УДК 336.226.2
Рамазанова Барият Курбановна
преподаватель кафедры налогов и налогообложения Дагестанского государственного института народного хозяйства [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАЛОГА НА РОСКОШЬ
Ramazanova Bariyat Kurbanovna
Lecturer of the Taxes and Taxation Department, Dagestan State Institute of National Economy [email protected]
SOCIAL ASPECT OF THE LUXURY TAX
Аннотация:
Статья посвящена социальной роли налога на роскошь в налоговой системе России. Автором делается акцент на положительные стороны и возможные отрицательные последствия введения налога на роскошь. В статье исследован опыт зарубежных стран и обоснованы задачи построения эффективной налоговой системы путем использования социальной функции налога на роскошь.
Ключевые слова:
налог на роскошь, недвижимость, транспортные средства.
Summary:
The article is concerned with social role of the luxury tax in the tax system of Russia. The author considers positive and possible negative aftereffects of the luxury tax imposition, studies experience of the foreign countries and substantiates tasks of the efficient tax system building by application of the social function of the luxury tax.
Keywords:
luxury tax, real estate, means of transport.
Налог на предметы роскоши обсуждается российскими властями в течение многих лет. Введение подобного налога актуально и своевременно, так как очень остро стоит проблема социального расслоения общества. Новую волну для активации действий власти данный вопрос получил в феврале текущего года на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, на котором премьер-министр, а теперь избранный президент России Владимир Путин заявил о необходимости введения в России налога на роскошь, который затронет только предметы личного сверхпотребление.
Интересен опыт зарубежных стран по налогу на роскошь.
Таблица 1 - Налог на роскошь в разных странах
Страна Объект обложения Ставка, в %
Алжир Предметы роскоши 20-110
Великобритания Недвижимость стоимостью 125 000-250 000 фунтов стерлингов 1
Недвижимость стоимостью 250 000-500 000 фунтов стерлингов 3
Г реция Транспортные средства До 40
Шубы 10
Испания Имущество стоимость выше 700 000 евро 0,2-2,5
Турция Некоторые предметы роскоши и автомобили 7-40
Франция Имущество стоимостью до 1,3 млн. евро 0,25
Имущество стоимостью от 1,3 до 3 млн. евро 0,50
Китай Транспортные средства 10-55
Чили Предметы роскоши 50-85
Тунис Предметы роскоши 10-700
Различные исследования, в том числе социологические опросы, показали, что большинство россиян, не относящих себя к богатому сословию, одобряют введение сбора за сверхпотребление [1]. Россия - страна огромная и расслоение общества на бедных и богатых воспринимается неоднозначно в разных регионах страны. Поэтому очень сложно прийти к единому мнению, что такое роскошь, и не допустить дополнительного налогообложения, а также не вызвать отрицательного воздействия на инвестиционную активность граждан и не спровоцировать вывоз капиталов за рубеж.
В списке предметов роскоши за историю человечества побывало едва ли не все, что нас окружает. Также следует отметить: то, что для одного поколения является роскошью, для последующего становится насущной необходимостью. Ярким примером этого является история мобильных телефонов и компьютеров, которые еще лет 15 назад считались излишествами, а сегодня во многих странах уже включены в число предметов первой необходимость. Именно поэтому наши законодатели, решив вводить налог на роскошь, так и не могут определить, что же в Росси должно считаться излишеством [2].
Введение налога на роскошь в России с 2013 г. предусмотрено тремя законопроектами. Один документ готовит Минэкономразвития России, второй уже подготовлен депутатами «Справедливой России», третий обсудили члены Российского союза промышленников и предпринимателей.
Подробнее рассмотрим практический механизм реализации указанных законопроектов.
Согласно законопроекту № 28997-6 подготовленный депутатами фракции «Справедливая Россия» с 2013 г. предлагается ввести новый налог - налог на объекты роскоши. В основу определения объекта налогообложения депутаты поставили стоимость имущества. Они предлагают ввести налог в размере:
- 0,3 % на недвижимость стоимостью от 30 млн. до 50 млн. руб.;
- 0,6 % - от 50 млн. до 100 млн. руб.;
- 1 % - на жилье, стоимость которого 100-150 млн. руб.;
- 5 % - на все, что дороже.
По их мнению, новый налог можно применять, ели в квартире на человека приходится больше 150 квадратных метров, а в загородном доме - более 500 квадратных метров.
В указанном проекте дорогие автомобили, яхты и самолеты также рассматриваются в качестве объектов налогообложения:
- 1 % от их стоимости государство будет взимать, если цена этих предметов роскоши достигнет 3-5 млн. руб.;
- 3 % - если их стоимость составит 5-20 млн. руб.;
- 5 % - с объектов, которые оцениваются в 20-60 млн. руб.;
- 7 % - со всего, что свыше 60 млн. руб.
