Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №3
ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
социальный облик студенчества: трансформация во времени (2006-2015 гг.)
Е. В. Брызгалина, В. А. Прохода
(кафедра философии образования философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected])
В статье анализируются результаты социологических исследований, проведенных по единой методике на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова в 2006 и 2015 гг. Выявлены особенности восприятия студентами учебного процесса. Определены факторы, оказывающие влияние на интерес студентов к учебе. Выявлены представления студентов о качестве преподавания. Констатируется, что в рассматриваемый период в социальном облике студентов произошли разноплановые изменения: трансформировалась модель студенческой оценки учебного процесса, изменились факторы, детерминирующие интерес студентов к учебе, снизились временные затраты на самостоятельную работу студентов, существенно увеличился процент респондентов, проживающих в общежитии.
Ключевые слова: социальный облик студенчества, качество образования, опросы студентов, восприятие учебного процесса, качество преподавания, установки студентов.
Качество образования - интегральная характеристика, которая отражает степень соответствия содержания образования и условий образовательного процесса ожидаемым субъектами образования результатам . В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. \ направленной на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики, на повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны, в качестве задачи ставится создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия
1 См . информацию на официальном сайте «Портал госпрограмм РФ» . URL: http://programs . gov.ru/Portal/programs/passport/2 (дата обращения: 22.03.2016).
Количественные индикаторы, демонстрирующие достижения вуза в части научных результатов, в кадровом, материально-техническом и информационном обеспечении учебного процесса, значимы для учредителя как показатель эффективности расходования средств . Для преподавателей и студентов оценка качества образования происходит не столько в количественном, сколько в качественном аспекте, и на него существенное влияние оказывают характеристики совокупных субъектов образования конкретного образовательного учреждения
В настоящей статье анализируются результаты двух социологических исследований с условным названием «Учебный процесс глазами студента», проведенных по единой методике на философском факультете МГУ имени М . В . Ломоносова в 2006 г . и 2015 г . Метод сбора первичной социологической информации - раздаточный анкетный опрос . Исследования носили сплошной характер . Опрашивались студенты очной формы обучения . Всего опрошено 794 (в 2006 г.) и 196 (в 2015 г. ) респондентов . Существенные различия в количестве опрошенных по годам объясняются несколькими причинами . Во-первых, структурными изменениями, произошедшими на факультете (на базе философского факультета в 2008 г . был образован факультет политологии, что сопровождалось переходом на вновь образованный факультет части студентов, обучавшихся по направлению «политология»). Во-вторых, в данный период (с набора 2011 г . ) произошел отказ от подготовки специалистов, состоялся переход на двухуровневую систему обучения В-третьих, по ряду объективных причин в выборке 2015 г . отсутствовали студенты первого курса . Тем не менее, авторы исследования полагают, что в данном случае различие количественных показателей является вторичным относительно выводов и позволяет выделить качественные изменения, произошедшие в социальном облике студенчества
В целом анализ результатов исследований позволяет констатировать наличие существенных изменений за прошедшее десятилетие как в установках, так и в социальном облике студентов . Так, изменения коснулись особенностей восприятия студентами учебного процесса Для выявления оценки студентами уровня организации учебного процесса респондентам задавался табличный вопрос с просьбой оценить степень удовлетворенности теми или иными сторонами учебного процесса На фоне произошедших за рассматриваемое десятилетие изменений, особый интерес представляет не столько процентное распределение ответов опрошенных, которое тесно связано с особенностями организации учебного процесса в структурном подразделении или вузе в целом, сколько внутренняя логика оценки Для ее выявления был проведен факторный анализ
Как оказалось, современный студент оценивает учебный процесс по двум измерениям . Первое с условным названием «ориентация
на содержание» включает в себя: содержание учебных дисциплин; объем учебной нагрузки и набор читаемых дисциплин Второе измерение, условно названное нами «ориентация на форму», объединяет следующие критерии оценки учебного процесса: использование технических средств обучения; качество преподавания; объективность преподавателей
Оценка по каждому измерению может быть разноплановой Иными словами, учебный процесс, например, может полностью удовлетворять студентов по форме, при этом не устраивать респондентов в содержательном плане или наоборот и т д Такое деление отчасти согласуется с результатами, полученными коллегами из Института комплексных исследований образования МГУ, позволяющими делить студентов на три категории в зависимости от превалирующих ценностных установок . Первая категория - студенты, ориентированные на получение качественного по сути образования, вторая - студенты, сочетающие специфические материально-экономические ценности и незрелые идеально-символические стандарты, третья - промежуточная категория, располагающаяся между двумя обозначенными [1:103-104].
