практических психологов к работе с учащимися, склонными к Интернет - зависимости, в следующих мероприятиях:
1. Прежде всего, на наш взгляд, необходимо ввести, хотя бы в перечень вариативных дисциплин, изучение дополнительных предметов в процессе подготовки практических психологов - криминологии и судебной психиатрии, а так как же спецкурсов, направленных на подготовку психологов к работе с Интернет-зависимыми детьми, детьми, склонными к суициду.
2. Организовать более активное привлечение волонтёров из числа студентов различных специальностей к проведению просветительской работы со школьниками, направленной на профилактику Интернет- зависимости среди молодёжи.
Библиографический список
3. В тематику курсов повышения квалификации для практических психологов внести разделы, направленные непосредственно на формирование практических умений работы с зависимыми детьми, в том числе Интернет-зависимыми, привлекая к преподаванию наиболее продвинутых в этом отношении психологов-практиков.
4. Проведение практико-ориентированных семинаров, мастер- классов, тренингов со студентами психологических и педагогических специальностей специалистами реабилитационных центров, имеющих большой положительный опыт работы в этом направлении, а так же, по возможности, с зарубежными коллегами - практическими психологами, ведущими психокоррекцион-ную работу с Интернет-зависимыми детьми.
1. Мурашова Е. Любить или воспитывать? Москва, 2014.
2. Интернет-зависимость у детей и подростков. Available at: http://wwwtakzdorovo.ru/deti/podrostki/internet-zavisimost-u-detej-i-po-drostkov/
3. Кузнецова А. В 2016 году наблюдался рост самоубийств на 57%. Психологическая газета. Available at: http://psy.su/feed/6004/
4. Как на Ставрополье реализуется право детей на здоровье и счастье. Ставропольская правда. 06.11.2014.
References
1. Murashova E. Lyubit'ili vospityvat'? Moskva, 2014.
2. Internet-zavisimost' u detej ipodrostkov. Available at: http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov/
3. Kuznecova A. V 2016 godu nablyudalsya rost samoubijstv na 57%. Psihologicheskaya gazeta. Available at: http://psy.su/feed/6004/
4. Kak na Stavropol'e realizuetsya pravo detej na zdorov'e i schast'e. Stavropol'skaya pravda. 06.11.2014.
Статья поступила в редакцию 01.06.17
УДК 159.928
Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru
Galoshina E.V., MA student, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: www.helen.ru1994@mail.ru Ratnikova I.V., MA student, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: ms.irina.ratnikova@mail.ru
SOCIAL INTELLIGENCE AND COMMUNICATIVE ABILITIES OF THE INTERNET-DEPENDENT PERSON. In order to identify the level of social intelligence and communication skills among Internet dependent people, 50 young male people are examined, who have the signs of Internet addiction, according to K. Young's test, in comparison with a representative group of 50 people without the signs of dependence. The Gilford-Saliven method is used and the method of diagnosing the Boyko's communicative installation. It is shown that there are features of social intelligence and communicative attitudes, both in terms of the overall level of social intelligence, and in its component composition, and signs of a negative communicative attitude with a reduced level of communicative tolerance.
Key words: Internet-dependent personality, social intelligence, communicative settings.
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. каф. психологии личности и спец. Психологии, ФП ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Е-mail: mba3@sibmail.ru Е.В. Галошина, магистрант, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Е-mail:www.helen.ru1994@mail.ru
И.В. Ратникова, магистрант ФГБОУ ВПО «Новосибирский университет экономики и управления, г. Новосибирск, Е-mail: ms.irina.ratnikova@mail.ru
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ
С целью выявления уровня социального интеллекта и коммуникативных способностей у интернет-зависимых лиц, были обследованы 50 молодых людей мужского пола, которые выявили признаки интернет-зависимости по тесту К. Янг, в сравнении с репрезентативной группой 50 человек без признаков зависимости. Применялись методика Гилфорда - Саливена и методика диагностики коммуникативной установки Бойко. Показано, что имеются особенности социального интеллекта и коммуникативных установок, как по общему уровню социального интеллекта, так и по компонентному его составу, и признаки негативной коммуникативной установки со сниженным уровнем коммуникативной толерантности.
Ключевые слова: интернет-зависимая личность, социальный интеллект, коммуникативные установки.
Актуальность исследования вызвана значительным количеством интернет-зависимых лиц и потребностью изучения их психологических особенностей с тем, чтобы прогнозировать последствия этого нарушения.
