Научная статья на тему 'Социальный аспект проявления гармонии'

Социальный аспект проявления гармонии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Килис Юрий Альфонович

В настоящей статье предлагаются некоторые результаты целостного философского исследования гармонии и ее феноменальных проявлений. Она рассматривается как фундаментальная онтологическая категория, формальная и целевая причина всякого развития. Главное внимание уделяется социальному аспекту проявления гармонии как имеющему очевидную практическую реализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECT OF MANIFESTATION OF HARMONY

This article offers some results of the integral philosophical investigation of Harmony and its phenomenal manifestation. It is considered as the fundamental ontologicai category, formal and final cause of any development. The main attention is paid to the social aspect of manifestation of Harmony due to its evident practical realization.

Текст научной работы на тему «Социальный аспект проявления гармонии»

7. Мильнер Б.З. Указ. соч. - С. 10.

8. Мильнер Б.З. Указ. соч. - С. 59.

9. Хакен Г. Синергетика. - М. МИР, 1985. - С. 86.

10. Хакен Г. Синергетика. - М.. МИР, 1985. - С. 86.

11. Хакен Г Синергетика. - М.- МИР, 1985 - С 86

12. Хакен Г. Синергетика. - М.: МИР, 1985. - С. 236.

13. Князева E.H. Курдюмов С.П. Синергетика как новое мироведение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. - №12. - С.7.

14. Князева Е Н. Курдюмов С.П. Синергетика как новое мироведение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. - №12. - С.7.

15. Пригожин И. Философия нестабильности/УВопро-сы философии -1991 -№6.-С.49.

16. Лосский Н.О. Свобода воли//Избранное. - М.: Правда, 1991.-С.548

17. Коваленко В.В. Биффуркации в религиозной философии, естествознании и общественном развитии. -Спб.: Гидрометеоиздат, 1994. -С.5.

18. Лосский Н.О. Указ. соч. - С. 548.

19. Лосский Н.О. Указ. соч. - С. 548.

20. Лосский Н.О. Указ. соч. - С. 12.

21. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. -М.: Прогресс, 1991. -С. 310.

22. Лосский Н.О. Указ. соч.-С. 591.

23. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Мысль, 1990. - 512 с.

ЛЕВОЧКИН Владимир Викторович - старший преподаватель каф. социально-гуманитарные дисциплины Омского государственного института сервиса.

ю.а.килис

Омский государственный институт сервиса

удк 111

Широкое распространение упрощенного понимания высшего прямо касается гармонии. Если ценности воспринимают как потребности, а любовь - как половое влечение, то гармонию представляют неким равновесием, даже симметрией, чаще всего - не более чем одним из признаков красоты. Поистине гармония есть высший ценностный критерий чего бы то ни было: событий, поступков, предметов и т.п. Вопрос может быть поставлен так: способствуют ли они увеличению гармонии в мире или дисгармонизируют мир в какой-то его части? Если да, то это имеет ценностный пропуск в бытие, в противном случае - нет. Цель настоящего исследования - показать, что гармония является не только высшей ценностью, но и фундаментальной категорией философского характера, а ее методологическое применение в сфере социального бытия позволяет его оптимизировать должным образом.

Наиболее общее определение гармонии состоит в том, что она является оптимальным способом взаимосвязи сторон целого. Одним из синонимов гармонии является понятие пропорции. Оно означает количественное соотношение частей между собой и конкретным целым, в то время как гармония несет в себе более общий смысл и описывает универсальное состояние бытия. Кроме того, понятие пропорции аксиологически нейтрально, категория же гармонии имеет положительное значение. Количественно определяющим гармонию понятием может быть также мера как соразмерность. Одна из ее гармонических форм - так называемое золотое сечение как равенство отношений целого к большей части и большей части к меньшей. Еще одно родственное гармонии понятие - лад как слаженность. Будучи, в узком понимании, звуковысотной организацией музыки, лад является русскоязычным синонимом гармонии. Кроме того, определенность категории гармонии в том, что она имеет онтологический и высший аксиологический смысл, которого нет у «пропорциональности», «соразмерности» или «слаженности».

