Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2017
И.В. СОБОЛЕВА доктор экономических наук, заведующая Центром политики занятости и социально-трудовых отношений Института экономики Российской академии наук
СЕРАЯ ЗОНА РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА: МАСШТАБЫ И ПОДХОДЫ К СОКРАЩЕНИЮ
В статье исследуется проблема вовлеченности работающего населения России в различные формы неформальных трудовых отношений - от юридически не оформленной занятости до скрытой оплаты труда. Сделана попытка структурировать это явление и оценить его социально-экономические последствия. Раскрываются факторы устойчивости неформальных отношений в сфере труда и обсуждаются возможные рычаги воздействия на работодателей и работников, побуждающие их к отказу от серых схем.
Ключевые слова: рынок труда, трудовые отношения, неформальная занятость, серая зарплата, незащищенность.
1БЬ: 123, 124, 128, 131.
Одним из наиболее значимых вызовов в социально-трудовой сфере является широкое распространение неформальных норм, правил и договоренностей в отношениях работников и работодателей, которые формируют устойчиво воспроизводящуюся серую зону. На протяжении периода реформ она захватила обширный сегмент рынка труда и сегодня является важным фактором, определяющим качество трудовой жизни. Это сближает российскую ситуацию с ситуацией развивающихся стран, где неразвитость систем социальной защиты вынуждает людей соглашаться на любую работу, в том числе вне сферы официальной занятости.
В развитых странах с отлаженными системами социальной защиты нарастание кризисных явлений в экономике, как правило, сопровождается ростом безработицы. В менее развитых странах люди не могут позволить себе оставаться без работы долго. Уровень официальной безработицы там, как правило, невысокий, а кризисные явления амортизируются ростом неформального сектора [5]. На сегодняшний день Россия, к сожалению, ближе ко второй модели.
На протяжении всего постсоветского периода данные обследования населения по проблемам занятости Росстата фиксируют невысо-
кий по европейским стандартам уровень безработицы. В кризисные периоды рост безработицы происходил значительно медленнее по сравнению с падением ВВП. В 2015-2016 гг., как и во время предыдущих кризисов, безработица изменилась незначительно. Ее уровень по-прежнему находится в пределах допустимых значений и как таковой самостоятельной угрозы экономической стабильности не представляет. Основной вызов в области безработицы связан с аномально высоким разрывом реальной численности безработных и их доли, попадающей в поле зрения Государственной службы занятости, что лишает подавляющую часть безработных какой-бы то ни было поддержки со стороны государства [3]. На сегодняшний день, по данным Росстата, общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,8 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, в январе 2017 г. 72,1% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости.
Официальная статистика не дает данных о соотношении пособия по безработице и зарплаты на последнем месте работы. Однако с учетом того, что размер максимального пособия составляет менее 80% МРОТ и не достигает половины прожиточного минимума, этот критерий в российских условиях выходит в социально опасную зону. Таким образом, как и в развивающихся странах, в российской экономике действуют механизмы, выталкивающие население в серую зону трудовых отношений. Проведенный нами при поддержке Минтруда России в 2014 г. опрос региональных экспертов - сотрудников региональных администраций и служб занятости1 показал, что вопреки ожиданиям лидирующим фактором расширения сферы серой занятости, по их мнению, выступает не желание уклониться от налогов, а трудности с устройством на формальные рабочие места и низкий уровень заработной платы, заставляющий работников искать приработки (см. табл. 1). В то же время, как будет показано ниже, серая зона в России имеет особенности, которые отличают ее от неформального сектора развивающихся стран, имеющего довольно четкие границы, отделяющие его от привилегированного формального сектора, и вбирающего в себя преимущественно низкоквалифицированную рабочую силу.
Распространенность неформальных отношений в сфере труда придает неуправляемость протекающим там процессам, искажает представление о реальном спросе и предложении рабочей силы, структуре занятости и доходов. В последние годы борьба с серыми схемами в трудовых отношениях выдвинулась в число приоритетов политики
1 Было собрано 38 экспертных анкет в семи субъектах Федерации.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, толкает работников в неформальную занятость?»
Фактор Число экспертов, выделивших фактор
Трудности с устройством на формальные рабочие места 33
Низкий уровень заработной платы в формальном секторе экономики, низкий уровень жизни населения, заставляющий искать приработки 32
Возможность сокрытия доходов от налогообложения 17
Иллюзорность, формальность, недостаточность законодательно установленных социальных гарантий для наемных работников 6
Нежелание работодателя оформлять трудовые договора с работником 2
Источник: данные экспертного опроса представителей региональных администраций и органов занятости (2014 г.).
