Научная статья на тему 'Социальный капитал предпринимателей в институциональных условиях республики Беларусь'

Социальный капитал предпринимателей в институциональных условиях республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА / УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ДОВЕРИЕ / SOCIAL CAPITAL OF ENTREPRENEURS / COMPONENTS OF SOCIAL CAPITAL / LEVELS OF SOCIAL CAPITAL / SOCIAL NETWORKS / TRUST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Резанова Е. В.

В статье объединяются существующие социально-экономические подходы в определении социального капитала, раскрывается структура и особенности функционирования социального капитала предпринимателей в институциональных условиях Республики Беларусь. Предлагается авторское видение системы категорий социального капитала предпринимателей, включающей структурные и организационные компоненты на микро-, мезои макроуровнях. Выявлена проблема дефицита социального капитала предпринимателей на уровне бизнес-сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social capital of entrepreneurs in the institutional environment of the Republic of Belarus

The article combined the existing socioeconomic directions in the definition of social capital. The structure and functioning of social capital of the entrepreneurs within the institutional environment of the Republic of Belarus is revealed. The author’s vision of a system of categories of social capital of entrepreneurs, including structural and organizational components at the micro, meso and macro levels are presented. We identified a deficit of social capital of entrepreneurs on the level of business communities.

Текст научной работы на тему «Социальный капитал предпринимателей в институциональных условиях республики Беларусь»

УДК 316.334.23(476)

Е. В. РЕЗАНОВА,

кандидат социологических наук, Институт экономики Национальной академии наук Беларуси, e-mail: [email protected]

социальный капитал предпринимателей в институциональных условиях республики Беларусь

В статье объединяются существующие социально-экономические подходы в определении социального капитала, раскрывается структура и особенности функционирования социального капитала предпринимателей в институциональных условиях Республики Беларусь. Предлагается авторское видение системы категорий социального капитала предпринимателей, включающей структурные и организационные компоненты на микро-, мезо- и макроуровнях. Выявлена проблема дефицита социального капитала предпринимателей на уровне бизнес-сообществ.

Ключевые слова: социальный капитал предпринимателей, компоненты социального капитала, уровни социального капитала, социальные сети, доверие.

E. V. REZANOVA,

Candidate of Sociology, Institute of Economics of NAS of Belarus, e-mail: ekaterina-rezanova@yandex. ru

social capital of entrepreneurs in the institutional environment of the republic of Belarus

The article combined the existing socio-economic directions in the definition of social capital. The structure and functioning of social capital of the entrepreneurs within the institutional environment of the Republic of Belarus is revealed. The author's vision of a system of categories of social capital of entrepreneurs, including structural and organizational components at the micro, meso and macro levels are presented. We identified a deficit of social capital of entrepreneurs on the level of business communities.

Keywords: social capital of entrepreneurs, components of social capital, levels of social capital, social networks, trust.

На предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов значительное влияние оказывают социокультурные факторы, определяющие характер социальных связей, и отношения, скрепленные каналами поступления информации, а также общими правилами и образцами поведения. Обобщение данных явлений выражается в понятии «социальный капитал», которое в настоящее время широко используется в социально-экономических науках. В экономической науке социальный капитал субъектов малого и среднего предпринимательства исследуется преимущественно с позиции институцио-

нальных условий ведения бизнеса, в социологии и психологии - с позиции межгруппового взаимодействия и индивидуальных особенностей. Объединим существующие социально-экономические подходы в определении социального капитала предпринимателей и раскроем условия функционирования социального капитала предпринимателей в рамках институциональных условий Республики Беларусь.

Социальный капитал может рассматриваться на микро-, мезо- и макроуровнях. На микроуровне понятие «социальный капитал» означает совокупность существующих или потенциальных ресурсов индивида, связанных с наличием устойчивой сети более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания или членства в группе (П. Бур-дьё [1]); совокупность обязательств и ожиданий, которые помогают индивиду в повседневной жизни добиваться своих целей благодаря информационному обмену с членами социального окружения и установившимся взаимоотношениям, основанным на общих моральных принципах и нормах (Дж. Коул-ман [2]); совокупность отношений, связанных с поддержанием связей с другими индивидами, которая измеряется через степень включенности в те или иные сети, а также через характеристики самих сетей (В. В. Радаев [3]). На ме-зоуровне понятие «социальный капитал» означает сознательное пользование индивида, организации или социальной группы социальными сетями, которые благодаря доверию, общим нормам и правилам становятся средствами достижения целей компании (И. Мачеринскене [4]). При изучении социального капитала на макроуровне данный феномен определяется как дополнительный ресурс, возникающий благодаря упорядочению и координации всех факторов и условий общественной жизни, создающих атмосферу доверия в отношениях между людьми.