Подлинная гармония есть нечто большее, чем простое отсутствие дисбаланса. Целое состоит из многих частей, во всяком случае не только из двух противопо-

социальный аспект проявления гармонии_

В НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬЕ ПРЕДЛАГАЮТСЯ НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЦЕЛОСТНОГО ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГАРМОНИИ И ЕЕ ФЕНОМЕНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ. ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, ФОРМАЛЬНАЯ И ЦЕЛЕВАЯ ПРИЧИНА ВСЯКОГО РАЗВИТИЯ. ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНОМУ АСПЕКТУ ПРОЯВЛЕНИЯ ГАРМОНИИ КАК ИМЕЮЩЕМУ ОЧЕВИДНУЮ ПРАКТИЧЕСКУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ.

ложностей. Поэтому баланс может быть как осевым, так и центрально-симметричным, - каким является, например, круг из цветных секторов радужного спектра. Однако гармония не исчерпывается даже таким мультиравно-весием. Она включает в себя определенный элемент неправильности, но это всегда, парадоксально выражаясь, правильная неправильность. Так, постоянно изменяющаяся скорость движения может быть устойчивым ускорением как проявлением упорядоченности этой «неправильной» скорости. В свою очередь, само ускорение может быть равномерно изменяющимся, но здесь нельзя добавить: «и так далее до бесконечности», поскольку этой бесконечностью будет хаос, гармония же всегда предполагает определенную меру.

Прекрасным примером гармонии как правильной неправильности является морская ракушка с закручивающейся спиралью (золотое сечение). Внутренняя духовная и психическая гармония человека (всегда, разумеется, относительная) также предполагает нечто большее, чем простую равномерность индивидуализации и адаптации, активности и восприимчивости, накопления и распределения и тому подобных качеств. Это тоже некоторая соразмерность неправильности, при которой что-либо уместно выражено в большей степени, однако во взаимосвязи с остальным. Почему среднестатистическое лицо не привлекательно? Очевидно, в нем нет подлинной гармонии как правильной неправильности, а есть только отсутствие дисбалансов. Прав был Т.Манн, когда писал о том, что в безусловной пропорциональности и холодной симметричности заключается нечто зловещее, антиорганическое, враждебное жизни, «ибо жизнь содрогается перед лицом этой точности, этой абсолютной правильности, воспринимает ее как смертоносное начало...»1 .

Первичным уровнем проявления гармонии является звук. Именно он оказывает наиболее глубокое и долговременное воздействие на человека. Не случайно сказано, что «вначале было Слово», также не случайно синонимом гармонии стало понятие созвучия (консонанса). Непосредственной гармонией звука является музыка, опосредованной словами - речь, особенно стихотворная.

Гармония звука предполагает не только тональный и ритмический консонанс, но также созвучие тембра и громкости. Дисгармония даже одного их этих качеств является не только ценностно и психо-физически деструктивной, но также лишает звук качества быть музыкальным, в словесном выражении - поэтическим и даже литературным.

Можно привести немало примеров того, как это проявляется в определенное время. Нетрудно заметить, что дисгармония логически и исторически связана с последним периодом развития всего сущего, когда происходит его деградация и разрушение (возможно, ради будущего созидания). Это сопровождается диссонансом в самом прямом смысле слова: возникновением и распространением звуков, претендующих на то, чтобы называться музыкой, но реально ею не являющимися, или стихотворных декламаций, нарочитых в своей неупорядоченности и в меру этого уничтожающих саму поэзию. Как правило, музыкальные диссонансы возникают из-за нарушения интонирования (мелодики) и ужесточения примитивной ритмической составляющей, а поэтические - наоборот, за счет пренебрежения ритмикой. В уходящем веке эта культурная традиция получила название модернизма, который точнее называть деконструктивизмом.

