Научная статья на тему 'Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения'

Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2890
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / АДРЕСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ / SOCIAL PROTECTION / TARGETING / SOCIAL CONTRACT / EFFICIENCY OF SOCIAL EXPENDITURES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кравченко Елена Васильевна

Актуальность темы заключается в том, что на протяжении многих лет проблема бедности населения в стране продолжает оставаться нерешенной. Государством принимается ряд мер, направленных на решение данной проблемы, одной из таких мер государственной поддержки граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, является заключение социального контракта. Внедрение системы социальных контрактов направлено на повышение эффективности предоставления государственной социальной помощи, адресности, оптимизацию государственных социальных расходов. В статье рассмотрены особенности реализации данной технологии в России и перспективы ее развития, положительный опыт применения социального контракта в зарубежных странах, проанализированы результаты реализации социального контракта в регионах Российской Федерации. Предложены меры по совершенствованию применения данной технологии в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кравченко Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social contract as a promising mechanism to improve the efficiency of social protection

The relevance of the topic is that for many years the solution to the problem of poverty in the country continues to remain unresolved. The state takes a number of measures aimed at solving this problem, one of such measures of state support for citizens who find themselves in a difficult life situation is the conclusion of a social contract. The introduction of the system of social contracts is aimed at improving the efficiency of state social assistance, targeting, optimization of state social spending. The article discusses the features of the implementation of this technology in Russia and the prospects for its development, the positive experience of the social contract in foreign countries, analyzes the results of the social contract in the regions of the Russian Federation. Measures to improve the application of this technology in Russia are proposed.

Текст научной работы на тему «Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6 • Номер 2 • Апрель-июнь 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения

Кравченко Е.В. 1

1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов, Россия

Актуальность темы заключается в том, что на протяжении многих лет проблема бедности населения в стране продолжает оставаться нерешенной. Государством принимается ряд мер, направленных на решение данной проблемы, одной из таких мер государственной поддержки граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, является заключение социального контракта. Внедрение системы социальных контрактов направлено на повышение эффективности предоставления государственной социальной помощи, адресности, оптимизацию государственных социальных расходов. В статье рассмотрены особенности реализации данной технологии в России и перспективы ее развития, положительный опыт применения социального контракта в зарубежных странах, проанализированы результаты реализации социального контракта в регионах Российской Федерации. Предложены меры по совершенствованию применения данной технологии в России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная защита, адресность, социальный контракт, эффективность социальных расходов.

social contract as a promising mechanism to improve the efficiency of social protection

Kravchenko E.V. 1

1 Rostov State Economic University "RINH" , Russia

Введение

Проблема бедности является одной из основных и острейших социальных проблем современности, затрагивающих непосредственно миллионы граждан России. Крайне низкий уровень доходов значительной части населения вкупе с их огромной дифференциацией обусловили социальное расслоение общества на бедных и богатых, создают социальную напряженность в стране и препятствия ее устойчивому развитию.

Численность населения, денежные доходы которого ниже величины прожиточного минимума в стране, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017 году составила 19,3 млн человек, или 13,2% от общей численности населения, что ниже показателя 2015—

АННОТАЦИЯ:

2016 гг. - 19,5 млн человек (13,3%), но выше аналогичного показателя в 2012 году -10,7%. Если учитывать в оценке бедности, помимо уровня дохода, отсутствие возможности получения различных услуг, то этот показатель окажется значительно выше. По оценке экспертов Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, уровень бедности, рассчитанный по методу лишений (депривации), составит около 36 млн человек, или примерно 25% от численности населения страны.

Удельный вес произведенных социальных выплат в 2016 году составил 12% в ВВП, в общем объеме денежных доходов населения - 19,1%, в 2011 году аналогичные показатели составляли 11,6% и 18,3% соответственно. Доля выплат на социальные пособия составляет 24,5% - практически четвертая часть от общей суммы произведенных социальных выплат [1, с. 142].

