Научная статья на тему 'Молодежь Дагестана о религиозно- политическом экстремизме и терроризме'

Молодежь Дагестана о религиозно- политическом экстремизме и терроризме Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь Дагестана о религиозно- политическом экстремизме и терроризме»

политическим экстремизмом и терроризмом синонимична борьбе с дальнейшей политизацией и радикализацией ислама и является обязательным условием стабилизации этнополитической жизни на Северном Кавказе, но этого можно добиться, только обеспечив духовную безопасность и предоставив радикализму идейную альтернативу. Верно заметил И.М. Сампиев: «Против идеи можно бороться только идеей большей духовной силы».

«Мир через язык, образование и культуру: Россия-Кавказ-Мировое сообщество», Пятигорск, 2011 г., с. 105-113.

Салих Муслимов,

доктор философских наук (Дагестанский государственный университет) МОЛОДЕЖЬ ДАГЕСТАНА О РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ЭКСТРЕМИЗМЕ И ТЕРРОРИЗМЕ

Выбор в качестве объекта исследования молодежного населения Дагестана мотивирован рядом обстоятельств: прежде всего, это самый большой по территории, численности населения, экономическому потенциалу, стратегическому положению, многона-циональности и многоверию регион Северного Кавказа (СК); он наиболее криминален и коррупционен, причем коррупционность здесь носит этноклановый характер, поскольку клановый интерес находит поддержку у этнического сознания.

Вопросы, поставленные в анкете и документе для интервью, можно сгруппировать в два блока. Первый нацелен на выяснение мнений респондентов, их представлений, суждений о сущности, целях и намерениях религиозно-политического экстремизма и терроризма, причинах его распространения на СК, допустимости и недопустимости насильственного навязывания своей религиозной веры другим людям и т.д. Второй блок содержит вопросы, требующие выражения личностного отношения к экстремистам и террористам. Готовность сообщить в правоохранительные органы о знакомых, земляках, родственниках, являющихся экстремистами и террористами, выразили 25,5%, 35 - не готовы к этому, 39,5% затруднились ответить. В интервью на тот же вопрос положительно ответили 32%, отрицательно - 32,1, а 35,5% - затруднились ответить однозначно. Лишь четвертая часть молодежи и тре-

тья взрослого населения республики готовы сотрудничать с властью и правоохранительными органами в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом.

Рекомендации, предлагаемые молодежью в качестве профилактики и борьбы с религиозно-политическим экстремизмом, сводятся к следующему:

1) обеспечить работой в городах и селах, ликвидировать безработицу - 44%;

2) усилить нравственное воспитание в семье, школе, вузе, в трудовых коллективах, через средства массовой информации, бороться с пропагандой секса на телевидении - 18%;

3) повысить эффективность работы правоохранительных органов, ужесточить законы против террористов, усилить борьбу с коррупцией среди чиновников и правоохранительных органов -28%;

4) усилить силовые методы борьбы с экстремизмом и терроризмом - 21%;

5) улучшить социально-экономическую ситуацию в республике - 17%;

6) запретить все религиозные передачи в СМИ, уменьшить количество мечетей в республике - 7%;

7) вернуться к социализму, запретить пропаганду ислама, найти компромисс со всеми религиями, усилить пропаганду мировоззренческой толерантности - 6%.

Религиозно-конфессиональную обстановку в Дагестане оценивают как стабильную 12% респондентов, конфликтную - 25,5, напряженную - 49, затруднились ответить 13,5%. Таким образом, абсолютное большинство молодежи, а именно 74,5% считают конфессиональную обстановку напряженной и конфликтной. Причинами напряженности во внутриконфессиональных (межрелигиозных) отношениях были названы:

а) социально-экономический кризис - 12%;

б) попытки некоторых политических партий и деятелей использовать религиозные чувства населения в своих целях (например, во время предвыборных кампаний и т.д.) - 16%;

в) претензии исламских организаций на исключительное положение в дагестанском обществе - 8%;

г) распространение новых, нетрадиционных религиозных движений и культов (ваххабизма, протестантских общин и т.д.) -35%;

д) конкурентная борьба различных религиозных организаций, исламских течений за увеличение числа своих последователей - 22%.

Считают недопустимым насильственное навязывание своей религиозной веры другим людям 68% респондентов, 23% - думают, что можно применять насилие в передаче своей религиозной веры другим. Этот симптом является настораживающим в отношениях между верующими и неверующими людьми, между родителями и детьми. Необходимость учета в своей деятельности религиозными организациями федерального и республиканского законодательства признают 55%; не признают - 27%; затрудняются ответить - 12%. Как видно, около 40% опрошенных считают, что религиозные организации РД или не должны действовать в правовом поле федеральных и республиканских законов, или затрудняются ответить на данный вопрос. Здесь также наблюдается значительный отход от принципов светского государства: борьба за чистоту ислама - 13%; борьба за социальную справедливость -6; это уже ремесло определенной части общества - 10; получение финансовой поддержки от зарубежных государств - 19; борьба против неверующих - 16; борьба с безнравственностью в обществе -7%; другое - 8%. Основными целями религиозно-политического экстремизма и терроризма, по мнению опрошенных, являются построение исламского (шариатского) государства (20%), получение финансовой поддержки от зарубежных государств (19%) и борьба против неверующих (16%).

