Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ НАЙМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЙМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
333
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА / ДОГОВОР НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ / НАЙМОДАТЕЛЬ / НАНИМАТЕЛЬ / ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / ЕДИНОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ВЫПЛАТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Александр Павлович

Рассматриваются актуальные вопросы гражданско-правового регулирования договора социального найма, раскрывается понятие договора социального найма, исследуются особенности реализации сотрудниками органов внутренних дел права на приобретение жилого помещения при заключении договора социального найма и при получении единовременной социальной выплаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL HIRING AS A WAY TO SATISFY THE HOUSING RIGHTS OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Discussed topical issues of topical issues of civil law regulation of a social employment agreement, reveals the concept of a social employment agreement, examines the features of the implementation by employees of internal affairs bodies of the right to purchase housing when concluding a social employment agreement and when receiving a one-time social payment;

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ НАЙМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 347 ББК 67

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10455 © А.П. Иванов, 2020

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЙМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Александр Павлович Иванов, адъюнкт

Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1) E-mail: Ivanovalexcivil@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы гражданско-правового регулирования договора социального найма, раскрывается понятие договора социального найма, исследуются особенности реализации сотрудниками органов внутренних дел права на приобретение жилого помещения при заключении договора социального найма и при получении единовременной социальной выплаты.

Ключевые слова: договор социального найма, договор найма жилого помещения, наймодатель, наниматель, жилое помещение, единовременная социальная выплата.

SOCIAL HIRING AS A WAY TO SATISFY THE HOUSING RIGHTS OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Alexander P. Ivanov, Graduate student

Saint-Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (198206, Saint-Petersburg, Str. Pilot Pilutova, 1) E-mail: Ivanovalexcivil@mail.ru

Abstract. Discussed topical issues of topical issues of civil law regulation of a social employment agreement, reveals the concept of a social employment agreement, examines the features of the implementation by employees of internal affairs bodies of the right to purchase housing when concluding a social employment agreement and when receiving a one-time social payment;

Keywords: social rental agreement, rental agreement for residential premises, landlord, tenant, residential premises, lumpsum social payment.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Иванов А.П. Социальный найм как один из способов удовлетворения жилищных прав сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):70-4.

Определение договора социального найма жилого помещения закреплено в части 1 ст. 60 ЖК РФ [2].

Из определения договора социального найма следует, что предметом данного договора выступает жилое помещение, входящее в состав государственного или муниципального жилищного фонда.

Одной из сторон — наймодателем — выступает субъект, правомочный распоряжаться данным жильем. При этом в дефиниции договора социального найма следует указать, что жилое помещение по договору предоставляется гражданину для проживания

как самостоятельно, так и совместно с членами семьи, а также для проживания иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

На достаточно узкое понимание субъектного состава лиц, имеющих право проживания в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма, обращается внимание в науке.

По мнению Д.А. Карташова договор социального найма жилого помещения — это двустороннее соглашение, при котором собственник жилого помещения (Российская Федерация, субъект Россий-

ской Федерации, муниципальное образование) в лице уполномоченного органа (должностного лица) обязуется передать для проживания лицу, признанному в предусмотренном законом порядке нуждающемуся в жилом помещении, а также членам его семьи, жилое помещение из государственного или муниципального жилищного фонда во владение и пользование, с предоставлением права ограниченного распоряжения [4, с. 462].

Также определение приводит Д.И. Рыбин, который пишет, что договор социального найма жилого помещения — это договор посредством которого органы государственной или муниципальной власти обеспечивают жилым помещением для постоянного проживания граждан, которым жилищным законодательством предоставлено соответствующее право [7, с. 12].

Бессрочный характер договора социального найма, как пишет А.В. Мыскин, формирует ситуацию, при которой «юридически наниматель проживает в чужом для него жилом помещении, но экономически относится к нему как к своему. Бессрочное право проживания в жилом помещении делает нанимателя экономическим собственником жилья (при всей условности такого термина)» [5, с. 17].

