Научная статья на тему 'Социальный портрет женщин-депутатов законодательного органа Республики Татарстан'

Социальный портрет женщин-депутатов законодательного органа Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
204
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ЖЕНЩИНЫ / ДЕПУТАТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РТ / ПОЛИТИКА / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / GENDER ANALYSIS / WOMEN / DEPUTIES / STATE COUNCIL OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN / POLITICS / ELECTORAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шафигуллина Ляйсян Рафиковна

Гендерная асимметрия негативно сказывается и на мужчинах, и на женщинах: доминирование в одной сфере неизбежно оборачивается слабостями в другой. В работе отражено стремление поднять вопросы, связанные с положением женщины в политической сфере. По оценкам Организации Объединенных Наций, только тогда, когда в составе депутатского корпуса той или иной страны больше 20% женщин, законодатели всерьез начинают разрабатывать законопроекты в интересах детей. И только тогда, когда среди законодателей около 30% женщин, появляются законы и государственные программы, отвечающие насущным интересам женщин. Но главный вывод ООН заключается в том, что только паритетное участие мужчин и женщин в структурах государственной власти гарантирует принятие ответственных политических, социальных, экономических решений, а потому обеспечивает устойчивое развитие любого региона. Предметом исследования является участие женщин в представительных органах власти Республики Татарстан и в результате составление социального портрета женщины-депутата законодательного органа Республики Татарстан. Использование разнохарактерных источников таких, как источники личного характера, фокусированное глубинное интервью, законодательные акты, статистические материалы, СМИ позволяет достаточно полно рассмотреть положение женщин в политике в Республики Татарстан. Специфика предмета исследования потребовала использования гендерного анализа, примененного к электоральной статистике, в результате получился политический анализ с разбивкой по признаку пола. В результате автор приходит к следующим выводам. Гендерная структура нынешней Государственного Совета Республики Татарстан свидетельствует о гендерной асимметрии российской законодательной власти. Этот дисбаланс власти негативно сказывается, в первую очередь, на повседневной жизни женщин. Иными словами, законодательство, создаваемое государственным региональными парламентами, объективно способствует сохранению и усугублению гендерного неравенства, поскольку не учитывает женских интересов. Решение проблем женщин возможно только при активном участии женщин-политиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROFILE OF WOMEN MEMBERS OF THE TATARSTAN LEGISLATIVE ORGAN

Gender asymmetry negatively affects men and women; dominance in one area inevitably turns into weaknesses in another. In the present paper, the position of a woman in the political sphere is discussed. According to the United Nations only when there are more than 20% of women in the deputy corps of a country, legislators begin in earnest to draft bills protecting the interests of children. And when there are about 30% of women among legislators, laws and government programs serving the essential interests of women appear. However, the main conclusion of the United Nations is that only equal representation of men and women in the structures of state power guarantees making responsible political, social and economic decisions ensuring the sustainable development of any region. The aim of the present research is to analyze the participation of women in the representative bodies of the Republic of Tatarstan and make up the profile of a woman member of the legislative body of the Republic of Tatarstan. The use of diverse source documents such as personal documents, in-depth interviews, legislative acts, statistical data and mass media materials allows more complete consideration of the women’s position in the politics of the Republic of Tatarstan. The study is based on the gender analysis of the electoral statistics; as a result, the political analysis with a gender breakdown is made. The following conclusions can be drawn. The analysis of the gender composition of the present State Council of the Republic of Tatarstan indicates that gender asymmetry is characteristic of the Russian Legislature. The gender imbalance in the legislative system negatively influences the everyday life of women. In other words, the legislation enacted by the imbalanced state regional parliaments contributes to the maintenance and aggravation of the gender inequality because the interests of women are not taken into account. To solve the problems of women is possible only with women active participation in politics.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет женщин-депутатов законодательного органа Республики Татарстан»

