НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3 (90). С. 129-136. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 3 (90). P. 129-136.
Научная статья
УДК 328:[316.66-055.2](417)
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИН-ПАРЛАМЕНТАРИЕВ ИРЛАНДИИ: НА ПУТИ К ГЕНДЕРНОМУ ПАРИТЕТУ?1
Дарья Борисовна Вершинина
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. На основе данных о женщинах-депутатах нижней палаты ирландского парламента выявляются основные траектории попадания женщин в национальную политику, факторы, обеспечивающие женщинам электоральный успех, а также дается социально-демографический портрет женщин-парламентариев. Утверждается, что современные парламентарии женского пола в основном используют партийный путь продвижения в политику, тесно связаны с локальной политикой, обладают высоким уровнем образования и в большинстве своем попали в представительный орган страны уже после принятия закона о гендерном квотировании.
Ключевые слова: Ирландия, политическое представительство, парламент, выборы, женщины-парламентарии.
Для цитирования: Вершинина Д. Б. Социальный портрет женщин-парламентариев ирландии: на пути к гендерному паритету? // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3 (90). C. 129-136.
Original article
SOCIAL PORTRAIT OF FEMALE MEMBERS OF IRISH PARLIAMENT:
ON THE WAY TO GENDER PARITY?
Daria B. Vershinina
State National Research University, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. Based on the data on women deputies of the lower house of the Irish parliament, the main trajectories of women's entry into national politics, the factors that ensure women's electoral success are identified, as well as a socio-demographic portrait of women parliamentarians is given. It is argued that female parliamentarians mainly use the party path of advancement in politics, they are closely related to local politics, have a high level of education, and most of them got into the parliament after the law on gender quotas has been adopted in Ireland.
Keywords: Ireland, political representation, parliament, elections, female parliamentarians. For citation: Vershinina D. B. Social portrait of female members of Irish Parliament: On the way to gender parity? Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 3 (90). Pp. 129-136. (In Russ.)
1 Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 21-011-31794 «Мобилизация vs самоорганизация: кросснациональный анализ факторов и векторов женского участия в политике». © Вершинина Д. Б., 2021
130
Наука и образование
Представленность женщин в политике является одной из наиболее активно обсуждаемых тем, когда речь заходит о гендерном равенстве. В индексе гендерного неравенства вопросы политического представительства полов являются одним из четырех критериев, по которым определяется степень приближенности страны к идеалу гендерного паритета. Согласно данным 2021 года, Ирландия занимает шестое место среди стран ЕС в индексе Европейского института гендерного равенства [1], что свидетельствует о серьезном прогрессе, который осуществила некогда крайне консервативная и находящаяся под влиянием католической церкви и религии страна. Однако, несмотря на такие высокие показатели (выше, чем в среднем по Европейскому союзу), хуже всего дело в Ирландии обстоит именно с представленностью женщин в сфере принятия решений, прежде всего - политических.
Так, согласно данным, представленным на сайте Европейского института гендерного равенства, страна занимает лишь 17-е место по политической представленности женщин (учитываются три показателя: доля женщин среди министров, членов парламента и членов региональных советов) [2]. Об этом же свидетельствуют разнообразные публикации в ирландских массмедиа, в которых отмечается проблема недостаточной представленности женщин в сфере принятия политических решений. За 100 лет с момента формирования первого состава Дойл Эрен 114 женщин и 1 190 мужчин были депутатами нижней палаты ирландского парламента, что ярко свидетельствует о том, что участие женщин в политике на протяжении всего XX и начала XXI века отличало Ирландию от других западноевропейских стран в худшую сторону.
Между тем от количественного и качественного состава национального парламента зачастую зависит степень ориентированности политики государства на решение проблем женщин, таких, как репродуктивная политика, борьба с домашним насилием, обеспечение мер для сокращения гендерного разрыва в оплате труда.
