Научная статья на тему 'Социальные технологии управления в цифровом обществе'

Социальные технологии управления в цифровом обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
866
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL TECHNOLOGIES / MANAGEMENT ACTIVITIES / SELF-MANAGEMENT / TECHNOLOGIZATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОМЕНДЖМЕНТ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бразевич Д.С., Гришко И.В., Казаков К.И.

Актуальность проблемы изучения социальных технологий в обществе подчеркивается осознанием происходящих перемен в социально-экономическом пространстве. К таким переменам относятся, прежде всего, такие, как возрастание роли человеческого капитала в хозяйственной сфере, изменение параметров, а также характера социально-экономической динамики современного общества, ускорение рыночных процессов, возникновение новых социально-экономических последствий глобализации, беспрецедентные изменения социально-экономической среды на всех уровнях систем управления в связи с распространением информационных и коммуникационных технологий и основанных на них систем управления информационными процессами в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social management technologies in a digital society

The urgency of the problem of studying social technologies in society is emphasized by the awareness of the ongoing changes in the social and economic space. Such changes include, first of all, such as the increasing role of human capital in the economic sphere, the changing parameters, as well as the nature of the socio-economic dynamics of modern society, the acceleration of market processes, the emergence of new social and economic consequences of globalization, unprecedented changes in the socio-economic environment at all levels of management systems in connection with the spread of information and communication technologies and information management systems based on them From the very society.

Текст научной работы на тему «Социальные технологии управления в цифровом обществе»

УДК 331.08

Социальные технологии управления в цифровом обществе

Канд. социол. наук Бразевич Д.С. brazevich1986@mail.ru Санкт-Петербургский государственн ый университет гражданской авиации 196210, Россия, Cанкт-Петербург, ул. Пилотов, 38 Гришко И.В. grishkoda@mail.ru Казаков К.И. Университет ИТМО 191002, Россия, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 9

Актуальность проблемы изучения социальных технологий в обществе подчеркивается осознанием происходящих перемен в социально-экономическом пространстве. К таким переменам относятся, прежде всего, такие, как возрастание роли человеческого капитала в хозяйственной сфере, изменение параметров, а также характера социально-экономической динамики современного общества, ускорение рыночных процессов, возникновение новых социально-экономических последствий глобализации, беспрецедентные изменения социально-экономической среды на всех уровнях систем управления в связи с распространением информационных и коммуникационных технологий и основанных на них систем управления информационными процессами в обществе. Ключевые слова: социальные технологии, управленческая деятельность, самоменджмент, технологизация.

DOI: 10.17586/2310-1172-2019-12-1-181-185

Social management technologies in a digital society

Ph.D. Brazevich D.S. brazevich1986@mail.ru St. Petersburg state university of civil aviation 196210, Russia, Saint-Petersburg, street of Pilots, 38 Grishko I.V. grishkoda@mail.ru Kazakov K.I.

ITMO University 191002, Russia, St. Petersburg, st. Lomonosov, 9

The urgency of the problem of studying social technologies in society is emphasized by the awareness of the ongoing changes in the social and economic space. Such changes include, first of all, such as the increasing role of human capital in the economic sphere, the changing parameters, as well as the nature of the socioeconomic dynamics of modern society, the acceleration of market processes, the emergence of new social and economic consequences of globalization, unprecedented changes in the socio-economic environment at all levels of management systems in connection with the spread of information and communication technologies and information management systems based on them From the very society. Keywords: social technologies, management activities, self-management, technologization.

Введение

Социальные технологии управления стали развиваться с начала ХХ веков, в рамках теории управления и социальной инженерии. Появление социальной инженерии было связано с попытками применения выводов социологических наук для практических задач в области авиационной промышленности и других производств. Например, в США, Великобритании, Франции широко разрабатывались и внедрялись различные технологии совместного общения, организационные технологии, технологии самоменеджмента. Многие идеи и опыт этих

технологий аккумулировались в теории человеческих отношений, разработанных в 1920-1930 гг. Э. Мэйо, американским социологом и психологом, основоположником доктрины «человеческих отношений». На становление философских и этических взглядов Э. Мэйо оказали влияние идеи Э. Дюркгейма и З. Фрейда.

