Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФАНТИЛИЗМА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ: ПОЛОРОЛЕВОЙ АСПЕКТ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФАНТИЛИЗМА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ: ПОЛОРОЛЕВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФАНТИЛИЗМ / МОЛОДЁЖЬ / ВЗРОСЛЫЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕСТВО / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОЛОРОЛЕВОЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самсонова Анастасия Витальевна

Статья посвящена изучению психологических особенностей проявления инфантилизма у современной молодёжи с учётом полоролевого аспекта. Поднимается вопрос инфантильности, как психологического феномена. В рамках исследования было выявлено, что выраженность инфантилизма у мужчин и женщин не отличается. Данные исследования, полученные в ходе проведения психологического эксперимента, позволят определить особенности проявления уровня инфантилизма у современной молодёжи с учётом полоролевого аспекта. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в практической работе психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE MANIFESTATION OF INFANTILISM IN MODERN YOUTH: GENDER-ROLE ASPECT

The article is devoted to the study of the psychological features of the manifestation of infantilism in modern youth, taking into account the gender-role aspect. The question of infantilism as a psychological phenomenon is raised. The study revealed that the level of infantilism in men and women does not differ. The research data obtained during the psychological experiment will allow us to determine the features of the manifestation of the level of infantilism in modern youth, taking into account the gender-role aspect. The results of the empirical research can be used in the practical work of psychologists.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФАНТИЛИЗМА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ: ПОЛОРОЛЕВОЙ АСПЕКТ»

Психологические особенности проявления инфантилизма у современной молодёжи:

полоролевой аспект

Psychological features of the manifestation of infantilism in modern youth: gender-roleaspect

Самсонова Анастасия Витальевна

Студентка 2 курса ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова» Россия, г. Симферополь e-mail: stasya.samsonova.04@mail.ru

Samsonova Anastasia Vitalievna

2nd year student

GBOUVO RK "KIPUnamed after Fevzi Yakubov"

Russia, Simferopol e-mail: stasya.samsonova.04@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена изучению психологических особенностей проявления инфантилизма у современной молодёжи с учётом полоролевого аспекта. Поднимается вопрос инфантильности, как психологического феномена. В рамках исследования было выявлено, что выраженность инфантилизма у мужчин и женщин не отличается. Данные исследования, полученные в ходе проведения психологического эксперимента, позволят определить особенности проявления уровня инфантилизма у современной молодёжи с учётом полоролевого аспекта. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в практической работе психологов.

Annotation.

The article is devoted to the study of the psychological features of the manifestation of infantilism in modern youth, taking into account the gender-role aspect. The question of infantilism as a psychological phenomenon is raised. The study revealed that the level of infantilism in men and women does not differ. The research data obtained during the psychological experiment will allow us to determine the features of the manifestation of the level of infantilism in modern youth, taking into account the gender-role aspect. The results of the empirical research can be used in the practical work of psychologists.

Ключевые слова: инфантилизм, молодёжь, взрослый, физическое или психическое развитие, общество, адаптация, личностные особенности, полоролевой аспект.

Key words: infantilism, youth, adult, physical or mental development, society, adaptation, personality traits, gender role aspect.

Введение

Актуальность исследования подчеркивается необходимостью решения крайне острой для РФ проблемы роста инфантилизма у современной молодежи. Массовость проявлений инфантилизма в молодежной среде имеет место быть и в студенческой среде, что, безусловно, негативно влияет на формирование личности студента, как будущего специалиста. В психологии молодежь рассматривается как большая группа, в период перехода от детства к взрослости, на определённом этапе социализации, усвоения норм и ценностей, формирования социальных и профессиональных ролей, ожиданий, и статуса, все это может проявляться в свойственных для этой возрастной группы поведении и поступках. На стадии социализации наблюдаются некоторые проявления инфантилизма. В современных условиях ориентации российского общества на приоритетное инновационное развитие и формирование конкурентоспособности не только отдельных социальных групп, но, в первую очередь, каждой личности, социальный инфантилизм молодежи особенно опасен.

