Научная статья на тему 'Социальный профиль неформально занятого населения'

Социальный профиль неформально занятого населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / INFORMAL ENGAGEMENTS / ЗАНЯТЫЕ БЕЗ ОФИЦИАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ / ENGAGED WITHOUT OFFICIAL CONTRACTS / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / SOCIAL PORTRAIT / МОДЕЛЬ / MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лытасова Л. И., Перова М. Б.

В статье анализируется занятое население без официального оформления, к которому относятся лица, работающие без контракта на предприятиях. Их основные социальные признаки и мотивации представляют социальный профиль неформально занятых без официального оформления. В результате анализа эмпирических данных построен социальный профиль занятых без официального оформления. Моделирование социального профиля позволяет предсказывать экономическое поведение в неформальной занятости отдельных индивидов и групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social portrait of people earning their living without official contracts

In the article there is an analysis of people who work without official contracts. Their basic social traits and motives comprise a social portrait of people who work without official contracts. The results of the study show enabled to make a social portrait of those people. Modeling of social portrait allows predicting economic behavior of individuals and groups in such sort of engagements.

Текст научной работы на тему «Социальный профиль неформально занятого населения»

11. Фененко, А. «Национальная идея» и «национальная идентичность» в произведениях Густава Лебона [Текст]/ А. Фененко // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. - Воронеж, 2002.

12. Филиппов, Ю.В. Социализация этноса: введение в спецкурс по этнологии [Текст]/ Ю.В. Филиппов. - Н. Новгород: НГАСУ, 1997. - 88 с.

13. Хаттингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности [Текст]/ С. Хаттингтон. - М.: АСТ МОСКВА, 2008. - 635 с.

14. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности [Текст]/ В. Хесле // Вопросы философии. - 1994. - №10. - С. 112 - 123.

15. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]/ Э. Эриксон. - М., 1996.

Лытасова Л.И., Перова М.Б.

Социальный профиль неформально занятого населения

Основной целью изучения и измерения неформальной занятости является правильное отображение, управление и направление в нужное русло неформально занятых для снижения отрицательного и увеличения положительного воздействия этого явления на экономику страны. Для выбора управляющего воздействия необходимо знать основные характеристики неформально занятого населения.

К неформально занятому населению относятся не зарегистрированные в установленном порядке предприниматели: индивидуальные предприниматели без государственной регистрации с наемными работниками или без них, работающие индивидуально (самозанятые), в том числе занятые производством продукции в домашних условиях для реализации, а также работающие на условиях найма на предприятиях неформального сектора, неоплачиваемых работников семейных предприятий и наемных работников формального сектора, работающих без контракта. В данной статье анализируется занятое население без официального оформления, к которому относятся лица, работающие без контракта на предприятиях как формального, так и неформального секторов экономики, т.е. без учета занятых в личном подсобном хозяйстве. Их основные социальные признаки и мотивации представляют социальный профиль неформально занятых без официального оформления.

Эмпирической базой данного исследования являются результаты мониторинга социально-экономических перемен, регулярно проводимого ВЦИОМ с 1993 г. 4-8 раз в год на основании Всероссийской многоступенчатой стратифицированной случайной выборки (численность каждой выборки 2100-2400 чел. населения в возрасте от 16 лет и старше, проживающего в городской и сельской местности) [1].

В результате анализа эмпирических данных построен социальный профиль занятых без официального оформления, включающий следующие признаки: возраст, вид основного занятия, профессия (должность), тип предприятия, доходы в виде стипендий и пособий, наличие дополнительной работы, наличие работы и условия оформления на основной работе. Моделирование признаков, отражающих социальный профиль, позволяет определить вероятность вовлечения населения в неформальную занятость.

