Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК МЕТОД БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ'

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК МЕТОД БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
социальный контракт / теневая занятость / предпринимательская деятельность / Алтайский край / social contract / shadow employment / entrepreneurial activity / Altai Territory

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пахомова М.А.

В современной экономике России и экономике Алтайского края актуальной остается проблема неформальной занятости. В статье рассматривается социальный контракт, как метод борьбы государства с теневой занятостью путем легализации предпринимательской деятельности и трудовых отношений. Рассмотрены особенности заключения социальных контрактов в Алтайском крае, а также проблемы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONTRACT AS METHOD OF COMBATING SHADOW EMPLOYMENT IN THE ALTAI TERRITORY

In the modern economy of Russia and the economy of the Altai Territory, the problem of informal employment remains relevant. The article considers the social contract as a method of the state's struggle against shadow employment by legalizing entrepreneurial activity and labor relations. The features of concluding social contracts in the Altai Territory, as well as the problems of their implementation, are considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК МЕТОД БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

УДК 331.5+364.3

Пахомова М.А.

Алтайский государственный университет (г. Барнаул, Россия)

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК МЕТОД БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Аннотация: в современной экономике России и экономике Алтайского края актуальной остается проблема неформальной занятости. В статье рассматривается социальный контракт, как метод борьбы государства с теневой занятостью путем легализации предпринимательской деятельности и трудовых отношений. Рассмотрены особенности заключения социальных контрактов в Алтайском крае, а также проблемы их реализации.

Ключевые слова: социальный контракт, теневая занятость, предпринимательская деятельность, Алтайский край.

В настоящее время под теневой (неформальной) занятостью понимается нелегальная деятельность, т.е. выполнение работ (оказание услуг) без оформления трудового или гражданско-правового договора, а также осуществление предпринимательской деятельности без официальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации [1].

Теневые отношения затрагивают многие сферы социально-экономической деятельности, в частности, строительство, ремонт автотранспорта, курьерская доставка, репетиторство, бьюти-сфера, фото/видео съемка и др.

К числу основных причин теневой занятости можно отнести дешевую стоимость рабочей силы, желание избежать исполнение законов о МРОТ, нецелесообразность официального трудоустройства из-за низких зарплат в

официальной занятости, отсутствие или недостаток рабочих мест в сельской местности, нежелание оплачивать государственные налоги, страховые взносы, алименты и др. [2, с. 138].

Государство со своей стороны предлагает различные пути решения проблемы теневой занятости: кредитные каникулы для малого и среднего предпринимательства, гранты для молодых предпринимателей, налог на профессиональный доход (НПД), социальный контракт и др.

Одним из наиболее интересных методов борьбы с теневой занятостью является социальный контракт.

В 2020 г. Алтайский край вошел в число пилотных регионов по реализации социальных контрактов.

Порядок предоставление социального контракта в крае регламентирован как федеральным, так и региональным законодательством.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации [3].

В Алтайском крае материальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим гражданам и семьям, чей среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Алтайском крае на дату обращения за предоставлением материальной помощи (13753 руб. в 2024 г.), а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями материальной помощи на основании социального контракта мероприятия.

Социальные контракты реализуются по 4 направлениям:

- поиск работы - контракт заключается на срок не более 9 мес., выплата осуществляется в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Алтайском крае, в течение одного мес. с даты заключения социального контракта и 3 мес. с даты подтверждения факта дальнейшего трудоустройства получателя материальной помощи,

- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности -не более чем на 12 мес., с выплатой в размере не более 350 тыс.руб.,

- ведение личного подсобного хозяйства - не более чем на 12 мес., с выплатой в размере не более 200 тыс.руб.,

- иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации - не более чем на 6 мес., в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения на период действия социального контракта.

Материальная помощь на осуществление предпринимательской деятельности и ведения ЛПХ оказывается при условии, что гражданин зарегистрирован (зарегистрируется) в качестве индивидуального предпринимателя в Алтайском крае или осуществляет (планирует осуществлять) свою деятельность в качестве налогоплательщика НПД [4].

