Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМИДЖЕВАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильдингерш Марина Григорьевна, Шадрин Александр Александрович

В статье рассматриваются основные подходы к формированию имиджевой политики вуза. Целью исследования является попытка выявить на конкретном примере важность социологических исследований в стратегическом планировании в области развития положительного имиджа вуза. В результате выявлено, что Университет ИТМО обладает достаточно сформированным устойчивым имиджем, его комплекс документов стратегического планирования многогранен и проверен временем. Однако, проведенное автором исследование по созданию социального портрета студента (абитуриента) доказывает наличие диссонанса между стратегическими ориентирами университета и характеристиками, ожиданиями и жизненными установками его абитуриента/ студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PORTRAIT OF UNIVERSITY STUDENT AS BASIS FOR STRATEGIC PLANNING OF IMAGE POLICY

Often, higher educational institutions that have serious developments in the field of strategic planning in general and communication strategies. The purpose of the study is to try to identify, on a concrete example, the importance of sociological research in strategic planning for the development of a positive image of the university. As a result of the study, it was revealed that ITMO University has a fairly formed stable image, its set of strategic planning documents is multifaceted and time-tested. However, a study conducted by the authors to create a social portrait of a student (applicant) proves the presence of dissonance between the strategic guidelines of the university and the characteristics, expectations and life attitudes of its applicant/student.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ»

SOCIAL PORTRAIT OF UNIVERSITY STUDENT AS BASIS FOR STRATEGIC PIANNINC OF IMAGE POLICY

GUdingersh Marina Grigorievna, DSc of Economics, Professor Shadrin Alexander Aleksandrovich, Undergraduate student St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

Often, higher educational institutions that have serious developments in the field of strategic planning in general and communication strategies. The purpose of the study is to try to identify, on a concrete example, the importance of sociological research in strategic planning for the development of a positive image of the university. As a result of the study, it was revealed that ITMO University has a fairly formed stable image, its set of strategic planning documents is mult ¡faceted and time-tested However, a study conducted by die authors to create a social portrait of a student (applicant) proves the presence of dissonance between the strategic guidelines of the university and the characteristics, expectations and life attitudes of its applicant/student.

Keywords: image politics; strategic planning; social portrait of a student, higher education institution. 17,DN: OVIGjG; I>OI: 10.24923/3305-8757.3033-15.10

Цитировать: Гильдингерш М.Г'., Шадрин Л.Д. Социальный портрет студента университета как основа стратегического планирование имиджевой поли1 гик и // KANT: Social science & Humanities. 2023. №3(15). - С. 87-95. ^DN: OViGjG, DOi: 10.24923/2305-8757.2023-15.10

СОЦИАЛЬНЫМ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА

УНИВЕРСИТЕТА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ

Щ статье рассматриваются основные подходы к формированию имиджевой политики вуза. Целью исследования является попытка выявить на конкретном примере важность социологических исследований в стратегическом планировании в области развития положительного имиджа вуза. В результате выявлено, что Университет ИТМО обладает достаточно сформиро-ва> 1ным устойчивым имиджем, его комплекс документов стратегического планирования многогранен и проверен временем. Однако, преюеденное автором исследование по созданию социгыьного портрета студента (абитуриента) доказывает наличие диссонанса между стратегическими ориенти-ралш университета характеристиками, ожиданиями и жизненными установками его абитуриента/ студента.

Ключевые слова: имиджевая политика; стратегическое планирование; социальный портрет студента; высшее учебное заведение.

