Научная статья на тему 'Университетская география в начале XXI века (к 70-летию географического факультета МГУ)'

Университетская география в начале XXI века (к 70-летию географического факультета МГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетская география в начале XXI века (к 70-летию географического факультета МГУ)»

УДК 91 (47+57 - 25 МГУ) Н.С. Касимов

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ГЕОГРАФИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (К 70-ЛЕТИЮ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ)

Юбилейная традиция — подводить итоги своей деятельности. Анализ концептуальных и структурных сдвигов в университетской географии в конце прошлого века был проведен к 60-летию факультета [4]. В конце прошлого столетия отмечались следующие концептуальные и структурные сдвиги в университетской географии: увеличился интерес студентов к экономической и социальной географии при преобладании естественно-географической направленности научных исследований; произошли деидеологизация и гуманизация науки и образования, экологизация географии и создание геоэкологии, география стала одной из базовых наук при создании экологического образования в стране; наметились тенденции, с одной стороны, к глобализации, а с другой — к регионализации исследований, компьютерные и геоинформационные технологии стали важнейшим инструментом географических исследований.

В начале века эти тенденции получили дальнейшее развитие в виде крупных фундаментальных обобщений и прикладных разработок, реализовались в новых образовательных программах, новых учебниках и учебных пособиях. Появилась возможность кардинально переоснастить инструментальную базу факультета.

География в МГУ организационно оформилась еще 200 лет назад, когда в 1804 г. на отделении (факультете) словесных наук была открыта кафедра всеобщей истории, географии и статистики и кафедра истории, географии и статистики Российского государства. В 1884 г. по новому Уставу Московского университета на историко-филологическом факультете была учреждена кафедра географии и этнографии, которую в 1889 г. возглавил крупнейший географ, антрополог и этнограф Дмитрий Николаевич Анучин — основатель географической школы Московского университета.

Географический факультет был создан в 1938 г. в результате разделения почвенно-географического факультета на геолого-почвенный и географический (Приказ по МГУ за № 109 от 23.07.1938 г.).

В настоящее время географический факультет МГУ — крупнейший в мире педагогический и научный коллектив географов. На сегодняшний день на факультете обучаются более 1200 студентов (почти на 250 человек больше, чем 10 лет назад, что достигнуто благодаря расширению обучения на контрактной основе), 170—180 аспирантов.

Учебный процесс обеспечивают профессора и преподаватели (143 человека) и научные сотрудники (348 человек). На факультете 15 кафедр, 8 научно-ис-

следовательских лабораторий и 5 учебно-научных баз, всего на факультете трудятся 864 человека (табл. 1).

Таблица 1

Структура факультета

Состав 1998 г. 2008 г.

Подразделения факультета

Кафедры 14 15

Лаборатории 8 8

Численность

Студенты 971 1204

Аспиранты 149 180

Обучающиеся на отделении дополнительного образования — 30

Профессора и преподаватели 123 143

Научные сотрудники 334 348

Годовой бюджет факультета постоянно увеличивается и в 2007 г. составил 310 млн руб. Основная причина роста бюджета заключается в поступлении государственных средств на оборудование при активном участии факультета в проекте "Формирование системы инновационного образования в МГУ", интенсивном поиске источников финансирования, в первую очередь на осуществление образовательных проектов.

Географическое и экологическое образование.

Образование для устойчивого развития

За последние 10 лет произошли существенные изменения в географическом и экологическом образовании, которые заключались в создании новых образовательных направлений, структурных реформах образования, расширении сети филиалов и отделений факультета. Это было время поиска новой модели образования на факультете.

Новые направления в образовании. Создание экологического образования в классических университетах — важнейшая инновация университетского эколого-географического сообщества, которая привела к формированию в стране целостной системы экологического образования, охватывающей сейчас более 150 университетов (в 1998 г. — 55 университетов). Еще в 1994 г. в университетах была начата подготовка по новому направлению высшего образования "Экология и природопользование" со специальностями "Экология", "Геоэкология" и "Природопользование", в становлении которого самое активное участие приняли ведущие ученые географического факультета [4]. За создание системы экологического образования в клас-

сических университетах ряд профессоров факультета в 2000 г. награжден премией Правительства РФ в области образования. Первые годы нового тысячелетия были временем расширения этой системы при координирующей роли Учебно-методического совета по экологии, функционирующего на базе факультета. Ряд кафедр факультета — физической географии мира и геоэкологии, рационального природопользования, геохимии ландшафтов и географии почв — ведет обучение по экологическим специальностям в рамках направления "Экология и природопользование".

Новые образовательные программы. В последнее десятилетие в обществе и хозяйстве страны возникла потребность в новых географических и экологических специализациях, как правило, прикладной направленности. Одно из важных направлений образовательной деятельности и научных исследований на географическом факультете, ставшее особенно востребованным в 90-х гг. прошлого века, — использование географических подходов в территориальной политике и туристической индустрии как сферах потребления выпускников. Поэтому свыше 10 лет назад было начато обучение по специальной образовательной программе "Региональная политика и международный туризм", первый выпуск состоялся в 2000 г. Затем для подготовки специалистов в области туристического предпринимательства, сервиса и государственного управления в сфере туризма в 2004 г. на факультете была создана кафедра рекреационной географии и туризма с обучением студентов по специальности "Туризм" на базе фундаментальных и прикладных эколого-географических и экономико-географических знаний, что позволяет им использовать приобретенные знания, навыки и компетенции в сфере стратегического планирования и управления туризмом.

