ИЮНЬ №6 (267)
29
g
g
витаминной обеспеченности организма могут свидетельствовать о нарушениях в алиментарном статусе гимназистов и требуют разработки комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию питания, совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и своевременной коррекции выявленных преморбидных состояний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Денисович Ю.Ю. Совершенствование организации школьного питания / Ю.Ю. Денисович, Г.А. Гаврилова //Техника и технология пищевых производств. 2013. № 1. С. 112—116.
2. Здравоохранение Российской Федерации: Итоги 2013 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/system/ attachments/attaches/000/020/222/original/_2013. pdf?1398762494.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ online/base/? req=doc; base=law; n=82134.
4. Кучма В.Р. Особенности формирования здоровья подростков: основные тенденции, факторы ри-
ска, профилактика / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, И.В. Звездина [и др.] //Вопросы современной педиатрии. 2006. № 5. С. 22—27.
5. Онищенко Г.Г. Профилактика микронутриент-ной недостаточности в реализации Концепции здорового питания / Г.Г. Онищенко, Л.А. Су-плотова, Г.В. Шарухо //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 3 (216). С. 4—7.
6. Поленова М.А. и др. О реализации комплексного подхода к оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки / М.А. Поленова, З.И. Сазанюк, Т.В. Шумкова //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11 (236). С. 42—44.
7. Сухарева Л.М. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28—30.
Контактная информация:
Сетко Андрей Геннадьевич, тел.: 8 (3532) 77-64-24, e-mail: [email protected]
Contact information: Setko Andrey, рИопе: 8 (3532) 77-64-24, e-mail: a [email protected]
-♦♦♦-
УДК 613.95:377.5
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ, ОБРАЗ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА
О.В. Киёк
ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Краснодар, Россия
Изучены социально-гигиенические, социально-психологические, медико-демографические факторы риска для здоровья подростков в возрасте 15—18лет, обучающихся по специальностям: «секретарь-референт» (девочки), «мастер деревообработки» (мальчики). Выявленные в результате исследования неблагоприятные социальные и демографические факторы негативно влияют на состояние здоровья и качество жизни учащихся, что подтверждается данными ретроспективного анализа медицинских карт. Ключевые слова: учащиеся, факторы риска, образ жизни, состояние здоровья.
O.V. Kiyok □ SOCIAL PORTRAIT, LIFESTYLE AND QUALITY OF LIFE OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN KRASNODAR □ SBEI HPE «Kuban State Medical University» of the Ministry of Healthcare of Russia, Krasnodar, Russia.
Social-hygienic, social-psychological and medical-demographic risk factors in students doing the course to get the qualification «referent-secretary» (girls, 15—18 years old) and «woodworking master» (boys, 15—18 years old) have been studied. Some revealed adverse social and demographic factors have proved to have a negative influence on the students' health and quality of life. The data have been confirmed by the retrospective medical analysis of the health records.
Key words: students, risk factors, lifestyle, health status. Социальные факторы оказывают суще- в каждом возрастном периоде, и с возрастом ственное влияние на состояние здоровья их влияние на состояние здоровья и качество подрастающего поколения в разной степени жизни становится более значимым [2, 5].
30
ЗНиСО ИЮНЬ №С (267)
Кроме того, социальная среда играет важную роль в обучении и воспитании, приобретении профессиональных навыков, формировании личности. Из всех компонентов социальной среды семья является самым значимым фактором социализации, основой здоровья и благополучия всех ее членов [4].
Цель исследования — изучение социального портрета, образа и качества жизни учащихся учреждения среднего профессионального образования города Краснодара.
Материалы и методы. В обследовании участвовали 212 учащихся 1—3 курсов в возрасте 15—18 лет, обучающихся по специальностям: «секретарь-референт» (девочки), «мастер деревообработки» (мальчики).
Нами были разработаны анкеты, позволяющие изучить социально-гигиенические (доход семьи, условия быта), социально-психологические (образ жизни и психологический климат в семье), медико-демографические (состав семьи, состояние здоровья учащихся) факторы. Качество жизни оценивалось с использованием методики «MOS SF-36». Состояние здоровья изучали по картам диспансерного наблюдения.
