Научная статья на тему 'Социальный портрет, образ и качество жизни учащихся учреждения среднего профессионального образования города Краснодара'

Социальный портрет, образ и качество жизни учащихся учреждения среднего профессионального образования города Краснодара Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
171
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS / ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киёк Ольга Васильевна

Изучены социально-гигиенические, социально-психологические, медико-демографические факторы риска для здоровья подростков в возрасте 15-18 лет, обучающихся по специальностям: «секретарь-референт» (девочки), «мастер деревообработки» (мальчики). Выявленные в результате исследования неблагоприятные социальные и демографические факторы негативно влияют на состояние здоровья и качество жизни учащихся, что подтверждается данными ретроспективного анализа медицинских карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киёк Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social portrait, lifestyle and quality of life of students of institutions of secondary vocational education in Krasnodar

Social-hygienic, social-psychological and medical-demographic risk factors in students doing the course to get the qualification «referent-secretary» (girls, 15-18 years old) and «woodworking master» (boys, 15-18 years old) have been studied. Some revealed adverse social and demographic factors have proved to have a negative influence on the students’ health and quality of life. The data have been confirmed by the retrospective medical analysis of the health records.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет, образ и качество жизни учащихся учреждения среднего профессионального образования города Краснодара»

ИЮНЬ №6 (267)

29

g

g

витаминной обеспеченности организма могут свидетельствовать о нарушениях в алиментарном статусе гимназистов и требуют разработки комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию питания, совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и своевременной коррекции выявленных преморбидных состояний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисович Ю.Ю. Совершенствование организации школьного питания / Ю.Ю. Денисович, Г.А. Гаврилова //Техника и технология пищевых производств. 2013. № 1. С. 112—116.

2. Здравоохранение Российской Федерации: Итоги 2013 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/system/ attachments/attaches/000/020/222/original/_2013. pdf?1398762494.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ online/base/? req=doc; base=law; n=82134.

4. Кучма В.Р. Особенности формирования здоровья подростков: основные тенденции, факторы ри-

ска, профилактика / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, И.В. Звездина [и др.] //Вопросы современной педиатрии. 2006. № 5. С. 22—27.

5. Онищенко Г.Г. Профилактика микронутриент-ной недостаточности в реализации Концепции здорового питания / Г.Г. Онищенко, Л.А. Су-плотова, Г.В. Шарухо //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 3 (216). С. 4—7.

6. Поленова М.А. и др. О реализации комплексного подхода к оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки / М.А. Поленова, З.И. Сазанюк, Т.В. Шумкова //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11 (236). С. 42—44.

7. Сухарева Л.М. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28—30.

Контактная информация:

Сетко Андрей Геннадьевич, тел.: 8 (3532) 77-64-24, e-mail: [email protected]

Contact information: Setko Andrey, рИопе: 8 (3532) 77-64-24, e-mail: a [email protected]

-♦♦♦-

УДК 613.95:377.5

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ, ОБРАЗ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА

О.В. Киёк

ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Краснодар, Россия

Изучены социально-гигиенические, социально-психологические, медико-демографические факторы риска для здоровья подростков в возрасте 15—18лет, обучающихся по специальностям: «секретарь-референт» (девочки), «мастер деревообработки» (мальчики). Выявленные в результате исследования неблагоприятные социальные и демографические факторы негативно влияют на состояние здоровья и качество жизни учащихся, что подтверждается данными ретроспективного анализа медицинских карт. Ключевые слова: учащиеся, факторы риска, образ жизни, состояние здоровья.

O.V. Kiyok □ SOCIAL PORTRAIT, LIFESTYLE AND QUALITY OF LIFE OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN KRASNODAR □ SBEI HPE «Kuban State Medical University» of the Ministry of Healthcare of Russia, Krasnodar, Russia.

Social-hygienic, social-psychological and medical-demographic risk factors in students doing the course to get the qualification «referent-secretary» (girls, 15—18 years old) and «woodworking master» (boys, 15—18 years old) have been studied. Some revealed adverse social and demographic factors have proved to have a negative influence on the students' health and quality of life. The data have been confirmed by the retrospective medical analysis of the health records.

Key words: students, risk factors, lifestyle, health status. Социальные факторы оказывают суще- в каждом возрастном периоде, и с возрастом ственное влияние на состояние здоровья их влияние на состояние здоровья и качество подрастающего поколения в разной степени жизни становится более значимым [2, 5].

