Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ: ТЕНДЕНЦИИ ПРОШЛОГО И РЕАЛИИ НАСТОЯЩЕГО'

СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ: ТЕНДЕНЦИИ ПРОШЛОГО И РЕАЛИИ НАСТОЯЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова Н.Ф., Ребрикова Н.В.

Статья посвящена исследованию трансформаций социального маркетинга в рамках изменения внешней среды в новых экономических условиях. В фокусе работы - эффективность механизмов социального маркетинга, регулирующих процессы адаптации компании ко внешней среде. На основе использования официальных данных РОССТАТА, анализа статистических данных, результатов маркетинговых исследований, определены тенденции социально-экономической активности потребителей и их поведенческие характеристики. Развитие социального маркетинга за последнее время было обусловлено влиянием двух факторов. Во-первых, распространение пандемии коронавируса COVID-19 кардинально изменила рынок социальных услуг в Российской Федерации. В этой связи авторами было проведено исследование влияния рынка социальных услуг на повышение уровня и качества жизни населения. Эпидемиологический кризис во многих субъектах Российской Федерации привел к необходимости масштабировать меры по дополнительному финансированию здравоохранения, социальной поддержке населения и бизнеса. Во-вторых, экономические санкции против Российской Федерации, постоянно вводимые странами ЕС, США, Канады и др., заставляет участников рыночных отношений не только оценивать устойчивость воссозданных логистических цепочек поставок, но и формировать новые каналы поставок, сбыта, искать новых партнеров, инвесторов и решать задачи, возникающие в операционной деятельности компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MARKETING: PAST TRENDS AND PRESENT REALITIES

The article is devoted to the study of the transformations of social marketing within the framework of changes in the external environment in the new economic conditions. The focus of the work is the effectiveness of social marketing mechanisms that regulate the processes of a company's adaptation to the external environment. Based on the use of official data of ROSSTAT, analysis of statistical data, results of marketing research, trends in the socio-economic activity of consumers and their behavioral characteristics are determined. The development of social marketing in recent years was due to the influence of two factors. First, the spread of the COVID 19 coronavirus pandemic has dramatically changed the social services market in the Russian Federation. In this regard, the authors conducted a study of the impact of the social services market on improving the level and quality of life of the population. The epidemiological crisis in many constituent entities of the Russian Federation has led to the need to scale up measures for additional financing of healthcare, social support for the population and business. Secondly, the economic sanctions against the Russian Federation, constantly imposed by the EU countries, the USA, Canada, etc., force market participants not only to assess the sustainability of the reconstructed logistics supply chains, but also to form new supply and marketing channels, look for new partners, investors and solve problems arising in the operating activities of companies.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ: ТЕНДЕНЦИИ ПРОШЛОГО И РЕАЛИИ НАСТОЯЩЕГО»

Социальный маркетинг:

тенденции прошлого и реалии настоящего

Солдатова Наталья Федоровна,

к.э.н., доцент, доцент Департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, NFSoldatova@fa.ru

Ребрикова Надежда Владимировна,

к.э.н., доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Rebrikovanv@mail.ru

Статья посвящена исследованию трансформаций социального маркетинга в рамках изменения внешней среды в новых экономических условиях. В фокусе работы - эффективность механизмов социального маркетинга, регулирующих процессы адаптации компании ко внешней среде. На основе использования официальных данных РОССТАТА, анализа статистических данных, результатов маркетинговых исследований, определены тенденции социально-экономической активности потребителей и их поведенческие характеристики. Развитие социального маркетинга за последнее время было обусловлено влиянием двух факторов.

Во-первых, распространение пандемии коронавируса ССУЮ-19 кардинально изменила рынок социальных услуг в Российской Федерации. В этой связи авторами было проведено исследование влияния рынка социальных услуг на повышение уровня и качества жизни населения. Эпидемиологический кризис во многих субъектах Российской Федерации привел к необходимости масштабировать меры по дополнительному финансированию здравоохранения, социальной поддержке населения и бизнеса.

Во-вторых, экономические санкции против Российской Федерации, постоянно вводимые странами ЕС, США, Канады и др., заставляет участников рыночных отношений не только оценивать устойчивость воссозданных логистических цепочек поставок, но и формировать новые каналы поставок, сбыта, искать новых партнеров, инвесторов и решать задачи, возникающие в операционной деятельности компаний.