Звук обладает универсальной силой действия, проявляя ее на всех уровнях. Он способен резонировать не только физически, но также психически и духовно. Это, например, библейское разрушение стен иерихонских и современное промывание мозгов, в положительном смысле - благотворное воздействие гармонических звуков на человека и все живое. Известны опыты звукового воздействия на растения, способствующие или препятствующие их росту. Нетрудно увидеть предрасположенность человека к определенного рода музыке в зависимости от его психо-духовных качеств и обратную зависимость этих человеческих качеств от характера постоянно воспринимаемых звуков.

Популярная музыка в большинстве случаев усиливает человеческую сексуальность или агрессивность, стимулируя наиболее простые телесные и психические ритмы организма, в лучшем случае - затрагивает самые грубые стороны души, находя отклик в страстных переживаниях эгоистической любви или криминальной дружбы. Недаром говорится о музыке для тела, для души и о музыке духовной. Будучи микрокосмом, человек имеет высокочувствительную организацию, способную сонастра-ивать его с миром относительного и абсолютного бытия, однако нередко эта способность остается всего лишь потенциальной.

Очевидно, что по голосу можно отличить интеллигентного человека. Столь же явные голосовые характеристики имеет пошлость, проявляя которую можно, например, так спеть «Синий троллейбус» Б.Окуджавы, что это будет совсем другая песня. По словам замечательной певицы Е.Камбуровой, важен не только хороший, приятный тембр голоса, но и его выразительность, которая зависит от вдохновения. Если нет благоприятной атмосферы, голос «не звучит», не имеет достойной выразительности. «Без вдохновения - не звук, а только тень звука». Таким образом, гармония проявляется не только в самом звуке, но и в соответствии его тому содержанию, раскрыть которое он предназначен.

Не менее важно значение слова, особенно произнесенного нужным тоном, ритмом и силой. «Связь слова и музыки отчетливо поняли индуистские жрецы, разработавшие строгую систему музыкальных интонаций при чтении вед. Тесную связь музыки и слова знали и древние греки, чья лирическая поэзия потому так и называлась, что ее пели, аккомпанируя на лире»2. История сохранила успех великих ораторов, умеющих побудить людей к действию созданием такого рода диссонансов, которые требовали гармонизирующей реализации на со-

ответствующем уровне. Выступления не только Демосфена и Цицерона, но также Троцкого и Геббельса изменяли их слушателей, резонируя в телах, душах и сердцах.

Другой чувственно воспринимаемой формой проявления гармонии является цвет. Его характеристики аналогичны звуковым: само качество цвета, тон (более или менее светлый), яркость (сила цвета) и ритм (порядок повторяемости). Хорошо известно разделение цвета по трем основным качествам - это красный, желтый и синий, сочетания которых дают бесконечное множество различных оттенков. Наиболее радикальное средство цветовой гармонизации - дополнение любого цвета ему противоположным. Так, для желтого это фиолетовый, для красного - зеленый, для синего - оранжевый (и наоборот); перечисление можно продолжить. Однако именно потому, что категория гармонии не сводится к понятию баланса (равновесия), соотношение противоположностей здесь (как и в любом другом случае) является всего лишь одним из возможных гармонических сочетаний, более того, - самым простым из них.

Подробное рассмотрение этого вопроса уже не является философским, поэтому обратимся к воздействию цвета на человека, которое не безотносительно к его внутреннему состоянию. Замечено, что красный цвет стимулирует такие природные качества в человеке, как агрессивность и сексуальность, желтый успокаивает и вразумляет, а синий дает силу духа. Не случайно эзотерическое понимание фундаментальной троичности цвета относит синий к изначальному творческому аспекту всякого развития, желтый - к сохраняющему, а красный - к разрушающему. Соответственно, медицинская или даже духовная цветовая терапия используется для того, чтобы стимулировать конкретно недостаточные человеческие качества (читатель может привести собственные примеры). Нетрудно предположить, что любой комбинированный цвет несет в себе сочетание исходных качеств. Так, зеленый одновременно успокаивает и придает силу, поэтому к нему тяготеют люди, в этом нуждающиеся. Аналогично, оранжевый, фиолетовый и все другие возможные цвета оказывают психо-духовное и даже физическое воздействие на человека именно в той мере, в какой они несут в себе составляющие основных тонов.

