Научная статья на тему 'Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов (мониторинг в Московском гуманитарном университете: этап 2018 г. )'

Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов (мониторинг в Московском гуманитарном университете: этап 2018 г. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
168
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / МОНИТОРИНГ / ВУЗ / МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Антонина Ивановна, Луков Валерий Андреевич, Гневашева Вера Анатольевна, Луков Сергей Валерьевич

В статье представлены материалы и выводы мониторингового исследования «Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов», которое проводится в Московском гуманитарном университете с 2010 г. по общей концепции и единому инструментарию, с небольшими дополнениями на различных этапах сбора данных. Проанализирован этап 2018 г. в сравнении с этапами предыдущих лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ковалева Антонина Ивановна, Луков Валерий Андреевич, Гневашева Вера Анатольевна, Луков Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Process in Students’ Assessments (Monitoring at Moscow University for the Humanities: The 2018 Stage)

The article presents the materials and conclusions of the monitoring study “Educational Process in Students’ Assessments”, which has been conducted at the Moscow University for the Humanities since 2010 according to the general conception and common tools, with small additions at various stages of data collection. The 2018 stage is analyzed in comparison with the stages of previous years.

Текст научной работы на тему «Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов (мониторинг в Московском гуманитарном университете: этап 2018 г. )»

DOI: 10.17805/ggz.2018.3.2

Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов (мониторинг в Московском гуманитарном университете: этап 2018 г.)

А. И. Ковалева, В. А. Луков, В. А. Гневашева, С. В. Луков Московский гуманитарный университет

В статье представлены материалы и выводы мониторингового исследования «Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов», которое проводится в Московском гуманитарном университете с 2010 г. по общей концепции и единому инструментарию, с небольшими дополнениями на различных этапах сбора данных. Проанализирован этап 2018 г. в сравнении с этапами предыдущих лет.

Ключевые слова: молодежь; студенты; мониторинг; вуз; Московский гуманитарный университет; учебно-воспитательный процесс; социальная субъектность

Educational Process in Students' Assessments (Monitoring at Moscow University for the Humanities: The 2018 Stage)

A. I. Kovaleva, V. A. Lukov, V. A. Gnevasheva, S. V. Lukov Moscow University for the Humanities

The article presents the materials and conclusions of the monitoring study "Educational Process in Students' Assessments", which has been conducted at the Moscow University for the Humanities since 2010 according to the general conception and common tools, with small additions at various stages of data collection. The 2018 stage is analyzed in comparison with the stages of previous years.

Keywords: youth; students; monitoring; HEI; Moscow University for the Humanities; educational process; social subjectivity

ВВЕДЕНИЕ

Социологическое исследование «Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов» продолжает проводимые с середины 1990-х гг. мониторинговые исследования студенчества одного из российских вузов в рамках развития позиций научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета (руководители: И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков) и является составной частью мониторинга по комплексному изучению качества учебно-воспитательного процесса в МосГУ, кото-

рый проводится в режиме ежегодного анкетного опроса студентов. Это исследование в данном виде и по единому инструментарию, которое имеет небольшие изменения и дополнения на различных этапах сбора данных, проводится в МосГУ с 2010 г. в продолжение мониторингов «Российский вуз глазами студентов» (2000-2009 гг.), «Первокурсник Московского гуманитарного университета» (2004-2017 гг., мониторинг осуществляется и в 2018 г., планируется его проводить и далее) и др. В исследованиях студентов сохраняется общая концепция, отражающая специфику научной школы молодежных исследований МосГУ (Ильинский, 2009, 2016; Луков, 2011; Ковалева, Луков, Перинская, 2016; Ковалева и др., 2018). Многие материалы предыдущих исследований студенчества, осуществленных в рамках этой школы, опубликованы (Ильинский, Луков, 2005, 2006; Ситников, 2005; Гневашева, Луков, Намлинская, 2006; Гневашева, Луков, 2007; Гневашева, 2010ab; Ьикоу V., Ьикоу VI., /акИагоу, 2007).

Данное эмпирическое исследование (точнее — его этап 2018 г.) проведено в апреле — июне 2018 г. Институтом фундаментальных и прикладных исследований МосГУ и Учебно-методическим управлением МосГУ (руководители: А. И. Ковалева, Вал. А. Луков). Обработка и анализ данных выполнены В. А. Гневашевой, С. В. Луковым. В полевом исследовании приняли участие сотрудники Учебно-методического управления и кафедры социологии МосГУ, а также аспиранты кафедры социологии и студенты, обучающиеся по направлению «социология» (в рамках практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).

Мониторинг основывается на признании для университета, его руководства, преподавателей, сотрудников особой значимости оценок, которые дают учебно-воспитательному процессу, организации всей повседневной жизни вуза студенты — непосредственные потребители образовательных услуг и участники учебно-воспитательного процесса, а также развития социологии молодежи в направлениях научной школы молодежных исследований МосГУ (проблематика социальной субъектности молодежи, в частности, студенчества). Удовлетворенность или неудовлетворенность студентами вузом в целом и различными сторонами его деятельности, активность или неактивность в освоении знаний, понимание или непонимание решаемых университетом задач во многом определяют эффективность вуза и нуждаются в постоянном изучении как с целью их учета в текущей деятельности и стратегическом планировании данного вуза, так и для обобщений относительно активной роли студенчества в образовательном пространстве, сформированной

определенной цивилизационной модели и соответствующем новым тенденциям в обществе.

Для проведения данного исследования за основу взят инструментарий, применявшийся на предыдущих этапах мониторинга, скорректированный с учетом обсуждения результатов опросов студентов и новых задач в организации учебно-воспитательного процесса. В структуре анкеты представлены: общая характеристика опрошенных (социально-демографический блок); процесс обучения в оценке студентов (общая удовлетворенность обучением в университете; соответствие качества преподавания студенческим ожиданиям; самооценки академической успешности, приобретения качеств, важных для жизни и избранной профессии; удовлетворенность обеспеченностью учебной и методической литературой; оснащением учебных аудиторий; уровнем информационных технологий, работой деканата); организация и проведение внеучебной деятельности в общественном мнении студентов (участие студентов в научных конференциях и конкурсах, спортивных соревнованиях, культурно-массовых мероприятиях, субботниках, благотворительных акциях и т. д.; участие в работе студенческих общественных организаций, инициативных проектах для студентов; оценка студентами уровня организации и проведения мероприятий, в которых они принимали участие); мнение студентов об их перспективах на рынке труда. В анкете также представлены вопросы, проясняющие некоторые ценностные ориентации студентов, важные с точки зрения учебно-воспитательного процесса (оценка наиболее характерных личностных качеств российской молодежи и др.).