Учитывая длительный период доминирования в Ирландии патриархальных ценностей, представляется интересным составление социального портрета современных ирландских парламентариев женского пола, что позволит выявить, с одной стороны, насколько политики-женщины отражают гендерные представления ирландского общества в целом, а с другой - насколько находящиеся в национальном парламенте женщины готовы продвигать женскую повестку.
Женщины в ирландском парламенте: история представительства
Первая женщина в составе ирландского парламента появилась как только Дойл Эрен был создан - в 1918 году. Констанс Маркевич, избранная в парламент, была активной участницей ирландской борьбы за независимость. Уже во втором составе парламента к ней добавилось пять женщин, однако постепенная переориентация ирландских мужчин-политиков на сотрудничество с католической церковью привела к тому, что первые успехи на политическом поприще не были закреплены, а в ирландском обществе распространилось католическое социальное учение, закреплявшее доктрину сепаратных сфер и ограничивавшее сферу женской активности браком и деторождением. Неудивительно, что на протяжении следующих пятидесяти лет представленность женщин в нижней палате парламента Ирландии колебалась от 0,5 до 3,5 %, и лишь возрождение феминизма, как и в других странах, в конце 1960-х годов способствовало началу обсуждения вопроса о значимости такого фактора, как представленность женщин в политике. В тот период более всего были готовы к внедрению женской повестки лейбористская партия, находившаяся под влиянием профсоюзов, а потому поднимавшая вопросы женского труда, а также правоцентристская партия «Фианна Файл», которая возникла еще в 1926 году и к этому десятилетию созревшая до продвижения идеи равной оплаты труда равной ценности и разрешения замужним женщинам работать в государственных учреждениях.
Впрочем, вопросы политического представительства женщин едва ли могли всерьез обсуждаться в Ирландии 1970-1980-х годов, так как влияние католической церкви было по-прежнему слишком сильно, о чем свидетельствуют, к примеру, высказывания в Сенате премьер-министра от партии «Фине Гэл» Лиама Косгрейва во время обсуждения законопроекта о разрешении замужним ирландкам устраиваться в государственные учреждения. В 1973 году он заявил, что «подавляющее большинство людей хотят, чтобы институт семейной жизни был сохранен и поддержан. Мы признаем, что это основа нашей цивилизации, что она имеет права и преимущества, которые не могут быть запрещены или ограничены законодательством» [3]. Патриархальные взгляды на роль семьи в жизни женщин определяли отношение политиков ведущих партий к идее активного проникновения женщин в представительные органы власти на протяжении всего XX столетия и приводили к тому, что ни сами женщины, ни партийные организации не поддерживали активно идею женского участия во всеобщих выборах. Об этом наглядно свидетельствуют данные о количестве кандидатов женского пола на выборах в Дойл Эрен, представленные в табл. 1. Данные наглядно демонстрируют, что, хотя на протяжении 1980-2000-х годов шел постепенный рост представительства женщин в парламенте (впрочем, выборы 2000-х годов продемонстрировали худшие показатели по количеству кандидатов женского пола), реальное изменение количества женщин в нижней палате парламента - Эряхтаса произошло только после принятия в 2012 году бурно обсуждаемого в Ирландии закона о гендерном квотировании.
Таблица 1
Количество кандидатов женского пола на выборах в Дойл Эрен, 1977-2020 годы [4; 5; 6]
Дата всеобщих выборов Количество кандидатов, чел. Количество кандидатов-женщин, чел. Доля кандидатов женского пола, %
1977 376 25 6,6
1981 404 41 10,1
1982, февраль 366 35 9,6
1982, ноябрь 365 31 8,5
1987 466 65 13,9
1989 371 52 14,0
1992 482 89 18,5
1997 484 96 19,8
2002 463 84 18,1
2007 471 82 17,4
2011 566 86 15,2
2016 551 163 29,6
2020 516 160 31
В соответствии с новым законом партии обязаны иметь как минимум 30 % кандидатов каждого пола в общем списке, чтобы не потерять государственное финансирование (с 2023 года - 40 %). Инициаторами закона стали «Фине Гэл» и лейбористы; поддержку законопроекту высказали депутаты от партии «Шинн Фейн», а критиковали идею квот представители партии «Фианна Файл». В результате уже выборы 2016 года позволили увеличить примерно в два раза представительство женщин сначала среди кандидатов, а затем - среди депутатов Дойл Эрен.