Факторами, способствующими усилению религиозно-политического экстремизма, опрошенные считают безработицу (36%), неудовлетворительную работу правоохранительных органов, системы власти (22%) и отсутствие в регионе влиятельной светской политической оппозиции (13%). Причинами конфликтов среди единоверцев названы борьба за власть (29%), неуважительное отношение к национальным обычаям и традициям других народов (24%) и взаимная идеологическая нетерпимость (14%).

Главными отличиями ваххабизма от тарикатизма опрошенные считают отрицание тарикатов и деятельности шейхов (22%), требование очищения ислама от нововведений и возврат к первоначальному исламу (19%), а также строгое единобожие (17%).

Предпочтение жить в светском государстве высказывают 54%; в религиозном - 30; затрудняются ответить - 9%. Осуждают добрачные и внебрачные сексуальные отношения между полами -61%; не осуждают - 25; затруднились - 14%. По данным вопросам

ответы совпадают с ответами на идентичные вопросы исследования «Ценности ислама и гражданского общества: единство и противоречия», проведенного Дагестанским госуниверситетом в 2007 г. В обоих исследованиях около 60% опрошенных изъявили желание жить в светском (гражданском) государстве и лишь 2530% - в религиозном (шариатском). При этом до 90% опрошенных считают себя верующими мусульманами. Примерно такие же ответы получены и на вопрос «Осуждаете ли Вы добрачные и внебрачные сексуальные отношения между полами?» В то же время известно, что по шариатским законам внебрачные половые связи -грех, за который виновницу подвергают самым унизительным наказаниям. Наши исследования подтверждают высказывания главы РПЦ патриарха Кирилла о том, что современный человек, являясь верующим ментально, по разуму, в жизни ведет себя как неверующий.

Анализ ответов взрослого населения Дагестана дает более значимый материал для выводов и обобщений по исследуемой проблеме. Причиной напряженности во внутриконфессиональных отношениях 24% указывают социально-экономический кризис, вызывающий недовольство и озлобленность народа; 12% связывают это с попытками некоторых политических партий и деятелей использовать в своих целях религиозные чувства населения, особенно в период предвыборных кампаний; 21% видят причину в претензиях исламских организаций на исключительное, лидирующее в духовной жизни положение в дагестанском обществе, в конкурентной борьбе различных организаций, исламских течений за увеличение числа своих последователей; 19% связывают это с распространением новых, нетрадиционных религиозных течений (движений): ваххабизма или различных протестантских общин; 12% видят причину в отсутствии истинной веры, неуважении к другим конфессиям, отсутствии культуры общения, толерантности и образованности в вопросах религиозной веры; 11,5% объясняют напряженность во внутриконфессиональных отношениях отсутствием доверия к защитникам религии, которые нередко насильственно навязывают свои взгляды.

Позиции опрошенных по взглядам, целям и намерениям религиозно-политических экстремистов распределились следующим образом: 58% считают целью экстремистов и террористов борьбу за власть, построение исламского (шариатского) государства и получение финансовой помощи от зарубежных государств; 18% уверены, что терроризм и экстремизм стали ремеслом, профессией,

способом зарабатывания денег, способом выживания для безработной молодежи; 5% называют целью борьбу с безнравственностью в обществе, с неверием в бога; 4% уверены, что их целью является борьба за социальную справедливость в обществе, за чистоту ислама; 4% считают, что у них много целей, а именно: построение исламского (шариатского) государства, борьба за чистоту ислама, за социальную справедливость, борьба против неверующих, с безнравственностью в обществе.

Общая оценка ваххабизма такова: 78% считают его религиозно-экстремистским течением, которое должно быть запрещено на всей территории страны; 14% называют ваххабизм мусульманским религиозным течением, запрет которого нельзя допустить, ибо это есть ограничение свободы вероисповедания. Около 8% затрудняются однозначно ответить на этот вопрос. Таким образом, примерно 1/5 часть опрошенных не видит опасности в деятельности сторонников ваххабизма, считает его одним из современных течений мусульманской религии. Как бы сложна и опасна ни была реальная ситуация противостояния ваххабизма и тарикатизма, на наш взгляд, возможности продуктивного диалога между конфликтующими идейными течениями не исчерпаны. Для этого с обеих сторон должна быть проявлена воля к взаимопониманию, исключающая оскорбительные выпады в адрес друг друга.

