Научная статья на тему 'Религиозно-политический экстремизм в оценке массового сознания дагестанцев'

Религиозно-политический экстремизм в оценке массового сознания дагестанцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
665
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Ключевые слова
КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ТАРИ- КАТСКИЙ ИСЛАМ / СУФИЗМ / САЛАФИЗМ / ВАХХАБИЗМ / ДЖИХАД / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муслимов С. Ш.

На основе конкретно-социологических исследований среди молодежи и взрослого населения Даге- стана выясняются представления и суждения респондентов о сущности религиозно-политического экс- тремизма и терроризма, о причинах его распространения на Северном Кавказе, о целях и намерениях религиозно-политических экстремистов. Основными причинами распространения экстремизма в этом регионе, по мнению автора, являются системный кризис социально-экономических и духовно-нравствен- ных отношений, обнищание широких масс населения в условиях рыночных отношений, криминализация и коррумпированность всех сторон жизни, этноклановый характер коррупционности властных отноше- ний, упадок нравственного авторитета традиционного тарикатного духовенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-политический экстремизм в оценке массового сознания дагестанцев»

СОЦИОЛОГИЯ ИСЛАМА

УДК 130.3:323.22/28 С.Ш. Муслимов

тъ *-* *

Религиозно-политическии экстремизм в оценке массового сознания дагестанцев

На основе конкретно-социологических исследований среди молодежи и взрослого населения Дагестана выясняются представления и суждения респондентов о сущности религиозно-политического экстремизма и терроризма, о причинах его распространения на Северном Кавказе, о целях и намерениях религиозно-политических экстремистов. Основными причинами распространения экстремизма в этом регионе, по мнению автора, являются системный кризис социально-экономических и духовно-нравственных отношений, обнищание широких масс населения в условиях рыночных отношений, криминализация и коррумпированность всех сторон жизни, этноклановый характер коррупционности властных отношений, упадок нравственного авторитета традиционного тарикатного духовенства.

Ключевые слова: конкретно-социологический анализ, религиозный экстремизм, терроризм, тари-катский ислам, суфизм, салафизм, ваххабизм, джихад, религиозный фундаментализм.

The article brings to light the notions and judgment of respondents about the essence of religious and political extremism and terrorism, about causes of its spreading at the North Caucasus, about aims and intentions of religious and political extremists. The analysis has been done on the basis of specific sociological poll of the youth and adult population of Dagestan. The main causes of spreading extremism in this region, according to the author, are the systematic crisis of social- economic and spiritual-moral relations, criminalization and corruption of all sides of life, ethno-clan character of corruption, decay of moral weight of the traditional tarikat clergy.

Keywords: sociological analysis, religious extremism and terrorism, tarikat Islam, Sufism, Salafism, Vah-habism, jihad, religious fundamentalism.

Кафедра философии и социологии ДГУ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» под руководством автора данной статьи в январе-мае 2010 г. провела конкретно-социологическое исследование среди населения Республики Дагестан по теме «Ваше отношение к религиознополитическому экстремизму и терроризму». При анализе эмпирического материала применялись такие социологические приемы и методы получения информации, как анализ документов, наблюдение, изучение печатных изданий, средств массовой информации, статистические данные.

Основными методами исследования были анкетный опрос и беседа-интервью. Анкетный опрос проводился преимущественно среди молодежи, а методом беседы-интервью было опрошено взрослое население. Анкетным методом опрошено 1600 респондентов - студентов, аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников всех 5 бюджетных вузов Дагестана, негосударственного университета Российской академии образования (УРАО).

Методом стандартизированного интервью охвачено более 500 респондентов -представителей различных этнических, конфессиональных, социально-профессиональных групп и имеющих разное местожительство. По этническому, половозрастному, конфессиональному составу избранная совокупность в целом соответствует характеристике генеральной совокупности. В анализе полученных результатов исследования использовался метод сопоставления и сравнения суждений, высказываний, оценок респондентов тех или иных принципов, подходов и действий современных религиознополитических экстремистов и террористов.

Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры России» ГК № П864.