Проведенный кластерный анализ позволил выделить три группы респондентов . Первая группа - самая многочисленная (61,6% опрошенных) объединяет студентов, сравнительно высоко оценивающих учебный процесс, как по «содержанию», так и по «форме» Во второй кластер (12,5%) оказались включены респонденты, демонстрирующие неудовлетворенность «формой» учебного процесса Среди бюджетников их сравнительно больше (13,7%), чем среди опрошенных, обучающихся на договорной основе Наконец в третий кластер (25,9%) попали студенты, демонстрирующие сравнительно низкий уровень удовлетворенности «содержанием» учебного процесса, одновременно вполне удовлетворенные «формой» Показательно, что таких оказалось сравнительно больше среди студентов, обучающихся на «отлично», а также среди обучающихся на «хорошо» и «отлично» - 29,5% респондентов Для сравнения: среди респондентов, обучающихся на «хорошо» или на «хорошо» и «удовлетворительно» - 19,7% опрошенных Отметим, что количественное распределение по кластерам может существенно различаться в зависимости от особенностей того или иного структурного подразделения или вуза
Интересно, что в 2006 г дифференцированная оценка учебного процесса по двум измерениям отсутствовала Модель оценки включала в себя единовременно все шесть критериев, без деления в сознании студентов на оценку по «форме» и по «содержанию» . При этом наибольший вклад в общую оценку вносил критерий «удовлетворенность содержанием учебных дисциплин» В студенческом сознании степень удовлетворенности содержанием учебных дисциплин тесно связана с представлением опрошенных о достаточности знаний и навыков,
приобретаемых студентом во время обучения на факультете, для успешного трудоустройства . Данная особенность является отражением прагматической направленности культуры в целом, практической ориентации студенчества на профессиональный успех . Жизненная стратегия прагматизма предполагает индивидуальную ответственность, однако в установках студентов прагматизм в оценке получаемых знаний с точки зрения перспективы их применения сочетается с патерналистскими ожиданиями от получаемого образования
Чем больше уверенность респондентов в том, что полученных знаний и навыков достаточно, тем выше уровень удовлетворенности содержанием дисциплин . Выявленная значимая линейная корреляция имеет устойчивый характер и наблюдается как в 2006 г. (г=0,372) так и в 2015 г . (г=0,365). Очевидно, что студенты оценивают учебный процесс в вузе не столько сквозь призму возможностей формирования мировоззрения и саморазвития, сколько в контексте освоения будущей профессии . Такой вывод подтверждается и результатами общероссийских исследований . Например, по данным ВЦИОМ, самое важное для большинства россиян (59% респондентов) во время учебы в вузе - «хорошо учиться, стать, насколько это возможно, настоящим профессионалом в избранной сфере» [2: 12].
Отчасти вывод о значимости утилитарной составляющей получаемого образования подтверждают результаты исследований «Преподаватель глазами студента», проведенных на факультете в 2011 г. методом анкетного опроса (весна 2011 г . , N = 422; осень 2011 г . , N = 360). Одним из главных критериев оценки педагогической деятельности преподавателей для студентов является умение педагога раскрыть значение предмета для будущей профессии То, что у самих преподавателей этот критерий входит в число аутсайдеров среди характеристик, определяющих образ идеального педагога, может быть объяснено спецификой университетского образования, консервативно пролонгирующего гумболь-дтовскую модель понимания отношений между университетом и обучающимся, которая не предполагала ответственности университета за будущее приложение фундаментальных знаний . И эта специфика, судя оценкам студентов, находит отражение в педагогической деятельности преподавателей [3: 107] Для выявления представлений преподавателей об идеальном педагоге в 2011 г проводился сплошной опрос научно-преподавательских работников факультета ^ = 143 человека).