Выделяют содержательные и структурные компоненты социального капитала. К содержательным компонентам относится уровень организационного доверия, ряд характеристик корпоративной культуры, в том числе ценности взаимопомощи, ориентация на построение долгосрочных социальных связей, организационная идентичность, склонность сотрудников к внутриорга-низационному просоциальному поведению. Структурными компонентами социального капитала являются конфигурация, устойчивость и теснота социальных сетей в организации, а также интенсивность участия сотрудников организации в неформальных сообществах. Чем более разветвленной является сеть личных контактов сотрудников организации, тем быстрее они могут обмениваться ресурсами (оперативной информацией, знаниями, новыми идеями, связями), тем легче им получить поддержку коллег при решении организационных задач, тем быстрее принимаются решения в организации (Т. А. Не-стик [5]).

Выделение структурных компонентов социального капитала, равно как и определение данного феномена, вызывает немало споров, поскольку, по мнению С. А. Шавеля, социальный капитал является «пакетным понятием»

[6] ввиду сложности его структуры, состоящей из различных элементов, разграничить которые является весьма сложным. С учетом вышеизложенных подходов к дефиниции и структурированию социального капитала, можно предложить следующее определение понятия «социальный капитал предпринимателей».

Социальный капитал предпринимателей - это совокупность ресурсов, которые развиваются благодаря наличию устойчивой сети связей с контрагентами, участниками бизнес-сообществ, представителями власти и конкурентами, основанные на взаимно разделяемых и подкрепляемых нормах, ценностях и доверии, развивающиеся в ходе осуществления предпринимательской деятельности в определенных институциональных условиях и способствующие увеличению прибыли и снижению транзакционных издержек. В данном определении четко выделяются содержательные и структурные компоненты социального капитала предпринимателей, уровни анализа и источники накопления.

Сопоставив уровни изучения и подходы к анализу структуры социального капитала с выделением содержательных и структурных компонентов, можно предложить следующую систему категорий социального капитала предпринимателей (табл. 1).

Таблица 1. Система категорий социального капитала предпринимателей

Уровни Структурная сторона Содержательная сторона

Микроуровень Личные сети контактов с контрагентами, конкурентами, представителями власти, подчиненными Локальные групповые нормы и правила, эмоциональное и рациональное доверие

Мезоуровень Сети контактов с контрагентами, конкурентами, представителями власти в бизнес-союзах Нормы и правила поведения в бизнес-союзах, эмоциональное и рациональное доверие в бизнес-союзах

Макроуровень Нормы и правила поведения в обществе, деперсонифицированное доверие институтам и всем хозяйствующим субъектам в целом

На микроуровне социальный капитал предпринимателей выступает в качестве выгод, которые предприниматель получает от использования своих личных накопленных связей с контрагентами, основанные на рациональном и эмоциональном доверии, а также общих нормах и правилах поведения. Социальный капитал предпринимателей на данном уровне развивается благодаря индивидуальным характеристикам (уровню образования и квалификации, деловой активности, готовности обмениваться обязательствами и идти на риск) и наличию необходимых ресурсов (материальных, временных, человеческих и др.). Предприниматели тратят немало сил и времени на формирование сети контактов и выстраиванию доверительных отношений и общих правил поведения с хозяйствующими субъектами, и это позволяет лучше интерпретировать действия других контрагентов и конкурентов, своевременно

получать нужную и достоверную информацию, уменьшает неопределенность и риск оппортунистического поведения.

Личные сети социального капитала могут отличаться по силе связи между ее участниками и могут быть сильными и слабыми [7]. Сильные сети между предпринимателями основаны на эмоциональном доверии и характеризуются общностью ценностей и мотивов, доброжелательностью, открытостью для успешного решения проблем, мотивированностью на достижение общей цели. Такие сети позволяют в большей степени оказывать влияние на снижение транзакционных издержек, поскольку позволяют совершать сделки по устной договоренности (ввиду высокого уровня доверия), с последующим оформлением договорных отношений. Слабые сети между предпринимателями основаны на рациональном доверии, на уверенности в добросовестности и компетентности контрагентов. Такие сети позволяют снизить риск оппортунистического поведения со стороны партнеров по бизнесу.

