Научная статья на тему 'Механизмы обратной связи органов государственной власти и граждан: некоторые социальные и политические смыслы'

Механизмы обратной связи органов государственной власти и граждан: некоторые социальные и политические смыслы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система обратной связи / доверие как политический капитал / обращения граждан / электронное социальное и политическое участие / релевантность обратной связи / пресс-конференция / выборы / feedback system / trust as political capital / citizen appeals / electronic social and political participa-tion / relevance of feedback / press conference / elections

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Майя Арташесовна Аствацатурова, Сергей Таймуразович Мильдзихов

В статье рассматривается обратная связь между органами власти и управления и гражданами в общей системе политики и управления при выявлении не только социального, но и политического смысла таковой. Политико-смысловая наполненность обратной связи усматривается авторами в том, что только при стабилизации общего социального фона и при решении социальных проблем населения возможно сохранение и упрочение политической стабильности государства, его национального суверенитета. Обратная связь исследуется через такой ее популярный механизм как обращения граждан, которые в рамках политического анализа трактуются как ресурс: включенности граждан в управленческие процессы; формирования социальной и политической культуры граждан; усиления сплоченности людей на локальных территориях; повышения уровня доверия граждан государству как важнейший политический ресурс. Авторами предлагаются целесообразные направления наращивания релевантности обратной связи государства и граждан с учетом современных вызовов и рисков, а также внутриполитических этапных событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feedback mechanisms of public authorities and citizens: some social and political meanings

The article examines the feedback between authorities and management and citizens in the general system of politics and management while identifying not only the social, but also the political meaning of it. The political and semantic content of the feedback is seen by the authors in the fact that only by stabilizing the general social background and solving the social problems of the population is it possible to preserve and strengthen the political stability of the state and its national sovereignty. Feedback is studied through such a popular mechanism as citizen requests, which, within the framework of political analysis, are interpreted as a resource: the involvement of citizens in management processes; formation of social and political culture of citizens; strengthening the cohesion of people in local areas; increasing the level of citizens' trust in the state as the most important political resource. The authors propose expedient directions for increasing the relevance of feedback from the state and citizens, taking into account modern challenges and risks, as well as internal political milestones.

Текст научной работы на тему «Механизмы обратной связи органов государственной власти и граждан: некоторые социальные и политические смыслы»

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 1. С. 168-174 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(1):168-174

Политология и этнополитика

Научная статья УДК 323

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-168-174

Механизмы обратной связи органов государственной власти и граждан: некоторые социальные и политические смыслы

Майя Арташесовна Аствацатурова1, Сергей Таймуразович Мильдзихов2

пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия, maya.astv@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9220-2504

2Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия, stmildzihov@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается обратная связь между органами власти и управления и гражданами в общей системе политики и управления при выявлении не только социального, но и политического смысла таковой. Политико-смысловая наполненность обратной связи усматривается авторами в том, что только при стабилизации общего социального фона и при решении социальных проблем населения возможно сохранение и упрочение политической стабильности государства, его национального суверенитета. Обратная связь исследуется через такой ее популярный механизм как обращения граждан, которые в рамках политического анализа трактуются как ресурс: включенности граждан в управленческие процессы; формирования социальной и политической культуры граждан; усиления сплоченности людей на локальных территориях; повышения уровня доверия граждан государству как важнейший политический ресурс. Авторами предлагаются целесообразные направления наращивания релевантности обратной связи государства и граждан с учетом современных вызовов и рисков, а также внутриполитических этапных событий. Ключевые слова: система обратной связи, доверие как политический капитал, обращения граждан, электронное социальное и политическое участие, релевантность обратной связи, пресс-конференция, выборы

Для цитирования: Аствацатурова М. А., Мильдзихов С. Т. Механизмы обратной связи органов государственной власти и граждан: некоторые социальные и политические смыслы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 1. С. 168-174. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-168-174. EDN BCFLIS

Politology and Ethnopolitics

Original article

Feedback mechanisms of public authorities and citizens: some social and political meanings

Maya A. Astvatsaturova1, Sergey T. Mildzikhov2

1Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia, maya.astv@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9220-2504 2K.L. Khetagurov North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russia, stmildzihov@mail.ru

Abstract. The article examines the feedback between authorities and management and citizens in the general system of politics and management while identifying not only the social, but also the political meaning of it. The political and semantic content of the feedback is seen by the authors in the fact that only by stabilizing the general social background and solving the social problems of the population is it possible to preserve and strengthen the political stability of the state and its national sovereignty. Feedback is studied through such

EDN BCFLIS

© Аствацатурова М. А., Мильдзихов С. Т., 2024 168

a popular mechanism as citizen requests, which, within the framework of political analysis, are interpreted as a resource: the involvement of citizens in management processes; formation of social and political culture of citizens; strengthening the cohesion of people in local areas; increasing the level of citizens' trust in the state as the most important political resource. The authors propose expedient directions for increasing the relevance of feedback from the state and citizens, taking into account modern challenges and risks, as well as internal political milestones.