Однако несмотря на увеличение объемов средств, направляемых на социальную политику, проблема бедности решается крайне низкими темпами, что объясняется неэффективностью расходования бюджетных средств. Это связано в первую очередь с тем, что практически 50% получателей социальных выплат не относятся к разряду нуждающихся, а лишь менее 50% действительно нуждающихся граждан получают социальные выплаты. Таким образом, увеличение объемов бюджетных средств повышает социальное неравенство и снижает эффективность их использования. По нашему мнению, основными причинами такого положения является: • категориальный подход к социальной поддержке населения, то есть предоставление социальной поддержки законодательно определенным группам населе-

ABSTRACT:_

The relevance of the topic is that for many years the solution to the problem of poverty in the country continues to remain unresolved. The state takes a number of measures aimed at solving this problem, one of such measures of state support for citizens who find themselves in a difficult life situation is the conclusion of a social contract. The introduction of the system of social contracts is aimed at improving the efficiency of state social assistance, targeting, optimization of state social spending. The article discusses the features of the implementation of this technology in Russia and the prospects for its development, the positive experience of the social contract in foreign countries, analyzes the results of the social contract in the regions of the Russian Federation. Measures to improve the application of this technology in Russia are proposed.

KEYWORDS: social protection, targeting, social contract, efficiency of social expenditures JEL classification: ¡31, i38, i39 Received: 30.04.2019 / published: 30.06.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kravchenko E.V. (kew620inbox.ru)

CITATION:_

Kravchenko E.V. (2019) Sotsialnyy kontrakt kak perspektivnyy mekhanizm povysheniya effektivnosti sotsialnoy zaschity naseleniya [Social contract as a promising mechanism to improve the efficiency of social protection]. Ekonomika truda. 6. (2). - 827-840. doi: 10.18334/et. 6.2.40673

ния, материальное положение которых не всегда нуждается в материальной поддержке государства;

• слабая реализация принципа адресности в системе социальной защиты в первую очередь из-за сложности исполнения требований, предъявляемых к реализации адресного подхода, а также по причине отсутствия полной информации о количестве нуждающихся и степени их нуждаемости;

• отсутствие должного взаимодействия между органами и учреждениями социальной защиты.

Ключевой особенностью государственной социальной помощи в Российской Федерации является ее в большинстве случаев категориально-адресный характер. При таком подходе получателем социальных выплат может стать любой человек, относящийся к той или иной социальной категории (например, многодетные и неполные семьи, семьи инвалидов и т.д.). Перечень таких категорий, как правило, устанавливается региональным законодательством и зависит от социально-демографических особенностей регионов и возможностей их бюджетов.

Такой подход к оказанию социальной помощи имеет ряд серьезных недостатков:

• не учитывает материальное положение получателей поддержки (то есть не гарантирует оказание материальной помощи исключительно малообеспеченным гражданам);

• предполагает исключительно односторонние обязательства со стороны государства, что воспитывает патерналистские настроения среди населения;

• для категориально-адресного подхода, в силу отсутствия в нем критериев по нуждаемости, характерна чрезмерная массовость оказания материальной помощи, что создает значительную нагрузку на бюджет и уменьшает размер выплат в расчете на одного нуждающегося, значительно ограничивая их эффективность.

Государством в настоящее время уделяется повышенное внимание усилению адресности программ социальной помощи и повышению эффективности социальной поддержки социально незащищенных категорий населения. Однако возможности адресного подхода в целях повышения эффективного расходования средств бюджета на социальную помощь задействованы не в полной мере. На адресные меры расходуется всего лишь порядка 10% средств консолидированного бюджета социальной поддержки населения [2, с. 8] (Магатоу, Розкат^з, 2017).

ОБ АВТОРЕ:_

Кравченко Елена Васильевна, доцент кафедры «Финансы», кандидат экономических наук (кеш62й inbox.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кравченко Е.В. Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 2. - С. 827-840. Сог 10.18334М.6.2.40673

Необходимо обратить внимание, что численность малоимущих граждан (членов малоимущих семей), получающих государственную социальную помощь в соответствии с законодательством по оказанию государственной социальной помощи, согласно данным статистики, составляет 4,3 млн человек. То есть государственная социальная помощь предоставляется лишь одному из пяти малоимущих граждан [3].