Кроме того, личные сети предпринимателей отличаются своей развет-вленностью, поскольку их можно структурировать также по различным субъектам взаимодействия: партнеры по бизнесу, представители власти, конкуренты, работники компании и др. Особенности взаимодействия с данными категориями экономических агентов оказывают существенное влияние на тактику ведения предпринимательской деятельности. Одни предприниматели могут интенсивно взаимодействовать со всеми группами сети, другие - только с некоторыми из них. Так, российские исследователи различают предпринимателей по степени автономии и степени интенсивности взаимодействия с представителями власти, что связывают как со спецификой бизнеса, так и с сознательным выбором по дистанцированию от власти, опорой на собственные силы [8, с. 121].

С целью изучения институциональных условий развития предпринимательства в Республике Беларусь в сентябре 2017 г. группой по проведению социологической экспертизы объектов интеллектуальной собственности и экономико-правовых отношений под руководством доктора философских наук Р. А. Смирновой в ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси» было проведено социологическое исследование «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь» (всего опрошено 118 предпринимателей). По результатам данного исследования большинство белорусских предпринимателей (86,4 %) считают допустимым использование личных связей в решении вопросов бизнеса в той или иной ситуации, что может в целом свидетельствовать о развитости структурной составляющей социального капитала предпринимателей на микроуровне (табл. 2).

Что же касается особенностей взаимодействия с различными субъектами сети, характеризующих уже содержательную сторону социального капитала предпринимателей на микроуровне, то здесь можно наблюдать некоторые различия. Если нарушение взаимодействия с контрагентами и населением считают недопустимыми подавляющее большинство предпринимателей, то допу-

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Допустимы ли следующие действия

в бизнесе?», в %

Вариант ответа Допустимы Все зависит от ситуации Недопустимы

Использование личных связей для решения вопросов бизнеса 33,9 52,5 13,6

Нарушение взаимодействия, противоречия с местными чиновниками 6,8 45,8 47,5

Нарушение договорных отношений с контрагентами, если этого требуют интересы компании 5,1 33,9 61,0

Нарушение взаимодействия, конфликты с населением 3,4 16,9 79,7

Несоблюдение этических норм ведения бизнеса 1,7 23,7 74,6

скает противоречия с местными чиновниками в той или иной ситуации почти каждый второй. Это свидетельствует о том, что взаимодействие предпринимателей и местной власти недостаточно налажено.

На мезоуровне социальный капитал предпринимателей выступает как «клубное благо», то есть определяется теми выгодами, которые получает предприниматель благодаря членству в бизнес-сообществах. Этими выгодами могут выступать привилегированный доступ к определенным ресурсам (информационным, консультационным), помощь в решении вопросов защиты прав собственности, диалог между бизнесом и властью и др. Например, предприниматели, входящие в определенное сообщество, могут получить информацию о тех или иных проектах раньше конкурентов, не входящих в данное сообщество. Кроме того, для них может быть облегчен доступ к поставкам тех или иных ресурсов, предоставлены услуги по защите от конкурентов, для которых установлены более жесткие условия доступа к ресурсам и рынкам сбыта [9, с. 52-53].

Поначалу, вступив в бизнес-союз, предпринимателю не требуется специальных усилий для накопления социального капитала, необходимо просто адаптироваться к существующим нормам и правилам поведения. Однако впоследствии требуется потратить время и другие ресурсы для развития и укрепления уже существующих норм, формирования новых правил поведения, определяющих этику деловых отношений, формирующихся в особых институциональных условиях ведения бизнеса.

Результаты исследования «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь» показали, что подавляющее большинство предпринимателей (98,3 %) не входят в какой-либо союз или сообщества бизнесменов. И, как следствие, они не рассчитывают на поддержку со стороны бизнес-сообществ для решения вопросов бизнеса (табл. 3).

