Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ФОРМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМОГО ОПЫТА / ЛИНИИ ТРАНСЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Истомина Ольга Борисовна, Майпиль Елена Сергеевна

В статье авторы анализируют формы и факторы развития и линии трансляции социального опыта нового образовательного поколения в общественных стратегиях. Социальный опыт рассматривается как условие и одновременно результат социализации. Определена возрастающая роль социального опыта в личностном становлении и формировании мировоззренческих установок в связи с кризисными состояниями иных агентов социализации в условиях общественной неопределенности. Обоснована важность целенаправленной социализации, основанной на учебновоспитательных процедурах, легализующих коммуникации в разных возрастных контингентах, социальных группах, выстраивающих систему социального взаимодействия. Авторы приходят к выводу, что трансформация типов рациональности, дестабилизация и флексибилизация всех социальных ориентиров и регуляторов, амбивалентность моральных установок, социальная разобщенность актуализируют поиски методов социализации нового поколения на основе имеющегося и формирующегося социального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL EXPERIENCE AND THE PROBLEM FIELD OF YOUTH SOCIALIZATION

The article analyzes the forms and factors of development and lines of translation of the social experience of a new educational generation in public strategies. Social experience is considered as a condition and at the same time a result of socialization. It is emphasized the increasing role of social experience in personal becoming and development of worldview attitudes in connection with the crisis of other socialization agents in conditions of social uncertainty. We have substantiated the importance of targeted socialization based on educational procedures that legalize communications in different age contingents, social groups that build a system of social interaction. It is concluded that the transformation of types of rationality, the destabilization and flexibilization of all social representations and regulators, the ambivalence of moral attitudes, and social distance actualize the search for methods of socializing a new generation based on existing and emerging social experience.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

Научная статья УДК 316.614-053.6

Б01: 10.18101/1994-0866-2022-4-22-28

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

© Истомина Ольга Борисовна

доктор философских наук,

заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин, Иркутский государственный университет Россия, 664025, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9 olgaistomina@mail.ru

© Майпиль Елена Сергеевна

ректор,

Национальный образовательный университет

Россия, 664074, г. Иркутск, ул. Академика Курчатова, 3

a-d2007@mail.ru

Аннотация. В статье авторы анализируют формы и факторы развития и линии трансляции социального опыта нового образовательного поколения в общественных стратегиях. Социальный опыт рассматривается как условие и одновременно результат социализации. Определена возрастающая роль социального опыта в личностном становлении и формировании мировоззренческих установок в связи с кризисными состояниями иных агентов социализации в условиях общественной неопределенности. Обоснована важность целенаправленной социализации, основанной на учебно -воспитательных процедурах, легализующих коммуникации в разных возрастных контингентах, социальных группах, выстраивающих систему социального взаимодействия. Авторы приходят к выводу, что трансформация типов рациональности, дестабилизация и флексибилизация всех социальных ориентиров и регуляторов, амбивалентность моральных установок, социальная разобщенность актуализируют поиски методов социализации нового поколения на основе имеющегося и формирующегося социального опыта.

Ключевые слова: молодежь, социальный опыт, социализация, жизненные проблемы, формы развития социально одобряемого опыта, линии трансляции социального опыта, мировоззрение.

Для цитирования

Истомина О. Б. Социальный опыт и проблемное поле социализации молодежи // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 4. С. 22-28.

Введение. Процессы социализации нового образовательного поколения всегда отягощены сложностями противоречивых социальных процессов. В условиях формирования новой социальной реальности возникают сложности в освоении социальных норм и правил молодежью. В периоды трансформации типов рациональности и отсутствующей идеологии особую роль обретает социальный опыт

молодого поколения, полученный в результате контактов с социальным окружением. Кризис семьи, обусловивший рост социального одиночества детей и деформацию воспитательных моделей, вместе с тем актуализирует значимость таких агентов социализации, как детско-подростковые коллективы окружения ребенка и образовательные организации.