Исследование показало, что изменения социального облика студенчества затрагивают не только модель оценки учебного процесса, меняются и факторы, оказывающие влияние на интерес студентов к учебе Для выявления переменных, детерминирующих вариацию интереса студентов к обучению, использовалась процедура линейного регрессионного анализа В 2015 г интерес оказался связан с достаточностью
приобретаемых знаний для успешного трудоустройства, удовлетворенностью содержанием учебных дисциплин и удовлетворенностью объективностью преподавателей В 2006 г регрессионная модель выглядела несколько иначе Она включала в себя удовлетворенность набором читаемых дисциплин, удовлетворенность качеством преподавания, оценку сложности обучения на факультете - чем труднее респонденту учиться, тем выше интерес к обучению и достаточность приобретаемых знаний для успешного трудоустройства
При этом отметим, что прикладная значимость полученного образования, для дальнейшего трудоустройства возросла для студентов более чем в два раза Такие результаты согласуются с данными других исследований При выборе из двух высказываний, характеризующих результат высшего образования, абсолютное большинство россиян (64% респондентов) считает, что «высшее образование, прежде всего, должно давать специальные, профессиональные знания и навыки в выбранной студентом отрасли, чтобы окончив вуз, он мог легко перейти от теории к практике» При этом только 28% опрошенных убеждены, что «высшее образование, прежде всего, должно давать общие знания и навыки, обеспечивать широкий кругозор, чтобы студент в дальнейшем мог самостоятельно учиться, осваивать новые области знаний» [2: 11]
Отсутствие в 2015 г в числе связанных с интересом к обучению факторов удовлетворенности набором читаемых дисциплин при одновременном появлении удовлетворенности содержанием учебных дисциплин может быть объяснено трансформациями, происходящими в системе высшего образования: внедрением компетентностного подхода в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования Отметим также, что в 2015 г интерес к обучению больше не детерминируется сложностью учебы в вузе и качеством преподавания, однако возникает зависимость от удовлетворенности объективностью преподавателей С учетом того, что часть студентов может искаженно воспринимать объективность преподавателя как чрезмерную лояльность, можно предположить, что для некоторой части респондентов интерес представляет приятное, не обремененное упорными занятиями и строгим контролем времяпрепровождение в вузе Приоритет понимания качества образования с позиции удовлетворенности процессом, а не прогнозируемым результатом, может свидетельствовать о случайности поступления на конкретную специальность по результатам единого государственного испытания и дополнительного вступительного испытания, одинаковых для групп специальностей
Возможность существования такой прослойки студенчества отчасти подтверждают результаты общероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в 2011 г . Респондентам задавался вопрос о том, «какой вуз, по Вашему мнению, можно считать более удачным для получения
образования» . Большинство россиян (68% респондентов) выбрали ответ: «тот, в котором учиться сложно, спрашивают строго, дают качественные знания, но без гарантии, что студент доучится до выпуска и получит диплом без троек» Однако почти каждый пятый опрошенный (21% респондентов) заявил: «тот, в котором учиться не сложно, преподаватели не дерут три шкуры и с ними всегда можно договориться, а студент имеет все шансы получить диплом без троек» [2: 21].
Представления студентов о качестве преподавания включают вполне определенные характеристики . Качество преподавания в сознании студентов, в первую очередь оказывается связано с педагогическим мастерством преподавателя: «умением наладить контакт с аудиторией», «умением заинтересовать студентов учебным курсом», «ясным и последовательным изложением учебного материала» Во многом они совпадают с представлениями самих преподавателей . Однако прослеживаются и некоторые различия Например, соблюдение самодисциплины для педагогов является важной характеристикой, а для студентов организованность и дисциплинированность преподавателя - второстепенна [3: 52]. С точки зрения студентов важно использование различных методов обучения - дискуссии, деловые игры, проблемные лекции, решение ситуационных задач и др - что сравнительно менее важно с точки зрения преподавателей [4: 110]
Интересно, что в целом уровень удовлетворенности студентов объемом учебной нагрузки за рассматриваемый период не претерпел существенных изменений . Удовлетворенных и скорее удовлетворенных этой стороной учебного процесса в 2015 г оказалось 71,4% респондентов, в 2006 г 68,1% опрошенных При этом по самоощущениям современному студенту учиться легче, чем респондентам десять лет назад . В 2006 г. 14,6% респондентов отмечали, что учиться на факультете трудно, еще 58,5% - скорее трудно В 2015 г ситуация несколько изменилась . Теперь трудно учиться только каждому двадцатому (4,5%) студенту, а скорее трудно - 50,6% респондентов .