Предприниматели не видят значимых достижений бизнес-союзов, не уверены в том, что они могут оказать значительную поддержку в защите и продвижении их интересов, и как следствие - отсутствие мотивации к коллектив-

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «На чью помощь вы реально можете рассчитывать в случае затруднений в бизнесе?», в %

Вариант ответа Всегда В некоторых случаях Никогда Затрудняюсь ответить

Семья, родственники 29,3 30,5 1,7 8,5

Друзья 28,8 54,2 5,1 11,9

Другие фирмы, с которыми налажено взаимодействие 10,2 55,9 10,2 23,7

Финансовые организации 3,4 27,1 33,9 35,6

Бизнес-объединения, общественные организации предпринимателей 3,4 13,6 39,0 44,1

Частные инвесторы 1,7 25,4 23,7 49,2

Государственные организации и предприятия 0 8,5 54,2 37,3

Местная администрация 0 13,6 57,6 28,8

ным действиям в рамках какого-либо бизнес-сообщества и низкий уровень развития социального капитала мезоуровня. Кроме того, большинство предпринимателей никогда не прибегают и к помощи местной администрации для решения проблемных вопросов бизнеса. Как правило, сложные ситуации в бизнесе предприниматели разрешают благодаря взаимодействию в рамках близкого социального окружения (семья, родственники, друзья), то есть в большей степени развит социальный капитал предпринимателей микроуровня.

По мнению российских исследователей, недостаточный уровень развития социального капитала предпринимателей на уровне бизнес-сообществ может быть связан с состоянием экономики в стране: «Социальный капитал предпринимателей на мезоуровне превалирует в развитых странах, прошедших длительный путь рыночного развития, и позволяет оказывать влияние на принятие политических решений относительно благоприятных условий ведения бизнеса. В странах же с переходной экономикой превалирует социальный капитал предпринимателей на микроуровне, из-за распада прежних экономических и социальных связей, разрушения привычных потоков экономической информации, дефицита социальных норм и деперсонифицированного доверия, обеспечивающих рыночную координацию. В таких условиях для предпринимателей более выгодным становится развивать свои личные социальные контакты и рассчитывать на собственные силы» [9, с. 51].

Социальный капитал предпринимателей на макроуровне выступает как «общественное благо» в форме норм и правил поведения, общих для всех хозяйствующих субъектов, является результатом предшествующего социально-экономического развития страны и определяет институциональные условия ведения бизнеса. В данной форме социальный капитал достается экономическому агенту как члену данного общества [9, с. 49].

Социальный капитал макроуровня, в случае его развития на должном уровне, обеспечивает защиту прав собственности предпринимателей. По дан-

ным исследования «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь», большинство предпринимателей никогда не сталкивались с нарушением их прав собственности, как со стороны государственных органов, так и со стороны частных контрагентов (табл. 4).

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Сталкивались ли вы с ситуацией, когда ваши права собственности были нарушены», в %

Вариант ответа Да, постоянно Да, иногда Никогда не сталкивался

Со стороны государственных органов 10,2 20,3 69,5

Со стороны частных контрагентов (конкурентов, партнеров, рейдеров) 1,7 30,5 67,8

Незначительная часть предпринимателей, которая все-таки отметила факт нарушения прав собственности, констатировала, что в первую очередь они обращались с жалобой в официальные органы, суд, арбитраж (социальный капитал макроуровня), что свидетельствует о благоприятных институциональных условиях ведения бизнеса в области защиты прав собственности. Незначительная доля предпринимателей прибегала к личным связям и знакомствам (14,6 %) (социальный капитал микроуровня) и помощи бизнес-сообществ (10,4 %) (социальный капитал мезоуровня) для решения вопросов по защите прав собственности (табл. 5).

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Что вы делаете в случае нарушения прав собственности?», в %

Вариант ответа %

Обращаюсь с жалобой в официальные органы 60,4

Обращаюсь в суд, арбитраж и т. д. 31,2

Прибегаю к личным связям и знакомствам в среде чиновников 14,6

Опираюсь на моральное осуждение нарушителей со стороны бизнес-сообщества 10,4

Социальный капитал макроуровня также способствует снижению транз-акционных издержек вследствие облегчения доступа к информации различного рода. Показателем высокого уровня развития социального капитала общества будет высокий уровень доверия в обществе различным институтам, а также информации, исходящей от них.

Результаты исследования «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь» показали, что доминантное большинство предпринимателей считают полной и достоверной только ту информацию, которая получена из собственных источников (табл. 6).

Только каждый четвертый предприниматель считает полной и достоверной информацию, полученную от партнеров по бизнесу. А информации, предоставляемой местными властями, и вовсе доверяет только 6,8 % предпринимателей. Полученные данные не позволяют судить о благоприятных

институциональных условиях ведения бизнеса в области информационного пространства.