Одним из механизмов, оптимизации социальных расходов государства и повышения эффективности оказания государственной социальной помощи населению является введение конкретных критериев по нуждаемости для различных социальных выплат. Данный инструмент в полной мере можно реализовать в рамках системы социальных контрактов, чье действие направлено на улучшение уровня и качества жизни нуждающихся граждан путем усиления адресности оказания социальной помощи, обеспечения единой стандартизации предоставляемых социальных услуг. Данный подход является социально справедливым и эффективным, так как позволяет значительно увеличить объем выплат в расчете на одного обратившегося.

Социальный контракт - это договор между государством и семьей или гражданином, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в котором каждая сторона имеет свои обязательства. Государство оказывает материальную поддержку, даёт возможность получить специальность или организовать собственное небольшое дело. Обязанность человека - найти в себе силы начать работать, обеспечивая будущее себе и своим детям. Ключевым моментом здесь является именно личное желание и стремление человека выйти из сложной жизненной ситуации.

В соответствии с данным договором орган социальной защиты обязуется предоставлять гражданину определенную социальную помощь, а тот в свою очередь обязуется в соответствии с программой социальной адаптации исполнять весь комплекс мероприятий, направленных на преодоление сложившейся трудной жизненной ситуации. Органом социальной защиты совместно с гражданином создается вышеуказанная программа, которая содержит виды, объем, а также регламент реализации оказываемых мер. Можно сказать, сущность социального контракта заключается в стимулировании гражданина на активные действия по преодолению трудной жизненной ситуации.

Необходимо отметить, что особое значение внедрение системы социальных контрактов имеет для многодетных семей, так как данная категория находится в зоне высокого риска попадания в число малоимущих. Согласно данным статистики, уровень бедности среди многодетных семей составляет 22,9%, а среди семей, где нет детей младше 18 лет, данный показатель составляет 3,2%. В числе всех малообеспеченных домохозяйств доля семей с детьми составляет около 88%. Среди неполных семей уровень бедности -28,0%, среди семей с детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет - 22,2% [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что именно данная категория малообеспеченных является в первую очередь главным объектом анализа причин бедности и разработки мероприятий по ее сокращению. И в этой связи представляется, что одним

из основных инструментов снижения бедности должно стать развитие системы государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта. Необходимость предоставления социальных услуг по контракту обусловлена стремительным ростом расходов на социальные цели и неспособностью государства решить весь объем обязательств по реализации социальных программ.

Обратимся к зарубежному опыту применения социальных контрактов.

Социальные контракты впервые начали применяться в США. Внедрение социального контракта было обусловлено низкой эффективностью реализуемых государственных социальных программ в связи с их финансовой ограниченностью, а также необходимостью реформирования системы социальной защиты вследствие возросшей нагрузки на бюджет.

Еще во время Великой депрессии (началась в 1929 году) с помощью социального контракта были спасены миллионы домохозяйств. По распоряжению президента США Франклина Рузвельта, людей направляли на строительство дорог, возведение государственных учреждений. За эту работу американцам платили деньги, выдавали продуктовые наборы. Однако программы вспомоществования того времени, хотя и оказывали значительную помощь бедным, но в тоже время снижали мотивацию к трудоустройству у граждан, которые могли работать, что влекло за собой рост зависимости от социальных пособий. Необходимо было искать новые, более эффективные решения данной проблемы.

Реформа социальной помощи (1996 г.), по сути, официально утвердила основополагающий принцип предоставления социальной помощи, по которому «кто способен трудиться, обязан найти себе работу». Первостепенной задачей проводимой реформы стало перенаправление граждан, способных трудиться, на получение источников доходов от трудовой деятельности. Таким образом, данная технология получила новую форму своего развития.

Законом «О личной ответственности и возможностях трудоустройства», принятым в 1997 году, был установлен предел получения социальных выплат до 5 лет. Глава семьи в течение двух лет со дня получения первой социальной выплаты обязан трудоустроиться, иначе семья лишалась социальной помощи.