В 2002 г. были открыты еще две образовательные программы: по специальности "Геоэкология" — "Геоэкология нефти и газа" и по специальности "Природопользование" — "Ландшафтное планирование". В 2007 г. состоялся первый выпуск студентов по этим программам.

Образовательная программа "Геоэкология нефти и газа" (кафедра геохимии ландшафтов и географии почв) основывается на фундаментальных географических дисциплинах: геологии и геоморфологии, метеорологии, картографии, геохимии ландшафтов, почвоведении и пр. со специализацией по современным методам анализа состояния окружающей среды в районах добычи и транспортировки углеводородного сырья. Выпускники способны выполнять экологическое обоснование для управленческих решений, использовать геоинформационные технологии, оценивать воздействие предприятий нефтегазового комплекса на окружающую среду и здоровье населения, осуществлять экологический менеджмент, экологическое страхование и аудит в нефтегазовом комплексе. Они уже работают в научных центрах и на про-

мышленных предприятиях системы Министерства природных ресурсов и экологии, Министерств промышленности и энергетики, а также в ведущих нефтяных и газовых компаниях.

Образовательная программа "Ландшафтное планирование " (кафедры рационального природопользования, физической географии и ландшафтоведения, геоморфологии и палеогеографии) создана для подготовки экологов-природопользователей в сфере экологического проектирования, оценки воздействия на окружающую среду, ландшафтной архитектуры и дизайна.

Программы дополнительного образования. Географический факультет одним из первых среди естественных факультетов начал реализацию программы дополнительного профессионального образования. С 2002 г. открыты программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, научных стажировок. Программы дополнительного профессионального образования отражают основные научно-образовательные направления деятельности географического факультета в сфере экологии, рационального природопользования, туризма, культурной географии, геоинформационных технологий. Наибольшей популярностью у слушателей пользуются программы, имеющие прикладной характер и востребованные на рынке труда: "Экология и рациональное природопользование", "Эстетика и дизайн ландшафта", "Страноведение и международный туризм". Большинство программ дополнительного образования реализуется дистанционно, что делает университетское образование доступным для жителей отдаленных регионов. Географический факультет идет по пути формирования системы непрерывного дополнительного профессионального образования, расширяя формы и направления образовательных программ, используя современные методы и технологии обучения, учитывая целевую аудиторию слушателей, ориентируясь на требования работодателей.

Становление образования для устойчивого развития. В последнее время стало очевидно, что экологические проблемы не занимают доминирующее положение среди таких глобальных вызовов современности, как нищета, голод и болезни, неграмотность, растущее неравенство. Это определило возникновение более универсальных идей об устойчивом развитии и привело к появлению на образовательной сцене нового типа обучения, получившего название "образование для устойчивого развития" (ОУР). Главной причиной его возникновения стало осознание в обществе необходимости изменений в образовательной парадигме с целью обеспечения дальнейшего устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды [12]. По сути, речь идет о разработке и внедрении в практику системы образования, интегрирующей разные предметные области естественных, гуманитарных и технических наук.

Лидер становления ОУР в Европе и на постсоветском пространстве — Европейская экономическая

комиссия ООН (ЕЭК ООН), по инициативе которой под сопредседательством Швеции и России была разработана Стратегия образования для устойчивого развития, принятая в 2005 г.

С самого начала этого процесса географический факультет МГУ активно включился как в разработку Стратегии ЕЭК ООН (представитель от России — автор статьи), так и в процесс создания ОУР в России. Для этого были предприняты организационные и научно-методические действия, закрепляющие лидирующую роль МГУ в становлении ОУР: в УМ О классических университетов создан Учебно-методический совет по экологии и устойчивому развитию, совместно с Министерством образования и науки проведен ряд международных и всероссийских конференций и семинаров по образованию для устойчивого развития, в рамках Федеральной целевой программы "Развитие образования", программы "Развитие научного потенциала высшей школы", а также проекта "Формирование системы инновационного образования в МГУ" разработаны Национальная стратегия и Национальный план действия по ОУР. Созданы научные основы ОУР и примерные программы курсов по устойчивому развитию, а также ряд междисциплинарных магистерских программ [9, 11].

Таким образом, в содержательном плане создание образования для устойчивого развития представляет собой важнейший инновационный проект, соответствующий по силе влияния на европейскую образовательную систему Болонскому процессу, осуществляемому в институциональной сфере. Лидирующая роль географического факультета М ГУ в этом проекте отражает его значимость в развитии экологического образования — одной из основ ОУР, а также важную роль географии, рационального природопользования в качестве междисциплинарной научно-образовательной системы. Эти проекты позволили привлечь на факультет значительные средства.

Образовательные проекты, новые курсы и методы обучения. Создание экологического образования и новых образовательных программ привело к существенной трансформации учебного процесса факультета и появлению новых учебных курсов и семинаров по современным направлениям географии, экологии, природопользования, социально-экономическому и устойчивому развитию. Все эти новые для факультета направления образования потребовали разработки инновационных учебно-методических материалов для обеспечения учебного процесса — специальных учебных планов, программ профессиональных дисциплин. Создание и публикация учебных программ по высшему географическому и экологическому образованию составили одну из главных задач географического факультета МГУ в последнее десятилетие. Достаточно отметить, что из 65 профессиональных дисциплин федеральных блоков по трем экологическим специальностям, реализуемым в 150 классических университетах России, около 40 программ состав-

лено профессорами и преподавателями географического факультета МГУ.