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос: «Насколько полна и достоверна информация, полученная из следующих источников?», в %

Вариант ответа Как правило, полна и достоверна Не всегда бывает полной и достоверной Почти всегда не полна и не достоверна Затрудняюсь ответить

Собственные источники информации 47,5 42,4 1,7 8,5

Информация от партнеров по бизнесу 25,4 49,2 5,1 20,3

Специализированные справочные и информационные издания 20,3 25,4 16,9 37,3

Экспертные оценки и аналитика 8,5 27,1 15,3 49,2

Информация, предоставляемая местными властями 6,8 27,1 27,1 39,0

Статистика фондовых рынков 5,1 13,6 5,1 76,3

Реклама 5,1 40,7 33,9 20,3

Проведенное исследование дает представления в целом об условиях развития социального капитала белорусских предпринимателей и позволяет сделать следующие общие выводы. Во-первых, белорусские предприниматели в своей деятельности в большей степени развивают свои личные связи, доверяют своим собственным источникам информации и в сложных ситуациях в бизнесе в первую очередь обращаются за поддержкой к своему близкому социальному окружению, то есть наблюдается превалирование социального капитала предпринимателей на микроуровне. Во-вторых, для белорусских предпринимателей характерен низкий уровень активности и надежд на помощь со стороны бизнес-сообществ, это значит, наблюдается дефицит социального капитала предпринимателей на мезоуровне. В-третьих, взаимодействие белорусских предпринимателей и представителей власти характеризуется наличием противоречий и непонимания, а также отсутствием поддержки в случае затруднений в бизнесе. В-четвертых, институциональные условия ведения бизнеса можно охарактеризовать как благоприятные в случае защиты прав собственности и как неблагоприятные в области информационного пространства.

Таким образом, при разработке механизмов правового регулирования и поддержки (финансовой, информационной, консультационной, имущественной) предпринимательства следует ориентироваться на усиление взаимодействия предпринимателей с представителями власти путем развития социального капитала на уровне бизнес-сообществ, то есть популяризацию активного участия предпринимателей в бизнес-сообществах, информирование о значимых достижениях бизнес-сообществ в решении проблемных вопросов предпринимателей, наделение бизнес-сообществ необходимыми полномочиями

для создания благоприятных институциональных условий ведения бизнеса в Республике Беларусь.

В свою очередь, проведенный теоретико-методологический анализ структуры социального капитала предпринимателей и построенная система категорий служат основанием для построения операциональной модели и системы индикаторов структурных и содержательных компонентов социального капитала предпринимателей с целью изучения его структуры уже на эмпирическом уровне, а также выделения кластеров предпринимателей по критерию инвестирования в социальный капитал предпринимателей различных уровней.

Список использованных источников

1. Бурдьё, П. Практический смысл / П. Бурдьё ; пер. с фр.: А. Т. Бикбов [и др.] ; отв. ред. пер. Н. А. Шматко. - СПб. : Алетейя, 2001. - 562 с.

2. Коулман, Дж. Капитал социальный и человеческий / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 122-139.

3. Радаев, В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В. В. Радаев // Общественные науки и современность. - 2003. - № 2. - С. 5-16.

4. Мачеринскене, И. Социальный капитал организации : методология исследования / И. Мачеринскене, Р. Минкуте-Генриксон, Ж. Симанавичене // Социс. - 2006. - № 3. - С. 29-39.

5. Нестик, Т. А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ : ч. 1 / Т. А. Нестик // Психол. журн. - 2009. - Т. 30, № 1. - С. 52-63.

6. Шавель, С. А. Социальный капитал как источник инновационного развития / С. А. Ша-вель // Социология. - 2008. - № 1. - С. 16-35.

7. Сивуха, С. В. Сильные и слабые социальные связи / С. В. Сивуха // Социология : энцикл. / сост. А. А. Грицанов [и др.]. - Минск : Книжный дом, 2003. - С. 907-908.

8. Курбатова, М. В. Структура социального капитала предпринимателей в их взаимодействии с региональной властью / М. В. Курбатова, С. Н. Левин, Е. С. Каган // Журн. институциональных исслед. - 2013. - Т. 5, № 4. - С. 108-125.

9. Курбатова, М. В. Социальный капитал предпринимателя: формы его проявления и особенности в современной российской экономике / М. В. Курбатова, Н. Ф. Апарина // Экон. вестн. Ростов. гос. ун-та. - 2008. - Т. 6, № 4. - С. 45-62.

Поступила 30.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.