Научная статья на тему 'Социальные цели и духовные смыслы современного политического управления в России'

Социальные цели и духовные смыслы современного политического управления в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геополитические риски / духовные смыслы / политическое управление / социальные цели / традиционалистская доктрина политического управления / political management / geopolitical risks / social goals / spiritual meanings / traditionalist doctrine of political management

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лариса Хасановна Дзахова, Сергей Таймуразович Мильдзихов

Статья посвящена анализу содержания, назначения политического управления как особого вида управления, имеющего широкие возможности для организации и оптимизации отношений в обществе и отношений общества и государства. Раскрываются ресурсы политического управления в условиях геополитических рисков, которые негативно воздействуют на Российское государство и российское общество и которые нейтрализуются технологиями политического управления. Выделяются социальные цели и духовный аспект политического управления в современной РФ, которые базируются на традиционных российских духовных ценностях. Приводится тезис о необходимости социальности, духовности, нравственности политики, без которых невозможно поддержание стабильности политической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лариса Хасановна Дзахова, Сергей Таймуразович Мильдзихов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social goals and spiritual meanings of modern political management in Russia

The article is devoted to the analysis of the content and purpose of political management as a special type of management that has ample opportunities for organizing and optimizing relations in society and relations between society and the state. The resources of political management are revealed in conditions of geopolitical risks that negatively impact the Russian state and Russian society and which are neutralized by technologies of political management. Social goals and the spiritual aspect of political governance in the modern Russian Federation, which are based on traditional Russian spiritual values, are highlighted. The thesis is made about the need for sociality, spirituality, morality of politics, without which it is impossible to maintain the stability of the political system.

Текст научной работы на тему «Социальные цели и духовные смыслы современного политического управления в России»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 170-175 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):170-175

Политология и этнополитика

Научная статья УДК 323

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-170-175

Социальные цели и духовные смыслы современного политического управления в России

Лариса Хасановна Дзахова1, Сергей Таймуразович Мильдзихов2

1 2Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия

[email protected]

[email protected]

Аннотация. Статья посвящена анализу содержания, назначения политического управления как особого вида управления, имеющего широкие возможности для организации и оптимизации отношений в обществе и отношений общества и государства. Раскрываются ресурсы политического управления в условиях геополитических рисков, которые негативно воздействуют на Российское государство и российское общество и которые нейтрализуются технологиями политического управления. Выделяются социальные цели и духовный аспект политического управления в современной РФ, которые базируются на традиционных российских духовных ценностях. Приводится тезис о необходимости социальности, духовности, нравственности политики, без которых невозможно поддержание стабильности политической системы.

Ключевые слова: геополитические риски, духовные смыслы, политическое управление, социальные цели, традиционалистская доктрина политического управления

Для цитирования: Дзахова Л. Х., Мильдзихов С. Т. Социальные цели и духовные смыслы современного политического управления в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 170-175. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-170-175. EDN NUSBYV

Politology and Ethnopolitics

Original article

Social goals and spiritual meanings of modern political management in Russia

Larisa Kh. Dzakhova1, Sergey T. Mildzikhov2

1 2North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia [email protected] [email protected]

Abstract. The article is devoted to the analysis of the content and purpose of political management as a special type of management that has ample opportunities for organizing and optimizing relations in society and relations between society and the state. The resources of political management are revealed in conditions of geopolitical risks that negatively impact the Russian state and Russian society and which are neutralized by technologies of political management. Social goals and the spiritual aspect of political governance in the modern Russian Federation, which are based on traditional Russian spiritual values, are highlighted. The thesis is made about the need for sociality, spirituality, morality of politics, without which it is impossible to maintain the stability of the political system.

EDN NUSBYV

© Дзахова Л. X., Мильдзихов С. Т., 2Q23 17C

Keywords: political management, geopolitical risks, social goals, spiritual meanings, traditionalist doctrine of political management

For citation: Dzakhova L. Kh., Mildzikhov S. T. Social goals and spiritual meanings of modern political management in Russia. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):170-175. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-170-175. EDN NUSBYV

Осмысление содержания, целей, смыслов политического правления является важнейшей нишей научного поиска в рамках управленческого и политического знания, которые тесно связаны между собой. Такая связь закономерна, так как именно политика государства определяет главные принципы, направления и аспекты управления. В то же время управление существенно влияет на политику, так как от эффективности управленческих решений зависит не только популярность политики, но и стабильность общественно-политических отношений и устойчивость политической системы и политического режима [1, с. 99-103].

Выделение политического управления (или даже политического менеджмента, что подчеркивал М. Кулинченко] как особого вида управления детерминировано существенной политизацией общественной жизни, конкуренцией политических партий и групп политических интересов, организацией электоральных процессов, складыванием элитных корпораций и политическая конкуренция и др. [2, с. 115-118].