Социальные технологии возникли как целерациональное управление, которое разворачивается по достаточно жесткому алгоритму социальных действий со стороны субъекта управления. Смысл и назначение социальной технологии - оптимизировать управленческий процесс за счет выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения социального результата при наименьших управленческих издержках.

Социальные технологии управления сегодня перешагнули границы отдельных сфер деятельности и стали универсальным инновационным и интеллектуальным ресурсом, во многом определяющие состояние управляемости социальными процессами, сбалансированности сложных социальных систем.

Социальные технологии, как инструмент социального управления исследуются недавно. Появление социальных технологий связано с возрастанием роли социального в развитии мировой цивилизации, что объективно требовало изменений в общей теории управления, освоения инновационных методов социального воздействия. Поэтому появление социальных технологий связано с расширяющейся потребностью оптимизировать систему социального управления, быстро и крупномасштабно тиражировать социальные инновации.

Особую значимость социальные технологии управления приобретают в современных социально-экономических условиях, когда осуществляются реформы в области политики, экономики и социальной сферы, сопровождающиеся значительными издержками в уровне и качестве жизни населения. Возможности применения технологий управления в различных сферах общественной жизни, в т.ч. и в области освоения рыночного пространства. Однако используются они крайне плохо, нерационально. Сложилось реальное противоречие между огромным интеллектуальным потенциалом, накопившимся в науке и практике, и уровнем применения наукоемких технологий в различных сферах управления, в частности, в повышении эффективности управленческой деятельности.

Эффективность применения социальных технологий зависит от уровня профессионализма, компетентности, управленческой культуры руководителя, менеджера, поскольку социальные технологии, как и всякий набор инструментов преобразования общественных отношений, являясь нейтральными в содержательном отношении к намерениям субъекта и объекта социального управления, зависят от этих намерений в ценностно-целевом смысле.

Основная часть

В связи с этим представляет наибольший интерес классификация социальных технологий управления с позиций отношения к управленческим решениям.

По этому основанию социальные технологии делятся на два типа:

1) социальные технологии, направленные на подготовку управленческих решений в рамках социологической проблематики или технологии социологической диагностики;

2) социальные технологии, направленные на реализацию управленческих решений или социальные технологии реализации.

Социальные технологии управления выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать эффективный прогнозируемый социальный результат.

Социальные технологии не имеют принципиальных отличий от технологий в сфере материального производства, поскольку возможность технологизировать любой социальный процесс заложена в структуре человеческой деятельности. Реализацией принципов и методов социальной технологии в той или иной сфере общественной жизни является технологизация социальных процессов.

В то же время видовое отличие социальных технологий от технологий вообще заключается в их непосредственной ориентированности на преобразование общественных связей и отношений человека. Только в этом процессе они приобретают атрибут социальности.

Широкое распространение социальных технологий стимулируется логикой развития постиндустриальной цивилизации. Специфика социальной технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность, а потому может быть многократно использована для решения сходных задач, достижения заданных результатов в управленческой деятельности. Вместе с тем, современные социальные технологии перестают быть жесткой и однозначной последовательностью управленческих действий, становятся гибкими и адаптивными.

Технологизацию социальной деятельности можно считать закономерной составной частью технологической революции ХХ-ХХ1 веков и результатом мощной интервенции в различные сферы: преобразование природы при помощи успехов химии, развития машиностроения, энергетики; изменение природы человека и живых существ при помощи генетики, биологии. На фоне технологических изменений

возникает вопрос о проникновении технологизации в сферу социальных процессов и явлений. Возможно, причиной осознания необходимости разработки и использования социальных технологий стали катастрофы и социальные потрясения XIX и XX веков. С другой стороны, совершенствование математических, компьютерных технологий прогнозирования и обработки данных позволяет достаточно точно исследовать и прогнозировать социальные процессы, рассчитывать последствия поведения людей с целью минимизации ошибок и неверных решений. Современные социальные технологии направлены на управление людьми и обществами научно обоснованными, наиболее правильными способами, методами и приемами.