Результаты и обсуждение. Как показали наши исследования, постоянно проживают в городе 55 % учащихся, приехали на обучение из сельской местности — 35 %. Проживают в доме со всеми удобствами или в квартире 87 % учащихся, 27 % опрошенных называют свои жилищные условия хорошими и очень хорошими (все они имеют отдельную комнату), 20 % опрошенных указали на неудовлетворительные жилищно-бытовые условия. Среднемесячный доход семьи оценивался с учетом средней заработанной платы родителей, наличия дополнительного дохода, количества детей. Семьи с одним ребенком составили 21, 8 %, с двумя детьми — 53,1 %, с тремя и более детьми— 25 %. Средняя заработанная плата родителей составила до 20 000 руб. в 21,8 % семей, до 30 000 руб. - в 28,1 % семей, более 30 000 руб. — в 31,2 % семей. Дополнительный доход выражен в наличии автомобилей (40,6 %), дач (18,7 %), банковских вкладов (9,3 %); дополнительный доход отсутствует в семьях 40,6 % опрошенных. На отсутствие в семье материальных проблем указывают 29 % учащихся, испытывают существенные материальные затруднения 26 % респондентов. Семнадцать процентов учащихся имеют дополнительный заработок. Свои карманные деньги подростки распределяют следующим образом: тратят на еду — 19 % учащихся, на развлечения — 26 %, на необходимые
мелкие покупки —16 %, собирают на вещь, которую хотят приобрести, — 32 %.
В соответствии с Федеральным законом § «О прожиточном минимуме в Российской ^^ Федерации» и законом Краснодарского края сэ «О прожиточном минимуме и государственной = социальной помощи в Краснодарском крае» ( установлена величина прожиточного мини- ¡—И мума в Краснодарском крае в расчете на душу населения — 7 656 руб.; для трудоспособного населения — 8 286 руб.; для пенсионеров — = 6 365 руб.; для детей — 7 283 руб. С учетом эЕ вышеизложенного качественная оценка ма- зЕ териального положения семьи респондентов 1 позволяет сделать вывод: количество семей с высоким уровнем дохода составило 9,8 %, со средним — 51,7 %, с низким — 38,5 %. Материальное положение и психологический климат в семье определяется наличием родителей, их уровнем образования. Число неполных семей отмечено в 29% случаев, при этом среди городских семей их больше; 1,6 % опрошенных — сироты. Восемь процентов родителей учащихся имеют высшее образование, средне-специальное — 39 %, среднее — 19 %; 34 % опрошенных не имеют представления об образовании своих родителей, что свидетельствует о сложившемся в семье отношении к образованию, а также об отношениях между детьми и родителями. О психологическом климате в семье, свидетельствуют и результаты анкетирования: 18 % опрошенных отметили отсутствие интереса к их собственному мнению со стороны родителей, 6 % процентов детей не доверяют родителям, отмечены конфликтные ситуации и ссоры в семьях 21 % опрошенных. Подавляющей причиной конфликтов в семье, по мнению учащихся, является усиленный контроль со стороны родителей и несовпадение взглядов на самостоятельность (31 % респондентов); 18 % опрошенных имеют в прошлом административные нарушения.
