Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ НЕРАВЕНСТВ ГЛАЗАМИ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ПРОБЛЕМА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ НЕРАВЕНСТВ ГЛАЗАМИ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ЭТНИЧНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОПРАВИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / ВЕРУЮЩИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джабраилов Юсуп Джабраилович

В статье предметом анализа является восприятие граждан социального неравенства этнических и конфессиональных групп и влияние социальной дифференциации этноконфессиональных групп на интеграцию российского общества. В ней представлен сравнительный социологический анализ состояния этнорелигиозных прав граждан в сознании молодежи на территории Республики Дагестан и за ее пределами. Автором выделены ключевые проблемы этнорелигиозных неравенств для дагестанской молодежи. Методологическую базу исследования составляют результаты авторского социологического исследования, проведенного методом сплошного анкетного опроса. В работе применена также методика дискурс-анализа выступлений и заявлений политических, общественных и религиозных деятелей, контент-анализа СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ETHNO-CULTURAL INEQUALITIES THROUGH THE EYES OF DAGESTAN YOUTH: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article analyzes the perception of citizens of social inequality of ethnic and confessional groups and the impact of social differentiation of ethno-confessional groups on the integration of russian society. It presents a comparative sociological analysis of the state of ethno-religious rights of citizens in the minds of young people on the territory of the Republic of Dagestan and beyond. The author highlights the key problems of ethno-religious inequalities for Dagestan youth. The methodological basis of the study consists of the results of the author's sociological research conducted by the method of a continuous questionnaire survey. The paper also uses the methodology of discourse analysis of speeches and statements by political, public and religious figures, content analysis of the media.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ НЕРАВЕНСТВ ГЛАЗАМИ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 208-213 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4):208-213

Проблемы социологии

Научная статья УДК 316.442

doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-4-208-213

ПРОБЛЕМА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ НЕРАВЕНСТВ ГЛАЗАМИ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Юсуп Джабраилович Джабраилов

Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Махачкала, Россия, y.djabrailov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9588-0156

Аннотация. В статье предметом анализа является восприятие граждан социального неравенства этнических и конфессиональных групп и влияние социальной дифференциации этнокон-фессиональных групп на интеграцию российского общества. В ней представлен сравнительный социологический анализ состояния этнорелигиозных прав граждан в сознании молодежи на территории Республики Дагестан и за ее пределами. Автором выделены ключевые проблемы этнорелигиозных неравенств для дагестанской молодежи. Методологическую базу исследования составляют результаты авторского социологического исследования, проведенного методом сплошного анкетного опроса. В работе применена также методика дискурс-анализа выступлений и заявлений политических, общественных и религиозных деятелей, контент-анализа СМИ.

Ключевые слова: этнокультурное неравенство, гражданская идентичность, российская нация, религиозность, этничность, интеграция, социальное равноправие, национальный вопрос, верующие

Для цитирования: Джабраилов Ю. Д. Проблема этнокультурных неравенств глазами дагестанской молодежи: социологический анализ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 208-213. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-208-213.

Sociology Problems

Original article

THE PROBLEM OF ETHNO-CULTl¡|R¡A||ljl[l,!|j|¡QUALITIES THROUGH THE EYES OF DAGESTAN YOUTH: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Yusup D. Dzhabrailov

Regional Center for Ethnopolitical Research of the Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia, y.djabrailov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9588-0156

Abitract. The article analyzes the perception of citizens of social inequality of ethnic and confessional groups and the impact of social differentiation of ethno-confessional groups on the integration of russian society. It presents a comparative sociological analysis of the state of ethno-religious rights of citizens in the minds of young people on the territory of the Republic of Dagestan and beyond. The author highlights the key problems of ethno-religious inequalities for Dagestan youth. The methodological basis of the study consists of the results of the author's sociological research conducted by the method of a continuous questionnaire survey. The paper also uses the methodology of discourse analysis of speeches and statements by political, public and religious figures, content analysis of the media.