Технологизация действительно представлялась исследователям этого научного направления универсальным способом освоения и преобразования социального пространства, однако на практике в процессе разработки и внедрения социальных технологий возник ряд существенных трудностей, прежде всего социокультурного характера. Появление социальных технологий связано с расширяющейся потребностью оптимизировать систему социального управления, быстро и крупномасштабно тиражировать социальные инновации. Технологизация возможна при наличии определенных условий:

a) Выделенный социальный объект обладает определенной степенью сложности. Известны основные элементы его структуры.

b) Выявлены основные тенденции или закономерности его функционирования и развития.

c) Субъект управления способен формализовать реальные процессы и представить их в виде совокупности определенных показателей, процедур и операций.

d) Субъект управления обладает возможность создать инновационную среду для оптимизации управляемых процессов и повышения эффективности их функционирования.

Выделим основные принципы технологизации социальных процессов:

1. Расчленение данного процесса на его этапы, фазы и операции.

2. Обеспечение поэтапности действий.

3. Обеспечение прогнозируемости получения намеченного результата деятельности.

4. Однозначность выполнения выбираемых процедур и операций, их адекватность намеченным задачам и целям.

При технологизации социальных процессов в качестве необходимых предпосылок выступают:

a) Определенная социально-статусная структура общества (или его определенной общности -организации, коллектива и т. д.).

b) Совпадение или близость интересов личности и соответствующей общности.

Технологизация социальных процессов включает в себя три взаимосвязанных этапа:

Первый этап - теоретический. Он связан с определением цели, объекта технологизации, аналитическим расчленением социального объекта на составляющие его компоненты, синтетическим изучением его взаимосвязей и взаимодействий, выявлением тенденций его развития.

Второй, методический этап технологизации, представляет собой выбор методов, средств получения информации о социальном объекте, ее обработки, анализа, принципов ее проверки (верификации), способов ее трансформации в конкретные выводы и практически применяемые рекомендации.

Третий, процедурный этап технологизации социального объекта составляет практическую деятельность по разработке социальных технологий.

Этот этап включает в себя ряд процедур, каждая из которых представляет собой совокупность операций. Наиболее существенное значение имеют четыре основных процедуры формирования социальной технологии:

Формирование цели развития данного социального объекта. Данная процедура включает в себя такие операции, как диагноз, прогноз, формирование конечной цели, стратегия действия, тактика решения конкретных задач.

Принятие решения. Эта процедура состоит из следующих операций: выявление проблемной ситуации, обоснование вариантов действия, выбор оптимального варианта, принятие решения.

Организация социального действия. Включает в себя такие операции: распределение задач между исполнителями; теоретическое, психологическое и управленческое обеспечение исполнения; координация и регулирование процесса исполнения, контроль за исполнением.

Анализ результатов, включает в себя такие операции как сопоставление затраченных результатов финансовых средств, трудовых усилий с по лученным результатом, сравнение запланированных и достигнутых результатов, выдвижение новых проблемных ситуаций, переход к формированию новых или уточнению старых целей деятельности.

Одной из существенных особенностей социальной технологии является умение работать с людьми, чтобы раскрывать их потенциальные ресурсы и возможности в целях оптимизации и повышения эффективности их деятельности. Для этого надо выделять факторы, в наибольшей степени, влияющие на индивидуальное поведение, а именно;

1) способности личности;

2) потребности, как движущая сила деятельности личности;

3) ценностные ориентации личности;

4) познавательные и профессиональные интересы личности;

интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма деятельности личности, способствуют более глубокому, а подчас и широкому ознакомлению личности с новыми сферами знания, событиями действительности и побуждают личность к активной деятельности в соответствии с ее потребностями;

Ожидания относительно определенных результатов своей деятельности, которые становятся важным фактором активизации, или, напротив, свертывания, угнетения его деятельности. Поэтому в социологии управления важно учитывать ожидания людей и активно использовать их при управлении людьми;

Отношение людей к тем или иным процессам, в которые они включены. Из отношения людей формируется корпоративный дух, создающий активную деятельность людей в отношении к организации, в решении важных нее задач;

Активность - как реализуемая способность человека производить социально значимые действия, направленные на достижение целей организации, проявляющиеся в общении с другими людьми.

