Научная статья на тему 'Социальный механизм взаимодействия местного сообщества с государственными органами исполнительной власти'

Социальный механизм взаимодействия местного сообщества с государственными органами исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
493
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН / SOCIAL MECHANISM / INSTITUTE OF CIVIL ADDRESSES / LOCAL COMMUNITY / INSTITUTE OF GOVERNMENT / SOCIAL INTERACTION / INDEXES OF EVALUATION OF WORK WITH CIVIL ADDRESSES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ноянизина О. Е., Цапкова М. С.

В статье обосновывается рассмотрение институционального механизма функционирования социума в качестве методологического основания для изучения взаимодействия института государственной власти и местного сообщества. Подчеркивается, что рассмотрение института государственной власти необходимо с точки зрения формирования в данной системе специфичного социального механизма. Предложенная система показателей оценки функционирования института обращений граждан позволит выявить и описать содержание механизма взаимодействия местного сообщества с органами государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN LOCAL COMMUNITY AND GOVERNMENTAL AGENCIES

Institutional mechanism of functioning of a society is considered as a methodological basis for study of interaction between the government and local community. Authors stress that the study of government is necessary from the point of formation of specific social mechanism in the system. Suggested system of evaluation of functioning of institute of civil addresses to the government will allow revelation and description of content of mechanism of interaction between local community and the government.

Текст научной работы на тему «Социальный механизм взаимодействия местного сообщества с государственными органами исполнительной власти»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.42

СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

© 2008 г. Ноянизина О.Е., Цапкова М.С.

Алтайский государственный университет Поступила в редакцию [email protected]

АННОТАЦИЯ: В статье обосновывается рассмотрение институционального механизма функционирования социума в качестве методологического основания для изучения взаимодействия института государственной власти и местного сообщества. Подчеркивается, что рассмотрение института государственной власти необходимо с точки зрения формирования в данной системе специфичного социального механизма. Предложенная система показателей оценки функционирования института обращений граждан позволит выявить и описать содержание механизма взаимодействия местного сообщества с органами государственной власти.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Социальный механизм, институт обращений граждан, местное сообщество, институт государственной власти, социальное взаимодействие, показатели оценки работы с обращениями граждан

Современные изменения социальной структуры обусловлены появлением новых субъектов создающегося гражданского общества в России. Происходит становление и накопление нового опыта взаимодействия общества и государства на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Сложность построения новых форм и способов взаимодействия общества и властных структур, формирования их новых отношений обусловлена большой инерцией сохранения патерналистских позиций властных структур по отношению к населению и другим субъектам социума. Зарождающееся гражданское общество, его агенты в виде различного рода общественных организаций не имеют еще достаточных ресурсов и опыта для построения равноправного и эффективного взаимодействия с государством в лице его властных структур.

Достаточно важным для методологического обоснования изучения функционирования и развития социального механизма взаимодействия института государственной власти и местного сообщества нам представляется рассмотрение институционального аспекта функционирования социума. Сам же институт государственной власти предстает в виде совокупности учреждений, включенных в сложную систему внутренних координационно-субординационных отношений.

Любая организация складывается и функционирует как определенная общность людей со своими представлениями, взглядами на жизнь, убеждениями, волей, желаниями,

личностными качествами, нормативной базой, ценностными ориентациями и установками и т.п., но в то же время включенных в формализованную систему статусно-ролевых стандартов, диктующих свои собственные, деиндивидуализированные и независимые от личностных предпочтений «правила игры», то есть адекватные данному институциональному образованию (для успешной реализации своих функций) линии поведения.

Этот сложнейший конгломерат объективных и субъективных факторов требует соответствующего механизма упорядочивания и согласования взаимодействий, то есть определенной системы регуляции, а посему одним из важнейших аспектов эффективного функционирования любой институциональной структуры является управление «как целеустремленная организующая деятельность людей, обеспечивающая согласование их действий, направленных на решение определенных задач» [1, С. 8].