государства. Однако предпринимаемые сегодня в этом направлении усилия носят нескоординированный и некомплексный характер и не привели пока к ощутимым результатам.
Следует отметить, что в России официальное статистическое определение занятости в неформальном секторе2 и ее понимание представителями властных структур, работодателей и исследовательского сообщества отличаются. Росстат придерживается методологии, которая согласуется с правилами ведения системы национальных счетов и представляет собой вариацию методологического подхода, выработанного Международной организацией труда. К числу занятых в неформальном секторе относятся лица, которые в течение обследуемого периода были заняты по меньшей мере в одной из производственных единиц неформального сектора, независимо от их статуса занятости. В качестве критерия отнесения к неформальному сектору принят критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица. Таким образом, в соответствии с методологией Росстата, все малые и средние предприятия, не имеющие статуса юридического лица, относятся к неформальному сектору, даже если они официально зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) и платят положенные налоги. Неформальную занятость в рамках формального сектора Росстат не учитывает. В то
2 Методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе экономики. Утверждены Постановлением ГКС РФ от 25 октября 2002 № 76. www. consultant.ru.
же время как хозяйственники, так и исследователи под неформальной занятостью имеют в виду, прежде всего, незарегистрированную, а значит ускользающую от государственного контроля и регулирования занятость, но расходятся во мнениях, когда речь идет о конкретных границах этого явления.
Уже это расхождение во взглядах говорит о том, что сфера неформальных трудовых отношений очень неоднородна. При этом разные категории работников, включенных в эти отношения, сталкиваются с разным кругом проблем, имеют разный уровень социальной защищенности и сами в разной мере представляют собой проблему для государства и общества.
Сектор «классической» неформальной занятости включает в себя, по крайней мере, три различных по своему социально-экономическому положению категории работников. На одном конце спектра -пласт относительно благополучных и способных постоять за себя профессионалов, имеющих незарегистрированную частную практику или занимающихся фрилансом и, как правило, имеющих доход выше дохода работников аналогичной квалификации, занятых на формальной основе3. На другом конце - работники с относительно невысокой или устаревшей квалификацией, занятые как в неформальном, так и в формальном секторе на основе устного договора. Промежуточное положение занимают незарегистрированные мелкие предприниматели, кое-как сводящие концы с концами, для которых издержки легализации слишком велики или непосильны [1]. В серую зону трудовых отношений попадают также виды и формы экономической активности, имеющие одновременно признаки формального и неформального статуса. Прежде всего речь идет о легально занятых работниках, заработная плата которых полностью не декларируется.
Крупные предприятия редко используют неформальный наем работников и серые схемы выплаты заработной платы. С одной стороны, они располагают достаточными ресурсами для того, чтобы полностью нести издержки легальности, оставаясь при этом конкурентоспособными, с другой - они примеряют на себя международные практики ведения бизнеса и не желают рисковать накопленным репутационным капиталом, действуя в обход закона. В то же время среди представителей среднего и, в особенности, мелкого бизнеса практика неформальных или полуформальных трудовых отношений зарекомендовала себя как наиболее эффективный и доступный механизм выживания.
3 По оценке Агентства стратегических инициатив, численность предпочитающих не оформлять официально свою деятельность фрилансеров составляет сегодня в России около 5 млн. Объем рынка их услуг оценивается экспертами в 700 млн долл., причем с 2007 г. этот рынок ежегодно удваивается.
Сегодня представителей государства беспокоят, прежде всего, финансовые последствия существования серой зоны: потери поступлений в бюджет, в страховые и пенсионные фонды. Однако, на наш взгляд, не менее важна другая сторона проблемы: недоступность для неформалов гарантий социальной защиты, предоставляемых по закону работникам, занятым на формальной основе, подрыв их социальной защищенности. Центром политики занятости и социально-трудовых отношений ИЭ РАН по заказу Уполномоченного по правам человека в г. Москве проведено масштабное исследование пронизанного неформальными отношениями сектора малого бизнеса, позволившее выявить критические зоны социальной незащищенности в сфере труда4.
Исследование подтвердило, что относительно более широкое по сравнению с другими секторами экономической деятельности распространение неформальных норм и практик является характерной чертой малого бизнеса. Это проявляется уже на стадии оформления трудовых отношений. Более 20% опрошенных наемных работников либо вовсе не имели формального статуса, либо затруднились с ответом на вопрос о том, как оформлены их отношения с работодателем. Наряду с устной договоренностью, в сфере малого бизнеса широкое распространение получила практика регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей работников, которые фактически имеют работодателя, обеспечивающего их работой и выплачивающего зарплату. В этом случае, как и при устной договоренности, работодатель фактически снимает с себя ответственность за обеспечение надлежащих условий труда и соблюдение гарантированных трудовым законодательством прав.