Целью статьи является определение полоролевых особенностей проявления инфантилизма у современной молодёжи.

Анализ литературы по проблеме исследования.

Инфантилизм (лат. infantilisinfantile, детский), понятие, впервые использованное в 1864 г. французским

психиатром Эрнестом Ласегом (1816-1883) для обозначения сохранения физических и психических признаков детства у взрослых. Первое описание клинической картины грудных детей принадлежит П. Лорену.

В отечественной литературе широко используется термин «инфантилизм». Поэтому его рассматривают как состояние в рамках умственной отсталости у лиц молодого возраста, обусловленное различными этиологическими факторами (конституционального характера, внутриутробного алкоголизма, токсико-инфекционных воздействий в первые годы жизни ребенка).

Н.А.Жесткова рассматривает полоролевой инфантилизм, как методологический путь изучения социальной зрелости и социального детства человека [3, с. 129].

Результатом социального детства называют непричастность человека к обществу (М.Л.Покрас). Как причина: психологический возраст, психологическое состояние и отсутствие личного желания. Психологи называют социализацию детей одной из характеристик личности жертвы. Во многом инфантилизм человека определяется его пассивностью.

В рамках возрастной или специальной психологии состояние младенцев рассматривается как одиниз вариантов задержки психического развития детей в рамках дизонтогенеза и чаще всего это связано с дошкольным возрастом. В частности, В.В.Лебединский говорил, что детство как задержка развития эмоциональной сферы проявляется во временной адаптации (эмоциональной сфере) на ранних этапах жизни [4, с. 134]. И. Ю. Кулагина считает важным сочетание процесса эволюции и инноваций в развитии.

Под полоролевым инфантилизмом, по Серегиной, обычно понимают совокупность личностных черт, выражающихся в незрелости эмоционально-волевого пласта, задержке моральной и социальной зрелости, отсутствии трудовой мотивации, слабой потребности в достижении, отсутствии самостоятельности решений и поступков, индивидуальная зависимость от других, хаотичное поведение, зависимость от пространства, гедонизм, с низкой способностью мыслить и большой потребностью в удовольствиях и развлечениях, неуравновешенное выигрышное поведение.

Это определение характеризует поведение инфантильной личности и включает в себя проявления инфантильности, что дает полное представление о понятии.

В контексте социальной психологии М.Ю.Кондратьев и В.А.Ильин определяют полоролевой инфантилизм как отклонение от поведения, психического и личностного развития личности. Вслед за В.В.Лебединским авторы подчеркивают несформированность у личностно-инфантильного взрослого эмоционально-волевой сферы и отмечают высокую корреляцию инфантилизма с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм. Инфантильная личность стремится уйти от необходимости адекватно оценивать объективную социальную реальность [6, с. 8].

Психолог А.В. Утенкова предлагает описание понятия «инфантилизм» «как зрелость в развитии, сохранение природных черт во внешности или поведении на ранних возрастных этапах». Термин представляет собой сочетание медицинских и психологических явлений. Его переносное значение считается детским, т.е. подход к зрелости, достаточной для жизненных ситуаций и проблем, а также учебной и трудовой деятельности [11, с. 13].

Как психологическое явление инфантилизму свойственны и такие явления, как низкий уровень произвольной активности в различных делах, отрицание ответственности, а также недостаточный уровень организованности, самосознания и саморазвития.

А.М.Спирина рассматривает особенности проявлений инфантилизма у детей раннего возраста. В своей научной статье автор подчеркивает, что основным плохим поведением молодежи является, прежде всего,

инфантилизм [10, с. 63].

В «социально-профессиональном инфантилизме» А.Н. Шевченко понимал определенную модель жизнедеятельности, причем отрицательную форму, естественно приспособленную к профессиональной среде» [12, с. 42].