Keywords: feedback system, trust as political capital, citizen appeals, electronic social and political participation, relevance of feedback, press conference, elections

For citation: Astvatsaturova M. A., Mildzikhov S. T. Feedback mechanisms of public authorities and citizens: some social and political meanings. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(1):168-174. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-168-174. EDN BCFLIS

Отношения государства и общества являются важной сферой интереса политологов, социологов, всех экспертов, которые изучают общественные, политические отношения, а также субъ-ектно-объектные отношения институтов государства и общества [1, с. 24-32]. От качества отношений власти и граждан зависят все главные параметры состояния общества и государства, такие как национальный и государственный суверенитет, гражданское единство, политическая стабильность, культурная целостность. Проблема взаимного интереса, взаимного уважения, а также и взаимной ответственности государства и общества актуализируется в рамках обратной связи органов власти и управления с гражданами, без которой построение и функционирование гражданского общества не представляется возможным [2, с. 10-36].

Принципы, инструменты и механизмы обратной связи наиболее полно, хотя и не без проблем и противоречий, реализуются в демократическом государстве, где сама природа организации политики и власти направлена на максимально открытые отношения органов власти и общественных организаций [3, с. 59-62]. Этому способствуют такие важные принципы, как гарантирование прав человека и гражданина, возможность участия граждан в разработке политических решений (опосредованно и непосредственно), легитимность объединения граждан в общественные организации - неправительственные и некоммерческие акторы «третьего сектора», отсутствие обязательной государственной идеологии, что предусматривает разнообразие идей, мировоззрений и мнений в легитимном формате.

Трактуя обратную связь в рамках политического анализа, отметим, что при должном нормативно-правовом обеспечении и при высоком уровне организационного и технологического оформления обратная связь способствует:

- формированию стабильного политико-правового пространства и осуществлению целесообразной политики и управления;

- распространению интегративных сюжетов общественно-политического дискурса;

- устройству достоверного и оперативного информационно-коммуникационного поля [4];

- профилактике «эксцессов руководителя» и «эксцессов исполнителя», а также и противоречий между ветвями власти;

- стимулированию гражданской активности и упрочению институтов гражданского общества при становлении общественных активистов как резерва будущих политиков и управленцев;

- реагированию на болевые точки не только власти, но самого общества для решения проблем как управления, так и самоуправления, а также и самоорганизации общественности;

- приданию легальных и конструктивных форм критике и даже неприятию гражданами властных и политических решений;

- созданию органам власти и управления возможностей для самокритики и для само-аудита деятельности.

Подчеркнем, что обратная связь приобретаем особе значение в неординарных ситуациях, когда государство и общество решают сложные задачи. Такими ситуациями в глобальном плане являются распады государств и формирование новых суверенных государств и наций, международные конфликты и войны, а также угрозы и акты терроризма и экстремизма. Также такими ситуациями являются реформы, политические транзиты, смены политических систем и режимов, а также смены элит, выборы. Также это экономические кризисы, падение уровня жизни, инфляция, девальвация национальных валют и иные ситуации, которые повышают (или, напротив, понижают)

включенность граждан во все процессы. В любой неординарной ситуации в прямой зависимости от действий политиков и управленцев, обратная связь либо активизируется, либо «загоняется» в рамки, определенные властью, которая не всегда заинтересована в активности «снизу», в «народной правде», в «гласе народа». Этот голос далеко не всегда лоялен и патриотичен к власти и к персоналиям власти, которые разоблачили себя превышением служебных полномочий, взяточничеством, безответственностью, аморальными поступками и др. Поэтому в интересах власти, которая действительно отвечает своему классическому назначению - т.е. оптимизации жизни общества и ее организации в лучших моделях - не препятствовать обратной связи с гражданами, а, напротив, выстраивать ее на принципе равного и взаимовыгодного партнерства с высоким взаимным интересом.

