Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
549
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ОБЩЕСТВО / ИНДИВИД / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мащенко Ирина Владимировна

Рассматриваются существующие в социологии подходы и теории изучения социального конфликта как явления, сопутствующего социальному взаимодействию в различных формах. Автором проанализированы научные изыскания ряда ученых с целью выявления общих черт и различий для более детального дальнейшего исследования социального конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONFLICT AS AN OBJECT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE: THE MAIN APPROACHES TO THE STUDY, ESSENCE, SIGNIFICANCE FOR MODERN SOCIETY

Social conflict as an object of scientific knowledge: the main approaches to the study, essence, significance for modern society

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Мащенко Ирина Владимировна

Социальный конфликт как объект научного познания: основные подходы к изучению, сущность, значение для современного общества

Рассматриваются существующие в социологии подходы и теории изучения социального конфликта как явления, сопутствующего социальному взаимодействию в различных формах. Автором проанализированы научные изыскания ряда ученых с целью выявления общих черт и различий для более детального дальнейшего исследования социального конфликта.

Ключевые слова: социальный конфликт, общество, индивид, социальная группа, социальные процессы, общественные институты.

Social conflict as an object of scientific knowledge: the main approaches to the study, essence, significance for modern society

The article analyzes the approaches and theories of studying social conflict as a phenomenon accompanying social interaction in various forms existing in sociology. The author has considered scientific research of specific scientists in order to further study the social conflict in more detail.

Keywords: social conflict, society, individual, social group, social processes, social institutions.

В условиях постоянно развивающегося общества и трансформирующихся под воздействием различных социальных процессов общественных институтов проблема понимания сущности социального конфликта приобретает особую актуальность. Оговоримся, что данный вопрос был предметом интереса многих ученых-социологов, так как социальный конфликт сопровождает общество на всех этапах его развития и является движущим элементом не только эволюции социума как такового, но и социологии как науки. С течением времени из единой науки социологии, изучающей общество и общественные процессы, была выделена конфликтология как особый раздел, целью которого и является изучение сущности социальных конфликтов, их формирования и условий развития.

Социальный конфликт, согласно А. Здра-вомыслову, есть важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [1, с. 17]. Рассматриваемый нами конфликт по своей сущности представляет собой некое противоборство между несколькими

субъектами социальных процессов, участниками общественного взаимодействия как внутри социальный группы, так и между ними, причиной которого является несовместимость деятельности по удовлетворению потребностей, интересов, материальных и духовных ценностей. Конфликтология - междисциплинарная область знания, которая находится в тесной взаимосвязи как с другими общественными, так и с философскими, историческими науками. В связи с этим верным будет утверждение, что многие ученые, работающие в данных областях, тем или иным образом затрагивали в своих исследованиях проблемную область конфликтологии либо целенаправленно изучали отдельные ее аспекты. Социальный конфликт является одним из предметов изучения социологии. Происходит взаимообмен между конфликтологией и социологическими науками: с одной стороны, вырабатываются технологии разрешения различных видов социальных конфликтов, а с другой - принимаются во внимание научные достижения других областей, использующих достижения социологии как собственную теоретическую основу.

Наше общество, несмотря на все предшествующие и современные научные достижения, все еще нуждается в изучении механизмов, сущности социальных конфликтов, а

137

также в разработке методов их преодоления. В связи с этим считаем актуальным изучение социального конфликта как объекта научного познания через призму уже существующих концепций, сравнение подходов различных ученых-социологов, внесших заметный вклад в изучение социального конфликта. Полученные данные будут служить основой для дальнейшего изучения конфликта и поиска наиболее результативных способов его преодоления, позволят избежать повтора уже сделанных учеными прошлого ошибок и использовать их достижения, все еще имеющие актуальный характер, как основу будущих исследований.

Наиболее заметный вклад в разработку указанной нами проблематики внесли такие известные социологи, как М. Вебер, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Маркс, П. Сорокин. Рассмотрим их точки зрения на проблему социального конфликта.

Указанные ученые выбраны отнюдь не случайно: каждый из них не только имеет научный авторитет и внес значительный вклад в развитие общественных наук в целом, но и обладает собственным, несколько отличающимся от остальных мнением, что и позволяет нам провести комплексный анализ существующих позиций по проблеме социального конфликта и его места в социологии. Наше исследование представляет собой краткий анализ трактовок социального конфликта, которые были разработаны указанными выше авторами, их сравнение в целях дальнейшего изучения социального конфликта как общественного явления, его места во взаимодействии между индивидами, социальными группами и роли, которую он играет в общественном развитии.

Конфликт является главным объектом научных исследований М. Вебера и занимает центральное место в основных направлениях его научной деятельности - социологии религии, экономической жизни и политики. По мнению ученого, особая роль в возникновении и развитии социальных конфликтов в современном ему обществе принадлежит бюрократии как специфическому социальному классу, который имеет возможность лоббировать свои интересы посредством использования системы власти и влияния на государственные органы. В системе религиозных ценностей конфликт, как следует из научных трудов Вебера, заключается в самом существовании различных типов религиозного мировоззрения. При этом их сущность такова, что имеющийся инстру-

мент разрешения социальных конфликтов здесь теряет свою силу, и его применение нецелесообразно. Аргументация, разъяснение, проведение анализа и другие инструменты разрешения конфликта не могут повлиять на устоявшиеся ценности человека и его мировоззрение, так как конфликт зарождается на уровне сознания индивидов, а не в процессе их взаимодействия.