Рекомендуемые функции:

- в учебных и социальных навыках, отсутствие учебной мотивации, безразлично-сомневающееся отношение к собственной успеваемости;

- неумение и нежелание использовать полученные в вузе знания на практике, и скрывать это как невозможность работы, что подтверждается неудовлетворительными результатами, полученными при обучении или вообще полным отказом от выполнения какой-либо работы;

- отсутствие в системе намерений и ценностей элементов, связанных с профессиональным развитием и деятельностью;

- отсутствие творчества и настроя на поиск выхода из кризисной ситуации;

- полный отказ со стороны педагога или члена семьи от оказанной помощи и поддержки, при негативном отношении к профессии родителей.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что, отказывая молодежи в свободе, взрослые продолжают воспитывать в ней поколение личностных инфантилистов, не умеющих решать простые задачи, не умеющих и не пытающихся брать на себя ответственность за решение задач.

Психический полоролевой инфантилизм включает в себя патологическое состояние, обусловленное социальными факторами, наследственностью, генетикой, и вызывает задержку физического и психического развития, а также задержку социальной адаптации.

Подростковый возраст выделяется многими авторами в отношении формирования и развития важнейших личностных структур, таких как Я-концепция и идентичность, отношение к миру, общая картина действительности и др. В этом возрастном периоде вся структура жизнедеятельности человека и егоположения в системе изменений общественных отношений. От того уровня рефлексии, который сформируется в этом возрасте, будет происходить понимание жизненного опыта и произвольного поведения, определяется поведение развития личности.Полоролевой инфантилизм включает отставание физического развития от календарного (биологического) возраста. В большинстве случаев физическое развитие девочек-подростков характеризуется задержкой полового развития.

Организация и методы исследования.

Эмпирическую базу исследования составило 30 человек, (15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 18 до 31 года), для рандомизации выборки, половина испытуемых являются студентами, остальные работающими.

В ходе исследования была использована методика:

1. Опросник «Уровень инфантилизма», разработанный А.А. Серегиной, с целью выявления уровня инфантилизма у молодёжи.

Также в ходе исследования были использованы методы математико-статистической обработкиданных: U-критерий Манна-Уитни.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что выраженность инфантилизма умужчин и женщин не отличается.

Представление и анализ результатов исследования.

Рассмотрим результаты исследования, полученные с помощью опросника «Уровень инфантилизма», разработанный А.А. Серегиной. Для начала проанализируем результаты исследования инфантилизма среди

женщин. Более наглядно отображено на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень развития инфантилизма у женщин

Итак, исходя из рисунка 1 видно, что из 100% женщин, не инфантильными являются только 20% женщин. Наибольшее количество женщин относятся к слабо инфантильным. Их количество составляет 67%. Количество средне инфантильных насчитывает всего 13%. Женщин с высоко инфантильным уровнем не наблюдается.

Далее рассмотрим результаты исследования инфантилизма среди мужчин. Наглядно это отображенона рисунке 2.

Рисунок 2. Уровень развития инфантилизма у мужчин

Итак, исходя из рисунка 2 видно, что из 100% исследуемых мужчин не инфантильным является только 7% мужчин. Наибольшее количество мужчин относятся к слабо инфантильным. Их количество составляет 80%. Количество средне инфантильных насчитывает всего 13%. Мужчин с высоко инфантильным уровнем не наблюдается.

Далее сравним результаты среди мужчин и женщин на рисунке 3.

Рисунок 3. Сравнения уровня развития инфантилизма среди мужчин и женщин

В результате сравнения уровня развития инфантилизма среди мужчин и женщин, можно отметить, что преобладает слабо инфантильный уровень: мужчины 80%, а женщины - 67%. Целеполагание и достижение поставленных целей затруднено. Умение нести ответственность за свои поступки развито недостаточно. В сложных и конфликтных ситуациях часто используют стратегию избегания.