Реформирование образования и переход к двухуровневому высшему образованию в России (бакалавр — магистр) поставило новые задачи перед университетским, в том числе эколого-географическим, сообществом. Для этой системы потребовалось разработать новые учебно-методическое обеспечение и государственные образовательные стандарты по географическому и экологическому образованию.

В первую очередь это относится к магистратуре — наименее привычной для отечественной высшей школы ступени образования и менее всего обеспеченной учебно-методическими разработками. В связи с этим в рамках Национального проекта "Образование" Московский университет в последние два года выполнял специальный проект "Формирование системы инновационного образования в МГУ им. М.В. Ломоносова" , для которого географический факультет разработал подпроект "Реализация образовательных программ инновационного типа в области географии, экологии и устойчивого развития". Главные задачи этого подпроекта — обеспечение учебного процесса современным оборудованием (см. ниже) и разработка серии магистерских программ по указанным областям знаний.

В этом проекте участвовали все кафедры факультета, созданы 24 инновационные образовательные магистерские программы, включающие 124 новые программы отдельных дисциплин по направлениям подготовки "География", "Гидрометеорология", " Картография", "Экология и природопользование" на основе нового компетентностного подхода в обучении. В этих программах заложена необходимая методическая база магистратуры не только для географического факультета МГУ, но и для других университетов страны.

Наряду с инновационным проектом МГУ в рамках Федеральной целевой программы развития образования географический факультет в последние годы выполнил еще ряд крупных проектов (частично с другими факультетами МГУ — геологическим, философским, химическим, экономическим, физическим), направленных на разработку учебно-методического обеспечения высшей школы и международных обязательств России по созданию образования для устойчивого развития. Курс лекций "Устойчивое развитие" читают всем студентам факультета.

В связи с введением в вузах страны с 2009 г. нового (третьего) поколения федеральных государственных образовательных стандартов ведущие профессора факультета в рамках Учебно-методических советов по географии, экологии и устойчивому развитию активно включились в разработку этих стандартов. Особенность этих стандартов — соответствие принципам Болонской декларации: двухуровневое образование (бакалавр — магистр), компетентностный подход, студенческая мобильность, вариативность, использование кредитной системы баллов и др. В рам-

ках этой новой системы образования, которая, как известно, не пользуется полной поддержкой образовательной общественности, мы сделали все необходимое, чтобы сохранить в новых стандартах фундаментальность географического и экологического университетского образования, существенно обновить структуру типовых учебных планов и содержание учебных курсов.

Следует отметить, что модернизация учебного процесса на факультете началась уже более 10 лет назад, особенно в последние 6—8 лет, когда создание новых образовательных программ привело к трансформации учебных планов многих кафедр.

Особенно большие изменения произошли на экономико-географических кафедрах, где за последние годы разработано и читается более 20 новых спецкурсов, отражающих дальнейшую социологиза-цию и гуманизацию экономической географии, усиление прикладной подготовки экономико-географов. Можно отметить такие новые курсы, как "География стран СНГ и Балтии", "Японоведение", "Когнитивная география", "Институциональная география", "География мировых финансовых систем", "Политическая география и геополитика" и др.

В связи с открытием новых программ "Геоэкология нефти и газа" и "Ландшафтное планирование" разработаны и читаются новые курсы "Геохимия нефти и газа", "Моделирование поведения углеводородов в окружающей среде", "Экологическая экспертиза в нефтегазовой отрасли", а также "Ландшафтное планирование", "Природное и культурное наследие", "Эстетика и дизайн ландшафта" и др.

Все это потребовало внедрения новых форм обучения студентов: активнее используются деловые игры, ситуационные задачи, диспуты, созданы компьютерные и геоинформационные классы, эколого-геохимический и гидрометеорологический практикумы, студенты стали применять мультимедийные технологии, активно использовать Интернет и интерактивные средства обучения в учебном процессе.

Учебная литература. На протяжении всего времени существования географического факультета важнейшей его задачей было создание фундаментальных учебников и учебных пособий для обеспечения всей системы географического, а затем и экологического образования в стране. Только после 2000 г. различными издательствами, а также и на базе факультета издано 75 учебников и около 200 учебных пособий. Каждый год обычно публикуется 8—10 учебников и 20—30 учебных пособий по всем разделам географии. Ученые факультета продолжают издавать учебники географии для средней школы: опубликовано около 20 учебников (некоторые из них выдержали более 10 изданий), а также серии атласов для разных классов.

Зарубежные филиалы географического факультета. За прошедшие 10 лет существенно расширилось влияние географического факультета МГУ на образовательное пространство за рубежом путем создания филиалов и отделений с обучением на русском языке

по учебным планам МГУ. Так, в Севастополе в 1999 г. был создан Черноморский филиал МГУ, где на естественно-научном отделении успешно функционируют кафедры геоэкологии и природопользования, географии океана, социальной экологии и туризма, на которых учатся более 100 студентов. В Астане в Казахстанском филиале МГУ с 2006 г. на эколого-географическом отделении ведется подготовка бакалавров и магистров по направлению "Экология и природопользование", весьма востребованная населением. В Женеве в 2005 г. в рамках направления "Экология и природопользование" начата подготовка по международной образовательной программе "Управление природными ресурсами и право", реализуемой совместно с юридическим факультетом МГУ.

В филиалах за рубежом преподают несколько десятков ведущих профессоров и доцентов факультета, обеспечивая высокий уровень образования, продвигая идеи и результаты российской университетской географии на постсоветское пространство и в Западную Европу.