Одним из самых популярных и признанных успешных механизмов обратной связи являются обращения граждан.

С одной стороны, данный механизм не имеет непосредственно инновационного характера, так как он традиционно давно используется в системе политического и социального управления. Граждане всегда охотно стремятся огласить свои проблемы, ожидания, пожелания, а также и прямую критику органам власти и непосредственно руководителям - губернаторам, главам субъектов и административно-территориальных единиц государства, мэрам городов, главам муниципальных образований и даже самим главам государств.

С другой стороны, обратная связь через обращения не может рассматриваться в упрощенном порядке, т.е. только как стремление граждан выразить недовольство властью и обратить внимание на горячие и горящие проблемы жизни. Далеко не всегда гражданами руководят примитивные или негативные мотивы. Граждане, общественные активисты, лидеры общественного мнения часто озабочены серьезными проблемами, которые могут иметь и социальный, и политический смыслы.

Обратная связь через обращения граждан, если ее понимать в расширительном плане, имеет большой общественно-политический резонанс в силу того, что она является механизмом, который проявляет узкие места власти. К сожалению, в частых случаях власть далека от своего «нанимателя», от граждан, которые платят налоги и должны получать качественные услуги и сервисы на государственном, региональном и местном уровнях. Обратная связь обеспечивает такую политико-наполненную категорию властно-общественных отношений, как доверие граждан органам власти и управления, которое часто находится далеко от желаемых высот. В то же время обратная связь в случае ее законности, организованности, технологичности способна повысить индекс взаимного доверия государства и общества как политического капитала и власти, и общества.

Механизм обращений граждан в органы власти и управления выражается в документах или устных обращениях, в которых изложены личные или общественно значимые мотивы, озабоченности, ожидания. Это могут быть изложенные в письменной или в устной форме, а также в виде электронного документа: а) жалоба; б) заявление; в) предложение; д) запрос.

Обращения граждан имеют своей целью: а) обратить внимание власти на острые и хронические проблемы населения, которые не решены и которым управленцы и политики не уделяют внимания; б) принять участие в обсуждении сложных ситуаций, которые непосредственно создаются в сфере жизнеобеспечения и которые требуют разработки политико-управленческого решения; в) конкретизировать для политиков и управленцев, как исполняются принятые решения и достигают ли они того эффекта, на который рассчитаны.

Особо выделим значимость обращений граждан в связи с конфликтными ситуациями общественных отношений (терроризм, экстремизм, этнические конфликты, военно-политические столкновения, гибридные войны и др.), природно-климатическими и экологическими катастрофами, а также в связи с чрезвычайными ситуациями, например, пандемии, нехватка продовольствия, ухудшение экологических параметров, отсутствие жизненно важных лекарств. Также обращения граждан имеют большую значимость, когда они касаются интересов разных групп социально незащищенных граждан, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации или касающиеся здоровья, благополучия детей и молодежи.

Конституция РФ гарантирует всем гражданам законную возможность обращения в органы власти и собственно обязывает таковые реагировать на такие обращения1. Кроме того, регламенты

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета № 4831. 21.01.2009. Ст. 33.

реагирования (сроки, формы документов, режим и др.) прописаны в соответствующих нормативных, исполнительной распорядительных документах органов власти и местного самоуправления. 2 мая 2006 г. принят ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», который ввел процесс обращения граждан в органы власти и управления в легитимное поле. ФЗ трактует смысл обращения как «улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий,учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений»1. Также ФЗ трактует обращения граждан как технологию, направленную на «совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни». Кроме того, обращения граждан могут быть посвящены решению «вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества»2. Поэтому среди видов обращений большую эффективность имеют не только жалоба (или критика), просьба, а именно предложения, в которых граждане излагают свое видение проблем и свои идеи по их решению. Далее принят ФЗ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который закономерно соотнес процесс обращения граждан в органы власти и управления с правом граждан быть допущенными к соответствующей информации. Это прежде всего доступ к целевым документам, которые в будущем становятся важными государственными или муниципальными доктринами, стратегиями, концепциями, стратегиями, а также и национальными проектами и федеральными, региональными и муниципальными программами. Проекты важных государственных документов вывешиваются на сайтах соответствующих органов власти и управления для их обсуждения, экспертизы, а также и для антикоррупционных оценок.

