Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
416
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальные технологии / здравоохранение / Интернет / цифровизация / социальные инновации / социальная помощь / медицина.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Третьякова И. В.

В данной статье затрагивается тема социальных технологий в здравоохранении и социальной помощи, показаны варианты использования подобных технологий, обсуждаются связанные с ними риски и преимущества. Показана значимость понимания роли, которую технологии играют в здравоохранении и социальной помощи для всех, кто работает в данных отраслях, для тех, кто заботится о своих друзьях или членах семьи, пользующихся услугами, и для тех, кто сам нуждается в уходе. Статья посвящена комплексному исследованию технологий в здравоохранении и социальной помощи, которые могут принимать различные формы и иметь множество различных целей. Основное внимание в работе автор акцентирует на важности применения социальных технологий, в качестве информационного инструмента или программного обеспечения, предназначенного для улучшения процессов здравоохранения и социальной помощи, повышения административной эффективности или предоставления новых знаний об уходе за пациентами, лекарствах и методах лечения. В статье говорится о важности использования и постоянной модернизации таких цифровых технологий, как электронная почта, веб-сайты, электронные системы записи и службы текстовых сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Третьякова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-3-24-29 ТРЕТЬЯКОВА Ирина Владиславна,

NIION: 2021-0079-3/23-136 кандидат физико-математических наук,

MOSURED: 77/27-025-2023-03-136 доцент кафедры социальных технологий

социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Аннотация. В данной статье затрагивается тема социальных технологий в здравоохранении и социальной помощи, показаны варианты использования подобных технологий, обсуждаются связанные с ними риски и преимущества. Показана значимость понимания роли, которую технологии играют в здравоохранении и социальной помощи для всех, кто работает в данных отраслях, для тех, кто заботится о своих друзьях или членах семьи, пользующихся услугами, и для тех, кто сам нуждается в уходе.

Статья посвящена комплексному исследованию технологий в здравоохранении и социальной помощи, которые могут принимать различные формы и иметь множество различных целей. Основное внимание в работе автор акцентирует на важности применения социальных технологий, в качестве информационного инструмента или программного обеспечения, предназначенного для улучшения процессов здравоохранения и социальной помощи, повышения административной эффективности или предоставления новых знаний об уходе за пациентами, лекарствах и методах лечения.

В статье говорится о важности использования и постоянной модернизации таких цифровых технологий, как электронная почта, веб-сайты, электронные системы записи и службы текстовых сообщений.

Ключевые слова: социальные технологии, здравоохранение, Интернет, цифровизация, социальные инновации, социальная помощь, медицина.

TRET'YAKOVA Irina Vladislavna,

PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Department of Social Technologies, Lomonosov Moscow State University

SOCIAL TECHNOLOGIES IN HEALTH CARE

Annotation. This article touches upon the topic of social technologies in health care and social care, shows options for using such technologies, discusses the risks and benefits associated with them. The importance of understanding the role that technology plays in healthcare and social care for all those who work in these industries, for those who care for their friends or family members who use services, and for those who themselves need care is shown.

The article is devoted to a comprehensive study of technologies in healthcare and social care, which can take various forms and have many different purposes. The author focuses on the importance of using social technologies as an information tool or software designed to improve health care and social care processes, increase administrative efficiency or provide new knowledge about patient care, drugs and treatment methods.

The article talks about the importance of using and constantly upgrading digital technologies such as email, websites, electronic recording systems and text messaging services.

Key words: social technologies, healthcare, Internet, digitalization, social innovations, social assistance, medicine.

Социальными технологиями можно обозначить любые технологические системы, способствующие социальному взаимодействию между людьми. Очевидно, что в информационную эпоху существует множество социальных технологий, которые люди применяют ежедневно.

Социальные технологии могут включать в себя платформы социальных сетей, веб-конференции, блоги и многое другое. Большинство исследователей считают, что социальная технология может быть либо программным обеспечением, способствующим общению, либо коммуникативной способностью технологии, специально

предназначенной для обмена информацией с другими [1, с. 145].

Нужно подчеркнуть, что социальные технологии — это все инструменты, используемые для объединения людей в цифровой среде, хотя, на самом деле, сама концепция социальных технологий появилась задолго до появления компьютеров и смартфонов.