Очевидно, что сложности, вызванные декомпозицией структуры российского общества, отражаются не только на экономическом положении населения, но и существенным образом деформируют социальные контакты ребенка, не формируют навыки позитивного социального взаимодействия, а напротив, противостоят успешному усвоению социальных ролей и социально одобряемого поведения. Компенсировать дефекты семейного общения способны образовательные организации. Однако перманентность реформ системы образования спровоцировала дефицит воспитательной среды в образовательном пространстве [1, р. 55]. Общество, снявшее со школы воспитательную функцию, возвращает ее сейчас в современные деструктивные условия распада классической модели образования и воспитания. Думается, что школа в условиях дефицитного бюджета и материально-технического оснащения, «кадрового голода», значительной перегруженности педагогов и в целом девальвации педагогической профессии вряд ли способна в полной мере решить проблемы социализации и восполнить пробелы иных агентов социализации [6, с. 139].

В связи с негативным андеграундом и расширением социального поля девиации возрастает роль социального опыта в жизненных стратегиях молодого поколения. Конечно, опыт складывается из всех контактов ребенка: в семейном кругу, дружеской компании, школьном коллективе, во взаимодействии со взрослыми, в том числе в образовательном процессе.

Представляется важным в данных условиях полновесное применение практи-ко-ориентированного подхода в обучении, что позволит ребенку сформировать необходимые трудовые, коммуникативные и социальные навыки [5, с. 126]. Необходимость исследования форм, факторов развития и линий трансляции социального опыта объясняется его ролью в формировании мировоззрения, всех его структурных компонентов: мировосприятия, миропонимания (как условия социализации), мироотношения (как результата социализации).

Социальный опыт в решении жизненных проблем молодежи. Важность социализации и инкультурации в жизни каждого индивида определяет растущий интерес ко всем факторам формирования социального опыта. Учебный процесс и социальный опыт ребенка по своей ценности равнозначны и являются не только взаимосвязанными, но и взаимообусловленными процессами.

Система образования нуждается в результативных механизмах положительной апробации социального опыта и навыков. Более того, обучение не только формирует новый опыт, но и должно опираться на имеющиеся социальные представления ребенка.

Социализирующая роль образования крайне важна в периоды гражданской идентификации, в усвоении социальных, культурных, политических, а также поведенческих норм и приоритетов.

Социально-философский контекст акцентирует внимание на социальном опыте как необходимом условии построения мировоззрения и картины мира. Важно понимать субъект-объектную роль социального опыта в социализации индивида. Это одновременно и условие, и результат социализации. Не вызывает сомнения, что социальный опыт относится к числу фундаментальных понятий и определяет специфику человеческого бытия, взаимоотношения человека и мира, место человека в мире [1; 2; 3; 4; 7; 9].

Условия воспитания социального опыта вслед за социальной средой трансформируются и отличаются такой же неустойчивостью и волотильностью, как и социальная реальность. Хрупкость социальных контактов и шаткость положения человека в условиях социально-экономической нестабильности и переустройства мирового сообщества импульсами мимикрии отзывается на социальном самочувствии индивида, но не отменяет потребность в социализации и адаптации к новым социальным реалиям. Дезадаптация в психологическом и социальном контекстах препятствует воспитанию конструктивного социального опыта, необходимого для решения жизненных задач и самоактуализации.

Формы развития социально одобряемого опыта молодежи. Формирование социальных навыков для успешного функционирования в обществе и трансляции усвоенных норм и правил взаимодействия, для конструктивного диалога в социальных средах, позитивных установок идентификации базируется на всех ресурсах социальной системы (познание, деятельность, общение) и протекает во всех проявлениях человеческой социальности через коммуникации в семье, в школе, посредством СМИ, через проявление религиозных, политических, экономических, социально-трудовых, социокультурных и иных связей.

Стадиальность формирования социального опыта связана с освоением социальных ценностей и норм для обеспечения экспектаций; со стремлением личности к самоактуализации, воспитывающей навыки воздействия на окружающих людей; с интеграцией в социальные группы, институты, в которых личность раскрывает себя, свои силы, свойства [10, с. 66].

Социализация протекает как в стихийном, так и в целенаправленном формате. Стихийность зачастую определяется процессами импринтинга, реализующимися социальными инстинктами и потребностями каждого индивида. Врожденная адаптивность во многом способствует распространению стихийной социализации. Но важность ее результатов во всех последующих траекториях актуализирует именно целенаправленный вид, основанный на учебно-воспитательных процедурах, легализующих коммуникации в разных возрастных контингентах, социальных группах, выстраивающих систему социального взаимодействия. Учебно-воспитательная среда аккумулирует не только коммуникативную, но и деятельностную основу, задействуя когнитивные акты. Роль образовательной среды не снижается, так как данная аккумулирующая форма включает адаптивный, индивидуализирующий и интегративный потенциалы социализации [1, р. 55].