УДК 316.775.4

ВАК 5.4.4

© Гильдингерш М.Г., 2023 © Шадрин А.А., 2023

Введение

Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в., опубликованной ЮНЕСКО, высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Масштабность и темпы преобразований таковы, что общество все больше базируется на знаниях, высшее образование и научные исследования теперь являются важнейшими компонентами культурного, социально-экономического и экологически безопасного развития человека, сообществ и наций. Б связи с этим перед высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие небывалого его преобразования и об-

ГИЛЬДИНГЕРШ Марина

Григорьевна, доктор экономических наук, профессор

ORCID Ю 000СНХЮЗ~1017-£Н£>9

ШАДРИН Александр Александрович,

магистрант

Са11кт-[[етербургский государствен ный экономический университет, Санкт-Петербург

новлепия, для того чтобы современное общество, которое ныне переживает в нашей стране глубокий кризис ценностей, могло выйти за рамки только экономических соображений и воспринять более глубокие аспекты нравственности и духовности.

Б современном мирт, когда образование становится сферой оказания услуг, очевиден рост интереса Образовательных учреждений к вопросам формирования имиджа. Процесс формирования имиджа носит стратегический Характер, т. к. кроме свойства длительности отклика и длительности обратной реакции внешней и внутренней среда, он явно обладает свойством целенаправленности. В системе стратегического планирования выделяют последовательно следующие элементы: анализ внешней и внутренней среды; целеполaranие; выбор стратегических альтернатив; выбор окончательной стратегии; реализацию стратегии и обратную корректирующую связь. Нам и ставится задача определить место социального портрета студента в системе стратегического планирования имиджевой политики вуза. Б информационно-коммуникативном подходе в понимании имиджа (Гавра Д.П., [i ]) заложено два аспекта. Он рассматривается, с одной стороны, как процесс коммуникации, с другой - как ее результат.

Следовательно, в основе имиджа лежит коммуникация (коммуникативный процесс). Коммуникация - это "действующие связи и отношения между людьми, представляющими элементы системы и внесистемными элементами в социальной среде" [8, С. 35]. Согласно К. Шеннону, "коммуникационный процесс включает в себя отправителя (организацию), канал передачи информации (СМИ, Интернет, "сарафанное радио"), информацию (сообщение, рекламное или PR-сообщение), получателя (целевую аудиторию), восприятие и обратную связь." [и, С. 35]. Вуз - это организация, обладающая четкой структурой и объединяющая людей единой целью - поддержание и развитие образовательной деятельно-

сти, а также популяризации науки и высшей школы среди целевых аудиторий. В основе лежат социально-коммуникативные отношения, отражающие соотношение интересов и ценностей взаимодействующих сторон (социальных общностей).

Основными субъектами высшего образования являются социальные общности студентов, научно-педагогических работников, вузовских менеджеров, в действиях и взаимодействиях которых в процессе реал изации образовательных и научных программ создается и возникает феномен высшего образования". [5, С. 72-73] "Социальные общности вуза выступают как источник и движущая сила социальных действий, взаимодействий и процессов, имеющих в нем место". [5, С. 74] "Целевые аудитории вуза достаточно обширны, их можно классифицировать по двум направлениям: внешние (родители, школьники, государственные структуры управления и т. д.) и внутренние (студенты, профессорско-преподавательский состав, административный персонал и т.д.); потенциальные клиенты (старшеклассники,абитуриенты, студенты и др.) и контактные группы/партнеры (профессиональныесообщества, работодатели, органы власти, некоммерческие организации). Типология условна, поскольку аудитории, находящиеся в разных подгруппах, могут пересекаться/перетекать одна в другую", [б, С. ю]

Согласно социал ьно- ком му н и катив но му подходу в исследовании имиджа образовательной организации "управление имиджем предполагает создание эффективного коммуникативного поля взаимодействия с целевыми аудиториями как внутри вуза, так и во внешней среде. При этом организации необходимо определиться с выбором каналов коммуникации для наиболее эффективного воздействия на целевые группы". [ю]

Коммуникативное поле организации формируется с помощью различных соци-альпо-управленческих технологий. Социально-управленческая технология - это

"последовательность действий, способ организации социальной активности, управленческая регламентированная программа". [7] "Социальная технология по определению Ж.Т. Тощенко - это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации, ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата" [9, С. 13] Кроме этого, нельзя не согласиться с формулировкой Л.Я. Дятчен-ко, который считает, что "социальная технология - родовое понятие, объединяющее все технологии, относящиеся к общественным отношениям, кроме технологий производственных". [9, С. 15] Соци альн о-управленческие технологии по управлению внутренним и внешним имиджем вуза разнообразны: от социального портрета, до специальных проектов и событий (имиджевые мероприятия) и менеджмента отношений, до программ лояльности (сей л с промоу-шен).