Keywordi: ethno-cultural inequality, civic identity, russian nation, religiosity, ethnicity, integration, social equality, national question, believers

For citation: Dzhabrailov Yu. D. The problem of ethno-cultural inequalities through the eyes of Dagestan youth: a sociological analysis. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4):208-213. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-208-213.

В условиях жесткой геополитической конкуренции на мировой арене внутрироссийская консолидация общества является одним из важных факторов успешного развития государства и его безопасности. Это означает, что приоритетной становится задача укрепления общегражданской идентичности россиян, которая, можно сказать, неразрывно связана с обеспечением в обществе положительного восприятия всего многообразия этнокультурной специфики российских народов.

© Джабраилов Ю. Д., 2021

Реальный дезинтегративный потенциал этнокультурных неравенств в российском социуме еще велик и его минимизация является одной из ключевых задач в направлении обеспечения политического и культурного единства страны [1, с. 101].

В целом, на сегодняшний день мусульманская часть российского общества чувствует себя полноправными гражданами страны и положительно оценивает внешнюю политику России с мусульманскими странами.

Тем не менее, в реальной жизни отмечаются случаи несоответствия между возможностями индивидов в исполнении культовых установлений, в трудоустройстве на конкурентной основе, в получения иных социальных благ и законодательной нормой обеспечения этнорелигиозного равенства прав граждан.

Конечно, у специалистов и религиозных деятелей есть понимание, что в отдельных регионах страны (где исторически отсутствовала система развитых межэтнических и межконфессиональных отношений] до сих пор доминирует в общественном мнении некоторое недоверие к мусульманам. Следовательно, пока не изменить это общественное мнение бесполезно ожидать полного соответствия законодательной и социальной реальности. И необходимо, в том числе, чтобы поведение этнических мусульман соответствовало проповеди ислама1.

Инцидент с дракой молодых дагестанцев в московском метро в 2021 году стал показательным и самым резонансным за последние годы. Действия молодых людей были осуждены в республике, начиная с властей, религиозных деятелей и простых граждан, как далекие от морально-нравственных ориентиров дагестанского общества, бросающие тень на всех дагестанцев и мусульман.

Согласно опросу ВЦИОМ, посвященному данному происшествию, главной причиной случившегося стало бескультурье (31%), большое число приезжих (15%), чувство безнаказанности у нападавших (10%), а также безразличие окружающих (8%) и агрессия (8%)2.

Но, по мнению, известных дагестанских блогеров и лидеров общественного мнения все информационное пространство в России пытается именно дискредитировать в глазах россиян в целом дагестанское общество. В то время как «Тысячи Дагестанцев работают во всех уголках нашей страны, 99 процентов из них, это профессионалы, порядочные люди, законопослушные граждане и достойные представители общества»3.

В комментариях в социальных сетях дагестанцы отмечают не справедливой привязку ответственности за преступную деятельность отдельных индивидов к целым народам, а не государству. Сегодня ни старейшины, ни традиции не имеют такого влияния на молодежь как раньше. Республика Дагестан действует в рамках общероссийской правовой системы, где нет своего законодательства, отличающиеся от федерального, нет своих судов (ни шариатских, ни по адатам). И если нет абсолютно никакого инструмента влияния на воспитание/наказание молодежи, неадекватно ведущую себя, то и ответственность полностью лежит на плечах государства. Поскольку, прежде всего, молодежь воспитывается в детских садах, школах, вузах, на российской культуре (фильмы, мультфильмы, телевидение и т.д.). А также агрессивность молодежи подпитывается разными компьютерными и виртуальными играми, разрешенными российскими законами.

По мнению экспертов, отмечаемая с 2014 года в Россия тенденция к положительному восприятию мигрантов принимающих сообществах, толерантного отношения к ним меняется, начиная с 2017 года в сторону повышения уровня недовольства населения связанное численностью мигрантов. Они рассматривают в качестве основной причины этого изменения социально-экономической ситуации в России вследствие пандемии коронавируса и ухудшения общего благосостояния населения [2, с. 126].

