Научная статья на тему 'Социальный интеллект и ценностные ориентации студентов первых курсов экономических и педагогических специальностей вуза'

Социальный интеллект и ценностные ориентации студентов первых курсов экономических и педагогических специальностей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕСТ / СТУДЕНТЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / INTELLECT / SOCIAL INTELLIGENCE / VALUE ORIENTATIONS / TEST / STUDENTS / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Емельянова Анна Максимовна

Авторы обращаются к рассмотрению вопроса социального интеллекта и ценностных ориентаций студентов высшей школы. Говоря об актуальности исследования, авторы указывают, что социальный интеллект и ценностные ориентации обеспечивают психологическую адаптацию студентов к новым социально-экономическим условиям и системам образования, участвуют в формировании профессионального самоопределения. Рассматривая социальный интеллект, авторы обращаются к трактовке данного понятия исследователями Э.Л.Торндайком, Ф.Моссом и Т.Хантом, Г.Олпортом. При рассмотрении понятия «ценностные ориентации» авторы обращаются к истории и дают его определение, опираясь на исследования психолого-педагогической литературы. С целью исследования социального интеллекта и ценностных ориентаций студентов высшей школы авторы провели эксперимент, с основу которого положен тест для исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. О’Салливена. Ценностные ориентации студентов оценивались по трем универсальным факторам: оценки (ценности), силы (потенция) и активности, разработанные Ч.Осгудом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Емельянова Анна Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INTELLIGENCE AND VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF FIRST COURSES OF ECONOMIC AND PEDAGOGICAL SPECIALTIES OF THE HIGHER EDUCATION

The authors turn to the issue of social intellect and value orientations of students of higher education. Speaking about the relevance of the study, the authors point out that social intelligence and value orientations provide for the psychological adaptation of students to new socio-economic conditions and educational systems, and participate in the formation of professional self-determination. Considering social intelligence, the authors turn to the treatment of this concept by researchers ELTorndyke, F.Moss and T. Khant, G.Olport. When considering the concept of value orientations, the authors turn to his history and give a definition based on the research of psychological and pedagogical literature. In order to study the social intelligence and value orientations of high school students, the authors conducted an experiment based on a test for the study of the social intelligence of J. Guilford and M. O'Sullivan. The students' value orientations were assessed according to three universal factors: assessments (values), strength (potency), and activity developed by C. Osgood.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект и ценностные ориентации студентов первых курсов экономических и педагогических специальностей вуза»

8. Челнокова Е.А., Тюмасева З. И. Тьюторская деятельность в дистанционном обучении // Вестник Мининского университета. 2016. №3 (16). С. 17.

9. Понятия и принципы инклюзивного образования. [Электронный ресурс] https://bibliomir83.blogspot.ru/2014/04/blog-post 4004.html. (дата обращения 26.102017).

10. Поляков В.Л. Учреждения среднего профессионального образования: от конкуренции к развитию // Среднее профессиональное образование. 2010. №5 - С. 2-3

11. Korsakova T.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Lazutina A.L., Perova T.V. Transformation of corporate culture in conditions of transition to knowledge economics. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 11. С. 4690-4698.

12. Челнокова Е.А. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьников в профильной школе // Исследовательская работа школьников. 2009. № 3. - С. 42-46.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Емельянова Анна Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА

Аннотация. Авторы обращаются к рассмотрению вопроса социального интеллекта и ценностных ориентаций студентов высшей школы. Говоря об актуальности исследования, авторы указывают, что социальный интеллект и ценностные ориентации обеспечивают психологическую адаптацию студентов к новым социально-экономическим условиям и системам образования, участвуют в формировании профессионального самоопределения. Рассматривая социальный интеллект, авторы обращаются к трактовке данного понятия исследователями Э.Л.Торндайком, Ф.Моссом и Т.Хантом, Г.Олпортом. При рассмотрении понятия «ценностные ориентации» авторы обращаются к истории и дают его определение, опираясь на исследования психолого-педагогической литературы. С целью исследования социального интеллекта и ценностных ориентаций студентов высшей школы авторы провели эксперимент, с основу которого положен тест для исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. О'Салливена. Ценностные ориентации студентов оценивались по трем универсальным факторам: оценки (ценности), силы (потенция) и активности, разработанные Ч.Осгудом.

Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, ценностные ориентации, тест, студенты, высшая школа.

Annotation. The authors turn to the issue of social intellect and value orientations of students of higher education. Speaking about the relevance of the study, the authors point out that social intelligence and value orientations provide for the psychological adaptation of students to new socio-economic conditions and educational systems, and participate in the formation of professional self-determination. Considering social intelligence, the authors turn to the treatment of this concept by researchers ELTorndyke, F.Moss and T. Khant, G.Olport. When considering the concept of value orientations, the authors turn to his history and give a definition based on the research of psychological and pedagogical literature. In order to study the social intelligence and value orientations of high school students, the authors conducted an experiment based on a test for the study of the social intelligence of J. Guilford and M. O'Sullivan. The students' value orientations were assessed according to three universal factors: assessments (values), strength (potency), and activity developed by C. Osgood.

Keywords: intellect, social intelligence, value orientations, test, students, higher school.

Введение. Актуальность исследования социального интеллекта и ценностных ориентацией студентов объясняется тем, что они, являясь системообразующим элементом мировоззрения, обеспечивают психологическую адаптацию студентов к новым социально-экономическим условиям и системам образования, участвуют в формировании профессионального самоопределения. Именно ценностные ориентации, выражая отношение к миру и себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом и определяют духовный стержень человека. Социальный интеллект является способностью правильно понимать поведение окружающих. Данная способность является необходимой с целью эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации [6]. Ценностные ориентации - это важнейший компонент структуры личности. Ориентируясь на степень его развитости, можно говорить об уровне сформированности личности. Именно ценности выступают в качестве побудительной силы и причины, ориентируясь на которые индивид выбирает тот или иной способ действия. Ценностные ориентации, с данной точки зрения, являются элементами мотивационной структуры личности, основываясь на которых индивид выбирает цель, мотив определённой деятельности, учитывая особенности создавшейся ситуации [8]. Определение уровня развития социального интеллекта и ценностных ориентаций студентов высей школы представляют определённый интерес с точки зрения адаптации студентов к новой образовательной среде и освоению избранной специальности для дальнейшей профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В определении социального интеллекта современными исследователями читаем, что это способность ориентироваться на значимые референции представления как самого себя, так и окружающих, на взаимоотношения между ними, результат и прогнозирование как собственного поведения, так и других участников взаимодействия, которые обеспечивают положительный эффект в межличностном взаимодействии, успешную социальную адаптацию и умение определять подходящие варианты осознанного, опосредованного влияния на решения другого человека для достижения собственных или общих коммуникативных или предметных целей [1].

Самое первое упоминание термина «интеллект» встречается в психологической науке в 1920г. В работе Э.Л.Торндайка рассмотрению подверглась трехкомпанентная модель интеллекта, которая включала в себя способность понимать и оперировать идеями (абстрактный интеллект), конкретными предметами (механический интеллект) и людьми (социальный интеллект). То есть Э.Л.Торндайк данным понятием обозначил особое качество интеллекта - эффективность и дальновидность в межличностных отношениях. Продолжили обозначенную мысль Ф.Мосс и Т.Хант. В их определении социальный интеллект выступает способностью «уживаться» с другими людьми и способностью «иметь дело» с окружающими людьми. На деле указанная способность является основой способностей к организации и коммуникации детей и взрослых и главным основанием для профессиональной деятельности, которая относится к сфере «человек-человек» [9].

Г.Олпорт определяет социальный интеллект в качестве способности прогнозировать возможные поведенческие реакции индивида. Интересно, что Г.Олпорт находит связь между формированием мнения о человеке и указанной выше способностью. В определении Г.Олпорта социальный интеллект выступает своеобразным «социальным даром», который обеспечивает комфортные отношения между людьми. Результат этих отношений - успешная социальная адаптация [7].

Многие исследователь склонны связывать с социальным интеллектом значимые сферы жизни человека: успешность в профессиональной деятельности, в творчестве. Отмечается, что социальный интеллект непосредственно влияет на эффективность межличностного взаимодействия и даёт возможность индивиду совершенствоваться и реализовывать собственный потенциал, несмотря на изменяющиеся условия современности благодаря успешной адаптации.