В недавнем прошлом использование социальных технологий было синонимом использования человеческого интеллекта для воздействия на социальные процессы. Именно этот образ мыслей ведет к технологическим исследованиям и технологическим изменениям. Таким образом, рамки и методология социальных технологий поощряют инициативы и всевозможные инновационные разработки.

Социальные сети - особенно эффективное место для общения и взаимодействия с потенциальными клиентами или покупателями, по этой причине социальные технологии являются ключевым аспектом большинства стратегий цифрового маркетинга.

Индустрия социальных технологий применяет цифровые достижения для решения самых насущных социальных и экологических проблем в мире.

Вместе с автоматизацией социальные технологии поддерживают борьбу с неравенством, бедностью и голодом. Это также демократизирует доступ к энергии, информации, занятости, образованию и здравоохранению. Более того, социальные технологии сочетают в себе искусственный интеллект, аналитику данных, блокчейн и облачные вычисления, с целью сделать различные услуги более инклюзивными и устойчивыми.

Очевиден тот факт, что вновь возникающие тренды социальных технологий существенно меняют самые разные сферы — от образования и здравоохранения до трудоустройства и ведения бизнеса.

В настоящее время в России процесс информатизации находится в фазе цифровиза-ции [14, с. 172]. Цифровизация позволяет сделать медицинские услуги доступными для уязвимых групп населения. Исследователи констатируют тот факт, что модификация системы основных принципов организации здравоохранения и комплекса оказания медицинских услуг на основе современных информационных и цифровых технологий приводит к цифровому здравоохранению [10, с. 1584].

Инновационные решения в области электронного здравоохранения предоставляют легкодоступные приложения с бесплатной информацией, которые повышают цифровую грамотность в развивающихся странах. Также онлайн-кон-сультации открывают доступ к эффективной

помощи людям из разных уголков мира. Это помогает уменьшить экономическое и социальное неравенство в здравоохранении. К примеру, чат-боты на базе искусственного интеллекта предоставляют малообеспеченным людям персонализированные консультации по различным медицинским вопросам. Более того, дополненная и виртуальная реальность вместе с геймификацией улучшают качество жизни людей с ограниченными возможностями, создает дальнейшие предпосылки для их социализации [4, с. 49].

Сектор здравоохранения и социального обеспечения в большинстве стран постоянно сталкивается с многочисленными трудностями, при этом спрос часто превышает имеющиеся временные и кадровые ресурсы [8, с. 64-65]. При этом, как справедливо отмечают представители экспертного сообщества, право на здоровье должно осуществляться в соответствии с ресурсами, имеющимися у государства [3, с. 42].

Во время пандемии COVID-19 это давление усилилось, и использование технологий было необходимо — от телефонных и видео-консультаций до использования различных приложений, помогающих контролировать распространение вируса. Технологии в этих обстоятельствах оказались положительным дополнением к существующим, в особенности как средство, помогающее пользователям услуг поддерживать связь со своими близкими, значительно повышая их качество жизни и общее психологическое состояние.

Технологии на данный момент присутствуют во многих повседневных операциях в медицинских и социальных учреждениях. Там, где когда-то были горы документов, многие организации внедряют электронный документооборот, принимают онлайн-заявки, автоматически составляют табели учета рабочего времени, графики работы медперсонала. Многие участковые медсестры используют электронный планшет для доступа и обновления записей своих пациентов, а большинство больниц и поликлиник предоставляют возможность пациентам записываться на прием в электронном виде.

Безусловно, технологии в здравоохранении и социальной помощи являются неотъемлемой частью многих ее услуг с точки зрения обмена информацией, хранения и обработки, а также с точки зрения предоставления лечения и ухода, которые получают люди. От диабетической технологии, которая позволяет измерять уровень глюкозы с помощью компактного устройства и отслеживать его через приложение, до роботизированной хирургии.

Использование технологий в качестве средства мониторинга и поощрения улучшения здоровья и уровня физической подготовки в обществе значительно возросло в последние годы.

Поскольку так много людей имеют доступ к мобильным приложениям, онлайн- и интерактивному оборудованию для фитнеса, носимым и синхронизируемым трекерам здоровья и фитнеса, внедрение технологий, связанных со здоровьем, растет.