Стратегия развития образования. Основные цели и задачи, стоящие перед географиическим образованием в МГУ, обусловленные главным образом законодательными изменениями в сфере образования, можно кратко сформулировать следующим образом:

— трансформация одноуровневой 5-летней системы подготовки, реализуемой на факультете, в двух-и трехуровневое (бакалавр — специалист — магистр) образование на базе новых государственных образовательных стандартов третьего поколения;

— разработка и реализация нового учебного плана, адекватного многоуровневой системе образования, что потребует напряженной работы всего профессорско-преподавательского коллектива факультета;

— обеспечение новых стандартов и учебных планов бакалавриата и магистратуры новыми учебными программами и новыми учебными пособиями;

— введение кредитной системы и вариативности обучения;

— создание такой системы обучения, где основным результатом является получение необходимых навыков, умений, компетенций для реализации в дальнейшей практической деятельности;

— гармоническое сочетание в обучении смежных образовательных направлений — географии, экологии и природопользования, гидрометеорологии, картографии и геоинформатики, туризма — путем создания единых теоретических курсов и практических занятий на начальных этапах образовательного процесса;

— разработка и внедрение системы непрерывной оценки качества обучения.

Развитие географической науки

География является одной из базовых наук, исследующих комплексные проблемы взаимодействия общества, экономики и окружающей среды. В последней четверти XX в. в географии стали четко про-

являться интегративные тенденции. Это определялось многими причинами — экологизацией и гуманизацией географии в ответ на усиливающееся влияние человеческой деятельности на природу; междисциплинарным характером оценок воздействия на окружающую среду и здоровье человека, экологических экспертиз проектов; все возрастающим интересом к изучению глобальных и региональных изменений природной среды и климата и их влияния на региональные и локальные геосистемы; появлением и развитием географических информационных систем, научных основ природопользования и устойчивого развития. Назову лишь главные, межкафедральные и междисциплинарные направления и результаты научной деятельности на факультете.

География, общество, окружающая среда. К 250-летию Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова ученые географического факультета подготовили 7-томную серию трудов "География, общество, окружающая среда" [3], где подведены основные итоги фундаментальных и прикладных исследований в начале нового тысячелетия.

Это издание связано общей идеей и методологией, но все же каждый том достаточно самостоятелен и содержит итоги исследований ряда кафедр факультета по определенной крупной проблематике. Такими междисциплинарными стержневыми направлениям исследований, позволившими объединить специализированные более частные кафедральные подходы, стали структура, динамика и эволюция природных геосистем; функционирование и современное состояние ландшафтов; природные ресурсы, их использование и охрана; природно-антропогенные процессы и экологический риск; география социально-экономического развития; динамика и взаимодействие атмосферы и гидросферы; картография, геоинформатика и аэрокосмическое зондирование. Это позволило изложить разные, порой противоречивые точки зрения большого коллектива ученых географической школы Московского университета. Сейчас уже ясно, что это уникальное издание представляет собой одно из ярких достижений российской географии.

В юбилейной серии подведены итоги исследований, полученных за последние 10—15 лет. Ее логическим продолжением стала публикация монографии "Географические научные школы Московского университета" [2], подготовленной к 70-летию географического факультета. Ее основная идея — научно-исторический анализ формирования научных школ в университетской географии, а главное, содержательный анализ базовых научных концепций, лежащих в основе или разработанных каждой школой. Это позволило "инвентаризировать" основной теоретический багаж университетской географии для осуществления дальнейших фундаментальных исследований в соответствии с вызовами нового тысячелетия.

Глобальные и региональные изменения природной среды. Современные изменения биосферы Земли —

самые интенсивные за последние несколько столетий. Они проявляются не только в изменениях климатических параметров (глобальное потепление), но и драматически влияют на все компоненты природной среды и человеческого общества. Антропогенная составляющая глобальных изменений природной среды, в том числе климата, обусловливает необходимость междисцилинарного подхода к изучению причин и последствий глобальных и региональных изменений, а также путей ослабления и предотвращения негативных воздействий на биосферу. Географы МГУ [4] активно включились в исследование этих проблем. Перед географией именно сейчас стоят масштабные задачи фундаментального объяснения и дальнейшего изучения глобальных процессов в биосфере Земли.

Одним из таких крупных проектов, осуществленных в последнее десятилетие, стала публикация двухтомной монографии "Современные глобальные изменения природной среды" [13] — одного из немногих изданий в российской научной литературе, посвященных глобальной биосферной проблематике, в этой монографии приводятся результаты изучения глобальных процессов учеными географического факультета и других факультетов МГУ.

Особое значение имеет международное сотрудничество по изучению последствий глобальных изменений, непосредственно влияющих на природу и хозяйство территории России и сопредельных стран. Здесь следует отметить многолетние (с 1990 г.) российско-голландско-бельгийские (Дельфтский, Ваге-нингенский, Гентский университеты) межкафедральные (кафедры геохимии ландшафтов и географии почв, геоморфологии и палеогеографии, гидрологии суши, биогеографии, картографии и геоинформатики, лаборатория новейших отложений и палеогеографии плейстоцена) проекты, посвященные изучению природной среды Прикаспия — уникальной природной лаборатории для оценки региональных природных изменений прибрежных территорий, вызванных быстрыми колебаниями уровня Каспийского моря в голоцене, что обычно связывают с масштабными гидроклиматическими флуктуациями. Все это говорит о том, что настало время организационной поддержки исследований глобальных изменений природной среды и климата.

Комплексное тематическое картографирование.