Можно предположить, что в условиях существенного обострения социальной конкуренции «антимигрантские» настроения, скорее всего, распространяются и в отношении выходцев из республик Северного Кавказа. Этничность на фоне потери определенных своих социальных позиций и укрепления у людей других национальностей приобретает совсем иное звучание.

В рамках обозначенной «двуединой» задачи (этнокультурного развития российских народов и формирования общероссийской идентичности) официальная государственная национальная политика концентрирует внимание, прежде всего, на вопросах интеграции поликультурного общества посредством обеспечения политического и этнокультурного равноправия.

1 Али Полосин: Мусульмане заявляют свою гражданскую позицию всему обществу. [Электронный ресурс] _ https: //islamnews.ru/2021/10/8/

2 Аналитический обзор ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/draka-v-moskovskom-metro-kto-vinovat-i-chto-delat

3 Пост блогера Махача Абдулаева на странице социальной сети «Facebook» 8 октября 2021 года; Интервью Хабиба Нурмагомедова на канале YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=jpKCuhOIY

Sociology Problems

Dzhabrailov Yu. D. The problem of ethno-cultural inequalities through the eyes of Dagestan youth: a sociological analysis

Основным документом, направленным на гармонизацию межэтнических отношений в пространстве российского общества, является «Стратегия государственной национальной политики России на период до 2025г.»1. В ней для разрешения обозначенной цели выдвигается ряд задач, направленных на обеспечении социального равенства населения. В первую очередь, необходимого для представителей малочисленных этноконфессиональных групп и общин для поддержания равноправного гражданского статуса с представителями титульных этносов.

В недавнем прошлом попытка закрепления в Конституции страны особой роли православия и русского народа не получили практического воплощения. Но в раздел Конституции РФ о государственном языке было внесено компромиссное изменение, одобренное в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года, о том, что государственным языком Российской Федерации является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в союз равноправных народов Российской Федерации.

Таким образом, возобладало понимание того, что природа национального вопроса в России не такая как в Европе здесь нет иммигрантов, все российские народы, можно сказать, вошли в состав государства со «своей землей». Национальный вопрос относится к сфере, где нужно проявлять максимальную корректность при принятии какого-либо практического шага, тонко чувствовать возможные негативные последствия. К примеру, выделение одного этноса в Основном законе (возможно даже с целью дани исторической справедливости] означает, что остальные автоматически будут считать себя в государстве людьми «второго сорта», они не будут чувствовать равную ответственность за внутреннюю и внешнюю политику страны. Такое положение дел в конечном итоге ведет разобщенности внутри страны по этноконфессиональному признаку. При такой обстановке будет значительно сложнее конкурировать с геополитическими конкурентами, которые бьют именно по национальному и религиозному вопросу в России.

Наиболее острая проблема на Северном Кавказе самый высокий, среди всех федеральных округов, уровень молодежной безработицы. По официальным данным он составляет - 10,1%, в среднем в Российской Федерации - 5,8%2. В то же время в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) самая большая доля молодежи (30,5%) в общей численности населения.3

Но до сих пор остаются невоплощенными планы по организации трудовой миграции молодежи из республик СКФО в другие регионы РФ, прежде всего, из-за нежелания со стороны местного населения, а также из-за настороженного отношения со стороны резидентов других регионов [3, с. 156].

С целью выяснения уровня общероссийской идентификации представителей малых дагестанских народов методом сплошного анкетного опроса было проведено социологическое исследование в 2021 году среди студентов высших учебных заведений Республики Дагестан. Всего было опрошено 650 респондентов.

Этнический состав на основе результатов самоидентификации опрошенных представлен следующим образом: аварцы - 223 чел., даргинцы - 105 чел., лезгины - 65 чел., кумыки - 71 чел., лакцы - 42 чел., табасаранцы - 26 чел., русские 14 чел., рутульцы и агулы по 11 чел, цахуры - 5 чел. и др. -8 чел. Из числа опрошенных 69 человек не указали своей этнической принадлежности.