Более высокая по сравнению с крупными и средними предприятиями вариативность оформления трудовых отношений характерна для всех сегментов малого бизнеса и для всех категорий занятых здесь работников. При этом спектр различий в положении, правах и уровне социальной защищенности наемного персонала достаточно широк.
В определенной мере наличие или отсутствие официального трудового договора, в особенности бессрочного, может служить индикатором конкурентоспособности работника. Должным образом неоформленные трудовые отношения относительно шире распространены среди традиционно уязвимых категорий населения: в крайних возрастных группах - среди молодежи и лиц старших возрастов, среди лиц с невысоким уровнем образования и тех, кто имеет серьезные проблемы со здоровьем, а также, что вполне ожидаемо, среди трудовых мигрантов.
4 Было опрошено 822 респондента, включающих наемных работников (71,8%), предпринимателей (14,0%), самостоятельно занятых (11,4%) и помогающих членов семьи (2,8%).
Вопреки заверениям работодателей о том, что особых различий между положением работников, нанятых на формальной и на неформальной основе, нет, вид трудового договора существенным образом влияет на стабильность занятости. Наличие официального контракта является наиболее весомым фактором гарантий сохранения рабочего места.
Сопоставление ответов респондентов на вопрос об угрозе потери работы показало, что наличие или отсутствие стандартного бессрочного трудового договора в большей степени влияет на уверенность респондентов в сохранении рабочего места, чем принадлежность к малому бизнесу как таковая. По данным обследования 2012 г., охватывавшего различные категории населения5, защищенность работников малого бизнеса в части гарантий занятости практически не отличалась от ее уровня для работающего населения в целом (см. табл. 2). Вместе с тем последняя волна экономического кризиса способствовала резкой дестабилизации занятости, причем для обладателей бессрочных контрактов ухудшение было наиболее заметным.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Существует ли для Вас в ближайшие 12 месяцев угроза потери работы?» в сравнении с обследованием социально-экономической защищенности населения 2012 г., %
Категория работников Распределение ответов:
нет / скорее, нет да / скорее, да затрудняюсь
2015* 2012** 2015* 2012** 2015* 2012**
все МБ все МБ все МБ
Все работники 43,7 67,6 67,5 24,4 17,7 18,8 31,9 14,8 13,5
в том числе:
на постоянном контракте 47,8 71,9 63,8 24,5 14,9 22,0 27,7 16,8 14,2
по устной договоренности 35,1 52,5 52,8 35,1 28,7 30,7 29,8 18,9 16,5
* Данные обследования занятых в малом бизнесе; ** данные обследования социально-экономической защищенности населения.
Следует подчеркнуть, что самостоятельно занятые работники и мелкие предприниматели, использующие наемный труд, ощущают нестабильность своего положения еще более остро, чем лица, занятые у них по найму. В сохранении своего бизнеса на протяжении бли-
5 Подробно об обследовании социально-экономической защищенности населения см. [2].
жайшего года уверены менее половины малых предпринимателей и примерно столько же не рассчитывают восстановить свой бизнес в случае его потери. Это важно иметь в виду сегодня, когда малому бизнесу предполагается отвести роль одного из локомотивов экономического роста.
Наиболее острой проблемой в области оплаты труда на предприятиях малого бизнеса является широкое распространение практики теневых выплат. По оценкам экспертов «Опоры России» - организации, представляющей интересы малых и средних предпринимателей, сегодня более 80% работодателей используют серые схемы, удерживая легальную часть заработной платы большинства работников на уровне, незначительно превышающем МРОТ. Если ситуация действительно такова, это свидетельствует о том, что в теневые схемы вовлечено более половины экономически активного населения России. Такой расклад косвенно подтверждают данные Росстата, согласно которым теневые выплаты образуют около четверти совокупных доходов населения и почти 40% доходов от трудовой деятельности.
На этом фоне результаты нашего обследования выглядят несколько более оптимистично (см. табл. 3). Так, 42% опрошенных наемных работников малых и микропредприятий утверждали, что заработанные деньги в полном объеме (100%) получают в «белой зарплате». При этом среди занятых по полноценным трудовым договорам (как срочным, так и бессрочным) доля получающих заработную плату полностью официально составляла около половины, а еще около трети работников заверили, что доля теневых выплат составляет менее половины их заработка. В среднем по массиву на долю теневых выплат приходится около трети заработной платы (30,8%)6.