Как уже упоминалось, типы технологий в здравоохранении и социальной помощи многочисленны. К ним относятся искусственный интеллект, мобильные технологии, приложения и вебсайты, а также различные системы хранения и обмена клиническими данными.

Виртуальная и дополненная реальность — это уникальный тип технологий для использования в этом секторе, в первую очередь как способ обучения персонала, поскольку он максимально приближен к реальному сценарию. Эта технология также может использоваться для облегчения боли и беспокойства у пациентов или в качестве вспомогательного средства при психологическом лечении, таком, как экспозиционная терапия.

Веб-сайты — также незаменимый способ поделиться актуальной информацией, и на сегодняшний день в секторе здравоохранения и социального обеспечения существует множество официальных органов, которые несут ответственность за предоставление доступной и актуальной информации, законодательства и нормативных актов в области здравоохранения и социального обеспечения. На данных площадках появляется возможность детализировать важную информацию, необходимую не только для профессионалов, работающих в отрасли, но и для обычных граждан [5, с. 205-207].

Существуют также веб-сайты, позволяющие пациентам получить доступ к некоторым своим медицинским записям. Также доступны интернет-сайты врачей общей практики, которые позволяют пациентам входить в систему и получать доступ к определенным услугам, например, записываться на прием или заказывать лекарства.

Общедоступные приложения постоянно развиваются, они достаточно разнообразны и их функционал варьируется от поддержки психического здоровья и отслеживания здоровья до анализа изображений, таких, например, как, приложения для проверки родимых пятен и пигментации.

Важно отметить, что потенциал для развития подобных технологий в будущем, безусловно, есть; на рынке появляются новые разработки, которые на практике не используются широко в медицинских и социальных учреждениях, например, пластыри для младенцев, предназначенные для подключения к мобильному устройству через Bluetooth. Это предназначено для уведомления родителей о температуре их ребенка без необхо-

димости измерять ее вручную. Или чашки для питья с датчиками для контроля того, сколько человек должен был выпить, например, для использования спортсменами во время физической активности или соревнований [7, с. 32].

Социальные технологии разрабатываются с целью разгрузить медицинский персонал, предоставить пациентам возможность выбора удаленного лечения при доступе к определенным службам первичной медико-санитарной помощи, таким, как услуги врачей общей практики.

Объем данных, которые можно собрать в здравоохранении, действительно огромен, и поэтому технология, необходимая для анализа таких объемов, должна быть достаточно разработанной. Но в результате можно не только, к примеру, значительно улучшить лечение пациентов с диабетом, сократить количество ампутаций и инва-лидизаций, но и получить значительную ежегодную экономию средств бюджета страны.

На данный момент с помощью мобильных приложений и носимых устройств, таких, как, например, смарт-часы, врачу можно получать информацию о состоянии здоровья от конкретного пациента, его частоту сердечных сокращений, уровень стресса, информацию о качестве сна и уровне кислорода в крови.

Преимущества использования технологий в здравоохранении очевидны, так как любой пользователь получает контроль над собственным здоровьем, появляется быстрая коммуникация со специалистами и медперсоналом, применяется менее инвазивная хирургия и происходит более быстрое восстановление с роботизированной помощью во время операции, появляется возможность легкого чтения записей, поскольку нет необходимости расшифровывать почерк, и снижается вероятность того, что цифровая информация будет потеряна, повреждена или уничтожена. Также можно отметить расширение услуг по уходу и лечению пациентов. Однако существуют и некоторые риски, связанные с использованием технологий в здравоохранении, в том числе: чрезмерная зависимость от технологий, которая может снизить практические клинические навыки персонала, увеличение риска кибер-атак и кражи данных, возможное неравенство в распределении технологий в разных службах и областях, ошибки ввода неверной информации, техническая неисправность [9, с. 155].

Несмотря на возможные риски, развитие социальных технологий в здравоохранении и социальной помощи уже сейчас играет важную роль в будущем сектора, предоставляя множество преимуществ персоналу и обычным пользователям услуг. Но в приоритете должно быть предоставление высококачественной, безопасной и достойной помощи, а права и выбор пользовате-

лей услуг всегда должны учитываться, когда речь идет об использовании новых технологий [11, с. 132].

