Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА'

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфантилизм / социальный инфантилизм / зрелость / infantilism / social infantilism / maturity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петренко Егор Андреевич, Митрухина Светлана Владимировна

Проблема социального инфантилизма современной молодёжи является актуальной и перспективной темой для научного анализа. В статье рассмотрены теоретические аспекты феномена социального инфантилизма, которые были выявлены на основе анализа научной литературы: его сущность, причины инфантилизации, критерии социальной зрелости и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петренко Егор Андреевич, Митрухина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INFANTILISM AS A SOCIAL PROBLEM

The problem of social infantilism of modern youth is a relevant and promising topic for scientific analysis. The article discusses the theoretical aspects of the phenomenon of social infantilism, which were identified based on the analysis of scientific literature: its essence, causes of infantilization, criteria of social maturity, etc.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 316.6:316.42

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Петренко Егор Андреевич,

студент

Митрухина Светлана Владимировна,

старший преподаватель кафедры фундаментальной медицины Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Проблема социального инфантилизма современной молодёжи является актуальной и перспективной темой для научного анализа. В статье рассмотрены теоретические аспекты феномена социального инфантилизма, которые были выявлены на основе анализа научной литературы: его сущность, причины инфантилизации, критерии социальной зрелости и т. п.

Ключевые слова: инфантилизм, социальный инфантилизм, зрелость.

SOCIAL INFANTILISM AS A SOCIAL PROBLEM

Petrenko Egor Andreevich,

student

Mitrukhina Svetlana Vladimirovna,

Senior Lecturer of the Fundamental Medicine Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The problem of social infantilism of modern youth is a relevant and promising topic for scientific analysis. The article discusses the theoretical aspects of the phenomenon of social infantilism, which were identified based on the analysis of scientific literature: its essence, causes of infantilization, criteria of social maturity, etc.

Key words: infantilism, social infantilism, maturity.

Изменение общественной реальности в течение ХХ-ХХ1 веков заставляет человечество работать над решением новых задач. Общество продолжает осмысливать новые общественные явления и социальные проблемы. Одной из таких современных проблем является социальная незрелость современной молодёжи, несоответствие сознания и поведения взрослых индивидов социальным нормам, ценностям, ожиданиям, статусно-ролевым стандартам, принятым в обществе, что проявляется в попытках сохранить хотя бы частично прежний (промежуточный между взрослым и ребёнком) социальный статус, не принимать на себя права и обязанности взрослого (быть законопослушным, социально ответственным, обеспечивать себя материально, вступать в брак и т. д.). Это явление всё чаще обсуждается в публичном поле не как частная проблема, а как общественная тенденция и потенциальный объект для общественного вмешательства.

Однако, несмотря на социальный характер проблемы инфантилизма, она крайне редко становится предметом исследований в рамках общественных наук, практически не изучена в области социальной работы. В то же время понимание роли и возможностей социальной работы в этом направлении позволит в целом осмыслить феномен и, возможно, уменьшить его негативное влияние на социум.

Тема инфантилизма представлена преимущественно в психологической научной литературе, её разработкой занимались как классики психологии (З. Фрейд, Э. Фромм, Л. С. Выготский и др.), так и современные исследователи (В. М. Басова, А. В. Микляева, И. С. Клецина, Г. З. Ефимова и др.).

Термин «инфантилизм» происходит от латинского infantilis - детский, младенческий. Впервые термин вводит французский невролог Эрнест Шарль Ласе, который под этим термином понимал особый вид остановки развития на ювенальной ступени [1].

По своей природе инфантилизм противоположен феномену «зрелости» и во многом определяется как антипод зрелости. Зрелость -категория, которая представлена в работах различных авторов и как конкретный возрастной этап, и как состояние, не связанное с физиологической взрослостью. Зрелость же в широком смысле понимается как достижение некоей системой полного развития, совершенного функционирования [2].

При работе с понятием «инфантилизм» необходимо учитывать его комплексную и междисциплинарную природу. Инфантилизм может проявляться в разных сферах жизни человека. Так, выделяют физиологический, психологический, социальный, правовой, экономический и иные виды инфантилизма [3].

