Научная статья на тему 'Социальный проект как технология развития лидерских качеств современного студента'

Социальный проект как технология развития лидерских качеств современного студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / АКТИВНОСТЬ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ / SOCIAL PROJECT / LEADERSHIP / LEADERSHIP QUALITIES / ACTIVE LIFE POSITION / PEOPLE WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фазлеева Лейла Ринатовна

В статье рассмотрены возможности социального проекта в формировании лидерских качеств студентов. Раскрыта сущность социального проекта, показаны этапы его реализации. Одним из востребованных качеств лидера в современной жизни является его активность (активная жизненная позиция), которая проявляется в осознанной реализации своих социальных ролей. Развитию такой активности и способствует социальный проект. Проведён социологический опрос студентов вуза на предмет выявления у них лидерских качеств. Приведён пример реализации социального проекта по развитию качеств лидера среди студентов.The article shows the potential of a social project in the formation of leadership qualities in students. The essence of a social project is revealed, the stages of its implementation are shown. The author focuses on the concept of leadership, considers the key qualities of a leader. One of the demanded qualities of a leader in modern life is his active life position, which is expressed in the conscious realization of his social roles. Social project facilitates the development of such activity. We used social project as a technology for the development of leadership qualities in students. To that end, we have conducted a survey among the students of the faculty of service, tourism, and technology of public catering (N=69) with the aim to reveal the leadership skills. The results of testing showed insufficient development of these skills. We have assumed that the participation of students in the development and realization of the social project would foster more intensive development of leadership qualities. The realization of the social project “Supporting of persons with impaired mobility in city infrastructure” under the guidance of teachers and experts has justified the efficiency of the implemented technology. Upon the project completion the students demonstrated better results in four positions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный проект как технология развития лидерских качеств современного студента»

DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-5-136-143

Социальный проект как технология развития лидерских качеств современного студента

Фазлеева Лейла Ринатовна - ст. преподаватель кафедры философии и социально-политических дисциплин. E-mail: [email protected]

Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, Казань, Россия Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42

Аннотация. В статье рассмотрены возможности социального проекта в формировании лидерских качеств студентов. Раскрыта сущность социального проекта, показаны этапы его реализации. Одним из востребованных качеств лидера в современной жизни является его активность (активная жизненная позиция), которая проявляется в осознанной реализации своих социальных ролей. Развитию такой активности и способствует социальный проект. Проведён социологический опрос студентов вуза на предмет выявления у них лидерских качеств. Приведён пример реализации социального проекта по развитию качеств лидера среди студентов.

Ключевые слова.: социальный проект, лидерство, лидерские качества, активность жизненной позиции

Для цитирования: Фазлеева Л.Р. Социальный проект как технология развития лидерских качеств современного студента // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 136-143.

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-136-143

Введение

Современный человек - участник сложных социальных отношений. Он поневоле оказывается в водовороте событий: в микросоциуме - дома, на службе, в организации; в макросоциуме - в социальных сетях, в стране и в мире. Ему очень важно научиться мастерски играть много разных социальных ролей: работника, гражданина, друга, партнёра в бизнесе, семьянина, участника политических действий. Поэтому как социальное существо человек должен уметь управлять собой, переключаясь с одной роли на другую, проявляя аналитические качества, ум, здравый смысл. Подготовка человека к выполнению социальных ролей может быть осуществлена в процессе реализации социальных проектов. В частности, социальный проект - проверенная технология формирования лидерских качеств молодёжи.

Обзор литературы

Социальному проектированию посвящено немало исследований, среди которых необходимо назвать труды И.В. Бестужева-Лады [1], Л.Д. Демина [2], В.И. Курбатова [3], М.В. Фирсова [4] и др. В этих работах отражён инновационный характер современных социальных проектов, их научная обоснованность и прогностичность.

Социальный проект - это некая модель социальной ситуации (явления), и в этом качестве она может являться фактором модернизации социально-экономической реальности. Так, по мнению Норма Б.-Тавира (Университет Autonoma del Estado, Мексика), социальный проект может рассматриваться как инструмент стимулирования изменений в социальной сфере по инициативе её участников. Последние взаимодействуют на определённой территории, благодаря

чему происходят различные социальные трансформации, которые создают новые возможности для жителей. Раскрывается потенциал территорий, создаётся благоприятная среда, разрешаются конфликтные ситуации, устраняются негативные факторы, мешающие благоприятному развитию в той или иной области [5]. Представляет интерес интерпретация социального проекта как комплексной деятельности человека или группы людей, общественных фондов, объединений, сообществ, направленной на решение определённых проблем социума, его трансформацию и повышение качества жизни1.