Безусловно, само по себе наличие возможности получить в пользование жилое помещение по договору социального найма еще недостаточно для того, чтобы говорить о действительном решении жилищных вопросов сотрудников органов внутренних дел — условия и основания предоставления такого жилья должны быть четкими и применимыми на практике, включающими в себя требования к благоустроенности и комфортабельности такого жилья.

Следует отметить, что значительное число сотрудников органов внутренних дел к настоящему времени отказались от права на получения жилья по договору социального найма, получив взамен единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Вместе с тем, это не означает, что данный вопрос утрачивает свою актуальность — он по-прежнему значим как с теоретической, так и с практической точек зрения, хотя бы потому, что предоставление социального жилья не так существенно зависит от текущей социально-экономической ситуации, как единовременные социальные выплаты и соответственно, является более стабильным и надежным способом решения жилищных вопросов.

В настоящее время в подразделениях МВД России (по состоянию на 1 января 2020 года) на учете

нуждающихся в жилых помещениях состоят 30 014 очередников, в том числе 18 551 пенсионер, 82 семьи сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. В течение 2019 года подразделениями МВД России получено 563 квартиры для предоставления очередникам по договору социального найма [8].

Важные атрибуты договора социального найма жилого помещения определены в частях 2 и 3 ст. 79 ЖК РФ: договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия, изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

Данные нормы играют важнейшую роль, связанную, в первую очередь, с социальной составляющей и социальным значением для индивида жилья. Если лицо на момент заключения договора социального найма имело право на предоставление ему социального жилья, например, посредством отнесенности к той или иной категории граждан, то даже последующее исключение данной категории из числа лиц, имеющих право на предоставление социального жилья, не влечет безусловного расторжение договора, соответственно, право проживания в данном случае сохраняется.

Таким образом, по договору социального найма жилого помещения одна сторона — уполномоченный государственный или муниципальный орган, действующий от имени собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение, пользование и ограниченное распоряжение на действующих на момент заключения договора основаниях, а так же условиях, установленных Жилищным Кодексом РФ, для проживания в нем данного гражданина, членов его семьи и, в случае, предусмотренном законом и договором, иных лиц.

В ст. 30 принятого в 1991 году Закона РФ «О милиции» [3] предусматривались вопросы обеспечения сотрудников милиции жилой площадью. В частности, предусматривался первоочередной порядок предоставления жилых помещений сотрудникам милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как указывает Р.Н. Данелян, принимались многочисленные нормативно-правовые акты, устанавливающие в отношении сотрудников милиции дополнительные гарантии в сфере обеспечения жильем. Такая практика сформировала благоприятную среду для решения жилищных проблем сотрудников органов

внутренних дел.

Вместе с тем, в дальнейшем развитие жилищного законодательства стало базироваться на принципах самостоятельного решения гражданами своих жилищных вопросов, и вершиной новелл в данной сфере явился Жилищный кодекс РФ, принятый в 2005 году. Его нормы коренным образом изменили существовавший порядок обеспечения граждан жильем, что также затронуло и вопросы предоставления жилых помещений сотрудникам милиции. В частности, нормами ЖК РФ был отменен ранее действовавший порядок первоочередного и внеочередного предоставление жилых помещений, упразднен ордер на занятие жилого помещения. Был существенно сужен круг граждан, имеющих право на получение жилья по договору социального найма. Вследствие указанных изменений сотрудники органов внутренних дел были лишены ранее имевшихся у них льгот в жилищной сфере [1, с. 104].

В настоящее время сотрудники органов внутренних дел в целом утратили прямое право требовать предоставления им жилых помещений по договору социального найма. Такое право сохранилось только за теми сотрудниками, которые встали на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года.

Это следует из совокупного толкования норм ст. 6 Федерального закона «О вступлении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» [11] и ст. 51 ЖК РФ, нормами которой установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона «О полиции» [9], сотруднику полиции, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, может быть: предоставлено служебное жилое помещение, передано жилое помещение в собственность, предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья.