Человек окружает себя тем звуком и цветом, к которым он расположен, т.е. качества которых отражают его внутреннее состояние. Далеко не всегда такое воздействие восполняет конкретную человеческую недостаточность, поскольку не каждый стремится к должному. В этом проявляется тот или иной эволюционный уровень человека: менее развитый ошибочно тяготеет к реализации и усилению своих односторонних качеств, более продвинутый человек интуитивно или осознанно стремится к большей гармонии, в чем бы она ни проявлялась, т.е. желает того, в чем объективно нуждается. Склонному к агрессии полезно слушать спокойную музыку, говорить с разумными людьми и зрительно воспринимать цветовую гамму в спектре от желтого до синего. Реально такой человек любит жесткую музыку, красный цвет и общение на повышенных тонах. В этой ситуации можно предложить метод постепенного перехода от относительной к абсолютной гармонизации: сначала человек реализует себя в родственной ему среде и только потом переходит, шаг за шагом, к тому, что компенсировало бы его односторонность. Простой пример: если вы раздражены, то не сможете сразу воспринимать гармонизирующую ваше состояние спокойную музыку, поэтому разумно начать с той, что соответствует вашему настроению и реализует его, затем перейти к более размеренной и лишь в конечном счете - к спокойной.

Не только индивидуальному, но и социальному состоянию соответствует определенная звуковая и цветовая гамма. Тревожная музыка и слова коммунистического гимна или «вихрей враждебных» и цвет именно крас-

ного флага побуждали людей к разрушительным социальным действиям, апофеозом которых стали обе российские революции 1917 года (история свидетельствует, что с красными бантами ходили уже в феврале). Не будем сейчас давать моральные оценки: для нашего исследования важно соответствие этапов человеческого развития и чувственно воспринимаемых проявлений гармонии. Разумеется, не песни и флаги выбирают людей и время, а наоборот. Однако характерно, что определенные люди совсем не случайно выбирают некоторые звуки и цвета. В свою очередь, последние безусловно усиливают наличное внутреннее состояние людей и побуждают их к определенной деятельности и соответствующим отношениям.

Основные формы восприятия проявленной гармонии не исчерпываются чувственным уровнем. Важное значение имеют в этом смысле рациональное понимание и духовная оценка. Объектом этих способностей является прежде всего человеческая деятельность, созданные ею продукты и отношения. Таким образом можно воспринимать («рассматривать») гармонию или дисгармонию межличностых отношений и отношений социальных субъектов различного уровня - коллективов, профессиональных слоев, социальных классов, этнических общностей. Тем самым более или менее гармоничной может быть экономическая, политическая, научная, художественная, религиозная деятельность и соответствующие им продукты и отношения. Почему оценка гармонической меры направлена главным образом на человеческую деятельность и ее производные? Очевидно, потому, что именно человек, обладающий наибольшей степенью свободы, нуждается в корректирующей самооценке своей деятельности, в то время как природа управляется неподвластными ему законами, суть которых состоит, в конечном счете, в естественной гармонизации. Дисгармония в природе возможна как результат действия ее стихийных сил или человеческой же деятельности, в остальном природа дает человеку подлинные образцы проявленной гармонии.

Гармония в экономической области всегда относительна. Это проявляется не только в том, что человеческая деятельность любого рода не может быть абсолютной, но и в самом характере рыночных отношений, которые недостаточны для гармонии человеческого бытия. Коротко говоря, любовь выше рынка, но он необходим в той мере, в какой любви не хватает. В этом смысле он является неизбежным следствием разделения труда, естественным и оптимальным способом материальной жизни общества. Альтернативой ему является регулирование экономических процессов государством, что возможно лишь в определенной (неполной) мере, но даже эта мера предполагает сверхрыночное состояние духа занятых этим чиновников. Как известно, для управления какой-либо системой надо находиться вне ее и при этом над ней. Следовательно, внеэкономическое управление должно быть основано если не на любви к участникам рыночного процесса, то, по меньшей мере, на чувстве долга, т.е. быть элементарно моральным. В противном случае происходит коррупция, доказывающая неспособность управления рынком выйти за его пределы вверх.

