3. Градов, А. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия / А. Градов // Учебное пособие, - СПб.: 2003. - С. 54-105.
4. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры / Е.П. Голубков // Учебник, - М.: 2006. - С. 45-108.
УДК 343.97
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАТ КАК МЕХАНИЗМ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Кучина Мария Сергеевна, к.ю.н.,
преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации
SOCIAL PATRONAGE AS A MECHANISM FOR THE PREVENTION
OF JUVENILE DELINQUENCY Kuchina Mariya Sergeevna, Cand. Legal Sci., Russian legal аcademy of the Russian Ministry of Justice
В статье рассматривается социальный патронат как механизм снижения преступности несовершеннолетних. Предлагается введение данного института на федеральном уровне. Разработан законопроект «О социальном патронате».
Ключевые слова: социальный патронат, преступность, преступность несовершеннолетних, профилактика преступности несовершеннолетних.
Annotation: The article considers the social patronage as a mechanism to reduce juvenile crime. Proposes the introduction of the institution at the federal level. A draft law "On social patronage".
Key words: social patronage, crime, juvenile delinquency, prevention of juvenile crime.
Одним из направлений профилактики преступности несовершеннолетних является создание и совершенствование социальных механизмов компенсации криминогенных дисфункций семьи. Те дисфункции семьи, которые формируют у ребёнка отрицательные качества личности, обусловливающие выбор преступного поведения, относятся к разряду криминогенных. Они возникают в результате невыполнения семьёй основных функций в отношении детей: первичной социализации, воспитания, образования, контроля. Задача государственной политики состоит в том, чтобы создать условия, при которых бы успешно осуществлялся процесс социализации детей.
Осуществление мер воздействия на преступность обеспечивается конкретными органами и учреждениями, составляющими систему, под которой в научной литературе понимается множество элементов, находящихся
в отношениях и связях друг с другом и образующих определённое единство33. Субъектами предупредительной деятельности следует считать совокупность государственных и общественных организаций и граждан, осуществляющих на различных уровнях планирование мероприятий по предупреждению преступлений, управление этими мероприятиями или их непосредственную реализацию; имеющих в этой связи определённые права и обязанности и несущих ответственность за достижение намеченных целей .
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Профессор Н.И. Ветров под профилактикой правонарушений понимал совокупность социально-экономических, идеологических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний35.
В целях построения и совершенствования системы профилактики преступности несовершеннолетних в России необходимо более широкое применение социальных механизмов компенсации криминогенных дисфункций семьи. Функции, которые не выполняются семьёй, должны быть реализованы вне семьи, дисфункции семьи - компенсированы теми или иными социальными механизмами. В качестве социальных компенсаторных механизмов можно рассматривать деятельность различных государственных органов и социальных институтов, выполняющих функции социализации детей и подростков - те функции, которые по тем или иным причинам не выполняют родители. Данные механизмы призваны дублировать некоторые функции семьи. Они направлены на своевременную компенсацию детям и подросткам потерь, которые вызваны семейным неблагополучием.
33 См.: Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. - С. 19.
34 См.: там же. С. 23.
35
См.: Ветров Н.И. Криминологическая характеристика правонарушений молодёжного возраста: учебное пособие. - М., 1981. - С. 9.
Необходимым механизмом в снижении уровня преступности несовершеннолетних является создание системы профилактической поддержки семьи. Одним из важнейших элементов этой системы является социальный патронат.
Социальный патронат осуществляется в настоящее время только в ряде субъектов Российской Федерации. Положительно зарекомендовала себя практика внедрения социального патроната в г. Москве, Республике Башкортостан, Пермском крае, Калининградской, Архангельской, Владимирской областях36.
В ст. 1 Закона г. Москвы от 14.04.2010 № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» (ред. от 28.11.2012) содержится норма о проведении социального патроната - комплекса мероприятий, направленных на содействие нормальному воспитанию и развитию ребёнка (детей), сохранению за ним (ними) родительского попечения.
В п. 3 ч. 1 Положения «Об организации социального патроната» (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 № 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14.04.2010 № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве») определено, что социальный патронат осуществляется на основании договора о социальном патронате, заключаемого между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией и родителями (родителем) ребёнка (детей).
По экспертным оценкам, социальный патронат может существенно минимизировать криминогенные дисфункции семьи и снизить преступность несовершеннолетних на 10%.
С целью укрепления семьи и снижения уровня преступности несовершеннолетних предлагается установить институт социального патроната на федеральном уровне. Для этого необходимо разработать законопроект «О социальном патронате», в ст. 1 которого под социальным патронатом следует понимать комплекс мер, направленных на создание нормальных условий для физического и нравственного развития ребёнка, сохранение за ним родительского попечения путём оказания семье педагогической, психологической, медицинской, социальной и иной помощи в воспитании, развитии и защите прав несовершеннолетнего.
В данном законопроекте должны быть определены категории детей и семей, нуждающихся в социальном патронате. Под детьми, нуждающимися в социальном патронате, необходимо понимать детей, проживающих в семье, в которой родители (иные законные представители несовершенно-
36 См.: Государственный доклад Минздравсоцразвития РФ «О положении детей в Российской Федерации. 2010 год». [Электронный ресурс]. - URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=521845 (дата обращения: 11.05.2011).