Нужно отметить, что достижения в области технологий меняют способ предоставления медицинских услуг: от носимых устройств, которые обеспечивают более раннюю диагностику и рекомендуют индивидуальное лечение, до технологий телемедицины, которые соединяют пациентов и медицинских работников в виртуальном пространстве.

Технологии охватывают все, от спасательных устройств до инструментов сбора данных, а это означает, что синергия между технологиями и общественным здравоохранением многогранна [11, с. 132].

Носимые фитнес-браслеты позволяют пользователям легко отслеживать свои движения в течение дня. Такие показатели, как общее количество пройденных шагов, частота сердечных сокращений, скорость бега, а также качество сна каждую ночь, помогают людям лучше определять, отслеживать и достигать своих собственных целей в области здоровья и фитнеса.

Помимо фитнеса, технологии развиваются для мониторинга основных статистических данных, таких как частота сердечных сокращений пользователя, функция легких, уровень кислорода в крови и уровень сахара в крови. Они также разрабатываются для отслеживания и предупреждения о начале дегенеративных состояний, таких как болезнь Паркинсона или болезнь Альц-геймера. Пользователь может регулярно контролировать уровень лекарства в крови в соответствии с планом врача и получать напоминания о введении следующей дозы, когда его уровень падает ниже определенного порога [2, с. 82-84].

Технология 3D-печати позволяет медицинским работникам создавать анатомические модели для конкретных пациентов, хирурги могут физически обращаться с моделями, осматривая их и моделируя различные возможные процедуры, чтобы предложить более обоснованное решение в операционной. Так, в частности, активно задействовано использование 3D-печати для производства протезов, исследования отдельных человеческих органов и т.д. Т.е. на сегодняшний день методика трехмерного моделирования широко нашла своё применение во всей медицине [6, с. 296]. Такого рода важный технологический прорыв в медицинской практике совершенствует командную среду обучения, но и позволяет разрабатывать более специализированные, персонализированные и точные планы лечения, повышая качество медицинского обслуживания и снижая затраты.

3D-печать также стала жизненно важным активом в ответных мерах общественного здра-

воохранения на пандемию COVID-19. Было создано множество устройств и инструментов, напечатанных на 3D-принтере, с целью уменьшения нехватки цепочки поставок, от тампонов, используемых для тестирования на COVID, до разделительных устройств, которые позволяют нескольким людям использовать один аппарат ИВЛ.

Смартфоны, мобильные устройства и персональные компьютеры помогают пациентам держать постоянную связь со своими лечащими врачами. Люди, которые имеют ограничения в передвижении по состоянию здоровья, не имеющие надлежащего транспорта или свободного времени, могут проводить видеоконференции с квалифицированным врачом [15, с. 221].

Геопространственные технологии, мониторинг социальных сетей, мобильные устройства, 3D-печать и телемедицина — это лишь некоторые из инструментов, которые медицинские работники используют для улучшения качества ухода за пациентами и улучшения результатов лечения.

Телемедицина связывает врачей-специалистов с пациентами во всех уголках земного шара; искусственный интеллект и машинное обучение помогают диагностировать болезни и облегчают лечение, даже повседневные аспекты ухода перешли в цифровую сферу. Удобство наличия портативных личных данных, всегда доступных с помощью нескольких нажатий клавиш, неоспоримо, но цифровые данные автоматически не приравниваются к доступности для всех.

Некоторые преграды, такие как отсутствие постоянного доступа в Интернет и совместимых устройств, являются результатом социального неравенства; другие, в том числе технологии, не учитывающие инвалидность, представляют собой конструктивные недостатки, которые грозят стать системными без вмешательства других инноваций. В цифровом здравоохранении пандемия COVID-19 показала большому количеству людей важность мониторинга личного здоровья, значимость профилактического здравоохранения [13, с. 104].

Инновации в социальных технологиях заключаются в обеспечении того, чтобы каждый имел доступ к инструментам для улучшения качества своей жизни и улучшения общества в целом, увеличении количества использования цифровых инструментов и приложений, удовлетворяющих целый ряд потребностей в медицинской информации.