УДК 908.328

Л. Р. Шафигуллина

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИН-ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Тендерная асимметрия негативно сказывается и на мужчинах, и на женщинах: доминирование в одной сфере неизбежно оборачивается слабостями в другой. В работе отражено стремление поднять вопросы, связанные с положением женщины в политической сфере. По оценкам Организации Объединенных Наций, только тогда, когда в составе депутатского корпуса той или иной страны больше 20% женщин, законодатели всерьез начинают разрабатывать законопроекты в интересах детей. И только тогда, когда среди законодателей около 30% женщин, появляются законы и государственные программы, отвечающие насущным интересам женщин. Но главный вывод ООН заключается в том, что только паритетное участие мужчин и женщин в структурах государственной власти гарантирует принятие ответственных политических, социальных, экономических решений, а потому обеспечивает устойчивое развитие любого региона. Предметом исследования является участие женщин в представительных органах власти Республики Татарстан и в результате составление социального портрета женщины-депутата законодательного органа Республики Татарстан. Использование разнохарактерных источников таких, как источники личного характера, фокусированное глубинное интервью, законодательные акты, статистические материалы, СМИ позволяет достаточно полно рассмотреть положение женщин в политике в Республики Татарстан. Специфика предмета исследования потребовала использования гендерного анализа, примененного к электоральной статистике, в результате получился политический анализ с разбивкой по признаку пола. В результате автор приходит к следующим выводам. Тендерная структура нынешней Государственного Совета Республики Татарстан свидетельствует о гендерной асимметрии российской законодательной власти. Этот дисбаланс власти негативно сказывается, в первую очередь, на повседневной жизни женщин. Иными словами, законодательство, создаваемое государственным региональными парламентами, объективно способствует сохранению и усугублению гендерного неравенства, поскольку не учитывает женских интересов. Решение проблем женщин возможно только при активном участии женщин-политиков.

Ключевые слова: гендерный анализ, женщины, депутаты, Государственный Совет РТ, политика, избирательный процесс.

В России и в Республике Татарстан наблюдается следующее явление: будучи в процентном соотношении большинством (53% от общей численности населения [Женщины РТ, 1995, с. 11], в структурах власти женщины практически не представлены. Данные обстоятельства делают весьма актуальным анализ участия женщин в органах представительной власти на примере Государственного Совета РТ. Благодаря исследованию состава народных представительниц можно

составить так называемый социальный портрет женщины-депутата Госсовета РТ по следующим критериям: образование, возраст, партийная принадлежность, национальность.

Численность женщин-кандидатов в избирательных кампаниях в Государственный Совет Республики Татарстан возрастала, хотя и ненамного (от 7,7% до 15,4%). В 1990-е гг. несмотря на то, что процент выдвигающихся женщин год от года рос, процент женщин-депутатов в законодательном органе РТ

оставался на прежнем уровне. Лишь в результате последних выборов в представительные органы РТ количество женщин-депутатов увеличилось.

Ситуация по представительству женщин в Госсовете РТ схожа с большинством других регионов России (до 10%), да и с Государственной Думой РФ. Однако это не является поводом для спокойствия. Если рассматривать ситуацию на региональном уровне, то по данным ЦИКа на 1997 г., в региональных органах законодательной власти (Смоленском, Курском, Омском, Томском областных собраниях) не было ни одной женщины-депутата. В 40 регионах женщин насчитывалось до 10%; в 35 регионах - от 11% до 29%. В оставшихся 9 регионах максимальный уровень представительства женщин от 20% до 32%.

Какова же ситуация в Республике Татарстан?

В Госсоветах РТ первого и второго созывов число женщин оставалось неизменным: 6 чел. (4,6%). Лишь в Госсовете РТ третьего созыва, выборы в который состоялись в 2004 г., наметилось увеличение численности женщин почти в 2 раза, их стало 13 (13%). Выборы 2009 г. закрепили прежний результат. Численность женщин-депутатов составила 14 (14%). Республика Татарстан входит в число регионов, где женщин в законодательных собраниях насчитывается до 10%. В целом положение в РТ не отличается от большинства регионов РФ.