Актуальность темы исследования, как и на предыдущих этапах мониторинга, определяется тем, что на фоне продолжающейся и усиливающейся формализации показателей эффективности вузов необходимо иметь реалистическое представление о том, как понимаются студентами учебно-воспитательные задачи, насколько предпринимаемые вузом усилия по обеспечению качества образования находят отклик у обучающихся. Их субъективная позиция дополняет объективные условия и факторы работы на данном направлении — основном для вуза.

Актуально также поддержание мониторингового принципа собирания и анализа данных в области учебно-воспитательной работы с учетом усиления внимания государства к вопросам воспитания подрастающего поколения, обозначившегося с 2015 г. (Стратегия ... , 2015: Электронный ресурс), произведенной реорганизации в марте 2018 г. системы управления высшим образованием в стране.

Объект исследования — студенты Московского гуманитарного университета.

Предмет исследования — мнения студентов об организации учебно-воспитательного процесса в вузе, выступающие в совокупности как оценка этого процесса одним из его равноправных участников.

Цель исследования — выявить мнения студентов Московского гуманитарного университета об организации учебно-воспитательного процесса и установить уровень удовлетворенности непосредственных потребителей образовательных услуг их качеством.

Задачи исследования:

• определить удовлетворенность студентов условиями обучения в университете с учетом различия направлений подготовки, форм обучения;

• проанализировать мнения студентов о сильных и слабых сторонах организации учебной и внеучебной деятельности, а также источники их информированности об этой деятельности вуза;

• выявить ценностные ориентации и характеристики социальной активности студентов, важные с точки зрения организации учебной и внеучеб-ной деятельности;

• изучить мнение студентов об их перспективах на рынке труда и продолжении образования в МосГУ;

• предложить рекомендации по совершенствованию учебными и научными подразделениями МосГУ учебно-воспитательного процесса в вузе с учетом выводов из данного исследования.

Рабочие гипотезы исследования:

1. Студенты, ориентированные на получение в результате обучения в МосГУ хорошей профессии, чаще выражают удовлетворенность предоставляемой вузом учебно-методической литературой, оснащением учебных аудиторий, уровнем информационных технологий, чем студенты, ориентированные преимущественно на получение диплома. По тем же позициям различаются группы тех, кто считает, что препятствий для хорошей учебы в МосГУ у студентов нет, и тех, кто выделяет какие-либо обстоятельства, которые мешают успешной учебе студентов. Такая связь проявляется на всех факультетах и специальностях (направлениях подготовки) и характеризует социальную субъектность молодежи в данной конкретной ситуации.

2. Студенты, принимающие участие в общественной жизни университета, выше оценивают уровень своей удовлетворенности вузом и соответствие своим ожиданиям качества преподавания по избранной специальности

(направлению подготовки), нежели студенты, не участвующие во внеучеб-ных мероприятиях.

3. В оценках студентами своих перспектив на рынке труда преобладает уверенность в профессиональном успехе, связанном с полученным в МосГУ профессиональным образованием.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПОНДЕНТОВ

В исследовании приняли участие 656 студентов всех факультетов.

Среди опрошенных 37,5 %— представители мужского пола (29,3 % по результатам 2017 г.) и 62,5 %— женского (70,7 % в 2017 г.).

В возрастном распределении респонденты представлены, как и по итогам 2017 г., преимущественно группами от 18 до 19 лет и от 20 до 22 лет (26,7 % и 59,9 % — в 2018 г.; 31,7 % и 44,5 % — в 2017 г.; 35,9 % и 40,0 % — в 2016 г., по группам соответственно в целом по выборке) (рис. 1).

Результаты исследования 2018 г. отражают приращение доли студентов в возрастной группе «20-22 года» по сравнению с количественным составом возрастной группы «18-19 лет». Предыдущие два года исследования характеризовались примерно равным количественным присутствием представителей возрастных групп «18-19 лет» и «20-22 года». Тенденция существенного роста доли 18-19-летних студентов в сравнении с данными исследования 2014 г. была зафиксирована в 2015 г. (25,1 % и 35,7 % в 2014 и 2015 г. соответственно в целом по выборке по результатам оценок возрастной группы 18-19 лет).

Результаты исследований 2018, 2017, 2016 и 2015 г. отражают «омоложение» студенческого контингента.

18-19 лет 20-22 года 23-25лет 26-30лет 31-40лет старше 40

лет

Рис. 1. Распределение респондентов по возрастным группам (в %)

Из опрошенных студентов по результатам 2018 г. на постоянной работе заняты 31,7 %, из них работают по выбранной специальности 9,6 % (по итогам 2017 г. — 39,6 % студентов, из них 16,4 % работают на постоянной работе по избранной профессии и 23,2 % — по другой профессии). По результатам 2016 г. процент постоянно занятых студентов составлял — 38,4 %, также в распределении занятости: 13,4 % — по выбранной профессии, а 25,0 % — по другой.

Еще 20,7 % (18,5 % в распределении 2016 г.) респондентов подрабатывают, и 41,2 % (43,0 % в 2016 г.) не работают и только учатся (рис. 2).

На постоянной На постоянной Временные Не работаю,

работе по работе по подработки только учусь

избранной другой

профессии профессии

Рис. 2. Распределение респондентов при ответе на вопрос: «Вы работаете?» (в %)

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СТУДЕНТА СО СВОИМ ВУЗОМ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НИМ Идентификация студентов со своим вузом, как показали выводы научной школы молодежных исследований и результаты предыдущих этапов мониторинга, — одно из необходимых условий сохранения студенческого контингента и обеспечения высокого качества учебно-воспитательной деятельности вуза. В мониторинге «Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов» из года в год высокие значения имеют показатели, совокупность которых означает признание студентами для себя комфортными условия учебы и саморазвития, которые созданы в Московском гуманитарном университете.

Наиболее показательны в этом плане ответы на вопрос «Насколько комфортно Вы ощущаете себя в Московском гуманитарном университете?», которые респонденты представляют своим выбором оценки по 10-балльной

шкале (низшая оценка «0», высшая «10»). Градация этих оценок соответствует группам: высокая — от 10 до 7 баллов, средняя — от 6 до 4 баллов, низкая — от 3 до 1 балла. Низкая оценка соответствует отсутствию идентификации студента с вузом, средняя свидетельствует о наличии напряженности, высоком уровне расхождений между ожиданиями и реальностью. В группе высоких оценок выделяются наивысшие — 10-9 баллов, которые отражают не только отсутствие заметных напряжений, но и эмоциональную связь обучающихся со своим вузом, признании его «лучшим» или по крайней мере одним из «лучших». Оценки комфортности в вузе одновременно выражают общую (интегральную) оценку вуза.