Поскольку самое распространенное понимание в массовом сознании нашего общества категории социальная справедливость это, прежде всего, равенство возможностей независимо от этнических и религиозных признаков, мы решили обратить внимание на проблему этнорелигиозного равенства в республике и в стране в целом глазами молодежи.

В целях дифференциации восприятия представлений молодежи о нарушениях этнических прав в регионе проживания и за пределами Северного Кавказа, в других регионах Российской Федерации в ходе социологического опроса были заданы вопросы «Как Вы считаете, нарушаются ли права жителей Северного Кавказа по этническому (религиозному) признаку за пределами региона, на территории Российской Федерации?» и «Как Вы считаете, нарушаются ли права жителей по этническому (религиозному) признаку в Республике Дагестан?» (%).

По всему массиву опрошенных 36,61% (36,61%) респондентов считают, что за пределами республики в регионах России имеет место нарушениям прав граждан по этническим (религиозным]

1 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949

2 Материалы круглого стола в Государственной Думе 12 декабря 2017 года на тему «Самореализация молодежи Северного Кавказа: проблемы и перспективы». URL: http://duma.gov.ru/media/files/Mc95Ty8JKT5a BZ3GdDEDF2mZckCYfQlU.pdf

3 Российская газета. 24 апрель 2012 г. URL: https://rg.ru/2012/04/24/molodej-site-dok.html

признакам. Позиции об этническом (религиозном] равноправии на всей территории стране придерживаются 31,07% (35,07%) респондентов. Значительно различаются показатели относительно обеспечения этнорелигиозного равноправия на территории Республики Дагестан. Так, согласно результатам социологического исследования об ущемлении этнических (религиозных] прав в республике отмечают 18,61% (17,23%) респондентов, но 60,46% (64,46%) придерживаются противоположной позиции.

О нарушении и этнических и религиозных прав граждан на территории Российской Федерации, за пределами Северного Кавказа заявили 25,07% респондентов и на территории Республики Дагестан - 9,69%, соответственно, позиции обеспечения и этнического и религиозного равноправия придерживаются 21,07% и 49,69% опрошенных.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о двукратном превышении числа респондентов, считающих о наличии этнорелигиозного паритета на территории Республики Дагестан, чем тех, кто придерживается мнения об этнорелигиозном равноправии на всей территории Российской Федерации.

Из распределений ответов на вопрос «В какой степени Вы ощущаете близость с ниже перечисленными группами?» (в % от общего количества опрошенных) в таблице1 видно, что гражданская идентификация дагестанской молодежи уступает этнической, религиозной и региональной (результаты социальной диагностики не путать с российской (государственной] идентичностью, которая занимает лидирующее положение].

Таблица 1 - Измерение гражданской идентификации студенческой молодежи

Table 1- Measuring the civic identification of student youth

В значительной В некоторой Не ощущаю Затрудняюсь

степени степени близость ответить

С гражданами России 26,15% 38,15% 14% 21,69%

С людьми моей нацио- 52,46% 26% 4,76% 16,76%

нальности

С людьми моей религии 60,15% 18,92% 6,92% 14%

С жителями моей рес- 44,61% 33,07% 5,53% 16,76%

публики

Для рассмотрения возможной этнической специфики ощущения социальной близости с «гражданами России» варианты ответов на данный вопрос были распределены согласно этнической принадлежности респондентов (табл.2). В итоге существенных расхождений по суммарным данным «очень близко» и «близко» «с гражданами России» не обнаружено. За исключением выделения на общем фоне показателей «значительной степени близости» с гражданами России у респондентов русской национальности и «не ощущаю близость» у лезгин.