Выявленная тенденция подтверждается данными о временных затратах студентов на самостоятельную работу Можно констатировать, что студенты стали тратить меньше времени на подготовку к учебе . Так, если в 2006 г . типичный студент факультета в среднем в день тратил 3,2 часа на самоподготовку (медианное значение - 3 часа), то спустя десятилетие - только 2,9 часа (медианное значение - 2,5 часа) При этом в 2015 г. существенная часть опрошенных (44,6%) считает, что тратит недостаточно времени на самоподготовку Почти столько же респондентов (42,5%) убеждены в обратном, а 13% студентов вообще затруднились с ответом В целом, чем сложнее респонденту учиться на факультете, тем больше времени он тратит на самоподготовку к занятиям (2006 г . - г= -0,196; 2015 г . - г= -0,215). Отметим, что вне зависимости
от года исследования возможны некоторые смещения в ответах респондентов, поскольку формулировка вопроса относится к социально одобряемому поведению .
Возможны различные объяснения выявленной тенденции: от влияния, обусловленного изменениями государственных стандартов высшего образования и нововведений в системе контроля и оценки учебной работы студентов, до новых правил набора абитуриентов в вузы, повлекших изменение социального облика студентов Выявленные различия могут свидетельствовать о кардинальном изменении условий протекания учебного процесса - расширении доступности источников, в том числе через персональные гаджеты, изменении отношения к бумажной книге как источнику информации, смещению акцентов от трансляции в образовании объемов знаний к формированию компетенций, внедрению интерактивных способов формирования компетенций Наблюдается и некоторый парадокс С одной стороны, реализуемый компетентностный подход постулирует увеличение доли самостоятельной работы студентов, с другой - фиксируется уменьшение часов, затрачиваемых студентами на самоподготовку Комплексное объяснение этого противоречия требует проведения дополнительных исследований
Полученныерезультаты показали, что за прошедшее десятилетие существенно изменилась распространенность тех или иных форм текущего и промежуточного контроля знаний студентов В 2015 г для студентов уже не является экзотикой контроль знаний с помощью компьютера - 13,4% респондентов (2006 г . - 2,3%) . Значительно чаще преподаватели стали задавать написание рефератов, эссе (2015 г -81,4%; 2006 г. - 56,9%), а также проводить коллоквиумы (2015 г . -56,7%; 2006 г - 14,4%) В тоже время относительно распространенности некоторых форм контроля существенные изменения отсутствуют Об использовании преподавателями тестового контроля в 2006 г заявляло 41,1% студентов, а в 2015 г - 47,4%, контрольных работ соответственно 78,1% и 84,5% респондентов . В целом, по оценкам студентов, преподаватели стали использовать разнообразные формы контроля В 2006 г среднестатистический студент в процессе учебы сталкивался с двумя формами промежуточного и текущего контроля, используемыми преподавателями, а в 2015 г уже с тремя
Сама оценка студентами объективности преподавателей за прошедшее десятилетие существенно не изменилась Вне зависимости от года исследования она тесно связана с отношением к результату итоговой аттестации Исследование «Преподаватель глазами студента» показало, что зачастую студенты затрудняются оценить объективность педагога, особенно лектора, если не сталкивались с ним на зачете или экзамене Наибольшее недовольство объективностью преподавателей
ожидаемо демонстрируют респонденты, считающие полученные оценки заниженными Интересно, что более критичны в сравнении с респондентами, считающими оценки справедливыми, и студенты, посчитавшие свои оценки завышенными
Наконец, значимые изменения в оценке удовлетворенности учебным процессом коснулись использования технических средств обучения В целом этот критерий сравнительно не важен как по мнению студентов, так и с точки зрения преподавателей Данное положение дел может быть объяснено спецификой обучения по специальностям, считающимся гуманитарными . Однако отметим существенное увеличение процента респондентов, удовлетворенных этой стороной учебного процесса . Если в 2006 г. в той или иной степени удовлетворенны были 37,6% респондентов, то спустя десять лет - 62,4% студентов Одновременно почти в три раза снизилась доля категорично не удовлетворенных респондентов с 35% в 2006 г до 12,9% в 2015 г По всей видимости, проблема использования преподавателями технических средств обучения во многом потеряла свою актуальность, что обусловлено стремительным распространением новых информационных технологий и повсеместным повышением уровня цифровой культуры