Даже в гипотетически чистом виде рыночные отношения поддерживают фундаментальную для человека инверсию цели и средств, культивируя материальное жизнеобеспечение как важнейшую жизненную цель и ценность. Товары, услуги и их денежный эквивалент являются необходимыми, но всего лишь средствами человеческого существования. Усмотрение смысла жизни в ее обеспечении противоречит не только разуму, но даже формальной логике. Подлинным смыслом жизни человека является его целостное, гармоническое и в основе своей духовно направленное развитие3. Разумеется, рыночные отношения не являются источником, причиной подмены

целей средствами. Это происходит из-за человеческой слабости, лени и стремления к более грубым удовольствиям. Однако рынок создает оптимальные условия, в которых эти качества поддерживаются и развиваются.

Сущностью экономических отношений являются рыночные. Они могут рассматриваться в качестве специфической формы и необходимого уровня организации материальной деятельности людей. В этом смысле рынок делает ее более гармоничной. Он выполняет функцию созидания и объединения человечества, его самоорганизации в универсальное целое посредством реализации и развития его индивидуальных участников. С другой стороны, рыночные отношения тяготеют к самодостаточности, подрывают смыслообразующие основания человеческой жизни, создают условия для отчуждения, деконструкции как социальной, так и антропологической целостности. Тем самым рынок дисгармонизи-рует человеческую жизнь. Таково его двойственное ме-таэкономическое значение и промежуточное место в процессе гармонизации человеческой жизни. Конкретно-исторические формы проявления дисгармонии в экономической деятельности и соответствующих ей отношениях выходят за пределы философского рассмотрения и остаются открытыми для специального изучения.

Пользуясь уже введенным в философский обиход соотношением понятий контакт и контракт, можно считать их обозначениями разных уровней проявления гармонии человеческих отношений. При этом невозможность или ограниченность подлинного контакта между людьми компенсируется ими посредством некоторого контракта, будь то договор о купле-продаже, долговая расписка, международное соглашение и т.п. Своеобразным апофеозом такой компенсации является брачный контракт, призванный заменить подлинный человеческий контакт между супругами, благодаря которому возможно доправовое разрешение проблем распределения семейных обязанностей или прав на имущество. В этом смысле контракт всегда недостаточен и суррогатен по отношению к контакту. Если «Уголовный кодекс - протез совести», то брачный договор - протез любви. Соблюдение любого контракта гарантируется силой государства; переводя это на простой язык, если не получается «по-хорошему», делается «по-плохому», т.е. угрозой или реальным применением силы.

Контракт как способ гармонизации человеческих отношений целесообразен в той мере, в какой он необходим; то же самое говорилось о рынке, который, однако, не всегда контрактен (вспомним честное купеческое слово) и имеет свои, рассмотренные выше проблемы. Таким образом, выделяются два уровня возможной реализации гармонии человеческих отношений - оставим за ними условные названия контрактного и контактного, -первый из которых относителен даже в своем идеальном осуществлении, а второй идеально абсолютен (как абсолютна любовь), но нереализуем в полной мере лишь в силу человеческого несовершенства.

Очевидно, что не следует отождествлять категорию и ценность гармонии с принципом гармонизации. Последний означает переход от меньшей гармонии к большей, от менее полной - к более полной, от возможного к действительному (в аристотелевских и схоластических понятиях - от потенциального к актуальному).