С учетом этого стоит придать значение тому, что по итогам 2018 г. 85,2 % (84,7 % в 2017 г.; 85,2 % в 2016 г.) студентов дали МосГУ оценки в диапазоне 10-7 баллов (по 10-балльной шкале оценок), в 2015 г. так ответили 86,1 %, в 2014 г. — 85,5 %, 2013 г. — 87 % обучающихся), причем почти половина (45,9 %, 45,6 %, 44,8 %, 51,7 %, 44,5 % и 43,8 % в 2018, 2017, 2016, 2015, 2014 и 2013 г. соответственно) поставили высшие оценки (10 и 9 баллов).

Это следует трактовать как признак устойчивого позитивного отношения к МосГУ большинства студентов (рис. 3, таблица 1).

Высшие оценки, данные студентами уровню своей комфортности в университете, во многом совпадают с результатами исследования прошлых лет. Так, оценку в 10 баллов в исследовании 2014 г. дали 29,4 % респондентов, в 2013 г. — 28,6 % респондентов, в 2012 г. — 27,7 % респондентов, в исследовании 2015 г. этот балл поставили 35,8 % опрошенных, в 2016 — 27,0 %, в 2017 г. — 29,1 %, в 2018 г. — 25,4 %.

Учитывая данную позицию при выборе оценки в 10 баллов, а также общий вывод по изменению тенденции в целом при выборе высоких оценок, отмечается все же снижение степени комфортности в Университете в ожиданиях студентов со смещением от высших оценок к менее высоким.

2018 г. 2017 г.

Рис. 3. Оценки респондентами комфортности собственного ощущения в МосГУ (в целом по выборке, в % за 2018 и 2017 гг.)

Доля низких оценок (3-1 балла) мала — данные оценки выбрали 14 человек из выборки, однако по результатам прошлых лет этот показатель был ниже: по результатам прошлых лет позиции 1-3 балла были выбраны общим количеством: 8, 7 и 8 человек соответственно в 2017, 2016 и 2015 г. В отношении выбора негативных оценок нет устойчивой динамики по факультетам, год от года это разные факультеты. Однако надо учитывать, что в исследовании не участвовали студенты, фактически потерявшие связь с вузом.

Таблица 1. Распределение оценок комфортности собственного ощущения в МосГУ (по 10-балльной шкале оценок, в %)

Насколько комфортно Вы ощущаете себя в нашем университете? Факультет

ЭиУ ППиС РЖД МОиТ Ю КиИ Всего

абс % абс % абс % абс % абс % абс % абс %

1 2 1,06 1 0,68 1 0,91 2 1,56 1 2,44 7 1,07

2 1 0,53 1 0,15

3 1 0,53 1 2,50 2 1,37 2 1,56 1 2,44 7 1,07

4 4 2,12 2 5,00 3 2,05 1 0,91 3 2,34 13 1,99

5 8 4,23 5 3,42 5 4,55 3 2,34 8 19,51 29 4,43

6 8 4,23 4 10,00 8 5,48 9 8,18 8 6,25 3 7,32 40 6,12

7 25 13,23 6 15,00 21 14,38 13 11,82 15 11,72 5 12,20 85 13,00

8 49 25,93 10 25,00 43 29,45 29 26,36 36 28,13 5 12,20 172 26,30

9 40 21,16 9 22,50 35 23,97 21 19,09 22 17,19 7 17,07 134 20,49

10 51 26,98 8 20,00 28 19,18 31 28,18 37 28,91 11 26,83 166 25,38

В этапе мониторинга 2018 г. получило, как и на предыдущих этапах, подтверждение гипотеза, что студенты, принимающие участие в общественной жизни университета, выше оценивают уровень своей удовлетворенности вузом, нежели студенты, не участвующие во внеучебных мероприятиях.

По итогам исследования текущего года (как и прошлых лет — 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010 г.), большинству студентов нравится их студенческая группа (рис. 4).

Рис. 4. Оценка студентами своей студенческой группы (по 10-балльной шкале оценок, по факультетам и выборке в целом, в %)

За последние четыре года нельзя сделать однозначного вывода, что среди девушек наивысшие оценки группы (10 и 9 баллов) встречаются несколько чаще, чем среди юношей. Оценки среди девушек и юношей по годам распределялись следующим образом: 51,8 % и 50,0 % в 2018 г.; 50,7 % и 47,2 % в 2017 г.; 50,2 % и 52,1 % в 2016 г.; 52,9 % и 52,8 % ответивших так в 2015 г. и 52,7 % и 45,1 % соответственно — в 2014 г.). Таким образом, тендерный фактор здесь не существенен.

Высокая оценка своей группы отмечается в ответах студентов, активно участвующих в общественной жизни университета (таблица 2).

Таблица 2. Распределение оценок своей студенческой группы и участия в студенческих общественных мероприятиях (в %)

Нравится В каких мероприятиях Вы принимали участие в этом учебном году?

ли Вам В студен- В кон- В спор- В куль- В суб- В благотво- Участия Дру- Нет Всего

Ваша студенческая ческих научных конфе- курсах студенческих тивных соревнованиях турно-массовых меропри- ботни- ках рительных мероприятиях (шефство не принимал^) гое данных

группа? ренциях научных ятиях над детскими

работ универ- домами, по-

ситета мощь инва-

лидам и т.д.)

абс абс абс абс абс абс абс аб с аб с аб с

1 4 2.0 1 2.5 1 0.9 1 1.6 3 1.4 3 1. 3 7 1. 1

2 1 1.6 6 2.8 6 2. 6 7 1. 1

3 6 3.0 1 2.2 3 2.6 2 3.1 4 6.3 2 0.9 3 1. 3 5 6. 8 20 3. 1

4 9 4.5 2 5.0 1 2.2 2 1.7 1 1.6 4 6.3 5 2.4 6 2. 6 1 1. 4 22 3. 4

5 11 5.5 2 5.0 4 8.9 4 3.5 1 1.6 2 3.1 14 6.6 1 5 6. 6 3 4. 1 36 5. 5

6 8 4.0 1 2.5 3 6.7 6 5.2 6 9.4 4 6.3 13 6.1 1 4 6. 2 5 6. 8 37 5. 7

7 21 10.6 2 5.0 5 11.1 9 7.8 6 9.4 8 12.5 34 16.0 3 7 16 .3 1 4 19 .2 86 13 .1

8 35 17.6 3 7.5 7 15.6 21 18.3 10 15.6 6 9.4 31 14.6 3 2 14 .1 1 3 17 .8 10 4 15 .9

9 44 22.1 10 25.0 10 22.2 25 21.7 9 14.1 10 15.6 30 14.2 3 2 14 .1 9 12 .3 11 1 17 .0

10 61 30.7 19 47.5 14 31.1 44 38.3 28 43.8 25 39.1 74 34.9 7 9 34 .8 2 3 31 .5 22 4 34 .3

СООТВЕТСТВИЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ОЖИДАНИЯМ СТУДЕНТОВ

На отношение студентов к МосГУ и успешность их обучения влияет такой субъективный фактор, как их ожидания от качества преподавания. Исследование 2018 г. показывает, что, как и в предыдущие два года, студенты в целом высоко оценивают соответствие качества преподавания по специальности (направлению подготовки) своим ожиданиям: так ответили 79,3 % студентов (79,4 %, 80,7 % и 77,3 % в 2017, 2016 и 2015 г. соответственно), выбрав баллы в диапазоне 7-10. Наивысшие оценки в 9-10 баллов поставили 38,6 % студентов в 2018 г.; 42,0 %, 44,8 % и 42,0 % в 2017, 2016 и 2015 г. соответственно.