летнего) создают условия, не отвечающие требованиям нормального воспитания и развития ребёнка (родители злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотики, аморально ведут себя, имеют судимость и прямо или косвенно оказывают криминогенное воздействие на ребёнка и др.) и при этом родители (один из них) не подлежат ограничению или лишению родительских прав.
Семья, нуждающаяся в социальном патронате, - семья, в которой в результате сложившихся обстоятельств нарушены условия для нормального воспитания и развития ребёнка и данные обстоятельства не могут быть преодолены семьёй самостоятельно.
В соответствии со ст. 2 указанного законопроекта основными задачами социального патроната являются:
1) создание нормальных условий для физического и нравственного развития ребёнка;
2) оказание семье различных видов помощи в воспитании ребёнка, а также создание благоприятных материальных и психологически комфортных условий социализации ребёнка в семье.
Социальный патронат не предусматривает изъятие ребёнка из семьи (ст. 3 данного законопроекта).
Срок осуществления социального патроната устанавливается индивидуально, исходя из конкретных потребностей семьи:
1) на срок до трёх месяцев;
2) на срок от трёх до шести месяцев;
3) на срок от шести месяцев и более.
Осуществление социального патроната не должно превышать полутора лет (ст. 4 данного законопроекта).
В соответствии со ст. 5 рассматриваемого законопроекта социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства. Основанием установления социального патроната является постановление органа опеки и попечительства об установлении социального патроната, которое данный орган выносит в случаях:
если по результатам обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, проведённого в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, установлено, что ребёнок нуждается в социальном патронате;
подачи заявления родителями (одним из них) или иными законными представителями несовершеннолетнего об установлении социального патроната в случае, когда семья нуждается в социальном патронате;
подачи заявления родителями (одним из них) или иными законными представителями несовершеннолетнего об установлении социального патроната в случае, когда они не справляются с воспитанием ребёнка, утратили контроль над его поведением.
Осуществление социального патроната возлагается на уполномоченные организации, избранные на основании решения органов опеки и попечи-
тельства (ст. 6 законопроекта). В качестве уполномоченных организаций выступают образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, медицинские организации, центры, оказывающие бесплатную юридическую помощь, или иные организации, которые в соответствии с федеральным законодательством могут оказывать помощь детям, нуждающимся в социальном патронате, а также их законным представителям (ст. 7 законопроекта).
В соответствии со ст. 8 законопроекта уполномоченная организация разрабатывает проект программы осуществления социального патроната, который согласовывается с семьёй, в отношении которой устанавливается социальный патронат.
Программа осуществления социального патроната включает перечень мер, направленных на создание нормальных условий для физического и нравственного развития ребёнка, оказание семье различных видов помощи в воспитании детей, а также создание благоприятных материальных и психологически комфортных условий социализации ребёнка в семье.
Орган опеки и попечительства утверждает программу осуществления социального патроната.
В соответствии со ст. 10 законопроекта уполномоченные организации осуществляют социальный патронат в следующих формах:
1) оказание педагогической помощи родителям;
2) оказание психологической помощи родителям и ребёнку;
3) оказание медицинской помощи родителям и ребёнку;
4) оказание правовой помощи родителям и ребёнку;
5) оказание материальной помощи семье;
6) оказание социальной помощи в воспитании, развитии и защите прав несовершеннолетнего.
Использование в процессе осуществления социального патроната иных форм, не предусмотренных данным законом, недопустимо.
Родители, воспитывавшие ребёнка и попавшие в сложную жизненную ситуацию, могут обратиться к представителям власти (городской, районной, поселковой администрации) за предоставлением материальной помощи.
Материальная помощь предоставляется гражданам на основе акта обследования семейного положения на безвозмездной основе при условии целевого расходования средств.
Основанием для получения материальной помощи может быть недостаток средств для подготовки ребёнка к школе, необходимость срочного ремонта ветхого жилья, решение иных бытовых проблем (ст. 11 законопроекта).
Родители, не согласные с порядком организации социального патроната, формами его осуществления, а также имеющие претензии к уполномоченным организациям, осуществляющим социальный патронат, могут обжаловать их действия в суде (ст. 12 законопроекта).
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предлагается дополнить понятие «индивидуальная профилактическая работа» и изложить его в следующем виде:
«индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, а также деятельность по социальному патронату семей с целью создания нормальных условий для социализации и развития ребёнка (детей)».
Данные предложения по изменению и дополнению законодательства направлены на укрепление семьи и снижение уровня преступности несовершеннолетних. Введение социального патроната ориентировано на сохранение семьи и на сокращение числа учреждений для детей-сирот. По оценкам экспертов, стоимость пребывания одного ребёнка в детском доме составляет от 400 тыс. руб. до 1 млн. руб. в год. Все эти средства могут быть направлены на оказание помощи семье. Результативность социального патроната подтверждает опыт регионов. В Мурманской области число семей, находящихся в социально опасном положении, с 2009 г. снизилось на 16%. В Москве с 2008 г. на 71% увеличилось число детей, возвращённых в родную семью. По сравнению с 2009 г. число родителей, лишённых родительских прав, в Калужской области снизилось на 17%, в Мурманской
37
области - на 21% .
37
См.: Институт социального патроната поможет сохранить детям родную семью. 24.09.2012. [Электронный ресурс]. - URL: http://krasnodar.er.ru/news/2012/9/24/institut-socialnogo-patronata-pomozhet-sohranit-detyam-krovnuyu-semyu-otmechayut-v-gosdume/ (дата обращения 27.09.2012).