Разрабатывая социальный проект, необходимо учитывать, что он должен быть нацелен на решение какой-либо конкретной проблемы. При этом необходимо чётко обозначить следующие аспекты: на кого ориентирован социальный проект, кто будет участвовать в его реализации (партнёры), каковы индикаторы его эффективности (критерии и показатели), в чём состоит иннова-ционность и каковы возможности масштабирования. То есть каждый проект должен начинаться с определения общей ситуации, которая должна быть улучшена, участников и заинтересованных сторон, места реализации проекта, вопросов, которые необходимо решить, продолжительности проекта, возможных расходов на его осуществление.

Шаги по разработке проекта можно уложить в такую цепочку: «противоречие -проблема - цель - задачи - методы - ход процесса - методы реализации - бюджет -оценка проекта (определение эффективности)». Социальный проект становится востребован, когда возникает социальная проблема, то есть проблема, снижающая качество жизни той или иной группы людей. Выявление противоречий не представляет сложности, как правило, они лежат на поверхности; в их основе - несовпадение иде-

1 Сайт Филантроп. ТОЬ,: https://philanthropy. ru/novosti-organizatsij/2018/l2/06/69449/

ала с реальностью. Например, возникла ситуация угрозы жизни и здоровью пожилым людям в связи с распространением опасного вируса. Для оказания помощи этой категории граждан необходимо создать группу волонтёров, состоящую из студентов, медиков, технических специалистов. Осознание данной проблемы запускает механизм выдвижения гипотез, предполагающих её эффективное разрешение, то есть постановку цели. Для её реализации требуется построить цепочки задач с последовательностью их выполнения. В нашем случае для создания группы волонтёров нужно разместить объявления в различных социальных сетях, поговорить с руководителями образовательных организаций о наборе добровольцев-волонтёров. Можно предложить выполнять гражданский долг в качестве волонтёра своим знакомым, членам семьи. Следующий шаг - подбор методов работы, обучение волонтёров. Главное в этом процессе - обеспечить формирование установки на бескорыстные дела, на психологическую готовность помогать людям; важный аспект - коммуникативная компетентность волонтёра, умение вести подбадривающий диалог, соблюдая этические правила. Следующий шаг - определение бюджета социального проекта (как правило, многие социальные проекты реализуются на средства фондов и грантов). Последний шаг - определение эффективности проекта с использованием диагностики (мониторинга), интервью, опросов.

Мы использовали социальный проект как технологию развития лидерских качеств студентов высшего учебного заведения. Предварительно были изучены публикации по теме развития лидерских качеств в историческом и логическом ракурсе. Надо сказать, что тема лидерства в наше время - довольно актуальна. При этом отечественные исследователи опираются преимущественно на труды европейских авторов. В.В. Комлева отмечает, что «события последних лет показали большую роль личности политических лидеров при выборе путей и моделей разных

обществ, способности к успешному управлению государствами» [6]. В этом контексте она проанализировала различные теории лидерства: теорию черт, функциональную теорию, ситуативную теорию. О. Бунми рассматривает лидерство как процесс социального влияния, в котором лидер осуществляет поиск добровольных участников, подчиняющихся ему в стремлении достичь целей организации [7]. Л. Муллинс определяет лидера как личность, которому делегированы полномочия, что позволяет ему влиять на других для осуществления задуманной цели [8]. По мнению К. Сурджи из медицинского Университета Hawler, лидерство - это прежде всего способность оказывать влияние. Исследователь выделяет ключевые слова и фразы, характеризующие это понятие: «слушать, вдохновлять, стремиться к цели, совершать решительные действия, расширять возможности и поощрять других, будучи ответственным, скромным и готовым оказывать поддержку, для достижения поставленных целей в соответствии с планом. Тот, кто придерживается данной позиции, становится эффективным лидером в любой ситуации» [9]. Лидерство - исторически конкретное явление, в каждую историческую эпоху методы реализации лидерских качеств меняются, но всегда ценится лидер сильный, волевой, умеющий принимать решения, порою не лишённый жёсткости. При определении политического лидера В.В. Комлева предлагает учесть такие аспекты, как индивидуальность, включающая этическую составляющую и характер общения с людьми; социальный или организационный контекст, в котором происходит взаимодействие лидера и последователей; повестка дня; средства, которые используются, чтобы достичь целей [6].

