УДК 316.47;316
Бояринова Ирина Владимировна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий,
Белгородский государственный национальный исследовательский
университет
Начкебия Майя Севериановна
старший преподаватель кафедры социальных технологий, Белгородский государственный национальный исследовательский университет nachkebiya@bsu. edu. ru Irina V. Boyarinova
Candidate of Science (Sociology), associate professor of the Social Technologies Chair, Belgorod State National Research University [email protected] Maya S. Nachkebiya
senior lecturer of the Social Technologies Chair, Belgorod State National Research University [email protected]
Социальный капитал как методологическая основа эффективности социальный сетей в региональном сообществе
Social capital as a methodological basis for the effectiveness of social networks in
the regional community
Аннотация. Статья посвящена исследованию социального капитала, имеющего существенное методологическое значение для исследования эффективности социальных сетей в региональном сообществе. Согласно данной методологии, социальная действительность предстаёт как среда, наделенная объективными различиями, связанными с разделением между акторами различных капиталов, т.е. определенные социальные отношения. По мнению авторов, социальный капитал рассматривается как структура отношений индивида с социальными субъектами различной природы (человеком, группой людей, организацией), опосредующую его способность к формированию других видов капиталов и ресурсов, обеспечивающих возможность реализации его потребностей и целей.
Ключевые слова: социальные сети, социальный капитал, социальные связи, социальные отношения, межличностные отношения, конвертация социального капитала, социальные ресурсы.
Annotation. The article is devoted to the study of social capital, which has a significant methodological significance for the study of the effectiveness of social networks in the regional community. According to this methodology, social reality appears as an environment endowed with objective differences related to the division
between representatives of different capitals, i.e. certain social relations. According to the authors, social capital is considered as a structure of relations of an individual with social subjects of different nature (a person, a group of people, an organization), mediating his ability to form other types of capital and resources, providing the possibility of realization of his needs and goals.
Keywords: social networks, social capital, social relations, social relations, interpersonal relations, conversion of social capital, social resources.
Формирование и функционирование социальных сетей в региональном сообществе, с нашей точки зрения, является значимым и фактически малоисследованным социальным феноменом, имеющим принципиальное значение для социальных практик, качества жизни населения, для формирования новых социальных структур и отношений.
Социальная эффективность индивида во многом обуславливается его способностью формировать социальные сети и эффективно использовать их капитал для наращивания объема личного капитала.
В настоящее время, в процессе исследования социальных сетей особое методологическое значение имеет концепция социального капитала, разработанная Г. Беккером, П.М. Козыревой, Н.М. Лебедевым, Р. Патнэмом, В.В. Радаевым, Ф. Фукуямой[1]. Проблема социального капитала, интегративными показателями которого служат власть и влияние, подробно рассматривается в концепции поля П. Бурдье[2]. Среди отечественных исследователей следует отметить работы С.Ю. Барсуковой, Е.В. Реутова, Т.Ю. Сидориной[3].
По нашему мнению, социальный капитал как инструмент актуализации и наращивания личного капитала, определяет совокупность социальных связей и ресурсов, предоставляемых ими.
Согласно данной методологии, социальная действительность предстаёт как «пространство объективированных различий, связанных с распределением между агентами различных капиталов - определенных социальных отношений. Устойчивые сочетания капиталов оформляются в позиции социального пространства, через которые возможно определить социальные отношения». Капиталы (экономический, культурный, социальный, символический) -«продукты объективации социальных отношений, являющиеся условиями и предпосылками практик агентов» [4].
Социальный капитал в данной работе мы определяем как структуру отношений индивида с социальными субъектами различной природы (человеком, группой людей, организацией), опосредующую его способность к формированию других видов капиталов и ресурсов, обеспечивающих возможность реализации его потребностей и целей. Социальный капитал как «выстроенные человеком социальные связи» выступает в роли важнейшего адаптационного ресурса индивида.
При исследовании понятия «социальный капитал» нами были проанализированы научные труды П. Бурдье. В его работах данное понятие трактуется как «ресурсы, основанные на родственных отношениях и
отношениях в группе членства»[5]. В свою очередь, в работах Р. Патнэма «социальный капитал» был рассмотрен как «связи между индивидами -социальные сети и нормы взаимности, которые из этих сетей проистекают» [6]. В этих трактовках социальный капитал соответствует тем параметрам, которые определяет Дж. Коулман. А именно: в отличие от других видов капитала, он подходит к существующей структуре связей, которая возникает между акторами и среди них; облегчает определенные действия акторов внутри социальной структуры, «способствует достижению определенных целей, добиться которых при его отсутствии невозможно» [7]. Речь идет о межличностных связях и отношениях, позволяющих объединить отдельные процессы жизнедеятельности. Например, бизнес-процессы требуют существенного ускорения, облегчения и «удешевления»; возникает необходимость содействия к «упрощенному» доступу общественно значимых благ (использование знакомств, блата); посредством практик взаимопомощи оказывать содействие адаптации населения к динамично изменяющейся ситуации; обеспечивать способность населения к консолидированным действиям и др.
Разделяя в целом такие взгляды, мы считаем целесообразным дополнить понимание социального капитала как структуры межличностных отношений «вертикальной» составляющей - отношениями с деперсонализированными структурами. Это видится необходимым хотя бы в силу того, что, включенность индивида в «вертикальные» отношения, способность к «освоению» этого типа социального капитала, также опосредует его адаптационный ресурс. В то же время, низкая возможность «освоения» этого типа капитала (например, в силу высокой бюрократизации, неэффективности формальных структур или низкого уровня доверия к ним со стороны граждан), обедняет возможности человека в реализации целей и потребностей, снижая его способность к адаптации.