Активное развитие современных технологий, компьютеризация и информатизация практически всех сфер жизни, свободный доступ в интернет приводят к закономерному увеличению количества лиц, вынужденных большую часть своего времени проводить за компьютером, а также к появлению новых видов зависимых состояний, связанных с нахождением в сети. Растет
количество интернет-зависимых, при этом пребывание за компьютером практически не рассматривается как некая опасность, несмотря на многочисленные предупреждения со стороны медиков и психологов [1; 2]. Особый интерес представляет трансформация личности интернет-активной и интернет-зависимой личности, в частности, их способность адаптироваться в реальном мире.
В структуре интернет-зависимой личности интерес представляют такие элементы, как социальный интеллект и коммуникативные качества. Социальный интеллект является непре-
менным атрибутом не только успешной адаптации человека в обществе, он также является показателем качества социализации личности. Способность индивида к успешной коммуникации, так называемая коммуникативная компетентность, является частью социального интеллекта, формируется и развивается в процессе его социализации. Ведущими психологическими факторами в социальном интеллекте и коммуникативных способностях являются эмпатийность, отзывчивость, умение оценивать эмоциональное состояние другого человека, чувствительность, общительность. Существенным фактором в коммуникациях является также параметр невербальность - вербальность, т. е. совпадение невербальных знаков со смысловым наполнением речи. «Ядром» коммуникативных способностей, если воспользоваться исследованиями и терминологией А.А. Бодалева, является «восприятие и понимание человека человеком» [3].
Коммуникативная компетентность включает в себя способность устанавливать нужные контакты с другими людьми и поддерживать их по мере необходимости. Эти способности обеспечиваются некой совокупностью навыков компетентности, в частности, включающих сумму языковых навыков и знаний, эм-патийных способностей, возможностей чувствовать настроение участника коммуникации, возможности прогнозировать его поведение [4]. Эти способности приобретаются в течение жизни, и опыт коммуникаций имеет большое значение.
Цель исследования заключалась в выявлении уровня социального интеллекта и коммуникативных способностей у интернет-зависимых лиц.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось он-лайн. Основную группу (группа 1) составили 50 чел., средний возраст 21,2+2,61 лет, которые выявили признаки интернет-зависимости по тесту К. Янг. Контрольную группу (группа 2) - 50 чел., средний возраст 23,4+1,38 лет, такой зависимости не обнаружили. Все испытуемые мужского пола, все выразили согласие на проведение исследования.
Методы исследования:
1. Тест Кимберли Янг (YoungK, 1996) на выявление интернет-зависимости, переведенный и адаптированный В.А. Лоску-товой (Новосибирск, НГМА, 2003), состоящий из 20 вопросов, а также 10 дополнительных вопросов анкетного типа.
2. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, позволяет выявить признаки негативной коммуникативной установки и уровень коммуникативной толерантности [5].
3. Отдельные компоненты социального интеллекта изучались с помощью методики Гилфорда - Саливена [3], которая включает четыре субтеста: «Истории с завершением», «Группы экспрессии», «Вербальная экспрессия», «Истории с дополнением». Три субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест, третий - вербальный. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит двенадцать - пятнадцать заданий. Время проведения субтестов ограничено. Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется с помощью композитной оценки.
Результаты и их обсуждение. Большинство испытуемых 2 группы по субтесту № 1 показали средний или выше средне-горезультат, следовательно, их способности понимать и прогнозировать поведение людей соответствуют норме. Они способны предвидеть поступки людей, предвосхищать их реакции, на основе своего опыта и анализа реальных ситуаций общения, понимать происходящие события, опираясь на анализслов, мыслей, чувств,намерений участников коммуникации. По данным авторов методики, люди с высокими показателя субтеста № 1 имеют возможность хорошо и эффективностроить стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели, хорошо ориентируются в общепринятых в обществе нормах и правилах поведения. Успешное выполнение субтеста№ 1 обеспечивается навыками ориентирования в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей. Показатели субтеста №1 у испытуемых из 1 группы достоверно ниже, что свидетельствует о недостаточных навыках социальных взаимодействий (4,13+0,86усл.ед. во2 гр. и 2,91+0,54усл.ед. в1 гр., при Р = 0,019).
Средние показатели субтеста № 2 в контрольной группе (2) соответствует результату выше среднего, а в основной группе (1) - ниже среднего (3,9+0,54 и 2,7+0,43, Р = 0,35).Можно констатировать, что способность понимать чувства, состояния, на-
мерения людей по невербальным проявлениям (мимике, позе, жестам), умение улавливать смысл невербальных реакций общения, у лиц основной группы снижена вследствие недостаточного опыта общения наяву, а для лиц 2 группы этот же показатель, являясь жизненно необходимым, развит хорошо.