Гендерные квоты часто являются объектом критики, и ирландское общество не стало исключением. Так, одна из бывших лидеров партии «Фианна Файл» Мэри О'Рурк на протяжении всего обсуждения законопроекта о введении гендерного квотирования выступала
против него, заявляя о несправедливом характере предложения: «Это дискриминация по отношению к женщинам и несправедливость по отношению как к женщинам, так и к мужчинам. С женщинами обращаются как с придатками, которых нужно добавлять туда-сюда только для того, чтобы достичь квоты» [7]. Выражая мнение многих представителей «Фи-анна Файл», О'Рурк настаивала на том, что «человека следует выбирать для продвижения в качестве кандидата на основе его достоинств и потенциала, а не пола» [7].
В этом отношении интересно составить социальный портрет женщин, баллотировавшихся в Дойл Эрен и ставших депутатами, для того чтобы понять, соответствует ли их квалификация требованиям, предъявляемым к парламентариям. Кроме того, в условиях закона о партийных квотах одним из исследовательских вопросов становится вопрос о путях продвижения женщин в национальный представительный орган: является ли аффилиа-ция с партией основным путем попадания в ирландский парламент?
База данных парламентариев-женщин Ирландии: описание и анализ
Для анализа была составлена база данных, посвященная женщинам-депутатам нижней палаты ирландского парламента - Дойл Эрен. Информация была получена с официального сайта Эряхтаса [8], личных страниц депутатов на сайтах партий [9; 10; 11] или на их собственных сайтах, а также из общедоступной информации в сети Интернет. База данных содержит информацию о возрасте, семейном статусе, наличии или отсутствии детей, уровне образования, опыте активистской или политической деятельности до попадания в Дойл Эрен, длительности пребывания на позиции, а также сетевой активности женщин-депутатов и гендерной повестке в их деятельности.
Из 160 депутатов, избранных в феврале 2020 года, женщины составили всего 22,5 %, получив 36 мест в Дойл Эрен (в июле 2021 года в результате довыборов количество женщин в парламенте увеличилось до 37, или 23 %). Наиболее значительное количество депутатов женского пола - 13 мест из 37, полученных в палате, или 35 %, - среди тройки крупнейших партий Ирландии в нынешнем Дойл Эрен имеет партия «Шинн Фейн», которая с 2018 года возглавляется президентом женского пола Мэри Лу Макдональд (р. 1969) и которая в последней редакции своей программы (2020) выступила за увеличение гендерного квотирования на выборах в Дойл Эрен до 50 % и введение квоты в 30 % для министров и младших министров [12].
Второе место по представленности женщин во фракции занимает партия «Фине Гэл», потерявшая по итогам выборов лидирующие позиции и занявшая третье место: из 35 депутатов партии шесть - женщины. «Фианна Файл», которая последнее десятилетие демонстрирует наименьшую приверженность идеям гендерного равенства, имеет фракцию в 38 депутатов, из которых лишь пять женского пола. Из более мелких партий, получивших места в нижней палате Эряхтаса, нельзя не отметить социал-демократов, представленных четырьмя женщинами и двумя мужчинами. Это неудивительно: в 2015 году партию основали и по-прежнему руководят ею Кэтрин Мёрфи (р. 1953) и Рошин Шорталл (р. 1954), ранее входившие в Лейбористскую партию.