Выбор в качестве объекта исследования населения Республики Дагестана мотивирован рядом обстоятельств, прежде всего тем, что это самый большой по территории, численности населения, экономическому потенциалу, стратегическому положению, многонациональности и многоверию регион Северного Кавказа. В то же время он наиболее криминален и коррупционен, причем коррупционность здесь носит не просто клановый, а этноклановый характер, поскольку клановый интерес поддерживается этническим сознанием. Кланы формируются внутри этносов и вне этих этносов они не функционируют.

Об очень сложной ситуации с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом говорится в Послании Президента РД Народному Собранию РД от 29 июня 2010 г. В частности, в нем отмечается: «Религиозно-политический экстремизм и терроризм остаются одними из главных препятствий на пути развития Дагестана.

Как вы знаете, сохранению террористических угроз способствуют не только внешние, но и, в первую очередь, внутренние факторы - комплекс нерешенных социальноэкономических, общественно-политических и духовно-нравственных проблем.

Несмотря на огромное количество человеческих жертв, дагестанское общество, к сожалению, так по-настоящему и не осудило терроризм и экстремизм. Это нетерпимая ситуация»^.

Мысль Президента о том, что дагестанское общество по-настоящему не осудило и не осуждает терроризм и экстремизм, подтверждается многими результатами проведенного нами социологического исследования.

На анкетный вопрос «Если бы вы знали, что среди ваших знакомых, земляков, родственников есть экстремисты и террористы, сообщили бы вы об этом в правоохранительные органы?» из 1600 опрошенных положительный ответ дали только 418 человек, т. е. 25,5 %, отрицательный ответ дали 560 опрошенных, т. е. 35 %, остальные 612 (39,5 %) затруднились ответить. Как видно, лишь каждый четвертый опрошенный анкетным методом готов сотрудничать с правоохранительными органами в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

По результатам беседы-интервью из 500 опрошенных на тот же вопрос положительно ответили 160 человек (32 %), отрицательно - 162 человека (32,1 %), остальные 176 опрошенных (35,5 %) затруднились ответить однозначно.

Основные мотивировки отрицательных ответов примерно сводятся к следующим: «Это же не кто попало, а родня, родных предавать нельзя» (34 чел.); «Я боюсь, что правоохранительные органы меня потом не защитят, не обеспечат мне спокойствие» (28 чел.); «Зачем мне это надо, это не мое дело, пусть сами разберутся» (12 чел.); «Это противоречит моим понятиям, никогда и ни в коем случае» (9 чел.); «Всегда есть надежда переубедить заблудшего, направить его на правильный путь» (13 чел.) и т. д.

Как видно из полученных результатов, лишь одна четвертая часть опрошенной молодежи и одна третья часть опрошенного взрослого населения республики готова сотрудничать с властью и правоохранительными органами в борьбе с религиознополитическим экстремизмом и терроризмом.

Какие же методы, средства и действия предлагают опрошенные для преодоления религиозно-политического экстремизма и терроризма?

Рекомендации опрошенной молодежи по вопросу анкеты «Что вы могли бы предложить для профилактики и борьбы с религиозно-политическим экстремизмом?» сводятся в основном к следующему:

1) обеспечить молодежь работой в городах и селах, ликвидировать безработицу среди молодежи - 44 % опрошенных;

^ Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан. - Махачкала, 2010. - С. 6-8.

2) усилить нравственное воспитание молодежи в семье, школе, вузе, в трудовых коллективах, через средства массовой информации бороться с пропагандой разврата на телевидении - 18 %;

3) повысить эффективность работы правоохранительных органов, ужесточить законы против террористов, усилить борьбу с коррупцией среди чиновников и правоохранительных органов - 28 %;

4) усилить силовые методы борьбы с экстремизмом и терроризмом - 21 %;

5) улучшить социально-экономическую ситуацию в республике - 17 %;

6) запретить все религиозные передачи в СМИ, уменьшить количество мечетей в республике - 7 %;

7) вернуться к социализму, запретить пропаганду ислама, найти компромисс со всеми религиями, усилить пропаганду мировоззренческой толерантности - 6 %.

Следует отметить, что взрослое население, опрошенное методом беседы-интервью, по данному вопросу высказывает близкие по смыслу и содержанию рекомендации для профилактики и борьбы с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом.

