Научная статья на тему 'Социальные установки и Язык политики: к вопросу об особенностях политического дискурса'

Социальные установки и Язык политики: к вопросу об особенностях политического дискурса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
172
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / POLITICAL DISCOURSE / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / SOCIAL ATTITUDES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозова Наталья Геннадьевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей политического дискурса. Материалом для анализа являются статьи газеты «Коммерсантъ», опубликованные в феврале 2012 года в разделе «Политика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Морозова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Attitudes and Language of Politics: to the Question of Peculiarities of Political Discourse

The article deals with the peculiarities of political discourse. The material for analysis are the articles of the newspaper “Kommersant”, published in February 2012 in the “Politics”.

Текст научной работы на тему «Социальные установки и Язык политики: к вопросу об особенностях политического дискурса»

Язык политики

СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ЯЗЫК ПОЛИТИКИ:

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Н. Г. Морозова

Статья посвящена рассмотрению особенностей политического дискурса. Материалом для анализа являются статьи газеты «Коммерсантъ», опубликованные в феврале 2012 года в разделе «Политика».

Ключевые слова: коммуникация, политический дискурс, социальные установки.

«Взаимодействие людей по своей природе есть прежде всего взаимодействие психическое - обмен чувствами, идеями, волевыми импульсами» [1. С. 132], - писал в свое время П. А. Сорокин, подчеркивая решающую роль коммуникации для развития общества. Современные средства массовой коммуникации - газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет - являются мощным каналом политической коммуникации, а, следовательно, и манипуляции. СМИ - важнейший фактор, влияющий на внешнюю и внутреннюю политику. Регулярно и оперативно предоставляя наиболее значимую информацию широкой аудитории, они воздействуют на общественное самосознание индивидов.

Газета «Коммерсантъ» как агент политического дискурса, распространяя информацию, так или иначе, внедряет различные оценки, определенные установки и мнения, формирует нормы консолидации и идентификации, нормы соотнесенности с социальными ценностями, культурными образцами, что свидетельствует об особой политико-идеологической значимости данного издания, его своеобразном управленческом потенциале. Социальные установки и ценности индивидов (читателей) формируются под влиянием содержания передаваемой в статьях информации и ее формальных особенностей: синтаксических конструкций сообщения, характера аргументации, ценности и авторитетности информационных источников и др. В данной статье мы остановимся на языковых особенностях цикла публикаций «Коммерсанта», посвященных президент-

89

Lingua mobilis № 4 (37), 2012

ской предвыборной кампании 2012 года: № 26 от 14.02.12 - «Кандидат навсегда» [2] - политический портрет В. В. Жириновского; № 27 от 15.02.12 - «Кандидат на уход» [3] - посвящена С. Миронову; № 28 от 16.02.12 - «Кандидат на вырост» [4] - характеризует кандидата М. Прохорова; № 29 от 17.02.12 - «Кандидат на своем месте» [5] - оценка позиции Г. А. Зюганова; № 30 от 20.02.12 - «Кандидат № 1» [6] - о шансах на победу В. В. Путина. Несмотря на формальную принадлежность разным авторам, в строгой логической последовательности создаваемых политических «портретов», используемых в них приемах систематизации фактов, аргументации, в анафоричности иронических заголовков и прочих стилистических особенностях можно увидеть единство репрезентируемой изданием позиции - циклообразующий стержень, позволяющий рассматривать пять публикаций как фрагменты единого текста. «Коммерсантом» реализован принцип оглашения рейтингов: начинать принято с последней строчки и далее по возрастающей до 1-го места. Согласно протоколу Центризбиркома РФ, голоса избирателей на выборах 4 марта распределились следующим образом: С. Миронов - 3,85 %, В. Жириновский - 6,22%, М. Прохоров - 7,98%, Г. Зюганов - 17,18%, В. Путин - 63, 60 %, что практически соответствует нетрадиционно облеченному в жанровые формы то ли очерков, то ли словесных портретов рейтингу «Коммерсанта», вызывая (вполне закономерно) доверие к данному средству массовой коммуникации, с одной стороны, а с другой - ставя вопрос о манипу-лятивном потенциале издания. В теории коммуникации манипулирование есть «система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей или введения в заблуждение» [7. С. 225]. Манипуляционное воздействие осуществляется независимо от воли субъектов, на которых оно направлено. Манипуляция служит одним из часто используемых инструментов обработки и распространения информации. Формирование негативных установок по отношению к отдельным участникам предвыборной кампании, а также к ассоциируемым с ними набором идей и ценностей - одно из устойчивых последствий манипуляторской деятельности.