Минэкономразвития в качестве объектов налогообложения видит недвижимость площадью от 1 000 квадратных метров и автомобили мощностью свыше 200-250 л.с. Сейчас Минэкономразвития ведет расчеты для введения налога на роскошь [3].
По предложению Российского союза промышленников и предпринимателей налогом будут облагаться:
- автомобили стоимостью от 3 млн. руб., мощностью 400 л.с.;
- квартиры стоимостью от 30 млн. руб., площадью 150 квадратных метров на человека;
- загородные дома стоимостью 50 млн. руб., площадью 500 квадратных метров на человека;
- земельные участки стоимостью 10 млн. руб., площадью более 50 гектаров; в перечень также подпадают яхты, самолеты и вертолеты.
Из перечня объектов налогообложения эксперты исключили драгоценности, одежду, мебель из-за сложности администрирования. Также планируется вывести из-под «роскошного» налога: имущество, которое находится в собственности государства, субъектов РФ и муниципальных образований; государственные награды; произведения живописи и скульптуры, переданные для экспонирования в государственные или муниципальные музеи, архивы, библиотеки, иные государственные хранилища культурных ценностей, если суммарный срок такого экспонирования составляет не менее 120 дней в течение налогового периода [4].
Говоря о положительных моментах рассматриваемого новшества, можно предположить, что введение налога на роскошь:
- станет эффективным средством корректирования общей системы налогов;
- будет способствовать внесению большей равномерности в распределение налогов;
- может значительно пополнить федеральный бюджет;
- станет серьезной мерой в борьбе с социальным неравенством.
Однако возможны и отрицательные последствия введения данного налога:
- возникнут схемы ухода от его уплаты, произойдет расширение теневого рынка;
- власти затратят огромные средства на администрирование налога;
- попытка обложить налогом на недвижимость и автомобили может привести к перемещению капитала в страны, где данный налог отсутствует;
- новый закон может ударить по кошельку среднего класса.
Эксперты, изучающие вопрос и рассматривающие все варианты нового налога, уверены, что под него должны попадать, по разным оценкам, от 2 % до 10 % населения.
Основная функция налога на роскошь с точки зрения инициатора его введения Владимира Путина - социально-психологическая. Специальное обложение, став платой за сверх-потребление, должно восстановить социальную справедливость.
Сложно говорить об эффективности и целесообразности введения данной меры. При разработке законопроекта и расчете размера налога правительству стоит обратить особое внимание, чтобы под налогообложение попали именно предметы роскоши, а не единственная, пусть и большая, квартира, в которой живет семья из 6 человек, или наследство, предусмотреть все возможности ухода от уплаты налога, организовать надлежащее государственное администрирование. Также необходимо четкое понимание того, что собранные средства пойдут на реализацию специальных программ. Велика вероятность того, что состоятельные граждане с большой охотой будут оплачивать налог, понимая, что они способствуют поддержке незащищенных слоев населения, а не спонсируют очередную олимпиаду. Тогда возможно создание действительно эффективного и полезного инструмента.
Говоря в целом об эффективности налога на роскошь, на примере зарубежных государств, следует сказать, что больше всего поступлений, связанных с этим налогом, приносит обложение налогом на роскошь дорогой недвижимости. Но там эта система работает уже давно, и она хорошо отлажена. В России же:
- не до конца проработан перечень предметов роскоши;
- нет четкого понятия самого определения понятия «роскоши»
- не ясен механизм расчета налоговой базы.
Очевидно, что к законопроекту о налоге на роскошь будут возвращаться еще не раз, но будет ли он принят в России и как скоро вопрос пока остается открытым.
Таким образом, рассматриваемый налог, безусловно, мог бы решить задачи в сфере социальной политики, улучшить уровень жизни бедного населения за счет средств богатых людей, но вместе с тем остаются нерешенными многие вопросы.
Ссылки:
1. Сигида А. От налога на роскошь взвоют простые люди // Ежедневная электронная газета «Утро.ш». URL: http://www.utro.ru/articles/2012/03/14/1034411.shtml
2. Земцова Ю. Налог на роскошество. Красиво жить не запретишь // Финансовая газета. 2012. № 5.
3. Барсегян В. «Роскошный» налог // ЭЖ-Юрист. 2012. № 23.
4. Никитина Е. Налог на роскошь или кабала для среднего класса // Рисковик. 2012. № 5.
References (transliterated):
1. Sigida A. Ot naloga na roskosh' vzvoyut prostie lyudi // Ezhednevnaya elektronnaya gazeta «Utro.ru». URL: http://www.utro.ru/articles/2012/03/14/1034411.shtml
2. Zemtsova Y. Nalog na roskoshestvo. Krasivo zhit' ne zapretish' // Finansovaya gazeta. 2012. № 5.
3. Barsegyan V. «Roskoshniy» nalog // EZH-Yurist. 2012. № 23.
4. Nikitina E. Nalog na roskosh' ili kabala dlya srednego klassa // Riskovik. 2012. № 5.