В рассматриваемый период изменилось не только восприятие студентами учебного процесса, трансформировался и социальный облик студента Так, существенно увеличился процент респондентов, проживающих в общежитии, с 27% в 2006 г . до 47,7% в 2015 г . Рост числа иногородних студентов отчасти может объясняться серьезными изменениями в схеме набора абитуриентов . Введение ЕГЭ способствовало увеличению доли студентов из других регионов, а также возникновению существенных гендерных дисбалансов
Некоторые изменения прослеживаются и в профессиональных планах опрошенных При их анализе важно учитывать тесную связь с направлением подготовки (для обеспечения сопоставимости данные опроса студентов 2006 г обрабатывались без учета респондентов, обучавшихся на отделения политологии) Преподавательская деятельность в 2015 г привлекает 34% опрошенных, в то время как десятилетие назад только 21% респондентов Возможно, это связано с существенным улучшением материального положения учителей, особенно в Москве, поскольку получение диплома бакалавра означает готовность работать в качестве учителя обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования В меньшей степени респонденты ориентируются на занятие предпринимательской деятельностью (2015 г - 21,6%; 2006 г - 29% опрошенных), на социальную работу (соответственно 9,8% и 16,8%), работу в области экономики и финансов (11,9% и 18,1%). В тоже время доля ориентированных на научную работу (2015 г - 26,8%; 2006 г - 22,8%
респондентов), политику (соответственно 16,5% и 19,9%), государственную службу (21,6% и 20,1%) существенно не изменилась
Таким образом, проведенный анализ показал, что в течение рассматриваемого периода (2006-2015 гг ) в социальном облике студентов произошли разноплановые изменения: трансформировалась модель студенческой оценки учебного процесса, изменились факторы, детерминирующие интерес студентов к учебе, снизились временные затраты на самостоятельную работу студентов, существенно увеличился процент респондентов, проживающих в общежитии и др В заключение отметим, что опыт исследований в отдельном вузе не может репрезентировать ситуацию в системе высшего образования в целом, однако может рассматриваться как отражающий тенденции изменения студентов в образовательных структурах, осуществляющих выпуск по направлению «Философия» или близким направлениям подготовки . Тем не менее, авторы надеются, что рассмотренный опыт представляет определенный интерес для организаторов высшего образования и преподавателей
Список литературы
1 . Зеленев И . А . , Туманов С . В . Об оценке качества преподавания в вузе в контексте восприятия студентами своих преподавателей (опыт социологического исследования) // Высшее образование в России . 2012. № 11 . С . 99105.
2. В . Федоров . Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность. М . : ВЦИОМ, 2011. С . 28 . (URL: http://www.old. wciom. ru/ fileadmin/news/2011/obrazovanie_12. 12. 11. pdf 02. 03.2016).
3 . Прохода В . А . Представления студентов и преподавателей вуза об идеальном педагоге // Социальные явления . 2015. № 3 . С. 105-111 .
4. Брызгалина Е .В . , Прохода В . А . О критериях оценки педагогической деятельности преподавателя в контексте управления качеством образования // Вестник Московского университета . Серия 7. Философия. 2012. № 6. С. 45-60.
Students social image: Transformation in 2006-2015
E. V. Bryzgalina, V. A. Prokhoda
The author analyzes the results of sociological research conducted by a single method at the Philosophy Faculty of Lomonosov Moscow State University in 2006 and 2015. It is revealed the peculiarities of students' perception the educational process. The article sets out the factors affecting the students' interest in learning. It is detected the students' impression
about the teaching quality. Author notice that the diverse changes took place in the students' social image in the period under review: transformation of the educational process students 'assessment model; changes in the factors determining students' interest in learning; reduction in the time spent on independent work of students, increase the percentage of respondents living in the dormitory.
Key words: students social image, education quality, student surveys, the perception of the educational process, teaching quality, students' impression.
Сведения об авторах
Брызгалина Елена Владимировна - кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии образования философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Тел. (+7) 916 155-57-99. E-mail: [email protected] Прохода Владимир Анатольевич - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник кафедры философии образования философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, доцент кафедры прикладной социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Тел. (+7) 916 669-39-35. E-mail: [email protected]