Постоянное изменение социальной структуры, возникновение острых социальных проблем в современном обществе требуют разработки, популяризации и внедрения в практики эффективных инновационных технологий.

Технологизация, развитие, функционирование самого общества, всего социального пространства поставили вопросы об определении сущности социальных технологий как общественного явления, раскрытии соответствующего научного понятия, квалификации современных социальных технологий и выявлении их особенностей.

Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных задач. Специфика технологии, по сравнению с другими средствами обеспечения социальной деятельности, может быть определена по аналогии с дифференциацией средств, системе развитых наук, получивших выход в практику. Так, исследовательская деятельность фундаментальной науки связана с получением принципиально нового знания. Поскольку эта деятельность носит творческий характер, средства ее обеспечения уникальны, ориентированы на решение конкретной цели, слабо поддаются алгоритмизации.

Заключение

Социальные технологии, как и технология любого вида, призвана перевести деятельность в регулярную форму, то есть ее задача - обеспечение максимального совпадения цели, средств и результата, причем при минимальной затрате сил и средств. Главные условия технологизации деятельности - ряд ограничений. Во-первых, речь идет о внешнем (экологическом) ограничении деятельности (А), или пространственно-временной локализации: она должна развертываться в минимально-необходимом наборе локусов и в течение минимального времени. Во-вторых, необходимо внутреннее ограничение, или стандартизация деятельности (В), которая состоит в снижении ее структурного разнообразия, минимизации инструментов и приемов их использования для достижения минимального набора задач. Поскольку же само выполнение этих двух условий всегда наталкивается на естественные ограничения, то, в-третьих, технологизация невозможна без приведения деятельности в композиционную форму (С), которая позволяет провести линию демаркации между технологизируемыми и нетехнологизируемыми процессами.

Таким образом, СТ органически вырастает из научной деятельности, если на определенном этапе ставится вопрос о ее прикладных перспективах. Известны условия, при которых такой вопрос возникает закономерно.

Так происходит, если процесс социального познания осуществляется в междисциплинарной коммуникации самих ученых, а также социальных практиков-управленцев, предпринимателей и политиков в рамках согласованной картины мира, но это уже тема отдельного исследования.

Литература

1. Князева Е.Н. Взращивать социальные инновации - значит управлять креативно. [электронный ресурс]. -режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/progi.htm. 25.04.08.

2. Ирхин Ю. Модель человеческого потенциала. Лидерство в менеджменте // Предпринимательство. Политика. 2016. № 3. С. 34-40.

3. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. - М.: Муниципальный мир, 2004. 488 с.

4. Харин А.А., Коленский И.Л., Пущенко Н.Н. Управление инновациями / под ред. Ю.В. Шленова. - кн. 3. - базовые компоненты управления инновационными процессами. - М.: Высшая школа, 2003. 240 с.

5. Агранович В.Б. Социальные технологии управления как проявление инноваций в транзитивном обществе // Известия томского политехнического университета. 2008. Т. 312. № 6.

6. Бурмыкина И.В. Управление формированием и развитием социально-технологической культуры современного менеджера: монография. Белгород, 2009. С. 30.

7. Круглов Д.В., Бургонов О.В. Инвестиционная привлекательность малого бизнеса и адаптация модели корпоративного управления // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1 (80). С. 536-540.

8. Масюкова Т.Г. Антикризисное управление как особый тип управления в условиях рынка / Т.Г. Масюкова / Сборник статей Международной научно-практической конференции «Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем», Уфа, 2017. - С. 14-16.

9. Павловский А.С., Ражева А.Ф. Разработка и реализация антикризисной стратегии организации в условиях экономических санкций // Вестник Института экономики и управления НовГУ. 2017. № 1(23). С. 45-49

10. Becker B, Ivashina V. Financial repressional in the European sovereign debt crisis. / Review of Finance, rfx041, https://doi.org/10.1093/rof/rfx041/11 September 2017.