Ключевые слова: рынок социальных услуг, доходы населения, социальная поддержка, факторы, влияющие на рынок.

Введение. В решении вопросов улучшения социально-экономической ситуации в стране особое место занимает социальный маркетинг, эффективность применения инструментов социального маркетинга коммерческими компаниями, государственными унитарными предприятиями, органами государственной и муниципальной власти. С точки зрения социально-экономических процессов, протекающих в российской экономике, российское государство заинтересовано в укреплении социально-экономических связей между участниками рыночных отношений, интеграции новых территорий в единое экономическое пространство, снижении уровня социальной тревожности [1]. Часть русского мира, которая была отрезана от современной России, может быть интегрирована в российский рынок. Проблема возвращения соотечественников как экономических объектов рынка имеет стратегическое значение не только во внешней, но и во внутренней экономической политике.

В современных условиях, специалисты области государственного и муниципального управления придерживаются мнения о том, что рынок социальных услуг является составной частью отечественной социально-экономической политики, целью которой является поддержание устойчивого развития территории. Социальный маркетинг, как инструмент, формирующий рынок социального продукта (услуг) в сложившихся сложных реалиях приобретает стратегическое значение.

Социально-экономическое управление страной, субъектами Федерации, муниципальными территориями, опирающееся на понимании стратегической роли социального маркетинга, позволит сохранить экономическое развитие, снижение социального недовольства или неуверенности в завтрашнем дне.

Участники рынка социального продукта (услуг) осознали необходимость переоценки сложившейся модели маркетингового поведения, так как идеология социального партнерства в решении стратегических целей и задач, стоящих перед российским обществом, становится определяющей.

В новой реальности социально-экономического развития страны и территорий насущной задачей становится разработка и внедрение более действенных мер по повышению эффективности социального маркетинга, его отдельных инструментов. Необходимо исследовать тенденции, которые сложились в социальном маркетинге в период до пандемии ССУЮ-2019, в период после снятия карантинных ограничений. Каким образом пакеты экономических санкций, накладываемых на РФ, влияют на российский социальный рынок? Какие факторы, являются значимыми, а какие снизили свое значение? Каковы узловые проблемы, встают на пути российского социального маркетинга? Какие изменения необходимы для повышения эффективности инструментов маркетинга в новых социально-экономических усло-

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

см см о см

СП

о ш т

X

3

<

т о х

X

виях? Эти вопросы находятся в фокусе данного исследования, которое базируется на анализе документов государственных органов власти, результатов проведенных маркетинговых исследований, обобщения официальных статистических данных.

Актуальность темы исследования. С момента активного развития территориального маркетинга как области самостоятельного маркетингового исследования, понимания базисных условий устойчивого развития социального рынка, а также факторов, формирующих вектор его трансформации, социальный маркетинг как наука и практическая деятельность становится незаменимым для стран с развивающейся экономикой, в т.ч. и для России.

Классическая концепция социально-этического маркетинга, получившая широкое признание во всем мире, основывается на понимании востребованности обществом товара (услуги) в случае, если:

• товар (услуга) предлагаемый потребителю, произведен для удовлетворения потребностей;

• товар (услуга) приносит выгоду (материальную/нематериальную) производителю;

• обществу в лице стейкхолдеров рынка.

Российское общество осознало роль и значение социального маркетинга сначала как инструмента создания и развития позитивного имиджа территории, позже как инструмента обеспечения роста деловой активности компании, территории, а потом как инструмента развития социо-экосистемы территории.

В период экономической неопределенности, когда Россия сталкивается с серьезными вызовами, перед участниками рыночных отношений возникла необходимость трансформации маркетинговой деятельности, особенно для создаваемых и продвигаемых социальных продуктов (услуг), чтобы все участники получили «справедливые» выгоды. Сейчас, сложности, с которыми сталкиваются компании, потребители, территории, приводят к трансформации категории «выгода от сделки», что может влиять на гармонизацию интересов в рамках концепции «социального» маркетинга. Механизмы урегулирования, интеграции интересов участников коммерческой сделки по социальному продукту (услуги) в условиях экономической неопределенности пока не исследован в данной момент времени.

Цифровизация маркетинга и формирование цифровых экосистем в производстве социальных продуктов (услуг) предполагает применение цифровых инструментов маркетинга, использование которых наталкивается на санкционные ограничения производителей цифровых продуктов, информационных продуктов.

