ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9.07
Тимофеева Ирина Владимировна
Уральский государственный университет физической культуры,
Екатеринбургский филиал [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Представлено исследование социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом: в какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволяют считать, что по мере достижения личностной зрелости происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам.
Ключевые слова: социальный интеллект, детский церебральный паралич, адаптация, межличностные отношения.
Проблема инвалидности занимает одно из центральных мест среди медикосоциальных проблем. Инвалиды составляют около 10% населения земного шара, из них 20-25% - дети в возрасте до 16 лет. Детский церебральный паралич является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в детстве. Министерство здравоохранения и социального развития обнародовало статистику по заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП) в России. Согласно сообщению пресс-службы ведомства, по данным на 2010 год в стране насчитывается 71429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет.
В процессе психосоциальной реабилитации особую роль играет «внешняя» для человека среда, поскольку наличие ограниченных возможностей затрагивает и личностную сферу больного, что проявляется и в личностных проблемах, и в нарушении коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность непосредственно связана и с особенностями выполняемых человеком социальных ролей, предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и рассматривается как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе и социальному миру. Хорошая адаптированность в социуме является важным условием успешной деятельности и здоровья человека.
В работах А. Адлера, которые отражают компенсаторные возможности психики ребенка с физическими дефектами, автор делает очень важный вывод о том, что представление о недостаточности у человека переходит из биологической плоскости в психологическую. «Неважно, есть ли в действительности какая-либо физическая недостаточность. Важно, что сам человек чувствует по этому поводу, есть ли у него ощущение, что ему чего-то недостает. А такое ощущение у него, скорее всего, будет. Правда, это будет ощущение недостаточности не в чем-то конкретно, а во всем...». Это высказывание А. Адлера является ключевым в теории компенсации дефекта при аномальном развитии ребенка. Однако, подчеркивая роль самовосприятия человеком своего дефекта в дальнейшем его психическом развитии, автор пытается показать, что «ощущение недостаточности» у ребенка является определяющим фактором его дальнейшего психического развития и адаптации [1, с. 241]. Адлер понимал человека как интегральную составную часть больших систем - семьи, сообщества: «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все развитие ребенка и, в дальнейшем, поведение взрослого человека происходит в социальном контексте, а суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каж-
182
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Тимофеева И.В., 2011
дого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.
Для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное - способность эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия.
Жан Пиаже в своих работах подчеркивал мысль о том, что интеллект является механизмом глобальной адаптации человека к изменениям в среде, поскольку он основан на универсальных словесно-логических операциях. Связь между интеллектом и способностью к преодолению жизненных трудностей сложно понять, если рассматривать только предметный интеллект. Но наряду с ним существует социальный интеллект, который дает человеку возможность быть компетентным в сфере межличностных отношений, и эмоциональный интеллект, позволяющий осуществлять регуляцию своей эмоциональной сферы, а также опознавать эмоциональное состояние окружающих. Именно эти способности оказываются наиболее востребованными в ситуации переосмысления жизни [6, с. 381]. В разное время сторонники различных психологических школ по-своему трактовали понятие «социальный интеллект»: как способность уживаться с другими людьми, как способность иметь дело с окружающими, знания о людях, способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого, способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей.
Р. Бар-Оном видит «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями». Человек, обладающий интеллектом - это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто, благодаря этим способностям, может хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. адаптироваться к окружающей среде, к обстоятельствам жизни [2, с. 58]. Согласно Торндайку социальный интеллект есть способность «действовать
мудро в межличностном общении» [8, с. 361]. Схожее определение дали Мосс и Хант, видевшие в социальном интеллекте «способность ладить с окружающими» [8, с. 372].
Ю.Н. Емельянов понимал социальный интеллект как «устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события». Социальный интеллект, по мнению этого автора, предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а также осознание деятельностной среды, окружающей человека и способность воздействовать на эту среду с целью достижения своих целей и успешной кооперации с окружением. Исследователь отождествляет социальный интеллект с коммуникативной компетентностью [4, с. 17].