Рассматривая обращения граждан как важный механизм обратной связи, укажем, что в соответствии с современными технологическими реалиями, с ^-технологиями обращения граждан также приобретают новые формы. В связи с эти самостоятельного внимания требует распространение электронных форм обратной связи в рамках реализации концепций электронной демократии, открытого и электронного правительства [5, с. 31-33]. Поэтому в современных политологических исследованиях все большее внимание посвящается «электронному участию граждан», которое они осуществляют в интернет-пространстве Многие исследователи подчеркивают, что электронное участие - это то же общественное и гражданское участие, та же общественная и гражданская активность, облеченная в электронную форму [6, с. 40-43]. С начала 2010-х гг. в РФ стали внедряться многие электронные платформы, касающиеся, прежде всего, благоустройства муниципальных образований, доступности услуг ЖКХ («Наш город», «Умный город», «Наш Санкт-Петербург», «Московская поликлиника», «Одно окно» и др.), на которых граждане принимают непосредственное участие в электронном режиме.

Закономерно, что все органы власти и управления имеют сайты, на которых граждане могут обратиться в виде именно электронного обращения. При этом каждый орган власти и управления предоставляет гражданам возможность обратиться по профильным проблемам данного органа власти или МСУ, а также и по общим проблемам: благоустройство («не заасфальтирована улица, не горит фонарь»), коррупция, превышение служебных полномочий и использование их в корыстных целях.

Обратная связь в таком ее механизме как обращения граждан эффективна, прежде всего, тем, что они имеют непосредственное и мотивированное содержание, прямо отражающее состояние, самочувствие, а также и ожидания граждан. Также данный механизм гармонично увязан с другими механизмами обратной связи, прежде всего, с такими, как общественный контроль, «горячие телефонные линии», информационные дни (в том числе и в электронной форме) и др. Механизм обращений важен тем, что он повышает уровень: во-первых, включенности граждан в решение проблем и в управленческие процессы; во-вторых, социальной и политической культуры граждан в общем плане; в-третьих, сплоченности людей на локальных территориях (соседские и территориальные общины, ТОСы и т.д.). В ходе подготовки обращений люди приобретают опыт совместного выявления проблем и обсуждения возможностей их решения путем привлечения внимания

1 Федеральный закон от 2.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. С. 4.

2 Там же.

власти. Обращения граждан инициируют распространение в обществе таких форм активности, как общественный контроль, аутсорсинг, краудсорсинг, социально ответственный бизнес и др. [7, с. 21-28; 8, с. 20-26].

Отметим еще одну важную деталь. В формировании общей позиции по разным вопросам и в подготовке обращений люди, принадлежащие к разным социально-демографическим группам, к разным этническим и религиозным группам, к разным поколения, объединяются и создают деятельностные сообщества, способные к самоорганизации. Подготовка коллективных обращений граждан к органам власти и управления в связи с актуальными проблемами экономического, социального плана, проблемами жилищно-коммунального комплекса может быть определена как платформа гражданской самоорганизации. Разработка обращений во власть и отслеживание реакции власти - продуктивный механизм формирования сетевых точек гражданской активности, а также известный практикум превращения неравнодушия людей в содержательный и организационный ресурс сближения интересов государства и общества. Таким образом, неравнодушие людей становится организованным мотивом социальной и даже политической культуры, так как своевременное и эффективное решение проблем, которые акцентируются в обращениях граждан, упрочивают и придают динамизм всей системе обратной связи, т.е. отношениями между государством и гражданами (G2C - government-to-citizen).

Отслеживая систему обратной связи в современной РФ, отметим, что за период становления, упрочения и обновления взаимодействия государства и общества эта система прошла несколько этапов, которые, прежде всего, датируются принятием целевого законодательства.

Первым этапом являются 90-е гг. ХХ в., в которые были приняты Конституция РФ, а также основные федеральные законы в сфере прав человека и самоорганизации граждан в негосударственных и некоммерческих общественных объединениях - экологических, женских, ветеранских, экологических, профессиональных, просвещенческих, национально-культурных, религиозных и многих других.