Хотелось бы более подробно изучить представительство женщин в Госсовете РТ, чтобы выявить причины данной асимметрии.

Отметим, что до создания Госсовета РТ существовал Верховный Совет РТ, где ситуация относительно женщин была иной. В Верховном Совете РТ XII созыва (1990-1995), состоящего из 250 народных депутатов, было 15 женщин (6%) [Верховный Совет, 1993, с. 14]. Первым заместителем Председателя Госсовета РТ была выбрана З. Р. Валеева.

В последующие годы ситуация в политической сфере заметно изменилась. Введение многопартийности и осуществление демократической процедуры выборов на альтернативной основе теоретически расширили возможность достижения политического лидерства для женщин, а практически произошло резкое количественное снижение женщин-лидеров на всех уровнях политического процесса.

Выборы в Госсовет РТ 1995 г. показали заметное снижение численности женщин-депутатов -6 человек, что составило 4,6% к общему числу избранных.

Сопоставление данных о гендерной структуре Государственного Совета всех четырех созывов свидетельствует, во-первых, о явном увеличении числа женщин после изменения избирательной системы в 2004 г., благодаря партийным спискам, однако последующие выборы лишь закрепили результат, тенденции к увеличению нет. Результат партийной политики по отношению к женщинам правящей партии «Единой России» (в 2009 г. сохранилось, как и в 2004 г.); во-вторых, о сокращении числа женщин во фракции КПРФ.

Рассмотрим половозрастной состав депутатского корпуса (табл. 1). Самая распространенная возрастная группа для мужчин и женщин в Госсовете РТ первого и второго созывов - 40-49 лет. В 2004 и 2009 гг. мы видим омоложение женского депутатского корпуса. Совершенно очевидно, что от созыва к созыву происходит пусть медленное, но явное расширение возрастных границ отбора женщин в списки кандидатов, что в целом увеличивает и их шансы на завоевание мест в парламенте.

В депутатском корпусе Государственного Совета РТ четырех созывов среди женщин можно выделить две национальности - русские и татарки (табл. 2). При этом в Госсовете РТ первого созыва женщин-татарок было в 2 раза больше женщин-русских, а в Госсовете РТ третьего созыва женщины-татарки имели небольшой перевес. От созыва к созыву число женщин-депутатов русской национальности стабильно росло от 2 до 8 чел. Паритет по национальному признаку наблюдался в Госсовете РТ третьего созыва.

Многие женщины-депутаты Госсовета РТ имели опыт партийной работы в КПСС и ВКЛ-СМ, занимались законодательной деятельностью в Верховном Совете ТАССР. До политической карьеры большинство из них занимали руководящие должности по специальности (табл. 3), проявили себя на работе, т.е. они обладают организаторскими способностями и знаниями, как руководить людьми. Они работали главврачами, директорами школ, заведующими и старшими научными сотрудниками, юристами, редакторами газет и журналов. Некоторые в эпоху рыночных перемен открыли свой бизнес.

Судя по этим показателям, среднестатистическая обладательница депутатского мандата в нынешней Государственном Совете - женщина в возрасте, молодость которой пришлась на советское время; вышедшая замуж и вырастившая одного, от силы двух детей, и в то же время

Таблица 1

Распределение депутатов Государственного Совета РТ (первого-четвертого созывов) по возрасту

Возрастные группы до 30 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет старше 60

лет лет

Созывы Госсовета РТ ^^^^^^ м ж м ж м ж м ж м ж

Госсовет РТ первого созыва 1 - 24 - 66 4 25 2 8 -

Госсовет РТ второго созыва 1 - 25 - 56 4 37 2 5 -

Госсовет РТ третьего созыва - - 6 2 35 5 35 4 10 2

Госсовет РТ четвертого созыва 2 3 5 3 23 3 32 4 28 1

Сост. по: Выборы, 2000; Государственный Совет, 1999; Кто есть кто в РТ, 2000; Избирательные бюллетени, 2004; Государственный Совет РТ, 2018.

