Научная статья на тему 'Социальный педагог в детском доме: статус, функции, содержание, формы и методы деятельности'

Социальный педагог в детском доме: статус, функции, содержание, формы и методы деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1629
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДЕТСКОМ ДОМЕ / КРУГ ОБЯЗАННОСТЕЙ / МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санникова Нина

Функции социального педагога в детском доме, круг его обязанностей. Модель деятельности. Формы и методы управления. Формы и методы воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social teacher in orphange house: status, functions, maintenance of activity, the forms and methods of activity

The functions of social teacher in orphanage house, his duties. Model of activity. The forms and methods of management. The forms and methods of training.

Текст научной работы на тему «Социальный педагог в детском доме: статус, функции, содержание, формы и методы деятельности»



Социальный педагог в любом детском доме играет важную роль как в организации деятельности всего педагогического коллектива, так и в жизни его воспитанников. Однако практические работники ещё не всегда правильно и полно понимают предназначение этой должности, функции социального педагога, круг его социально-педагогических обязанностей. Нередко они смешиваются с обязанностями социального работника, его coциальной миссией, что ведёт к нивелированию психолого-педагогических характеристик детского дома.

• функции социального педагога в детском доме • круг обязанностей • модель деятельности • формы и методы управления • формы и методы воспитательной работы

Словосочетание «детский дом» давно существует как одно из понятий социальной педагогики, так как его появление связано прежде всего с социально-педагогическими проблемами общества, проблемами социального воспитания. В «Словаре по социальной педагогике» имеется даже определение этого понятия как «государственного интернатного воспитательного учреждения для детей-сирот в возрасте от 3 до 18 лет»1.

В Типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1995 г.), определяются такие типы детских домов:

• детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);

• детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;

• специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

• специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Социальный педагог в детском доме: статус, функции, содержание, формы и методы деятельности

Нина Санникова,

доцент кафедры социальной педагогики и психологии Социального института Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), кандидат педагогических наук

-е-

1 Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев, М., 2002. С. 78.

Н. Санникова. Социальный педагог в детском доме: статус, функции, содержание, формы и методы деятельности

Детский дом призван заменить ребёнку семью, биологических родителей, сестёр и братьев, восполнить на социальном уровне то, что он должен был получить и не получил в семейных условиях. В связи с этим должность социального педагога в детском доме значительно отличается от той же должности в любом другом образовательном учреждении: школе, лицее, учреждении дополнительного образования и т.д. Эти отличия проявляются в целях и задачах, в конкретных функциях и содержании его деятельности, а также в особом социально-педагогическом статусе.

Статус социального педагога детского дома

Статус (от лат. status — состояние, положение) социальный — «соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этических и др.)»2.

Статус социального педагога определяется как «правовое и общественное положение социального педагога, установившееся в государстве и обществе»3. В общем плане статус социального педагога детского дома связан с тем положением, которое должен занимать в социальной системе социальный педагог прежде всего как представитель профессии, отличающейся своими профессиональными признаками и функциями.

С правовых позиций он должен иметь педагогическое образование и пользоваться всеми правами, которыми наделены педагоги в нашем государстве, согласно действующему Кодексу законов о труде РФ. Что касается общественного положения, то оно ничем не отличается от положения педагогов любых образовательных учреждений и любых специальностей. Социальный педагог в детском доме — значимая и уважаемая личность, выполняющая очень важную и ответственную миссию по воспитанию детей, их социализации в обществе. Его статус базируется здесь прежде всего на институциональной основе и имеет два уровня.

Первый уровень — общепрофессиональный — характеризуется такими признаками, как наличие общепедагогических, психологических и социально-педагогических знаний, необходимых для осуществления общих функций социального педагога. На этом уровне социальный педагог детского дома выступает как профессионал, способный проявить свои знания в любом образовательном учреждении, в работе с любой категорией населения и молодёжи.

Второй уровень — специальный — отражает признаки социального педагога как специалиста в своей области, подготовленного для деятельности в определённой сфере. Именно на этом уровне социальный педагог вы-

полняет свои профессиональные функции в детском доме, т.е. на уровне специалиста, подготовленного для работы в учреждениях интернатного типа.