Вторым этапом являются 2000-е гг., когда были приняты новые федеральные законы, создающие правовую базу для вовлечения граждан в обратную связь через создание порядка рассмотрения обращений граждан РФ, формирование системы общественного контроля, антикоррупционной экспертизы, а также информационно-коммуникационной среды в самом широком ее выражении - электронные ресурсы, сети, блоги. Были созданы федеральные и, соответственно, региональные общественно-консультативные советы, общественные палаты, вертикальная система уполномоченных по правам человека, советы экспертов и старейшин, которые сами по себе являются площадками социальной и публичной политики, непосредственного сотрудничества власти и общественных активистов. Были созданы представительства Президента РФ в федеральных округах РФ, Открытое Правительство, Электронное правительство, Общероссийский народный фронт, советы при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества, по межнациональным отношениям, по взаимодействию с религиозными организациями, по вопросам казачества, а также и многие иные.

Третий этап - 2015 г. - продолжается в настоящем времени - включает обновление гражданских организаций, формирование «суверенного гражданского общества 2.0». Происходит создание новых площадок и ресурсов гражданской активности в разных направлениях - историко-культурном, гражданско-патриотическом, этнокультурном, религиозном, гуманитарном, просвещенческом и др. Также на этом этапе приняты важнейшие документы стратегического планирования и долгосрочного развития в сфере национальной безопасности и суверенитета РФ, борьбы с терроризмом и экстремизмом, миграции, межнациональных отношений, гражданского единства и сохранения традиционных ценностей российского общества (указы Президента РФ, национальные проекты, федеральные и региональные программы и др.)

На данном этапе в качестве эффективной формы обратной связи выделим прямые линии и пресс-конференции руководителей с «живыми вопросами» от населения, причем, чем выше уровень управленца или политика, тем значимее прямой, очный диалог власти и граждан. Как нельзя более эффектной иллюстрацией такого диалога являются прямые линии и пресс-конференции Президента РФ В.В. Путина с гражданами, которые стали неотъемлемой преференцией пространства российской публичной политики.

На каждом из этих этапов есть кейсы, которые характеризуются большими социальными и политическими вызовами и рисками разного происхождения - от терроризма и открытых конфликтов до пандемии COVID-19 и др. В 2022-2024 гг. очевидные риски геополитической природы, резкое ухудшение отношений РФ со странами коллективного Запада и США, а также ведение РФ специальной военной операции на Украине с целью ее демилитаризации и денацификации и защиты русского населения актуализировали качество обратной связи государства и общества. Именно поэтому в современных сложных условиях платформы обратной связи в РФ продолжают интенсивно расширяться и привлекать новых участников1.

Необходимость расширения и обновления технологий обратной связи межу властью и гражданами именно в ее политической смысловой интерпретации обусловлена началом избирательной кампании по выборам Президента РФ в марте 2024 г.2 Первичные активности большинства граждан РФ по поддержке действующего Президента РФ В.В. Путина как безальтернативного кандидата осуществляются и будут осуществляться в режиме обратной связи в ее расширительных проекциях.

Обобщающие тезисы

В качестве обобщения отметим, что стремления граждан быть субъектами обратной связи с органами власти и управления состоят не только в том, в том, что они хотят обратить внимание на ту или иную проблему, но и стремятся побудить и подтолкнуть органы власти и управления к ее решению, предложив свое видение такового. В случае успешности совместных усилий граждане становятся в хорошем смысле соучастниками - партнерами органов власти в достижении позитивного результата, что придает обратной связи очевидный социальный и политический смысл.

Обратная связь воплощена во многих механизмах, среди которых выделяются обращения граждан. Они представляются самым простым и даже в какой-то степени примитивным механизмом обратной связи. Однако именно обращения граждан часто являются самой доступной и самой понятной для граждан возможностью воздействовать на власть. В организационно-технологическом обеспечении обратной связи между органами власти и управления и гражданами обращения граждан как распространённый и признанный механизм имеют не только социальный, но и политический смысл, так как они в субъектно-объектных отношениях власти и общества формируют такой важный политический капитал как взаимное доверие.

В современных сложных условиях очевидна необходимость повышения уровня доверия и взаимной ответственности власти и граждан, что, в том числе, реализуется в системе обратной связи. Для достижения нового уровня ее релевантности важны следующие направляющие:

- совпадение позиций власти и граждан по поводу магистральных вопросов развития Российского государства и российского общества;

- включение граждан в актуальную повестку, не только местного, но также и регионального и федерального уровней, а также уровня геополитических отношений, которые существенно и часто негативно влияют на общественно-политическую ситуацию в стране;

- профилактирование недоверия власти к обществу, неприятия властью критики со стороны граждан и бюрократического цинизма в отношении проблем населения;

- повышение общей социальной культуры, финансовой и правовой грамотности общественных активистов, лидеров общественного мнения, лидеров политических партий, населения в целом;

- внедрении в систему обратной связи морально-нравственных начал и ценностных ориентиров, которые традиционно присущи российскому обществу, российской гражданской нации.