«Хорошо жить в мире, - пишет философ, - где соблюдается мера и звучат гармонические ритмы. Но как быть с развитием, со сменой качеств?»4 - Разумеется, приветствовать развитие в той мере, которая необходима не только сохраняющемуся качеству, но и самому развитию, чтобы оно не стало деструктивным при радикальном изменении этого качества. «Гармонические ритмы» не исключают, а наоборот, предполагают развитие, без которого мир дисгармоничен. Конечно, при таком понимании гармония не равна гипотетически застывшему порядку,

невозможному в относительном мире, как не равна она и простой симметрии. Такого рода кажущиеся противоречия еще раз обращают внимание на необходимость понимания гармонии как фундаментальной категории бытия, превосходящей по объему более частные понятия.

Именно предполагая закономерный характер и неизбежность естественного или человеческого стремления к установлению гармонии, используется «провокационная» дисгармонизация. Это вакцинация и применение гомеопатических средств, использование запаха нашатырного спирта или средств для промывания пищеварительного тракта - в медицине, сократическая майевтика или специальное усиление альтернатив ложным стереотипам («не присолишь - не поймут») - в обучении, создание воспитательных ситуаций (молчание, уход от общения и др.) - в педагогике. В психологии хорошо известно использование разного рода инверсий ради достижения нужного эффекта. Даже дети знают, что побудить товарища к рискованному действию нередко можно утверждением, что у того не хватает смелости это вделать. Намеренный дисбаланс используется в политике и экономике, когда для достижения желаемого эффекта усиливается его противоположность или освобождается смысловое пространство для его необходимого поглощения. В конечном счете таково действие кармы, и в этом не одна из форм ее проявления, а сама суть: испытать на себе болезненность недопустимого, а также проработать неосвоенное поле качеств.

Универсальный характер гармонизации подтверждается стремлением всего живого и неживого, духовного и материального к соразмерности, оптимальному сочетанию различных сторон. Негативное применение свободы нарушает эту соразмерность, создает явный дисбаланс, неуравновешенность. Гармонизация как универсальный принцип развития действует во всех областях. Она проявляется на механическом уровне как притяжение и отталкивание, как второй закон термодинамики о равномерном распространении тепла (в универсальном смысле - энтропии), как равномерное распределение давления в пневмо- и гидросистемах, как зависимость напряжения пружины от степени ее сжатия или растяжения и т.п. На уровне живого свидетельством дисбаланса является болезнь тела как нарушение гармонии внутренних энергий, стихий, дош (в аюрведическом понимании), несоразмерности питания, дыхания, температурного режима, психофизической активности и отдыха... Согнутая ветка выпрямляется, повернутый цветок вновь разворачивается к свету. Как известно, любой яд в малой дозе -это лекарство, а любое лекарство в чрезмерной дозе - яд.

На более тонком уровне гармонизация проявляется как причинно-следственного закона, приводящего человека в соответствие должному, корректирующего его поступки и желания. Именно в этом смысл известных поговорок «жизнь полосатая», «много смеешься - как бы плакать не пришлось», «Бог все видит», «как аукнется, так и откликнется», «не делай другому того, чего не желаешь себе» и т.д. Здесь же «Дао дэцзин»: «кто поднялся на цыпочки, не может долго стоять», «кто сам себя выставляет на свет - не блестит (не добудет славы)», «то, что сжимают - расширяется», «мягкое побеждает твердое» и другие максимы Лао-цзы.

Нарушение гармонии становится естественной причиной ее же восстановления через усиления другой противоположности. В свою очередь, это может вызвать теперь уже ее чрезмерное усиление и так далее, затухающими колебаниями в процессе гармонизации. Взаимодействие противоположностей, таким образом - частный случай стремления к гармонии.

Любая потребность может быть понята как свидетельство о временном нарушении гармонии и стремлении ее восстановить. Сама жизнь оказывается в этом случае

процессом многоуровневой гармонизации. Ощущения голода, жажды, усталости, неадекватных физических условий внешней среды и т.п. - простейшие внутренние напряжения организма, требующие соответствующей деятельности для их преодоления. Превышающие определенную меру, они становятся несовместимыми с жизнью. При этом следует понимать, что причиной деятельности человека являются не только (витальные) потребности, но также (социальные) интересы и (духовные) ценности. Более того, чрезмерная дисгармония ценностей тоже может стать несовместимой с человеческой жизнью. В этом смысле не будет преувеличением утверждать, что гармония человеческого бытия всегда относительная и постоянно устанавливающаяся, является необходимым условием существования человека. Кроме того, гармонизация как становление гармонии является самой общей (т.е. философски понятой) целью деятельности человека или «финальной причиной» активности любого живого существа.