Таблица 2

Распределение женщин-депутатов Госсовета РТ (первого-четвертого созывов) по национальности

Созывы —^^Госсовета РТ Национальность —^^ Госсовет первого созыва Госсовет второго созыва Госсовет третьего созыва Госсовет четвертого созыва

Русская 2 3 6 8

Татарка 4 3 7 5

Сост. по: Выборы, 1999; Государственный Совет, 1999; Избирательные бюллетени, 2004 г.; Кто есть кто в РТ, 2000; Государственный Совет, 2018.

Таблица 3

Распределение женщин-депутатов Госсовета РТ (первого-четвертого созывов) по роду занятий на момент избрания

^^^^^^ Созывы Госсовета РТ Госсовет Госсовет Госсовет Госсовет

первого созыва второго созыва третьего четвертого

Род занятий ^^^^^^ созыва созыва

Депутаты Верховного Совета РТ 2 - - -

Депутаты Госсовета РТ - 2 1 2

Депутаты Госдумы РФ - - 2 -

Представители исполнительной власти 4 - 1 2

Профсоюзные лидеры - - 1 1

Журналисты - 1 1 -

Деятели образования, науки - 1 - 4

Предприниматели - 2 2

Юристы - - 1 1

Спортсмены - 1 -

Врачи - 2 - 1

Руководители общественных - - 3 1

организации

Сост. по: Государственный Совет, 1999; Кто есть кто в РТ, 2000; Избирательные бюллетени, 2004; Государственный Совет, 2018.

сделавшая карьеру, которая позволила ей войти в круг представителей местной номенклатуры и быть замеченной руководством правящей партии «Единая Россия».

На выборах 1995, 1999 гг. большую часть женщин-депутатов провела в парламент КПРФ. Но уже в 2004 г. «Единая Россия» стала лидировать по этому показателю, а в 2009 г. от КПРФ не было избрано ни одной женщины. В числе 44 депутатов «Единой России» мандаты депутата получили 11 женщин, или 25% от общего числа депутатов фракции. В числе 6 депутатов фракции КПРФ женщин не оказалось. По одномандатным округам прошло 3 женщины, они по партийной принадлежности от «Единой России».

Наш анализ показал, что правящей партии удалось, во-первых, увеличить число женщин, получивших депутатский мандат; а во-вторых, символически обеспечить гендерный паритет хотя бы в одной, пусть и крайне малочисленной, но значимой части своего списка депутатов - среди лиц в возрасте до 30 лет. Вместе с тем, нельзя не отметить, что, взяв на себя задачу изменения ген-дерного баланса в депутатском корпусе, «Единая Россия» стала решать ее таким образом, чтобы не дестабилизировать наличный гендерный порядок. А потому при отборе кандидатов в свой список оказывала явное предпочтение представительницам тех общественных страт, которые принято называть «номенклатурой». То есть тем, чья «картина мира» совпадает с партийными установками на обеспечение стабильности, на развитие без существенных преобразований. Этот тип гендерного отбора отчетливо проявился уже на парламентских выборах 2004 г. и был закреплен на выборах 2009 г., что подтвердило главный вывод, к которому мы пришли в результате проведения гендерного мониторинга, а именно - с начала XXI в. в нашей стране по сути дела перестает работать «социальный лифт», обеспечивающий продвижение в сферу политики и государственного управления тех категорий женщин, которые не входят в государственную номенклатуру, включая представительниц «третьего сектора», и в их числе - активисток женских организаций (Р. Туфетуллова, З. Р. Валеева, С. А. Усманова). Даже крайне немногочисленная женская часть российской политической элиты формируется сегодня в соответствии с требованиями традиционной российской государственности, опирающейся на бюрократию и не допускающей

усиления воздействия других социальных групп, в том числе - представителей институтов гражданского общества. Такой тип отбора женской властной элиты способен тормозить процесс выравнивания социальных шансов мужчин и женщин и во многом блокировать реализацию конституционного принципа гендерного равноправия. А вместе с этим - утверждение на государственном уровне того набора задач общественного развития, который сопряжен с общей гуманизацией политики.

