Научная статья на тему 'Социальный интеллект как фактор межличностного общения подростков с детским церебральным параличом'

Социальный интеллект как фактор межличностного общения подростков с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
638
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / АДАПТАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL INTELLIGENCE / CEREBRAL PALSY / ADAPTING / INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

Представлено исследование социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом: в какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволяют считать, что по мере достижения личностной зрелости происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social intellect as factor in interpersonal communication of adolescents with cerebral palsy

A study of social intelligence in adolescents with cerebral palsy, to what extent the development of social intelligence depends on the family in which the child is brought up, and what role social intelligence plays in the life of a child with disabilities. Results of the study allow concluding that achievement of personal maturity happens in harmonization of the structure of social intelligence, alignment of Cognitive behavior on tier performance.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект как фактор межличностного общения подростков с детским церебральным параличом»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.07

Тимофеева Ирина Владимировна

Уральский государственный университет физической культуры,

Екатеринбургский филиал [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Представлено исследование социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом: в какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволяют считать, что по мере достижения личностной зрелости происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам.

Ключевые слова: социальный интеллект, детский церебральный паралич, адаптация, межличностные отношения.

Проблема инвалидности занимает одно из центральных мест среди медикосоциальных проблем. Инвалиды составляют около 10% населения земного шара, из них 20-25% - дети в возрасте до 16 лет. Детский церебральный паралич является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в детстве. Министерство здравоохранения и социального развития обнародовало статистику по заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП) в России. Согласно сообщению пресс-службы ведомства, по данным на 2010 год в стране насчитывается 71429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет.

В процессе психосоциальной реабилитации особую роль играет «внешняя» для человека среда, поскольку наличие ограниченных возможностей затрагивает и личностную сферу больного, что проявляется и в личностных проблемах, и в нарушении коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность непосредственно связана и с особенностями выполняемых человеком социальных ролей, предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и рассматривается как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе и социальному миру. Хорошая адаптированность в социуме является важным условием успешной деятельности и здоровья человека.

В работах А. Адлера, которые отражают компенсаторные возможности психики ребенка с физическими дефектами, автор делает очень важный вывод о том, что представление о недостаточности у человека переходит из биологической плоскости в психологическую. «Неважно, есть ли в действительности какая-либо физическая недостаточность. Важно, что сам человек чувствует по этому поводу, есть ли у него ощущение, что ему чего-то недостает. А такое ощущение у него, скорее всего, будет. Правда, это будет ощущение недостаточности не в чем-то конкретно, а во всем...». Это высказывание А. Адлера является ключевым в теории компенсации дефекта при аномальном развитии ребенка. Однако, подчеркивая роль самовосприятия человеком своего дефекта в дальнейшем его психическом развитии, автор пытается показать, что «ощущение недостаточности» у ребенка является определяющим фактором его дальнейшего психического развития и адаптации [1, с. 241]. Адлер понимал человека как интегральную составную часть больших систем - семьи, сообщества: «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все развитие ребенка и, в дальнейшем, поведение взрослого человека происходит в социальном контексте, а суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каж-

182

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Тимофеева И.В., 2011

дого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.

Для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное - способность эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия.

Жан Пиаже в своих работах подчеркивал мысль о том, что интеллект является механизмом глобальной адаптации человека к изменениям в среде, поскольку он основан на универсальных словесно-логических операциях. Связь между интеллектом и способностью к преодолению жизненных трудностей сложно понять, если рассматривать только предметный интеллект. Но наряду с ним существует социальный интеллект, который дает человеку возможность быть компетентным в сфере межличностных отношений, и эмоциональный интеллект, позволяющий осуществлять регуляцию своей эмоциональной сферы, а также опознавать эмоциональное состояние окружающих. Именно эти способности оказываются наиболее востребованными в ситуации переосмысления жизни [6, с. 381]. В разное время сторонники различных психологических школ по-своему трактовали понятие «социальный интеллект»: как способность уживаться с другими людьми, как способность иметь дело с окружающими, знания о людях, способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого, способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей.