Уровень средней инфантильности говорит о том, что эмоциями управляют слабо, часто имеет место быть экзистенциальный вакуум, поэтому могут быть неуверенными в себе. Недисциплинированные, обладают недостаточно развитыми навыками целеполагания и самоконтроля. С трудом могут анализировать причинно-следственные связи, если речь касается их поведения.

Уровень высокой инфантильности отсутствует как у мужчин, так и у женщин. Практически не управляют своими эмоциями, неуравновешенны, не владеют навыками планирования и целеполагания. Уровень не инфантильности говорит о том, у них хорошо развиты эмоциональная и волевая сферы. Они трудоспособны и высокомотивированы. Умеют ставить цели и последовательно их достигать. Рациональны, склонны к упорядочиванию своей жизни. Жизнестойки, обладают конструктивными копинг- стратегиями. Достаточно высок уровень потребности в достижениях.

В таблице 1 отображено среднее значение по шкалам методики и общему показателю инфантилизмау женщин и мужчин.

Таблица 1. Показатели проявлений инфантильности у мужчин и женщин

Шкалы Женщины, п=15 Мужчины, п=15 и-критерий Манна-Уитни

Уровень инфантилизма 46,4 45, 1 иэмп = 100,5 Р= 0,05 икр= 64 иэмп>икр = >прип.Н0

Трудовая мотивация 4,9 5,4 П = 144 эмп Р= 0,05 икр= 64 иэмп>икр = >прип.Н0

Позиция иждивенчества 11,4 9,5 и = 54 эмп Р= 0,05 икр= 64 иэмп<икр= <прип.Н1

Хаотичность поведения 5,6 7,9 иэмп = 107 Р= 0,05 икр= 64 иэмп>икр = >прип.Н0

Гедонизм 3,1 2,8 иэмп — 178 Р= 0,05 Цф= 64 ^м^кр = >прип.Н0

Ценностные ориентации 3,6 5,5 П — 143 эмп Р= 0,05 Цф= 64 ^м^кр = >прип.Н0

Рефлексия 5,6 4 и эмп — 140 Р= 0,05 64 ^ми^р = >прип.Н0

Эмоционально-волеваясфера 6,3 4,6 П — 131 эмп Р= 0,05 Цкр= 64 иэмп>икр = >прип.Н0

Преодолевающееповедение 5,9 5,5 П — 133 эмп Р= 0,05 Цкр= 64 Цэмп>икр = >прип.Н0

По шкале «Уровень инфантилизма» у мужчин показатель меньше, чем у женщин.По шкале «Трудовая мотивация» у мужчин показатель больше, чем у женщин.

По шкале «Позиция иждивенчества» у женщин показатель больше, чем у мужчин. По шкале «Хаотичность поведения» у мужчин показатель больше, чем у женщин. По шкале «Гедонизм» у женщин показатель больше, чем у мужчин.

По шкале «Ценностные ориентации» у мужчин показатель больше, чем у женщин.По шкале «Рефлексия» у женщин показатель больше, чем у мужчин. По шкале «Эмоционально-волевая сфера» у женщин показатель больше, чем у мужчин.По шкале «Преодолевающее поведение» у женщин показатель больше, чем у мужчин.

С помощью Манна-Уитни высчитаем следующие различия между группами. Показатель эмпирический больше критического показателя, что говорит о не существенных различиях в уровнях инфантилизма между мужчинами и женщинами. Следовательно, отличий в выраженности инфантилизма между мужчинами и женщинами не выявлено.