Какие должности заняли женщины-депутаты в Госсовете РТ?

Женщины в Госсовете РТ первого-четвертого созывов занимали одну из ключевых должностей -Заместитель Председателя Госсовета (З. Р. Валеева, И. А. Ларочкина, Р. А. Ратникова). Пост Секретаря Госсовета РТ на протяжении всех четырех созывов занимали женщины (Н. Ф. Абдрашитова, В. Н. Липу-жина, Л. Н. Маврина). В первые два созыва Госсовета РТ женщины не возглавляли ни один комитет и ни одну комиссию [Государственный Совет, 1999, с. 7]. Изменения произошли после 2004 г.: заместителями Председателя комитетов стала 1 женщина в Госсовете РТ третьего созыва (Ф. Г. Зиятдинова), 3 женщины в Госсовете РТ четвертого созыва (А. Ф. Шарипова, А. Г. Исаева, Л. В. Кузьмина); Председателем комитетов стали 2 женщины Госсовета РТ четвертого созыва (В. Н. Липужина, С. М. Захарова).

Интересен анализ основных политических лозунгов в предвыборных кампаниях, с которыми выступали женщины-кандидаты. Естественно, их волновали насущные проблемы населения: ликвидация ветхого жилья, безработицы, инфляции. Лозунги были направлены на удовлетворение повседневных нужд населения. Всех волновала социальная и семейная политика государства, они ратовали за её расширение (поддержка материнства, и детства, инвалидов, больных, многодетных семей; развитие социальной сферы здравоохранения, образования и культуры). Стратегия «женщины-хозяйки» является довольно успешной на региональных выборах.

Анализируя стенограммы заседаний Госсовета РТ, мы пришли к выводу о том, что в принципе увеличение числа женщин в парламенте не усилило голоса женщин, т.е. женский вопрос и все, что с ним связано, не стал чаще звучать, приниматься какие-либо решения в данной области. Женщины, выдвинутые от партий, выглядят достаточно пассивно. Конечно, нельзя сказать, что все женщины, попавшие в Госсовет РТ первого и второго созывов

активно участвовали в их работе, но благодаря З. Р. Валеевой, С. А. Усмановой, Н. К. Столяровой,

B. Н. Липужиной были приняты законодательные акты по многим вопросам, которые они поднимали. Например, вопросы по социальной защиты и национальному воспитанию детей, принятие программы «Дети Татарстана» и концепции семейной политики, а также законодательных актов «Об учреждении медали РТ «Мактаулы ана» («Материнская слава»)», «О социальной защите инвалидов в РТ», оказание помощи безработным в период кризиса 1998 г., организация бесплатного питания учащихся общеобразовательных учебных заведений республики, во время Чеченских кампаний они выступали с требованием не принимать поспешных решений по данному вопросу, приостановить отправку необученных бойцов в горячие точки - о приостановлении на территории республики призыва на военную службу.

Не раз женщины-депутаты выступали с просьбой создать дополнительный комитет - по делам женщин, семьи и ребенка. «Цивилизованность любого общества определяется отношением к самым слабым и незащищенным - женщинам, детям и старикам», - заявляла Н. К. Столярова. Однако Председатель Госсовета в ответ заметил, что, «конечно, было бы неплохо создать комитет по каждому направлению, благо проблем везде хватает, но уже есть Комитет по социальной политике, который как раз и будет заниматься данными вопросами» [Столярова, 2009]. В итоге это предложение не было поддержано.