При этом следует иметь в виду, что сам факт существования и функционирования того или иного социального института напрямую детерминирован особенностями социальной потребности (ради удовлетворения которой данный социальный институт, собственно, и возникает), имеющей место в определенной сфере (или сферах) общественной жизни, характеризуемой своими собственными, присущими только ей социальными отношениями.

Материальный компонент социальных институтов находит свое выражение в наличии учреждений, выполняющих определенные социальные функции. Именно в рамках учреждений организуется деятельность по реализации целевого предназначения того или иного социального института, осуществляется контроль за этой деятельностью, управление ею. Так, институт государственной власти - это не только агрегированная целостностью устойчивых и структурированных социальных связей, обусловленная наличием социальной потребности, но и вполне конкретная совокупность лиц: обслуживающих специалистов, руководителей высшего и среднего звена, чиновников и т.д., обладающих необходимыми для выполнения своих функций средствами и ресурсами.

Анализ складывающейся практики взаимодействия государственной власти и местного сообщества показывает наличие целого ряда противоречий, среди которых основными являются следующие: потребность органов власти и субъектов местного социума в научно обоснованных рекомендациях по осуществлению их взаимодействия и отсутствие достаточного числа научных разработок данного направления; между освобождением государства и его властных структур от части социальных функций и неготовностью местного сообщества для решения назревших проблем собственными усилиями; между необходимостью в консолидации усилий органов власти и местного

сообщества в решении социальных проблем и отсутствием опыта партнерского взаимодействия и партнерских отношений.

Таким образом, очевидно, что рассмотрение института государственной власти необходимо с точки зрения формирования в данной системе специфичного нового социального механизма.

Социальный механизм общества - понятие, впервые введенное Контом для объяснения целостности и жизнеспособности общества как «социального тела». По его мнению, каждое общество имеет свой социальный механизм, обеспечивающий его выживание и развитие. В дальнейшем концепция социального механизма в различной форме нашла отражение в трудах практически всех классиков социологии (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Веблен, К. Маркс, Т. Парсонс и др.)

Т. Заславская рассматривает «социальный механизм общественного процесса», под которым подразумевается устойчивая система взаимодействий социальных акторов разных типов и уровней, конечным результатом которых служит удовлетворение определенной общественной потребности.

Л.Я. Косалс отмечает, что «механизм - это особого рода сложная социальная система, обеспечивающая регулирование того или иного процесса» [5, С.85]. В состав любого механизма в широком смысле входят конкретные социальные субъекты (группы), реализующие определенный вид деятельности, те или иные социальные институты (право, культура и т. д.), формирующие конкретные социально-экономические условия этой активности, ее результаты, а также общественная потребность, на удовлетворение которой направлена работа механизма.

Наиболее концептуально категория «социального механизма» была представлена в трудах С.И. Григорьева, В.Г. Немировского, Н.М. Блинова, Г.Я. Иньшина, которые в русле социологического осмысления проблемы социальной справедливости наиболее адекватными ее содержанию считали понятие «социальный механизм» и соотнесенные с ним категории «социальное взаимодействие», «социальный принцип», «социальный процесс», «социальный результат», «социальное отношение», «социальное равенство», «социальное положение», «социальные силы», «социальные группы», «социальная политика» [6].

Функционирование социальных механизмов регулируется, с одной стороны, соответствующими общественными институтами (формальными и неформальными правилами игры), с другой - социальным статусом и культурными особенностями акторов: органов управления, организаций, групп, индивидов (интересами и

возможностями игроков). Идея социальных механизмов экономических, политических и

иных процессов базируется на том, что совокупность определяющих эти процессы явлений, факторов и зависимостей образует целостный феномен, исследование устройства которого позволяет глубже разобраться в изучаемых закономерностях.