Наиболее далёкий от рассматриваемой нами темы физиологический инфантилизм проявляется как отставание в физическом развитии, сохранение черт, соответствующих предыдущим этапам взросления человека. Подобные отклонения могут привести к задержке в психическом развитии, что приводит к соматогенному психическому инфантилизму. Специалисты также отмечают, что при физиологическом инфантилизме нередко в окружении ребенка проявляется тенденция к гиперопеке, что создает почву для искусственной инфан-тилизации. Следовательно, в некоторых случаях физиологический инфантилизм влияет на психическое, психологическое и социальное взросление человека.

В статье «Биопсихосоциальный подход к проблеме психического инфантилизма у подростков» исследователи проблемы психического инфантилизма В. В. Грачев, Л. А. Попова, С. Н. Ениколопов определили это явление так: «Термином "психический инфантилизм" обозначают личностную незрелость с отставанием преимущественно эмоционально-волевых свойств» [4].

Психологический инфантилизм как отдельный термин нечасто встречается в научных

публикациях. Несмотря на это, мы можем опираться на определение психологической зрелости как зрелости механизмов самоопределения, самоконтроля и саморазвития личности, а также на описание этого явления. Обычно авторы подразумевают, что этот тип незрелости формируется под влиянием родителей и других факторов внешней среды [3].

Социальный инфантилизм может также проецироваться на экономическую, правовую, семейную и другие сферы жизнедеятельности человека [4]. Эти явления нередко также классифицируют как отдельные виды инфантилизма.

Правовой инфантилизм рассматривается как отсутствие или недостаточная сформиро-ванность у субъектов права правовых знаний, установок и представлений [5].

Экономический инфантилизм проявляется в нерациональном использовании материальных благ, вовлечении себя в долговую «яму», в расчёте на постоянную экономическую помощь от родственников [6].

В рамках исследования мы определяем социальный инфантилизм как несоответствие личностных качеств, деятельности и социального статуса индивида его возрасту, сопровождающееся проблемами в эмоционально-волевой сфере. Этот вид инфантилизма проявляется в самых разных аспектах жизни человека. Он отражается в мировоззрении, характере, поведении и статусе индивида. Его возникновение обусловлено нарушениями механизмов социализации или культурными изменениями, вследствие которых молодое поколение перестаёт перенимать социокультурный опыт и нормы старшего поколения.

Анализ публикаций, посвящённых причинам инфантилизации общества, позволил выделить следующие объективные причины ин-фантилизации:

- многообразие сценариев взросления в современном обществе. Широта возможностей человека в рамках современного общества

требует от индивида самостоятельного выбора того или иного жизненного пути. Это вкупе с отсутствием достаточного жизненного опыта приводит к запутанности современной молодёжи относительно собственной идентичности, отношения к обществу и окружающему миру в целом;

- сложность сепарации человека от родительской семьи. На современном этапе развития общества для полноценного взросления человеку необходимо пройти долгий этап обучения и подготовки к самостоятельной жизни. При этом положение студентов и людей, недавно вышедших на рынок труда, осложнено низким материальным положением и отсутствием прочных и надёжных социальных связей. Этот фактор в некоторых случаях заставляет молодёжь в течение долгого времени после наступления периода зрелости оставаться зависимыми от родителей;

- нарушение традиционных механизмов передачи социокультурного опыта. Часть исследователей отмечает потерю воспитательных функций институтом семьи, и в то же время многие считают недостаточным воспитание, получаемое ребёнком в школе. Таким образом, в сознании молодёжи преобразуется отношение к труду, жизни в обществе, нарушается образ взрослого человека, который характерен для старшего поколения;

- разрушение традиционных институтов, связанных с взрослением. Постепенно общество отказывалось от институтов, призванных утвердить человека в статусе зрелого члена социума. Ярким примером тому может послужить отказ современного общества от института инициации, что размыло рамки взросления и сделало его постепенным и, по мнению некоторых исследователей, бесконечным процессом.

