Исследовательские проекты
СОЦИАЛЬНЫЙ АТЛАС РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ Независимый институт социальной политики
http://www.socpol.ru
Ноябрь 2003 г. - октябрь 2005 г.
Руководитель проекта - д. геогр. н. Н.В. Зубаревич, доцент кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. М.В. Ломоносова, НИСП.
Разработчик карт и аналитик - к. геогр. н. С.Г. Сафронов, научн. сотр. Института географии РАН, научн. сотр. кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. М. В. Ломоносова, НИСП.
Координатор - Е.А. Лаптева, магистрант кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, НИСП.
Цели проекта и обоснование его актуальности
Предлагаемый проект ставит целью комплексный анализ социально-экономического потенциала и социальных проблем регионов РФ с учетом демографической, культурно-исторической, экономико-географической, социально-политической и других составляющих. Важность такого рода работы связана, во-первых, с тем, что систематическая инвентаризация региональных социумов не проводилась уже очень давно, и за это время существенно изменилась как сама социальная ситуация, так и уровень наших знаний о ней, накоплен обширный материал по отдельным сторонам жизнедеятельности общества, включая данные переписи населения 2003 г., длинные ряды бюджетных обследований, социологических опросов и др. Во-вторых, паспортизация регионов в рамках проекта является не самоцелью, а базой для проведения сопряженного анализа разных аспектов социально-экономического развития, оценки человеческого, интеллектуального потенциала и специфики проблем региональных социумов, существенного углубления знаний о современном российском обществе и постсоциалистическом транзите в целом. Осуществление проекта послужит также формированию и поддержанию междисциплинарного, межрегионального и международного экспертного сообщества.
Содержание проекта
Проект рассчитан на два года и задуман как сложносоставной, состоящий из нескольких модулей и более сложных их композиций, каждая из которых может рассматриваться как самодостаточная. Это позволяет реализовывать проект поэтапно, имея на каждом этапе готовый продукт, который может быть представлен потребителю не только в сочетании с другими, но и сам по себе.
В качестве главных потребителей, на которых ориентирован проект, выступают разного рода институты, занимающиеся социальной сферой в широком смысле, как государственные (в Москве и регионах), так и негосударственные, а также исследователи, школьные и вузовские преподаватели, структуры гражданского общества, потенциальные инвесторы.
Проект нацелен на многоаспектный и систематизированный анализ ситуации и перспектив социального развития субъектов РФ с учетом потребностей в информации разных групп пользователей. Предусматриваются горизонтальные и вертикальные срезы - поэлементный (отраслевой) и комплексный анализ (тип - «ключевой» регион). Поэлементный анализ проводится по основным отраслевым компонентам социального развития для выявления региональных различий и их динамики. На его основе проводится выделение комплексных социальных типов регионов. Типология дополняется углубленным анализом на примере регионов-«ключей», репрезентативных для выделенных типов. Портрет «ключевого» региона включает описание специфики социально-экономического развития и социальных проблем, анализ сходства и отличий от регионов данного типа и регионов-соседей. Дополнительно используются графики и таблицы, помогающие выявить социальное «лицо» региона. Число «ключевых» регионов и индивидуальных портретов-очерков увеличивается по мере реализации проекта. Помимо этого, разрабатываются различные интегральные индексы, позволяющие количественно измерить региональную дифференциацию социально-экономического потенциала и остроту социальных проблем.
Такая подача материала делает его структурированным и иерархизированым, с итоговыми типами на самом верху, сложными агрегированными индексами ниже и исходными частными показателями внизу. Несколько уровней агрегирования позволяют потребителю получить общее представление о ситуации и при необходимости детализировать его вплоть до уровня исходной информации. Преимущество такой схемы в том, что методика, будучи однажды разработанной, позволяет в полуавтоматическом режиме обновлять индексы с появлением более свежей информации.
Форма представления материалов: электронный аналитический атлас с регулярно, по мере необходимости, обновляемыми разделами - гибкий, динамичный, интерактивный. Картографическая форма представления результатов обеспечивает наглядность-компактность, легкость сравнения регионов друг с другом и одних показателей с другими, инструментальность методики и сплошной территориальный охват. Пользователь получает возможность выбирать и самостоятельно комбинировать нужные ему параметры и модули, добавлять в случае необходимости свои собственные. Тем самым атлас выступает не только как источник сведений и инструмент для получения знаний об обществе в его региональном многообразии, но и как обучающий материал. Текстовая часть состоит из аналитических комментариев к отдельным сюжетам (индикаторам, индексам), описаний выделяемых комплексных типов и портретов-очерков «ключевых» регионов.
Начиная с первых этапов работы, атлас и вспомогательные материалы будут представлены на веб-сайте программы1, что обеспечит, с одной стороны, доступность их для пользователей, а с другой - обратную связь разработчиков с потребителями. Предусматривается также выпуск двух СБ с демонстрационной и полной (итоговой) версиями атласа в середине и конце работы над проектом.