Наличие у респондента постоянной дополнительной работы или случайных приработков является одним из определяющих факторов, влияющих на вовлеченность 132

в занятость без официального оформления. Склонность респондента к выполнению дополнительной работы объясняет изменения (37,2%) вероятности вовлечения населения в занятость без официального оформления. Модель вероятности вовлечения в занятость без официального оформления в зависимости от наличия у респондента дополнительной работы имеет вид:

р =—1—' V = 2,232х -6,308

1 + е У' ,

где р1 вероятность вовлечения населения в занятость без официального оформления, в зависимости от наличия дополнительной работы (принимает значения от 0 до 1); х1 наличие или отсутствие у респондента дополнительной работы (0 - нет, 1 - да);

Если работник имеет или ищет дополнительную работу с целью получения дополнительного дохода, то он с очень большой вероятностью окажется в неформальном секторе. Имея занятость на основном месте работы, вечерами и в выходные дни работники могут выполнять работы или услуги в неформальном секторе без официального оформления (пошив одежды на дому, парикмахерские услуги, уборка помещений, извоз и т. д.). Если респондент не имеет дополнительной работы, то вероятность вовлечения его в занятость без официального оформления равна 20%, а если он ранее имел случайные приработки, то вероятность его вовлечения в занятость без официального оформления составляет 89%. Если же респондент имеет постоянную дополнительную работу, то в 98% случаев он будет вовлечен в занятость без официального оформления.

Возраст респондента объясняет изменения (18,4%) вероятности вовлечения

населения в занятость без официального оформления: 1;

Р2 = "--т' у2 = 0,056х2 - 2,519

1 + е 2 2 2 ,

где р2 вероятность вовлечения населения в занятость без официального оформления

в зависимости от возраста; х2 возраст респондента (16 лет и старше).

При изменении возраста респондента с 18 до 35 лет вероятность вовлечения в занятость без официального оформления снизится с 83,2 до 63,6%, при увеличении возраста до 55 лет, вероятность уменьшится до 36,8%, при изменении возраста респондента до 70 лет - до 20,3%.

Вид основного занятия респондента объясняет изменения (16,9%) вероятности вовлечения населения в занятость без официального оформления. Данная модель имеет вид:

1;

р3 = --; у3 = 0,634х3 -1,774

1 + е 3 3 ' 3 ' ,

где р3 вероятность вовлечения населения в занятость без официального оформления в

зависимости от вида основного занятия; х3 вид основного занятия респондента (1 -

учусь в училище, техникуме, вузе; 2 - нахожусь на пенсии по выслуге, по возрасту; 3 -нахожусь на пенсии по инвалидности; 4 - веду домашнее хозяйство; 5 - нахожусь в отпуске по беременности, по уходу за ребенком; 6 - безработный, не работаю и ищу

работу; 7 - не работаю и не ищу работу; 8 - другое).

Среди всех групп населения по виду основного занятия наиболее вовлечены в занятость без официального оформления безработные, вероятность их участия в неформальной занятости составляет 72,3%. Менее вовлечены в занятость без официального оформления учащиеся и люди находящиеся на пенсии, их вероятность вовлечения составляет 30 и 38%. Достаточно большая вероятность вовлечения в занятость без официального оформления (58%) у людей ведущих домашнее хозяйство.

Вероятность вовлечения в занятость без официального оформления зависит от условий оформления респондента на основной работе:

Р4 v4 = 0,914х4 -1,639

1 + е

где р4 вероятность вовлечения населения в занятость без официального оформления

в зависимости от условий оформления респондента на основной работе; х4 наличие

работы и условия оформления на основную работу (1 - не работаю; 2 - работаю по найму на постоянной работе на государственном или частном предприятии; 3 -работаю по найму, по контракту, трудовому соглашению, договору; 4 - работаю по найму на основе устной договоренности; 5 - служу в армии, органах внутренних дел, службе безопасности; 6 - занимаюсь индивидуальной трудовой деятельностью, частным предпринимательством, 7 - работаю на собственном предприятии, ферме; 8 -другое).

Респондент, работающий по найму на контрактной основе, имеет вероятность вовлечения в занятость без официального оформления 58%, а занятый индивидуальной трудовой деятельностью - 75%.

Низкий размер пенсий и стипендий заставляет население, получающее пенсии и стипендии, искать приработки и, желательно, не на полный рабочий день, поскольку студенты учатся, а пенсионерам не позволяет состояние здоровья трудиться полный рабочий день. Увеличение пенсий или стипендий (например, в виде субсидий) будет способствовать снижению неформальной занятости этой части населения. Модель вероятности вовлечения в занятость без официального оформления в зависимости от

дохода в виде стипендий имеет вид: 1;

р5 ="--5"; у5 = 5,972 х5 - 0,174

1 + е 5 5 ' 5 ' ,

где р5 вероятность вовлечения в занятость без официального оформления в

зависимости от наличия стипендии; х5 доход в виде стипендий (0 - нет, 1 - есть).