Одним из основных условий программы является поиск работы трудоспособными лицами, потенциальными получателями социального пособия в соответствии с планом достижения самостоятельности в финансовом обеспечении семьи. Расходы на данную программу в 2015 году составили в целом 31,7 млрд руб. [4]. Размер социального пособия в 2015 году в среднем составил 398 долларов. Социальная помощь оказывается как в денежной, так и натуральной форме.

Эффективность работы штатов по реализации данной технологии оценивается двумя показателями:

• численность совершеннолетних во всех семьях, задействованных в трудовой деятельности (больше 50%);

• численность работающих семей с двумя родителями (до 90%).

Если штаты не выполняют вышеуказанные показатели, то с них взыскиваются штрафы. Необходимо отметить, что данная программа доказала свою эффективность: так, если в 1992 году было трудоустроено всего лишь 6,6%, то в 2014 году - 22,6% граждан от общего числа участвующих в данной программе.

В результате реализации программы временной помощи нуждающимся семьям в стране отмечается сокращение численности реципиентов по данной программ. Так, численность нуждающихся семей сократилась с 2 215 человек в 2000 году до 1 203 человек в 2016 году, численность получателей пособий уменьшилась с 5 778 человек в 2000 году до 2 757 человек в 2016-м [5, с. 79] (Lebedeva, Petrovskaya, 2017).

Отличительной чертой государственного регулирования оказания социальной помощи в США является дифференциация ответственности и полномочий всех уровней власти. На протяжении последних 20 лет отмечается тенденция возрастания роли штатов как непосредственно действующих субъектов в социально-экономической сфере. В каждом штате существуют свои требования к трудоустройству получателей социальных пособий по программе временной помощи нуждающимся семьям, но везде отмечается устойчивая тенденция снижения численности получателей социальных пособий; роста трудоустройства и доходов среди бывших участников программы.

Особенность американского опыта заключается в том, что, помимо финансирования программ социальной помощи, государство оказывает помощь в создании возможностей трудоустройства и перехода на самообеспечение нуждающихся граждан, в том числе путем создания и реализации программ дополнительного профессионального обучения и переобучения вышеуказанной категории граждан. Данный подход государства представляется наиболее действенным механизмом оптимизации государственной социальной помощи [6].

Особенностью применения технологии социального контракта во Франции является то, что в данной программе могут участвовать не только безработные, которые нуждаются в социальной помощи, но и бедные работающие граждане, уровень нуждаемости которых определяется с 2008 года показателем дохода активной солидарности (RSA) [7, с. 85] (Kudinova, 2013).

Национальным законодательством установлены правила и порядок предоставления социального контракта. Реализуются данные нормы на региональном уровне и финансируются на паритетных началах. Социальный контракт предназначен для поддержания приемлемого уровня жизни граждан, оказавшихся в затруднительном материальном положении в силу различных обстоятельств (возраст, низкая квалификация и т.д.), а также активного побуждения, способных к трудовой деятельности.

Доход активной солидарности (RSA) может назначаться любому обратившемуся лицу, на законных основаниях проживающему во Франции, в возрасте старше 25 лет, не имеющему средств; лицам от 18 до 24 лет, которые имеют на иждивении одного или нескольких детей (или ожидают рождения ребенка); лицам, продолжительность трудовой деятельности которых составляла не меньше 2 лет в течение 3 лет, предшествующих заявлению на получение RSA.

Стоит отметить, что ограничение по максимальному возрасту для получения RSA отсутствует. Начиная с 60 лет, заявитель может получать различные другие пособия. Сумма RSA зависит от средств и доходов заявителя и каждого из членов его семьи.

Сумма доходов, которая учитывается при рассмотрении заявления, равняется месячному среднему значению доходов, полученных в течение трех месяцев, предшествующих заявлению. Другие пособия (пособие по безработице, жилищные субсидии, семейные пособия и т.д.) учитываются в соответствии с индивидуальной ситуацией заявителя.

Существует два типа расчета фиксированной суммы данного пособия:

мбазовое пособие RSA: при отсутствии у семьи никакого дохода от трудовой деятельности ей выплачивается минимальный гарантированный уровень доходов в виде фиксированной суммы, которая может варьироваться в зависимости от состава семьи;

• дополнительное пособие RSA в том случае, если семья имеет доход от трудовой деятельности, который ниже минимальной гарантированной суммы.

