УДК 316.334.56:005.21
СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ © В. Н. Антошкин
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.
Тел.: +7 (347) 272 19 52.
E-mail: [email protected]
В статье предлагаются рекомендации по оптимизации социального управления на основе учета социальных законов и закономерностей. Предложенный подход увязывает социальный прогресс общества с научной экспертизой государственно-политических решений.
Ключевые слова: социальный закон, социальное управление, универсальный и типологический закон, эффективность администрирования, менеджмент, социальный прогресс.
Введение
Целью фундаментальной социологии является выявление законов и тенденций социальной жизни общества. Социология на профессиональном, научно-специализированном уровне познает те социальные закономерности, тенденции, связи, постижение которых недоступно для непрофессионального, житейского сознания. Достижение этой цели эффективно и на пути сотрудничества социологии с другими социальными науками.
Объяснение закономерностей социального развития, эволюции общества может стать общим ориентиром в определении перспектив развития современной России.
Игнорирование законов природы приводит к болезни, патологии или смерти индивида. Противодействие законам эволюции социума со стороны властвующей элиты тормозит развитие общества, порождает бедность, нищету, войны, терроризм, страдания огромных масс людей и отдельных граждан. В современном обществе изменения носят в значительной степени динамический характер и без научного понимания сущности социальных явлений невозможно точное прогнозирование и эффективное управление на любом уровне [1, с. 4].
Специфика социальных законов
В отличие от законов природы, социальные законы проявляются не однонаправленно, а как тенденции, определяемые относительным перевесом одних социальных сил по отношению к другим. Одни социальные силы стремятся к стабилизации, укреплению и сохранению существующей власти, другие - стремятся к переменам, реформам, перераспределению доходов, власти и социального престижа.
Закономерности в социологии носят статистический характер, что исключает жесткий прогноз. Они относительны, а не абсолютны. Фактологиче-ски-исторический подход - это стадия донаучного познания. С помощью методов моделирования, идеализации, абстракции, индукции и дедукции, аналогии, формализации и типологического анализа социология проникает в сущность явлений социального развития, выявляет скрытые глубинные причины, которые стоят за теми или иными цифра-
ми, фактами. Эмпирическая информация - своего рода кирпичи. Социальный закон - это здание, построенное из кирпичей-фактов.
Универсальные законы развития социума
Можно выделить социальные законы двух основных родов: универсальные и плюралистические. Универсальные законы основаны на всеобщих закономерностях, свойственных всем обществам. Плюралистические законы отражают своеобразие развития разных типов обществ.
Универсальные законы базируются, прежде всего, на экономических категориях, опираются на математику, статистику и современные информационные технологии. Так, опираясь на фундаментальный экономический признак - способ производства - К. Маркс обнаружил 5 общественноэкономических формаций - первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Один из основоположников социологической науки, таким образом, обосновал прогноз неизбежной смены капитализма более совершенным общественным устройством.
Французский социальный мыслитель А. Сен-Симон открыл закон эволюции всех обществ,-все страны последовательно переходят от господства сельского хозяйства к господству промышленности, и в дальнейшем - к господству сферы услуг. Подход, основанный на выделении господствующей отрасли хозяйства, получил развитие в трудах О. Конта, Э. Дюркгейма, Р. Арона, Д. Белла, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейта и др.
Один из известных универсальных законов развития социума гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Разновидностью данного закона выступает закон неравномерного экономического развития капиталистических стран в эпоху империализма (В. И. Ленин). Следствие - естественное формирование неравенства между народами, нациями, регионами. К чему приводит субъективно-волюнтаристское стремление «отменить» данный закон и попытка ускорить ход развития общества, догнать и перегнать Запад, говорит опыт СССР: прыжок из феодализма в социализм завершился тем, что мы увязли в тине капитализма.
Однако в целом, на уровне общечеловеческой цивилизации действует другой универсальный закон - закон ускорения развития общества. Обнаружено, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза, а в XX веке скорость смены орудий труда и технологий стала опережать скорость смены поколений людей.
У. Огборн сформулировал закон культурного отставания, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры. Вместе с тем, обнаружен и закон возвышения потребностей - по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, качественно новые, более развитые потребности.
Закон возвышения потребностей согласуется с иерархией подсистем - органической, личностной, социальной и культурной (Т. Парсонс), с иерархией мотивов по А. Маслоу, с теорией уровней коммуникативного пространства В. В. Гуленко [3, с. 19-22].
В соответствии с комплексом законов, выявленных учеными, любая политическая диктатура обречена на историческое поражение. Анализ тоталитарных государств показывает, что они хорошо удовлетворяют массовые потребности низшего уровня - физические и эмоциональнопсихологические и плохо - потребности высшего уровня: социальные (потребность в повышении социального статуса и престижа), духовные, информационные, коммуникационные и интеллектуальные потребности. Нарушение баланса в удовлетворении потребностей неизбежно приводит к аккумулированию социального недовольства, социальной дезорганизации и социальным конфликтам.