Для анализа социатьньЕх общностей, сосредоточенных внутри организации (вуза), важно использовать технологию социального портретирования. [2,3] Ее основная цель для вуза - определить направления совершенствования образовательного процесса, изучить и проанализировать мотивационное Поведение на этапе выбора образовательной программы, вуза, профессии. Количественные и качественные данные социального портрета студентов как одной из основных социальных групп в структуре высшего образования станут узловыми компонентами для анализа целевой аудитории при построении рекламно-информационных кампаний организации, трансформации коммуникационной стратегии вуза для абитуриентов (группа, напрямую связанная с ростом доходов). Кроме того, без понимания целевой аудитории нельзя сформировать эффективный медиаплан и определить позиционирование продукта или услуги (вуза, образовательной программы и др.).

Материалы и методы

Кроме классических общенаучных методов исследования: анализа, синтеза, дедукции и индукции, а также инструментария расчетной части - аппарата выявления статистических зависимостей, к методам данного исследования отнесено анкетирование. Базой исследования стал Университет ИТМО. Проблема исследования: в Университете ИТМО существуют отдельные разрозненные элементы коммуникационной стратегии (имиджевой политики), которые не базируются на исследовании ключевых факторов, влияющих на мотивационное поведение абитуриентов и, как следствие, носят интуитивный характер субъективного представления работников вуза, от которых зависит формировании коммуникационной стратегии, об абитуриенте и студенте, как их собирательном образе (социальном портрете), их степени удовлетворенности качеством образования.

Цель исследования: получен ие социального портрета потенциального абитуриента 2022 и 2023 гг. и студента Университета ИТМО с позиций мотивации, академической, профессиональной, Жизненно-личностных стратегий для эффективной трансформации и развития университета, ориентированного на "digital natives" и выбираемого "digital natives". Объект исследования в рамках эмпирической части исследования (апрель-май 2022 г.; апрель 2023 г.) - обучающиеся 1-го курса бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Университета ИТМО в 2022/2023 гг. Предмет исследования: факторы мотивации абитуриентов при выборе вуза/профессии, академическая, профессиональная, жизнен-но-личностная стратегии обучающихся, их социальный портрет.

Организация эмпирического этапа исследования

Б анкету включаются индикаторы (доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого социального объекта) (табл. i):

Таблица 1 - Индикаторы изучаемого социального объекта

Индикатор Расшифровка/ Вопрос

Пол Юноши / девушки

Возраст Количество полных лет

Основа обучения Бюджет, договор, целевое

Направлении ладготовки Наименование

Уровень успеваемости Отлично, хорошо, удовлетворительно

Материальной положение Живем крайне экономно / хватает на еду и одежду, проезд / е целом обеспечены, но дорогостоящие приобретения только с привлечением внешних источников финансирования/ хорошо обеспечены/ полностью обеспечивают родители

Семейное положение Женат/замужем/не женат / не замужем / разведен

Место проживания до поступления в вуз Город / село / поселок городского типа / регион

Ценности Материальная обеспеченность, качественное образование, здоровье, самореализация, семья и дети, интересная работа, любовь, активная социальная деятельность, престиж в обществе, религия

Жизненные цели Иметь крепкую и дружную семью, устроиться на хорошую и интересную работу, иметь верных друзей, обеспечение хорошего будущего детям

Жил ищнотбьгговыё условия Живу в общежитии, снимаю квартиру, живу с родителями, имею собственное жилье

Способы проведения свободного а ре мо ни Чтение, ТВ. спорт, прогулки, путешествия, общение с друзьями, компьютерные игры, интернет, хозяйство и дом, музеи, театры, концерты, кафе, клубы, другое

Отношение к учебе Стараюсь учиться как можно лучше, отношусь к процессу обучения нейтрально, не испьгтываю интереса к учебе

Мотивами я Получение диплома, карьера, освоение профессии, получение знаний, родители, не бьнь хуже других

В каких мероприятиях вузе участвовал до поступления?