Оценки качества обучения как соответствующие ожиданиям студентов практически не зависят от пола респондентов.

Нельзя сказать, что дифференциация в оценках по формам обучения, в частности, отмеченная по результатам 2015 г., существенна (таблица 3).

В целом по выборке 79,3 % (79,4 %, 80,7 % и 80,0 % в 2017, 2016 и 2015 г. соответственно) всех оценок находятся в пределах 10-7 баллов. Таким образом, это стабильная оценка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характерно, что среди выбравших высший балл в оценках соответствия качества обучения наибольшая доля отмечается на очно-заочной форме обучения, наименьшая — в среде магистрантов.

Таблица 3. Оценка студентами соответствия качества преподавания своим ожиданиям (в распределении по формам обучения)

Соответствует ли Вашим ожиданиям качество пре- форма обучения

подавания по Вашей специальности (направлению подготовки)? очная очно-заочная заочная магистратура Всего

абс абс абс абс абс

1 2 0.5 1 0.5 1 16.7 3 0.5

2 3 1.6 3 0.5

3 9 2.1 6 3.2 2 33.3 15 2.3

4 11 2.5 4 14.3 5 2.6 1 16.7 20 3.0

5 34 7.8 2 7.1 6 3.2 1 16.7 42 6.4

6 33 7.6 3 10.7 15 7.9 51 7.8

7 78 17.8 3 10.7 33 17.4 114 17.4

8 99 22.7 4 14.3 50 26.3 153 23.3

9 80 18.3 3 10.7 41 21.6 124 18.9

10 90 20.6 9 32.1 29 15.3 1 16.7 129 19.7

Нет данных 1 0.2 1 0.5 2 0.3

В косвенной форме о студенческих оценках преподавания в вузе как соответствующего их представлениям о высоком качестве свидетельствует ответ на вопрос «Что, по Вашему мнению, способствует успешной учебе студентов?». В шкале ответов позиция «высокое качество преподавания в университете» занимает по-прежнему второе ранговое место (после позиции «интерес к учебе»), это соотношение прослеживается на всех факультетах. Выбор этой позиции отмечается у более половины опрошенных без существенной дифференциации по факультетам (таблица 4).

Таблица 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что, по Вашему мнению, способствует успешной учебе студентов?» (в распределении по факультетам и в целом по выборке)

факультет

Что, по Вашему мнению, способствует успешной учебе студентов?

ЭиУ ППиС РЖД МОиТ Ю КиИ Всего

абс % абс % абс % абс % абс % абс % абс %

Интерес к учебе 132 69,8 33 82,5 111 75,5 80 72,7 108 84,4 35 83,3 499 76,1

Высокое качество преподавания в университете 108 57,1 28 70,0 86 58,5 71 64,5 84 65,6 30 71,4 407 62,0

Благоприятная атмосфера заинтересованности в успехах студентов 56 29,6 10 25,0 56 38,1 39 35,5 40 31,3 18 42,9 219 33,4

Объективность преподавателей 65 34,4 12 30,0 43 29,3 29 26,4 41 32,0 13 31,0 203 30,9

Правильный выбор профессии 40 21,2 11 27,5 48 32,7 33 30,0 36 28,1 11 26,2 179 27,3

Добросовестная самостоятельная работа 42 22,2 8 20,0 38 25,9 24 21,8 25 19,5 12 28,6 149 22,7

Встречи с профессионалами-практиками 28 14,8 7 17,5 43 29,3 22 20,0 19 14,8 14 33,3 133 20,3

Хорошее учебно-методическое обеспечение изучаемых дисциплин 29 15,3 7 17,5 20 13,6 20 18,2 16 12,5 8 19,0 100 15,2

Хороший уровень довузовской подготовки 23 12,2 4 10,0 9 6,1 6 5,5 9 7,0 2 4,8 53 8,1

Высокий балл ЕГЭ при поступлении в вуз 4 2,1 1 0,9 2 1,6 7 1,1

Другое 1 2,5 1 0,8 2 0,3

СТУДЕНЧЕСКИЕ САМООЦЕНКИ ФАКТОРОВ УСПЕВАЕМОСТИ / НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Как и на предыдущих этапах мониторинга, студентам, участвовавшим в анкетном опросе, было предложено определить, что способствует их успешной учебе в МосГУ, а что мешает этому. Фактически, выбирая не более трех позиций в предложенных шкалах и имея возможность включить в шкалу свои дополнения, они представили значимость тех или иных факторов успеваемости / неуспеваемости.

По результатам исследования 2018 г., так же как и по результатам исследований прежних лет, три наиболее признанных студентами фактора успешности это: «интерес к учебе», «высокое качество преподавания в университете», «благоприятная атмосфера заинтересованности университета в успехах студентов». Тенденция усиления позиции «объективность преподавания», как это было замечено по результатам исследования 2017 г., сохраняется и усиливается: в 2018 г. каждый третий студент выбирает данную позицию в целом по выборке и практически по всем факультетам. Фактор «высокое качество преподавания в университете» отмечается в 2018 г. чаще девушками, чем юношами (61,1 % и 55,3 %). Это различие не было характерно для обучающихся в МосГУ в прошлые годы (соответственно 65,9 % и 66,7 %, 69,1 % и 68,3 %, 63,3 % и 60,3 % по результатам 2017, 2016 и 2015 г.). Среди значимых факторов определяется также «добросовестная самостоятельная работа» (22,7 % выбрали эту позицию).

Относительно позиции «высокий балл ЕГЭ при поступлении в вуз» как несущественного для успешной учебы в МосГУ (по результатам исследования 2018 г. отмечен 7 студентами; в 2017 г. был отмечен лишь двумя студентами; по результатам исследования 2016 г. был отмечен шестью студентами, из которых четверо — девушки, что схоже с ситуацией прошлого года) студенческое мнение совпадает с мнением преподавателей.