Вероятность вовлечения в неформальную занятость в зависимости от наличия у респондента дохода в виде стипендии колеблется от 50% (при ее отсутствии) до 68% (при наличии у респондента стипендии).

Модель вероятности вовлечения в занятость без официального оформления в

зависимости от дохода в виде пособий имеет вид: 1;

р6 = ' V6 = 2,989Х6 - 0,385,

где р6 вероятность вовлечения в занятость без официального оформления в 134

зависимости от наличия пособий; х6 доход в виде пособий (0 - нет, 1 - есть).

Если респондент имеет доход в виде пособия, то вероятность его вовлечения в занятость без официального оформления составит 62%, если не имеет пособий, то вероятность уменьшается до 50%.

На занятость без официального оформления влияет также тип предприятия: 1;

Р7 =~-г' V = 0,646х7 -1,45

1 + е 7 7 7 ,

где Р7 вероятность вовлечения в занятость без официального оформления в зависимости

от типа предприятия; х7 тип предприятия (1 - государственное или муниципальное

предприятие, бюджетная организация; 2 - общество с ограниченной ответственностью; 3 - закрытое или открытое акционерное общество, предприятие; 4 - кооператив, ферма, предпринимательство без образования юридического лица; 5 - общественная и/или некоммерческая организация (фонд, партия); 6 - другое).

Если предприятие, на котором работает респондент, является государственным, муниципальным или представляет собой бюджетную организацию, то вероятность вовлечения его в занятость без официального оформления составляет 40%. Занятость работников на частных предприятиях (ООО, ЗАО) увеличивает вероятность вовлечения их в занятость без официального оформления, но незначительно на 5-10%. Значительное увеличение склонности к занятости без официального оформления появляется у респондентов, которые заняты в кооперативах, на фермах, предприятиях без образования юридического лица и в некоммерческих организациях (партии, общественные объединения, движения и т.п.). Процент вовлеченности работников данной группы колеблется от 68% до 74%. Небольшая вероятность вовлечения населения в занятость без официального оформления наблюдается у тех, кто работает в бюджетных организациях, так как они получают стабильные доходы и широкие социальные гарантии, чего нельзя сказать о работающих на фермах и в некоммерческих организациях.

Вероятность вовлечения в занятость без официального оформления зависит от профессии (должности) респондента, она колеблется от 30 до 79%.

Каждая характеристика социального профиля отражает свой вклад, степень влияния на изменение вероятности вовлечения в занятость без официального оформления. Построенные парные модели показывают, что ни один из выделенных факторов не является единственным или самым главным, влияющим на вероятность вовлечения в неформальную занятость без официального оформления. Поэтому целесообразно построение множественной модели социального профиля неформально занятого населения, содержащей факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на вероятность вовлечения в занятость без официального оформления. Данная многофакторная модель включает следующие основные переменные: возраст, вид основного занятия, наличие дополнительной работы:

1

Р = 77—7; V = -0,113 х1 + 0,011 х, + 2,708 х3 - 8,073

1 + е ' 1 2 3 ,

где Р - вероятность вовлечения в занятость без официального оформления в зависимости от наличия дополнительной работы, возраста и вида основного занятия респондента; х1 - наличие в прошлом месяце, помимо основного занятия, какой-нибудь

работы или занятия, приносящего дополнительный доход (1 - да, была регулярная дополнительная работа; 2 - да, были случайные приработки; 3 - нет, дополнительной

работы не было); х2 - возраст человека (от 16 лет и старше); х3 - основное занятие респондента (1 - учусь; 2 - нахожусь на пенсии по выслуге лет, по возрасту; 3 - нахожусь на пенсии по инвалидности; 4 - веду домашнее хозяйство; 5 - нахожусь отпуске по беременности, по уходу за ребенком; 6 - безработный, не работаю и ищу работу; 7 - не работаю и не ищу работу; 8 - другое).

Наибольший вклад в вероятность вовлечения в занятость без официального оформления оказывает стремление респондента к работе, приносящей дополнительный доход. Следующим фактором по степени влияния является основное занятие респондента, а затем - возраст.