Полагаем, в ваххабизме следует выделить две взаимосвязанные, но нетождественные стороны: идейно-теоретическую и практически-политическую. Спор о чистоте ислама, о недопустимости внесения в него сомнительных новшеств и поклонения святым местам, о необходимости строгого соблюдения единобожия и т. д. - все это относится к области религии и может восприниматься верующими и даже неверующими по-разному: одобрительно или отрицательно. Все зависит от убеждений человека, уровня теоретического познания, воспитания и даже вкусов. Что же касается претензий ваххабитов на политическую и государственную власть, установление в Дагестане исламской системы управления, насильственное навязывание мусульманской веры всем гражданам без исключения, то их несостоятельность очевидна со всех точек зрения.

Во-первых, это противоречит конституциям России и Дагестана, в которых закреплен светский, нерелигиозный характер государственной власти и идеологии.

Во-вторых, это противоречит сущности всякой, в том числе мусульманской, религии, функция которой сводится к духовному,

нравственному совершенствованию человека в этом мире и подготовке его к потусторонней жизни.

Какие же методы борьбы с представителями религиозно-политического экстремизма в республиках СК опрошенные считают необходимыми и эффективными? К основным методам, по их мнению, относятся следующие: борьба за честную и справедливую власть, за непродажный закон, борьба с коррупцией во власти - 14%; силовые методы, ибо «горбатого могила исправит», «клин клином вышибают», лучше вернуться к смертной казни, методы убеждения для бандитов неубедительны, неэффективны, меры должны быть более жестокими, как со стороны государства, так и со стороны религиозных организаций вплоть до осуждения шариатскими судами - 18%; более разумным и эффективным является сочетание силовых методов с методами убеждения, этнорелигиозной толерантностью - 26%; информационные методы через СМИ, используя средства массовой информации, - 12%; политические и социально-экономические методы и средства урегулирования проблем представителями власти, только улучшение социального положения людей может преодолеть религиозный экстремизм и терроризм - 14%; если власть, правительство хотели бы ликвидировать ваххабизм, то они давно бы это сделали, ваххабизм выгоден властям, чтобы выбить из федерального бюджета деньги и присвоить их себе, - 4%; для сохранения стабильности, мира, территориальной целостности в регионе надо использовать все методы: политические, силовые, информационные, методы убеждения, компромисса, диалога и т. д. - 6%; необходимо объединить усилия всех республик СК и совместно мирным путем найти выход из сложившейся ситуации - 2%; никакие методы борьбы с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом не приведут к стабильности в регионе, ибо деятельность экстремистов получает все большее распространение, вовлекая в свои ряды не только молодежь, но и другие слои населения - 2%; не надо бороться с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом - 2%.

Сторонники светского государства (67,6%) мотивируют свою позицию следующим образом: здесь защищаются права личности, женщины и мужчины равноправны, можно выполнять все религиозные предписания, нет места религиозному фанатизму, это оптимальный вариант для нашего народа, мы жили в светском государстве в советский период, мы знаем, что в светском государ-

стве люди больше прислушиваются к законам, здесь свободно могут сосуществовать люди разных вероисповеданий.

В религиозном государстве много абсурдных ограничений, религиозное государство подходило для средневековой эпохи, только у гражданского, светского государства есть будущее, все процветающие европейские страны являются гражданскими государствами, только у гражданского общества и государства есть будущее. Сторонники религиозного (шариатского) государства (16,4%) мотивируют свою позицию тем, что «главным в жизни человека является религия, религиозный образ жизни. В религиозном государстве, где очень суровые законы, люди боялись бы совершать преступления. В правильном шариатском государстве (но не в таком, как Саудовская Аравия) религию надо сделать образом жизни, ибо все народы, в конце концов, придут к религиозному государству».

В заключение - следующие выводы.

1. Религиозный экстремизм и терроризм - это ответная реакция обездоленных слоев общества на социально-экономические условия, приведшие их к массовому обнищанию. Это движение молодежи, не занятой трудом, которая не может найти свое место в жизни, не может самореализоваться.

2. В регионе СК в один узел сплелись различные формы социальной несправедливости. До широких масс не доходят огромные бюджетные средства, которые выделяются республикам, особенно Дагестану.

3. Религиозно-радикальные течения, организации зазывают в свои ряды безработные категории населения под предлогом борьбы с социальным неравенством и за социальную справедливость.

4. Причины противостояния ваххабитов и тарикатистов коренятся в том, что последние служат, по нашему мнению, несправедливой, криминальной власти, сотрудничают с ней и получают от нее финансовую поддержку.

5. Широкое распространение клановости, этнического эгоизма, коррупции в республике отрицательно влияет на эффективность управления финансовыми и материальными ресурсами субъектов данного региона, на распределение бюджетных средств по этническим районам, приводит к их разворовыванию и нецелевому использованию.

«СоцИс: Социологические исследования», М, 2011 г., № 11, с. 42-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.