Четыре члена Дойл Эрен женского пола являются независимыми депутатами; двое из них были инкумбентами на последних выборах, то есть занимали депутатские места с 2016 года (Кэрол Нолан и Кэтрин Коннолли), одна уже имела опыт пребывания в Дойл Эрен с 2002 по 2007 год (Мэриан Харкин), и только одна была избрана в нижнюю палату Эряхтаса впервые (Верона Мёрфи).
Выборы 2020 года показали, что, с одной стороны, наличие государственного закона, требующего от партии выставлять не менее 30 % кандидатов одного пола, заставило ведущие партии сохранить примерно такое же количество кандидатов-женщин, как и на выборах 2016 года, однако в целом они не стремились увеличить это число. Об этом свидетель-
ствуют данные табл. 2, содержащиеся в составленной автором базе. Кроме того, они показывают, что кандидаты женского пола, за исключением кандидатов от «Шинн Фейн» и социал-демократов, выступали на выборах не так успешно, как кандидаты мужского пола.
Таблица 2
Участие кандидатов-женщин в выборах в Дойл Эрен в 2016 и 2020 годах
Доля кандидатов Доля депутатов Доля кандидатов Доля депутатов
Партия женского пола на женского пола по женского пола на женского пола по
выборах итогам выборов выборах итогам выборов
2016 года, % 2016 года, % 2020 года, % 2020 года, %
Фианна Файл 31 13,6 31 13
Фине Гэл 30,7 22 30,5 17
Шинн Фейн 36 26 33,3 35
Лейбористская 36 28,6 32,3 0
партия
Социал- 42,9 66,6 55 66,6
демократы
Из 36 депутатов Дойл Эрен женского пола у четверых не указаны даты рождения; средний возраст остальных - 48,5 лет, что соответствует среднему возрасту ирландских парламентариев в целом. Возраст самой молодой из женщин-депутатов Клэр Керрейн (р. 1992) из «Шинн Фейн» - 29 лет; самой пожилой является уже упомянутая Кэтрин Мёр-фи.
Данные о семейном статусе женщин-парламентариев 33-го состава Дойл Эрен (24 парламентария женского пола замужем, шесть не замужем, пятеро разведены, одна -вдова, одна имеет партнера) с учетом упомянутого среднего возраста депутатов свидетельствуют о том, что взросление и выбор жизненной траектории нынешних парламентариев прошел в тот период, когда в Ирландии всё еще были сильны патриархальные стереотипы о семейно-брачном предназначении женщин. Об этом же говорит и тот факт, что на 37 депутатов в сумме приходится 70 детей: лишь семь парламентариев женского пола не имеют ни одного ребенка, а у одиннадцати (то есть 30 %) трое и более детей.
Уровень образования женщин-парламентариев Ирландии с 2020 года достаточно высокий: за исключением трех депутатов, уровень образования которых не указывается в источниках, все остальные члены Дойл Эрен имеют высшее образование, из них по меньшей мере шесть имеют магистерские степени, а одна (Дженнифер Кэррол МакНил, депутат от партии «Фине Гэл») - степень PhD. Этим женщины-депутаты ирландского парламента отличаются от ирландских женщин в целом, уровень образованности которых несколько ниже: согласно данным 2019 года, 51 % ирландок имеют высшее образование [13]. В этом отношении парламентарии представляют более элитарную группу, чем общество в целом. Что касается профессий женщин-парламентариев до попадания в сферу локальной или национальной политики, то превалирующими являются сферы образования, продаж и юриспруденции. Кроме того, среди нынешних членов Дойл Эрен женского пола есть те, кто сразу же был сосредоточен на профсоюзной или активистской работе, что также способствовало росту их узнаваемости и обеспечило в дальнейшем попадание в Эряхтас.