2 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 653.

3 Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002. С. 296.

-е-

Правовое и общественное положение социального педагога, его статус на общепрофессиональном уровне всюду одинаковы, но на специальном, должностном он имеет свои психолого-педагогические и социальные особенности в зависимости от цели, задач, содержания деятельности, форм и методов её организации, условий, в которых она организуется.

Эти условия определяются прежде всего особенностями детского контингента. Воспитанник детского дома — ребёнок необычный, чаще всего с негативным социальным опытом, который трудно бывает преодолеть. Нередко это опыт семейного существования, для которого характерен аморальный образ жизни родителей, когда ребёнок недополучает необходимых ему положительных стимулов к саморазвитию, заботы и взаимопонимания окружающих. Часто это опыт беспризорности и безнадзорности, когда отсутствие родительского контроля за развитием и здоровьем ребёнка, антисанитарные условия проживания, отсутствие нормального питания, активное приобщение к антисоциальному образу жизни серьёзно подрывают как физическое, так и нравственное состояние ещё не окрепшего человека. Медицинские обследования показывают, что среди детей, поступающих в детские дома, почти отсутствуют здоровые дети.

В качестве наглядного примера приведём несколько показателей медицинского обследования детей при открытии детского дома № 3 г. Екатеринбурга в 1998 г.: 90% от общего числа имели хронические заболевания, в том числе 88% страдали хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта; у 49% отмечено отставание в физическом развитии.

В.С. Басюк, директор одного из детских домов г. Иркутска, приводит такие данные: «.. .все воспитанники страдают хроническими соматическими заболеваниями, 78% воспитанников имеют два или более хронических заболеваний. Наиболее распространены ЛОР заболевания — 65%; неврологические заболевания — 62%; гинекологические — 50%; эндокринологические заболевания — 41%; тубинфицирование — 27%; выраженный туберкулёз — 4%. Всё больше детей страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями — 50%, органов дыхания — 42%, желудочно-кишечными — 12%»4.

Эти факты говорят о том, что воспитанники детских домов нуждаются прежде всего в реабилитационно-оздоровительной работе, которая должна быть направлена на нормализацию и укрепление физического, психического и социального здоровья детей.

Главными задачами детских домов в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

• создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

• обеспечение социальной защиты, медико-психологической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

4 Басюк B.C. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома. М., 2001. С. 5 — 6.

Н. Санникова. Социальный педагог в детском доме: статус, функции, содержание, формы и методы деятельности

• освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

• охрана и укрепление здоровья воспитанников;

• охрана прав и интересов воспитанников;

• формирование общей культуры воспитанников;

• формирование потребностей в саморазвитии и самоопределении;

• создание основы для осознанного выбора профессии и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

• формирование гражданственности.

Эти задачи определяют функционал социального педагога как специалиста по работе с детьми в учреждении интернатного типа. Они почти не отличаются от задач других образовательных учреждений, однако в условиях детского дома каждая из них получает своеобразное преломление. Так, при охране и укреплении здоровья воспитанников статус социального педагога детского дома во многом приближается к родительскому. На родительском уровне он представляет интересы своих воспитанников в различных инстанциях (в органах милиции, суде, учебных заведениях, оздоровительных учреждениях и т.д.). На том же уровне социальный педагог помогает детям в жизненном и профессиональном самоопределении, вместе с ними выбирая будущую профессию и подходящее учебное заведение, нацеливая на него ребёнка, решая проблемы трудоустройства выпускников и создания для них жилищных условий после ухода из детского дома.

«Родительские» особенности статуса социального педагога на специальном уровне тесно переплетаются с управленческими, поскольку при организации и проведении социально-педагогической деятельности ему приходится контактировать с другими работниками детского дома, руководить педагогическим и детским коллективами, организовывать их внутренние внешние связи. Здесь он выступает в роли руководителя, менеджера.