Статья Е.Ю. Каштановой и А.И. Гуля-гиной посвящена проблеме «влияния лидера на управленческие процессы в молодёжных организациях». В ней показаны тенденции изучения лидерства: в 1970-е годы исследовались лидерские процессы

в малых группах и коллективах; в 1980-е делался акцент на анализе личности руководителя различных уровней и сфер, на структурах управления молодёжью (пионерская организация, комсомол); в 1990-е годы изучались такие темы, как классификация лидерских теорий, типы, стили лидерства, давался философский анализ [10]. В настоящее время появляется множество исследований лидерства с точки зрения психологии, социологии, философии, политологии, менеджмента, культурологии: лидерство в бизнесе [11], гендерные аспекты лидерства в различных сферах [12], молодёжное лидерство [13]. Американский исследователь C. Кови, рассуждая о лидерстве, утверждает, что «лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на верхнем» [14].

Принято выделять три группы лидерских качеств: базовые качества, навыки общения и личностные качества. Во многих зарубежных исследованиях описываются самые необходимые качества и характеристики лидера. К. Сурджи предлагает следующую расшифровку слова «лидерство» на английском языке: «L-E-A-D-E-R-S-H-I-Р» - и, соответственно, описание качеств, присущих эффективному лидеру:

• «L»: Listen - «Слушать». Великие лидеры - прекрасные слушатели.

• «Е»: Enthusiasm - «Энтузиазм». Лидеры выражают стремление к достижениям.

• «A»: Aspiring- «Стремление». Лидеры имеют высокие амбиции и преуспевают в достижении цели.

• «D»: Decisive - «Решительный». Лидеры принимают чёткие решения и несут за них ответственность.

• «Е»: Empower and Encourage - «Уполномочивать и вдохновлять». Лидеры вдохновляют своих подчинённых на достижение новых целей, делегируют им полномочия и при необходимости оказывают им поддержку.

• «R»: Responsible - «Ответственный». Лидер принимает ответственность за свои решения.

• «S»: Supportive - «Поддерживающий». Лидер помогает строить и поддерживать эффективные межличностные отношения. Он проявляет вдумчивое, заботливое и дружелюбное отношение к сотрудникам.

• «Н»: Humble - «Скромный». Лидер проявляет скромность и честность по отношению к другим.

• «I»: Inspire, Integrity - «Вдохновлять, добросовестность». Лидер мотивирует других, проявляя искренность в своих намерениях.

• «Р»: Plan - «Планировать». Лидер проявляет себя в стратегическом планировании. У него есть способность планировать заранее и создавать план действий на случай непредвиденных обстоятельств [9].

Быть лидером - это вызов и награда одновременно. Энтузиазм является ядром успешного лидера. В то же время энтузиазм чрезвычайно заразителен. Доказано, что люди, работающие с полным энтузиазмом, отличаются особым отношением к делу и поведением. Д. Гатри указывает на роль таких качеств, как скромность и отсутствие притворства. Лидеры, которые развивают скромность и добропорядочность, ищут таланты у других и не способны унижать своих партнёров или соперников, чтобы прославить себя. Такие лидеры уверены в себе, вдохновляют других, стремятся к достижению целей, служат организации и её миссии [15]. Честность и ответственность -два взаимосвязанных качества лидера. Р. Хопкин убеждён, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидер должен уметь признавать свою вину в случае неблагоприятно развивающейся ситуации, брать на себя ответственность за решение сложных проблем, сохранять спокойствие и устранять проблемы по мере их возникновения [16]. Лидеру также необходима решительность, так как он часто принимает важные, ответственные решения. Решительный лидер тщательно оценивает возможные последствия каждого решения и оценивает перспективу.

Р. Капур (Университет Дели) поднимает вопрос об особенностях формирования лидерских качеств в вузе. Он уверен, что развитие у студентов лидерских навыков является неотъемлемой частью образования. Педагогам следует учитывать это и организовывать мероприятия, способствующие развитию лидерских навыков. Эти навыки позволят студентам приобрести самостоятельность, и они с меньшей вероятностью будут зависеть от других при выполнении различных задач и действий. Особенно важной является командная работа студентов [17]. Нужно также развивать у учащихся коммуникативные умения, навыки принятия решений, организаторские способности, навыки эффективного планирования деятельности, стратегическое мышление, управление рисками2.