Следует уточнить, что фундаментальная гармонизация осуществляется в пределах абсолютного бытия и ее идеальной целью является Абсолютная же Гармония. Но возможна и гармонизация в пределах относительного бытия. Чем менее в этом относительном бытии проявлено абсолютное, тем более частичной является устанавливающаяся гармония и тем глубже различие между ней и гармонией абсолютной. Более того, они могут быть в чем-то даже противоположными, если частичная гармонизация препятствует осуществлению абсолютной гармонии. Так, установление гармонических отношений в преступной среде, хорошее в ней самочувствие не только не способствует гармонизации с обществом и миром, но и во многом этому противоречит. Гармоничная в своих пределах часть человеческого тела (например, голова), имеющая несоизмеримо малые или большие размеры по сравнению с остальными частями тела, будет создавать общую дисгармонию. Дисгармоничен правдивый среди лживых, непьющий среди алкоголиков, святой среди грешников. Более разумно гордиться такой дисгармонией, а не чувствовать дискомфорт из-за своей невписанности в какое-нибудь «ближайшее окружение». Белая ворона чужая среди черных, а на небе она своя.

О чем можно или нужно писать после того, как уже написано главное? Разве люди неправильно относятся к миру и поступают неверно только потому, что не знают правильного отношения и поведения? К сожалению, многие вообще не желают знать истины. Большинство стремится - в положительном смысле - к наслаждению, в отрицательном - к тому, чтобы избегать страдания. Показателем духовной деградации настоящего времени является эстетизация порочности. Люди умиляются жадности и скудоумию, воспевают похоть, любуются проявлениями агрессии. В подростково-молодежном сознании становится ценностью безответственность, которая едва ли не противопоставляется ответственному отношению «скучных» и «занудных» взрослых. Подчеркивается привлекательность интоксикаций, беспричинного (?) веселья или смеха над чужими проблемами и неисправимыми недостатками. В этом - проявление духовной неразвитости таких людей, другими словами - их тварного начала. Именно в силу этого они и нуедаются Во внешней опеке с помощью стимулов и санкций. Когда человек испытывает самодостаточное влечение к истине, любви, красоте и гармонии как таковым, необходимость внешнего руководства ими отпадает. По мере того, как люди преодолевают в себе эту детскую несамостоятельность перед миром и усиливается их духовная зрелость, они становятся более свободными.

Необходимость категориального философского исследования гармонии и ее феноменальных проявлений вызвана отсутствием подобного рода работ в отечественной

литературе. Сфера применения результатов исследования универсальна в силу их философского характера. Она охватывает целостную человеческую деятельность и предполагает социальную ответственность за ее последствия как в политике и экономике, так и в образовании и искусстве. Особенную актуальность обращение к социальному аспекту проявления гармонии приобретает в настоящее время перехода к созидательному этапу развития России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Манн Т. Собр. соч. В 10-ти т. М., 1959. Т.4. С.194.

2. Хоун Г. Сокровенный лик музыки // Аум. № 2. М., 1990. С.288.

3. См. Килис Ю.А. Абсолютное и человеческое. Омск, 1999.

4. Сагатовский В.Н Философия развивающейся гармонии 4.2. С.215.

КИЛИС Юрий Альфонович - кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Омского государственного института сервиса.