Новые вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются российские компании, приводят к пониманию необходимости поддержки (в различных формах, в т.ч. маркетинговой поддержки) для компаний, производящих социальный продукт (услугу), отдельных отраслей или территорий.

Цель научного исследования - оценка тенденций рынка социальных продуктов (услуг), выявление вектора трансформации социального рынка и инструментов социального маркетинга для устойчивого развития территорий в условиях возможных локдаунов и постоянно вводимых экономических санкций.

Гипотеза научного исследования - покупательские предпочтения на социальные продукты (услуги) в условиях экономической неопределенности постоянно

трансформируются под воздействием внешних и внутренних факторов, что предполагает постоянный мониторинг стратегии рыночной ориентации компании, использовании механизмов регулирования спроса и предложения, адаптацию инструментов социального маркетинга.

Методология научного исследования - основана на комплексном подходе, используемом для управления экономическими системами. В представленной научной статье применялись: эмпирические методы (в т.ч. метод сравнений и группировок), метод теоретико-экспериментального уровня (анализ, синтез), научный метод (экономико-статистический). Использовались данные, представленные на официальном сайте государственной статистики, международных платформах, официальных сайтах российских компаний.

Тенденции и направления социального маркетинга в период до и после COVID-2019. Современный период развития российского рынка социальных продуктов (услуг) характеризуется следующими особенностями: падением объемов выпускаемой продукции, оказываемых услуг, снижением рентабельности многих видов бизнеса в социальной сфере, цифровизация маркетинга, бизнес-процессов, создание цифровых экосистем и слияния реальных и виртуальных миров.

Рынок социального продукта (услуг) к 2019 году показывал рост, а технологические прорывы («технологическая сингулярность») обеспечивала развитие качества жизни потребителей, улучшению состояния окружающей среды, снижению заболеваемости и т.д. Российский потребитель демонстрирует развитие потребностей в социальных продуктах (услугах), что сказывается не только на росте удовлетворенного спроса, но и качестве жизни в крупных российских городах.

Распространение пандемии COVID-2019 оказало серьезное влияние на отечественного потребителя, о чем свидетельствует изменение модели потребительского поведения социальных продуктов (услуг) на рынке В2С, усиление разобщенности людей, ослабление семейных связей, особенно для поколений и <^», рост безработицы [3].

В рамках данного исследования авторы рассматривали факторы, влияющие на модели потребительского поведения на рынке социальных продуктов (услуг). Устойчивое снижение денежных доходов населения, наблюдаемое в течение последних 3-х лет, привело к сокращению возможностей по оплате социальных услуг, оказываемых на коммерческой основе в 2020 году. В период с 2017 г. по 2021г. динамика расходов на социальные нужды претерпела значительные изменения, которые были связаны как с государственным финансированием данной сферы, так и объемами финансирования из благотворительных фондов, личных средств населения. Объемы социальных расходов Российской Федерации представлены в таблице 1.

Рынок платных социальных услуг за период 20172018гг. показывает не большой рост (101,4%) по всем анализируемым видам платных услуг, кроме ветеринарных. В период распространения коронавируса наблюдается значительное падение рынка платных услуг (на 0,9%) в целом, где самые высокие темпы снижения объема показывает рынок гостиниц и средств размещения из-за вводимых локдаунов между странами и субъектами Российской Федерации. В 2020 году наблюдается рост платных услуг населению (+0,2%), при этом плат-

ные услуги учреждений культуры показывают самый высокий процент прироста (+1,8%), что опережает даже восстановление рынка платных медицинских услуг (+1,0%). Продолжение борьбы с штаммами ССУЮ-2019 и периодические локдауны в 2021 году на отдельных территориях России, явились факторами, замедляющими восстановление рынка гостиничных услуг [4]. Рассматривая динамику реальных располагаемых денежных доходов населения в РФ, которую можно отнести к развивающейся экономике (среднегодовые темпы роста составляют практически 100,1%), платные медицинские услуги устойчиво растут, а также услуги санаторно-курортных организаций, физической культуры и спорта.