Откуда получил основную информацию о вузе и его учебных программах?

Какие вузы были представлены на этапе выбора?

Б отдельный блок индикаторов можно включить мотивационные критерии принятия решения:

- наличие бюджетных мест;

- цена обучения;

- форма собственности (государственный /не государствен н ый)

наличие СПО;

- академическая репутация вуза (престиж, рейтинг!

- место нахождения учебного заведения;

- расстояние от места проживания (наличие общежитий для иногородних);

-возможность последующего успешного трудоустройства;

- реклама вуза, наличие веб-сайта;

- со циал ьн ые сети, корпоративщ ые издания и мероприятия;

- советы семьи и друзей;

- возможность посещен ия университетов (дни открытых дверей);

- профориентационная работа ("карьерные советники", отдел профориентации, наличие психолога/ социального педагога);

- удовлетворенность курсом (получаемыми знаниями);

- статистика занятости выпускников.

Б рамках исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы.

Гипотеза г. в Университете ИТМО существуют отдельные разрозиишые элемепты коммуникационной стратегий (имиджевой политики), которые не базируются на исследовании ключевых факторов, влияющих на мотивационное поведение абитуриентов и, как следствие, носят интуитивный характер субъективного представления работников вуза, от которых зависит формирование коммуникационной стратегии (имиджевой политики), об абитуриенте и студенте, как их собирательном образе (социальном портрете), их степени удовлетворенности качеством образования.

Гипотеза 2: Комплексный социальный портрет на этапе выбора профессии/вуза может стать эффективным методом для определения направлений в формировании или совершенствовании образовательного процесса, планировании приемной кампании (при формировании медиаплан а, в частности), имиджевой политики, основой стратегии развития имиджа.

Генеральная совокупность по годам 2022/ 2023: 4707/4495 человек

Результаты и их обсуждение

При значении генеральной совокупности 4707 человек в 2022 году (4495 человек в 2023 году) и количестве принявших в анкетировании 352/100 человек (2022/2023), предельная ошибка выборки в 2022 году -5,02%; в 2023 году - 9,69%.

Рост предельной ошибки выборки на 4,67% вполне допустим в целях нашего второго исследования, т.к. задача второго опроса - выявить возможные тенденции в изменении оценки мотивационных факторах и возможные направления трансформации социального портрета (или его устойчивость).

С помощью анкетирования мы получили следующие результаты:

В 2022 году девушки составили 47,2% респондентов, в 2023 году - 72%.

В 2022 ГОДУ ЮНОШИ - 52,8%, В 2023 ГОДУ - 28%.

Доля бакалавров в 2022 году - 74,4%, в 2023 - 52%; аспирантов в 2022 году - 2,4%, в 2023 году - 3,4%; доля магистрантов 2022 году - 4,3%, в 2023 году - 19%.

На бюджете В 2022 году, включая целевые места, обучается 75,8% респондентов, в 2023 году - 86%.

Сложно говорить о высокой осознанности выбора профессии (направления ПОДГОТОВКИ}- В 2022 ГОДУ 31,8% опрошенных сообщили, что "У меня очень смутное представление о выбранной профессии, но я надеюсь, что оно прояснится в па-чале практической деятельности", В 2023 году - 24%; В 2022 году 17,9% "Я сомневаюсь в правильности выбора направления и будущей профессии", в 2023 году - 28%; в 2022 году 4,5% "Я еще не задумывался о профессиональной деятельности. Главное окончить университет", в 2023 году - 1%. В правильности выбора в

2022 году были уверены 41,5% опрошенных, в 2023 году - 41%.