11. Jack B., Kewei H. De facto seniority, credit risk and corporate bond prices. The Review of Financial Studies, Volume 30, Issue 11, 1 November 2017, P. 4038-4080. https://doi.org/10.1093/rfs/hhx082.

12. Василенок В.Л., Гуменюк А.А. Современные финансовые технологии торгово-логистической компании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: экономика и экологический менеджмент 2017. № 3. С. 40-45.

13. Прошкина Л.А., Лазуко А. Роль малого и среднего бизнеса в России // Проблемы развития производственной сферы экономики РФ: сб. статей международной научно-практической конференции. - Пенза, 2013. Вып. 2. С. 33.

14. Юлдашева С.Н. Малый бизнес как фактор развития экономики // Молодой ученый. 2016. №13. С. 559-561.

Reference

1. Knyazeva E.N. Vzrashchivat' social'nye innovacii - znachit upravlyat' kreativno. [ehlektronnyj resurs]. - rezhim dostupa: http://spkurdyumov.narod.ru/progi.htm. 25.04.08.

2. Irhin YU. Model' chelovecheskogo potenciala. Liderstvo v menedzhmente // Predprinimatel'stvo. Politika. 2016. № 3. Р. 34-40.

3. Ivanov V.N., Patrushev V.I. Social'nye tekhnologii. - M.: Municipal'nyj mir, 2004. 488 р.

4. Harin A.A., Kolenskij I.L., Pushchenko N.N. Upravlenie innovaciyami / pod red. YU.V. SHlenova. - kn. 3. -bazovye komponenty upravleniya innovacionnymi processami. - M.: Vysshaya shkola, 2003. 240 р.

5. Agranovich V.B. Social'nye tekhnologii upravleniya kak proyavlenie innovacij v tranzitivnom obshchestve // Izvestiya tomskogopolitekhnicheskogo universiteta. 2008. T. 312. № 6.

6. Burmykina I.V. Upravlenie formirovaniem i razvitiem social'no-tekhnologicheskoj kul'tury sovremennogo menedzhera: monografiya. Belgorod, 2009. Р. 30.

7. Kruglov D.V., Burgonov O.V. Investicionnaya privlekatel'nost' malogo biznesa i adaptaciya modeli korporativnogo upravleniya // EHkonomika ipredprinimatel'stvo. 2017. № 3-1 (80). Р. 536-540.

8. Masyukova T.G. Antikrizisnoe upravlenie kak osobyj tip upravleniya v usloviyah rynka / T.G. Masyukova / Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Institucional'nye i infrastrukturnye aspekty razvitiya razlichnyh ehkonomicheskih sistem», Ufa, 2017. - Р. 14-16.

9. Pavlovskij A.S., Razheva A.F. Razrabotka i realizaciya antikrizisnoj strategii organizacii v usloviyah ehkonomicheskih sankcij // VestnikInstituta ehkonomiki i upravleniya NovGU. 2017. № 1(23). Р. 45-49

10. Becker B, Ivashina V. Financial repressional in the European sovereign debt crisis. / Review of Finance, rfx041, https://doi.org/10.1093/rof/rfX041/11 September 2017.

11. Jack B., Kewei H. De facto seniority, credit risk and corporate bond prices. The Review of Financial Studies, Volume 30, Issue 11, 1 November 2017, P. 4038-4080. https://doi.org/10.1093/rfs/hhx082.

12. Vasilenok V.L., Gumenyuk A.A. Sovremennye finansovye tekhnologii torgovo-logisticheskoj kompanii // Nauchnyj zhurnalNIUITMO. Seriya: ehkonomika i ehkologicheskij menedzhment 2017. № 3. Р. 40-45.

13. Proshkina L.A., Lazuko A. Rol' malogo i srednego biznesa v Rossii // Problemy razvitiya proizvodstvennoj sfery ehkonomiki RF: sb. statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Penza, 2013. Vyp. 2. Р. 33.

14. YUldasheva S.N. Malyj biznes kak faktor razvitiya ehkonomiki //Molodoj uchenyj. 2016. №13. Р. 559-561.

Статья поступила в редакцию 02.02.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.