Как отмечает С.Г. Максимова [7], анализ практики употребления этой категории разными авторами позволяет выделить ее основные черты. Основная особенность социальных механизмов состоит в способности регулировать общественные процессы, что объясняется особой значимостью, силой и устойчивостью социальных связей, обусловливающих их системность. Поскольку в механизмах социальных процессов сосуществуют элементы, принадлежащие прошлому и настоящему, они отличаются высокой инерционностью: их обновление всегда носит частичный характер. Кроме того, в них сосуществуют феномены, сознательно создаваемые для достижения определенных целей и развивающиеся естественно-историческим путем. Первые конституируются в процессе социальных преобразований, вторые же возникают спонтанно в ходе общественной эволюции и меняются под влиянием внутренних трансформаций[5].

В рамках изучения социального механизма взаимодействия местного сообщества с государственными органами исполнительной власти представляется целесообразным в том числе описать развитие и функционирование механизма работы с обращениями граждан в органах исполнительной власти.

Если рассматривать в качестве основной цели исследования выявление социального механизма взаимодействия института государственной власти и местного сообщества, то необходимо учитывать конституционно закрепленное право влияния местного сообщества на процессы реализации государственной функции. Граждане могут влиять на публичную власть и осуществлять контроль над ее деятельностью посредством различных прав и свобод: свободы слова, избирательного права, права на объединение. Однако право на обращение в ряду названных возможностей является наиболее часто реализуемым во взаимоотношениях граждан и государства. Право на обращение является возможностью реализации гражданами своих политических интересов в связи с тем, что основным содержанием права граждан на обращения является участие в политических отношениях. Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия решений, удовлетворения воли и интересов личности, реагирования на желания и потребности общества, своевременного и эффективного средства общения с населением. Другими словами, право на обращение включает в себя два аспекта: возможность активного влияния гражданина на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и способ восстановления нарушенного права посредством жалоб, заявлений и ходатайств.

Человек не только адаптируется к внешним условиям, но и преобразует их. Следовательно, изучение социального механизма функционирования и развития системы государственной власти должно быть направлено не только на описание институциональной схемы функционирования социальной сферы. Обязательным является учет внутренних факторов, отражающих взаимодействие индивида с социальным пространством учреждений государственной власти.

Функционирование социальных институтов проявляется в социальных практиках, воплощающих правовые и культурные нормы в жизнь. Причем не все социальные практики носят институциональный характер. Институциализируются преимущественно те из них, которые отличаются либо большей значимостью и массовостью, либо устойчивостью и традиционностью. Именно такие практики составляют устойчивое ядро жизнедеятельности данного общества, в то время как недавно возникшие, менее значимые, сравнительно редкие практики обычно образуют ее периферию - новые социальные практики, возникающие в процессе реформирования социального института. В качестве такой институциональной практики возможно рассматривать обращение гражданина в государственный орган исполнительной власти.

Эффективность социальных институтов во многом зависит от взаимного соответствия, во-первых, формальных и неформальных норм, во-вторых, норм и реальных практик. В здоровых обществах и нормальных условиях государственные законы и нормы воспринимаются большинством граждан как справедливые и потому реализуются в массовых социальных практиках. Конечно, время от времени происходят отклонения практик от установленных норм, но в таких случаях государство либо ужесточает институциональный контроль, либо оказывается перед необходимостью скорректировать формальные нормы, сблизив их с культурными представлениями или требованиями населения.

Формально деятельность чиновников координируется политическими структурами, а также регулируется правовыми нормами. Но на деле политики не меньше зависят от бюрократии, чем она от них, поскольку они полностью опираются на нее в своей практической деятельности, кроме того, административно-управленческая деятельность государственного аппарата предопределяет формирование институционализированных социальных практик.

Для выявления содержания социального механизма взаимодействия местного сообщества с органами государственной власти в части реализации права граждан на обращение разработана система показателей оценки работы с письменными и устными обращениями граждан в государственном органе исполнительной власти.