По нашему мнению, со стороны государства наиболее эффективными в борьбе с теневой занятостью из приведенных направлений социальных контрактов является осуществление предпринимательской деятельности, для сельских территорий края ведение ЛПХ, а также поиск работы, поскольку обязательным условием при заключении социальных контрактов по указанным направлениям является регистрация в качестве ИП или самозанятого в налоговом органе, либо официальное трудоустройство. Со стороны граждан, заключение социального контракта дает возможность легализовать теневой бизнес, воплотить в жизнь новую бизнес идею, увеличить среднедушевой доход за счет инвестирования денежных средств в «свое» дело, либо получить официальное трудоустройство и сопутствующие социальные гарантии.

Заключение социальных контрактов на иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, не является эффективным инструментом легализации неформальной занятости, поскольку не стимулирует граждан к осуществлению трудовой либо предпринимательской деятельности, и не способствует увеличению среднедушевого дохода семьи.

Основными проблемами реализации социальных контрактов является нарушение получателями материальной помощи условий социального контракта (прекращение трудовой или предпринимательской деятельности, снятие с учета в качестве плательщика НПД, нецелевое использование денежных средств или не предоставление документов о целевом использовании денежных средств), не достаточная правовая грамотность граждан, а также недостаточная компетентность специалистов органов социальной защиты в области предпринимательской деятельности, и др.

С каждым годом интерес граждан к заключению социальных контрактов возрастает, в 2023 г. количество заключенных контрактов в крае, по сравнению с 2020 г., увеличилось на 271 %.

По данным Министерства социальной защиты Алтайского края за период 2020 - 2023 гг. в крае заключено более 26 тыс. социальных контрактов на общую сумму 2,5 млрд руб., поддержка затронула более 102 тыс. жителей региона.

Таблица 1. Количество заключенных социальных контрактов за период

2020-2023 гг.

Направления СК 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Поиск работы 1045 3470 3494 3628

Обучение 765 - - -

ИП 199 865 2092 2306

ЛПХ - 665 1317 1332

Иное 1084 1690 1442 1119

Направления СК 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

ИТОГО 3093 6690 8345 8385

Объем финансирования, млрд 0,25 0,4 0,8 1,03

В 2023 г. регион занял первое место по количеству заключенных социальных контрактов среди регионов Сибирского федерального округа.

Таблица 2. Регионы-лидеры по количеству заключенных социальных контрактов в 2023 г. в СФО [5].

Субъект РФ Количество заключенных социальных контрактов

Алтайский край 8385

Новосибирская область 7385

Красноярский край 7222

Кемеровская область 6463

Иркутская область 5827

Несмотря на наличие недостатков, социальный контракт является значимым финансовым инструментом стимулирования и поддержки уровня занятости в регионе, а также развития и поддержки предпринимательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Социальный фонд России, официальный сайт [электронный ресурс]. URL: https://sfr. gov. ru/files/branches/kaluga/Pamyatka_rabotodatelyu. pdf (дата обращения: 15.04.2024);

2. Скуратова И.Н. Проблемы теневой занятости в Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1(23). С. 137-140;

3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 15.04.2024);

4. Приказ Министерства социальной защиты Алтайского края от 25.12.2023 № 27/Пр/384 «Об утверждении Порядка предоставления материальной помощи на основании социального контракта» [электронный ресурс]. https://internet.garant.ru (дата обращения: 16.04.2024);

5. Министерство социальной защиты Алтайского края, официальный сайт [электронный ресурс]. URL: https://www.aksp.ru/news/news/52860/ (дата обращения: 16.04.2024).

Pakhomova M.A.

Altai State University (Barnaul, Russia)

SOCIAL CONTRACT AS METHOD OF COMBATING SHADOW EMPLOYMENT IN THE ALTAI TERRITORY

Abstract: in the modern economy of Russia and the economy of the Altai Territory, the problem of informal employment remains relevant. The article considers the social contract as a method of the state's struggle against shadow employment by legalizing entrepreneurial activity and labor relations. The features of concluding social contracts in the Altai Territory, as well as the problems of their implementation, are considered.

Keywords: social contract, shadow employment, entrepreneurial activity, Altai Territory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.