Информационной базой для проекта служат статистика Госкомстата РФ, включая новую переписную, результаты бюджетных обследований домохозяйств, обследований рынков труда и проблем занятости; ведомственная статистика Министерства финансов, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, Министерства внутренних дел; данные Единого архива социологических данных НИСП и социологических опросов ведущих центров - ВЦИОМ, ФОМ и др., отчеты грантовой программы НИСП; региональные исследования географического факультета МГУ и др.
1 Результаты см. начиная с марта 2004 г.: http://www.socpol.ru
Исторический Демографи- Экономи- Социально- Отрасли социальной
тип освоения ческая ческое Рынок труда экономичес- сферы
(климат, расселе- ситуация и состояние и и занятость кое положе- (здравоохранение,
ние, этнокуль- миграция бюджетная ние домо- образование, культура,
турные аспекты) политика хозяйств ЖКХ)
Комплексные социальные
типы регионов - карта и краткое описание основных типов
Политическая среда и политика властей (влияние на социальное развитие)
Ключевой* регион
Грантовая программа
НИСП - результаты проектов используются в описании региона
t
Карта грантовых исследований НИСП с классификацией тем исследований
БЛОК 2. Интегральные индексы
Рис. 1. Структурно-иерархическая модель анализа и подачи материала
Методической базой работы является существующий мировой и отечественный опыт расчета агрегированных социально-экономических индексов, включая собственные разработки, сделанные для Программы развития ООН, Министерства экономического развития РФ. Возможно использование методик Политгеоцентра по расчету различных индексов, в том числе социального неблагополучия и социальной напряженности. Предполагается использование разработок МГУ и других научных организаций при проведении комплексной типологии российских регионов и отборе регионов-«ключей».
Последовательность выполнения проекта
В целом, за исключением начальной стадии, основные виды работ по проекту осуществляются параллельно.
Начальная стадия проекта включает поэлементный анализ статистической информации и проведение комплексной типологии, на основе которой выбираются «ключевые» регионы. Подготовленные карты и краткие описания вывешиваются на сайте как первые результаты работы проекта, поэлементный анализ и карты обновляются по мере поступления новых статистических данных.
Вторая стадия - подготовка портретов «ключевых» регионов, в том числе со сбором информации на местах, разработка структуры пилотных описаний, обсуждение текстовых описаний с экспертами на семинарах, доработка и размещение на сайте. Эта работа ведется в течение всего времени реализации проекта с обновлением информации и расширением числа таких регионов.
Третья стадия - разработка интегральных индексов. Их публикация требует предварительной подготовки методик, пробных расчетов и обсуждения результатов со специалистами на семинарах. Первоначально готовятся к публикации интегральные индексы с апробированной методикой расчета, в том числе индекс развития человеческого потенциала Программы развития ООН, индекс качества жизни (на основе методики, разработанной для Министерства экономического развития РФ). В дальнейшем ведется разработка новых видов интегральных индексов, позволяющих оценить различные аспекты региональной дифференциации. В числе таких индексов могут быть следующие:
• освоенность территории (расселение / обеспеченность инфраструктурой);
• уровень экономического развития (ВРП / налоговая база / бюджетная обеспеченность / доходы населения);
• качество населения (демографический потенциал / физическое и социальное здоровье);
• состояние рынка труда (трудоресурсный потенциал / занятость);
• человеческий капитал (образование / интеллектуальный потенциал / инновативность / креативность);
• социальное самочувствие (социальная напряженность / социальное неблагополучие);
• устойчивость развития (интегральный социально-экономический потенциал / проблемы и пороги развития);
• индекс социально-политической культуры (демократичность / политическая активность).
Приведенный перечень является сугубо предварительным, он неполон и одновременно избыточен. Некоторые важные позиции могут быть в него добавлены, ряд имеющихся -сведен к одному-двум индикативным параметрам. Очередность позиций отражает некоторую внутреннюю логику, но в рамках разработки проекта очередность может быть совсем иной. Предусматривается серьезная работа с отдельными параметрами и агрегированными индексами на предмет определения взаимозависимостей, выявления индикаторов, построения и уточнения индексов, анализа динамики и др.
Формализованный анализ со сплошным охватом регионов не исчерпывает проблему составления аналитического описания регионов. Он дает скорее некий унифицированный по форме паспорт, обеспечивая сравнимость описаний и задавая их общую структуру. Необходимо сочетать его с составлением более подробных и глубоких «штучных» региональных описаний по регионам-ключам. Для работы над последними требуются анализ местных материалов и исследования на местах. Предусмотрены публикация ряда пилотных описаний и широкое их обсуждение как со специалистами-экспертами, причем не только в Москве, но и в регионах, так и с возможными потребителями в лице представителей бизнеса, органов государственного управления, международных организаций, исследовательских центров.