Забота о подрастающем поколении, его здоровье, воспитание является основополагающим направлением деятельности женщин-депутатов, поэтому они активно принимали участие в принятии и реализации государственной программы «Дети Татарстана». Будучи депутатами Государственного Совета РТ

C. А. Усманова, Р. Р. Туфетулова, З. Р. Валеева отстаивали необходимость по примеру федеральной программы «Дети России» ее принятия, включения в бюджет республики и, самое главное, добивались максимального финансирования. По словам С. А. Усмановой, «на это ушло очень много времени и сил, потому что мне приходилось бороться с теми людьми, которые были обязаны составлять эту программу. Принятие Программы «Дети Татарстана» [Усманова, 2009], разрабатывавшейся около года, совпало с дефолтом 1998 г., поэтому ее одобрение депутатами Государственного Совета РТ могло ока-

заться на грани срыва. С. А. Усмановой пришлось яростно доказывать депутатам необходимость в первом чтении принять программу и финансировать ее отдельной строкой. Ею было зачитано письмо, пришедшее от отчаявшейся женщины в комиссию: «У меня трое детей. Младшему всего 5 месяцев. Дети мои голодают, даже малыша кормить нечем, так как от полуголодной жизни у меня пропало молоко. Муж не получает зарплату 10 месяцев, я тоже с мая не получаю пособия на ребенка. Продуктовые чеки нам не дают, потому что по документам мы считаемся семьей обеспеченной, у мужа зарплата 1000 рублей. ... Если в ближайшем будущем ничего не изменится, мои дети просто умрут с голода. Может быть, думаете, что раз нет еды, значит, алкогольная семья? Но у нас нормальная семья, мы не пьем, не курим, а денег все равно нет. Я никогда никому не жаловалась, но сейчас дошла просто до последней точки. Я умоляю вас, помогите» [Заседание, 1999, с. 141].

С каждым годом количество здоровых детей сокращается, а частота детской инвалидности с 1986 г. по 1996 г. увеличилась в 5 раз. Этот пример показателен, поскольку демонстрирует как трансформационные процессы, происходившие в нашей стране, повлияли на здоровье детей (будущей нации). Первыми забили тревогу женщины, начав создавать общественные организации по разрешению данного вопроса. С медицинскими проблемами С. А. Усманова знакома не понаслышке, она практикующий врач: «сегодня 160 детей с врожденным пороком сердца ждут очереди на операцию. Для операции нужен оксигенатор, который стоит 6000 долларов. Дети уже синеют. Их может спасти срочная операция. Поэтому принятие программы ждут эти дети и их родители» [Усманова, 2009]. В программе также предусмотрены закупка аппаратуры и реактивов.

С 1999 г. в республике стала претворяться в жизнь Программа «Дети Татарстана». Ежегодно в 2000-2001 гг. на реализацию программных мероприятий выделялось по 10 млн. рублей. Программой, разработанной на 2002-2004 гг., были предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасного материнства, строительству перинатальных центров, укреплению материально-технической базы учреждений акушерско-гинеколо-гической и педиатрической службы, реабилитации инвалидов, поддержке детских, подростковых общественных объединений республики и др. Вновь при ее принятии встал вопрос о финансировании. Учитывая

рост инфляции «в 12-13%, выделенные средства на финансирование программы на 1 миллион больше наоборот уменьшились» [Заседания, 2001, с. 53]. Чуть ли не каждый рубль Программы пришлось отстаивать лидерам женских организаций (З. Р. Валеева -«Женщины Татарстана», Р. Р. Туфетулова - «Ак калфак», С. А. Усманова - «Защита прав детей»), одновременно являющимися депутатами.

Женщины склонны больше внимания уделять таким вопросам, как защита окружающей среды, ядерное разоружение, здоровье, забота о детях. И, следовательно, избрание большего числа женщин на ответственные посты привело бы к изменениям в общественной политике. У женщин другой стиль работы, который положительно сказывается на характере обсуждений и процессе принятия решений. В конце концов, женщины представляют более половины населения, они имеют право на соответствующее представительство в органах власти.