Таблица 1

Экономические показатели социальной сферы Российской

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Государственные 15,0 15,4 15,0 14,7 14,6

расходы со-

циальной сферы и науки, в %% к общей

сумме расходов феде-

рального бюджета

в %% к ВВП 2,7 2,6 2,4 2,3 2,2

Темпы роста 101,4 101,4 99,1 100,2 100,4

платных

услуг населению, %

из них: 103,5 100,5 101,7 101,8 101,8

культуры, %

туристские, % 99,6 100,5 99,7 99,8 100,4

физической 107,4 108,4 101,2 101,3 101,3

культуры и

спорта, %

медицинские, % 103,7 103,2 100,8 101,0 103,3

гостиниц и 108,9 112,5 95,1 95,6 98,8

аналогичных

средств раз-

мещения, %

санаторно-ку- 100,1 106,7 97,1 100,1 106,0

рортных ор-

ганизаций, %

ветеринар- 100,9 98,8 97,1 98,0 98,5

ные, %

юридические, % 94,6 104,6 97,3 97,6 98,8

системы об- 102,3 100,1 99,0 100,1 100,3

разования, %

Темпы роста 99,5 99,5 100,1 101,0 101,0

среднедуше-

вых денеж-

ных доходов, %

Темпы роста 100,3 100,8 101,5 101,6 101,6

среднего раз-

мера назна-

ченных пен-

сий, %

Выраженные диспропорции наблюдаются в темпах восстановления платных социальных услуг населению, что свидетельствует о высоком падении объемов продаж на отдельных рынках: рынке туристских услуг, гостиниц и аналогичных средств размещения, ветеринарных и юридических услуг, физической культуры и спорта.

Что касается внутренних проблем рынка социального продукта (услуг), то серьезной проблемой остается отсутствие значительных источников частного спроса в потребительском секторе социальной сферы.

Если рассматривать структуру финансирования социальных расходов в РФ за последние годы, то она претерпела значительные изменения. Структура расходов на социально-культурные мероприятия по годам представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Структура расходов консолидированного бюджета на соци-

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Расходы на: образование в % к 17,13 18,00 18,43 16,91

итогу

культуру, кинематографию в % к итогу 2,59 2,59 2,67 2,39

здравоохранение в 14,80 16,27 17,24 19,32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

% к итогу

социальную поли- 63,09 60,85 59,24 59,14

тику в % к итогу

физическую куль- 1,72 1,63 1,71 1,57

туру и спорт в % к

итогу

средства массовой информации в % к 0,67 0,66 0,71 0,67

итогу

Источник: составлено авторами по источникам [11,12] https://rosinfostat.ru/;

https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/09/main/Csobe nnosti_formirovaniya_raskhodov_federalnogo_budzheta_v_otrasly akh_sotsialnoy_sfery_na_2018_2020_gody.pdf

Источник: составлено авторами по источникам [11] https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13212

В расходах консолидированного бюджета РФ самая высокая доля приходится на финансирование социальной политики. Так, в 2017 г. доля социальной политики составляла 63,09% от общих расходов, в 2018 этот показатель снизился на 2,24 п.п., в 2019 г. снижение доли составило 1,61 п.п., а в 2020 году - 0,1 п.п. Соответственно возрастает доля расходов на здравоохранение, начиная с 2017 года по 2020 год (с 14,8% в 2017 году до 19,32% в 2020 году). Доля расходов на здравоохранение за указанный период увеличивается на 4,52 п.п., что связано с необходимостью оказания медицинской помощи в период распространения коронавирусной инфекции в 2019-2021 гг. В 2021 году российская экономика практически восстановилась и вышла на показатели до ковид-ного периода.

В «беспрецедентно неопределенный» период пред российскими компаниями встает вопрос: «Как обеспечить экономический рост компании?» Высокая инфляция, наблюдающаяся во всех отраслях российской экономики, ставит компанию перед выбором: обеспечить финансовую стабильность или ценовую стабильность? Можно предсказать, что в период экономической неопределенности количество организаций, декларирующих реализацию социальных целей в бизнес-модели, снизится, возможно очень значительно. Потому что, например, для среднего и малого бизнеса, функционирующего на рынке социальных

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м м

CN СЧ О

cs

СП

о ш m

X

3

<

m О X X

продуктов (услуг), обеспечение устойчивой финансовой позиции является главной ценностью на данный момент времени.