пл. зайцев статико-цикличная модель

ОмГПУ

в познании истории: удк930 1 основания и следствия_

В СТАТЬЕ ВЕДЕТСЯ ПОИСК ОСНОВАНИЙ ПЕРВОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. СРЕДИ ЕЕ АТРИБУТОВ - ЧЕТКО ОПИСЫВАЕМОЕ ПРОШЛОЕ, ОБЛАДАЮЩЕЕ АБСОЛЮТНОЙ ЦЕННОСТЬЮ. АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ЦИКЛИЧНОЙ МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕН НА ОСНОВЕ ГРЕЧЕСКИХ АВТОРОВ.

«Нынче горе, завтра счастье -Как медведицы небесной Круговорота вечный ход»

Софокл (Трахиники)

Статико-цикличная модель в познании истории, по всей видимости, является исходной конструкцией исторического процесса, продуктом архаичных, доперспектив-ных темпоральных представлений человека цивилизаций древности, первым масштабом предзаданных принципов и смыслов, предоставляющим субъекту возможность самоидентификации во временном потоке. Очертания этого цикличного конструкта видны в том общем, родовом, что объединяет сказания о «золотом веке» (в эллинской традиции) и «сатья-юге» (в арийской традиции), с историческими концепциями Гесиода и Овидия, трудами историков от Геродота, Фукидида и Сыма Цяня до аль-Биру-ни, социально- этической мыслью Соломона, Конфуция, Платона.

Уже на самых ранних этапах развития человечества, судя по дошедшим до нас источникам и современным этнографическим наблюдениям, в сознании людей возникают циклические представления о развитии жизни и общества. Культ времени составлял особый пласт мифологического сознания. Этиологические циклические конструкции - значимая часть древнешумерской, древнеиндийской, древнекитайской мифологии. Однако, причинно детерминировать весь комплекс темпоральных представлений, приведших к формированию статико-циклич-ной модели в познании истории, - задача заведомо невыполнимая именно вследствие нерасчлененности последних, их первозданной целостности. Впрочем, выделить ряд наиболее общих оснований статико-цикличной модели представляется возможным. Осуществление этой задачи естественным образом вытекает из поэтапного анализа тех механизмов в функционировании повседневности, которые позволяли «увидеть» время, формируя его объемные аналоги. Такими механизмами, на наш взгляд, являются: во-первых, жизненные циклы референтной группы (в данном случае рода, семьи), осуществля-

ющей идентификационную привязку индивида, во-вторых, техника как способ деятельности, порождающий искусственные (промежуточные по выражению Ясперса) средства овладения миром, орудийное множество, элементы которого могут выступать в качестве темпоральных моделей, и, конечно же, природа.

У истоков доперспективных темпоральных представлений следует поместить время референтной группы. Родовое, семейное время существует даже в самых примитивных культурах. Важнейшей функцией родового времени с древнейших времен была сегментация прошлого, инструментом которой выступал счет поколений. История рода периодизировалась по смене его глав. На уровне родового времени поколение обычно измерялось периодом: от момента смерти старейшины рода (семьи) и до момента смерти его старшего наследника. Так, выражение «это было во времена моего деда» подразумевает, что прадед в это время уже умер, иначе бы событие датировалось по нему. Из семейного времени концепция поколений перешла в историю. Неудивительно, что поколение, как единица времени, используется в самых ранних исторических описаниях, в частности в Ветхом Завете, у Гесиода, знаменитые «пять веков» которого на самом деле не что иное как пять «поколений». Мерили поколениями историю и Геродот, Зенон, Платон, Аристотель, Полибий, а так же Вергилий, Лукреций, Плутарх. В самой своей основе поколение являлось той зримой моделью мира, которая не только задавала единицу исторического времени, но и формировала первичные представления о цикличности исторического развития. Чередование поколений от рождения к рождению или от смерти к смерти символизировало бесконечную повторяемость и однотипность исторического развития.

Техника древних цивилизаций является вторым мощнейшим основанием доперспективных темпоральных представлений. Всё то, что позже назовут «прототипами научных теорий», возникало в результате проб и ошибок в практической деятельности, в рамках техники. Практическое овладение предшествовало осмыслению закономерностей. Достижения техники не разрушали миф (по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.