Однако более широкое использование цифровых инструментов может привести к увеличению неравенства между теми пользователями, у кого есть навыки и доступ к цифровым инструментам, и теми, у кого их нет, и, таким образом, к

существующим неравенствам в отношении здоровья и его профилактики.

Цифровая грамотность и возможность подключения к Интернету можно обозначить как социальные детерминанты здоровья, цифровая доступность относится к действиям, необходимым для обеспечения равного доступа к информационным и коммуникационным технологиям и их использования, включая услугу доступа в Интернет, устройства с доступом в Интернет, доступ к обучению цифровой грамотности.

Стратегия внедрения систем здравоохранения с цифровыми технологиями существенно помогает пациентам и должна включать обучение цифровым навыкам, особенно для тех, у кого могут быть устройства с ограниченными функциями. Пожилым пациентам в первую очередь должна оказываться помощь в настройке учетных записей электронной почты и портала меди-

цинской организации. Кроме того, крайне важно предоставлять ресурсы и технологии на равной основе всем пациентам. Когда пробелы в цифровых навыках и подключении оцениваются систематически и повсеместно, система здравоохранения может документировать общие показатели на уровне населения, изучать несоответствия и отслеживать изменения с течением времени [12, с. 259].

Очевидно, что технологии мобильного здравоохранения открывают широкие возможности для повышения эффективности медицинской помощи и улучшения результатов в отношении здоровья, тем не менее, важно учитывать их способность увеличивать неравенство в обществе в целом и бороться с этим, совершенствуя и модернизируя имеющиеся на данный момент различные социальные технологии.

Список литературы:

[1] Аверина Е.А. Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17). - С. 141-147.

[2] Балашов П.П., Сульдин А.М. Распределение полномочий специалистов учреждений здравоохранения и социальной защиты при организации медико-социальной помощи населению Сургута // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006. № S. - 128 с.

[3] Беляков А.В. Право на здоровье как одно из основных прав человека: международно-правовые аспекты // Социальное и пенсионное право. 2009. № 3. - С. 39-43.

[4] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Прончева Н.Г. Анализ интернет-сообществ людей с ограниченными возможностями по зрению (на примере социальной сети ВКонтакте) // Образование и право. 2020. № 1. - С. 40-50.

[5] Грошич Д.А. Инновационные технологии в медицине как перспективное направление социально-экономического развития России // Ежегодник «Виттевские чтения». 2013. № 1. - С. 205-207.

[6] Королёв Е.Н., Ельчанинов А.С. Сравнительный анализ современных методов 3 D-моделиро-вания // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов V Международной конференции. В 2-х ч. Ч. 1 / под ред. О.Г. Берестневой, А.А. Мицеля, В.В. Спицына, Т.А. Гладковой. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2018. - C. 292-297.

[7] Каменева Т.Н., Кузьмин В.П. Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения.

- М.; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2020. - 157 с.

[8] Коротеева О.С., Костров А.В. Некоторые социальные аспекты информационных технологий в здравоохранении // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях, Тамбов, 28 февраля 2013 г. / Ч. 2. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. - С. 63-65.

[9] Мартыненко А.В., Воробцова Е.С. Вопросы институционализации медико-социальной работы в Российской Федерации / Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Материалы VIII Международной научно-практической конференции / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. 2019. - С. 154-157.

[10] Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Политика цифровизации здравоохранения // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. № 6 (63). - С. 1582-1592.

[11] Никитенкова С.П. Интернет-технологии в медицине: социально-психологический аспект // Современные технологии в медицине. 2010. № 1-2. - С. 132.

[12] Пантюк И.В. Методы и технологии социальной работы: конспект лекций. - Минск: БГУ, 2014.

- 301 с.

[13] Прончев Г.Б. О проблемах информационной безопасности использования информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта в цифровом здравоохранении // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 2. - С. 100-107.

[14] Прончева Н.Г., Третьякова И.В. О развитии цифровой экономики в России // Образование и право. 2020. № 7. - С. 172-177.

[15] Яковлев А.А., Мусатов В.Б., Глыжина Л.В., Комарова А.Я., Амирханян Ю.А., Келли Дж.А. Социально-сетевые технологии в медицине // Кубанский научный медицинский вестник. 2019. Т. 26. № 1. - С. 219-229.