Система показателей состоит из четырех групп: показатели состояния работы с обращениями граждан в государственном органе исполнительной власти; содержательные показатели реализации административной функции в отношении работы с письменными и устными обращениями граждан; статистические показатели реализации административной функции в отношении работы с письменными и устными обращениями граждан; показатели удовлетворенности населения осуществлением административных процедур по работе с обращениями граждан.

Первая группа подразумевает: оценку правового обеспечения работы с

письменными и устными обращениями; оценку организации работы по рассмотрению обращений и организации приема граждан руководством; использование информации, содержащейся в обращениях, при выработке управленческих решений; оценку взаимодействия с иными органами государственной власти и местного самоуправления в решении проблем, поставленных в обращениях граждан; внедрение в практику передового опыта организации работы; оценку организации хранения дел по исполненным обращениям; оценку технического обеспечения реализации административной процедуры.

Вторая группа показателей включает в себя аналитическую работу (тематический, социальный, региональный, временной аспект анализа проблем; выявление динамики в характере обращений, учет откликов на реализацию социально-экономических программ и проектов; и т.д.) и выявление мер административного реагирования (наличие системы мер по решению проблем, порождающих обращения; проверки формального подхода к рассмотрению содержания обращений; комиссионные проверки и проверки с выездом на место).

К третьей группе относятся статистические показатели количества обращений, анализ их повторности, контрольность, соблюдение законодательно определенных сроков рассмотрения обращений граждан, оценка результативности работы (на основе количества положительных решений и принятых мер, удовлетворяющих заявителей, отсутствия случаев предоставления немотивированных ответов, количества проведенных заседаний и коллегий, количества благодарностей).

Четвертая группа показателей наиболее сложна в оценке. Предполагаем, оценка удовлетворенности населения осуществлением административных процедур по работе с письменными и устными обращениями граждан должна осуществляться на основе: оценки удовлетворенности процедурой направления (доступность и полнота информации о направлении обращения, отсутствие проблем с направлением, наличие информации о требованиях к направлению обращения); оценки решения вопросов, поставленных в

обращении (наличие уведомления о регистрации и направлении обращения, информация о процедуре и сроках рассмотрения; соблюдение сроков, обоснованность ответа, доступность информации, соблюдение конфиденциальности).

Предложенная система показателей дает возможность представить модель взаимодействия института государственной власти и местного сообщества в части реализации права граждан на обращение в современном российском регионе, выявить потенциальные возможности осуществления обратной связи и взаимного влияния местного сообщества и государственного органа исполнительной власти при использовании института обращений граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мысин Н.В. Теория и история социального управления: Опыт России и зарубеж. стран/Сев.- Зап. акад. гос. службы. - СПб.: СЗАГС: Образование - Культура, 2000. - 496 с.

2. Заславская Т.И. Изучение механизмов социальных процессов (1981-1985) //

Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской

экономико-социологической школы. - Новосибирск: Наука, 1996. - С. 71-89.

3. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Социальные механизмы трансформации неправовых практик // Общественные науки и современность. - 2001. - № 5. - С. 3-22.

4. Заславская Т.И., Рывкина, Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 448 с.

5. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов: сравнительный анализ советского и постсоветского периодов // Экономическая наука современной России. -2000. - № 3-4. - С. 85-96.

6. Григорьев С.И., Иньшин Г.Я. «Справедливое же состоит в ...»: размышления экономиста и социолога о справедливом и несправедливом в советском обществе. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990. - 232 с.

7. Максимова С.Г. Особенности функционирования и развития системы социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста в современном российском регионе. Автореф. дис.: д.социол.н./АлтГУ: Барнаул, 2006. - С. 11.

8. Шмельков А.В., Кирьянов В.И. Методология изучения социального механизма экономического развития города // Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н.В. Дулина (отв. ред.) и др. / Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2004. -Вып. 9. - С. 139-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.