Как факторы, мешающие успешной учебе студентов, участники анкетного опроса по-прежнему чаще всего отмечали позиции: «собственная лень» 62,0 % респондентов (69,1 %, 66,2 %, 64,9 % и 67,7 % респондентов ответили так в 2017, 2016, 2015 и 2014 г. соответственно), «нежелание учиться» 43,4 % выбора (48,2 %, 46,0 % ответивших так в 2017 и 2016 г., 39,1 % и 46,8 % в 2015 и 2014 г. соответственно), «необходимость совмещать учебу с работой» 37,7 % (40,0 %, 41,4 %, 41,6 % и 43,4% респондентов выбрали данную позицию в 2017, 2016, 2015 и 2014 г. соответственно).

Следует подчеркнуть популярность выбора позиции «разочарование в выбранной профессии». Данная позиция по всем факультетам занимает

устойчивое четвертое место: выбирает этот ответ каждый третий студент (32,3 %). Устойчивый выбор данной позиции остается практически неизменным из года в год. Дифференциация по факультетам незначительна, хотя есть некоторые обращающие на себя внимание детали.

Анализ показывает, что среди девушек фактор «разочарование в избранной профессии» обозначается чаще, чем среди юношей (171 девушка и 53 юноши выбрали данную позицию по итогам 2017 г.; по итогам 2016 г. — 151 девушка и 53 молодых человека; по данным 2015 г. — 144 девушки и 54 юноши) (таблица 5).

Таблица 5. Гендерное распределение ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, мешает успешной учебе студентов?» (в абсолютных величинах и в %)

Ваш пол:

Что, по Вашему мнению, мешает успешной учебе студентов? мужской женский Всего

абс % абс % абс %

Собственная лень 144 58,5 263 64,1 407 62,0

Нежелание учиться 104 42,3 181 44,1 285 43,4

Необходимость совмещать учебу с работой 90 36,6 157 38,3 247 37,7

Разочарование в избранной профессии 61 24,8 151 36,8 212 32,3

Большой объем учебной нагрузки 78 31,7 99 24,1 177 27,0

Пропуски занятий 62 25,2 102 24,9 164 25,0

Сложность в отношениях с преподавателями 52 21,1 93 22,7 145 22,1

Недостаточность знаний, полученных в школе 26 10,6 53 12,9 79 12,0

Препятствий к успешной работе нет 6 2,4 14 3,4 20 3,0

Другое 5 2,0 3 0,7 8 1,2

Отмечавшаяся ранее ситуация снижения популярности данной позиции ко второму курсу в исследовании 2018 г. отражается устойчивостью позиции как для первого, так и второго курса.

МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ О ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ Сложившиеся в МосГУ за многие годы широкомасштабное ведение воспитательной работы со студентами приносит определенные плоды. По

данным исследования, студенты проявляют активность в разных видах внеучебных мероприятий.

В культурно-массовых мероприятиях университета в 2018 г. приняли участие около пятой части всех его студентов (17,5 %).

Практически каждый третий (30,5 %) участвовал в студенческих научных конференциях (23,7 %, 19,8 %, 25,5 %, 16,0 %, 18,8 %, 10,0 % по результатам 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012 г. соответственно). В субботниках в 2018 г. приняли участие 64 человека из опрошенных студентов (по данным 2017 г. — 47 человек; по данным 2016 г. — 24 человека).

По сравнению с результатами исследований прошлых лет можно отметить усиление активности студентов в отношении общественных студенческих мероприятий, в том числе субботников.

В ходе опроса 2018 г., так же как и в опросах прошлых лет, уточнялось, какими видами внеучебной деятельности студенты хотели бы заниматься (таблица 6). Почти половина опрошенных студентов затруднились с ответами. Из наиболее популярных дополнительных видов деятельности отмечаются «спорт», «танцы».

Таблица 6. Выбор студентами возможных программ дополнительного образования, предлагаемых университетом (в распределении по факультетам и в целом по выборке, популярные ответы)

Какими видами внеучеб-ной деятельности Вы хотели бы заниматься? Факультет

ЭиУ ППиС РЖД МОиТ Ю КиИ Всего

абс % абс % абс % абс % абс % абс % абс %

Нет данных 117 61,9 16 40,0 64 43,5 45 40,9 60 46,9 24 57,1 326 49,7

Спорт 11 5,8 1 2,5 12 8,2 10 9,1 11 8,6 1 2,4 46 7,0

Работа 9 4,8 1 2,5 5 3,4 6 5,5 3 2,3 2 4,8 26 4,0

Танцами 3 1,6 4 10,0 8 5,4 7 6,4 2 1,6 2 4,8 26 4,0

Никакими 6 3,2 2 5,0 3 2,0 2 1,8 10 7,8 23 3,5

Иностранный язык 3 1,6 1 2,5 9 6,1 3 2,7 3 2,3 2 4,8 21 3,2

Не знаю 6 3,2 5 3,4 3 2,7 4 3,1 18 2,7

Рисование 3 1,6 1 2,5 4 2,7 4 3,6 3 2,3 3 7,1 18 2,7

Нет времени 6 3,2 3 2,0 1 0,9 10 1,5

КОМПЕТЕНЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ И ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ СТУДЕНТОВ

Общекультурные, профессиональные и другие компетенции, необходимые для работы по избранной студентами профессии, отражены в образовательных стандартах и оцениваются в ходе обучения и по его итогам по принятым в вузах процедурам. Не менее важно и то, как сами студенты оценивают свое соответствие профессии, какие компетенции считают освоенными в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе.

Шкала к вопросу «Какие качества, умения, важные для жизни и избранной профессии, Вы приобрели или развили за время обучения в университете?» построена на основе перечней компетенций, выделенных в образовательных стандартах. Респондентам было предложено выбрать из этого перечня не более трех самых важных для них приобретенных качеств или вписать качества, не обозначенные в нем. Чаще всего студенты указывали на такую компетенцию, как умение анализировать информацию и делать обобщения (33,5 %, 40,4 %, 34,7 %, 42,5 %, 42,3 %, 42,8 % в 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013 г. соответственно). Около трети студентов отметили такую приобретенную компетенцию, как ставить цели и находить пути их достижения (30,2 %, 32,7 %,

31.0 %, 35,4 % и 32,1% по результатам 2018, 2017, 2016, 2015 и 2014 г. соответственно). Умение работать в коллективе как приобретенное в вузе качество называют почти четверть опрошенных студентов (25,8 %, 25,3 %, 22,2 %, 22,9 % и 23,2 % по результатам 2018, 2017, 2016, 2015 и 2014 г. соответственно). Примерно таково же среднее число выборов по компетенции, характеризующей умение принимать самостоятельные решения (23,3 %, 21,2 %,

24.1 %, 21,6 % и 23,2 % по результатам 2018, 2017, 2016, 2015 и 2014 г. соответственно).