Анализ ответов по другим вопросам анкетного исследования показал следующие результаты. На вопрос «По Вашему мнению, какова религиозно-конфессиональная обстановка в Дагестане?» ответы распределились следующим образом: обстановку считают стабильной 190 опрошенных (12 %), конфликтной - 395 опрошенных (25,5 %), напряженной - 752 опрошенных (49 %), затруднились ответить 214 опрошенных (13,5 %). Таким образом, абсолютное большинство опрошенной молодежи, а именно 74,5 % считают конфессиональную обстановку в республике напряженной и конфликтной.

На вопрос «Что, с Вашей точки зрения, вызывает напряженность во внутриконфес-сиональных (межрелигиозных) отношениях в наибольшей степени? (Можно подчеркнуть не более трех ответов) получены следующие результаты: а) социальноэкономический кризис - 290 (12 %) опрошенных; б) попытки некоторых политических партий и деятелей использовать религиозные чувства населения в своих целях (например, во время предвыборных кампаний и т. д.) - 380 (16 %) опрошенных; в) претензии исламских организаций на исключительное положение в дагестанском обществе - 197 (8 %) опрошенных; г) распространение новых, нетрадиционных религиозных движений и культов (ваххабизма, протестантских общин и т. д.) - 830 (35 %) опрошенных; д) конкурентная борьба различных религиозных организаций, исламских течений за увеличение числа своих последователей - 522 (22 %) опрошенных; е) другое мнение - 142 (6 %) опрошенных.

Как видно из ответов, главными причинами напряженности во внутриконфессиональ-ных (межрелигиозных) отношениях опрошенные считают распространение новых, нетрадиционных религиозных движений, культов и конкурентную борьбу различных религиозных организаций, исламских течений за увеличение числа своих последователей.

На вопрос «Допустимо ли, на Ваш взгляд, насильственное навязывание своей религиозной веры другим людям?» получены следующие ответы: а) допустимо - 369 (23 %); б) недопустимо - 1089 (68 %); средства не имеют значения - 27 (2 %); затрудняюсь ответить - 115 (7 %).

Абсолютное большинство опрошенных (68 %) считает недопустимым насильственное навязывание своей религиозной веры другим людям. Однако 23 %, т. е. почти 1/4 часть опрошенных, все же считают допустимым применение насилия в передаче своей религиозной веры другим. Этот симптом также является настораживающим в отношениях между верующими и неверующими людьми, между родителями и детьми.

На вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, цели и намерения религиозно-политических экстремистов?» (можно подчеркнуть не более трех ответов) получены следующие ответы: построение исламского (шариатского) государства - 518 (20 %) опрошенных; борь-

ба за чистоту ислама - 346 (13 %); борьба за социальную справедливость - 153 (6 %); это уже ремесло определенной части общества - 270 (10 %); получение финансовой поддержки от зарубежных государств - 498 (19 %); борьба против неверующих - 403 (16 %); борьба с безнравственностью в обществе - 180 (7 %); другое - 217 (8 %).

Как видно, основными целями религиозно-политического экстремизма и терроризма, по мнению опрошенных, является построение исламского (шариатского) государства, получение финансовой поддержки от зарубежных государств и борьба против неверующих.

На вопрос «Какие факторы способствуют усилению религиозно-политического экстремизма в Дагестане и на Северном Кавказе?» (можно подчеркнуть не более трех ответов) получены следующие ответы: безработица среди молодежи и других категорий населения - 872 (36 %) опрошенных; неприятие большинством населения олигархической государственной власти - 247 (10 %) опрошенных; активное взаимодействие религиозных организаций с международными мусульманскими организациями и движениями - 282 (12 %) опрошенных; отсутствие в регионе влиятельной светской политической оппозиции - 327 (13 %) опрошенных; неудовлетворительная работа правоохранительных органов, системы власти - 527 (22 %) опрошенных; другое мнение - 169 (7 %) опрошенных.

Как видно из ответов на данный вопрос, основными факторами, способствующими усилению религиозно-политического экстремизма, опрошенные считают безработицу среди молодежи и других слоев общества, неудовлетворительную работу правоохранительных органов, системы власти и отсутствие в регионе влиятельной светской политической оппозиции.