Разность сформированных социальных навыков определяет вариативность стилей социального поведения и жизненных траекторий. В арсенале общества

многоликие, порой полярные сценарии как индивидуальной активности («Робинзон», «борец»), так и пассивности («созерцатель», «альтруист»), ассоциативные и диссоциативные модели концентрации на личных или социальных преференциях [8, с. 38].

Для обеспечения социально одобряемых моделей важно актуализировать воспитательные задачи института образования. Организованная система обучения ориентирована на привитие потребностей когнитивного и гносеологического поиска, самоактуализации, интегративности в общественные среды. Важно учитывать возрастные и психологические особенности социальной адаптации и развития. На каждом этапе социального становления актуальны определенные факторы, проявляющие результативность и уверенное личностное становление.

Очевидно, что в условиях социальной неопределенности как доминантной характеристики современного общества важен выбор корректных факторов развития социального опыта нового образовательного поколения.

К факторам формирования социального опыта относятся элементы макро- и микросред. Трудно переоценить степень влияния СМИ, идеологии, политических режимов, характера международных отношений, государственных интересов в определении диспозиций молодого поколения. Макросреда во многом определяет характер контактов в микросреде. Положение семьи определяется экономическим положением, уровнем социального благополучия региона и государства в целом. Кризисные состояния институтов семьи и образования как агентов ранней социализации обусловлены критичным положением институтов политики и экономики. Тем не менее важность микросредовых компонентов не снижается. Даже, несмотря на сложности реализации в условиях неопределенности государственных задач, поставленных перед системой образования, важно помнить о базовом функционале учебно-воспитательного процесса вторичной социализации.

Адаптация социального опыта в новых исторических условиях основана на реализации экономической, политической, социальной функций, а также социальном контроле, обеспечивающем соответствие общественным нормам. Образовательная организация обязана выполнить государственный заказ по обеспечению знаний, умений и навыков, необходимых как на жизненно-практическом, профанном, так и профессиональном, и мировоззренческом уровне социализации. Государственный уровень заказа выражается в идеализации требований к уровню социализации и качеству включения индивида в социальную среду. Поэтому необходимо как выполнение содержательных позиций, так и обеспечение методического сопровождения и форм организации процессов вторичной социализации в пределах учебного заведения и за его границами.

В условиях перманентной реформации содержания образовательных программ задачи всей системы остаются прежними (адаптировать, социализировать, подготовить к профессиональному самоопределению, индивидуальному проявлению и личностному становлению). Важно определить линии трансляции социального опыта как в учебном, так и социальном пространстве.

Прежде всего социальный опыт транслируется в формах социального взаимодействия. Механизмы контроля через моральные санкции позволяют демаркировать одобряемые и нежелательные модели поведения. Оперативность реакций моральных санкций дает незамедлительный результат в виде поощрения или порицания. Кроме того, крайне нежелательные в социальных оценках формы взаимодействия подвергаются табуированию через религиозные или этические, нравственные или даже законодательные запреты и ограничения.

Линии усвоенного социального опыта транслируются в культурном контексте через ценностные установки, диспозиции, экспектации и комплекс социальных ограничений, способы взаимодействия с природой.

Не менее важным является функциональный контекст, проявляющийся в выборе стиля взаимодействия, уровня готовности к решению жизненных задач, профессиональному самоопределению и становлению, общественной реализации, в оценочном отношении к ин- и аутгруппам.

Культурный и функциональный контексты неразрывно связаны между собой. В синтезе они определяют стиль жизни индивида, его социальное положение и перспективы.

Заключение. В процессе обучения социальный опыт транслируется через содержательное наполнение, систему методов и приемов обучения, навыки диалога. Социальный опыт отражается во всех позициях мировоззрения: мировосприятии, миропонимании, мироотношении. Их сформированность, с одной стороны, зависит, с другой, определяет систему знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации и полновесного функционирования в общественных условиях.