Дети копируют поведение родителей и членов семьи, поэтому отношение родителей к образу жизни и сохранению здоровья во многом определяет поведение подростков. Об отношении семьи к здоровому образу жизни свидетельствуют данные о распространенности вредных привычек в семье, которая оказалась достаточно высокой: 61 % курящих среди родителей; 58 % родителей, злоупотребляющих алкоголем (в присутствии детей — 23 %, вместе с детьми — 10 %). Такое отношение сказалось на наличии вредных привычек у учащихся: 65 % мальчиков и 7 % девочек отметили, что курят; принимают алкоголь 55 % мальчиков и 33 % девочек, при
ИЮНЬ №6 (267)
31
этом 9 % опрошенных отметили безразличие со стороны родителей по поводу их вредных 5 привычек. Занимаются спортом 40 % мальчи-^^ ков и 28 % девочек, 21 % опрошенных были еэ привлечены к спорту родителями. Питание и = сон являются одними из основных факторов ( режима дня в обеспечении роста, развития j-^ и сохранения здоровья растущего организма [3]. Так, нерациональное питание отмечено у 48 % мальчиков и 67 % девочек, недосыпают = — 58 % мальчиков и 72 % девочек. aïs Значение образа жизни и роль факторов sE риска в сохранении здоровья у подростка 1 должны формироваться как в семье, так и в общеобразовательных учреждениях, а кроме того, отношение к здоровому образу жизни отражает индивидуальные усилия в формировании и укреплении здоровья [1]. Анкетирование показало, что большинство подростков не придают значения таким элементам здорового образа жизни, как рациональное питание, сон, режим дня, отказ от вредных привычек: 62 % опрошенных указали на значение спорта в укреплении и сохранении здоровья, 19 % — на соблюдение режима дня, 18 % — на закаливание и отказ от вредных привычек, 9 % — на правильное питание.
При оценке качества жизни учащихся с помощью опросника «SF-36» установлено, что все учащиеся дают достаточно высокую оценку качества жизни: «Физическое функционирование» (92,1 балла у мальчиков, 85,9 балла у девочек), «Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» (83,5 балла у мальчиков, 69,5 балла у девочек), «Социальное функционирование» (78,3 балла у мальчиков, 74,9 балла у девочек), «Общее состояние здоровья» (63,1 балла у мальчиков, 64,5 балла у девочек), «Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием» (69,6 балла мальчиков, 60 баллов у девочек), «Психическое здоровье» ( 64,3 балла у мальчиков, 62,9 баллов у девочек), «Жизненная активность» (65,1 балла у мальчиков, 62,8 балла у девочек). Однако необходимо отметить снижение баллов по шкале «Общее состояние здоровья» у обучающихся по специальности «мастер деревообработки» к третьему курсу обучения (с 66 до 58 баллов.)
Ретроспективный анализ диспансерных карт наблюдения и результатов анкетирования учащихся на наличие жалоб выявил тенденцию к увеличению заболеваемости к третьему курсу у обучающихся по специальности «мастер в деревообработки»
без изменения структуры заболеваемости: превалируют заболевания вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов зрения. Выводы:
1. Учащиеся учреждения среднего профессионального образования характеризуются неоднородностью по социально-гигиеническим, социально-психологическим, медико-демографическим факторам.
2. Выявлены различия в характеристиках образа жизни учащихся в зависимости от пола.
3. Несмотря на достаточно высокую оценку качества жизни учащимися, отмечается тенденция к снижению общего состояния здоровья у обучающихся по специальности «мастер в деревообработки».
4. Неоднородность обследуемых групп по социально-гигиеническим, социально-психологическим факторам и состоянию здоровья требует профилактической работы по выявлению подростков группы риска и созданию безопасной и благоприятной микросоциальной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жукова Т.В. и др. Оптимизация профилактических программ с целью оценки уровня здоровья населения / Т.В. Жукова, Н.А. Горбачева, О.А. Свинтуховский, М.Л. Веревина [и др.] //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 6 (255). С. 6—10.
2. Зорина И.Г. Социально-гигиенический мониторинг факторов среды обитания и состояния здоровья как метод определения приоритетов профилактики в гигиене обучения школьников //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 1 (238). С. 17—18.
3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Руководство к практическим занятиям. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2012. 546 с.
4. Маркова А.И. и др. Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей / А.И. Маркова, А.В. Ляхович, М.Р. Гутман //Гигиена и санитария. 2012. № 2. С. 55—61.
5. Шубочкина Е.И. и др. Актуальные гигиенические проблемы организации учебно-производственного процесса в учебных заведениях начального профессионального образования и совершенствование организации надзора за условиями обучения и воспитания / Е.И. Шубочкина, Г.В. Яновская //Здоровье населения и среда обитания. 2009. № 8 (197). С. 39—43._
Контактная информация: Киёк Ольга Васильевна, тел.: 8 (918) 141-43-21, e-mail: [email protected] Contact information: Kiyok Olga,
phone: 8 (918) 141-43-21,
e-mail: [email protected] ^-