После введения экономических санкций российские компании встали перед дилеммой: адаптируйся или умри, что в свою очередь требует от маркетинга применения более адаптивных механизмов к новым рыночным условиям. Ожидаемо компании будут стремиться к снижению издержек, в том числе и адаптационных издержек, что заставит задуматься об использовании маркетинговых инструментов и социальных концепций для решения данной задачи.

Российские организации, производящие социальные продукты (услуги) в сложившихся экономических условиях гораздо реже будут включат социальные цели в бизнес-модели, что скажется на выполнении социальных показателей компании, а не только финансовых или маркетинговых. Сильное давление экзогенных факторов на маркетинговую среду социальной сферы будет препятствовать гармонизации интересов участников рыночных отношений социального продукта (услуги): компании, государственных органов власти и общественных организаций.

Сутью социального маркетинга в 2022 году будет приспособление к новым условиям работы, противостоя негативным последствиям от потери партнеров, рынков сбыта, поиска новых технологических решений, и главное, адаптация к постоянно меняющемуся потребителю. При этом переформатирование иерархии целей, структуры управления компанией, трансформация стратегий должно произойти с максимально сниженными издержками от операционной и управленческой деятельности при высокой результативности [9].

Остается сложной задачей построить эффективную бизнес-модель, в которой бы сочетались социальная результативность и финансовые результаты при замедляющемся росте многих рынков. Низкий экономический рост, прогнозируемый экспертами ЦБ РФ, будет тормозить развитие рынка социального продукта (услуги) [7].

Можно предположить, что еще в 2019 году российские энергетические компании внедряли бизнес-модели, которые бы обеспечивали устойчивость компании на рынке, при этом социальный вектор направлен был на реализацию благотворительных проектов или участия в правительственных социальных программах. Большинство российских компаний сферы ТЭК к 2019 году (около 92 процентов) содержали в корпоративных стратегиях положения стандартов ISO. К 2022 году, по опросу специалистов российских компаний сферы ТЭК, значительно сокращены расходы на благотворительность и программы социальной поддержки внутри компаний и спонсорство [8].

Еще одним вызовом настоящего времени для данного рынка можно считать острый дефицит доверия между участниками рыночных отношений: между партнерами, компанией и потребителем, обществом и предпринимателями, государством и предпринимателями и т.д. KPI социального маркетинга в рамках беспрецедентной неопределенности состоит в том, чтобы потребитель стал доверять бизнесу, бизнес доверял финансовой системе, партнерам, государственным органам в лице регуляторов рынка и т.д.

Участие компании «РОСАТОМ» в Глобальном договоре ООН обязывает строить и модернизировать очистные /природоохранные сооружения, промышленные

объекты размещения отходов ядерного топлива. Политика корпоративной социальной ответственности применительно к компании «РОСАТОМ» включает два стратегических направления: социальную и экологическую политику. В 2022 году компании удалось сохранить экономические отношения практически со всеми партнерами, потеряв только одного крупного заказчика (компанию Fennovoima) на строительство АЭС «Ханхикиви-1», что позволяет оптимистично оценивать возможности по сохранению социально-ориентированной бизнес-модели [10].

Распространение COVID-2019 вызвало усиление социальных дисбалансов внутри страны. Рост безработицы в начале 2020 года и последовавшая реструктуризация рынка труда, а также снижение позиций среднего класса повысило социальную напряженность в обществе. Административные действия территориальных органов власти не смогли поддержать оптимальный баланс между соблюдением эпидемиологических мер и необходимостью поддерживать экономическую активность малого и среднего предпринимательства [5]. Разорение мелких предпринимателей не укрепило кредит доверия общества государству, что несомненно скажется на внутренней стабильности социальной сферы.

Цифровизация бизнес-процессов и образа жизни потребителей, стимулированная распространением COVID-2019, остается одним из прорывных инструментов в социальном маркетинге. Ускорение цифровизации маркетинга на фоне введенных экономических санкций, затронувших 1Т-сферу, настоятельно подталкивает российский бизнес к цифровому суверенитету. Цифровиза-ция маркетинговой деятельности рассматривается компаниями как фактор роста деловой активности [6].

Дезорганизация мировых и внутристрановых логистических цепочек является фактором, разгоняющим инфляцию в стране. Падающий спрос на рынке социальных продуктов (услуг) диктует необходимость его поддержки и стимулирования, что может явиться фактором, который заставит власти накачивать российскую экономику денежной ликвидностью.

