A.A. КОНЕВ
аспирант
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
По мере того как на уровне каждой отдельной страны увеличивается потребность в обеспечении повышения благосостояния населения, а на мировых рынках обостряется конкурентная борьба за ограниченные ресурсы, усиливается интерес экономистов к исследованию проблем экономического роста.
В последние годы среди множества факторов, влияющих на экономический рост, экономисты начали выделять такие специфические факторы, как состояние социальных отношений, характер и качество связей между различными экономическими субъектами, особенности деловой репутации экономических субъектов, заработанный ими уровень доверия со стороны клиентов и партнеров. Все это обобщенно представляется как социальный капитал.
Необходимо отметить, что именно сегодня роль социального капитала существенно возрастает. Данный вид капитала оказывает все большее влияние на экономическое развитие не только отдельных фирм, но и региональных структур, а также страны в целом.
Концепция социального капитала сочетает в себе достоинства неоклассического и нео-институционального подходов.
В рамках неоклассического подхода теория социального капитала представляет собой дальнейшее развитие теории человеческого капитала. Анализ социального капитала проводится аналогично анализу физического капитала. Доминирующими в этом подходе являются инвестиционные аспекты, а также нормы отдачи от рассматриваемого вида капитала.
Неоинституциональное направление рассматривает социальный капитал как один из способов развития социальной структуры общества в парадигме рационального поведения людей.
Социальный капитал — одна из важных составляющих современной экономики. Рынок, как известно, состоит из людей, и доверительные отношения между ними — залог успешного существования экономических агентов, начиная с отдельного предпринимателя и заканчивая корпорациями. Способность
к накоплению социального капитала является особенностью той сети, которую выстраивает индивид, это продукт включенности человека в социальную структуру общества.
Поскольку определение социального капитала еще только формируется, считаем возможным в какой-то мере его уточнить. На наш взгляд, социальный капитал будет трактоваться по-разному в зависимости от сферы его применения.
В экономической сфере социальный капитал — это системы признанных норм, правил, убеждений, таких отношений, как понимание и доверие, формирующиеся в рамках локальных экономических сообществ, способствующие более эффективной экономической деятельности субъектов, принадлежащих данным сообществам.
Социальный капитал формируется в процессе взаимодействия людей, в результате чего образуются социальные сети. В них возникают определенные нормы, обязательства, ожидания, которые опосредуются отношениями взаимного доверия. Доверие выступает ключевым элементом социального капитала. Отношения доверия являются большой ценностью для отдельных индивидов, коллективов, общества в целом, для негосударственных, государственных и межгосударственных организаций, так как позволяют добиться определенного экономического успеха в результате плодотворного сотрудничества.
При анализе социального капитала, используемого в экономике, в качестве его источников следует выделять прежде всего семью, систему образования, общественные некоммерческие ассоциации и фирмы. Причем семья, система образования и ассоциации важны лишь как общий фон в процессе формирования экономического социального капитала. Особая же роль в образовании социального капитала принадлежит фирме.
Социальный капитал фирмы (предприятия) во многом зависит от ее места и роли в системе общественного производства. Он может быть представлен образом, репутацией фирмы, сложившейся в ходе ее деятельности, а также ее имиджем.
© АА. Конев, 2006
А.А. КОНЕВ
В процессе развития фирм происходит формирование специфического внутрифирменного социального капитала как результат уже не столько прежних социальных связей ее сотрудников, сколько их постоянного взаимодействия между собой и с клиентами фирмы, а также с внешними структурами, которые могут помогать деятельности фирмы или затруднять ее.
Социальный капитал формируется на всех уровнях общества — на микро-, мезо-, мак-ро- и глобальном уровне.
На микроуровне социальный капитал представлен такими общностями, как семья, друзья, соседи, сотрудники. Но с экономической точки зрения наибольшее значение на микроуровне имеет социальный капитал фирмы, особенно межфирменное взаимодействие.
Социальный капитал на мезоуровне формируется в регионе (области, крае, федеральном округе) и проявляется прежде всего через доверие к региональным административным структурам (региональная власть, судебные органы, прокуратура и др.). Доверие бизнеса и населения региональной власти должно подкрепляться ее активной экономической политикой, направленной на поддержку местного производства, привлечение инвестиций, внедрение технических новшеств.
В условиях глобализации огромную роль приобретает социальный капитал макроэкономического уровня, т.е. накопленный и используемый внутри отдельных стран, конкурирующих на мировой экономической арене и мобилизующих все внутренние резервы для удержания или усиления позиций в конкурентной борьбе.
Способность страны выигрывать соперничество с другими странами по различным направлениям непосредственно зависит прежде всего от социального капитала ее бизнес-элиты и государственных руководителей высшего звена. Но определяется он (как и любой другой капитал) общим уровнем социально-экономического развития, культурой и традициями страны в целом.
Социальный капитал, формирующийся в стране, оказывает влияние на ее экономическое развитие, выступая одним из важных факторов экономического роста.
Социальный капитал исследуется в настоящее время не только на уровне отдельных индивидов, фирм, регионов, стран, но и в глобальном масштабе. Совершенствование
глобального социального капитала напрямую связано с устойчивым развитием мировой экономики. Такое развитие требует роста глобального социального капитала на основе упрочения соответствующей институциональной среды.
Совершенствование российского национального социального капитала должно идти на микро-, мезо- и макроуровне.
На микроуровне укрепление социального капитала должно затрагивать процессы, проходящие на уровне семьи, фирмы (предприятия) и между фирмами.
На мезоуровне необходимо развивать и укреплять доверие бизнеса и населения к региональной власти. Доверие будет прочным лишь при условии, что региональная власть выполняет те программы, проекты, обещания, которые декларирует.
На макроуровне национальный социальный капитал следует совершенствовать в плане формирования положительного образа страны, укрепления ее конкурентных позиций на мировых рынках.
Совершенствование национального социального капитала в России должно осуществляться в рамках следующих принципов:
— применение комплексного подхода к формированию и совершенствованию социального капитала на микро-, мезо- и макроуровне;
— обеспечение опережающего развития науки, образования, культуры как базовых сфер, формирующих социальный капитал, что в итоге будет способствовать позитивной динамике экономического роста;
— признание основополагающей роли государства в формировании и воспроизводстве национального социального капитала.
Чтобы проследить влияние социального капитала на экономический рост, нами была выбрана простая модель эндогенного экономического роста — АК-модель, предложенная Р. Лукасом. В модели рассматривается возможность постоянного экономического роста на основе накопления персонифицированного человеческого капитала. Введение в данную модель социального капитала позволило выявить его влияние на экономический рост, которое объясняется тем, что накопление человеческого капитала, как правило, сопровождается накоплением и социального капитала. Социальный капитал является, в рамках нашего подхода, фактором, усили-
Известия ИГЭА. 2006. № 6
вающим влияние человеческого капитала. Однако модель носит достаточно ограниченный характер. Так как понятие «социальный капитал» включает в себя много элементов, таких как доверие, нормы, социальные сети и др., то для объяснения устойчивого экономического роста потребуется вводить какие-то ограничения, и прежде всего учитывать влияние внешних эффектов.
Постоянный устойчивый рост возможен на основе накопления социального капитала. Однако его воздействие на экономический рост носит опосредованный характер. Только повышение экономической эффективности бизнеса через укрепление элементов социального капитала может оказать влияние на эффективность развития экономики и в конечном счете способствовать экономическому росту.
Известия ИГЭА. 2006. № 6