С одной стороны, политическое управление обладает собственным ресурсом, который состоит во взаимопроникновении политики и управления.

С другой стороны, политическое управление очень точно отражает взаимную детерминированность политики и управления. Политика обеспечивает достижение и сохранение власти, а управление обеспечивает ее применение и воплощение. Политике, как отмечал О. Шабров, присущи идеи, идеологии, программы, лозунги и призывы, которые являются предметом политического дискурса и политической борьбы [3]. Управлению же присущи, прежде всего, нормативно-правовые и исполнительно-распорядительные документы, приказы, должностные инструкции, которые обязательны для исполнения.

Многие современные российские политологи стали разработчиками убедительных концептов политического управления. Так, в работах Е. В. Ирхина, Л. В. Сморгунова, Е. В. Тавокина и др. представлены основные теоретические тезисы в отношении политического управления [4, с.49-52; 5, с. 148-159; 6]. Мы обращаем внимание на такие общие идеи, как, например: а] политическое управление имеет гибкий характер, что позволяет ему содержательно эволюционировать в соответствии с потребностями развития государственной и общественной жизни; б] политическое управление воплощается в большом разнообразии форм и методов, которые предусматривает дифференцированный подход к интересам государства и общества; в] политическое управление имеет максимально публичный характер, который соответствует демократическим принципам отношений государства и гражданского общества.

Мы хотели бы отметить, что в сравнении с государственным управлением политическое управление, которое с ним тесно связано, так как одно вытекает из другого, имеет некоторые преимущества. Они состоят именно в возможности гибко и оперативно менять техники и технологии, воздействуя на объекты политического управления. Конечно, объектом политического управления является все общество. В то же время политическое управление осуществляется в большой дифференциации к разным группам и стратам населения, в соответствии с дифференциацией социальных целей [7, с. 279-289]. В данном случае политическое управление является процессом воздействия субъекта на объект, что вообще является самым простым и даже примитивным определением процесса управления.

Политическое управление осуществляется такими субъектами, как: политический класс, лидеры общественного мнения и общественно-политические активисты, политическая элита, политические партии, политические лидеры, а также национальный лидер как лидер политической системы. Политическое управление имеет четко выраженные социальные цели, так как направлено на решение проблем разных групп населения с разными интересами. Оно осуществляется в отношении таких объектов, как: граждане, молодежь, пенсионеры, ветераны, информационные ресурсы, творческие и научные слои, креативный класс, научно-технический персонал, бизнесмены и предприниматели, фермеры и др. социально-профессиональные группы. Также политическое управление адресовано общественным

(некоммерческим и негосударственным] организациям, т.е. «третьему сектору», который все больше проявляется в социально-ориентированной деятельности.

Здесь хотелось бы отметить, что сами многие субъекты политического управления являются его объектами одновременно. Это и политические партии, и общественно-политические движения, также это и политические лидеры, и лидеры общественного мнения, общественные активисты и др.

Вообще, субъектно-объектные отношения в политике отличаются диалектичным характером в плане взаимообусловленности и взаимозависимости. И в этом смысле политические цели прочно смыкаются с социальными целями, без чего невозможна стабильность в обществе.

В силу широких возможностей политического управления оно имеет широкие социальные цели. Отметим две из них.

Первая значимая и собственно определяющая цель, которая в самом общем плане присуща политике и управлению вообще - это оптимизация жизни общества, согласование интересов его субъектов. Только такая оптимизация и такое согласование может обеспечить поступательное развитие процессов и явлений, которые должны быть хорошо организованы, лишены антагонистических противоречий за счет выполнения эффективных политических решений, а также контроля над их исполнением. Именно политическое управление имеет больше возможности для снижения рисков социальной и политической стихийности.

Второй важной целью политического управления, которая сегодня актуальна, как никогда, является распределение материальных, духовных и иных ресурсов в обществе на принципах социальной справедливости, социальной солидарности, легитимности, а также и общественно признаваемых и разделяемых ценностей. Сейчас в мире на фоне многих проблем и противоречий, конфликтов, гибридных войн, опасных и массовых проявлений экстремизма и терроризма актуализируется проблема ценностей. Именно общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, коллективизм, взаимопомощь, способность к эмпатии - к сочувствию и пониманию - востребованы в отношениях между людьми, народами, нациями. Поэтому цель политического управления по поддержке согласия между членами общества, а также между обществом и государством, а также и между государствами именно на основе общечеловеческих гуманистических ценностей является крайне важной. Политика и политическое управление как ее организационное выражение воздействует на выработку системы социальных ценностей, в которых важен морально-нравственный аспект.