На вопрос «С Вашей точки зрения, какие причины чаще всего вызывают конфликты среди единоверцев?» (можно подчеркнуть не более трех ответов) получены следующие ответы: борьба за власть - 639 (29 %); противоборство между различными политическими партиями и группировками - 287 (13 %); неуважительное отношение к национальным обычаям и традициям других народов - 524 (24 %); взаимная идеологическая нетерпимость - 317 (14 %); претензии на обладание истиной в высшей инстанции - 265 (12 %); другое - 189 (8 %).

Как видно из ответов, основными причинами конфликтов среди единоверцев названы: борьба за власть, неуважительное отношение к национальным обычаям и традициям других народов и взаимная идеологическая нетерпимость.

На вопрос «Каково, на Ваш взгляд, основное отличие учения ваххабитов от учения тарикатистов?» (можно подчеркнуть не более трех ответов) получены следующие ответы: строгое единобожие - 316 (17 %); отрицание тарикатов и деятельности шейхов (22 %); отрицание посреднической роли пророка Мухаммеда - 281 (15 %); требование очищения ислама от нововведений и возврат к первоначальному исламу - 365 (19 %); отрицание свободомыслия в понимании и толковании священных текстов - 255 (14 %); другое - 249 (13 %).

Как видно из ответов, основными отличиями ваххабизма от тарикатизма опрошенные считают отрицание тарикатов и деятельности шейхов, требование очищения ислама от нововведений и возврат к первоначальному исламу, а также строгое единобожие.

Позиции опрошенных по вопросу «Каковы, на Ваш взгляд, цели и намерения религиозно-политических экстремистов?» распределились следующим образом:

1) 290 (58 %) считают целью экстремистов и террористов борьбу за власть, построение исламского (шариатского) государства и получение финансовой помощи от зарубежных государств;

2) 90 (18 %) уверены, что терроризм и экстремизм стали ремеслом, профессией, способом зарабатывания денег, способом выживания для безработной молодежи;

3) 25 (5 %) называют целью борьбу с безнравственностью в обществе, с неверием в Бога;

4) 20 (4 %) уверены, что их целью является борьба за социальную справедливость в обществе, за чистоту ислама;

5) 20 (4 %) считают, что у них много целей, а именно: построение исламского (шариатского) государства, борьба за чистоту ислама, за социальную справедливость, борьба против неверующих, с безнравственностью в обществе;

6) 10 (2 %) убеждены в том, что экстремисты хотят расшатать обстановку на Северном Кавказе, отделить его от России, ослабить государство в целом;

7) 5 (1 %) считают, что в религии нет экстремистов, экстремисты только во власти и самые главные из них те, которые против ислама;

8) 5 (1 %) считают, что никакого «религиозного экстремизма» нет, а существует борьба за власть между крупными кланами в Республике Дагестан, которые пытаются замаскировать ее религиозной упаковкой;

9) 10 (2 %) уверены, что «религиозный экстремизм и терроризм - это лишь попытки некоторых политических партий и деятелей использовать религиозные чувства населения в своих целях».

По мнению опрошенного взрослого населения, основными факторами, способствующими усилению религиозно-политического экстремизма и терроризма в Дагестане и на Северном Кавказе, являются следующие:

1) безработица среди молодежи и других категорий населения - 185 (37 %) опрошенных;

2) неудовлетворительная работа правоохранительных органов, системы власти, стадная психология людей, страх перед властью - 78 человек (16 %);

3) коррумпированность всех и вся, прежде всего власти, продажность власти - 58 (12 %);

4) неприятие большинством населения олигархической государственной власти -50 (10 %);

5) отсутствие в регионе влиятельной светской политической оппозиции - 46 (9 %);

6) нравственная деградация общества, религиозная (исламская) неграмотность населения, отсутствие истинной веры, клановость системы социальных отношений - 46 (9 %);

7) активное взаимодействие религиозных организаций Дагестана и Северного Кавказа с международными мусульманскими организациями, получение финансовой поддержки от зарубежных государств, возрастание усилий мусульманских государств по переориентации Дагестана и Северного Кавказа от традиционного ислама на позиции фундаментализма и воинствующего экстремизма, по созданию исламского государства на территории Чечни и Дагестана, экстремистская обработка паломников в Мекке, куда съезжаются со всех уголков мусульманского мира, - 35 (7 %) опрошенных.