По данным субтеста № 3, в контрольной группе способность понимать смысл слов, понимать особенности взаимоотношений и ситуации, интерпретировать слова собеседника в зависимости от контекста ситуации общения, видеть контекст общения, - развита хорошо. Такие люди не ошибаются в интерпретации слов собеседника, могут хорошо контролировать ситуацию и управлять ей. В основной группе, напротив, эти качества показали значения ниже средних величин (3,7+0,65 и 2,7+ 0,36, Р = 0,001), что указывает на недостаточную способность правильно понимать контекст ситуации, контролировать ситуацию и использовать эти знания.
Анализ данных по субтесту № 4 - «истории с дополнением» в контрольной группе (2) показал, что испытуемые достаточно хорошо понимают взаимосвязи между действиями людей и их результатами, хорошо ориентируются в правилах поведения и общепринятых нормах. Они могут предвидеть поступки людей на основе анализа реальных ситуаций своего общения в течение жизни (личного, дружеского, семейного, делового), предвосхищать события, используя понимание мыслей, чувств, намерений участников коммуникации. Такие люди хорошо адаптированы в обществе.
Испытуемые хорошо распознают различные смыслы и оттенки, переданные невербальными способами, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения, в зависимости от контекста ситуации общения или характера, настроения, взаимоотношений людей. Они обладают достаточной чувствительностью к оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать речевую экспрессию, или то, как люди что-либо говорят друг другу, распознавать контекст ситуации. Такие люди в зависимости от ситуации могут находить нужный тон общения, с разными, знакомыми и незнакомыми, собеседниками в разных ситуациях, и имеют достаточный репертуар ролевого поведения, а именно - они способны проявлять ролевую пластичность. Эти свойства являются важными в обыденной жизни, и они оттачиваются в ситуациях реального общения.
В основной группе (1), напротив, результат по субтесту № 4 на границе среднего и низкого (2,23+ 0,33 против 4,5+0,43, Р = 0,005), это указывает на то, что обследуемые испытывают трудности при необходимости анализ различных ситуаций межличностного взаимодействия, что может порождать деза-даптационные расстройства при построении взаимоотношений между людьми. Затруднения вызывает анализ ситуаций взаимодействия людей, с трудом понимается логика их развития, отсутствует чувство изменения смысла при ситуации включения в коммуникацию новых участников. Они с трудом понимают и достраивают недостающие звенья в цепи возможных взаимоотношений. Вероятно, причина этого заключается в том, что интернет-зависимые имеют недостаточный социальный опыт и мало реальных социальных связей, они несколько отгорожены от реального мира, у нет недостает опыта общения с людьми вне своей сети и обычного опыта взаимодействия с окружающими людьми в обычных рамках принятой большинством социальной нормы.
Показатели композитной оценки, которые определяют общий уровень социального интеллекта, а следовательно и социальной адаптации у лиц 1 группы существенно ниже, чем у испытуемых 2 группы. Следовательно, испытуемые 1 группы испытывают трудности в понимании людей и предвосхищении их действий, что усложняет возможности социальной адаптации, снижает уровень взаимоотношения и ограничивает их.
Заключение. В настоящее время большая роль придается коммуникативным способностям. Интернет-зависимые личности выявляют признаки недостаточно развитого социального интеллекта и навыков коммуникаций. Отличия выражены как по общему уровню социального интеллекта, так и по его компонентному составу. Выявленные признаки могут обусловливать нарушения социальной адаптации, в связи с чем интернет-зависимые лица нуждаются в целенаправленной длительной систематической работе в виде социально-психологических коммуникативных тренингов, для профилактики дезадаптации в обществе. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы практическими психологами при организации психологической поддержки интернет-зависимых лиц.
Библиографический список
1. Черемошкина Л.В. Интернет-активность как фактор влияния на когнитивные способности старших школьников. Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2013; 1: 94 - 112.
2. Дресвянников В.Л., Чухрова М.Г., Пронин С.В. Интернет-зависимость. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2015.
3. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. Москва: МГУ, 1987.
4. Козлова Л.И., Чухрова М.Г., Пронин С.В. Структура антиципационной состоятельности лиц, склонных к зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40): 193 - 196.
5. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. Санкт-Петербург: Питер, 2006.