Таблица 3
Распределение работников по доле теневой заработной платы, в зависимости от вида трудового договора, %
Доля теневой зарплаты Доля занятых по виду трудового договора:
бессрочный на срок устная ИП
0% 48,4 50,0 22,2 17,5
Менее 50% 28,0 38,1 13,1 72,5
50% и выше 22,6 10,8 20,4 5
100% 1,2 0,8 44,4 5,0
6 Примерно такая же оценка масштабов скрытой заработной платы была получена на основе данных единственного масштабного исследования социально-трудовых отношений в российском малом предпринимательстве, проведенного в 1999 г. [4].
О неучтенных официально доходах населения, занятого в секторе малого бизнеса не по найму, можно судить по данным о превышении реального оборота малых предприятий над официальным. По оценкам авторов упомянутого выше исследования, действительный оборот сектора малого предпринимательства на рубеже тысячелетий превышал официальный по крайней мере на 20-30%7. Как видно из табл. 4, полученные нами оценки существенно выше. По оценкам опрошенных нами малых предпринимателей Москвы, теневой оборот малого бизнеса по крайней мере не меньше официально декларируемого оборота. При этом примерно треть ответивших на вопрос (33,7%) считают, что за последний год теневая составляющая малого бизнеса увеличилась, в то время как некоторое уменьшение отмечают лишь 21,2%.
Таблица 4
Доля теневого оборота на предприятиях малого бизнеса, по оценкам предпринимателей, %
Категория предпринимателей Доля теневого оборота:
средняя медиана
Предприниматели, имеющие наемных работников 52,73 50,00
Предприниматели без наемных работников 57,42 55,00
Все 54,08 50,00
Сопоставление оценок масштабов теневой деятельности работодателями и работниками и ряд нюансов в распределении ответов наемного персонала позволяют предположить, что масштабы распространения скрытой зарплаты в ответах работников могут быть занижены. Так, среди занятых на основе устной договоренности, a priori предполагающей выплату зарплаты в конверте и никак иначе, лишь менее половины (44,4%) подтвердили, что их зарплата целиком «черная», в то время как 22,2% убеждены, что получают исключительно «белую» заработную плату. О том, что их зарплата целиком «белая», заявила половина работников юридически неоформленных предприятий. Такое распределение ответов позволяет предположить, что не исключена ситуация, когда работники могут расписываться во внутренних
7 По данным мониторинга состояния субъектов малого и среднего предпринимательства, средняя оценка респондентами теневой составляющей бизнеса колеблется в тех же пределах. Однако следует учесть, что это обследование охватывает не только малые, но и средние предприятия и не охватывает индивидуальных предпринимателей.
платежных документах и не знать или не отдавать себе отчета в том, что на самом деле получают «черные» деньги, с которых работодатель не делает положенных социальных отчислений.
В системе факторов, определяющих степень вовлеченности в теневые отношения по поводу оплаты труда, основную роль играют факторы, лежащие на стороне объективных характеристик рабочих мест. Наиболее уязвимые зоны, в которых скрытая оплата труда получила наибольшее распространение, в целом совпадают с теми, где сильнее всего ощущается нестабильность дохода. Предприятия, имеющие статус юридического лица (ООО, ЗАО, ОАО), значительно реже практикуют выплату неофициальной зарплаты по сравнению с индивидуальными предпринимателями (ИП). На «крупных» малых предприятиях практика «серых» выплат получила меньшее распространение по сравнению с микропредприятиями. Также в зону повышенного риска попадают занятые на основе устной договоренности и на основе договора с индивидуальным предпринимателем: четыре из пяти представителей этой категории получают по крайней мере часть заработной платы неофициально. Относительно благополучные с точки зрения «обеления» доходов сегменты малого бизнеса охватывают более квалифицированный контингент работников, где значительную часть занятых составляют специалисты с высшим образованием, которые менее охотно соглашаются на серые схемы оплаты труда.
Аргументы, которые используют работодатели для оправдания серых схем выплаты заработной платы, в принципе те же, что и в случае неформального найма: это - обоюдная выгода для работодателя и работника, а также наличие больших организационных трудностей и финансовых затрат, сопряженных с выходом из тени. Главным фактором, блокирующим возможность «оставаться на плаву» без применения теневых схем для значительной части предприятий мелкого и среднего бизнеса, является высокая финансовая нагрузка. С одной стороны, это уровень необходимых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, с другой - необходимость уплаты запредельных арендных взносов, часто не оставляющих свободных средств для выполнения обязательств перед бюджетом.