Социологическое исследование

Придерживаясь точки зрения, что лидерские качества в той или иной степени заложены в каждом человеке, для их выявления мы провели опрос студентов Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова. Респондентами стали студенты факультета сервиса, туризма и технологии общественного питания. Наш выбор обусловлен тем, что работникам этой сферы необходимо проявлять в своей профессиональной деятельности лидерские качества. Было опрошено 69 обучающихся по направлению подготовки «Туризм». Тестирование проводилось с использованием методики Е. Жарикова и Е. Крушельницкой «Диагностика лидерских качеств» [18]. Респондентам следовало выразить своё отношение к 50 высказываниям («да» или «нет»). Сумма баллов подсчитывалась с помощью ключа. Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо; если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне; если сумма баллов от 36 до 40, то лидерские качества

2 About leaders. URL: https://aboutleaders.com/ student-leadership/#gs.368pdi

выражены сильно; если сумма баллов более 40, то данный человек, безусловно обладая качествами лидера, склонен к диктату. Итоги подведены по следующей системе: за каждый ответ, совпадающий с ключом, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.

Данный тест выявил организаторские, коммуникативные способности студентов, а также такие качества, как ответственность, целеустремлённость, надёжность, стрессо-устойчивость, терпеливость, самокритичность, восприимчивость к новому, решительность, готовность к изменениям. В целом, это и есть базовые характеристики лидера. Получены следующие результаты:

1) волевой, владеет способами преодолевать препятствия на пути к цели - 15%;

2) настойчив, умеет разумно рисковать - 18%;

3) терпелив, готов долго и упорно трудиться для реализации цели - 12%;

4) самокритичен - 28%;

5) надёжен, держит слово - 11%;

6) восприимчив к новому - 35%;

7) стрессоустойчив, не теряет самообладания - 22%;

8) решителен, способен самостоятельно принимать решения - 15,5%;

9) способен менять стиль поведения - 9%.

Данная информация позволила нам получить предварительное представление о лидерских качествах студентов первого курса бакалавриата нашего вуза. Результаты опроса показали невысокий уровень проявления у студентов лидерских качеств, что побудило нас определить стратегию и тактику развития лидерских качеств. С целью активизации работы в этом направлении мы решили использовать технологию социального проекта. Наша гипотеза состояла в том, что для интенсивного развития лидерства среди студентов их необходимо вовлекать в разработку и реализацию социальных проектов. Во время практических занятий студенты под руководством преподавателя разрабатывали проект, который назывался

«Сопровождение маломобильных граждан в инфраструктуре города». В ходе его реализации экспертами выступали преподаватели кафедры теоретической и инклюзивной педагогики.

Методика работы в рамках проекта включала лекционные занятия с презентациями, практические занятия с демонстрацией процесса сопровождения маломобильных граждан, среди которых были инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инвалидных колясках, незрячие, лица с нарушениями слуха и с признаками аутизма. Через социальные сети и опрос участников проводилась непрерывная диагностика эффективности реализации проекта. Помогала в коррекции проекта экспертная оценка специалистов. На этапе завершения проекта была проведена повторная диагностика проявления лидерских качеств у студентов с применением того же теста. По четырём позициям произошло увеличение количества студентов, проявивших лидерские качества:

1) терпелив, готов долго и упорно трудиться до реализации цели (было 12%, стало 16,5%);

2) надёжен, держит слово (было 11%, стало 17,8%); 3) восприимчив к новому (было 35%, стало 41%); 4) способен менять стиль поведения (было 9%, стало 14%).

Нами выявлено, что студентам больше нравятся практические аспекты реализации проекта. Однако без знания психологических, социологических, организационно-управленческих аспектов они не смогут выйти на уровень разработки индивидуальных социальных проектов, что так важно в развитии предпринимательской компетенции, востребованной в современном обществе. Результаты нашего мини-исследования, думается, помогут разработать программу развития лидерских качеств у наших студентов и апробировать её в дальнейшем в экспериментальном режиме. Также необходимо включить в программу раздел, посвящённый формированию у студентов мотивации к разработке и реализации социальных проектов, инте-

реса к интеллектуальной деятельности и личностной активности.

