Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина О.Б., Майпиль Е.С.

В статье авторы анализируют современные проблемы социализации молодежи в условиях растущей напряженности и неопределенности развития сценариев социальной реальности. Обоснована растущая социализирующая роль системы высшего образования. Анализируются деструктивные изменения института образования (дегуманизация и дестандартизация, перманентный характер реформ, распад традиционных образов образования и укоренение экономических моделей), повлекшие трудности профессиональной социализации и адаптации нового образовательного поколения. Определены особенности социализации молодежи в современной системе образования: плюралистичность социальной реальности, методологический плюрализм и синтез методологических оснований, недостаточность практикоориентированной подготовки, инфантилизация населения и «синдром отложенной зрелости», психологическая незрелость, неготовность к самостоятельным личным и профессиональным решениям, растущие квалификационные требования современных работодателей для обеспечения социально-экономического развития регионов и государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF YOUTH SOCIALIZATION IN THE CONDITIONS OF SOCIAL UNCERTAINTY

The article analyzes the current problems of youth socialization in the face of growing tension and uncertainty of the development of social reality scenarios. We have emphasized the growing socializing role of the higher education system. The destructive changes in the institution of education (dehumanization and destandardization, permanent reforming, collapse of traditional patterns of education and entrenchment of economic models) led to the difficulties in professional socialization and adaptation of the new generation. We have determined the features of the youth socialization in the modern education system: the plurality of social reality, methodological pluralism and synthesis of methodological foundations, insufficiency of practice-oriented training, infantilization of the population and a "syndrome of delayed maturity", psychological immaturity, lack of preparedness for independent personal and professional decisions, growing qualification requirements of employers dictated by the need to ensure the socio-economic development of the regions and the state as a whole.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Научная статья УДК 316.614-053.6

DOI: 10.18101/1994-0866-2022-3-25-31

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

© Истомина Ольга Борисовна,

доктор философских наук, заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин, Иркутский государственный университет Россия, 664025, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9 olgaistomina@mail. ги

© Майпиль Елена Сергеевна

ректор,

Национальный образовательный университет Иркутского государственного университета Россия, 664074, Иркутск, ул. Академика Курчатова, 3 a-d2007@mail.ru

Аннотация. В статье авторы анализируют современные проблемы социализации молодежи в условиях растущей напряженности и неопределенности развития сценариев социальной реальности. Обоснована растущая социализирующая роль системы высшего образования. Анализируются деструктивные изменения института образования (дегуманизация и дестандартизация, перманентный характер реформ, распад традиционных образов образования и укоренение экономических моделей), повлекшие трудности профессиональной социализации и адаптации нового образовательного поколения. Определены особенности социализации молодежи в современной системе образования: плюралистичность социальной реальности, методологический плюрализм и синтез методологических оснований, недостаточность практико-ориентированной подготовки, инфантилизация населения и «синдром отложенной зрелости», психологическая незрелость, неготовность к самостоятельным личным и профессиональным решениям, растущие квалификационные требования современных работодателей для обеспечения социально-экономического развития регионов и государства в целом.

Ключевые слова: молодежь, социализация, новая социальная реальность, социальная неопределенность, адаптация, профессионализация, система высшего образования.

Для цитирования

Истомина О. Б., Майпиль Е. С. Проблемы социализации молодежи в условиях социальной неопределенности // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 3. С. 25-31.

Введение. Вопросы социализации молодого поколения не теряют актуальности, поскольку успешно социализированная личность одновременно является субъектом и объектом общественных отношений. Обеспечение социальной ста-

бильности межличностных и межгрупповых и даже межнациональных контактов на мировой арене определяется характером и уровнем адаптивно-социализирующих процессов.

Значительную роль в социализации личности играет система образования всех уровней. На этапе профессионализации особое место в усвоении и принятии социокультурных норм и адаптации занимает высшее образование, формирующее класс интеллигенции, ответственный за стратегические линии развития социальных поколений и общества в целом.

Образовательный процесс характеризуется целостностью, но вместе с тем и неоднородностью, которая вызвана необходимостью синтеза ряда характеристик. Среди них содержательный аспект, целевые и операциональные характеристики, организационные и процессуальные особенности, технологические свойства. Данная неоднородность является условием реализации как учебно-воспитательных, так и социализирующих задач.

Социализация на этапе профессионализации. Образовательный процесс в вузе отличается от предшествующих уровней обучения более высокой осознанностью и особым характером учебно-воспитательной деятельности, отвечающей жизненно важным интересам и потребностям молодого поколения, которые становятся актуальными в силу возрастных особенностей.