Закон разделения функций и специализации
Уже с XVIII века в научных кругах обсуждаются проблемы эффективности управления и администрирования. В. Вильсон выдвинул принцип разграничения государственной деятельности на политическую и административную. В этом же русле развивались идеи М. Вебера, который полагал, что подлинной профессией настоящего чиновника не может быть политика. Чиновник не должен делать именно то, чем занимается политик - бороться и призван управлять беспристрастно. В XX веке утвердилось понимание необходимости профессионализации бюрократии, а государственная служба стала механизмом взаимодействия властей, предпринимателей и общественности на основе социального партнерства. Эволюция социологической мысли в области администрирования способствовала становлению такой отрасли социологии как социология управления, в которой выделились две относительно самостоятельные части. На уровне макросоциологии упор делается на администрировании как социальном институте, связанном с осуществлением государственной власти. На уровне микросоциологии изучается механизм управления, т.е. проблематика менеджмента. Разделение функций государства и
гражданского общества, профессиональных групп и управленческих команд - важный методологический принцип и основа социальных технологий, направленных на достижение эффективности администрирования и менеджмента [7, с. 8-18].
Структурно-функциональная школа в социологии обосновала положение о том, что развитие общества определяется повышением обобщенной адаптивной способности в результате функциональной дифференциации и усложнения социальной организации (Г. Спенсер, Т. Парсонс, Н. Луман и др.). Доказательством выступает тот факт, что все сложные системы специализированы в отношении выполняемых ими функций. Существует селекция информации, благодаря которой становится возможным наиболее полное и качественное восприятие всех аспектов целостного информационного потока. Универсализм - признак низкоразвитых систем, не нуждающихся в коммуникации и совместном функционировании. В соответствии с законом возрастания специализации следует квалифицировать как утопичную концепцию всестороннего развития личности. Зрелое общество и развитое государство характеризуется, как известно, четким разделением трех ветвей власти. Тотальная ответственность исполнительной власти или одного лица на практике неизбежно оборачивается формализмом, ритуальносимволическим управлением, реальной безответственностью политической элиты. Отсутствие разделения функций могут позволить себе только примитивные общества либо государства с низким уровнем экономического, социального и интеллектуального развития. Что касается современной России, то законодательная, исполнительная, судебная власть до сих пор не обрели должной автономности, как, впрочем, и четвертый признак постиндустриального общества - независимые СМИ как информационно-коммуникативный канал выражения мыслей, настроений, чувств и мировоззрения гражданского общества.
Фактом нарушения закона специализации и профессионализма является сохранение архаичной системы всеобщего воинского призыва, а создание подлинно профессиональной армии откладывается на неопределенный срок.
Закон социального прогресса
Закон получил распространение в социологии с XIX века, когда развился эволюционизм - система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Критерии и параметры социального прогресса составляют систему.
Так, О. Конт в качестве определяющего фактора назвал прогресс научного знания - его развитие от теологической, религиозной, мистифицированной стадии к позитивной, научной. Французский социолог сформулировал закон трех стадий -ступени интеллектуального развития индивида и общества: 1) теологическая (господство религиозных представлений); 2) метафизическая (негативная философия вместо традиционной религиозной веры); 3) научная стадия (рациональная организа-
ция общества под влиянием позитивной философии и позитивной науки) [8. с. 9].
В XX веке автор концепции социальных представлений С. Московичи четко разграничил 3 уровня развития сознания: обыденно-житейское, идеологическое, научное. В современной России расходы на идеологическую и политическую сферы доминируют над затратами на развитие науки, особенно - социальных наук. Достаточно провести сравнение доходов политиков и идеологов с доходами и статусом основной массы ученых. Игнорирование закона интеллектуального развития тормозит общественный прогресс, сдерживает рост внутреннего валового продукта и решение назревших социальных проблем. Властвующая элита не взяла на вооружение закон, открытый О. Контом и развитый его последователями.
Английский социолог Г. Спенсер интерпретировал прогресс как переход от военного общества к промышленному. Военное общество характеризуется господством военной касты, высоким уровнем религиозности и единой идеологией. Промышленное общество отличается восприимчивостью к инновациям, плюрализмом, охраной прав человека, позитивным управлением. Сущность эволюции Спенсер видел в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации. По его концепции, усложнение общества ведет к ослаблению социального контроля и увеличению свободы и самостоятельности его граждан.
Идеологи военного общества ухудшают жизнь граждан тем, что они препятствуют органическому объединению на основе общности интересов индустриального общества. Э. Дюркгейм содержание прогресса также видел в переходе от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их функций к солидарности органической, вытекающей на основе разделения труда и социальной дифференциации. Представитель субъективной школы российской социологии Н. К. Михайловский считал критерием социального прогресса уровень свободы личности. Следовательно, ведущие социологи XIX века - О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Н. Михайловский - были солидарны в понимании закона социального прогресса как перехода от военно-религиозной стадии к научноиндустриальной [8].
Если в ближайшие годы государственная элита не осуществит реализацию объективного закона развития общества в социально-политическую и духовно-информационную практику, то это приведет к остставанию России от передовых государств.
Подтверждает ли история СССР закон социального прогресса? Часто вопреки воле господствующей партийной номенклатуры советское общество развивалось поступательно. Однако соображения научной точности и строгости побуждают нас признать очевидный факт - существование двух СССР - сталинского и постсталинского.