References
1. Cheremoshkina L.V. Internet-aktivnost' kak faktor vliyaniya na kognitivnye sposobnosti starshih shkol'nikov. Vestnik Moskovskogo universi-teta. Ser. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2013; 1: 94 - 112.
2. Dresvyannikov V.L., Chuhrova M.G., Pronin S.V. Internet-zavisimost'. Novosibirsk: OOO «Nemo Press», 2015.
3. Bodalev A.A. Obschaya psihodiagnostika. Moskva: MGU, 1987.
4. Kozlova L.I., Chuhrova M.G., Pronin S.V. Struktura anticipacionnoj sostoyatel'nosti lic, sklonnyh k zavisimosti ot mnogopol'zovatel'skih rolevyh onlajn igr. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40): 193 - 196.
5. Batarshev A.V. Diagnostika sposobnosti k obscheniyu. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.
Статья поступила в редакцию 05.06.17
УДК 159.922
Bondareva ТМ, postgraduate, Department of Clinical Psychology, Stavropol Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: tanyshkaivan@yandex.ru
Voloskova N.N., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Clinical Psychology, Stavropol Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: voloskova-vnn24@yandex.ru
Akhverdova O.A., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Head of Department of Clinical Psychology, Stavropol Medical University (Stavropol, Russia), E-mail:axverdova61@mail.ru
ACTUALITY RESEARCH OF ORGANIZATION-RELATED CULTURE OF BEHAVIOR IN A UNIVERSITY. The article presents research on organization-related culture of behavior in a university. The work studies the history of this problem, the structure of organization-related culture in a university. The researchers make an analysis of the definition of "organization-related culture", category of structures organizations culture, enumeration mechanism and functions of organization's culture: mobilization inwardity resources, rallying and motivation students group, united of sense activity. The authors conclude that the modern culture of organizing events in the university is a system of values, belief, traditions, it is expressed in norms, models, standards and stereotype of activity and mentality, which are also expressed in hereditability in form of behavior and attitude, mutual expectation of leaders, teachers and students.
Key word: organization-related culture of behavior in university, values, traditions, levels of organization culture, new technological.
Т.М. Бондарева, аспирант каф. клинической психологии, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: tanyshkaivan@yandex.ru Н.Н. Волоскова, д-р психол. наук, проф. каф. клинической психологии, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: voloskova-vnn24@yandex.ru
О.А. Ахвердова, д-р психол. наук, проф., зав. каф. клинической психологии, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: axverdova61@mail.ru
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ВУЗЕ
Статья посвящена исследованию актуальности организационной культуры поведения в вузе, истории изучения этой проблемы, структуре организационной культуры в вузе, анализу определений «организационная культура», категорий структуры организационной культуры. Перечислены механизмы и функции организационной культуры: мобилизация внутренних ресурсов, сплочение и мотивирование членов коллектива, единый смысл деятельности, труда - вдохновляют на максимальную самоотдачу. Авторы приходят к выводу о том, что организационная культура вуза - это система ценностей, убеждений, обычаев, традиций, разделяемых различными категориями сотрудников и студентами вуза, выраженных в нормах, образцах, стандартах и стереотипах деятельности и мышления, которые наследуются в форме поведения и отношений, а также взаимных ожиданий руководителей, сотрудников, студентов.
Ключевые слова: организационная культура поведения в вузе, ценности, традиции, уровни организационной культуры, новые технологии.
В первые, о факте организационной культуры высказался Ч. Барнард в 1938 г. однако, специально ею занялись только в 1980-е гг. в США под влиянием исследований в области теории организации, стратегического управления и индивидуального поведения. В современной литературе, как и многие другие термины организационноуправленческих дисциплин, организационная культура не имеет единственно верного толкования. Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение этому понятию. Имеются очень узкие и очень широкие толкования того, что же представляет собой организационная культура. Х. Шварц и С. Дэвис рассматривали организационную культуру как «систему отношений, действий и артефактов», которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурно-
го общества довольно уникальную общую для них психологию. Вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими» [1].
Теоретическим и практическим аспектам организационной культуры посвящены работы известных зарубежных и отечественных ученых. А. Кеннеди, К. Камерона, Р. Куинна, Д. Коу-ла, А. Левина, Э. Шейна, С.К. Рощина, Т.О. Соломанидиной, В.А. Спивака, П.Н. Шихирева и др. Большинство исследователей сходятся на том, что - организационная культура это результат взаимодействия множества факторов, таких как отраслевые осо-