Понятие «ценностные ориентации» имеет под собой социальные, исторические и культурные основания. Оно непреложно сопряжено с жизнедеятельностью человека. Определяя содержательную сторону направленности личности, система ценностных ориентаций является основой её отношения к миру, людям, к самому человеку. Система ценностных ориентаций выступает основой мировоззрения и центром мотивации жизненной активности, фундаментом концепции и философии жизни [4].

Интерес к изменению ценностей и ценностных ориентаций начал проявляться исследователями с начала 60-х годов XX века. Это выражалось в консультировании по вопросам получения образования и профессионального выбора [10].

С целью диагностики всевозможных аспектов направленности личности разработаны: методика «Жизненные цели» Т.Тарочковой, словацкого психолога; тест Д.Сьюпера и Д.Невила «Шкала ценностей»; методика М.Рокича «Изучение ценностей человека»; опросник Олпорта-Верона-Линдсея и др.

Опираясь на исследования, опубликованные в психолого-педагогической литературе, определяем ценности как принятое философией, этикой, эстетикой, социологией понятие, которое характеризует социально-историческое значение определённых явлений окружающего мира для общества и личности.

Ориентируясь на ценности, человек осуществляет выбор, принимает решение об очерёдности и способах реализации в определённых условиях потребности. Культурные достижения общества обуславливают содержание ценностей. Мир ценностей выступает сферой духовной деятельности человека, его нравственного сознания, привязанностей, это те оценки, которые выражают меру духовного богатства человека [5].

Ценностные ориентации являются достаточно устойчивым, избирательным отношением человека к сочетанию материальных и духовных благ и идеалов, рассматриваемых в качестве предметов, целей или средств для удовлетворения потребностей личности в жизни. Здесь происходит объединение всего жизненного опыта, который накоплен в индивидуальном развитии личности. Это даёт представление о жизненных притязаниях и определяет поведение индивида и его взаимоотношение с окружающими [2].

Социально-экономические процессы, происходящие в стране, вызвали ряд изменений, что отразилось на формировании ценностных ориентаций молодежи, в том числе и студенческой. По данным многих исследований ценностных ориентаций студенчества, основное содержание ценностных ориентаций современных студентов вузов заключается: в сохранении жизни и здоровья как высших жизненных ценностей; в первостепенности духовно-нравственных опор (счастье, любовь, хорошая семья, будущее детей, дружба); в образованности, хорошей работе и высоком материальном положении; в личной конкурентоспособности, карьере, успехе, престиже; в креативности, развитии своих способностей и индивидуальности, в сохранении духовной независимости и самоуважения; в активных социальных контактах и социальной компетентности.

В исследовании социального интеллекта и ценностных ориентацией студентов экономических и педагогических специальностей Нижегородского государственного педагогоческого университета имени Козьмы Минина использовались: тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. О'Салливена, позволяющий полно и разносторонне рассмотреть проявления способностей оценивать и прогнозировать социальные ситуации, и метод семантического дифференциала, разработанный Ч.Осгудом. В исследовании приняли участие 94 студента первого курса, из них 46 студентов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент», и 48 студентов, обучающихся по направлению подготовки «Профессиональное обучение» профиль «Правоведение и правоохранительная деятельность». Данные исследования социального интеллекта не выявили достоверных отличий в показателях студентов различных направлений подготовки. Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. Полученные средние значения по тесту Дж. Гилфорда и М. О'Салливена свидетельствуют о достаточной развитости социального интеллекта студентов. Так, способность предвидения последствий поведения соотносится к зоне выше среднего, что свидетельствует об умении студентов выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели, ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знания нормо-ролевых моделей и

правил, регулирующих поведение людей. Показатели адекватности отражения вербальной и невербальной экспрессии, понимания логики развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия, понимания внутренних мотивов поведения людей соотносятся к зоне среднего уровня развития.

Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты обеих групп достаточно чувствительны к характеру и оттенкам вербальных и невербальных способов человеческих взаимоотношений, адекватно проявляют ролевую пластичность и способны анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития.