Социальная поддержка граждан по данной технологии проходит в два этапа:

1) На первом этапе (фаза ориентации) клиент выбирает одно из трех предложенных направлений сопровождения программы социальной адаптации, установленных законодательством Франции.

2) На втором этапе (фаза сопровождения) непосредственно разрабатывается социальный контракт и осуществляется его реализация. Социальный контракт подписывает заявитель и советник по социальному контракту, который будет осуществлять дальнейшее социальное сопровождение получателя пособия.

Однако следует обратить внимание: условия контракта не всегда гарантируют занятость.

При невыполнении условий социального контракта (бездействии) получатель исключается из системы дохода активной солидарности с прекращением выплаты пособия. Но в этом случае и службы социального сопровождения лишаются части финансирования, в связи с отрицательным результатом проведенной работы. Таким образом, обеспечивается заинтересованность в положительном результате обеих сторон социального контракта [8] (Rybalchenko, Prokofeva, Yurev, 2012).

Основным элементом системы социальной адаптации незанятого населения в Великобритании является программа «Новый курс» (New Deal), включающая в себя комплекс мер по стимулированию этой категории населения к труду. Структура социальных выплат в рамках данной программы выстроена таким образом, чтобы стимулировать/принуждать участников программы возвратиться на рынок труда. Органы социальной поддержки имеют право приостановить выплату пособия гражданам, отказавшимся от предложенной «приемлемой» занятости.

Программа направлена не только на снижение государственных расходов на социальную помощь путем сокращения числа ее получателей, а также на оказание помощи

людям по получению оплачиваемой работы, которая является гарантированным методом против бедности, в отличие от пособий. То есть интересы граждан в указанной программе ставятся на первое место.

К каждому участнику программы прикрепляется советник, оказывающий непосредственную помощь в поиске подходящей работы. Участнику программы необходимо в течение 4 месяцев найти работу. Если гражданин не смог трудоустроиться, то по истечении указанного периода ему предлагается на выбор один из четырех вариантов занятости:

• субсидируемое рабочее место в частном секторе;

• рабочее место в некоммерческом секторе; очное образование или профессиональное обучение длительностью до 13 месяцев;

• работа в оперативной группе по охране окружающей среды.

Во всех предлагаемых вариантах выплата пособия по безработице сохраняется. Клиенту, отказавшемуся от предложенных вариантов трудоустройства, выплата пособия по безработице прекращается [9] (Prokofeva, 2010).

Приоритетным направлением данной Программы является трудоустройство молодежи до 25 лет, но в последние годы разработаны программы, которые включают в себя пять возрастных категорий безработных от 25 до 50 лет и старше, а также одиноких родителей, инвалидов, желающих найти работу.

Эффективность социальных программ «Нового курса», по оценке Правительства Великобритании, высока: за 10 лет их функционирования (2000-2010 гг.) было трудоустроено около 3 млн граждан и создано почти 1,8 млн рабочих мест, что повысило уровень занятости до 75%, сократилось число обращений за пособием по безработице [9] (Prokofeva, 2010).

Таким образом, введению контрактной системы оказания социальных услуг в зарубежных странах способствовали такие тенденции последнего времени:

• необходимость создания целевых социальных программ для остро нуждающегося населения, реагирующего на конкретные запросы и нужды граждан;

• децентрализация системы социальной помощи, что означает реализацию социальных федеральных программ на региональном уровне на основе паритетного принципа финансирования из федерального уровня;

• рыночные механизмы путем расширения частного рынка как одного из главных направлений при заключении контрактов, особенно в сфере здравоохранения.

Зарубежный опыт свидетельствует о важности и значимости предоставления государственной поддержки социально незащищенным категориям граждан.

Как уже было отмечено, востребованность социального контракта определяется различными объективными причинами, отражающими современные социальные, экономические, политические условия, к которым нужно отнести: экономическое положение и уровень жизни населения; ситуацию на рынке труда и занятости; социальную политику государства; положительный зарубежный опыт; социально-территориальные особенности развития регионов; демографию.