В 2022 году рейтинг и имидж устойчиво лидируют со значениями 58,8% и 51,4%, в

2023 году результат практически подтвердился: рейтинг вуза - 57%, имидж вуза -47% (табл. 2).

Ключевым фактором является возможность трудоустройства; в 2022 году его отметили 36,4%, в 2023 году - 34%. Особое значение имеет местоположение вуза (город

и место вуза в городе): в 2022 году - 22,4%, в 2023 году - 20%. Далее по важности идет фактор большого выбора направлений и образовательных программ: в 2022 году -21,6%, в 2023 году - 18%. Фактор наличия бюджетных мест: в 2022 году - 17%, в 2023 году - 30%, что, возможно, является следствием снижения реальных доходов населения. Доля студентов, выбирающих профессию/вуз на основании рекомендаций родителей, год от года снижается. К мнению родителей в 2022 прислушивались лишь 5,4% опрошенных, в 2023 году - 4,4%. Факторы, влияющие на выбор вуза в 2022-2023 гг., представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Факторы, влияющие кавыбор вуза В 2022-2023 гг'

Интересно, что при получении основной информации о вузе, доля информации, полученной от знакомых и родителей в 2022 году - 40,9%, в 2023 году - 39%. Больший объем тол ькоу официального сайта университета: 2022 год - 48,3%, 2023 год - 59%. В топе социальные сети (з8,б%/40%) и рейтинг вуза (38,1% и 39%, соответственно в

2022 И 2023 ГГ.).

Каковы основные причины выбора высшего учебного заведения как траектории развития? Приобретение профессии, дающей хороший заработок, в 2022 году и в 2023 году совпали и составляют 56%. На втором месте - "Любознательность, желание продолжить образование": В 2022 году - 40,9%, в 2023 году - 41%. Третье место - "Возмож-

Фактор Процент выбравших его как ключевой

2022 году 2023 году

Рейтинг вуза 58,8% 57,0%

Большой выбор образовательных 21,6% 13,0%

программ и направлений

Местоположение вуза 22.4% 20,0%

Наличие бюджетных мест 17,0% 30,0%

Имидж вуза 51.4% 47,0%

Наличие военной кафедры $7% 2,0%

Желание учиться а СПб 33.5% 26,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совет родителей 5,4% 4,0%

возможность последующего успешного трудоустройства 36,4% 34,0%

Проходные баллы ЕГЭ или 8,2% 11,0%

вступительных испытаний в вуз

Пошеп учиться за компанию с 7,1% 4,0%

друзьями

носгь трудоустройства по выбранному направлению обучения": в 2022 году - 39,2%,

в 2023 году -37%. Остальные варианты распределения можно увидеть на рисунке 1.

60,00» 5СЮ0* 10,00* 30,00* 20.004 10,004

олда.

II ■. ||

X / У X >

► ^ ^ л? ^

У ¿г У

у ^ у ,

# А' ¿Г

У / У * у у * ^ / / / /

* У У У

я процеш шборл мшг. ■ процент &ыворл 20гъ<. Рисунок 1 - Мотивация к продол же ни (о образован и я в 2,023-2033 гг.

Практикоориентированностълидиррт всегда - при выборе наиболее значимых образовательных целей она лидирует с отрывом в 2022 году более ю% (60,5%), в 2023 году лидерство сохранилось с показателем в 53%.

Каков же он студент ИТМО? Сам он считает себя в первую очередь искренним (58% в 2022 году и 59% в 2023 году); совестли-

вым (в 2022 году - 37,5%, в 2023 году - 40%); душевным и чувственным (34,4% в 2022 году, в 2023 году - 43%). Полный перечень можно увидеть на рисунке 2.