Выводы

Развитие лидерских качеств у молодого поколения востребовано в условиях сегодняшней трансформации общества. Приходит осознание того, что каждый человек должен не просто выживать, пользуясь благами, созданными другими людьми, а действовать самостоятельно и активно, внося вклад в общее дело. Лидерские качества в той или иной степени могут проявлять все люди. Развитием их необходимо заниматься с самого раннего возраста ребёнка. Для этого важно предоставлять ему достаточную самостоятельность, ценить его мнение, излишне не опекать. Нужны также теоретические исследования специфики развития лидерских качеств в образовательном и социальном пространстве России. На это будут нацелены наши дальнейшие поиски.

Литература

1. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества (опыт систематизации). М., 1984. 14 с.

2. Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики: учебное пособие. Барнаул: Изд-во алтайского ун-та, 1994. 114 с.

3. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 416 с.

4. Фирсов М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2007. 432 с.

5. Baca-Tavira N. Social projects. Notes on their design and management in rural territories // Convergencia Revista de Ciencias Sociales. 2016. No. 72. P. 1-17.

6. Комлева В.В. Лидерство как фактор устойчивого развития общества: российские и зарубежные исследования // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Вып.10. № 6. C. 12-21. DOI: https://doi.org/10.12737/16786

7. Bunmi O. Effect of Leadership Style on Job-Related Tension and Psychological Sense of Community in Work Organizations: A Case

Study of Four Organizations in Lagos State, Nigeria // Bangladesh e-Journal of Sociology. 2007. Vol. 4. No. 2. P. 30-37. URL: http://www. bangladeshsociology.org/BEJS%204.2%20%20 Final%20issue.pdf

8. Mullins L. Management and Organisational Behaviour // Pearson Higher Education FT Prentice Hall, 2004. 860 p.

9. Surji K.M. Understanding Leadership and Factors that Influence Leaders' Effectiveness // European Journal of Business and Management. 2015. Vol. 7. No. 33. P. 154-167. DOI: https://doi. org/l0.7176/EJBM/7-33-2015-03

10. Каштанова Е.Ю, Гулягина А.И. Влияние лидера на управленческие процессы в молодёжных организациях // Вестник Мордовского университета. Сер. «Гуманитарные, социально-кономические и общественные науки. 2014. № 3. С. 172-176. URL: https://doi. org/10.15507/VMU.024.201403.172

11. Савинова С.Ю. Лидерство в бизнесе: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 280 с.

12. Шепелева Ю.Л. Гендерные аспекты лидерства в рамках политологических исследований // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. 2012. № 4. С. 200-209.

13. Абуталипова Л.Н., Суляев Н.И. Современная молодёжная политика в вузе // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 86-90.

14. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 28 с.

15. Guthrie D. Creative Leadership: Humility and Being Wrong. 2012. URL: http://www.forbes. com/sites/dougguthrie/2012/06/01/creative-leadership-humility-and-being-wrong

16. Hopkin R..M. Great Leaders are Made, Not Born. 2015. URL: http://leadonpurposeblog. com/2015/02/21/great-leaders-are-made-not-born

17. Kapur R. Development of Leadership Skills among Students. 2019. URL: https://www. researchgate.net/publication/334988196_ Development_of_Leadership_Skills_among_ Students

18. Фетискин Н.П, Козлов В.В, Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М: Изд-во Института психотерапии, 2002. 339 c.

Статья поступила в редакцию 20.03.20 Принята к публикации 15.04.20

Social Project as a Technology for Developing Leadership Qualities in Modern Students

Leyla R. Fazleeva - Senior teacher, the Department of Philosophy and Socio-Political Disciplines. E-mail: [email protected]

Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan, Russia Address: 42, Moskovskaya str., Kazan, 420111, Russian Federation

Abstract. The article shows the potential of a social project in the formation of leadership qualities in students. The essence of a social project is revealed, the stages of its implementation are shown. The author focuses on the concept of leadership, considers the key qualities of a leader. One of the demanded qualities of a leader in modern life is his active life position, which is expressed in the conscious realization of his social roles. Social project facilitates the development of such activity. We used social project as a technology for the development of leadership qualities in students. To that end, we have conducted a survey among the students of the faculty of service, tourism, and technology of public catering (N=69) with the aim to reveal the leadership skills. The results of testing showed insufficient development of these skills. We have assumed that the participation of students in the development and realization of the social project would foster more intensive development of leadership qualities. The realization of the social project "Supporting of persons with impaired mobility in city infrastructure" under the guidance of teachers and experts has justified the efficiency of the implemented technology. Upon the project completion the students demonstrated better results in four positions.