От года к году значения по факультетам меняются, нельзя отметить устойчивую динамику и перечислить факультеты, показатели по которым сохранялись бы выше среднего значения на протяжении длительного времени.

Достаточно высоко значение и других компетенций (таблица 7).

Таблица 7. Мнение студентов об освоенных за время обучения в Университете компетенциях (в распределении по факультетам и в целом по выборке)

Какие качества, умения, важные для жизни и избранной профессии, Вы приобрели или развили за время обучения в университете? Факультет

ЭиУ ППиС РЖД МОиТ Ю КиИ Всего

абс % абс % абс % абс % абс % абс % абс %

Анализировать информацию и делать обобщения 63 33,3 9 22,5 45 30,6 37 33,6 53 41,4 13 31,0 220 33,5

Ставить цели и находить пути их достижения 63 33,3 13 32,5 48 32,7 29 26,4 36 28,1 9 21,4 198 30,2

Работать в коллективе 55 29,1 15 37,5 35 23,8 24 21,8 28 21,9 12 28,6 169 25,8

Принимать самостоятельные решения 48 25,4 4 10,0 35 23,8 24 21,8 32 25,0 10 23,8 153 23,3

Нести ответственность за принятые решения 37 19,6 13 32,5 40 27,2 23 20,9 30 23,4 6 14,3 149 22,7

Строить устную и письменную речь на основе логики 36 19,0 9 22,5 30 20,4 27 24,5 32 25,0 9 21,4 143 21,8

Уважать чужое мнение, позицию 37 19,6 8 20,0 25 17,0 36 32,7 22 17,2 6 14,3 134 20,4

Сдерживать эмоции 32 16,9 10 25,0 26 17,7 24 21,8 31 24,2 10 23,8 133 20,3

Понимать ценность избранной профессии 23 12,2 9 22,5 32 21,8 22 20,0 30 23,4 14 33,3 130 19,8

Понимать происходящее вокруг 40 21,2 4 10,0 29 19,7 19 17,3 24 18,8 11 26,2 127 19,4

Приобретать новые знания по освоенным алгоритмам 27 14,3 5 12,5 31 21,1 23 20,9 18 14,1 5 11,9 109 16,6

Быть дисциплинированным 12 6,3 3 7,5 21 14,3 5 4,5 19 14,8 6 14,3 66 10,1

Занимать активную гражданскую позицию 16 8,5 2 5,0 13 8,8 14 12,7 17 13,3 2 4,8 64 9,8

Другое 7 3,7 1 2,5 4 2,7 2 1,6 1 2,4 15 2,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свои перспективы на рынке труда студенты в основном рассматривают оптимистически (таблица 8).

Таблица 8. Оценка респондентами своих перспектив на рынке труда после окончания вуза (популярные ответы)

Как Вы оцениваете свои перспективы на рынке труда после окончания университета? Факультет

ЭиУ ППиС РЖД МОиТ Ю КиИ Всего

абс % абс % абс % абс % абс % абс % абс %

Рассчитываю на успех в поиске работы по полученной профессии 91 48,1 15 37,5 66 44,9 49 44,5 53 41,4 24 57,1 298 45,4

Испытываю неуверенность, рассматриваю свои шансы устроиться по полученной профессии не очень высоко 35 18,5 18 45,0 37 25,2 34 30,9 25 19,5 13 31,0 162 24,7

Готов работать там, где смогу больше заработать, независимо от специальности 68 36,0 6 15,0 43 29,3 30 27,3 45 35,2 6 14,3 198 30,2

Другое 6 3,2 2 5,0 8 5,4 2 1,8 2 1,6 2 4,8 22 3,4

Практически каждый второй (45,4 % по итогам 2018 г.; 66,6 % по итогам 2017 г.) ответил, что собирается работать по полученной в университете специальности и рассчитывает на успех (распределение ответов в этой позиции совпадает с результатами исследования 2015, 2014, 2012 и 2011 г.).

Из полученных данных следует, что уверенность в профессиональном успехе, связанном с полученным в МосГУ профессиональным образованием, в оценках студентами своих перспектив на рынке труда преобладает, хотя каждый пятый высказывает опасения по поводу своих профессиональных перспектив.

Обучение в МосГУ у основной части студентов закладывает жизненные планы, ориентированные на работу по профилю получаемого образования.

Некоторые студенты ждут помощи от университета в трудоустройстве — как временном в период учебы, так и постоянном после окончания вуза. Однако в ярмарках профессий участвует лишь 13,1 % опрошенных (9,0 %, 10,8 %, 7,5 % и 9,5 % по итогам 2017, 2016, 2015 и 2014 г.), а 18,6 % (23,8 %, 26,3 %, 30,5 % и 26,3 % по данным 2017, 2016, 2015 и 2014 г.) не знают о существовании таких ярмарок. Если содействие вуза во временном трудоустройстве актуально для примерно трети опрошенных, то поиск работы после получения диплома МосГУ вызывает больше беспокойства, и в целом по выборке такой помощи от вуза ждут 46,2 % опрошенных (41,6 %, 47,7 %, 42,9 %, 36,0 % по результатам 2017, 2016, 2015 и 2014 г. соответственно).

Опасения в отношении трудоустройства по окончании вуза и необходимость временного трудоустройства в сравнении с результатами прошлых лет в оценках студентов растет.

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ

В исследовании 2018 г. продолжен анализ ценностных ориентаций студентов МосГУ в аспекте оценки ими личностных качеств современной российской молодежи, а также личностных качеств, которые они считают необходимыми приобрести в своей жизни и передать своим детям, т. е. подрастающему поколению.

Вся эта группа вопросов косвенно указывает на те образцы, которыми руководствуются в своем поведении и в осмыслении различных жизненных ситуаций студенты. Перечень личностных качеств дан в шкале ответов к вопросу «Какие, по Вашему мнению, личностные качества наиболее характерны для российской молодежи?».

Что показал анализ данных, полученных по этому блоку вопросов?

Как и в предыдущие годы, ответы, свидетельствуют о связи поколений, стремлении значительной части молодых людей быть похожими на своих родителей и других людей, обладающих высокими моральными качествами. Очевидна связь ценимых студентами качеств с устойчивыми нормами традиционной морали, характерной для России.

Чаще всего среди ценимых студентами качеств называются честность (33,8 %, 45,3 %, 43,4 %, 35,3 % по результатам 2018, 2017, 2016, 2015 г. соответственно), доброжелательность (21,6 %, 28,0 %, 30,7 %, 25,0 % в 2018, 2017, 2016 и 2015 г. соответственно), ответственность (13,1 %, 20,9 %, 19,7 %, 16,0 % по результатам 2018, 2017, 2016 и 2015 г. соответственно).