Географический факультет традиционно участвовал в создании крупных картографических произведений (Тюменский и Алтайский атласы, атлас Северного Казахстана, серия карт для высшей школы и др.), выполненных на междисциплинарной основе и отражающих уровень и направление развития не только картографии, но и других географических наук.

В 90-х гг. прошлого века получило развитие экологическое картографирование, расширившее ареал приложения географических знаний. Карты и атласы стали создавать с использованием геоинформационных технологий. Возникла острая необходимость в

фундаментальных научно-справочных атласах, составленных на новой понятийной и информационной базе. Географический факультет активно включился в эту работу и стал одним из лидеров тематического, и прежде всего эколого-географического, картографирования в нашей стране. Выделим лишь самые крупные издания.

Национальный атлас России [10], идея создания Национального атласа СССР обсуждалась с 50-х гг. прошлого века, но реально она стала воплощаться в жизнь лишь в 80-е гг., когда географическим факультетом МГУ и Институтом географии РАН по заказу ПКО "Картография" был подготовлен проект создания такого атласа. К настоящему времени при участии сотрудников географического факультета создана его новая концепция, и атлас издается в 4 томах: т. 1 "Общая характеристика территории", т. 2 "Природа. Экология", т. 3 "Население. Экономика", т. 4 "История. Культура". Национальный атлас России — фундаментальное комплексное картографическое произведение, призванное дать целостное представление о природе, экологии, населении, хозяйстве, истории и культуре страны. Несомненно, Национальный атлас России является крупнейшим картографическим произведением начала века. Уже опубликованы первые два тома, третий том находится в печати. Предполагается английский перевод атласа.

Экологический атлас России [14] создан на географическом факультете МГУ при участии ряда других организаций. В нем подведены итоги многолетних исследований ученых факультета в различных областях экологической географии. Карты атласа отражают результаты почвенно-экологических, ландшафтно-геохимических, эрозионно-русловых, биоэкологических и демографо-экологических исследований. Использован весь арсенал экологических нормативов, систем показателей и критериев оценки состояния природной среды на глобальном, общероссийском, региональном, локальном и муниципальном уровнях.

За создание Экологического атласа России (2004) ряд ученых факультета удостоены премии правительства в области науки и техники.

Региональные атласы. В последние годы ученые факультета вернулись к созданию региональных атласов. В их числе следует прежде всего назвать Атлас Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2 томах [1], характеризующий историю, демографию, экономику, природу и экологию региона. Атлас создан сотрудниками географического факультета МГУ и Центра "Мониторинг" (г. Ханты-Мансийск) в содружестве с рядом ведущих научно-исследовательских и производственных организаций страны и округа при активной поддержке и участии местной администрации. Два тома атласа содержат более 500 карт, сгруппированных в 26 тематических разделов. Атлас Югры — это энциклопедический труд в области регионального атласного картографирования. Появление атласа было встречено с большим интересом.

Особое место в серии экологических атласов, создаваемых на географическом факультете, принадлежит региональным медико-демографическим атласам. Основываясь на теории и методах медицинской географии и экологии человека, они дают необходимые знания о медико-экологической и медико-демографической ситуации в регионе и обеспечивают доступ государственных органов и всех слоев населения к информации о состоянии здоровья. В последние два года опубликованы медико-демографические атласы Калининградской и Московской областей [7, 8].

Развитие социально-экономической географии. Десять лет назад, анализируя состояние науки на географическом факультете, автор надеялся на дальнейшее развитие социально-экономической географии в новых условиях. Социальные и экономические изменения, которые происходили в стране в последние 20 лет, естественно, в наибольшей степени повлияли на экономическую географию. Социологизация, гуманизация, глобализация, открытость общества, миграция капитала, ресурсов, рабочей силы и пр. привели к необходимости переосмысления многих ее понятий и концепций. Поэтому развитие социально-экономической географии в МГУ в последнее десятилетие было направлено на адаптацию сложившегося теоретического и методического багажа, научных и прикладных исследований к изменившимся реалиям общественной жизни. Появились и получили развитие такие новые направления, как социальная, политическая (в том числе электоральная), конфессиональная география, геополитика, региональная политика, география социально-экономического развития, эволюция и трансформация территориальной организации общества, эволюционное страноведение и др. Важнейшие научные достижения связаны с изучением регионального социального развития и разработкой методики расчета индекса человеческого развития для регионов России, геодемографических процессов в крупных городах, а также с географией инновационных процессов, структурных сдвигов в промышленности мира и др. [3]. Особо следует отметить междисциплинарные разработки, связанные с сохранением природного и культурного наследия.

Направления завершенных научных исследований. Одним из важнейших результатов научных исследований, отражающих направления научного поиска, являются докторские диссертации, защищенные сотрудниками факультета. Их число и тематику исследований по основным направлениям науки и специальностям мы проанализировали по двум периодам: конец прошлого века (1988—1997) и начало настоящего (1998-2007).

Всего за это время сотрудники факультета защитили 59 докторских диссертаций, часть из них — в других организациях. В 1988—1997 гг. защищены 33 диссертации и в 1998—2007 гг. — 26, т.е. их число уменьшилось в последнее десятилетие. Основные различия касаются тематики исследований и неравномерного развития отдельных направлений исследо-

ваний по специальностям и отдельным кафедрам (табл. 2).