Структура образовательной деятельности предполагает изначальную мотивацию, активизацию познавательного процесса, что является основой субъект-субъектного подхода вторичной социализации в системе образования. В образовательном пространстве вуза индивид получает не только узкоспециальные знания, овладевает ключевыми компетенциями для будущей профессии, но и приобретает мировоззренческие установки, ценностные ориентиры, являющиеся специфическими для той или иной группы, к которой индивид будет отнесен после начала своей профессиональной деятельности.

Функции профессионализации и вторичной социализации молодежи актуализируют принципы теории человеческого капитала, ориентирующей на развитие личностного потенциала, способного обеспечить индивидуальную и профессиональную траектории [1]. Не менее значим компетентностный подход, определяющий «профессиональную компетентность» молодежи как условие социально-экономического развития общества [7].

Очевидно, что условия социализации и профессионализации в системе высшего образования значительно изменились. Институт образования сталкивается с новыми реалиями и требованиями (цифровизация, дегуманизация и дестандарти-зация, перманентный характер реформ, распад традиционных образов образования и укоренение экономических моделей [подробнее: 2; 3; 4]), что требует нового теоретического подхода, который позволит учесть степень влияния условий на личность социализирующегося, а также осмысления особенностей развития социализирующей среды вуза в процессе реформ российской системы высшего образования.

На наш взгляд, что «укоренение принципов потребления в системе образования, определившее внедрение рыночных механизмов и правил маркетинговых технологий и ее менеджеризм, а также специфические эффективность и кальку-

лируемость рынка образовательных услуг» противоречат запросам работодателей и интересам государства в воспитании гражданственности молодежи [4, с. 3].

Социализирующие задачи образования в периоды распространения неопределенности еще более важны. Вуз как агент социализации привлекает все больше внимания, т. к. «с точки зрения социальности высшая школа не что иное, как высшая форма (стадия) социализации молодой личности в широком смысле этого понятия, т. е. процесс подготовки к жизни в целом и ее осуществление» [6, с. 69].

Роль университета как социального института в современном российском обществе определена на законодательном уровне: «Деятельность университетов основывается на общенациональных интересах, реализующих конституционные права и свободы граждан в области образования, науки, культуры, экономики и социальной сферы... Приоритетными задачами университетов являются обеспечение потребностей Российской Федерации в кадрах высшей квалификации, повышение конкурентоспособности российской фундаментальной науки, образования, экономики, а также выход на мировые рынки образовательных и информационных услуг, технологий, труда и научных разработок» [5]. Поиск путей развития социализирующего потенциала институтов высшего образования на современном этапе развития современного российского общества предполагает также учет особенностей России как многонационального государства, учет региональной специфики, что является важнейшим условием развития российского общества в целом.

Особенности социализации молодежи в современной системе образования. Эпоха постмодернити определила целый ряд амбивалентных позиций: наряду с массовизацией образования и расширения его доступности обнародованы сложности культурной многозначности и неопределенности, кризис рационалистической парадигмы, диверсификация способов социальной идентичности. Постмодернистские типы рациональности обусловили специфические черты вторичной социализации молодежи. Среди них плюралистичность социальной реальности, амбивалентность жизненных и профессионально-трудовых сценариев, методологический плюрализм и синтез методологических оснований для решения новых задач крайне неустойчивой и регулярно усложняющейся социальной действительности.

Социализация личности в контексте постмодернистской реальности включает не только процесс профессионализации, но и ориентирование на формирование качеств личности, необходимых в конкурентной среде. Конкурентоспособность как базовый запрос на результат обучения трансформирует не только систему образовательных методов и инструментов, но и само содержание образования. Таким образом, процессы глобализации, противоречия в отечественной системе высшего образования (в первую очередь, между элитарным образованием для креативной элиты и стандартизированным формализованным образованием для большинства) предусматривают поиск эффективных национальных образовательных моделей, которые будут способствовать более успешной социализации личности в процессе получения высшего образования.

Запросы представителей работодателей и государственного административно-управленческого аппарата связаны с такими качествами профессиограммы, как непрерывность образования (что обусловлено потребностью в экономическом развитии), развитие способности самоидентификации, создание условий конструирования модели идентификационных признаков и социокультурного проектирования. Синкретичность и мультидисциплинарность проективного обучения дают возможность высшему учебному заведению стать культуроформи-рующим центром. Данные характеристики являются своего рода метапринципа-ми, структурирующими систему постклассического образования.