Одним из первых ученых, разработавших собственную систему мировоззрения, начав с изучения социального конфликта и общественных противоречий как основы развития, источника и центра материализма, является Карл Маркс. Благодаря работам и научным изысканиям К. Маркса в конце XIX - в начале XX в. была сформулирована «конфликтная» модель общества. В своих работах он представил экономические факторы и борьбу внутри общества за право обладания ими как первопричину возникновения и развития социальных конфликтов. В свою очередь, последствиями развития социального конфликта, возникшего в результате экономической борьбы, он считал принимаемые политические решения и вообще политические процессы в целом. В этом его позиция близка к мнению М. Вебера.

Достаточно близка к уже рассмотренным нами научным подходам к пониманию сущности социального конфликта и его места в социологии позиция Г. Спенсера. Разделяя общество по типам на военное, индустриальное и современное, Спенсер указывал в качестве одного из основных критериев своей типологии именно сущность и вид основного социального конфликта, имеющего место в тот или иной исторический период. При этом ученый особо подчеркивал, что переход общества от одного типа к другому сопровождается социальными потрясениями и, как следствие, увеличением уровня конфликтности.

Несколько по-другому понимает социальный конфликт Г. Зиммель, немецкий философ и социолог, внесший огромный вклад в развитие социологии конфликта и становление конфликтологии как особой отрасли научного знания благодаря созданию им функциональной теории конфликта.

В теории Г. Зиммеля конфликт представлен как универсальное явление, гармонично существующее в обществе, которое, по своей сути, не может развиваться в бесконфликтном состоянии. Конфликт в данном случае действу-

138

ет как катализатор эволюции и прогресса, а не как причина изменений, которые, в том числе, могут носить и резко отрицательный характер. В своих исследованиях Зиммель уделял особое внимание конфликту, возникающему между индивидом и социальной группой или обществом в целом. Это случается тогда, когда происходит конфликт между внутренними мировоззренческими установками человека и принятыми в обществе моделями поведения и системой ценностей. Возникает внутренняя раздвоенность или противоречие внутреннего «Я» индивида. Данное противоречие и признано Зиммелем двигателем общественного прогресса, так как человек вынужден или изменить себя в сторону конформизма и принятия общественных правил, или изменить сами правила, трансформировать их в лучшую сторону или же принять новые. Г. Зиммель отмечал тенденцию рационализации и интеллектуализации как в развитии личности, так и в процессе развития социального конфликта как формы взаимодействия членов общества друг с другом и с социумом в целом. Особо следует подчеркнуть, по нашему мнению, вклад ученого в изучение роли третьего лица, включающегося в конфликт. Данный факт дает возможность для формирования многоплановых социальных отношений, что способствует развитию общества.

Американский социолог Л. Козер, считающий себя учеником Г. Зиммеля, продолжил учение о конфликте в контексте его положительного влияния на общественное развитие. Главным достижением его научной деятельности можно считать формирование теории, согласно которой любая социальная система состоит из разнообразных по сущности элементов и связанных между собой частей, которые находятся в состоянии дисбаланса. Социальные блага распределены в системе неравномерно, что и становится причиной возникновения социального конфликта, в ходе которого общество развивается по пути равного распределения социальных благ.

Межгрупповые конфликты также нашли отражение в работах Л. Козера. По его мнению, социальные конфликты, возникающие между различными группами, приводят к мобилиза-

ции традиционных, культурных, ценностных и исторических факторов общества.

В социологических исследованиях П. Сорокина конфликт приобретает статус фактора, способствующего появлению в обществе социальных наград в виде поощрения или одобрения и социальных санкций. Они являются регулятором внутригрупповой борьбы и конфликтов: бесконфликтное и мирное взаимоотношение членов группы друг с другом при наличии конфликтного состояния норм должного поведения возможно благодаря соединенному действию мотивационного и дрессирующего влияния кар и наград [2, с. 15].

Именно П. Сорокин выделил три основных типа конфликта:

конфликты между индивидами;

межгрупповые конфликты;

конфликт между личностью и группой.

Итак, несмотря на достаточно существенные различия в понимании социального конфликта учеными разных периодов и направлений, мы можем отметить их единство в признании социального конфликта в большей степени позитивным явлением, а не негативным. Данный факт обусловлен тем, что существование социального конфликта является катализатором различных общественных изменений. Естественно, мы не можем констатировать отсутствие негативных явлений, однако, если рассматривать саму суть процессов, возникающих из-за какого-либо социального конфликта, можно утверждать, что они провоцируют развитие или конкретного индивида, или социальной группы, или общества в целом.

В заключение приведем слова Т.Н. Жуйко-вой: «...хотелось бы отметить, что, поскольку каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода, очень важным является знание сущности конфликта, правил поведения участников конфликта в экономической, политической, культурной областях» [3]. Это позволит эффективнее ориентироваться в окружающей социальной среде, создаст основу для управления ею и даст возможность использовать возникающие социальные конфликты с максимально возможным позитивным эффектом.

139

1. Социология конфликта: учеб. пособие для студентов вузов (изд. в рамках программы обновления гум. образования). 3-изд., доп. и перераб. М., 1996.

2. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. М., 2001.

3. Жуйкова Т.Н. Социальный конфликт как предмет научного исследования // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. № 4.

1. Sociology of Conflict: textbook for university students (ed. in the framework of the program of renewal of humanitarian education), 3rd ed., augm.andrev. Moscow, 1996.

2. Sorokin, P.A. Crime and punishment, feat and reward. Moscow, 2001.

3. Zhuikova, T.N. Social conflict as a subject of scientific research // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2007. No. 4.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мащенко Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России; e-mail: 3787230@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

I.V. Mashchenko, Senior Lecturer of the Department of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: 3787230@mail.ru

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.