Р. Бар-Оном видит «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями». Человек, обладающий интеллектом - это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто, благодаря этим способностям, может хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. адаптироваться к окружающей среде, к обстоятельствам жизни [2, с. 58]. Согласно Торндайку социальный интеллект есть способность «действовать

мудро в межличностном общении» [8, с. 361]. Схожее определение дали Мосс и Хант, видевшие в социальном интеллекте «способность ладить с окружающими» [8, с. 372].

Ю.Н. Емельянов понимал социальный интеллект как «устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события». Социальный интеллект, по мнению этого автора, предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а также осознание деятельностной среды, окружающей человека и способность воздействовать на эту среду с целью достижения своих целей и успешной кооперации с окружением. Исследователь отождествляет социальный интеллект с коммуникативной компетентностью [4, с. 17].

В.Н. Куницина выделяет отдельный аспект социального интеллекта - коммуникативно-личностный потенциал. В.Н. Куницина утверждает, что «эта способность позволяет, в конечном итоге, достигать гармонии с собой и окружающей средой» [5, с. 197].

Ж. Пиаже подчеркивал, что суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное значение - взаимодействие человека со средой. По мнению Г. Оллпорта социальный интеллект «обеспечивает гладкость в отношениях с людьми, продуктом, которого является социальное приспособление». В работах И.М. Бобневой подчеркивается, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. Уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Автор отмечает, что любой процесс развития человека, в том числе и социального, - это всегда процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

183

группы, социальных контактов, общения. М.И. Бобнева определяет наличие особой потребности у формирующейся личности - потребность в социальном опыте [3, с. 145].

В исследованиях Р. Фейерштейна интеллект -динамический процесс взаимодействия человека с миром. Если ребенок, по мнению ученого, развивается в благоприятных семейных и социокультурных условиях, то такой опыт у него накапливается естественным путем, в результате чего ребенок относительно эффективно адаптируется к среде. Если же ребенок отягощен физическим дефектом, развивается в условиях неполной семьи, то необходимый опыт у него не сформирован. Р. Стернберг по поводу проявлений интеллекта в реальном поведении в реальной среде отмечает, что интеллект это умственное управление своей жизнью конструктивным, целенаправленным способом: адаптация к окружающей среде, выбор среды, совместимый с индивидом и формирование окружающей среды [7, с. 88].

Понятие «социальный интеллект» включает в себя совокупность интеллектуальных способностей, определяющих правильное понимание социальной ситуации, адекватную оценку и прогнозирование поступков других людей, «нормативность» поведения в процессе общения, межличностного взаимодействия.

В нашем исследовании для нас имело большое значение изучение социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом. В какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок, насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями. Выборку составили учащиеся специальных (коррекционных) школ VI вида для детей с поражением опорно-двигательного аппарата г. Екатеринбурга, г. Карпинска, г. Югорска Ханты-Мансийского АО в количестве 306 человек. Из них 90 человек имели сочетанный дефект - детский церебральный паралич и олигофрения степени дебильности. Диагнозы установлены были невропатологом и психиатром в соответствии с критериями, принятыми в МКБ - 10.

Социальный интеллект детей с детским церебральным параличом был изучен с помощью теста Дж. Г илфорда и М. Салливена. В целях изучения такого фактора психосоциальной адаптации, как социальный интеллект, под которым, согласно Дж. Гилфорду, понимается способность по-

нимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии, была использована данная методика исследования социального интеллекта. Методика исследования социального интеллекта включает четыре субтеста. Три субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - вербальный. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: фактор познание классов, фактор познания систем поведения, фактор познания преобразований поведения и результатов поведения.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статистической обработки данных с помощью программного пакета Statistica for Windows 11.5. В результате факторного анализа с помощью Varimax normal были заданы несколько факторов. В результате переменные распределились следующим образом:

Фактор 1 «взаимосвязь социальной и интеллектуальной составляющих». Фактор представлен параметрами: «статус инвалидности», «пол», «семья», «нарушение интеллекта», «фактор познание классов поведения - субтест № 2», «фактор познания преобразований поведения - субтест № 3», «фактор познания систем поведения - субтест № 4». Данный фактор является показателем того, что дети с нарушением интеллекта со статусом инвалид правильно оценивают состояния и чувства людей по их мимике, жестам (r= 0,777), но при этом мальчики (r= 0,600) в полных семьях (r= 0,699) в отличие от девочек, с трудом находят соответствующий тон общения с разными собеседниками (r= -0,402), а девочки в разных ситуациях имеют неплохой репертуар ролевого поведения (r= 0,837), дети с интеллектуальной недостаточностью неплохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (r= 0,578).