На должностном уровне в детском доме выделяются различные специализации: социальный педагог-руководитель учреждения, социальный педагог-воспитатель; социальный педагог-организатор культурно-досуговой деятельности (менеджер досуговой сферы); социальный педагог-организатор культурно-досуговой работы (физкультурно-оздоровительной) и т.д. Каждая из этих специализаций имеет свой статус, в соответствии с ним свои функции, права и обязанности, свою модель деятельности. Но мы остановимся на модели деятельности, которой должна соответствовать должность социального педагога детского дома как учреждения воспитательного, реабилитационного и коррекционного по своему предназначению.

Модель деятельности социального педагога детского дома

Модель (от фр. modele — мера, образец) — «в широком смысле любой образец, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема,

- чертёж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объ-

5 Советский энциклопедический екта, процесса, явления... используемый в качестве словарь. 4-е изд. М., 1986. С. 819. его «заместителя», «представителя».» 5.

Под моделью понимается также «мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты; формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений; символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах; стандарт для измерения отклонений реальных процессов от предполагаемых»6.

Рассмотрим условный «образец», «основные типические черты», схематическое изображение и описание модели деятельности социального педагога детского дома. «Образец» связан прежде всего с целью деятельности, которая «выступает здесь как специфическая форма взаимодействия, позволяющая обнаружить определённую направленность процессов, их обусловленность конечными результатами»7. Конечным результатом всех усилий социального педагога в детском доме должен быть прежде всего хороший коллектив педагогов-единомышленников как главное условие успешной воспитательно-оздоровительной работы и здоровые, развитые дети, способные к нравственному и профессиональному жизненному самоопределению. В связи с этим цель его деятельности в детском доме можно обозначить как создание условий для социального саморазвития воспитанников и их профессионального самоопределения. Для её достижения социальному педагогу приходится решать множество разнообразных задач, которые направлены на реализацию ряда функций:

• воспитательной;

• управленческой;

• коррекционно-педагогической;

• социально-правовой;

• социально-реабилитационной8.

Воспитательная функция предполагает включение ребёнка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания. Управленческая функция включает анализ социально-педагогических условий жизнедеятельности детей и их влияния на развитие каждого ребёнка; планирование собственной деятельности и деятельности педагогического коллектива; мотивацию педагогов на достижение целей и задач воспитания; научно-методическую и организационную работу с педколлективом; контроль за ходом реализации планирования; координацию деятельности и отношений в коллективе образовательного учреждения; педагогический анализ влияния созданных для детей условий на их жизнедеятельность и развитие; диагностику развития воспитанников. Управленческая функция проявляется также при организации и проведении коллективных акций и в индивидуальной работе с детьми и подростками. Коррекционно-педагогическая деятельность представляет собой особым образом организованный педагогический процесс, реализуемый с группой де-

6 Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002. С. 157.

7 Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. 3-е изд. М., 1972. С. 762.

8 Василькова Ю.В., Василько-ва Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд. М., 2001. С. 19.

Н. Санникова. Социальный педагог в детском доме: статус, функции, содержание, формы и методы деятельности

тей и подростков, которые имеют отклонения в поведении. Этот процесс направлен на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности, создание необходимых условий для её формирования и развития, полноценную интеграцию этих детей и подростков в социум. Социально-правовая функция означает правовую защиту ребёнка; социально-реабилитационная — воспитательную и образовательную работу с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными.

Таким образом, складывается примерная модель деятельности социального педагога детского дома. Примерная, потому что многообразие жизненных явлений и процессов может вносить в неё свои коррективы.

Выполнение всех вышеперечисленных функций составляет огромный объём работы, с которым одному человеку, конечно же, не справиться. Она выполняется совместно с руководителями детского дома, воспитателями, психологами, валеологами, другими специалистами и является частью общей структуры деятельности.

B.C. Басюк описывает службу социально-психологического сопровождения ребёнка в условиях детского дома, объединяющую усилия разных специалистов в организации воспитательно-оздоровительной работы9. Вместе с тем в последние годы появляется практика введения в детском доме нескольких должностей социальных педагогов: социального педагога старшего, среднего и младшего звеньев, что вызвано необходимостью работы с детьми разного возраста.