Таблица 2

Докторские диссертации, защищенные сотрудниками факультета

Специальность 19881997 гг. 19982007 гг. Всего

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов 6 6 12

Почвоведение 1 — 1

Геоэкология — 1 1

Экология — 1 1

Ботаника — 1 1

Геоморфология и эволюционная география 9 7 16

Картография 5 1 6

Гляциология и криология Земли 2 — 2

Экономическая, социальная и политическая география 2 8 10

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия 3 — 3

Метеорология, климатология, агрометеорология 3 1 4

Океанология 2 — 2

Итого: 33 26 59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из них по экологической проблематике 3-4 10-12 13-16

Можно отметить достаточно стабильное развитие исследований по специальностям физико(эколого)-географического цикла и смежных наук, по которым за рассматриваемые периоды защищено 16 диссертаций (7 и 9), главным образом за счет биогеографии (5) и геохимии ландшафтов и географии почв (4), физико-географическая и ландшафтная тематика представлены меньше. Традиционно много защит по геоморфологии и эволюционной географии (9 и 7), из них значительное число работ посвящено эрозии почв и русловым процессам (7).

Уменьшилось число докторских защит по картографии (5 и 1), криолитологии и гляциологии (2 и 0), гидрологии (3 и 0), метеорологии и климатологии (3 и 1), океанологии (2 и 0), что указывает на тревожные тенденции в развитии фундаментальных исследований на соответствующих кафедрах и в лабораториях. Как весьма положительное явление следует отметить преодоление экономико-географами "молчания" конца века (2 и 8 защит соответственно) и появление новых тем завершенных научных исследований в области географии социально-экономического развития, в том числе регионального социального развития, политической географии, международного туризма, природного и культурного наследия, географии инновационных процессов, географии городов и др.

Решение многих крупных научных проблем, полностью или частично, связано с экологической проблематикой (3—4 и 10—12 защит), прочно вошедшей в научный арсенал географической науки.

Следует оценить роль и место научно-исследовательских лабораторий в развитии науки на факультете. За 20 лет их сотрудники защитили 15 диссертаций, однако большинство из них (10) приходится на геоморфологию и эволюционную географию, в частности на эрозию почв и русловые процессы (7) и палеогеографические работы (3).

Особенно ярко тенденции научных исследований проявляются в тематике кандидатских диссертаций, но это предмет отдельного анализа. Скажу лишь, что в 4 диссертационных советах факультета защищается примерно 30% всех диссертаций по географическим наукам в стране.

Прикладные исследования. Развитие фундаментальных основ географии всегда было связано с решением практических проблем, стоящих перед нею в различные этапы жизни страны. Важным отличием последнего десятилетия от 90-х гг. прошлого века является существенный рост финансирования прикладных разработок по проблеме "нефть и окружающая среда", а также по другим направлениям. Ряд кафедр и лабораторий географического факультета совместно с другими организациями активно участвуют в разнообразных прикладных проектах. Отмечу лишь основные направления прикладных исследований последнего времени.

Нефть и окружающая среда. Трансформация состояния окружающей среды вследствие добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов стала одной из основных экологических проблем современности. Особенно остро эти проблемы, как правило, стоят в районах нефтедобычи, где максимально воздействие на окружающую среду различных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих производств. В связи с этим возникла острая необходимость в экологической оценке и экологическом аудите интенсивности этого воздействия на конкретных территориях — зонах ответственности нефтяных компаний.

Среди разработок по этой проблематике можно выделить два типа: участие в экологической экспертизе и оценках воздействия на окружающую среду крупных нефте- и газопроводов; выполнение конкретных региональных и локальных эколого-геогра-фических проектов.

Экспертиза крупных хозяйственных проектов всегда являлась полем приложения географических знаний. Многие ученые факультета участвовали в качестве экспертов в государственных экологических экспертизах. В последнее десятилетие отмечу несколько государственных экологических экспертиз в нефтегазовой сфере, проходивших под руководством ученых факультета. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. это экспертиза Балтийской трубопроводной системы (дважды), а в 2003—2004 гг. — государственная экологическая экспертиза Восточно-Сибирско-Тихооке-анской нефтепроводной системы (ВСТС), результат этой экспертизы — перенос нефтепровода на значительно большее расстояние от северного берега

оз. Байкал, она послужила необходимой основой для принятия известных решений президента страны.

Экологические оценки состояния ландшафтов в пределах нефтедобывающих территорий во многом связаны с разработанными на факультете научными основами изучения воздействия нефти на окружающую среду, которые позволили установить посттехногенные последствия нефтедобычи (техногенные га-логенез, битумизация, осолонцевание, механические нарушения и т.д.) и предложить методы оценки экологической устойчивости ландшафтов к нефтяному загрязнению. Среди крупных экологических проектов, связанных с нефтедобычей, отмечу оценку воздействия нефтяного комплекса компании "Лукойл" на окружающую среду в Калининградской области, выполненную сотрудниками кафедр факультета — геохимии ландшафтов и географии почв, биогеографии, картографии и геоинформатики, геоморфологии и палеогеографии, а также пионерные исследования в связи с оценкой экологического риска воздействия больших объемов получаемой при добыче нефти элементной серы на крупнейших нефтяных месторождениях Западного Казахстана, работы на Сахалине и др.

Гидроэкология. Эрозия и русловые процессы. Масштабные прикладные исследования проводят кафедра гидрологии суши и лаборатория эрозии почв и русловых процессов. Работы ведутся как в региональном масштабе, например районирование Российской Арктики по проявлению опасных гидрологических процессов, оценка гидроэкологического состояния устьевых областей рек Азовского и Каспийского морей, схема опасных проявлений овражной эрозии и русловых процессов в России, так и для отдельных территорий. Среди последних следует назвать работы совместно с подразделениями " Газпрома" по обоснованию переходов магистральных газопроводов через реки северной части Европейской России, обоснование безопасных условий судоходства и регулирования русел крупнейших рек Сибири и Дальнего Востока (Обь, Лена, Иртыш, Амур) и др.