Результаты обсуждений на ПМЭФ-2022 позволяют подтвердить тезис о том, что поддержание и развитие экономики субъектов Федерации, рынка социальных продуктов (услуг) возможно только с применением инструментов территориального маркетинга, является базисом для устойчивости территории, сохранения и роста качества жизни населения. Социально-экономическая политика территории не может создаваться без учета социальной стратификации групп населения. Трансформация маркетингового поведения в рамках территориального развития должно происходить при гармонизации всех групп населения. Проживающих на одной территории.

Рынок социальных услуг страны и субъектов Федерации предполагает анализ потребностей территориальных потребителей, исследование конкурентных преимуществ и использование оптимального набора инструментов маркетинга. Факторы, воздействующие на рынок социального продукта (услуг) являются сложными, жесткими, но при обеспечении поддержки социальной сферы их необходимо учитывать.

Выводы. На рыке социальных продуктов (услуг) важным направлением социального маркетинга является анализ поведения потребителей. На поведение потребителей социальных услуг оказывают влияние мно-

жество факторов, среди которых на первое место выдвинулся фактор «уровень и стабильность дохода». К началу 2020 года в связи с распространением пандемии растет безработица, снижаются реальные располагаемые доходы населения. Социальные услуги, которые приобретались на коммерческой основе снизились.

В период с декабря 2019 по январь 2022 в результате развития COVID-2019 значительная масса населения россиян стала нуждаться с социальной помощи. Соответственно, это свидетельствует о высокой емкости рынка социальных продуктов (услуг). Источниками данной помощи являются не только субъекты Федерации, местные органы власти, но и коммерческие и некоммерческие организации.

Специальная военная операция, проводимая с февраля 2022 года, также является фактором, который увеличивает запросы на социальные продукты и услуги. Безусловно, что низкий уровень доходов жителей ДНР и ЛНР не позволит им удовлетворять потребности на коммерческой основе на социальные услуги. Тем не менее, источником финансирования покрытия данных социальных расходов могут стать частные благотворительные фонды, спонсорская помощь или волонтерство.

Изменение драйверов в КСО - неизбежная ситуация, так как в данный момент времени на первый план выходят показатели сохранения уровня экономического положения работников, охраны окружающей среды, поддержания финансирования основных социальных программ [2].

Снижение экономических показателей компаний, производящих социальные продукты (услуги), подтолкнет бизнес оптимизировать издержки, в том числе издержки, связанные с адаптацией ко внешней среде при обеспечении экономического роста бизнеса. Сложно в данных условиях прогнозировать рост государственных расходов на социальные услуги, но можно предположить объемы 2021 г. будут сохранены и в 2022г.

Сегмент коммерческой части рынка социального продукта (услуг) будет расти в перспективе, но темпы его роста будут не значительные.

Литература

1. Социальное предпринимательство и некоммерческие организации: современное состояние, проблемы и перспективы развития в меняющемся мире: [Коллективная монография]. М.:Креативная экономика, 2020. -488 с

2. Абрамова Е.А., Апокин А.Ю., Белоусов Д.Р., Ми-хайленко К.В., Пенухина Е.А., Фролов А. Будущее России: макроэкономические сценарии в глобальном кон-тексте//Форсайт Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - 2013.- Том 7. -№ 2. - С.6-25.

3. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 5. - С. 13371350.

4. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Мана-сян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 8. - С. 2135-2150.

5. Волошин А.А. Мировая экономика в условиях пандемии коронавируса // Креативная экономика. -2020. - Том 14. - № 10.

6. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 2. - С. 837-848.

7. Торкановский Е.П. Автаркия 2.0: глобальная экологическая повестка, пандемия COVID-19 и новая нормальность // Экономические отношения. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 663-682.