Внедрение системы социальных контрактов в России было инициировано в 2010 году президентом Д.А. Медведевым, и предполагало развитие и повышение эффективности предоставления адресной социальной помощи. Инициатива основывалась на положительном опыте применения данной технологии в зарубежных странах. В пилотный проект было включено 12 субъектов страны.

За прошедший период практика оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в России значительно расширилась. Органами социальной защиты гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и заключившим социальный контракт, предоставляется материальная поддержка и в процессе реализации программы социальной адаптации оказывается помощь в поиске работы, организации профессионального обучения и переподготовке, открытии собственного дела, развитии личного подсобного хозяйства.

В 2017 году доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь, составила 6,75%, в сравнении с 5,44% в 2016 году [10] (Bondareva et al., 2018).

В целом в России в 2017 году было заключено более 65 тыс. социальных контрактов, что на 73% больше, чем в 2013 году на начальном этапе реализации данной технологии. В настоящее время программой охвачено более 230 тыс. человек, учитывая всех членов семей, и это в 2,4 раза выше аналогичного показателя 2013 года.

Социальная помощь на основании социального контракта предоставлена 47 тыс. (71,7% от общего числа заключенных социальных контрактов) малообеспеченных многодетных семей, имеющих детей до 16 лет.

Следует обратить внимание, что в регионах показатели доли трудоустроенных граждан трудоспособного возраста из числа малообеспеченных семей с детьми в общей численности граждан трудоспособного возраста различны. К примеру, в 2017 году в рамках социального контракта число граждан, получивших государственную социальную помощь, в Алтайском крае и Республике Коми составило 100%, в Тульской, Мурманской, Липецкой, Ленинградской областях - 62,6%, 43,4%, 42,2%, 34,6% соответственно, в Республике Калмыкия - 41,2% [11]. Достаточно высокий охват малоимущего населения социальным контрактом отмечается в Республике Саха (Якутия) -83,7%, в Астраханской области - 51,1%.

По сравнению с 2013 (34,0 тыс. руб.) увеличился размер единовременной денежной выплаты малообеспеченным семьям и в среднем по стране составил 36,8 тыс. руб. По окончании социального контракта в малообеспеченных семьях с детьми в 2017 году повысился среднедушевой доход в среднем по стране в 1,5 раза, преодолели трудную жизненную ситуацию 41,8% таких семей (в 2013 году - 21,7%). В Ставропольском крае и Чукотском автономном округе данный показатель составил 87,0% и 100% соответственно. Всего улучшили свое благосостояние, преодолели бедность 49,6% малообеспеченных семей [11].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что государственная социальная помощь на основании социального контракта является эффективной формой социальной поддержки нуждающихся семей.

В полной мере социальные контракты не могут решить все проблемы бедности в отсутствие других мер, в то же время у данной технологии явно есть своя целевая аудитория, которая получает шанс улучшить свое положение.

Макроэкономические и финансовые риски, связанные с кризисными явлениями в российской экономике, а также существенная дифференциация финансовых возможностей субъектов Российской Федерации привели к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что может привести к расширению зоны бедности, осложнению оказания социальной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и, как следствие, к росту социальной напряженности в обществе [12].

Как показывает практика, система социального контракта является наиболее эффективным механизмом преодоления бедности, так как стимулирует граждан к активным действиям по улучшению своего материального положения. Но для того чтобы обеспечить запланированный показатель, потребуется помощь федерального бюджета, поскольку средств региональных и муниципальных бюджетов на расширение этого эффективного механизма помощи в преодолении бедности недостаточно.

Современное состояние рынка труда и занятости в России характеризуется рядом проблем, особенно остро проблемы выражены в депрессивных регионах, где экономика определяется малым числом предприятий или одним градообразующим. По данным Росстата, самый низкий уровень безработицы - 2,9% от численности рабочей силы, определенный в соответствии с критериями МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, а самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе -10,8%. Радикальная трансформация рынка труда и связанные с этим изменения, происходящие в социальной сфере, по мнению экспертов, приведут к возможному кризису традиционной занятости, росту безработицы, особенно среди работников низкой и средней квалификации.