Ирландские женщины-парламентарии: пути рекрутирования
В базе данных, составленной в рамках проекта, особое внимание уделялось путям попадания женщин в нижнюю палату ирландского парламента. Исследования демонстрируют, что основным каналом рекрутирования женщин в национальные представительные органы являются политические партии. Часто это связано со стремлением партий проде-
монстрировать ориентированность на решение проблем той или иной группы, для чего представители миноритарной группы активно привлекаются в качестве кандидатов и политиков. При этом партии левого фланга в большей степени склонны к конкретным практическим действиям по обеспечению миноритарной группы представительства и голоса в политике, в том числе путем квотирования, а правые партии предпочитают обычно риторические стратегии, поощряющие женщин и другие меньшинства баллотироваться, но не предполагающие реальные действия по продвижению той или иной группы в представительные органы.
Ирландия не является исключением из вышеописанных моделей, и левые партии, такие, как лейбористы, еще в 1980-е годы стали активно привлекать женщин в собственные руководящие органы, брали на себя обязательства по их представленности в процессе принятия партийных решений и в числе кандидатов от лейбористской партии. Что же касается более правых партий, то до начала 2010-х годов они не выступали за гендерное квотирование, что неизбежно отражалось на незначительном количестве кандидатов женского пола на всеобщих выборах от этих партий: если среди лейбористских кандидатов уже в 1997 году было около 27 % женщин, то у «Фине Гэл» их доля до выборов 2016 года не превышала 17 %, а у «Фианны Файл» - 14 % [14].
При этом ирландская избирательная система (пропорциональная система с единственным передаваемым голосом) позволяет избирателям в большей степени, чем партиям, влиять на персональный состав партийных фракций в парламенте, так как при ней избиратели голосуют не за партийные списки, а за конкретных людей. Кроме того, эта система создает более благоприятные условия для победы независимых кандидатов, что в целом демонстрируют ирландские выборы 2020 года: из 160 депутатов, избранных в Дойл Эрен, 19 определяют себя как независимых политиков. Этот результат особенно показателен по сравнению с соседней Великобританией, мажоритарная система которой не позволяет независимым кандидатам получить места в парламенте (хотя на последних британских выборах 2019 года было более 200 независимых кандидатов [15]). При этом доля женщин среди независимых членов Дойл Эрен составляет 21 %, что ниже на 2 % доли женщин среди всех членов нижней палаты Эряхтаса, а значит, независимый путь в политику не является более легким для женщин. Дело в том, что, как отмечают исследователи, в ирландской избирательной системе важны локализм и персонализм [16], но это означает, что независимый кандидат должен (должна) заработать себе узнаваемое имя, чтобы пройти в Дойл Эрен, и в этом смысле партийная машина всё же работает на тех, кто баллотируется через партию, лучше, чем независимая политика.
Другими словами, быть независимым политиком для женщины - это не более легкий, чем партийная дорога, путь попадания в политику. Выборы 2020 года красноречиво свидетельствуют, что больше шансов имеют те кандидаты, которые продвигаются через партии, или те, кто был инкумбентом, то есть баллотировался (-лась) на то место, которое уже зани-мал(а) с предыдущих или более ранних выборов: так, из десяти женщин, победивших в своих округах всех остальных кандидатов, девять шли на выборы от партий (лишь одна - Кэтрин Коннолли - выступала как независимый кандидат), восемь были инкумбентами, и лишь две -Рида Кронин и Сорка Кларк (обе - «Шинн Фейн») - не были депутатами Дойл Эрен до своей уверенной победы в феврале 2020 года. Учитывая рост популярности «Шинн Фейн», засвидетельствованный на этих выборах (партия получила на 10,7 % голосов больше, что конвертировалось в дополнительные 15 мест в парламенте), победа ранее не участвовавших в национальной политике женщин из этой партии не кажется удивительной.
Женский состав Дойл Эрен с февраля 2020 года достаточно ярко свидетельствует об основных путях попадания в национальную представительную политику: из 37 (учитывая побе-
дившую на довыборах июля 2021 года Ивану Бейсик) женщин в нижней палате Эряхтаса 21 до победы на всеобщих выборах работала в местных советах (советах графств). Таким образом, опыт работы на местном уровне напрямую влияет на возможности для женщин попасть на уровень национальной политики. Это также доказывает утверждение исследователей о значимости локализма в ирландской представительной политике, о котором шла речь выше.