Отсюда следуют два направления действий, способствующих преодолению неформальности:
1) наведение порядка с арендными платежами, проведение инвентаризации собственников помещений (есть свидетельства, согласно которым многие из них были получены в ходе коррупционных сделок, в обход действующего законодательства), возможно, установление законодательных ограничений на ставки аренды, расширение возможностей льготных условий аренды помещений (или их бесплатного предоставления) для отдельных категорий малого и микробизнеса;
2) установление разумных (подъемных для небольших предприятий) ставок обязательных отчислений.
Подходы к решению накопившихся проблем должны быть основаны на признании, что малое предпринимательство никогда не будет столь же устойчивым, как крупный бизнес, а значит, способным соответствовать нормам, разработанным для крупных производств. В то же время, несмотря на то, что предприятия малого бизнеса существенно уступают крупным по уровню гарантий, имеется ряд факторов, делающих их привлекательными для работников. Это ставит на повестку вопрос об адаптации законодательства о труде к условиям существования малого бизнеса, об установлении для субъектов малого предпринимательства особых норм регулирования труда и занятости (аналогично уже практикующимся сегодня упрощенным схемам налогообложения и бухгалтерской отчетности).
В рамках этого направления задача преодоления неформальности в сфере малого предпринимательства решается на пути сочетания повышения гибкости в регулировании трудовых отношений с ужесточением мер, принуждающим малый бизнес неукоснительно соблюдать эти более гибкие правовые нормы.
Для перевода трудовых отношений на небольших предприятиях в легальную плоскость, недостаточно сделать налоги подъемными и упростить бюрократические процедуры, сопряженные с регистраций и ведением отчетности. Необходима система стимулов, чтобы легализация была не только менее затратной, но и выгодной опцией для микро-предприятий. В качестве конкретных стимулов эксперты видят расширение возможностей кредитования, предоставление доступа на новые рынки сбыта продукции, в том числе на основе сертификации квалифицированных специалистов, укрепление связей маленьких и крупных предприятий.
Наемных работников подтолкнуть к легализации трудовых отношений могла бы система пенсионного страхования, если отстроить ее так, чтобы она давала реальные преимущества в зависимости от отчислений и побуждала людей указывать реальный доход. Определенную позитивную роль может сыграть и повышение экономической грамотности населения, прежде всего молодежи, разъяснение преимуществ формальной занятости и рисков, связанных с занятостью на нестандартных условиях.
В заключение отметим, что выстраивание политики, направленной на сокращение серой зоны трудовых отношений, требует соответствующей информационной базы. Необходим мониторинг происходящих в этой сфере процессов и формирование на его основе базы данных, доступной для всех заинтересованных сторон.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кубишин Е.С., Соболева И.В. Неформальная занятость в России: факторы, последствия, пути снижения / Неустойчивость занятости (пре-каризация): особенное и общее с учетом интеграционных усилий государства и общества / Под ред. В.Н. Бобкова. М., 2015. С. 61-78.
2. Соболева И.В., Чадова Т.А. Социально-экономическая защищенность населения: ключевые аспекты и тенденции изменения // Вестник института экономики Российской академии наук, 2013. № 6. С. 70-91.
3. Соболева И.В., Четвернина Т.Я. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения // Вопросы экономики. 2009. № 11. С. 99-113.
4. Чепуренко А.Ю., Обыденнова Т.Б. Трудовые отношения на российских малых предприятиях (по материалам социологических обследований) // Вопросы экономики. 2001. № 4. С. 110-122.
5. Carneiro F.G., Indermit S. Gill de Barros, R.P. (editors) The Third Dimension of Labor Markets: Demand, Supply and Institutions in Brazil. New York: Nova Science 2006. Р. 30-42.
IV. SOBOLEVA
doctor habilitatus in economics, head of the Center for policy of employment and social and labor relations of the Institute of economics of the Russian academy of sciences, Moscow, Russia
GREY ZONE OF THE RUSSIAN LABOR MARKET: SCALE AND APPROACHES TO REDUCTION The paper explores the issue of involvement of the working population of Russia in different forms of informal labor relations. An attempt to structuralize the phenomenon and to assess its social and economic consequences is made. The author reveals factors responsible for persistence of informal relations in the Russian labor market and discusses possible ways that may motivate employers and employees to give up "grey" schemes. Keywords: labor market, labor relations, informal employment, grey wages, insecurity.
JEL: J23, J24, J28, J31.