Научные публикации по теме исследования содержат различные данные о том, какие личностные черты присущи инфантилу [4; 6; 7]. Чаще всего в этом списке присутствуют сле-

дующие черты: эгоцентризм, несамостоятельность в действиях и решениях, нежелание брать на себя ответственность за свои действия, отсутствие перспектив будущего, неспособность к адекватной самооценке.

Стоит отметить, что при попытке оценки социальной инфантильности индивида исследователи сталкиваются с проблемой критериев оценки, так как отсутствуют конкретные показатели, обозначающие норму в тех сферах жизни личности, в которых проявляется инфантильность, норма социальной зрелости одного поколения или территориального сообщества может не соответствовать норме другого. При этом сниженные требования к зрелости во второй группе могут быть обоснованы объективными факторами развития и быть частью естественного развития социума. Несмотря на всё изложенное выше, мы можем сохранять объективность, оценивая конкретный социум в конкретный период времени, опираясь на средние нормы развития человека, сложившиеся в этих условиях.

Проанализировав публикации российских авторов, в которых изложены критерии социальной зрелости [7; 8; 9], мы можем составить следующий список личностных характеристик, которые являются атрибутами зрелости, по мнению большинства авторов:

- целостность (идентичность) - наличие целостной непротиворечивой системы взглядов на жизнь. При этом действия человека не противоречат его философии;

- автономия - способность к самостоятельности, которая проявляется как в интеллектуальном и личностном, так и в бытовом аспекте. Способность мыслить и действовать, формировать мнение без поддержки других людей;

- самопонимание - способность к саморефлексии, что позволяет оценивать собственные успехи и ошибки, переживать неудачи. Понимание собственных эмоций, мотивов, действий;

- способность к пониманию других людей и поддержанию отношений - умение налаживать и сохранять связи с другими людьми и воспринимать их точку зрения с сохранением собственных мнений, позиций и целостности личности;

- гуманность - направленность на благо другого человека;

- ответственность - готовность человека выполнить обязательства по выполнению необходимых действий в отношении общества или конкретного индивида.

Помимо представленных личностных качеств индивида, мы хотим отметить важность при оценке социальной зрелости таких социальных характеристик, как социальный статус, основная деятельность, количество и качество социальных связей, материальная самостоятельность, а также отношения с родительской семьёй.

С точки зрения теории нельзя ответить однозначно на вопрос о том, какие условия благоприятны для развития зрелой личности, а какие склоняют личность к инфантильности.

С одной стороны, благополучные условия жизни позволяют молодёжи дольше оставаться зависимыми от родительской семьи, больше времени уделить самоопределению, а не саморазвитию; с другой стороны, нередко трудные жизненные ситуации формируют основу для «диванного развития» - прививают потребительское отношение к окружающим, не позволяют личности стать ответственной и самодостаточной. Однозначно можно сказать, что в обоих случаях необходимо внешнее воздействие для разрешения проблемы инфантилизма и пресечения других социальных патологий.

Итак, социальный инфантилизм является действительно значимой социальной проблемой для современного общества, так как тот комплекс качеств, через которые он проявляется, лишает личность возможности полноценно функционировать в обществе. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению качества жизни не только самого человека, но и его ближайшего окружения и общества в целом, так как социум вынужден справляться с последствиями инфантильного поведения.

Библиографический список

1. Демиденко А. С. Социальная инфантильность российской молодёжи: специфика научного дискурса // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. № 10. С. 143-149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-infantilnost-rossiyskoy-molodezhi-spetsifika-nauchnogo-diskursa (дата обращения: 10.12.2023).

2. Микляева А. В. Личностная зрелость и инфантилизм у юношей и девушек, обучающихся в гражданских и военных вузах: гендерный аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 187. С. 101-111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnaya-zrelost-i-infantilizm-u-yunoshey-i-devushek-obuchayuschihsya-v-grazhdanskih-i-voennyh-vuzah-gendernyy-aspekt (дата обращения: 10.12.2023).