Какую же общую оценку дают ваххабизму опрошенные методом беседы-интервью? Из опрошенных 500 человек 390 (78 %) считают ваххабизм религиозноэкстремистским течением, которое должно быть запрещено на всей территории страны. Более 70 человек (14 %) считают его мусульманским религиозным течением, запрет которого нельзя допустить, ибо это есть ограничение свободы вероисповедания. Около 40 человек (8 %) затрудняются однозначно ответить на этот вопрос. Таким образом, примерно 5-я часть опрошенных не видит опасности в деятельности сторонников ваххабизма, считает его одним из современных течений мусульманской религии.

Какие же методы борьбы с представителями религиозно-политического экстремизма в республиках Северного Кавказа опрошенные считают необходимыми и эффективными? К основным методам, по их мнению, относятся следующие:

1) борьба за честную и справедливую власть, за непродажный закон, борьба с коррупцией во власти - 72 (14 %);

2) силовые методы, ибо «горбатого могила исправит», «клин клином вышибают», лучше вернуться к смертной казни, методы убеждения для бандитов неубедительны, неэффективны, меры должны быть более жестокими и со стороны государства, и со стороны религиозных организаций вплоть до осуждения шариатскими судами - 90 (18 %);

3) сочетание силовых методов с методами убеждения и воспитания этнорелигиозной толерантности - 130 (26 %);

4) информационные методы с использованием всевозможных средств массовой информации - 60 (12 %);

5) политические и социально-экономические методы и средства урегулирования проблем представителями власти, только улучшение социального положения людей может преодолеть религиозный экстремизм и терроризм - 70 (14 %);

6) политические, силовые, информационные, методы убеждения, компромисса, диалога и т. д. - 30 (6);

7) объединение усилий всех республик Северного Кавказа и совместно мирным путем найти выход из сложившейся ситуации - 10 (2 %).

Проведенное нами конкретно-социологическое исследование по теме «Ваше отношение к религиозно-политическому экстремизму и терроризму» позволяет сделать следующие обобщающие выводы и предложить рекомендации.

1. Религиозный экстремизм и терроризм - это ответная реакция обездоленных слоев общества на социально-экономические условия, приведшие их к массовому обнищанию. Это движение молодежи, не занятой трудом, которая не может найти свое место в жизни, самореализоваться.

2. На Северном Кавказе в один узел сплелись все формы социальной несправедливости. До широких масс народа не доходят те огромные бюджетные средства, которые выделяются всем республикам, особенно Дагестану. Президенты Путин В. В. и Медведев А. Д. публично выражали свое удивление, недоумение и беспомощность в борьбе с этим невиданным казнокрадством.

3. Все религиозно-радикальные течения, организации зазывают в свои ряды безработные категории населения под предлогом борьбы с социальным неравенством и за социальную справедливость.

4. Причины противостояния ваххабитов и тарикатистов коренятся в том, что последние служат несправедливой, криминальной власти, сотрудничают с ней и получают от нее финансовую поддержку.

5. Широкое распространение клановости, этнического эгоизма, коррупции в республике отрицательно влияет на эффективность управления финансовыми и материальными ресурсами субъектов данного региона, на распределение бюджетных средств по этническим районам, приводит к их разворовыванию и нецелевому использованию.

6. Укрепить законность и порядок во всех сферах жизни дагестанского общества, последовательно и грамотно развивать экономику региона.

7. Дать молодежи работу по профессии, нормальную зарплату, сократить безработицу.

8. Вести эффективную борьбу с коррупцией во власти, среди правоохранительных органов, осуществить капитальную чистку властных структур.

9. Организовать публичные дискуссии с представителями экстремистских и террористических течений для выяснения причин их убеждений и действий.

10. Создать специализированные органы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, чтобы представители этой службы были во всех организациях, вузах, вели профилактическую работу.

11. Вернуться к истинному светскому государству, каким был СССР.

Поступила в редакцию 12 апреля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.