Список источников

1. Патрушев С. В. Гражданская активность: институциональный подход. Перспективы исследования // Полис. Политические исследования. 2009. № 6. С. 24-32.

2. Ионин Л. Г. Теоретические вопросы гражданского общества // Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством. М.: Вершины, 2008. С. 10-36.

1 Платформа обратной связи (ПОС). URL:

https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1058/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения: 3 октября 2023).

2 Панюшкин К. Владимир Путин объявил, что будет участвовать в президентских выборах в 2024 году / / Первый канал. Новости. Политика. 8 декабря 2023 г. URL: https://www.1tv.ru/news/2023-12-08/466672-

vladimir_putin_ob_yavil_chto_budet_uchastvovat_v_prezidentskih_vyborah_v_2024_godu (дата обращения: 13 декабря 2023).

3. Чугунов А. В. Взаимодействие граждан с властью как канал обратной связи в институциональной среде электронного участия // Власть. 2017. № 10. С. 59-62.

4. Воробьёв Ю. Л. Управленческое партнерство общества и власти: Концептуальные и прогнозные модели коммуникативного диалога: Научная монография. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. 108 с.

5. Видясова Л. А., Михайлова Е. В. Инструменты электронного участия: барьеры на пути развития в России // Информационные ресурсы России. 2016. № 6. С. 31-33.

6. Бершадская Л. А. Акторно-сетевая модель электронного правительства в Российской Федерации // Власть. 2013. № 3. С. 40-43.

7. Казакова Н. Д., Денисова Ж. А. Технология краудсорсинга в государственном региональном управлении (на примере краудсорсинг-проектов города Москвы] // Власть. 2016. № 4. С. 21-28.

8. Фельдман П. Я. Политический краудсорсинг как институт электронной демократии: проблемы становления и развития // Власть. 2014. № 6. С. 21-26.

References

1. Patrushev S. V. Civic engagement: an institutional approach. Prospects of research. Polis. Political research. 2009;(6]:24-32. (In Russ.]

2. Ionin L. G. Theoretical issues of civil society. In: Factors of development of civil society and mechanisms of its interaction with the state. Moscow: Vershki; 2008:10-36. (In Russ.]

3. Chugunov A. V. Interaction of citizens with government as a feedback channel in the institutional environment of electronic participation. Vlast'. 2017;(10):59-62. (In Russ.]

4. Vorobyov Yu. L. Managerial partnership of society and government: Conceptual and predictive models of communicative dialogue: Scientific monograph. Moscow; 2007. 108 p. (In Russ.]

5. Vidyasova L. A., Mikhailova E. V. Electronic participation tools: barriers to development in Russia. Information Resources of Russia. 2016;(6):31-33. (In Russ.]

6. Bershadskaya L. A. Actor-network model of electronic government in the Russian Federation. Vlast'. 2013;(3]:40-43. (In Russ.]

7. Kazakova N. D., Denisova J. A. Crowdsourcing technology in the state regional administration (on the example of crowdsourcing projects of the city of Moscow]. Vlast'. 2016;(4]:21-28. (In Russ.]

8. Feldman P. Ya. Political crowdsourcing as an institution of electronic democracy: problems of formation and development. Vlast'. 2014;(6]:21-26. (In Russ.]

Информация об авторах

М. А. Аствацатурова - доктор политических наук, профессор, директор Научно-образовательного центра Пятигорского государственного университета.

С. Т. Мильдзихов - аспирант кафедры философии и политологии Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова.

Information about the authors

M. A. Astvatsaturova - Dr. Sci. (Polit.], Professor, Director of the Scientific and Educational Center of Pyatigorsk State University.

S. T. Mildzikhov - Postgraduate Student at the Department of Philosophy and Political Science of the K. L. Kheta-gurov North Ossetian State University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.01.2024; одобрена после рецензирования 14.02.2024; принята к публикации 15.02.2024.

The article was submitted 25.01.2024; approved after reviewing 14.02.2024; accepted for publication 15.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.