В структурах власти женщины работают по преимуществу в области социальной политики и культуры. Доказательством могут служить посты, которые занимали женщины в Госсовете РТ (Председатели Комитетов по образованию, культуре и науке, по охране здоровья, по делам женщин, семьи и молодёжи, по делам общественных объединений и религиозных организаций, по природным ресурсам). В этом есть свои плюсы и недостатки: избиратели могут рассчитывать на защиту социальных интересов, культуры и духовных ценностей, если они избирают женщин, но тем самым политическая деятельность женщин остаётся односторонней. Они не возглавляют ключевых Комитетов.

В отличие от мужчин для женщин-парламентариев весьма характерна более старшая возрастная

ЛИТЕРАТУРА

Верховный Совет, 1993 - Верховный Совет Республики Татарстан. Казань, 1993.

Выборы, 2000 - Выборы народных депутатов Республики Татарстан. Итоги 19 дек. 1999г. 8 апр. 2000 г. / сост. В. В. Гаврилов. Казань: Изд. ЦИК РТ, 2000. 171 с.

Государственный Совет, 1999 - Государственный Совет Республики Татарстан 1995-2000 гг. Казань: Изд-е Госсовета РТ,1999. 156 с.

Государственный Совет, 2018 - Государственный Совет РТ: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gossov.tatarstan. гиМерШау/ (дата обращения 11.10.2018)

группа начальной политической деятельности, т.к. они отсутствуют в возрастной группе «до 30 лет». Возможно, это связано с жизненными циклами женщины (рождение и воспитание детей). Чаще всего российские женщины достигают успеха в политике в возрасте после 40 лет. Средний возраст женщины-депутата составляет 47 лет, что соответствует общемировому возрасту парламентариев. В 2004 и 2009 гг. мы увидели омоложение женского депутатского корпуса Госсовета РТ. Совершенно очевидно, что от созыва к созыву происходит пусть медленное, но явное расширение возрастных границ отбора женщин в списки кандидатов, что в целом увеличивает и их шансы на завоевание мест в парламенте.

Судя по этим показателям, среднестатистическая обладательница депутатского мандата в нынешней Государственном Совете - женщина в возрасте, молодость которой пришлась на советское время; вышедшая замуж и вырастившая одного, от силы двух детей, и в то же время сделавшая карьеру, которая позволила ей войти в круг представителей местной номенклатуры и быть замеченной руководством правящей партии «Единая Россия».

Гендерная структура нынешней Государственного Совета РТ свидетельствует о гендерной асимметрии российской законодательной власти. Этот дисбаланс власти негативно сказывается, в первую очередь, на повседневной жизни женщин. Иными словами, законодательство, создаваемое государственным региональными парламентами объективно способствует сохранению и усугублению гендерного неравенства, поскольку не учитывает женских интересов. Решение проблем женщин возможно только при активном участии женщин-политиков.

REFERENCES

Verhovnyj Sovet, 1993 - Verhovnyj Sovet Respubliki Tatarstan. Kazan', 1993. (in Russian)

Vybory, 2000 - Vybory narodnyh deputatov Respubliki Tatarstan. Itogi 19 dek. 1999g. 8 apr. 2000 g. / sost. V. V. Gavrilov. Kazan': Izd. CIK RT, 2000. 171 s. (in Russian) Gosudarstvennyj Sovet, 1999 - Gosudarstvennyj Sovet Respubliki Tatarstan 1995-2000 gg. Kazan': Izd-e Gossoveta RT,1999. 156 s. (in Russian)

Gosudarstvennyj Sovet, 2018 - Gosudarstvennyj Sovet RT: oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gossov.tatarstan.ru/deputaty/ (data obrashcheniya 11.10.2018) (in Russian)

Женщины РТ, 1995 - Женщины Республики Татарстан: стат. сб. Казань, 1995.

Заседание, 1999 - Заседание Государственного Совета Республики Татарстан 21 октября 1998 г. Стенографический отчет. Казань, 1999.

Заседания, 2001 - Заседания Государственного Совета Республики Татарстан. Х пленарная сессия. 21 ноября 2001 г. Стенографический отчет. Казань, 2001.