3. Андросова М. И., Тимофеева Я. А. Инфантилизм как проблема развития личности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infantilizm-kak-problema-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 18.12.2023).

4. Грачев В. В. Биопсихосоциальный подход к проблеме психического инфантилизма у подростков. // Сибирский психологический журнал. 2012. № 89. С. 30-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biopsihosotsialnyy-podhod-k-probleme-psihicheskogo-infantilizma-u-podrostkov (дата обращения: 10.12.2023).

5. Ефимова Г. З. Социальный инфантилизм студенческой молодёжи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6 (25). С. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-infantilizm-studencheskoy-molodezhi-kak-faktor-protivodeystviya-modernizatsii-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 11.12.2023).

6. Пузанова Ж. В. Инфантилизация молодёжи: методологический подход к измерению // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. № 3. 444-456. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infantilizatsiya-molodezhi-metodologicheskiy-podhod-k-izmereniyu?ysclid=lpxu07l31o881498905 (дата обращения: 12.12.2023).

7. Малиева Е. С. Личностная зрелость человека в современном социуме ХХ1 века // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. № 3-1. С. 9-24 (дата обращения: 10.12.2023).

8. Маленова А. Ю. Зрелость личности и её критерии как предикторы изучения ситуации сепарации // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 1. С.21-29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zrelost-lichnosti-i-ee-kriterii-kak-prediktory-izucheniya-situatsii-separatsii/viewer (дата обращения: 12.12.2023).

9. Портнова А. Г. Личностная зрелость сквозь призму возрастного и индивидуального развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. № 4. С. 29-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnaya-zrelost-skvoz-prizmu-vozrastnogo-i-individualnogo-razvitiya?ysclid=lpya00w4ps552065187 (дата обращения: 10.12.2023).

© Петренко Е. А., Митрухина С. В., 2023

УДК 351.712:658.114.1

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ САМОЗАНЯТЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ЗАКЛЮЧИВШИХ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ

Сафьянова Наталья Семёновна,

кандидат экономических наук, заместитель директора Управления социальной поддержки населения, магистрант

Пустовойт Надежда Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры фундаментальной медицины Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Государственная социальная помощь на основании социального контракта — эффективная мера социальной поддержки, позволяющая семье в перспективе повысить своё благополучие. Социальный контракт по направлению осуществления предпринимательской деятельности является стартовым капиталом начинающего предпринимателя. Вместе с тем на начальном этапе деятельности начинающим бизнесменам требуется всесторонняя поддержка: обучение, консультационная помощь, маркетинговая поддержка, содействие в реализации продукции.

Ключевые слова: социальный контракт, государственная социальная помощь, малоимущая семья, прожиточный минимум, индивидуальная предпринимательская деятельность.

ADDITIONAL MEASURES TO SUPPORT SELF-EMPLOYED AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS WHO CONCLUDED A SOCIAL CONTRACT

Safyanova Natalia Semyonovna,

Ph.D. in Economics, Deputy Director of the Department of Social Support of the Population, graduate student

Pustovoit Nadezhda Vladimirovna,

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of the Fundamental Medicine Department Katanov Khakass State University (Abakan)

State social assistance based on a social contract is an effective measure of social support that allows a family to improve its well-being in the long term. A social contract in the direction of entrepreneurial activity is the starting capital of a novice entrepreneur. At the same time, at the initial stage of activity, novice businessmen need comprehensive support: training, consulting, marketing support, assistance in product sales.

Key words: social contract, state social assistance, low-income family, living wage, individual entrepreneurial activity.

Социальный контракт сегодня является незаменимым инструментом адресной социальной помощи. Государство берёт на себя обязательство оказать определённую помощь малоимущему трудоспособному гражданину и в целом его семье. А тот, в свою очередь, - обязанность обеспечить семье благополучие и достаток.

«Государством в настоящее время уделяется повышенное внимание усилению адресности программ социальной помощи и повышению эффективности социальной поддержки социально незащищённых категорий населения» [1, с. 829].

Получателям государственной социальной помощи на основании социального контракта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.