Социальная неопределенность текущей реальности требует поиска результативных механизмов формирования и развития социального опыта нового образовательного поколения. Трансформация типов рациональности, дестабилизация и флексибилизация всех социальных ориентиров и регуляторов, амбивалентность морали и моральных установок, социальная разобщенность актуализируют поиски методов гражданской идентификации, самоактуализации, что особенно значимо в отношении воспитания нового поколения на основе имеющегося и формирующегося социального опыта. Потенциал образовательных организаций в усвоении первичных социальных норм в условиях распространения признаков кризиса института семьи возрастает. Формирование системы знаний о социальной, политической, экономической и культурной сферах общества является основой социального опыта, гражданственности и вместе с тем направлено на обеспечение целостности и стабильности государства.

Литература

1. Cultural-Historical Forms of Educational Practice: Socio-Philosophical Analysis / О. Istomina, V. Bukhantsov, М. Leskinen et all. // Sports, Health and Management (ESE-SHM 2018). Vol. 91. June 11-13, 2018. P. 50-55.

2. Socio-Economic Situation of the Region as A Factor in the Dynamics of the Institute of Education in the New Social Reality / О. Istomina, Е. Maypil, V. Metelitsa, Z. Rinchinov // Linguistics and Culture Review. 2021. N 5(S4). P. 617-626.

26

3. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. Москва: Мысль, 2008. 216 с. Текст: непосредственный.

4. Ильенков Э. В. Философия и культура. Москва: Политиздат, 2011. 464 с. Текст: непосредственный.

5. Истомина О. Б. Компетентностный подход как базовый принцип современной образовательной системы // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы XIX Всероссийской научно-методической конференции, 5-6 марта 2014 г. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2014. С. 123-126. Текст: непосредственный.

6. Истомина О. Б., Майпиль Е. С. Социализирующие функции современного института семьи // Семья в современном мире: материалы всероссийской научной конференции, 28-31 марта 2019 г. Санкт-Петербург: Изд-во ФНИСЦ РАН, 2019. С. 139-144. Текст: непосредственный.

7. Каргапольцева Н. А. Формирование социального опыта обучающихся в межкультурной образовательной интеграции // Вестник ОГУ. 2016. № 7 (195). С. 111-118. Текст: непосредственный.

8. Коломиец О. М. Модель преподавательской деятельности в контексте психологической теории усвоения социального опыта // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № 2A. С. 24-41. Текст: непосредственный.

9. Пахомов И. А. Социальный опыт личности: междисциплинарный категориальный анализ // Вестник ТГУ. 2019. № 183. С. 14-21. Текст: непосредственный.

10. Талалян Р. Г. Личность и деятельность, социализация личности // Научные вести. 2021. № 1(30). С. 64-69. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 15.11.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 29.11.2022.

SOCIAL EXPERIENCE AND THE PROBLEM FIELD OF YOUTH SOCIALIZATION

Olga B. Istomina

Dr. Sci. (Philos.), Head of Socio-Economic Disciplines Department, Irkutsk State University 9 Sukhe-Batora St., Irkutsk 664025, Russia olgaistomina@mail. ru

Elena S. Maypil Rector,

National Educational University

3 Akademika Kurchatova St., Irkutsk 664074, Russia

a-d2007@mail.ru

Abstract. The article analyzes the forms and factors of development and lines of translation of the social experience of a new educational generation in public strategies. Social experience is considered as a condition and at the same time a result of socialization. It is emphasized the increasing role of social experience in personal becoming and development of worldview attitudes in connection with the crisis of other socialization agents in conditions of social uncertainty. We have substantiated the importance of targeted socialization based on educational procedures that legalize communications in different age contingents, social groups that build a system of social interaction. It is concluded that the transformation of

27

types of rationality, the destabilization and flexibilization of all social representations and regulators, the ambivalence of moral attitudes, and social distance actualize the search for methods of socializing a new generation based on existing and emerging social experience. Keywords: youth, social experience, socialization, life problems, forms of development of shared experience, lines of translation of social experience, worldview.

For citation

Istomina O. B., Maypil E. S. Social Experience and the Problem Field of Youth Socialization. Bulletin of Buryat State University. Philosophy. 2022; 4: 22-28 (In Russ.).

The article was submitted 15.11.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 29.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.