В связи с указанными целями отметим несколько тезисов в отношении современного политического управления в России. Прежде всего, укажем на обстоятельства, которые усиливают необходимость качественного политического управления в сегодняшней РФ. Это негативные геополитические обстоятельства - обострение отношений со многими странами «коллективного Запада» и США1. Также это: применение к России со стороны ее оппонентов, если не сказать, врагов, большого пакета санкций и «культуры отмены» всего российского и русского; усложнение экономических, финансовых процессов, некоторое снижение уровня жизни; следствия пандемии C0VID-19, которая привела к избыточной смертности и ухудшению здоровья населения. Также РФ ведет специальную военную операцию (СВО] с февраля 2022 г. на Украине с целью сохранения своей национальной безопасности и упрочения суверенитета и в то же время с целью и денацификации и демилитаризации Украины. Ведение СВО требует от Российского государства и российского общества нового уровня сплочения, нового качества российского гражданского патриотизма и понимания со стороны общества интересов, масштабных задач России, которая сегодня на международной арене является борцом за справедливый миропорядок. Все это требует обновления и конкретизации целей и смыслов политического управления в оптимизации общественных отношений и отношений государства и общества.

В обеспечении социальной стабильности российского общества большую роль играют традиционные российские социальные и духовно-нравственные ценности. Они присущи всем народам страны, включенным в общее государственное строительство, в российский политический, социальный и политический процесс. Поэтому государство в последнее время именно методами политического управления не только декларирует традиционные социальные и духовные ценности российского

1 Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 09.06.2022, с изм. от 09.08.2023) "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" // КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410417/

общества, но и обязывает самого себя к их сохранению, защите, распространению. Такое внимание на уровне государства к традиционным российским духовным ценностям проявляется в нескольких направлениях.

Первое. Включение традиционных духовных ценностей как стержневых категорий в стратегические доктринальные документы РФ. Здесь выделим, прежде всего, такой документ, как Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В документе провозглашаются такие ценности, как жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Особо выделим высокие нравственные идеалы, крепкую семью, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческую память и преемственность поколений, единство народов России. Эти ценности присущи содержанию современного политического управления в РФ, в ходе которого делается акцент на духовной составляющей. Здесь важно, что в указе главы государства выделены инструменты именно политического управления по обеспечению сохранения традиционных духовных ценностей, например, такие, как: разработка планов мероприятий; оценка проектов, программ и мероприятий; осуществление контроля над проведением политико-управленческих мероприятий. Также назовём такой важный инструмент, как «привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей»1.

Второе. Обеспечение сохранения и трансляции традиционных российских духовных ценностей через поддержку этнокультурного разнообразия народов России, которые объединены в единую российскую гражданскую нацию. Здесь выделим объявление 2022 г. Годом культурного наследия народов России, в ходе которого на федеральном, региональном и местном уровнях в соответствии с указом Президента РФ осуществлена масштабная политико-управленческая и политико-организационная работа по развитию культур и языков народов2.

Государство провело множество управленческих и организационных акций по сохранению традиционных мест и территорий проживания коренных народов страны, по формированию новых этнокультурных туристических и культурно-просветительских маршрутов. В регионах РФ состоялись фестивали, ярмарки, тематические выставки, лекции, мастер-классы, а также концерты творческих коллективов. При этом учитывалось, что культурное наследие имеет как материальное, так и нематериальное выражение (родной язык, фольклор, традиции, праздники, обряды, исторические даты, коллективная этническая память, народные промыслы и ремесла]. Здесь отметим такую цель, как популяризация народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов РФ. С одной стороны, на первый взгляд, эта цель не имеет политической составляющей. С другой стороны, при более внимательном осмыслении данной цели становится ясной ее именно политическое содержание, так как без реализации интересов народов России невозможна их гражданская консолидация в пределах традиционалистской доктрины политического управления, на что указывает М.А. Аствацатурова [8].

Третье. Включение традиционных духовных ценностей российского общества в содержание национальных проектов, прежде всего, «Демография», «Образование», «Здравоохранение». Магистральные цели и задачи этих проектов сочетают в себе большую социальную значимость, которая соответствует потребностям российского общества3. И в то же время они основаны на высоких традиционных духовно-нравственных ценностях российского общества, которые воплощаются в отношениях между социальными, возрастными, профессиональными группами. Разумеется, духовность,

1 Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" // КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/

2 Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» // Официальное опубликование правовых документов. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115

3 Национальные проекты Российской Федерации. Проекты. https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects

нравственность - это важнейшие свойства человека и общества, так как без них человечество никогда бы не выделилось из животного мира.