Девушки чаще обозначают такие качества как: доброжелательность — 15,0 % и 25,6 % в оценках юношей и девушек соответственно (по оценкам 2017 г. — 21,4 % и 30,6 %; по оценкам 2016 г. — 21,0 % и 34,0 %; по оценкам 2015 г. — 21,0 % и 26,8 %), ответственность — 7,3 % и 16,6% (по оценкам 2017 г. — 14,6 % и 23,4 %; по оценкам 2016 г. — 16,1 % и 21,2 %; по оценкам 2015 г. — 10,8 % и 18,2 %). Конфигурация, таким образом, совпадает.

Среди качеств, которые студенты хотели бы перенять от своих родителей, чаще всего называются: целеустремленность, трудолюбие, доброта, ответственность. Аналогично студенты называют следующие значимые

качества, которые хотели бы воспитать в своих детях: доброта, честность, ответственность и др.

При этом вопросы о личностных качествах других людей, своих родителей, планируемые качества к воспроизводству в потомстве представляют собой открытые вопросы, т. е. не отмечаются в заранее сформированных исследователями списках качеств, а заполняются самими респондентами.

Именно те качества, которые студенты ценят в других людях, хотят перенять, воспроизвести в своих детях, совершенно противоположны тем, которые они отмечают, оценивая свое поколение, современную молодежь. Эти оценки, преимущественно негативные с точки зрения принятых в российском обществе социальных ценностей, могут быть в определенной мере поняты и как самооценки. Предложенный опрашиваемым перечень характеристик включал и принятые в обществе ценности, однако, как и в прошлые годы, студенты чаще всего выбирали такие качества, как лень (52,1 %, 60,7 %, 58,6 %, 58,3 %, 50,8 % в 2018, 2017, 2016, 2015, 2014 г. соответственно), безответственность (35,7 %, 39,6 %, 36,9 %, 39,3 %, 37,8 % в 2018, 2017, 2016, 2015, 2014 г. соответственно), эгоизм (45,0 %, 40,2 %, 42,3 %, 45,7 %, 37,0 % в 2018, 2017, 2016, 2015, 2014 г. соответственно). Более полная картина с учетом дифференциации студенческого контингента факультетов представлена в таблице 9.

Таблица 9. Оценка студентами личностных качеств, присущих российской молодежи

Какие, по Вашему мнению, личностные качества наиболее характерны для российской молодежи? ( »акультет

ЭиУ ППиС РЖД МОиТ Ю КиИ Всего

абс % абс % абс % абс % абс % абс % абс %

Лень 96 50,8 19 47,5 75 51,0 55 50,0 76 59,4 21 50,0 342 52,1

Эгоизм 72 38,1 19 47,5 68 46,3 48 43,6 64 50,0 24 57,1 295 45,0

Равнодушие 57 30,2 14 35,0 58 39,5 46 41,8 42 32,8 18 42,9 235 35,8

Безответственность 56 29,6 14 35,0 61 41,5 31 28,2 54 42,2 18 42,9 234 35,7

Коммуникабельность 49 25,9 12 30,0 52 35,4 40 36,4 36 28,1 16 38,1 205 31,3

Агрессивность 51 27,0 11 27,5 48 32,7 29 26,4 46 35,9 12 28,6 197 30,0

Наивность 51 27,0 9 22,5 42 28,6 25 22,7 36 28,1 12 28,6 175 26,7

Самостоятельность 49 25,9 10 25,0 43 29,3 30 27,3 30 23,4 9 21,4 171 26,1

Цинизм 34 18,0 10 25,0 43 29,3 26 23,6 44 34,4 12 28,6 169 25,8

Оптимизм 40 21,2 11 27,5 34 23,1 29 26,4 25 19,5 8 19,0 147 22,4

Открытость 37 19,6 10 25,0 23 15,6 25 22,7 18 14,1 5 11,9 118 18,0

Целеустремленность 23 12,2 4 10,0 29 19,7 25 22,7 24 18,8 7 16,7 112 17,1

Жадность 24 12,7 4 10,0 17 11,6 16 14,5 21 16,4 7 16,7 89 13,6

Предприимчивость 21 11,1 5 12,5 23 15,6 17 15,5 14 10,9 8 19,0 88 13,4

Инициативность 8 4,2 7 17,5 30 20,4 17 15,5 17 13,3 4 9,5 83 12,7

Доброта 23 12,2 7 17,5 15 10,2 14 12,7 16 12,5 2 4,8 77 11,7

Патриотизм 15 7,9 3 7,5 9 6,1 9 8,2 11 8,6 7 16,7 54 8,2

Честность 9 4,8 3 7,5 4 2,7 11 10,0 17 13,3 1 2,4 45 6,9

Ответственность 22 11,6 2 5,0 6 4,1 1 0,9 12 9,4 1 2,4 44 6,7

Рационализм 8 4,2 2 5,0 18 12,2 8 7,3 4 3,1 3 7,1 43 6,6

Совестливость 4 2,1 4 2,7 1 0,9 1 2,4 10 1,5

Другое 1 0,5 2 1,4 1 0,9 2 1,6 1 2,4 7 1,1

Полученные в исследовании данные свидетельствуют о сложных и противоречивых процессах в формировании мировоззрения, нравственных позиций, социальной активности студентов МосГУ. Эти данные необходимо осмысливать в рамках социологии молодежи, научной школы молодежных исследований МосГУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты мониторинга студенческих оценок учебно-воспитательного процесса в Московском гуманитарном университете (этап 2018 г.) свидетельствуют о большой и многосторонней работе руководства университета, профессорско-преподавательского состава, структур управления, направленной на поддержание высоких стандартов образовательной деятельности при усложняющихся условиях ее осуществления, применения все более детальной и формализованной процедуры подтверждения качества образовательных программ, их результативности в формировании востребованных практикой компетенций молодых профессионалов разных специальностей и направлений подготовки. Эта работа замечена основной массой студентов, которые демонстрируют высокую степень удовлетворенности вузом в целом и отдельными, особо важными в современных условиях сторонами учебно-воспитательного процесса.

В оценках студентов МосГУ преобладает высокий уровень удовлетворенности студентов всех факультетов условиями обучения в университете. Сохраняется достигнутое вузом на протяжении последних лет состояние, ко-

гда основная масса опрошенных студентов дают университету высокие оценки (в диапазоне 10-7 баллов по 10-балльной шкале), из чего следует их идентификация со своим вузом. Важно при этом учесть, что уровень комфортности студентов, как показали результаты опроса, оценивается выше теми студентами, которые участвуют во внеучебных мероприятиях. Однако сохраняется проблема вовлечения студентов в такие мероприятия, в работу органов студенческого самоуправления, инициативные студенческие проекты, поддерживаемые университетом.