Таблица 2 - Измерение гражданской идентичности этнических групп

Table 2 - Measuring the civic identity of ethnic groups

Варианты ответов // Национальности В значительной степени В некоторой степени Не ощущаю близость Затрудняюсь ответить

Аварцы 30,49% 35,87% 14,34% 19,28%

Даргинцы 21,9% 45,71% 11,42% 20,95%

Лезгины 15,38% 38,46% 26,15% 20%

Кумыки 25,35% 42,25% 15,49% 16,9%

Лакцы 33,33% 40,47% 9,52% 16,66%

Табасаранцы 30,76% 34,61% 7,69% 26,92%

Русские 57,14% 28,57% 14,28%

Рутулы 36,36% 54,54% 9,09%

Цахуры 40% 40% 20%

Агулы 18,18% 54,54% 9,09% 18,18%

На вопрос «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» ответили положительно - 575 чел (88,46 %), нет, не считаю - 30 чел. (4.61 %), верю высшие силы, но не отношу себя какому-то вероисповеданию - 22 чел. (3,38 %) и затруднились ответить - 23 чел. (3.53 %).

Sociology Problems

Dzhabrailov Yu. D. The problem of ethno-cultural inequalities through the eyes of Dagestan youth: a sociological analysis

Таким образом, в зависимости от самоидентификации опрошенных, группу «верующие» составили - 88,46% респондентов, а группу «неверующие» - 4,61%. Гражданская идентификация этих двух групп респондентов приведена в таблице 3. Как мы видим, показатели социальной близости с «гражданами России» в сумме «близко» и «очень близко» незначительно выше у «неверующих». На наш взгляд, возможно сказывается определенное влияние проповедей представителей нетрадиционных течений (в сети Интернет], которые не проникнуты культурой межрелигиозного согласия. В то время как межкультурное согласие имеет в Дагестане глубокие корни и продолжает развиваться благодаря лидерам традиционных религий и конфессиональной политике республиканских властей. Проведенное раннее автором исследование, свидетельствует о том, что религиозность мусульман не ослабляет позиции гражданской идентичности [4, с.95].

Таблица 3 - Измерение гражданской идентичности в зависимости от отношения к религии

Table 3 - Measurement of civic identity depending on the attitude to religion

Варианты ответов // Отношение к религии В значительной степени В некоторой степени Не ощущаю близость Затрудняюсь ответить

Верующие 26,26% 37,21% 14,43% 22,08%

Неверующие 33,33% 46,66% 6,66% 13,33%

Довольно интересны результаты ощущения социального неравенства граждан по этническим и религиозным признакам у данных групп опрошенных. Так, результаты опросов «Как Вы считаете, нарушаются ли в Российской Федерации права жителей Северного Кавказа по этническому признаку?» и «Как Вы считаете, нарушаются ли в Российской Федерации права жителей Северного Кавказа по религиозному признаку?» показывают, что в отличии от «верующих» респонденты группы «неверующие» большей степени отмечают о неравенстве этнических прав граждан (40%), чем религиозных (26,66%).

Следует подчеркнуть, что наличие ощущения социального неравенства по этнорелигиозным признакам у довольно немалой доли дагестанской молодежи означает восприятие ими и всей системы общественных отношений как неполноценной, не зиждущейся на социальной справедливости.

Социологи связывают возникающие ощущения несправедливости, нарушением механизмов воспроизводства социальной структуры в результате особых преференций для одних этнических групп (или их представителей) [5, с.146]. И как показывают результаты исследований общественных неравенств, россияне готовы принимать социальные неравенства, если они обусловлены справедливыми основаниями, другой «болевой точкой» современного российского общества, по их мнению, является неравенство перед законом [6, с. 25].

Среди основных негативных последствий в жизни граждан вследствие этнорелигиозной дискриминации респонденты отметили трудности карьерного роста (28,31%) и проблему трудоустройства (25,84%). В результате опроса, в качестве ключевых проблем этнорелигиозного развития, обостряющих чувство социальной несправедливости, зафиксированы: трудности с сохранением культуры и традиций своего народа и родных языков (по 15,69%), запреты ношения «религиозной» одежды (27,07%].