Однако без достижения социальных целей развития общества - от самых первичных до самых сложных, например, в сфере искусственного интеллекта - невозможно достигнуть гармоничных отношений в обществе. Поэтому в ходе политического управления решаются жизненно важные задачи в сфере уровня и качества жизни и демографии, рождаемости, медицинского обслуживания, качественного образования, трудоустройства, обеспечения жильем, организации досуга. Особую заботу в ходе реализации политического управления государство проявляет в отношении незащищенных групп населения - пенсионеров, инвалидов, детей, оставшихся без попечения взрослых, людей с органными заболеваниями, а также в отношении граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Сегодня в связи с вышеуказанными негативными явлениями политическое управление в особом режиме нацелено на стабилизацию ситуации в новых регионах России, где шли военные действия и где гражданское население подвергалось негативному воздействию, в результате которого вынуждено было покидать места проживания, теряя имущество, здоровье, социальный оптимизм.

Отмеченные направления далеко не исчерпывают сферы действия политического управления. Оно имеет повсеместный характер, как и политика вообще. В то же время эффективность политического управления может обеспечиваться только высокой квалификацией управленцев - государственных и муниципальных служащих, а также и политиков, которые не являются управленцами в формально-функциональном плане, но имеют большие возможности политического влияния на общество. Поэтому политико-управленческая элита, а также и рядовые субъекты политического управления призваны к высокой требовательности, как к своим профессиональным компетенциям, так и к своим социальным стандартам и моральным качествам.

Список источников

1. Харичкин И.К. О понятии «политическое управление» / / Вестник ГУУ. 2012. № 4. C. 99-Ю3.

2. Кулинченко А.В. Управление общественными процессами: политическое управление или политический менеджмент // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2017. № 4. С. 115-118.

3. Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М.: Интеллект. 1997. 200 с.

4. Ирхин Ю.В. Политическое управление и прогностический подход к политике // Социология власти: Журнал Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 2007. № 2. С. 49-S2.

5. Сморгунов Л.В. Политическое управление в глобализирующемся мире // Перспективы человека в глобализирующемся мире; под ред. В.В. Парцвания Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество. 2003. C. 148-1S9.

6. Тавокин Е.В. Политическое управление: монография. М.: НИЦ ИНФРА-М. 2019. 209 с.

7. Володенков С.В. Политическое управление как процесс информационно-коммуникационного регулирования современных общественных отношений // Вестник РУДН. Сер. Политология. 2017. Т. 19. № 3. С. 279-289.

8. Аствацатурова М.А. Политика и политология: «объяснительная ответственность» в отношении современной российской политико-управленческой доктрины // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 6(82]. С. 1832-1841.

References

1. Kharichkin I.K. About the concept of "political management". Vestnik GUU = Vestnik GUM. 2Q12;(4]:99-Ю3. (In Russ.]

2. Kulinchenko A.V. Management of social processes: political management or political management. Ekonomika i upravleniye: nauchno-prakticheskiy zhurnal = Economics and management: scientific and practical journal. 2Q17;(4]:11S-118. (In Russ.]

3. Shabrov O.F. Political management: the problem of stability and development. Moscow: Intelligence, 1997. 2QQ p. (In Russ.]

4. Irkhin Yu.V. Political management and a predictive approach to politics. Sotsiologiya vlasti: ZhurnalRos-siyskoy akademiigosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente RF = Sociology of power. 2007;(2): 49-52. (In Russ.)

5. Smorgunov L.V. Political governance in a globalizing world. In: Perspektivy cheloveka vglobaliziruyush-chemsya mire = Human Perspectives in a Globalizing World; resp. edited by V.V. Partsvania. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2003: 148-159. (In Russ.)

6. Tavokin E.V. Political management: monograph. Moscow: NIC INFRA-M; 2019. 209 p. (In Russ.)

7. Volodenkov S.V. Political management as a process of information and communication regulation of modern social relations. Vestnik RUDN. Politologiya = Bulletin ofRUDN University. Political science. 2017;19(3): 279-289. (In Russ.)

8. Astvatsaturova M. A. Politics and political science: "explanatory responsibility" in relation to modern Russian political and managerial doctrine. Voprosy politologii = Political Science Issues. 2022;12(6):1832-1841. (In Russ.)

Информация об авторах

Л. Х. Дзахова - доктор политических наук, профессор кафедры философии и общественных наук СОГУ. С. Т. Мильдзихов - аспирант кафедры философии и общественных наук СОГУ.

Information about the authors

L. Kh. Dzakhova - Dr. Sci. (Polit.), Professor at the Department of Philosophy and Social Sciences of North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov.

S. T. Mildzikhov - Postgraduate at the Department of Philosophy and Social Sciences of North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 03.11.2023; одобрена после рецензирования 15.11.2023; принята к публикации 16.11.2023.

The article was submitted 03.11.2023; approved after reviewing 15.11.2023; accepted for publication 16.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.