Выводы

Под инфантилизмом понимается сохранение физических и психических признаков детства во взрослом возрасте, таких как низкорослость, юность, а также психических, таких как задержка роста. Поддерживающий психоанализ рассматривает инфантилизм как проявление неосознанности и незрелости типа защиты психики личности, как нарушение гормональной деятельности. Для молодежного возраста основными инфантильными проявлениями являются следующие: незрелость эмоционально-волевой сферы, несамостоятельность, неспособность принимать на себя новые социальные роли, подразумевающие определенную ответственность, территориальная и экономическая зависимость от родительской семьи. Несформированность молодежных качеств ведет к реализации поведения, характерного для предыдущего возрастного этапа, и является проявлением инфантилизма.

Определено, что сильно преобладает слабый уровень инфантилизма у обеих групп. Выраженность данного уровня указывает на то, что у испытуемых сохранились некоторые черты характерные для детей, ноони не влияют на их функционирование в обществе, не мешают выполнять свои обязанности. Люди, со слабым уровнем инфантилизма вполне могут быть адаптированы в социуме, а также подчиняться их общепринятым нормам и правилам.

Выявлено преобладание шкалы «Позиции иждивенчества» у мужчин и женщин. Но в большей мере данная шкала присуща женщинам. Характерными особенностями шкалы является эгоизм, сознательное стремление жить за счёт других, прикрывая всё это за «заботой» и «помощью». Не смотря на это, у женщин наблюдается выделение шкалы «Эмоционально-волевая сфера», характеризующаяся способностью регулировать своих психические процессы и деятельность. Также у мужчин преобладает шкала

«Хаотичного поведения», указывающая на необдуманность принятия решения, незначительности поступков.

Таким образом, в ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что выраженность инфантилизма у мужчин и женщин не отличается.

Список используемой литературы:

1. Ананьева, И.Н. Психологические проблемы социального взросления молодежи и механизмы преодоления юношеского инфантилизма / И.Н. Ананьева // Вестник КАСУ. - 2009. - № 5. - С. 35- 41

2. Владимирова, Т.Н. Учебный инфантилизм студентов гуманитарных специальностей / Т. Н Владимирова, А.В. Утенков // Известия тульского государственного университета. гуманитарные науки. - 2011

- № 3 - С. 193-199.

3. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013 - № 2 (14). - С. 128-136.

4. Засухина, В.Н. Социальный инфантилизм как фактор, затрудняющий самоутверждение россии в конкурентной среде других культур / В.Н. Засухина // Философия образования. - 2013 - №1 (46). - С. 134-137.

5. Остапенко, А.А. Взросление подростков: нарушения и их преодоление / А. А. Остапенко // Народное образование. - 2012 - № 5.- С. 225-232.

6. Осухова, Н.Г. Феномен инфантильности: риск отказа от риска / Н.Г. Осухова // Сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции «Риски современности».- 2010 - № 13

- С. 7-11.

7. Серегина, А.А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи: дис. на соиск уч. ст. канд. психол. наук / А.А.Серегина. - М: Социальная психология. - 2006 -250 с.

8. Серегина А.А. Социально-психологические аспекты проявления инфантилизма у молодежи//Психология социальности: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005 - С. 127-131.

9. Серегина А.А. Теоретический анализ инфантилизма в отечественной психологии/Аспирантский сборник № 3 (24). - М.: Изд-во РГСУ, 2006 - С.21-39.

10. Тяпин, И. Н. Интеллектуально-нравственная инфантилизация и информационно-коммуникативные технологии: аспекты взаимосвязи / И. Н. Тяпин, С. Л. Иванов // Человек в технической среде : сборник научных статей. - №2. / Мин-во обр. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т ; под ред. доц. Н.А. Ястреб. - Вологда :ВоГУ, 2015 -143 с.

11. Утенков, А.В. Психологические детерминанты инфантилизма: автореферат дис. На соиск уч. Ст. канд. психол. наук / А.В. Утенков. - М.: Изд-во РГГУ, 2012 - 27 с.

12. Шевченко А.Н. Педагогические технологии преодоления социально-профессионального инфантилизма учащихся колледжа. Автореферат дис кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ин-т соц.-пед. проблем сельской школы РАО. - Москва, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.