30

ЗНиСО ИЮНЬ №С (267)

Кроме того, социальная среда играет важную роль в обучении и воспитании, приобретении профессиональных навыков, формировании личности. Из всех компонентов социальной среды семья является самым значимым фактором социализации, основой здоровья и благополучия всех ее членов [4].

Цель исследования — изучение социального портрета, образа и качества жизни учащихся учреждения среднего профессионального образования города Краснодара.

Материалы и методы. В обследовании участвовали 212 учащихся 1—3 курсов в возрасте 15—18 лет, обучающихся по специальностям: «секретарь-референт» (девочки), «мастер деревообработки» (мальчики).

Нами были разработаны анкеты, позволяющие изучить социально-гигиенические (доход семьи, условия быта), социально-психологические (образ жизни и психологический климат в семье), медико-демографические (состав семьи, состояние здоровья учащихся) факторы. Качество жизни оценивалось с использованием методики «MOS SF-36». Состояние здоровья изучали по картам диспансерного наблюдения.

Результаты и обсуждение. Как показали наши исследования, постоянно проживают в городе 55 % учащихся, приехали на обучение из сельской местности — 35 %. Проживают в доме со всеми удобствами или в квартире 87 % учащихся, 27 % опрошенных называют свои жилищные условия хорошими и очень хорошими (все они имеют отдельную комнату), 20 % опрошенных указали на неудовлетворительные жилищно-бытовые условия. Среднемесячный доход семьи оценивался с учетом средней заработанной платы родителей, наличия дополнительного дохода, количества детей. Семьи с одним ребенком составили 21, 8 %, с двумя детьми — 53,1 %, с тремя и более детьми— 25 %. Средняя заработанная плата родителей составила до 20 000 руб. в 21,8 % семей, до 30 000 руб. - в 28,1 % семей, более 30 000 руб. — в 31,2 % семей. Дополнительный доход выражен в наличии автомобилей (40,6 %), дач (18,7 %), банковских вкладов (9,3 %); дополнительный доход отсутствует в семьях 40,6 % опрошенных. На отсутствие в семье материальных проблем указывают 29 % учащихся, испытывают существенные материальные затруднения 26 % респондентов. Семнадцать процентов учащихся имеют дополнительный заработок. Свои карманные деньги подростки распределяют следующим образом: тратят на еду — 19 % учащихся, на развлечения — 26 %, на необходимые

мелкие покупки —16 %, собирают на вещь, которую хотят приобрести, — 32 %.

В соответствии с Федеральным законом § «О прожиточном минимуме в Российской ^^ Федерации» и законом Краснодарского края сэ «О прожиточном минимуме и государственной = социальной помощи в Краснодарском крае» ( установлена величина прожиточного мини- ¡—И мума в Краснодарском крае в расчете на душу населения — 7 656 руб.; для трудоспособного населения — 8 286 руб.; для пенсионеров — = 6 365 руб.; для детей — 7 283 руб. С учетом эЕ вышеизложенного качественная оценка ма- зЕ териального положения семьи респондентов 1 позволяет сделать вывод: количество семей с высоким уровнем дохода составило 9,8 %, со средним — 51,7 %, с низким — 38,5 %. Материальное положение и психологический климат в семье определяется наличием родителей, их уровнем образования. Число неполных семей отмечено в 29% случаев, при этом среди городских семей их больше; 1,6 % опрошенных — сироты. Восемь процентов родителей учащихся имеют высшее образование, средне-специальное — 39 %, среднее — 19 %; 34 % опрошенных не имеют представления об образовании своих родителей, что свидетельствует о сложившемся в семье отношении к образованию, а также об отношениях между детьми и родителями. О психологическом климате в семье, свидетельствуют и результаты анкетирования: 18 % опрошенных отметили отсутствие интереса к их собственному мнению со стороны родителей, 6 % процентов детей не доверяют родителям, отмечены конфликтные ситуации и ссоры в семьях 21 % опрошенных. Подавляющей причиной конфликтов в семье, по мнению учащихся, является усиленный контроль со стороны родителей и несовпадение взглядов на самостоятельность (31 % респондентов); 18 % опрошенных имеют в прошлом административные нарушения.