Аналогичная позиция, хотя и не часто, но встречается в некоторых работах. Так, Е. Авраамова и Д. Логинов при определении алгоритма расчета социального капитала, в качестве одного из его уровней выделяют отношения, «в которые вовлечены все люди уже потому, что они являются гражданами государства и имеют возможность получить минимальную государственную социальную поддержку (пособие по безработице, субсидии по оплате коммунальных услуг и т.п.)» [8] - это можно отнести к капиталам вертикальных связей.
Исследуя проблему конвертации социального капитала, Н. Тихонова обращает внимание на подмену понятий: «капиталы» и «ресурсы». Обосновывая свою мысль, автор отмечает, что для нуждающихся россиян социальный ресурс - это не капитал, находящийся в свободном распоряжении и к которому можно обращаться по мере необходимости и использовать более эффективно, что позволит обеспечить увеличение их общего капитала, а это ресурс, который используется в определенной форме, и выбор данной формы часто зависит от того, кто предоставил помощь, а не от того, кто ее получил. Исходя из этого, она предлагает основания для дифференциации этих понятий:
- способности к увеличению, наращиванию (автор считает, что в первую очередь это касается способности социального капитала конвертироваться в экономический);
- возможности индивида диспонировать его - свободно распоряжаться как доступом к нему, так и его выбором [9].
Адаптационные возможности социального капитала мы рассматриваем с точки зрения его конвертации в другие капиталы и ресурсы. К таковым мы относим следующие: финансовые, материальные, трудовые, информационные, консультационные, эмоционально-психологические, а также - содействие доступу к социально-значимым возможностям (услугам здравоохранения, образования, социальной защиты и т.п.). Часть из них приоритетно характеризует «горизонтальный» социальный капитал, часть - вертикальный, часть - и, тот, и другой.
Таким образом, в нашем исследовании понятие «социальный капитал» операционализируется через горизонтальный и вертикальный типы социальных связей и отношений - социальные сети взаимопомощи, с одной стороны, и взаимодействие индивида с формальными структурами, с другой.
Литература
1. Putnam R. Making Democracy Work. Civic Tradition in Modern Italy. -Princeton: Princeton University Press, 1993; Фукуяма Ф. Социальный капитал // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л.Харрисона, С.Хантингтона. - М.: Московская школа политических исследований, 2002. - С.129-149.
2. Бурдье П. Начала. - М.: Socio-Logos, 1994; Бурдье П. Структуры, габитус, практики // Современная социологическая теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. - Новосибирск, 1995.
3. Барсукова С.Ю. Реципрокные взаимодействия. Сущность, функции, специфика // Социологические исследования. - 2004. - №9. - С. 20-30; Реутов Е.В. Эффективность социальных сетей в региональном сообществе // Социологические исследования. - 2011. - №1. - С.79-87; Сидорина Т.Ю. Социальный капитал - индивидуальный или общественный (корпоративный) ресурс? //Журнал исследований социальной политики.- 2007. - № 3. - С. 319334.
4. Авраамова Е., Логинов Д. Адаптационные ресурсы населения: попытка количественной оценки. Дата обращения 13.10.2017. URL: http://www. 789. ru news ~2 75-2 76.html.
5. Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of theory and research for sociology of Education. Ed. by J. Richardson. New York: Greenwood Press, 1986.
6. Цит. по: Сидорина Т.Ю. Социальный капитал организации и социальная политика российского предприятия // Журнал исследований социальной политики. - 2007. - №3. - С. 320.
7. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С.124.
8. Авраамова Е., Логинов Д. Адаптационные ресурсы населения: попытка количественной оценки. Дата обращения 13.10.2017. URL: http://www. 789. ru/news/72 75-2 76.html
9. Тихонова Н.Е. Социальный капитал как фактор неравенства // Общественные науки и современность.- 2004. - № 4. - С.24-25.
Literature:
1. Putnam R. Making Democracy Work. Civic Tradition in Modern Italy. -Princeton: Princeton University Press, 1993; Fukuyama F. Social capital // Culture matters. How the values promote social progress / ed. by L. Harrison and S. Huntington. - Moscow: Moscow school of political studies, 2002. - P. 129-149.
2. Bourdieu P. Nachala. - M.: Social-Logos, 1994; Bourdieu p. Structures, habitus, practices / / Modern sociological theory: Bourdieu, Giddens, Habermas. -Novosibirsk, 1995.
3. Barsukova S. Yu. Reciprocal interaction. The nature, functions and specificity studies. - 2004. No. 9. - P 20-30; Reutov, E. V. the Effectiveness of social networks in the regional community // Sociological researches. - 2011. - No. 1. - P. 79-87; Sidorina T. Yu. Social capital-individual or public (corporate) resource? // Journal of social policy studies. - 2007. - No. 3. S. 319-334.
4. Avraamova E., Loginov D. Adaptive resources of the population: an attempt to quantify. Date of appeal 13.10.2017. URL: http://www.789.ru/news/7275-276.html.
5. Bourdieu P. the forms of capital // Handbook of theory and research for sociology of Education. Ed. by J. Richardson. New York: Greenwood Press, 1986.
6. Cyte. po: Sidorina T. Yu. Social capital of the organization and social policy of the Russian enterprise // Journal of social policy studies. - 2007. - No. 3. - P.320.
7. Coleman J. Capital social and human // Social Sciences and modernity. -2001. - No. 3. - P. 124.
8. Avraamova E., Loginov D. Adaptive resources of the population: an attempt to quantify. Date of appeal 13.10.2017. URL: http://www.789.ru/news/7275-276.html
9. Tikhonova N. Ye. Social capital as a factor of inequality / / Social Sciences and modernity.- 2004. - No. 4. - Р. 24-25.