-Ф- -Ф-

Формы и методы воспитания

Говоря о модели деятельности социального педагога, недостаточно остановиться только на её функциональной и содержательной сторонах. Любая педагогическая деятельность осуществляется в определённых формах, определёнными методами и средствами. Формы, методы и средства воспитания нередко смешивают между собой даже на уровне определений. Например, в «Словаре по социальной педагогике» сказано, что методы воспитания — это «совокупность средств и приёмов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых»10. Такое отождествление не случайно, так как данные понятия довольно близки по своему значению, а на практике формы, средства и методы всегда применяются в совокупности. К тому же отдельные методы воспитания в разных ситуациях действительно могут использо-

- ваться как средства активизации или переориентации

9 Басюк B.C. Модель организации воспитанников в их деятельности и поведении (напри-службы социально-психологичес- мер, поощрение, наказание и др.). Однако между никого сопрошждешя в умоют ми имеются существенные различия, без знания ко-детстого дома. М 2°°1. торых педагогу трудно грамотно выстраивать свои

10 действия при планировании деятельности и при её

10 Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов практической организации.

высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Метод (от гр. methodos — буквально «путь к чему-ли-Л.В. Мардахаев М., 2002. С. 153.

бо») — в «самом общем значении способ достижения

цели, определённым образом упорядоченная деятельность»11. Что касается методов воспитания, то наиболее верной нам представляется трактовка, согласно которой под методами воспитания «следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач»12.

К средствам же «относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.»13. Формы воспитания в педагогике определяют организационную сторону педагогического явления. К ним относятся способы организации конкретного педагогического действия в пространстве и во времени. В зависимости от количества участников организации эти способы могут быть индивидуальными (например, шефство сильного ученика над слабым), коллективными (походы, конференции), групповыми (кружковая и клубная работа), массовыми (субботники) и т.д.

Педагогической практикой накоплен богатейший арсенал форм и методов воспитания. Они рассматриваются в педагогике «как способы реализации воспитательного процесса, как способы реализации цели и содержания воспитания, как способы целенаправленного воздействия на механизм формирования личности: сознание, чувства, поведение, как способы совместной деятельности воспитателя и воспитанника»14. Они изучаются, систематизируются и классифицируются для выявления их сущности и закономерностей функционирования, определения способов более целесообразного использования на практике. Так, в настоящее время в отечественной педагогике насчитывается множество различных классификаций методов. В основу выделения одних групп методов положена воспитательная цель (например, перевоспитания, самовоспитания; профилактики курения, наркомании, алкоголизма и т.д.), других — способы воздействия на учащихся (игра, самоуправление), сфера применения и т. д. В педагогической литературе мы сталкиваемся с такими названиями методов воспитания, как метод целеполагания, информационно-просветительный метод, метод общения, ориентационно-деятельностный метод и др.

Наиболее популярной и устоявшейся в педагогической теории и практике является система общих методов воспитания, в основе которой лежит классификация методов по цели воспитания, направленной на формирование целостного мировоззрения личности как совокупности её сознания (взглядов, убеждений, принципов) и практической деятельности. Она включает в себя такие методы:

• формирование сознания личности (рассказ, беседа, лекция, внушение, разъяснение, дискуссия, метод примера, образца);

11 Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. 3-е изд. М.,

1972. С. 241.

12 Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.

С. 330.

13 Там же. С. 331.

14БиськоА.Т. Методы коммунистического воспитания. Л., 1987. С. 18.

Н. Санникова. Социальный педагог в детском доме: статус, функции, содержание, формы и методы деятельности

• организация деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (педагогическое требование, приучение, поручение, нравственные упражнения, инструктаж, иллюстрации и демонстрации, ролевая игра, метод создания воспитывающих ситуаций, создание общественного мнения);

• стимулирование и мотивация деятельности и поведения личности (соревнование, состязания, познавательная игра, поощрение, наказание и др.);

• анализ и самоанализ, контроль и самоконтроль, самооценка в воспитании (отчёты и самоотчёты, обсуждения, разработка личных планов, личные дневники и т.д.).

Естественно, что разделение на группы в данном случае носит условный характер и жёстких границ между ними быть не может. Так, рассказ, беседа, пример в определённых условиях могут стать для ребёнка стимулом к организации определённой деятельности и изменению поведения, а педагогическое требование или общественное мнение может воздействовать на сознание личности и т.д.