Фактор 2 «взаимосвязь социального интеллекта и стиля родительского отношения». Вошли переменные «фактор познания результатов поведения - субтест № 1» (r= -0,783), «фактор познания систем поведения - субтест № 4» (r= -0,339), эмоциональный контакт (r= 0,678), «концентрация на ребенке» (r= 0,650) «семья», «интеллект». Данный фактор отражает, что в неполной семье, имеющей ребенка с ДЦП с сохранным интеллектом, в диаде мать-ребенок присутствует оптимальный

184

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

эмоциональный контакт, с излишней концентрацией на ребенке. В тоже время эти дети недостаточно понимают связь между поведением и его последствием, и испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного общения.

Таким образом, в социальном интеллекте значимую роль играют личностные ограничения, индивидуальные особенности, а так же характеристики самосознания. Развитие этих характеристик личности является важным условием становления и совершенствования социального интеллекта.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, у подростков социальный интеллект не сформирован, только с возрастом, при совместной деятельности в кругу семьи, по мере достижения личностной зрелости происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам. Социальный интеллект, как интегральная интеллектуальная способность обеспечивает успешность межлич-

ностного общения и социальную адаптацию.

Библиографический список

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993. - 360 с.

2. Бар Он Р Практический интеллект. - СПб., 2003. - 88 с.

3. Бобнева М.И. Социальная психология личности. - М., 1979. - 344 с.

4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1985. - 125 с.

5. Куницина В.Н. Межличностное общение. -СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1994. - 528 с.

7. Стернберг Р. Дж. Практический интеллект. - СПб.: Питер, 2002. - С. 87-91.

8. Kihlstrom J.F., Cantor N. Social Intelligence / R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of intelligence, 2nd ed. - Cambridge, U.K.: Cambridge University Press, 2000. - Pp. 359-379.

УДК 615.851:796

Юров Игорь Александрович

Сочинский государственный университет

[email protected]

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ПЛОВЦОВ - СПРИНТЕРОВ И СТАЙЕРОВ

В статье анализируются нейродинамические особенности спортсменов-пловцов, специализирующихся на спринтерских и стайерских дистанциях.

Ключевые слова: нейродинамика, сила, подвижность, уравновешенность, спринтеры, стайеры.

Поскольку спортивная деятельность связана с повышенными физическими . и нервными затратами, то, по мнению многих ученых, с ней могут справиться спортсмены с выраженной силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов (А.Н. Крестовников, В.В. Васильева, К.М. Смирнов, Н.Д. Синани, С.М. Оя, И.Г Соколов, З.И. Бирюкова, С.М. Вайцеховский, В.П. Филин, Н.А. Фомин). Между тем в психофизиологии накоплен опыт возможности компенсации отдельных свойств, а также имеются факты приспособления свойств нервной системы к требованиям деятельности (Б.А. Вяткин, Е.П. Ильин, Е.А. Климов, В.С. Мерлин). Однако экспериментальные работы в спорте, подтверждающие эту теоретическую позицию, крайне противоречивы. Даже сторон-

ник этой позиции Б.А. Вяткин, изучая влияние соревновательного стресса на уровень достижений спортсменов в плавании в зависимости от индивидуальных различий в свойствах нервной системы (силы и уравновешенности нервных процессов), пришел к выводу, что в единственный значимый фактор вошли показатели нервной системы, увеличение тремора и уменьшение оценки отрезка времени, что позволило автору утверждать, что успех деятельности в условиях соревновательного стресса обусловлен, прежде всего, силой нервной системы. Он отмечал, что в соревнованиях статистически значимым образом ухудшаются тренировочные результаты только у спортсменов со слабой (относительно возбуждения) нервной системой. Результаты у спортсменов тем хуже, чем выше степень стресса, и это

© Юров И.А., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.