Keywords: social project, leadership, leadership qualities, active life position, people with disabilities Cite as: Fazleeva, L.R. (2020). Social Project as a Technology for Developing Leadership Qualities in Modern Students. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 5, pp. 136-143. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-136-143

References

1. Bestuzhev-Lada, I.V. (1984). Poiskovoye sotsialnoye prognozirovaniye: perspektivnyye prob-lemy obschestva (opyt sistematizatsii) [Search Social Forecasting: Perspective Problems of Society (Systematization Experiences)]. Moscow, 14 p. (In Russ.)

2. Demina, L.D. (1994). Vvedeniye v psikhologicheskiye problemy sotsialnoy prraktiki [Introduction to Psychological Problems of Social Practice: Training Manual]. Barnaul: Altay Univ. Publ., 114 p. (In Russ.)

3. Kurbatov, V.I., Kurbatova, O.V. (2001). Sotsialnoye prroektirovaniye [Social Design: Training Manual]. Rostov-on Don: Fenix Publ., 416 p. (In Russ.)

4. Firsov, M.V. (2007). Tekhnologiya sotsialnoy raboty [Technology of Social Work: Training Manual]. Moscow: Akademicheskiy Project, 432 p. (In Russ.)

5. Baca-Tavira, N. (2016). Social Projects. Notes on their Design and Management in Rural Territories. ConvergenciaRevista de Ciencias Sociales. No. 72, pp. 1-17.

6. Komleva, V.V. (2015). Leadership as a Factor of Sustainable Development of Society: Russian and Foreign Researchers. Srednerusskiy vestnik obschestvennykh nauk = Central Russian Journal of Social Sciences. Vol. 10, no. 6, pp. 12-21. DOI: https://doi.org/10.12737/16786 (In Russ., abstract in Eng.)

7. Bunmi, O. (2007). Effect of Leadership Style on Job-Related Tension and Psychological Sense of Community in Work Organizations: A Case Study of Four Organizations in Lagos State, Nigeria. Bangladesh e-Journal of Sociology. Vol. 4, no. 2, pp. 30-37. URL: http://www.bangladeshsociol-ogy.org/BEJS%204.2%20%20Final%20issue.pdf

8. Mullins, L. (2010). Management and Organisational Behaviour. Pearson Higher Education FT Prentice Hall, 860 p.

9. Kemal, S. (2015). Understanding Leadership and Factors that Influence Leaders' Effectiveness. European Journal of Business and Management. Vol. 7, no. 33, pp. 154-167. DOI: https://doi. org/l0.7176/EJBM/7-33-2015-03

10. Kashtanova, E.Yu., Gulyagina, A.I. (2014). Influence of a Leader on Administrative Processes in Youth Organizations. Vestnik Mordovskogo universiteta = Mordovia University Bulletin.. No. 3, pp. 172-176. DOI: https://doi.org/10.15507/VMU.024.201403.172 (In Russ., abstract in Eng.)

11. Savinova, S.Yu. (2019). Liderstvo v biznese [Leadership in Business]. Moscow: Yurait Publ., 280 p. (In Russ.)

12. Shepeleva, Yu.L. (2012). [Gender Aspects of Leadership in the Prism of Political Sciences Researches]. Gosudarstvennoye i munitsipalnoye upravleniye. Uchenyye zapiski SKAGS = State and Municipal Management Scholar Notes. No. 4, pp. 200-209. (In Russ.)

13. Abutalipova, L.N., Sulyayev, N.I. (2015). Modern Youth Policy. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 86-90. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Covey, S.R. (2009). Principle-Centered Leadership. RosettaBooks, 340 p. (Russian translation: Moscow: Alpina Business Books, 2008, 28 p.)

15. Guthrie, D. (2012). Creative Leadership: Humility and Being Wrong. Available at: http://www. forbes.com/sites/dougguthrie/2012/06/01/creative-leadership-humility-and-being-wrong

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Hopkin, R.M. (2015). Great Leaders are Made, Not Born.. Available at: http://leadonpurpose-blog.com/2015/02/21/great-leaders-are-made-not-born

17. Kapur, R. (2019). Development of Leadership Skills among Students. Available at: https://www. researchgate.net/publication/334988196_Development_of_Leadership_Skills_among_Students

18. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V., Manuilov, G.M. (2002). Sotsialno-psikhologicheskaya diagnos-tika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-Psychological Diagnosis of Person's and Small Groups' Development]. Moscow: Institute of Psychotherapy Publ., 339 p. (In Russ.)

The paper was submitted 20.03.20 Accepted for publication 15.04.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.