русской социальной философии) // Волгоградский философский альманах. Волгоград, 1995. Вып. № 1. С. 28.

5. Панарин Л.С. Россия в цивилизационном процессе. М., 1993. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.