[1] Averina E.A. Teoreticheskie osnovy social'noj politiki v oblasti zashchity invalidov v sovremennoj Rossii// Vestnik Tomskogo gos. un-ta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 2012. № 1 (17). - S. 141-147.

[2] Balashov P.P., Sul'din A.M. Raspredelenie polnomochij specialistov uchrezhdenij zdravoohraneniya i social'noj zashchity pri organizacii mediko-social'noj pomoshchi naseleniyu Surguta // Sibirskij vestnik psihi-atrii i narkologii. 2006. № S. - 128 c.

[3] Belyakov A.V. Pravo na zdorov'e kak odno iz osnovnyh prav cheloveka: mezhdunarodno-pravovye aspekty // Social'noe i pensionnoe pravo. 2009. № 3. - S. 39-43.

[4] Goncharova I.V., Pronchev G.B., Proncheva N.G. Analiz internet-soobshchestv lyudej s ogranichen-nymi vozmozhnostyami po zreniyu (na primere social'noj seti VKontakte) // Obrazovanie i pravo. 2020. № 1. -S. 40-50.

[5] Groshich D.A. Innovacionnye tekhnologii v medicine kak perspektivnoe napravlenie social'no-eko-nomicheskogo razvitiya Rossii//Ezhegodnik «Vittevskie chteniya». 2013. № 1. - S. 205-207.

[6] Korolyov E.N., El'chaninov A.S. Sravnitel'nyj analiz sovremennyh metodov 3 D-modelirovaniya // Informacionnye tekhnologii v nauke, upravlenii, social'noj sfere i medicine: sbornik nauchnyh trudov V Mezh-dunarodnoj konferencii. V 2-h ch. CH. 1 /pod red. O.G. Berestnevoj, A.A. Micelya, V.V. Spicyna, T.A. Glad-kovoj. - Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2018. - C. 292-297.

[7] Kameneva T.N., Kuz'min V.P. Tekhnologiya social'noj raboty v uchrezhdeniyah zdravoohraneniya. -M.; Berlin: Direktmedia Pablishing, 2020. - 157 s.

[8] Koroteeva O.S., Kostrov A.V. Nekotorye social'nye aspekty informacionnyh tekhnologij v zdra-voohranenii// Obrazovanie i nauka: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya / Cbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 10 chastyah, Tambov, 28 fevralya 2013 g. / CH. 2. - Tambov: OOO "Konsaltingovaya kompaniya YUkom", 2013. - S. 63-65.

[9] Martynenko A.V., Vorobcova E.S. Voprosy institucionalizacii mediko-social'noj raboty v Rossijskoj Federacii / Formy i metody social'noj raboty v razlichnyh sferah zhiznedeyatel'nosti / Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii/otv. red. Yu.Yu. Shurygina. 2019. - S. 154-157.

[10] Monahov D.N., Pronchev G.B. Politika cifrovizacii zdravoohraneniya // Voprosy nacional'nyh i fed-erativnyh otnoshenij. 2020. T. 10. № 6 (63). - S. 1582-1592.

[11] Nikitenkova S.P. Internet-tekhnologii v medicine: social'no-psihologicheskij aspekt// Sovremennye tekhnologii v medicine. 2010. № 1-2. - S. 132.

[12] PantyukI.V. Metody i tekhnologii social'noj raboty: konspekt lekcij. - Minsk: BGU, 2014. - 301 s.

[13] Pronchev G.B. O problemah informacionnoj bezopasnosti ispol'zovaniya informacionno-kommu-nikacionnyh tekhnologij i iskusstvennogo intellekta v cifrovom zdravoohranenii // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2022. № 2. - S. 100-107.

[14] Proncheva N.G., Tret'yakova I.V. O razvitii cifrovoj ekonomiki v Rossii // Obrazovanie i pravo. 2020. № 7. - S. 172-177.

[15] Yakovlev A.A., Musatov V.B., Glyzhina L.V., Komarova A.Ya., Amirhanyan Yu.A., Kelli Dzh.A. Social'no-setevye tekhnologii v medicine // Kubanskij nauchnyj medicinskij vestnik. 2019. T. 26. № 1. - S. 219-229.

Spisok literatury:

ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.