При организации воспитательной работы необходимо учитывать и то, что каждый метод складывается из определённых элементов (частей, деталей) которые называются методическими приёмами. По отношению к методу они носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Каждый метод включает в себя множество разнообразных приёмов, выбор которых на практике зависит от конкретной педагогической ситуации, воспитательной цели, поставленной перед педагогом, стиля педагогической деятельности, индивидуальных, возрастных и психологических особенностей воспитанников. Как правило, настоящим мастером своего дела является тот воспитатель, в арсенале которого имеется большой набор методических приёмов и который умеет использовать при взаимодействии с воспитанниками разные методы воспитания, сочетая воспитание словом и делом, побуждая их к самовоспитанию. То же можно сказать и о формах воспитательной работы.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что социальный педагог в соответствии со своими функциями должен использовать в своей работе широкий спектр не только воспитательных, но и управленческих форм и методов. Их также нельзя отождествлять между собой, так как формы и методы воспитания нацелены на формирование и развитие личности, а управленческие формы и методы связаны с решением проблем руководства людьми и управления различными педагогическими явлениями и процессами.

Формы и методы управления

Понятие «управление» является сложной философской категорией и рассматривается как «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая

сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности»15. В последние десятилетия это понятие начинает занимать всё более прочные позиции в педагогике. Так, сегодня мы говорим о воспитании как процессе управления формированием и развитием личности, а работников образовательной сферы начинаем называть менеджерами образования.

Менеджером считается «член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи»16. В связи с функциональным разделением труда менеджеры любой организации занимают разные места в её иерархической структуре: высшие менеджеры, менеджер; среднего уровня, менеджеры первого звена, неуправленческие служащие. По этой раскладке социальный педагог любого образовательного учреждения является менеджером среднего уровня, так как именно в его функции входит оперативное управление педагогическим процессом и конкретная работа по руководству людьми. В детском доме это воспитатели, педагоги дополнительного образования и др. (менеджеры первого звена), а также «неуправленческие служащие» (библиотекари, секретари, канцелярские служащие). Естественно, что на каждом управленческом уровне используются свои формы и методы управленческой деятельности. На высшем они в большей степени носят административный и экономический характер, на среднем — социально-психологический.

Административные формы и методы заключаются в воздействии руководителя на работников главным образом как администратора, субъекта власти, опирающегося на свои правовые полномочия. Они представляют собой организационно-распорядительские приёмы властного воздействия, основанного на общих установленных нормативах и правах единоначалия (приказы, указания, распоряжения).

Экономические методы управления (руководства) людьми представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых руководитель стремится достичь таких результатов деятельности учреждения, которые отвечали бы как общественным, так и личным интересам работников. «В более узком смысле слова экономические методы являются совокупностью приёмов и способов материального стимулирования трудящихся в интересах общественного производства. Они основаны преимущественно на создании таких условий, в которых люди без принуждения и без напоминания выполняют предписанные им функции и обязанности»17.

Здесь следует остановиться на различиях в понятиях управление и руководство. Они определяются отношениями общего к частному. Принято считать, что управляют системами, а руководят людьми. Но поскольку руководство осуществляется в рамках управленческой деятельности и является её частью, эти понятия неразрывно связаны, а управленческие действия на практике порой трудно отличить от руководящих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 704.

16 Виханский О.С., Наумов A.M. Менеджмент: Учеб. 3-е изд. М., 1998. С. 23.

17 Кайдалов Д.П., Суименко Е.М. Психология единоначалия и коллегиальности: Вопросы теории

и практики взаимодействия руководителя и коллектива. М., 1979. С. 86.

Н. Санникова. Социальный педагог в детском доме: статус, функции, содержание, формы и методы деятельности

В жизни они постоянно переплетаются и перемещаются с одного уровня менеджмента на другой. Тем не менее в связи с более широким диапазоном управленческой деятельности формы и общие методы управления, в отличие от руководства, в большей степени сопряжены со стратегическими действиями руководителя учреждения, с разработкой организационных структур, обеспечивающих оптимизацию информационных потоков, рабочих процессов и процессов принятия решений, с разработкой систем управления человеческими ресурсами, обеспечивающими реализацию способностей сотрудников, с формированием кадрового состава учреждения и мотивацией его работников. Методы управления более жёстко регламентированы, более стабильны и носят нормативный характер. К ним относятся методы информационно-аналитические, диагностические, целеполагания, планирования и проектирования, организации и контроля, принятия решений, регулирования деятельности и отношений (в частности методы управления конфликтными ситуациями) и др.