Ценностные ориентации студентов оценивались по трем универсальным факторам: оценки (ценности), силы (потенция) и активности, разработанные Ч.Осгудом. Наибольшую эмоциональную привлекательность у студентов обоих направлений подготовки (фактор оценки) имеют понятия - «мое будущее», «мое увлечение», «общение с людьми», «достижение успеха», наименьшую - «выполнение обязанностей». У студентов экономических специальностей по сравнению со студентами, обучающимися по профилю «Профессиональное обучение», было выявлено более ценное и серьезное отношение к учебе. Для девушек обоих направлений более высокую ценность имеют такие понятия, как «интересное занятие», «материальное благополучие», «признание окружающих».

В результате анализа выявлено, что наибольшее субъективное влияние на личности испытуемых (фактор силы) оказывает выбор своей профессии («моя профессия»). Это объясняется тем, что все испытуемые являются студентами первого курса, соответственно, они испытывают на себе воздействие от собственного первоначального профессионального выбора. Наименьшее влияние на обе группы студентов оказывают понятия «общение с людьми» и «мое настоящее», что может говорить о достаточной личностной зрелости испытуемых. Достоверных отличий между группами студентов по данному фактору не выявлено.

Наиболее динамичными (фактор активности) в обеих группах оказались понятия «моя профессия», «моя карьера» и «мое будущее». При этом показатели фактора активности понятия «моя профессия» достоверно выше у юношей обеих групп, чем у девушек. Наименее динамичны у студентов обеих групп такие понятия, как «мои друзья», «выполнение обязанностей» и «интересное занятие». Качественных отличий между студентами обоих направлений подготовки анализ не выявил.

Выводы. Таким образом, студенты обоих направлений подготовки имеют достаточно развитый социальный интеллект и развитую способность к рефлексии, позволяющие легко уживаться в коллективе, поддерживать оптимальный психологический климат, проявлять больше интереса, смекалки и изобретательности в учебе. Ценностные ориентации, сформированные в результате социализации студентов, достаточно оптимальны для освоения выбранного ими направления подготовки.

Литература:

1. Берклунд А.В. Социальный интеллект как условие операционной готовности будущих психологов к консультативной деятельности: Диссертация на соискание учёной степени канд. псих. наук. Сургут, 2007. - 208 с.

2. Бойков В.Э. Ценностные ориентации россиян как фактор интеграции и дезинтеграции общества // Социология власти. 2009. №7. - С. 29-41.

3. Казначеева С.Н. Студенческий возраст и организация познавательной активности студентов // Высшее образование сегодня, 2006. №12 - С. 46-47

4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. - 17 с.

5. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: учеб.пособие для студентов вузов / С.-Петербург.гуманитар.ун-т профсоюзов. СПб., 2000 - 508 с.

6. Мусина В.П. Социальный интеллект студентов и обучение в высшей школе//А1та mater. 2015. № 6 -С. 22-28.

7. Оппорт Г. Становление личности: избр.тр. / пер.с англ. Л.В.Трубицыной и Д.А.Леонтьева: под общ.ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002.

8. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наукова думка, 1987- 451 с.

9. Микляева Н.В. Социальный интеллект как фактор социальной адаптации, социализации и профессиональной ориентации // В сб.: Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее сборник научных статей по материалам межрегиональной дистанционной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского. 2016. - С. 26-37.

10. Стойлик А.Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и гендерный аспекты // Журнал прикладной психологии. 2003. №6. - С. 60-69.

11. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А., Репина Р.В., Агаев Н.Ф. Роль тренингов в развитии познавательной активности студентов в рамках профессионального самоопределения // Дискуссия. 2015. № 4. - С. 103-108.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Ческидова Ирина Борисовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург)

РОЛЬ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования компетентности студентов педагогического вуза, будущих специалистов дошкольного и начального образования в области художественно-эстетического развития ребенка в связи с углубленной профильной подготовкой. Формированию профессиональной компетентности студентов способствуют прохождение педагогической практики, работа в творческой группе, организация выставок, изучение курсов по выбору, разработка конспектов занятий, разработка и защита педагогического проекта, организация мини-выставок учебных и творческих работ, участие в конференциях различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.