Социализирующие признаки современной системы высшего образования напрямую зависят от требований социума, в котором она существует. Очевидно, система высшего образования претерпела глубинные, сущностные изменения в контексте реформ.

В их основе лежит обновленный тип мышления, ориентированный на качественно новые условия жизнедеятельности индивида. Традиционный подход к образованию не соответствует данному типу мышления по ряду причин:

- традиционная система высшего образования рассчитана на подготовку специалистов в условиях стабильности, современная же социальная среда динамично развивается, неуклонно возрастают требования к подготовке специалистов. Изменения настолько стремительны, что за период обучения успевают устаревать как профессиональные запросы, так и их содержательное наполнение, формы выражения и ожидаемые профессиональные результаты;

- усиление роли творческого компонента при решении профессиональных задач: теперь от работников требуется не столько репродукция имеющихся знаний, сколько нестандартный подход в комбинировании старых приемов и предложении новых или адаптированных к текущей реальности вариантов;

- возрастание роли этической концепции на замену технократического подхода, применяемого в текущей модели.

Не вызывает сомнения, что иррациональная рациональность посмодернити вызывает особую психологическую усталость, внутреннее несогласие, обостряет настроения фрустрации у населения, распространяет утомление от напряженности и неопределенности социальных стратегий, девальвирует все ценное в социальном бытии человека, что, в свою очередь, актуализирует потребность в переосмыслении и формировании/распространении принципов нового гуманизма.

Экзистенциальная мультисубъектная реальность продуцирует нарастание социальной несправедливости, расширение границ неустойчивости как в экономическом, так и личностно-психологическом аспекте. Индивидуальная зависимость от общественных процессов и характеристик обостряет проблемы социализации. Наибольшие риски социальной неуспешности свойственны страте молодых.

В условиях социальной неопределенности роль агентов социализации возрастает и прежде всего в связи с растущей потребностью минимизации рискогенных факторов.

Так, среди рискообразующих условий системы образования в эпоху социальной неопределенности следует отметить:

- недостаточность практикоориентированной подготовки;

- инфантилизация населения и «синдром отложенной зрелости», психологическая незрелость обучающихся;

- неготовность выпускников к самостоятельным личным и профессиональным решениям, необходимым для дальнейшей профессиональной деятельности;

- снижение уровня физической подготовки и ментального здоровья (неопределенность развития социальных условий напрямую отражается на психоэмоциональном состоянии индивида, меняет физический и социокультурный контексты индивидуальной жизнедеятельности).

Однако важно отметить риски не только индивидуального характера в отношении страты молодых, но и изменения в социальной структуре и социальных процессах как на региональном, так и национальном уровне.

Социальные среды рискуют в отношении следующих процессов, многие из которых являются ведущими в обеспечении социальной стабильности:

- кадровый и управленческий голод (активно проблема обозначилась именно в системе образования: в большей части российских регионов на протяжении десятилетий не решены вопросы кадрового обеспечения системы на всех уровнях образования. Вместе с тем регулярно обновляется внешними ресурсами административный аппарат в высшей школе. На смену руководителям-ученым приходят эффективные менеджеры, не имеющие опыта научной и педагогической деятельности. Думается, что законы маркетинга становятся более результативными при условии учета специфики сферы деятельности);

- дефицитное бюджетное финансирование подготовки специалистов;

- несовершенство нормативно-правовой базы и системы контроля качества высшего образования;

- устаревшая материально-техническая база (наиболее значимы данные риски в региональных образовательных организациях. Зачастую обнаруживается избыточная полярность в оснащении учреждений образования в центральных и удаленных регионах);

- недостаточная мотивация на успешную реализацию профессиональной деятельности в бюджетных сферах, имеющих высокое социальное значение;

- несправедливо низкая доходность в социально значимых сферах жизнедеятельности (именно доходы в системе образования обусловливают профессиональную миграцию в иные более доходные сферы труда).

Несомненно, успешная профессионализация выпускников напрямую зависит от их социализации, поскольку мы говорим не только о наборе конкретных ком-петентностей, но и о личностном развитии, уровне коммуникативных навыков и определенном типе мышления.

В перечне квалификационных требований современных работодателей, независимо от профиля трудовой деятельности, заявлены:

- высокий уровень практических и теоретических знаний и навыков, которые в достаточной мере обеспечат производительность труда;

- развитые личностные качества, необходимые в процессе выполнения профессиональной деятельности (инициативность, критическое мышление, лидерские качества, организаторские способности);

- высокая работоспособность (крепкое здоровье и физическая выносливость).