Учится на хорошо и отлично как в 2022 году, так и в 2023 году. Оценки удовлетворительно в 2022 году имеют 21% опрошенных, в 2023 году - 8%.

70.00%

едооэд

50100% 40,00« эо,сх>% 20,0096 10,»54 0,0036

. 1--

II 11| 1... 1 1.. 1 II 11. II

/ / У У / / / / У /. /«/ / ^ /V У - У с / у / У

у

/

^ у

о/

I ПРОЦЕНТ ВЫБОРА 2022 т. • ПРОЦЕНТ ВЫБОРА 2023г.

Рисунок 2 - О твет на вопрос: "Какие из перечисленных качеств присущи лично Вам?" в 2022-2023 гг'

Студенты И'ГМО считают себя обеспеченными: 2022 год - 48,6%, 2023 год - 55%.

Б 2022 году 64,1% либо живут с родителя-ми, либо снимают квартиру, либо имеют соб-сгвенную квартиру. Этот показатель остается высоким и в 2023 году - 71%. В общежитии в 2022 году живут 35,8%, в 2023 году - 29%.

В 2022 году и в 2023 году сохраняется тренд на работу. По специальности работают 35,2% В 2022 году, В 2023 ™ДУ ~ 29,6%.

Семейное положение; в 2022 году - 2,8% женаты/замужем, в 2023 году - 7% (1% -

В 2023 году иерархия приоритетов, в большей степени, сохраняется. По-прежнему, на первом месте материальная обеспеченность (68%) и самореализация (64%}. Здоровье на третьем месте (45%). По 30% набрали "Интересная работа" и "Любовь". Далее в порядке убывания - "Семья и дети", "Активная социальная деятельность" Обратите внимание, что "Качественное образование" замыкает перечень значимых (более ю%) выборов (в предыдущем периоде оно было на предпоследнем месте в топе значимых факторов).

Свободное время в 2022 и 2023 году посвящают общению с друзьями, Интернету и прогулкам (рис. 4).

В другие вузы заявления подавали в 2022 году 76,9%, в 2023 году - 73%. При этом

был: в браке, разведен). Имеют детей: в 2022 году - 0,3%, в 2023 году - 1%.

В своем образовании главными целями в 2022/2023 гг. респонденты считают: получение практикоориентированнных навыков (60,5% / 53%); саморазвитие и самосовершенствование (48% / 36%); получение специальных знаний (45,2% / 38%).

Распределение жизненных приоритетов студентов в 2022-2023 гг- можно проследить на рисунке 3.

городами-лидерами остались Санкт-Петер-бург (68,8% / 61,6%), Москва (17,5% /

23,3%).

Значительно возросло количество человек (на 12,5%), прошедших по конкурсу в другие вузы, но выбравших Университет И'ГМО в 2022 году гю сравнению с 2021 годом. Из опроса можно проследить улучшение "качества" поступающих (рост результатов ЕГЭ) на 7,3% уменьшилось количество поступающих, которые прошли в другие вузы только на контракт (к 2021 году таких

было 11%, В 2022 ГОДУ - 3,7%).

75,3% опрошенных в 2022 году планируют продолжить обучение в вузе и сохранить Направление подготовки, в 2023 году - 61%.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальный портрет студента ИТМО и мо-

80,004 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

I.

/ / / / ,

/ * / У / / о /

ш ПРОЦЕНТ еыбОРА 2032 г. ■ ПРОЦЕНТ ВЫБОРА 2023 с, Рисунок з - Жизненные приоритеты в 2022-2023 гг.

тивация их выбора профессии, вуза остаются устойчивыми.