Другое важное направление прикладных при-брежноморских исследований — работы лаборатории геоэкологии Севера по оценке динамики берегов и дна арктических морей в рамках изысканий, проектирования и строительства подводного перехода магистрального трубопровода через Байдарацкую губу Карского моря.

Космос и окружающая среда. Более 15 лет географический факультет по программам Министерства обороны и Федерального космического агентства проводит исследования влияния ракетно-космической деятельности (РКД) на экологическое состояние окружающей среды и разрабатывает подходы к количественному описанию процессов, протекающих в природных ландшафтах под воздействием компонентов ракетного топлива, на основе методов экспериментального моделирования, что позволяет количественно оценить допустимое воздействие загрязняю-

щих веществ, поступающих в результате ракетно-космической деятельности, на наземные и водные экосистемы. Итогом этих работ стала серия научно-методических и нормативных документов по обследованию территорий, подвергающихся воздействию РКД [5, 6]. Существенно, что эти прикладные исследования послужили информационной базой для получения новых уникальных научных результатов по миграции компонентов ракетного топлива в ландшафтах.

Прикладные экономико-географические разработки. В современной науке как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается рост интереса и значимости прикладных региональных социально-экономических исследований. Комплексный экономико-географический подход находит практическое применение при разработке концепций, стратегий и программ социально-экономического развития территорий на национальном, региональном и локальном уровнях, в градостроительной политике, территориальном проектировании и др.

За последние 10 лет прикладные экономико-географические исследования получили развитие прежде всего на кафедре экономической и социальной географии России. Среди них можно отметить работы по заказам Министерства экономического развития и торговли и Министерства финансов РФ, итогом которых стали базовые методики интегральной оценки уровня социально-экономического развития регионов для целей совершенствования региональной политики, а также система показателей и индикаторов для мониторинга пространственной неравномерности социально-экономического развития на основе комплексной оценки качества жизни населения. Разработана методика зонирования горных территорий для целей межбюджетного регулирования с их детальной апробацией в модельных регионах, принятая Министерством финансов в качестве базовой для оптимизации межбюджетных отношений в России.

В итоге многолетних экспедиционных исследований регионов России созданы методика комплексной региональной социально-экономической диагностики и интернет-портал "Региональная среда для инвестора", размещенный на сайте Министерства экономического развития, который позволяет получить комплексное представление о территориях для целей оптимизации инвестиционных решений.

Значительное место в последние годы заняли также прикладные исследования по формированию концепций и стратегий социально-экономического и инвестиционного развития регионов, ключевых направлений внутрирегиональной политики, по территориальному планированию и проектированию.

Появились новые формы организации научной работы. Так, деятельность лаборатории регионального анализа и политической географии построена на принципах учебно-научного парка. В ней работают по совместительству студенты, магистранты и аспиранты факультета, которые на практике осваивают основные методы комплексного регионального соци-

ально-экономического и политического анализа, компьютерные технологии, участвуют в качестве исполнителей в научно-исследовательских работах.

Стратегия развития науки. Фундаментальные исследования. Концептуальные и теоретические проблемы географии. Отмечу основные направления дальнейшего развития фундаментальных и прикладных исследований: разработка теоретических положений геоэкологии; применение географической парадигмы для исследования глобальных проблем; теоретические основы рационального природопользования, изучение общих тенденций эволюции рельефа и крио-сферы на протяжении истории Земли, концептуально-теоретические проблемы географических наук, эволюция территориальной организации общества, хозяйства и населения, разработка проблем картографирования глобальных изменений природной среды, методов дистанционного зондирования.

Ландишфтно-геоэкологическое направление исследований должно включать изучение геоэкологического состояния современных ландшафтов и протекающих в них природно-антропогенных процессов, выявление региональной геоэкологической организации стран и регионов мира, разработку стандартов и интегральных индексов экологического состояния территорий и акваторий, совершенствование методов экологического мониторинга состояния экосистем суши и акватории, организацию мониторинга биоразнообразия, создание медико-географических региональных карт и атласов, методику геохимической реабилитации почв и ландшафтов, разработку теоретических основ ландшафтного планирования, а также исследования по проблемам гидроэкологической безопасности населения, хозяйства, водных экосистем.

Изменения климата и их последствия. Здесь следует указать на необходимость разработки прогноза развития и стратегии освоения защиты побережий в условиях повышения уровня моря, изучение эволюции горного оледенения и снежного покрова равнин России, определение роли океанов в колебаниях климата, совершенствование наблюдений на метеорологической обсерватории МГУ, их обобщение в вице научно-прикладных климатических справочников, разработка количественных методов оценки региональных последствий глобальных изменений климата.

Комплексная оценка водных, почвенных, биологических и других ресурсов, т.е. изучение условий формирования экзогенных месторождений полезных ископаемых и условий их освоения, земельных, водных и биологических ресурсов отдельных территорий России, природного и культурного наследия регионов, туристического потенциала территории, объектов возобновляемой энергетики и др.

Эколого-географическое и экономико-географическое цифровое картографирование остается одним из важнейших направлений географических исследований, позволяющим на основе применения ГИС-тех-нологий разрабатывать фундаментальные картографические произведения, обеспечивать высшее и

среднее образование, использовать математико-кар-тографическое моделирование и современные средства визуализации для решения задач географии и других наук о Земле и обществе.