8. Ерохина Е.В., Джергения Ю.Б. Угрозы реализации национальных интересов Российской Федерации в период после пандемии // Экономическая безопасность. - 2020. - Том 3. - № 3. - С. 259-272. - doi: 10.18334/ecsec.3.3.110681

9. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Кривошеева Е.В., Иванов Д.Н. Маркетинговый имплант как инструмент управления развитием бизнеса в условиях обострения противоречий разного характера // Актуальные вопросы хозяйственной практики - 2017. - №4. - с.80-98

10. РОСАТОМ. Устойчивое развитие. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosatom.ru/ (дата обращения: 17.03.2021)

11. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Предпринимательство. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.04.2021)

12.Особенности формирования расходов федерального бюджета в отраслях социальной сферы в 20182020 гг. Доклад Директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России Гашкина С.А.

https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/09/main/ Osobennosti_formirovaniya_raskhodov_federalnogo_budz heta_v_otraslyakh_sotsialnoy_sfery_na_2018_2020_gody. pdf

Social marketing: past trends and present realities Soldatova N.F., Rebrikova N.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article is devoted to the study of the transformations of social marketing within the framework of changes in the external environment in the new economic conditions. The focus of the work is the effectiveness of social marketing mechanisms that regulate the processes of a company's adaptation to the external environment. Based on the use of official data of ROSSTAT, analysis of statistical data, results of marketing research, trends in the socio-economic activity of consumers and their behavioral characteristics are determined. The development of social marketing in recent years was due to the influence of two factors. First, the spread of the COVID 19 coronavirus pandemic has dramatically changed the social services market in the Russian Federation. In this regard, the authors conducted a study of the impact of the social services market on improving the level and quality of life of the population. The epidemiological crisis in many constituent entities of the Russian Federation has led to the need to scale up measures for additional financing of healthcare, social support for the population and business. Secondly, the economic sanctions against the Russian Federation, constantly imposed by the EU countries, the USA, Canada, etc., force market participants not only to assess the sustainability of the reconstructed logistics supply chains, but also to form new supply and marketing channels, look for new partners, investors and solve problems arising in the operating activities of companies. Keywords: market of social services, incomes of the population, social

support, factors influencing the market. References

1. Social entrepreneurship and non-profit organizations: current state,

problems and development prospects in a changing world: [Collective monograph]. M.: Creative economy, 2020. - 488 p.

2. Abramova E.A., Apokin A.Yu., Belousov D.R., Mikhailenko K.V., Penukhina

E.A., Frolov A. The future of Russia: macroeconomic scenarios in a global context // Foresight National Research University " High School of Economics". - 2013. - Volume 7. - No. 2. - P.6-25.

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м м

3. Zimovets A.V., Sorokina Yu.V., Khanina A.V. Analysis of the impact of the

COVID-19 pandemic on the development of enterprises in the Russian Federation // Economics, Entrepreneurship and Law. - 2020. - Volume 10. - No. 5. - S. 1337-1350.

4. Drobot E.V., Makarov I.N., Nazarenko V.S., Manasyan S.M. Impact of the

COVID-19 pandemic on the real sector of the economy // Economics, Entrepreneurship and Law. - 2020. - Volume 10. - No. 8. - P. 2135-2150.

5. Voloshin A.A. World economy in the context of the coronavirus pandemic

// Creative Economy. - 2020. - Volume 14. - No. 10.

6. Pechatkin V.V. Formation and development of the digital economy in

Russia as a strategic priority for the development of territories in the context of pandemics // Issues of innovative economics. - 2020. - Volume 10. - No. 2. - P. 837-848.

7. Torkanovskiy E.P. Autarky 2.0: the global environmental agenda, the

COVID-19 pandemic and the new normal // Economic relations. - 2020. - Volume 10. - No. 3. - P. 663-682.

8. Erokhina E.V., Dzhergenia Yu.B. Threats to the implementation of the

national interests of the Russian Federation in the post-pandemic period // Economic security. - 2020. - Volume 3. - No. 3. - P. 259-272. - doi: 10.18334/ecsec.3.3.110681

9. Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Krivosheeva E.V., Ivanov D.N.

Marketing implant as a tool for managing business development in the context of exacerbation of contradictions of a different nature // Actual issues of economic practice - 2017. - No. 4. - p.80-98

10. ROSATOM. Sustainable development. [Electronic resource]. URL: https://www.rosatom.ru/ (date of access: 03/17/2021)

11. Federal State Statistics Service. official statistics. Entrepreneurship. [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (date of access: 04/01/2021)

12. Features of the formation of federal budget expenditures in social sectors in 2018-2020 Report of the Director of the Department of Budget Policy in the Social Sphere and Science of the Ministry of Finance of Russia Gashkin S.A. https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/09/main/Osobennost i_formirovaniya_raskhodov_federalnogo

CN CN O CN

an

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O HI

m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.