Таким образом, можно предположить, что наличие равных условий и равенства пред законом представителей всех этнокультурных групп позволит укрепить нравственные устои общественного единения. Но помимо выработки действенных адаптационных практик в области национальной политики необходимы изменения в социальной политике и социальном управлении [7, с. 32].

Список источников

1. Лошкарева-Имгрунт С. И. Перспективы преодоления этнокультурных неравенств в рамках российской цивилизационной идентичности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 6. С.100-103

2. Волков Ю. Г., Мамина Д. А. Значение социальной справедливости в повседневной жизни мигрантов в современном российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2021. Том. 10. № 2 С. 114129. Б01: 10.18522/2227-8656.2021.2.10

3. Аствацатурова М. А., Дзахова Л. Х., Мильдзихов С. Т. Структурирование социально-экономических и политико-управленческих проблем в региональном пространстве Северо-Кавказского федерального округа // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 154-159. Б01: 10.22394/2079-1690-2021-1-3-154-159

4. Джабраилов Ю. Д. Религиозность и гражданская идентификация молодежи в Республике Дагестан: современное состояние. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. № 4-5. С.90-102. DOI: 10.17748/2075-9908-2020-12-4-5-90-102

5. Бинеева Н. К., Войтенко В. П. Социальная справедливость в системе межэтнических отношений в оценках экспертного сообщества Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2020. Том. 9. № 6. С. 139-147. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.6.11

6. Горшков М. К. Общественные неравенства как объект социологического анализа // Социологические исследования. 2014. № 7. С. 20-31

7. Волков Ю. Г., Гурба В. Н., Гуськов И. А. Специфика социальных неравенств в российском обществе: теоретико-концептуальное и социально-диагностическое измерение // Гуманитарий Юга России. 2020 Том. 9. № 6. С. 30-47. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.6.1

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Loshkareva-Imgrunt S. I. Prospects for overcoming ethnocultural inequalities within the framework of the russian civilizational identity. Gumanitarnye, sociaFno-ekonomicheskie i obshhestvennye nauki = Humanities, socio-economic and social sciences. 2014;(6):100-103. (In Rus.]

2. Volkov Yu. G., Mamina D. A. The importance of social justice in the daily life of migrants in modern russian society. Gumanitarij Yuga Rossii = Humanities of the South of Russia. 2021;10 (2):114-129. (In Rus.]

3. Astvatsaturova M. A., Dzakhova L. H., Mildzikhov S .T. Structuring socio-economic and political-managerial problems in the regional space of the North Caucasus Federal District. Gosudarstvennoe i munic-ipaFnoe upravlenie. Uchenye zapiski = State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3):154-159. (In Rus.]

4. Dzhabrailov Yu. D. Religiosity and civic identification of youth in the Republic of Dagestan: the current state. Istoricheskaya i sociaFno-obrazovateFnaya mysF = Historical andsocio-educational thought. 2020; (4-5):90-102. (In Rus.]

5. Bineeva N. K., Voitenko V. P. Social justice in the system of interethnic relations in the assessments of the expert community of the Rostov region. Gumanitarij Yuga Rossii = Humanities of the south of Russia. 2020; 9 (6): 139-147. (In Rus.]

6. Gorshkov M. K. Social inequalities as an object of sociological analysis. Sotsiologicheskie Issledovani-ia = Sociological Studies. 2014;(7):20-31. (In Rus.]

7. Volkov Yu. G., Gurba V. N., Guskov I. A. The specifics of social inequalities in russian society: theoretical-conceptual and socio-diagnostic dimension. Gumanitarij Yuga Rossii = Humanities of the South of Russia. 2020;9(6]:30-47. (In Rus.]

Информация об авторе

Ю. Д. Джабраилов - канд. полит. наук, ст. научн. сотр.

Information about the author

Yu. D. Dzhabrailov - Candidate of Political Sciences, Senior Researcher

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 25.10.2021; одобрена после рецензирования 10.11.2021; принята к публикации 11.11.2021.

The article was submitted 25.10.2021; approved after reviewing 10.11.2021; accepted for publication 11.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.