В соответствии с частью 2 ст. 6 Федерального закона № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10], сотрудникам, гражданам Российской Федерации, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 данного Федерального закона с одновременным сня-

тием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Посредством получения единовременной социальной выплаты сотрудник органов внутренних дел приобретает жилое помещение в собственность, а не в найм, однако такие выплаты существенно и намного более, чем предоставление социального жилья — зависят от текущей финансово-экономической ситуации, возможностей федерального бюджета.

Возможно, именно по данной причине законодатель, придерживаясь принципа диспозитивности, предоставил гражданину (сотруднику органов внутренних дел) возможность самостоятельно определить — сохранить ли за собой право на получение жилья по договору социального найма или же получить единовременную социальную выплату.

Здесь, безусловно, следует обратиться к вопросам нормативно-правового регулирования порядка и условий предоставления такой выплаты, которые регулируются положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» [6].

Основные проблемы здесь связаны с определением размера единовременной выплаты. Вместе с тем сложно предложить эффективное решение данной проблемы, здесь следует констатировать то, что размер единовременной выплаты, предоставляемой за отказ от права на получение жилого помещения по договору социального найма, в любом случае ниже, чем реальная, действительная стоимость жилья, соответственно, лицо, отказавшееся от права на предоставление социального жилья и получившее единовременную выплату фактически вынуждено либо приобретать менее комфортабельное жилье, либо привлекать дополнительные ресурсы.

Если же говорить о проблеме, которая может быть решена на нормативном уровне, то это очевидно несовершенство нормативного регулирования вопросов единовременной выплаты за отказ от права на получение жилья по договору социального найма, если лицо не приобретает жилое помещение, а осуществляет его строительство.

В соответствии с п.п. 33-34 вышеуказанного Постановления Правительства РФ № 1223, единовременная социальная выплата перечисляется на открытый сотрудников банковский счет, и с даты такого перечисления считается предоставленной.

Срок использования предоставленной выплаты

не указывается, отмечается лишь, что после государственной регистрации права собственности на приобретенное или построенное жилье сотрудник обязан предоставить выписку, свидетельствующую о регистрации такого права, не позднее 1 месяца с даты регистрации указанного права.

Следует понимать, что приобретение жилья — одномоментное действие, строительство же — достаточно продолжительный процесс, и здесь лицо, отказавшееся от права на получение жилья по договору социального найма, может столкнуться с ситуацией, когда стоимость такого строительства будет существенно расти, что не позволит осуществить его посредством предоставленной выплаты.

Очевидно, что в Постановлении Правительства РФ № 1223 необходима норма, в соответствии с которой в случае, если среднерыночная стоимость строительства жилья возрастает, лицо вправе получить дополнительную выплату.

Безусловно, здесь также применима критика в отношении определения органами государственной власти среднерыночной стоимости, однако в любом случае такой подход более справедлив, чем имеющийся в настоящее время. При этом, для предупреждения возможного злоупотребления правами, следует ограничить максимальный срок строительства жилья (2 года с момента получения единовременной выплаты).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что законодательство со всей очевидностью развивается по пути сокращения роли предоставления сотрудникам органов внутренних дел жилья на основании договора социального найма как механизма решения их жилищных проблем. Это следует из того, что принятый в 2004 году Жилищный кодекс РФ, введенный в действие с 01 марта 2005 года, лишил сотрудников органов внутренних дел прямое право требовать предоставления социального жилья, сохранив такое право только за теми, кто встал на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до введения Жилищного кодекса РФ в действие.

В настоящее время наибольшую роль играет предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которая так же фактически может заменить право на получение социального жилья.

Однако, отказавшись от права предоставления жилого помещения по договору социального найма посредством получения единовременной социальной выплаты, сотрудник органов внутренних дел может столкнуться с проблемой, обусловленной отсутстви-

ем гибкого подхода Постановления Правительства РФ № 1223 к вопросам размера такой выплаты в случае, если лицо не приобретает жилое помещение, а осуществляет его строительство. Соответственно, данное постановление предлагается дополнить нормами, с одной стороны, устанавливающими предельный срок использования такой выплаты (не более 2 лет с момента ее получения), с другой стороны, предусматривающими индексацию выплаченной суммы в случае существенного увеличения стоимости строительства жилья.