В.Н. Куницина выделяет отдельный аспект социального интеллекта - коммуникативно-личностный потенциал. В.Н. Куницина утверждает, что «эта способность позволяет, в конечном итоге, достигать гармонии с собой и окружающей средой» [5, с. 197].
Ж. Пиаже подчеркивал, что суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное значение - взаимодействие человека со средой. По мнению Г. Оллпорта социальный интеллект «обеспечивает гладкость в отношениях с людьми, продуктом, которого является социальное приспособление». В работах И.М. Бобневой подчеркивается, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. Уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Автор отмечает, что любой процесс развития человека, в том числе и социального, - это всегда процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
183
группы, социальных контактов, общения. М.И. Бобнева определяет наличие особой потребности у формирующейся личности - потребность в социальном опыте [3, с. 145].
В исследованиях Р. Фейерштейна интеллект -динамический процесс взаимодействия человека с миром. Если ребенок, по мнению ученого, развивается в благоприятных семейных и социокультурных условиях, то такой опыт у него накапливается естественным путем, в результате чего ребенок относительно эффективно адаптируется к среде. Если же ребенок отягощен физическим дефектом, развивается в условиях неполной семьи, то необходимый опыт у него не сформирован. Р. Стернберг по поводу проявлений интеллекта в реальном поведении в реальной среде отмечает, что интеллект это умственное управление своей жизнью конструктивным, целенаправленным способом: адаптация к окружающей среде, выбор среды, совместимый с индивидом и формирование окружающей среды [7, с. 88].
Понятие «социальный интеллект» включает в себя совокупность интеллектуальных способностей, определяющих правильное понимание социальной ситуации, адекватную оценку и прогнозирование поступков других людей, «нормативность» поведения в процессе общения, межличностного взаимодействия.
В нашем исследовании для нас имело большое значение изучение социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом. В какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок, насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями. Выборку составили учащиеся специальных (коррекционных) школ VI вида для детей с поражением опорно-двигательного аппарата г. Екатеринбурга, г. Карпинска, г. Югорска Ханты-Мансийского АО в количестве 306 человек. Из них 90 человек имели сочетанный дефект - детский церебральный паралич и олигофрения степени дебильности. Диагнозы установлены были невропатологом и психиатром в соответствии с критериями, принятыми в МКБ - 10.
Социальный интеллект детей с детским церебральным параличом был изучен с помощью теста Дж. Г илфорда и М. Салливена. В целях изучения такого фактора психосоциальной адаптации, как социальный интеллект, под которым, согласно Дж. Гилфорду, понимается способность по-
нимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии, была использована данная методика исследования социального интеллекта. Методика исследования социального интеллекта включает четыре субтеста. Три субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - вербальный. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: фактор познание классов, фактор познания систем поведения, фактор познания преобразований поведения и результатов поведения.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статистической обработки данных с помощью программного пакета Statistica for Windows 11.5. В результате факторного анализа с помощью Varimax normal были заданы несколько факторов. В результате переменные распределились следующим образом:
Фактор 1 «взаимосвязь социальной и интеллектуальной составляющих». Фактор представлен параметрами: «статус инвалидности», «пол», «семья», «нарушение интеллекта», «фактор познание классов поведения - субтест № 2», «фактор познания преобразований поведения - субтест № 3», «фактор познания систем поведения - субтест № 4». Данный фактор является показателем того, что дети с нарушением интеллекта со статусом инвалид правильно оценивают состояния и чувства людей по их мимике, жестам (r= 0,777), но при этом мальчики (r= 0,600) в полных семьях (r= 0,699) в отличие от девочек, с трудом находят соответствующий тон общения с разными собеседниками (r= -0,402), а девочки в разных ситуациях имеют неплохой репертуар ролевого поведения (r= 0,837), дети с интеллектуальной недостаточностью неплохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (r= 0,578).