Среди ведущих языковых особенностей анализируемых газетных статей:

• активная метафоризация, сопровождающаяся процессом детерминологизации (преобладает спортивная и военная терминология - «абсолютный рекорд», «путинская команда», «сыграть вдол-гую», «путинский штаб», «кремлевская операция»);

90

Язык политики

• обилие цитат - высказываний широкого круга «экспертов» (социологов, политтехнологов, политологов, политиков, представителей внесистемной оппозиции и др.) и самих кандидатов. Цитаты фигурируют в роли аргументирующих утверждений, при этом богаты коннотативными значениями и разномасштабны: а) связные суждения, раскрывающие позицию того или иного участника политического дискурса, б) цитация единичных реплик, утверждений, политических слоганов, в) воспроизведение отдельных слов и словосочетаний, приписываемых конкретному лицу;

• насыщенность аффективами, словами и оборотами с оценочным значением (особенно в пределах цитат - «завиральные идеи», «заигрывания с державниками», «стали уходить в «несознанку»»);

• использование графических маркеров (кавычек, указывающих на условность номинации) для выражения позиции недоверия к кандидату («...Партия, которую господин Прохоров«точно будет создавать после выборов», будет базироваться на движении«Право молодых», инициативной группе, которая на президентских выборах работает на «волонтерских началах», и появившемся «стихийно» в Санкт-Петербурге «ПРО-движении»...» [4]);

• использование метатекстовых операторов-навигаторов по тексту;

• отстранение от чужой номинации посредством вводных оборотов («по его мнению», «по его словам») и глаголов в форме 3-го лица ед. числа («считает», «заявляет», «признает») для демонстрации объективности, беспристрастности и компетентности издания в оценке успешности претендента.

Результатом использования перечисленных языковых приемов является реализация агональной функции политического дискурса:

- стигматизация - ассоциация определенных отрицательных («неперспективных» для участника президентской кампании) качеств с конкретным политиком и его окружением;

- обезличивающее обобщение, умаление значимости кандидата, пейоративное отчуждение;

- сочетание информативности и инвективности (при этом сдвиг в сторону информативности наблюдается на уровне формальной организации текстов, сдвиг в сторону инвективности - на уровне содержания);

- наличие в цикле системы стимулов и стремление к достижению унифицированной реакции на них со стороны читателей газеты че-

91

Lingua mobilis № 4 (37), 2012

рез формирование определенной (формально объективной) картины политической реальности.

Изучение текстов политического дискурса позволяет не только дополнить картину политических ориентаций современного общества (то есть результаты социологических исследований), но и выявить характер социальных установок в предвыборной борьбе, анализируя языковые особенности, связанные с реализацией функции управления вниманием, суждениями и поведением читающей публики.

Список литературы

1. Сорокин, П. А. Общедоступный учебник социологии: статьи разных лет. М. : Наука, 1994.

2. Башлыкова, Н. Кандидат навсегда // Коммерсантъ. 2012. 14 февраля.

3. Барахова, А. Кандидат на уход / А. Барахова, М. Иванов // Коммерсантъ. 2012. 15 февраля.

4. Тирмастэ, М.-Л. Кандидат на вырост // Коммерсантъ. 2012. 16 февраля.

5. Хамраев, В. Кандидат на своем месте // Коммерсантъ. 2012. 17 февраля.

6. Черкасов, Г. Кандидат № 1 // Коммерсантъ. 2012. 20 февраля.

7. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. М. : РИП-Холдинг, 2004.

References

1. Sorokin, P. A. Obwedostupnyj uchebnik sociologii: stat'i raznyh let. M. : Nauka, 1994.

2. Bashlykova, N. Kandidat navsegda // Kommersant#. 2012. 14 fevralja.

3. Barahova, A. Kandidat na uhod / A. Barahova, M. Ivanov // Kommersant#. 2012. 15 fevralja.

4. Tirmastje, M.-L. Kandidat na vyrost // Kommersant#. 2012. 16 fevralja.

5. Hamraev, V. Kandidat na svoem meste // Kommersant#. 2012. 17 fevralja.

6. Cherkasov, G. Kandidat № 1 // Kommersant#. 2012. 20 fevralja.

7. Sharkov, F. I. Teorija kommuni-kacii. M. : RIP-Holding, 2004.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.