Заключение
Итак, анализ базы данных по членам Дойл Эрен 33-го созыва (с 2020 года) позволяет составить следующий социальный портрет женщины-парламентария в современной Ирландии: это замужняя женщина 48 лет с двумя детьми, высшим образованием уровня бакалавриата, работавшая в системе образования, продажах или имевшая юридическую практику, до попадания в нижнюю палату парламента являвшаяся членом совета графства и попавшая в политику через региональное отделение партии.
Список источников
1. Gender Equality Index. Comparing scores for the 2021 edition. URL: https://eige.europa.eu/gender-equality-index/2021/compare-countries (дата обращения: 01.11.2021).
2. Gender Equality Index. Comparing Power / Political scores for the 2021 edition. URL: https://eige.europa.eu/gender-equality-index/2021/compare-countries/power/1/bar (дата обращения: 01.11.2021).
3. Seanad Eireann debate - Wednesday, 25 Jufy 1973. Commission on the Status of Women: Motion. URL: https://www.oireachtas.ie/en/debates/debate/seanad/1973-07-25/14/ (дата обращения: 01.11.2021).
4. Is local office a springboard for women to Dail Eireann? / F. Buckley, M. Mariani, C. McGing & T. White // Journal of Women, Politics & Policy. 2015. No. 36:3. P. 313.
5. Buckley F., Galligan Y. & McGing C. Women and the election: Assessing the impact of gender quotas // How Ireland Voted 2016 / ed. by M. Gallagher & M. Marsh. Palgrave Macmillan, 2016. P. 188.
6. Carswell S. & O'Halloran M. Election 2020: Record share of women running for Dail seats // The Irish Times. 2020. Jan. 23. URL: https://www.irishtimes.com/news/politics/election-2020-record-share-of-women-running-for-d%C3%A1il-seats-1.4148409 (дата обращения: 01.11.2021).
7. Debate: Should there be gender quotas in politics? // Independent.ie. 2015. Nov. 15. URL: https://www.independent.ie/irish-news/politics/debate-should-there-be-gender-quotas-in-politics-342016 98.html (дата обращения: 01.11.2021).
8. TDs and Senators. URL: https://www.oireachtas.ie/en/members/ (дата обращения: 01.11.2021).
9. Fine Gael. URL: https://www.finegael.ie/ (дата обращения: 01.11.2021).
10. Fianna Fail. URL: https://www.fiannafail.ie/ (дата обращения: 01.11.2021).
11. Sinn Fein. URL: https://www.sinnfein.ie/ (дата обращения: 01.11.2021).
12. Giving Workers and Families A Break. 2020 General Election Sinn Fein Manifesto. P. 100. URL: https://www.tcd.ie/Political_Science/people/michael_gallagher/Manifestoes2020/SFManifesto20.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
13. Education At a Glance 2019: OECD Indicators. Ireland. URL: https://www.oecd.org/ educa-tion/education-at-a-glance/EAG2019_CN_IRL.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
14. Culhane L. E. Male Dominance in Political Recruitment: Gender, Power, and Institutions in the Republic of Ireland. School of Social Science, 2017. P. 111. URL: https://www.research.manches ter.ac.uk/portal/files/87764993/FULL_TEXT.PDF-page=149&zoom=100,148,676 (дата обращения: 01.11.2021).
15. UK general election 2019: full results. URL: https://ig.ft.com/uk-general-election-2019-results/ (дата обращения: 01.11.2021).
16. Buckley F. Going alone and taking the independent route: new insights on female candidate emergence // European Journal of Politics and Gender. 2020. Vol. 3, no. 3. Pp. 349-370. URL: https://cora.ucc.ie/bitstream/handle/10468/10124/C0RA_Fiona_Buckley_Taking_the_independent_rout e_Text.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 01.11.2021).