В этой связи внедрение социального контракта, предусматривающего вовлечение в занятость трудоспособных взрослых из семей, с которыми заключается социальный контракт, позволит снизить уровень безработицы и дать гражданам средства к существованию на период трудоустройства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо обратить внимание, что речь идет не только о помощи безработным гражданам, но также и содействии в поиске другой работы (в другом месте, по иной специальности) с более высоким заработком. Органом социальной защиты совместно со службой занятости должно оказываться содействие в поиске работы, но это не означает, что гражданин должен бездействовать, он также должен добросовестно прикладывать усилия по поиску работы. Предполагается, что при применении технологии социального контракта более полно реализуется трудовой потенциал семьи,

повышается социальная ответственность граждан, ослабевает иждивенческий мотив в их поведении.

Таким образом, технология социального контракта направлена на повышение материального благополучия семей или одиноких граждан, попавших в силу различных причин за черту бедности, на вывод таких семей из категории нуждающихся в государственной социальной поддержке. В этой связи необходимо перейти к конкретным инструментам оказания социальной помощи реально нуждающимся гражданам, и ожидаемым результатом должно быть в первую очередь повышение уровня и качества жизни социально уязвимых слоев общества.

В своем послании Федеральному собранию в феврале этого года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что государство должно помогать людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, и социальный контракт является перспективным инструментом данной поддержки. Федеральный бюджет поддержит регионы, которые активно внедряют практику социальных контрактов. Как отметил глава государства, этот эффективно работающий механизм способен поддержать людей, оказавшихся по каким-либо причинам за чертой бедности. Более 9 миллионов граждан в течение пяти лет смогут воспользоваться данной социальной помощью [13].

В качестве перспективных направлений региональной социальной политики в сфере социальных контрактов возможно предложить:

• на законодательном уровне установить конкретные условия заключения социального контракта, а также минимальные объемы его применения;

• повышать адресность предоставления социальной помощи государством на основе социального контракта путем расширения перечня критериев по нуждаемости. Необходимо не только оценивать уровень доходов обратившегося в сравнении с прожиточным минимумом, но и вводить дополнительные критерии, что позволит принять более взвешенное и объективное решение. Реализация данного механизма также позволит увеличить средний размер предоставляемой поддержки и, следовательно, ее эффективность;

• направлять информацию о мерах социальной защиты, предоставляемых гражданам России за счет средств бюджетов всех уровней, через систему межведомственного электронного документооборота;

• предоставлять аналитическую и статистическую информацию для прогнозирования и оценки потребностей граждан. Использовать все имеющиеся источники информации о денежных доходах и расходах населения, получающего социальную поддержку от государства как в денежной, так и в натуральной форме. Одним из основных инструментов должна быть Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), важным преимуществом которой является значительный экономический эффект при планировании расходов на социальное обеспечение в консолидированном бюд-

жете Российской Федерации и финансовая устойчивость в долгосрочной перспективе [14] (Ekimova et al., 2018); • использовать социальные контракты в качестве механизма поддержки и развития индивидуального предпринимательства. По нашему мнению, целесообразно предоставлять безработным гражданам, обратившимся за поддержкой, после прохождения специального обучения и составления бизнес-плана единовременную выплату в виде гранта на открытие собственного предприятия, что позволит, помимо выполнения своей прямой социальной функции, способствовать росту предпринимательской активности и созданию новых рабочих мест.

Заключение

Итак, социальный контракт - это договор между государством и семьей, в котором каждая сторона имеет свои обязательства. Государство оказывает материальную поддержку, даёт возможность получить специальность или организовать собственное небольшое дело. Обязанность человека - найти в себе силы начать работать, обеспечивая будущее себе и своим детям. Ключевым моментом здесь является именно личное желание и стремление человека выйти из сложной жизненной ситуации.

Таким образом, социальный контракт можно рассматривать в качестве перспективного инструмента в решении задач по снижению уровня бедности как социально-экономического партнерства граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, с государством, дающего возможность преодолеть данную ситуацию, а так же как эффективный механизм оптимизации государственных социальных расходов и стимулирования инвестиционной и деловой активности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Социальное положение и уровень жизни населения России: стат. сб. - М.: Росстат,

2017. - 332 с.