Мониторинг выявляет сильные и слабые стороны организации учебно-воспитательного процесса в МосГУ и во многом подтверждает данные предшествующих опросов. Сохраняется недостаточный уровень информирования студентов о том, что предпринимается университетом в их интересах. Некоторая часть студентов не знают об осуществлении для них учебно-методической работы, проводимой кафедрами, библиотекой, подразделениями, делающими более упорядоченными и доступными электронные ресурсы, применяемые в образовательной деятельности МосГУ, что ведет к снижению усредненных студенческих оценок обеспеченности учебно-воспитательного процесса.

Подтвердилась гипотеза, что студенты, ориентированные на получение в результате обучения в МосГУ хорошей профессии, чаще выражают удовлетворенность предоставляемой вузом учебно-методической литературой, оснащением учебных аудиторий, уровнем информационных технологий, чем студенты, ориентированные преимущественно на получение диплома. По тем же позициям различаются группы тех, кто считает, что препятствий для хорошей учебы в МосГУ у студентов нет, и тех, кто выделяет какие-либо обстоятельства, которые мешают успешной учебе студентов.

Успешной учебе студентов, как вновь подтвердило исследование 2018 г., способствуют преимущественно такие факторы, как их интерес к учебе, высокое качество преподавания в университете, благоприятная атмосфера заинтересованности университета в успехах студентов, правильный выбор профессии. Мешают успешной учебе студентов собственная лень, нежелание учиться, необходимость совмещать учебу с работой, разочарование в избранной профессии.

В оценках студентами своих перспектив на рынке труда преобладает, как и предполагалось гипотезой, уверенность в профессиональном успехе, связанном с полученным в МосГУ профессиональным образованием.

Мониторинг позволяет увидеть студенческие оценки учебно-воспитательного процесса на фоне критического отношения студентов к са-

мим себе, поисков образцов для подражания, стремления стать лучше. Это важный резерв учебно-воспитательной работы. Повторяемость на протяжении ряда лет такого разрыва в отношении желаемых личных качеств и реального ценностного состояния молодежной среды означает воспроизводство в новых поколениях, а для вуза это значит — в новых наборах студенческого контингента, противоречивой картины мира, зависящей от общих социокультурных процессов в стране и мире, которые требуют осмысления в рамках стратегии МосГУ, его научной школы молодежных исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гневашева, В. А., Луков, С. В., Намлинская, О. О. (2006) Российский вуз глазами студентов: данные VI этапа (2006 г.) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 189-198.

Гневашева, В. А., Луков, С. В. (2007) Российский вуз глазами студентов : Данные социологического исследования (этап мониторинга 2006 года). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 26 с.

Гневашева, В. А. (2010а) Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 304 с.

Гневашева, В. А. (2010Ь) Типология образцов инвестиционного поведения молодежи России (по результатам мониторинга «Российский вуз глазами студентов») // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 237-241.

Ильинский, И. М. (2009) Беседы об истории Московского гуманитарного университета. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 328 с.

Ильинский, И. М. (2016) Собрание сочинений : в 5 т. М. : Терра. Т. 2. Молодежь. Молодежная политика. Молодежная организация. 672 с.

Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2005) Московский вуз глазами студентов : По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы, март — апрель 2004 г. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 64 с.

Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2006) Российский вуз глазами студентов : По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов, май — июнь 2005 г. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 88 с.

Ковалева, А. И., Луков, В. А., Перинская, Н. А. (2016) Социология молодежи: научная школа Московского гуманитарного университета : в 2 ч. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Ч. 1. 442 с.

Ковалева, А. И. и др. (2018) Социология молодежи: научная школа Московского гуманитарного университета / А. И. Ковалева, В. А. Луков, В. А. Гневашева, С. В. Луков : в 2 ч. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Ч. 2. 508 с.

Луков, В. А. (2011) Научная школа Московского гуманитарного университета по социологическим наукам. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 84 с.

Ситников, А. А. (2005) Российский вуз глазами студентов: новый этап исследования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 170-179.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015) : Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс] // Российская газета. 8 июня. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html [архивировано в WavbackMachinel (дата обращения: 15.06.2018).

Lukov, V. A., Lukov, Vl. A., Zakharov, N. V. (2007) Social and cultural value orientations of Russian youth // Voices and values of young people — Representations in Russian media / ed. by M. Vanhala-Aniszewski, L. Siilin. Helsinki : [Aleksanteri Institute, University of Helsinki]. 231 p. P. 33-48. (Aleksanteri-sarja 6).

Дата поступления: 16.06.2018 г.

Ковалева Антонина Ивановна — доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, проректор по учебной работе Московского гуманитарного университета, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-51-10. Эл. адрес: akovaleva@mosgu.ru

Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, директор Центра социального проектирования и тезаурусных концепций Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: v-lukov@list.ru

Гневашева Вера Анатольевна — доктор экономических наук, доцент, директор Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета; главный научный сотрудник сектора миграции населения Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований Российской академии наук; профессор кафедры национальной и региональной экономики Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (495) 682-72-70; +7 (495) 682-92-01; +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: vera cos@rambler.ru

Луков Сергей Валерьевич — кандидат социологических наук, начальник отдела прикладной социологии Центра социологии молодежи Института

фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: sv-lukov@mail. ru

Kovaleva Antonina Ivanovna, Doctor of Sociology, Professor, Chair, Department of Sociology, Vice-Rector for Academic Work, Moscow University for the Humanities, Full Member, International Academy of Science (IAS, Innsbruck, Austria). Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-51-10. E-mail: akovaleva@mosgu.ru

Lukov Valery Andreevich, Doctor of Philosophy, Professor, Director, Center for Social Design and Thesaurus Conceptions, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Honored Scientist of the Russian Federation, Full Member, International Academy of Science (IAS, Innsbruck, Austria). Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: v-lukov@list.ru

Gnevasheva Vera Anatolievna, Doctor of Economics, Associate Professor, Director, Center for Sociology of Youth, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Senior Research Fellow, Centre for Social Demography and Economic Sociology, Institute of Socio-Political Research, Russian Academy of Sciences; Professor, Department of National and Regional Economy, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University). Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 682-72-70; +7 (495) 682-92-01; +7 (499) 374-56-11. E-mail: vera cos@ rambler.ru

Lukov Sergey Valerievich, Candidate of Sociology, Head, Department of Applied Sociology, Centre for Sociology of Youth, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: sv-lukov@mail. ru

Для цитирования:

Ковалева А. И. Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов (мониторинг в Московском гуманитарном университете: этап 2018 г.) / А. И. Ковалева, В. А. Луков, В. А. Гневашева, С. В. Луков [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 3. С. 21-45. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/796 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2018.3.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.