Данная модель позволяет предсказать экономическое поведение в неформальной занятости отдельных индивидов и групп населения, обладающих заданными характеристиками. Ее интерпретацию можно рассмотреть на следующих примерах:

- если респондент является студентом в возрасте 20 лет и не склонен к дополнительным приработкам, то вероятность его вовлечения в занятость без официального оформления равна 6,8%;

- если респондент в возрасте 35 лет работает, а также имеет постоянную дополнительную работу, то вероятность его вовлечения в занятость без официального оформления равна 98,3%;

- если респондент в возрасте 60 лет является пенсионером по выслуге лет и имеет случайные приработки, то вероятность его вовлечения в занятость без официального оформления равна 85,4%;

- если респондент в возрасте 40 лет является безработным и не ищет работу, не имеет даже случайных приработков, то вероятность его вовлечения в занятость без официального оформления равна 23,7%;

- если респондент в возрасте 35 лет работает в формальном секторе экономики и не имеет случайных приработков, то вероятность его вовлечения в занятость без официального оформления равна 20,8%, а если он постоянно имеет дополнительные приработки, то вероятность его вовлечения в занятость без официального оформления возрастает до 98,3% и т.д.

Обобщая результаты, можно сделать вывод, что если респондент имеет постоянную дополнительную работу, то в среднем вероятность вовлечения его в занятость без официального оформления колеблется от 98 до 100%. В этой группе населения более низкая вероятность вовлечения в занятость без официального оформления у респондентов, которые находятся на пенсии по выслуге лет.

В группе населения, которое имеет случайные приработки, вероятность вовлечения в занятость без официального оформления колеблется от 85 до 99%. Наименьшая вероятность вовлечения в занятость без официального оформления в этой группе населения свойственна пожилым, а наибольшая - населению, не работающему в формальном секторе экономики.

Среди тех, кто не имеет дополнительных приработков, существует достаточно высокая вероятность вовлечения в занятость без официального оформления. Она наиболее свойственна работающим гражданам в возрасте до 25 лет (от 27 до 30%). Среди них более склонно к неформальной занятости без официального оформления население в возрасте до 25 лет (около 23%), менее склонно население в возрасте от 46 до 65 лет (от 15 до 17%). 136

Самая низкая вероятность вовлечения в занятость без официального оформления у пенсионеров, учащихся и не имеющих дополнительной работы.

Отсутствие оформления работников на работу в соответствии с законодательством автоматически относит работников в ранг неформально занятых. Повышение требований к соблюдению трудового законодательства руководителями предприятий и стимулирование вывода заработной платы из тени снизят уровень неформальной занятости без официального оформления.

Таким образом, управляющее воздействие на факторы, отражающие социальный профиль населения, занятого без официального оформления, позволяет регулировать неформальную занятость в рамках, соответствующих данной экономической ситуации в регионе или стране, например, можно упростить процедуру оформления индивидуальной деятельности, снизить уровень налогообложения, улучшить работу по профессиональной ориентации и созданию рабочих мест с неполным рабочим днем и т.п.

Литература

1. Единый архив социологических данных [Электронный ресурс]/ Независимый институт социальной политики. URL: http ://sofist. socpol. ru.

Санин С.А.

Вузовские практики как средство формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников

Происшедшие в последние годы социальные, политические и экономические изменения мирового масштаба привели к всплеску миграции, переселению и смешиванию народов, в результате чего современное общество стало мультикультурным. Данный факт влечет за собой изменение целей образования. Теоретико-методологической основой модернизации системы образования является переход к мультикультурно-ориентированной парадигме образования. Новая стратегия развития не только возрождает интерес к особенностям этнической культуры, как своего, так и иных народов, но и придает особую значимость подготовке будущего социального работника, способного эффективно выполнять профессиональные задачи в условиях мультикультурного общества. На сегодняшний день возросла потребность в социальном работнике, который обладает не просто профессиональной компетентностью, а имеет высокий уровень мультикультурной компетенции.

Анализ научной литературы, посвященной данному феномену (Ф. М. Малхозова, В.И. Матис, Г.В. Палаткина, Т.Т. Imohori and M.L. Laanigan, M.R. Hammer, H.Nishida), позволяет определить мультикультурную компетенцию как совокупность мотивов, знаний, умений и навыков, необходимых для позитивного взаимодействия с представителями разных культур в профессиональной деятельности. Мультикультурная компетенция будущего социального работника понимается нами как профессионально значимое интегративное качество будущего социального работника, формирующееся в процессе его профессиональной подготовки. Это качество проявляется в единстве мотивов принятия как ценности общего и специфического каждой культуры, знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.