Фактор 2 «взаимосвязь социального интеллекта и стиля родительского отношения». Вошли переменные «фактор познания результатов поведения - субтест № 1» (r= -0,783), «фактор познания систем поведения - субтест № 4» (r= -0,339), эмоциональный контакт (r= 0,678), «концентрация на ребенке» (r= 0,650) «семья», «интеллект». Данный фактор отражает, что в неполной семье, имеющей ребенка с ДЦП с сохранным интеллектом, в диаде мать-ребенок присутствует оптимальный
184
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
эмоциональный контакт, с излишней концентрацией на ребенке. В тоже время эти дети недостаточно понимают связь между поведением и его последствием, и испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного общения.
Таким образом, в социальном интеллекте значимую роль играют личностные ограничения, индивидуальные особенности, а так же характеристики самосознания. Развитие этих характеристик личности является важным условием становления и совершенствования социального интеллекта.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, у подростков социальный интеллект не сформирован, только с возрастом, при совместной деятельности в кругу семьи, по мере достижения личностной зрелости происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам. Социальный интеллект, как интегральная интеллектуальная способность обеспечивает успешность межлич-
ностного общения и социальную адаптацию.
Библиографический список
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993. - 360 с.
2. Бар Он Р Практический интеллект. - СПб., 2003. - 88 с.
3. Бобнева М.И. Социальная психология личности. - М., 1979. - 344 с.
4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1985. - 125 с.
5. Куницина В.Н. Межличностное общение. -СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1994. - 528 с.
7. Стернберг Р. Дж. Практический интеллект. - СПб.: Питер, 2002. - С. 87-91.
8. Kihlstrom J.F., Cantor N. Social Intelligence / R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of intelligence, 2nd ed. - Cambridge, U.K.: Cambridge University Press, 2000. - Pp. 359-379.
УДК 615.851:796
Юров Игорь Александрович
Сочинский государственный университет
НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ПЛОВЦОВ - СПРИНТЕРОВ И СТАЙЕРОВ
В статье анализируются нейродинамические особенности спортсменов-пловцов, специализирующихся на спринтерских и стайерских дистанциях.
Ключевые слова: нейродинамика, сила, подвижность, уравновешенность, спринтеры, стайеры.
Поскольку спортивная деятельность связана с повышенными физическими . и нервными затратами, то, по мнению многих ученых, с ней могут справиться спортсмены с выраженной силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов (А.Н. Крестовников, В.В. Васильева, К.М. Смирнов, Н.Д. Синани, С.М. Оя, И.Г Соколов, З.И. Бирюкова, С.М. Вайцеховский, В.П. Филин, Н.А. Фомин). Между тем в психофизиологии накоплен опыт возможности компенсации отдельных свойств, а также имеются факты приспособления свойств нервной системы к требованиям деятельности (Б.А. Вяткин, Е.П. Ильин, Е.А. Климов, В.С. Мерлин). Однако экспериментальные работы в спорте, подтверждающие эту теоретическую позицию, крайне противоречивы. Даже сторон-
ник этой позиции Б.А. Вяткин, изучая влияние соревновательного стресса на уровень достижений спортсменов в плавании в зависимости от индивидуальных различий в свойствах нервной системы (силы и уравновешенности нервных процессов), пришел к выводу, что в единственный значимый фактор вошли показатели нервной системы, увеличение тремора и уменьшение оценки отрезка времени, что позволило автору утверждать, что успех деятельности в условиях соревновательного стресса обусловлен, прежде всего, силой нервной системы. Он отмечал, что в соревнованиях статистически значимым образом ухудшаются тренировочные результаты только у спортсменов со слабой (относительно возбуждения) нервной системой. Результаты у спортсменов тем хуже, чем выше степень стресса, и это
© Юров И.А., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
185