Таким образом, споры, связанные с предоставлением жилых помещений по договору социального найма, занимают незначительное место в общей массе споров, связанных с обеспечением жилищных прав сотрудников органов внутренних дел, существенно уступая спорам, связанным с договором найма специализированного жилого помещения и выплатой компенсации за коммерческий найм жилых помещений.

Литература

1. Данелян Р.Н. Становление системы жилищного обеспечения сотрудников полиции (милиции) России (историко-правовой аспект) // Вестник Казанского юридического института МВД России.2018. № 3.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 188-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Российская газета. 2005. — № 1.

3. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 27.07.2010) «О милиции» (утратил силу) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

4. Карташов Д.А. Правовая природа договора социального найма жилого помещения / Д.А. Карташов // Сборник 25 лет гражданскому кодексу российской федерации: традиции и новации частноправового развития. Материалы международной научно-практической конфе-ренци. М.: изд-во МГУ, 2019.

5. Мыскин А.В. Собственник и социальный наниматель жилого помещения: сравнительный анализ гражданского и жилищно-правового статуса / А.В. Мыскин. М.: Статут, 2017.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 (в ред. от 15.11.2019) «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской

Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты» (наименование изменено с 1 января 2019 г. — Постановление Правительства России от 19 декабря 2018 г. № 1596) // Российская газета. 2012. № 8.

7. Рыбин Д.И. Правовое регулирование договора социального найма жилого помещения. Автореферат дисс. канд.юр.наук. М., 2016.

8. Статистическая информация // официальный сайт Департамента по материально-техническому обеспечению МВД России [Электронный ресурс] https://мвд.рф/mvd/structure1/ Departamenti/Departament_po_materialno_ tehnicheskomu/Zdravoohranenie.

9. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // Российская газета. 2011. № 25.

10. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 157.

11. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2005. № 1.

References

1. Danelyan R.N. Formation of the housing system for police officers (militia) Russia (historical and legal aspect) // Bulletin of the Kazan law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia.2018. № 3.

2. Housing code of the Russian Federation No. 188-FZ of December 24, 2004 (ed. from 31.07.2020) // Rossiyskaya Gazeta. 2005. — № 1.

3. The law of the Russian Federation dated 18.04.1991 № 1026-1 (as amended on 27.07.2010) "About militia" (null and void) // Vedomosti SND and the RSFSR Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. No. 16. St. 503.

4. Kartashov D.A. Legal nature of the contract of social hiring of residential premises / D.A. Kartashov // Collection of 25 years of the civil code of the Russian Federation: traditions and innovations of private law development. Materials of the international scientific and practical conference, Moscow: MSU publishing house, 2019.

5. Myskin A.V. Owner and social employer of residential housing: comparative analysis of civil and housing-legal status / A.V. Myskin. M.: Statute, 2017.

6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1223 of 30.12.2011 (as amended).

15.11.2019) "On granting a one-time social payment for the purchase or construction of residential premises to employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, persons serving in the national guard of the Russian Federation and having special police ranks, as well as other persons entitled to receive such payment" (name changed from January 1, 2019-Government decree No. 1596 of December 19, 2018) // Rossiyskaya Gazeta. 2012. № 8.

7. Rybin D.I. Legal regulation of the contract of social hiring of residential premises. Abstract of the dissertation of the candidate of legal Sciences. M., 2016.

8. Statistical information // official website Of the Department for material and technical support of the Ministry of internal Affairs of Russia [Electronic resource] https://MBg.p$/mvd/ structure1/Departamenti/Departament_po_ materialno_tehnicheskomu/Zdravoohranenie.

9. Federal law of 07.02.2011 № 3-FZ (as amended on

06.02.2020) "On police" // the Russian newspaper. 2011. № 25.

10. Federal law No. 247-FZ of July 19, 2011 (ed. from 31.07.2020) "On social guarantees to employees of internal Affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta. 2011. No. 157.

11. Federal law No. 189-FZ of December 29, 2004 "On the introduction of the Housing code of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta. 2005. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.