Заключение. Высшее образование обладает значительным потенциалом в развитии данных качеств и при условии снижения рисков, вызванных нарастанием социальной неопределенности и напряжения, способно в полной мере выполнить роль агента успешной социализации молодого поколения. Система высшего образования способна формировать достаточную для профессиональных запросов теоретическую и практикоориентированную подготовку. Она обладает научным потенциалом, необходимым для промышленного развития, а также ресурсами для формирования и развития самостоятельного и критического мышления, аналитических и организаторских способностей наряду с коммуникабельностью и эмоциональным интеллектом, для развития общей культуры поведения, как профессионального, так и социального.

Очевидно, что разрастание неопределенности в социальных средах продуцирует неопределенность и в личных стратегиях индивида, что препятствует успеху социализации молодого поколения. Система высшего образования как значимый агент вторичной социализации требует пристального внимания со стороны региональной и федеральной властей, поскольку обладает значительным потенциалом в социальной адаптации и профессионализации, в воспитании интеллектуальной элиты, способной обеспечить социально-экономическое развитие общества и сохранить традиционные социально значимые ценности и нормы, а также препятствовать разрушительной постмодернистской дезинтеграции социальной и индивидуальной жизни.

Литература

1. Becker G. Human Capital. NY., L., 1975. 187 р.

2. Cultural-Historical Forms of Educational Practice: Socio-Philosophical Analysis / О. Istomina, V. Bukhantsov, М. Leskinen, Т. Lokhtina, V. Metelitsa // Sports, Health and Management. (ESE-SHM 2018). Vol. 91. June 11-13. 2018. P. 50-55.

3. Socio-Economic Situation of the Region as A Factor in the Dynamics of the Institute of Education in the New Social Reality / О. Istomina, Е. Maypil, V. Metelitsa, Z. Rinchinov // Linguistics and Culture Review. 5(S4). P. 617-626.

4. Истомина О. Б. Новые образы образования: социально-философские основания // Вестник БГУ. Серия Философия. 2022. № 1. С. 3-11. Текст: непосредственный.

5. Константиновский Д. Д. Размышления о социологии образования. URL: https://www.isras.ru/socis_2008_7.html?ysclid=l88z4ue8xh860137600 (дата обращения: 20.09.2022). Текст: электронный.

6. Овчинников Г. К., Овчинникова М. В. Вуз как высшая форма социализации личности // Власть. 2013. № 8. С. 68-71. Текст: непосредственный.

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва, 2002. 394 с. Текст: непосредственный.

8. Щеглов П. Е., Никитина Н. Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1. С. 46-59. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 05.09.2022; одобрена после рецензирования 14.09.2022; принята к публикации 16.09.2022.

PROBLEMS OF YOUTH SOCIALIZATION IN THE CONDITIONS OF SOCIAL UNCERTAINTY

Olga B. Istomina

Dr. Sci. (Philos.), Head of Socio-Economic Disciplines Department, Irkutsk State University 9 Sukhe-Batora St., Irkutsk 664025, Russia olgaistomina@mail. ru

Elena S. Maypil Rector,

National Educational University

3 Akademika Kurchatova St., Irkutsk 664074, Russia

a-d2007@mail.ru

Abstract. The article analyzes the current problems of youth socialization in the face of growing tension and uncertainty of the development of social reality scenarios. We have emphasized the growing socializing role of the higher education system. The destructive changes in the institution of education (dehumanization and destandardization, permanent reforming, collapse of traditional patterns of education and entrenchment of economic models) led to the difficulties in professional socialization and adaptation of the new generation. We have determined the features of the youth socialization in the modern education system: the plurality of social reality, methodological pluralism and synthesis of methodological foundations, insufficiency of practice-oriented training, infantilization of the population and a "syndrome of delayed maturity", psychological immaturity, lack of preparedness for independent personal and professional decisions, growing qualification requirements of employers dictated by the need to ensure the socio-economic development of the regions and the state as a whole.

Keywords: youth, socialization, new social reality, social uncertainty, adaptation, profes-sionalization, higher education system.

For citation

Istomina O. B., Maypil E. S. Problems of Youth Socialization in the Conditions of Social Uncertainty. Bulletin of Buryat State University. Philosophy. 2022; 3: 25-31 (In Russ.).

The article was submitted 05.09.2022; approved after reviewing 14.09.2022; accepted for publication 16.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.