Прогресс в эпоху диктатуры И. Сталина осуществлялся вопреки принципам гуманизма и общечеловеческим ценностям. Массовые репрессии, запрет на научное и художественное творчество (уничтожение специалистов Красной Армии, верхушки партии большевиков, ученых, писателей, крестьян и других социальных групп) - все это дает основание для квалификации периода правления Сталина как социального регресса, который сочетался с прогрессом военно-промышленного сектора.
В эпоху Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева прогресс стал доминировать над регрессом и ностальгия по этому периоду развития советского общества имеет объективные основания. Попытка реанимации институтов тоталитарного общества 30-х -первой половины 50-х годов XX в. может выступать диагностическим признаком приверженности регрессивным, архаичным формам общественного развития. Следовательно, советская политическая элита нашла в себе интеллектуальные резервы для признания закона социального прогресса и его внедрения в общественную практику.
Фундаментом социального прогресса выступают экономический и технический прогресс. Действительно, для оценки экономического развития существуют четкие количественные критерии. Поскольку возможности применения математики и статистики в оценке духовных факторов ограниченны, то многие специалисты отрицают само понятие духовного прогресса. Однако авторы данной статьи полагают, что можно говорить не только о духовном, но и о религиозном и политическом прогрессе. Так, развитие религиозного плюрализма, веротерпимость, свободное культивирование атеизма свидетельствует о прогрессе общества. Политический прогресс проявляется в движении от тоталитарных, авторитарных обществ к демократическим и гражданским.
В качестве универсальных законов развития социума выступают теории исторического круговорота или циклического развития (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Согласно им, эволюция общества представала не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию, а как своеобразный цикл подъема, расцвета и укладка, повторяющийся по мере его завершения. Данные концепции дополняют и развивают закон социального прогресса [6].
Смена структуры общества и смена общества как социальной системы адекватно объясняется категориями концепции прогресса. После того, как новые отношения и связи приобретают характер устойчивости, согласованности, упорядоченности, в рамках новой системы начинают действовать законы циклического развития. Слияние концепций социального прогресса и циклического развития дает результирующую концепцию социального развития по спирали. Опираясь на идеи Г. Гегеля и К. Маркса, В. И. Ленин так сформулировал свою диа-
лектико-материалистическую концепцию: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии...» (ПСС, Т.26, с. 55).
Общественная эволюция схематически может быть представлена так: кризис общества - разрушение старого общества - реформы - зарождение нового общества - функционирование общества. Однако функционирование общества сочетается с развитием, с конфликтами, борьбой, что порождает кризисы и новый цикл развития. Концепции социального прогресса органично согласуются с теориями социального конфликта К. Маркса, Р. Да-рендорфа, Г. Зиммеля, Л. Козера, К. Буилдинга, К. Томпсона, и современных российских ученых: А. В. Дмитриева, В. Н. Иванова, М. М. Лебедевой, А. В. Кудрявцева, Ф. М. Бородкина, Г. С. Котандина, которые видят в конфликте позитивную функциональность. Теории циклического развития сочетаются с функционализмом О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Н. Смелзера, Р. Мертона.
Итак, первая макросоциологическая парадигма делает акцент на изменениях, конфликте, развитии, другая - на сотрудничестве, устойчивости, функционировании. Но так как отрицать постоянное присутствие двух компонентов социального взаимодействия объективный аналитик не может, то это служит подтверждением верности закона спиралевидного развития общества.
Выводы
Значимость универсальных законов с течением времени увеличивается. Это связано с объективной
глобализацией экономических и политических процессов, а также с размыванием классовых, территориальных, этнических, профессиональных, возрастных социальных перегородок. В социологии все чаще употребляется понятие «массовое общество», отражающее возрастающую общность человечества и кардинальные изменения, происходящие под влиянием массовой социальной мобильности, массовой культуры и массовой коммуникации. Вместе с тем, в практике социального управления необходимо учитывать весь комплекс социальных законов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ант В. Н. Социальная и духовная динамика общества. Уфа, 2011. 202 с.
2. Антошкин В. Н., Муфтиев Г. Г. Информационнокоммуникативные технологии управления. М., 2004. 154 с.
3. Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды. Социо-ника и социоанализ для руководителей. Новосибирск, 1994. 267 с.
4. Г илязитдинов Д. М. Интегративное маятниковое общество П. Сорокина и альтернатива развития России // Социологические исследования. 2001, №3. С. 15-19.
5. Давидюк Г. П. Социологические законы // Социологические исследования. 2001. №6. С. 96-103.
6. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 2008. 704 с.
7. Зинченко Г. П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004. 384 с.
8. История социологии: Учебное пособие. Минск, 1993. 319 с.
9. Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии. М., 1971. Т. 3. С. 553-556; С. 584-586.
10. Курбатов В. И. Современная западная социология. Аналитический обзор концепций. Ростов н/Д, 2001. 416 с.
11. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. 2-е изд. М., 2006. 1176 с.
Поступила в редакцию 11.04.2012 г.