Имидж Университета ИТМО и процесс его формирования должны быть отражены в нормативных документах стратегического планирования вуза. Проанализировав систему стратегического планирования на основе опубликованных годовых отчетов вуза с 2018 по 2022 год, с тратегических программ развития университета ("Программа развития НИУ ИТМО 2009-2018", "Программа повышения конкурентоспособнос-

$0,004 70,00% 60,00% 50,00% 10,00% 30,00% 20,00% 10,00% о,оо&

||

ти 5-300", "Стратегия развития Университета ИТМО до 2027 года", "Программа развития Университета ИТМО 2030 (Приоритет 2030)"}, авторами делается вывод о том, что прослеживается некоторая несогласованность указанных элементов стратегического целеполагания со стратегическими маркерами, Под стратегическими маркерами мы понимаем количественно-измеряемые показатели, отражающие результаты деятельности университета в стратегическом периоде.

II

.1 ■! II ■!

с/ / / / / / У

^¡f .if a-V ¿JF J)

• ¿г У" ^ f

/ / «У1 xi

¿F

/

I ПРО ЦЕНТ ВЫ БОРА 2022 f. ■ ПРОЦЕНТ ВЫБОРА 2023 Г.

Рисунок4-Свободнойвремя в2022-2023 тт.

На основании данн ых годовых отчетов за период с 2017 по 2022 год прослеживается неизменность стратегических маркеров. К ним в Университете ИТМО относят:

1. Доля иностранных студентов.

2. Доля иностранных НПР.

3. Объем НИОКР, в том числе объем НИ-ОКР на одного НПР.

4. Публикации в БД Scopus.

5. Общий бюджет университета.

6. Объем хоздоговорных работ.

7. Отношение контингента бакалавриата и епециалитета к магистратуре и аспирантуре.

Очевидно, что ни сами стратегические документы, ни стратегические маркеры не связаны с теми устремлениями, жизненными целями и установками, образом жизни студентов/абитуриентов. Это приводит к

тому, что элементы коммуникативнои стратегии формирования имиджа не получают отклика основной аудитории -студенчества. Особенно показателен результат исследования на предмет посещения мероприятий ИТМО: в 2022 году - 39,2% опрошенных не участвовали ни в одном мероприятии вуза, в 2023 году - 42%. Больше всего посещали дни открытых дверей (з1%/24%) и олимпиады (23,3% / 19%). Специальные (имиджевые) мероприятия вуза в 2022 году посетили 20,7%, В 2023 году - 25%.

Очевиден вывод о важности предвари-телыгого этапа, на котором следует изучить социальный портрет студента/абитуриента, выявить его мотивационные стимулы и целевые установки и уже на этой базе выстраивать имиджевую политику, а также стратегию вуза.

Литература:

i Гавра Д. П, Категория имиджа в современной коммун икативистике // Журнал социологии и социальной ан грог^Щюгии. - № 4. - 2013. - С. 29-43.

2. Гильдингерш М.Г.. Поскочинова О.Г., Федорова K.M. Социологический инструментарий. - СПб; Изд-ко СПбГУЭФ, 2009.

3. Гильдингерш МЛ'., Молодькова Э.В., Тестова В.С Социальное прогнозирование и проектирование. - СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2021

4. Данильченко С.Л. Система высшего образования России; количественный и качественный анализ// Гуманитарные науки. - 2021. -№4(56). - С. 10-21.

5. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Социология высшего образования: монография. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019.

б. Каверина ЕА. Организация ¡рекламной деятель-иосги вуза: учебное пособие. — СПб; Книжный Дом, 2007.

Ц Молодькова Э.В.,Тесгова B.C. Современные методы социологических исследований: учебное пособие. - СПб: СПбГЭУ, 2015.

8. Щодгурецки Ю. Социальная коммуникации. -М: ГелиосАРВ, 2006.

9. Потемкин В.К., Вельмисова Д.В. Социальные техно системе управления. СПб.: Инфо-Да, 2020.

ю. Сибирев В.В. Социально-кошлуникативнйе аспекты управления имиджем вуза // Вестник Cl 161 У. Сер. 12. - Вып. 1. - 2013. - С. 75-80. и. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - M. : Изд-во иностранной литературы, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.