Избирательные бюллетени, 2004 - Избирательные бюллетени, 14 марта 2004 г.

Кто есть кто в РТ, 2000 - Кто есть кто в Республики Татарстан: по сост. на 20 нояб. 2000г. / редкол.: И. Г. Ахметзянов и др.; ред.-сост. Л. Лисин. Казань: Стар, 2000. 355 с.

Столярова, 2009 - Интервью с Н. К. Столяровой. 23 марта 2009 г. // Личный архив автора.

Усманова, 2009 - Интервью с С. А. Усмановой. 18 февраля 2009 г. // Личный архив автора.

Zhenshchiny RT, 1995 - Zhenshchiny Respubliki Tatarstan: stat. sb. Kazan', 1995. (in Russian)

Zasedanie, 1999 - Zasedanie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Tatarstan 21 oktyabrya 1998 g. Steno-graficheskij otchet. Kazan', 1999. (in Russian)

Zasedaniya, 2001 - Zasedaniya Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Tatarstan. X plenarnaya sessiya. 21 noyabrya 2001 g. Stenograficheskij otchet. Kazan', 2001. (in Russian) Izbiratel'nye byulleteni, 2004 - Izbiratel'nye byul-leteni, 14 marta 2004 g. (in Russian)

Kto est' kto v RT, 2000 - Kto est' kto v Respubliki Tatarstan: po sost. na 20 noyab. 2000g. / redkol.: I. G. Ahme-tzyanov i dr.; red.-sost. L. Lisin. Kazan': Star, 2000. 355 s. (in Russian)

Stolyarova, 2009 - Interv'yu s N. K. Stolyarovoj. 23 marta 2009 g. // Lichnyj arhiv avtora. (in Russian)

Usmanova, 2009 - Interv'yu s S. A. Usmanovoj. 18 fevralya 2009 g. // Lichnyj arhiv avtora. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L. R. Shafigullina

SOCIAL PROFILE OF WOMEN MEMBERS OF THE TATARSTAN LEGISLATIVE ORGAN

Gender asymmetry negatively affects men and women; dominance in one area inevitably turns into weaknesses in another. In the present paper, the position of a woman in the political sphere is discussed. According to the United Nations only when there are more than 20% of women in the deputy corps of a country, legislators begin in earnest to draft bills protecting the interests of children. And when there are about 30% of women among legislators, laws and government programs serving the essential interests of women appear. However, the main conclusion of the United Nations is that only equal representation of men and women in the structures of state power guarantees making responsible political, social and economic decisions ensuring the sustainable development of any region. The aim of the present research is to analyze the participation of women in the representative bodies of the Republic of Tatarstan and make up the profile of a woman member of the legislative body of the Republic of Tatarstan. The use of diverse source documents such as personal documents, in-depth interviews, legislative acts, statistical data and mass media materials allows more complete consideration of the women's position in the politics of the Republic of Tatarstan. The study is based on the gender analysis of the electoral statistics; as a result, the political analysis with a gender breakdown is made. The following conclusions can be drawn. The analysis of the gender composition of the present State Council of the Republic of Tatarstan indicates that gender asymmetry is characteristic of the Russian Legislature. The gender imbalance in the legislative system negatively influences the everyday life of women. In other words, the legislation enacted by the imbalanced state regional parliaments contributes to the maintenance and aggravation of the gender inequality because the interests of women are not taken into account. To solve the problems of women is possible only with women active participation in politics.

Keywords: gender analysis, women, deputies, State Council of the Republic of Tatarstan, politics, electoral process.

Шафигуллина Ляйсян Рафиковна, Shafigullina Liaisian Rafikovna,

кандидат исторических наук, старший преподаватель, PhD in History, Senior Lecturer,

Казанский инновационный университет имени Kazan Innovative University named after

В. Г. Тимирясова V. G. Timiryasov

(Казань, Россия) (Kazan, Russia)

liaisian@gmail.com liaisian@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.