Спектр управленческих методов, направленных на стабилизацию и развитие системы образовательного учреждения в целом, очень велик. И выполняя определённые административные функции, социальный педагог детского дома также должен владеть ими, поскольку и ему приходится вести анализ, заниматься планированием, организацией, принимать управленческие решения. Однако в работе с педагогическим коллективом им в большей мере используются методы руководства (социально-психологические). «Если экономические методы воздействуют на людей как материально стимулирующие факторы, административные — как правовые санкции, то социально-психологические методы построены главным образом на убеждении»18.

В управлении учреждениями, организациями и конкретными коллективами наряду с широким многообразием методов накоплен и большой арсенал различных форм управления и руководства человеческими ресурсами. Остановимся на тех из них, которые наиболее целесообразны и приемлемы при взаимодействии социального педагога с педагогическим коллективом в условиях детского дома. К ним относятся прежде всего формы развития профессионально-педагогической культуры педагогов, которые осуществляются посредством управления методической работой. Вот наиболее распространённые и положительно зарекомендовавшие себя формы: методические объединения, проблемные семинары и практикумы, школы молодого воспитателя, школы передового опыта, индивидуальная работа с педагогами, консультации, проведение открытых и показательных мероприятий, научно-практические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно-деятель-ностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчёты, педагогические консилиумы, психолого-педагогические тренинги, создание проблемных (инновационных) групп, работа педкол-

- лектива по единой научно-методической теме, индивиду-

18 Там же. Указ. соч. С. 87. альная научно-методическая работа педагогов в русле об-

О

щей методической темы, конкурсы на лучшего по профессии, фестивали педагогического мастерства.

Для детского дома особое значение имеет социально-психологический климат, царящий в педагогическом коллективе, который «представляет собой систему змоциально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения»19. Он должен располагать к благоприятному взаимодействию с детьми и межличностному общению, должен быть приближен к семейному и играть стимулирующую, стабилизирующую и регулирующую роли. Поэтому немаловажное значение для социального педагога имеют формы создания социально-психологического климата, к которым относятся коллективные семейные праздники, поздравления юбиляров, клубы выходного дня для сотрудников, дни здоровья, совместные культурные или оздоровительные поездки и походы, развитие коллективных, приближенных к семейным традиций.

Управление системами по временному признаку подразделяется на стратегическое, текущее и оперативное, что предполагает стратегические, текущие и оперативные формы управления и руководства. Они также занимают значительное место в работе социального педагога. Это оперативки (оперативные совещания), инструктажи, оперативный анализ, оперативное планирование, оперативный контроль и т.д., текущий анализ, текущее планирование и т.д.

Стратегическое управление связано с достижением цели организации в долгосрочной перспективе, её развитием. Его главные формы такие: анализ развивающей среды, разработка концептуальных основ долгосрочного развития учреждения, формирование программ развития, мониторинг хода реализации этих программ и главных идей развития. Разумеется, во всей этой деятельности социальный педагог принимает самое непосредственное участие. Нередко он играет в ней ведущую роль наряду с руководителями учреждения. Об этом говорит опыт разработки нормативно-правовых документов во многих детских домах Екатеринбурга. Социальные педагоги часто возглавляют аналитическую работу, прорабатывают с педколлективом главные идеи развития учреждения, делают их теоретические обоснования, формируют содержание программ воспитания.

Качество этих документов — один из важных показателей педагогической квалификации и управленческой грамотности руководителей образовательных учреждений и социальных педагогов.

Полноценная реализация модели деятельности соци- _

ального педагога возможна только в том случае, если он хорошо знает формы и методы её осуществления и умеет применять их на практике.

-е-

19 Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. С. 530.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.