2. Назаров В., Пошарац А. Развитие эффективной социальной поддержки населения в

России: адресность, нуждаемость, универсальность: научный доклад. - М.: Научно-исследовательский финансовый институт; Всемирный банк, 2017. - 144 с.

3. Записка Департамента комплексного анализа и прогнозирования «Об основных на-

правлениях работы по снижению уровня бедности» от 12.02.2019. Rosmintrud.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms.

4. Temporry assistance for needy families (TANF), Eleventh Annual Report to Congress

2016, April 7

5. Лебедева Л.Ф., Петровская Н.Е. Трансформация государственной политики в соци-

ально-трудовой сфере США: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2017. - 144 с.

6. Социальный контракт - новая форма оказания государственной адресной социаль-

ной помощи населению в субъектах Российской Федерации Аналитический вестник Совета Федерации РФ № 8 (394), июль 2010.

7. Кудинова К.В. Социальный контракт: зарубежный опыт и российская практика //

Перспективы и темпы научного развития. - 2013. - № 1. - С. 85-90.

8. Рыбальченко С.И., Прокофьева Л.М., Юрьев Е. Семейная политика Франции: возмож-

ности применения успешного опыта в России. - М.: ООО «М-Студио», 2012. - 48 с.

9. Прокофьева Л.М. Социальный контракт - новая форма оказания государственной

адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС. - 2010. - № 8 (394).

10. Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/77569645.

11. Доклад об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2017 году и задачах на 2018 год. Коллегия Минтруда России 23 марта, 2018. Trudcontrol. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trudcontrol.ru .

12. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2017 год (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 29 августа 2018 г. № 41К (1262).

13. Послание Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному собранию 20.02.2019 г. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kremlin.ru/events/ president/news/59863.

14. Ekimova K.V., Bogdanova O.Y., Karepina O.I., Kravchenco E.V. Pension Fund of The Russian Federation: challenges and prospects of the development under modern conditions // European Research Studies Journal. - 2018. - № 3. - p. 282-283.

references:

Sotsialnoe polozhenie i uroven zhizni naseleniya Rossii [Social status and living standards of Russia's population] (2017). M.: Rosstat. (in Russian). Ekimova K.V., Bogdanova O.Y., Karepina O.I., Kravchenco E.V. (2018). Pension Fund of The Russian Federation: challenges and prospects of the development under modern conditions [Pension Fund of The Russian Federation: challenges and prospects of the development under modern conditions].European Research Studies Journal. (3). 282-283. (in Russian). Kudinova K.V. (2013). Sotsialnyy kontrakt: zarubezhnyy opyt i rossiyskaya praktika [Social contract: international experience and Russian practice]. Perspektivy i tempy nauchnogo razvitiya. (1). 85-90. (in Russian). Lebedeva L.F., Petrovskaya N.E. (2017). Transformatsiya gosudarstvennoy politiki v sot-sialno - trudovoy sfere SShA [The transformation of state policy in social and labor sphere of the United States] M.: Knorus. (in Russian).

Nazarov V., Posharats A. (2017). Razvitie effektivnoy sotsialnoy podderzhki naseleniya v Rossii: adresnost, nuzhdaemost, universalnost [The development of effective social support of the population in Russia: targeting, need, versatility] M.: Nauchno-issledovatelskiy finansovyy institut; Vsemirnyy bank. (in Russian).

Prokofeva L.M. (2010). Sotsialnyy kontrakt - novaya forma okazaniya gosudarstvennoy adresnoy sotsialnoy pomoschi naseleniyu v subektakh Rossiyskoy Federatsii [Social contract - a new form of rendering the state address social help to the population in subjects of the Russian Federation]. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii FS. (8 (394)). (in Russian).

Rybalchenko S.I., Prokofeva L.M., Yurev E. (2012). Semeynaya politika Frantsii: voz-mozhnosti primeneniya uspeshnogo opyta v Rossii [Family policy in France: possibilities of application of successful experience in Russia] M.: OOO «M-Studio». (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.