Дети копируют поведение родителей и членов семьи, поэтому отношение родителей к образу жизни и сохранению здоровья во многом определяет поведение подростков. Об отношении семьи к здоровому образу жизни свидетельствуют данные о распространенности вредных привычек в семье, которая оказалась достаточно высокой: 61 % курящих среди родителей; 58 % родителей, злоупотребляющих алкоголем (в присутствии детей — 23 %, вместе с детьми — 10 %). Такое отношение сказалось на наличии вредных привычек у учащихся: 65 % мальчиков и 7 % девочек отметили, что курят; принимают алкоголь 55 % мальчиков и 33 % девочек, при

ИЮНЬ №6 (267)

31

этом 9 % опрошенных отметили безразличие со стороны родителей по поводу их вредных 5 привычек. Занимаются спортом 40 % мальчи-^^ ков и 28 % девочек, 21 % опрошенных были еэ привлечены к спорту родителями. Питание и = сон являются одними из основных факторов ( режима дня в обеспечении роста, развития j-^ и сохранения здоровья растущего организма [3]. Так, нерациональное питание отмечено у 48 % мальчиков и 67 % девочек, недосыпают = — 58 % мальчиков и 72 % девочек. aïs Значение образа жизни и роль факторов sE риска в сохранении здоровья у подростка 1 должны формироваться как в семье, так и в общеобразовательных учреждениях, а кроме того, отношение к здоровому образу жизни отражает индивидуальные усилия в формировании и укреплении здоровья [1]. Анкетирование показало, что большинство подростков не придают значения таким элементам здорового образа жизни, как рациональное питание, сон, режим дня, отказ от вредных привычек: 62 % опрошенных указали на значение спорта в укреплении и сохранении здоровья, 19 % — на соблюдение режима дня, 18 % — на закаливание и отказ от вредных привычек, 9 % — на правильное питание.

При оценке качества жизни учащихся с помощью опросника «SF-36» установлено, что все учащиеся дают достаточно высокую оценку качества жизни: «Физическое функционирование» (92,1 балла у мальчиков, 85,9 балла у девочек), «Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» (83,5 балла у мальчиков, 69,5 балла у девочек), «Социальное функционирование» (78,3 балла у мальчиков, 74,9 балла у девочек), «Общее состояние здоровья» (63,1 балла у мальчиков, 64,5 балла у девочек), «Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием» (69,6 балла мальчиков, 60 баллов у девочек), «Психическое здоровье» ( 64,3 балла у мальчиков, 62,9 баллов у девочек), «Жизненная активность» (65,1 балла у мальчиков, 62,8 балла у девочек). Однако необходимо отметить снижение баллов по шкале «Общее состояние здоровья» у обучающихся по специальности «мастер деревообработки» к третьему курсу обучения (с 66 до 58 баллов.)

Ретроспективный анализ диспансерных карт наблюдения и результатов анкетирования учащихся на наличие жалоб выявил тенденцию к увеличению заболеваемости к третьему курсу у обучающихся по специальности «мастер в деревообработки»

без изменения структуры заболеваемости: превалируют заболевания вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов зрения. Выводы:

1. Учащиеся учреждения среднего профессионального образования характеризуются неоднородностью по социально-гигиеническим, социально-психологическим, медико-демографическим факторам.

2. Выявлены различия в характеристиках образа жизни учащихся в зависимости от пола.

3. Несмотря на достаточно высокую оценку качества жизни учащимися, отмечается тенденция к снижению общего состояния здоровья у обучающихся по специальности «мастер в деревообработки».

4. Неоднородность обследуемых групп по социально-гигиеническим, социально-психологическим факторам и состоянию здоровья требует профилактической работы по выявлению подростков группы риска и созданию безопасной и благоприятной микросоциальной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жукова Т.В. и др. Оптимизация профилактических программ с целью оценки уровня здоровья населения / Т.В. Жукова, Н.А. Горбачева, О.А. Свинтуховский, М.Л. Веревина [и др.] //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 6 (255). С. 6—10.

2. Зорина И.Г. Социально-гигиенический мониторинг факторов среды обитания и состояния здоровья как метод определения приоритетов профилактики в гигиене обучения школьников //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 1 (238). С. 17—18.

3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Руководство к практическим занятиям. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2012. 546 с.

4. Маркова А.И. и др. Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей / А.И. Маркова, А.В. Ляхович, М.Р. Гутман //Гигиена и санитария. 2012. № 2. С. 55—61.

5. Шубочкина Е.И. и др. Актуальные гигиенические проблемы организации учебно-производственного процесса в учебных заведениях начального профессионального образования и совершенствование организации надзора за условиями обучения и воспитания / Е.И. Шубочкина, Г.В. Яновская //Здоровье населения и среда обитания. 2009. № 8 (197). С. 39—43._

Контактная информация: Киёк Ольга Васильевна, тел.: 8 (918) 141-43-21, e-mail: [email protected] Contact information: Kiyok Olga,

phone: 8 (918) 141-43-21,

e-mail: [email protected] ^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.