Социально-экономическая география: эволюционное страноведение, методика анализа динамики социально-экономического развития стран мира, пространственная организация мирового хозяйства, геополитические исследования и геоконфликтология, проблемы интегрирования экономики России в мировое хозяйство, экономико-географические проблемы структурной перестройки экономики России, региональная политика, территориальное планирование и проектирование.

Прикладные исследования. Высокий потенциал научных исследований должен быть шире задействован в области прикладных работ, имеющих существенный инновационный потенциал.

Оценки воздействия на окружающую среду: разработка принципов организации экологической экспертизы, нормирование уровней техногенного загрязнения, прогноз состояния нефтегазоносных районов суши и моря на всех стадиях разработки проектных решений, разработка специального ландшафтно-эко-логического районирования территорий нефтедобычи по степени возникновения рисков разлива нефти, создание концепции размещения территориально-производственных комплексов переработки и захоронения отходов, обоснование мероприятий по защите земель от эрозии, оврагообразования и по регулированию русел.

Природные опасности и риск: картографирование чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф (лавины, ледники в горах, экологические катастрофы, в том числе в Арктике); исследования селеопасных озер и ледников; проведение геоэкологического мониторинга опасных криогенных процессов по трассам северных магистралей транспортировки газа, совершенствование методов оценки природного риска в различных показателях; прогноз эрозионных и русловых процессов.

Геоинформационные системы поддержки принятия решений предусматривают создание программных средств, комплексов, экспертных систем городов и регионов для управления обстановкой на урбанизированных территориях, для оценки экологических последствий и автоматизированного проектирования природоохранных мероприятий.

Новые инструментальные методы исследований

Многообразие объектов изучения в географии определяет широкий спектр инструментальных методов исследований окружающей среды, не встречающихся ни на одном другом факультете МГУ.

В последние годы благодаря финансовым средствам, выделяемым Правительством РФ Московскому университету на оснащение современным оборудованием, участию в проекте "Формирование системы

инновационного образования в МГУ им. М.В. Ломоносова" , а также средствам университета и факультета мы получили уникальную возможность коренным образом модернизировать инструментальные методы изучения окружающей среды. Было приобретено современное химико-аналитическое оборудование и созданы новые для факультета направления изучения вещественного состава природных и техногенных объектов (атомно-абсорбционная спектроскопия, жидкостная хроматография, лазерная гранулометрия, современная микроскопия, изотопная масс-спектро-метрия и др.). Стоит задача — создать единый эколо-го-аналитический центр факультета.

Особенность географического образования — разнообразные полевые и лабораторные практикумы, для проведения которых необходимо использовать и внедрять новые технологии получения информации о Земле. Поэтому на факультете созданы эколого-гео-химический, гидрометеорологический, геодезическо-геоинформационный практикумы, оснащенные современным оборудованием. Для обучения студентов методам обработки данных дистанционного зондирования и использования современных геоинформационных систем (ГИС) приобретено современное программное обеспечение. Активно используются системы спутникового позиционирования, начинается внедрение лазерно-локационной аэросъемки.

Молодежная политика

В последние годы появилась возможность поддержать студентов, аспирантов и молодых ученых факультета путем выделения исследовательских грантов Ученого совета МГУ, Ученого совета факультета, организации и проведения экспедиций, направления на российские и международные конференции и стажировки. Особое значение имеет стажировка молодых сотрудников в зарубежных центрах для освоения ими современных инструментальных методов работы на новом оборудовании, полученном и приобретенном факультетом.

Географический факультет развивается. Создаются новые образовательные направления, курсы, практикумы. Для проведения научных исследований создана необходимая инструментальная и информационная база. Мы пытаемся преодолевать существующие возрастные проблемы и привлекать молодежь, в руках которой будущее географии, к преподаванию и научным исследованиям. В преемственности поколений, в передаче идей видится одна из важных и дорогих особенностей факультета, залог его непрерывного развития и служения людям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас Ханты-Мансийского автономного округа — Югры: В 2 т. М.; Ханты-Мансийск, 2004, 2006.

2. Географические научные школы Московского университета. М.. 2008.

3. География, общество, окружающая среда / Гл. ред. Н.С. Касимов: В 7 т. М.: Изд. дом "Городец", 2004.

4. Касимов Н.С. География в МГУ: концептуальные и структурные сдвиги на пороге XXI века // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1998. № 4. С. 5—11.

5. Кондратьев Л.Д., Кречетов П.П., Королева Т.В. Обеспечение экологической безопасности при эксплуатации районов падения отделяющихся частей ракет-носителей. М.: Пеликан, 2007.

6. Кондратьев А.Д., Кречетов П. П., Королева Т. В., Чер-ницова О.В. Космодром "Байконур" как объект природопользования. М.: Пеликан, 2008.

7. Медико-демографический атлас Калининградской области. Калининград, 2007.

8. Медико-демографический атлас Московской области. М.. 2008.

9. На пути к образованию для устойчивого развития. М.: ГЕОС, 2006.

10. Национальный Атлас России. М. Т. 1. 2005; Т. 2.

2006.

11. Образование для устойчивого развития. М.; Смоленск: Маджента, 2003.

12. Садовничий В.Л., Касимов Н.С. Становление образования для устойчивого развития в России // Экология и промышленность России. 2006. № 3.

13. Современные глобальные изменения природной среды: В 2 т./ Под ред. Н.С. Касимова, Р.К. Клиге. М.: Научный мир, 2005.

14. Экологический атлас России. СПб.: Карта, 2002.

Поступила в редакцию 28.02.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.