References
1. Gender Equality Index. Comparing scores for the 2021 edition. URL: https://eige.europa.eu/ gender-equality-index/2021/compare-countries (дата обращения: 01.11.2021).
2. Gender Equality Index. Comparing Power / Political scores for the 2021 edition. URL: https://eige.europa.eu/gender-equality-index/2021/compare-countries/power/1/bar (дата обращения: 01.11.2021).
3. Seanad Eireann debate - Wednesday, 25 Jufy 1973. Commission on the Status of Women: Motion. URL: https://www.oireachtas.ie/en/debates/debate/seanad/1973-07-25/14/ (дата обращения: 01.11.2021).
4. Is local office a springboard for women to Dail Eireann? / F. Buckley, M. Mariani, C. McGing & T. White // Journal of Women, Politics & Policy. 2015. No. 36:3. P. 313.
5. Buckley F., Galligan Y. & McGing C. Women and the election: Assessing the impact of gender quotas // How Ireland Voted 2016 / ed. by M. Gallagher & M. Marsh. Palgrave Macmillan, 2016. P. 188.
6. Carswell S. & O'Halloran M. Election 2020: Record share of women running for Dail seats // The Irish Times. 2020. Jan. 23. URL: https://www.irishtimes.com/news/politics/election-2020-record-share-of-women-running-for-d%C3%A1il-seats-1.4148409 (дата обращения: 01.11.2021).
7. Debate: Should there be gender quotas in politics? // Independent.ie. 2015. Nov. 15. URL: https://www.independent.ie/irish-news/politics/debate-should-there-be-gender-quotas-in-politics-34201698.html (дата обращения: 01.11.2021).
8. TDs and Senators. URL: https://www.oireachtas.ie/en/members/ (дата обращения: 01.11.2021).
9. Fine Gael. URL: https://www.finegael.ie/ (дата обращения: 01.11.2021).
10. Fianna Fail. URL: https://www.fiannafail.ie/ (дата обращения: 01.11.2021).
11. Sinn Fein. URL: https://www.sinnfein.ie/ (дата обращения: 01.11.2021).
12. Giving Workers and Families A Break. 2020 General Election Sinn Fein Manifesto. P. 100. URL: https://www.tcd.ie/Political_Science/people/michael_gallagher/Manifestoes2020/SFManifesto20.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
13. Education At a Glance 2019: OECD Indicators. Ireland. URL: https://www.oecd.org/educati on/education-at-a-glance/EAG2019_CN_IRL.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
14. Culhane L. E. Male Dominance in Political Recruitment: Gender, Power, and Institutions in the Republic of Ireland. School of Social Science, 2017. P. 111. URL: https://www.research.manchester.ac.uk/portal/files/87764993/FULL_TEXT.PDF-page=149&zoom= 100,148,676 (дата обращения: 01.11.2021).
15. UK general election 2019: full results. URL: https://ig.ft.com/uk-general-election-2019-results/ (дата обращения: 01.11.2021).
16. Buckley F. Going alone and taking the independent route: new insights on female candidate emergence // European Journal of Politics and Gender. 2020. Vol. 3, no. 3. Pp. 349-370. URL: https://cora.ucc.ie/bitstream/handle/10468/10124/C0RA_Fiona Buckley_Taking the independent route_Text.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 01.11.2021).
Информация об авторе Д. Б. Вершинина - кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и археология», Пермский государственный национальный исследовательский университет.
Information about the author D. B. Vershinina - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of History and Archaeology,
Perm State University.
Статья поступила в редакцию 02.11.2021; одобрена после рецензирования 17.11.2021; принята к публикации 17.11.2021.
The article was submitted 02.11.2021; approved after reviewing 17.11.2021; accepted for publication 17.11.2021.