Научная статья на тему 'Инновационные социальные технологии в системе управления регионом'

Инновационные социальные технологии в системе управления регионом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФАКТОРЫ ВНЕДРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / АЛГОРИТМ / HR-БРЕНД / MANAGEMENT / REGION / TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT / INNOVATIVE SOCIAL TECHNOLOGIES / FACTORS OF INTRODUCTION OF SOCIAL TECHNOLOGIES / ALGORITHM / HR-BRAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туменова С. А., Нотов Т. А.

В статье рассмотрены вопросы интеграции инновационных социальных технологий в систему регионального управления как процесса коммерциализации знаний и их материализации в экономических, производственных, социальных технологиях, ориентированных на эффективное использование социальных ресурсов. Особое внимание уделено не только характеристике различных видов социальных технологий, но и прикладным проблемам, объективным и субъектным детерминантам их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative social technologies in the management of the region

Questions of integration of innovative social technologies into system of regional government as process of commercialization of knowledge and their materialization in the economic, production, social technologies focused on effective use of social resources are considered. The special attention is paid not only to the characteristic of different types of social technologies, but also applied problems, objective and subject determinants of their realization.

Текст научной работы на тему «Инновационные социальные технологии в системе управления регионом»

Инновационные социальные технологии в системе управления регионом

С.А. Туменова1, Т.А.Нотов2

ФГБУН Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, Нальчик 2 ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет

имени В.М.Кокова», Нальчик

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы интеграции инновационных социальных технологий в систему регионального управления как процесса коммерциализации знаний и их материализации в экономических, производственных, социальных технологиях, ориентированных на эффективное использование социальных ресурсов. Особое внимание уделено не только характеристике различных видов социальных технологий, но и прикладным проблемам, объективным и субъектным детерминантам их реализации. Ключевые слова: управление, регион, технологии управления, инновационные социальные технологии, факторы внедрения социальных технологий, алгоритм, ЫЯ-бренд.

Возрастание глобальных вызов современного этапа мирового общественного развития, а также происходящие трансформации всех сфер жизнедеятельности отечественного социума, курс российского государства на инновационный путь развития, необходимость выхода из финансово-экономического кризиса, решения проблем импортозамещения актуализирует поиск наиболее эффективных инструментов, форм, методов и технологий менеджмента, позволяющих содействовать повышению эффективности производственной деятельности. Практика успешно развивающихся экономик демонстрирует, что в условиях высокой динамики социально-экономических изменений в менеджменте все в большее значение приобретает инновационный метод/подход к реализации социальных процессов, а именно, их технологизация [1]. По сути, технологизация знаний (социально-технологический подход) позволяет получать сознательное выражение отношения людей к организации собственной деятельности по реализации поставленных перед ними личных и общественно-значимых целей и задач.

Инновационные социальные технологии менеджмента (ИСТМ) как результат человеческого творчества (наукоемкий ресурс), представляют собой систему инновационных методов выявления и использования латентных потенциалов социально-экономических систем (СЭС), направленных на повышение результативности труда [2]. Собственно за счет эффективного использования ИСТ возможно обеспечение научно-обоснованного выбора оптимальных способов воздействия субъекта управления на объекты с тем, чтобы формировать благоприятные условия жизнедеятельности для всего социума.

В современный период проблема социологического анализа регионов как специфически организованного социально-экономического пространства, в котором реализуются ИСТМ, приобретает особую актуальность, поскольку здесь происходит преломления конкретных экономических, социальные, национальных, религиозных и иных особенности территории.

Под технологией регионального управления предлагается понимать упорядоченную, целенаправленную и обусловленную средой функционирования, совокупность методов и средств управленческой деятельности, предусматривающих предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения [3]. Следует отметить, что региональное управление представляет собой творческий процесс, который не поддается строгому регламентированию, поскольку каждый регион/хозяйствующий субъект, как правило, применяет собственные технологии управления, основанные на выборе и комбинировании определенных форм и видов управления. Управление регионом как сложный многоконтурный процесс, направлен на упорядочение и координацию функционирования и развития всех составляющих его элементов в интересах достижения обозначенных целей и охватывает, по существу, весь комплекс задач, функций и видов управления региональным развитием (рис. 1).

Информационное управление

Управление составом

Региональное управление

Мотивационное управление

Управление структурой

Институциональное управление

Рис. 1. - Классификация видов регионального управления (составлено

автором)

Представленная на рисунке 1. модель - это модель состава, которая изображает элементы (подсистемы) из которых она состоит, причем, в предоставленной модели СТМ разделены на пять взаимосвязанных групп.

- управление структурой (практически совпадает с управлением порядком функционирования);

- управление составом (управление расстановкой, обучением и развитием кадров);

- институциональное управление (управление административное, командное, ограничивающее, принуждающее, нормирующее);

мотивационное управление - управление целями и предпочтениями

(побуждающее);

- информационное управление (управление информацией, которой обладают участники СЭС на момент принятия решений: убеждающее, основывающееся на сообщении информации и формировании убеждений и представлений) [4, 5].

Социальные технологии регионального управления, как правило, детерминированы определенными общественными проблемами и направлены на их разрешение через реализацию процессов социальной диагностики с последующей их технологизацией. В силу этого ИСТМ не

может быть абстрактной, логика ее построения должна отражать суть конкретных отношений и явлений. При этом разнообразие социальных объектов и постоянное возникновение требующих своего решения социальных проблем и задач, создают условия для появления и существования различных видов социальных технологий (рис. 2).

моделирование декомпозиция агрегирование генерирование альтернатив выбор

I

В а

о

и

Технологии системного анализа

Стандартные технологии

-Л -1/

Технологии коммуникации

X

_5_

Технологии реализации власти ж

_х_

Инновационные технологии

Информационные

технологии

формулирование проблемы формулирование цели планирование организация контроль, анализ

вербальная коммуникация письменная коммуникация интернет технологии

технологии управленческого воздействия

технологии мотивации технологии разрешения конфликтных ситуаций

технологии бренд -менеджмента оптимальные технологий проф. обучения

интегрированные технологии интеллектуальные технологии

технологии социального моделирования и проектирования,

использование современных средст сбора, анализа и хранения социальной

скрытое управление выборные технологии НЛП (нейролингвистическое программирование) технологии • технологии психоэнергетики

Рис. 2. - Социальные технологии регионального менеджмента [4-7]

Акцентируя внимание на инновационном аспекте социальных технологий, следует отметить, что инновации здесь представляя собой нововведения именно в человеческую культуру и человеческие отношения,

Психотехнологии управления людьми

иными словами, в коммерциализацию знаний и их материализацию в экономических, производственных, социальных технологиях, ориентированных на эффективное использование социальных ресурсов. ИСТМ демонстрируют одновременно и общественную, корпоративную, коллективную востребованность науки, и ее независимый характер, концептуальную/интеллектуальную власть. Таким образом, с одной стороны ИСТМ, выступают в виде связующего звена между методологией и теорией социологии, а с другой - социальной практикой, позволяя не только изучать ее, но и активно регулировать, за счет использования различных методов стимулирования и мотивации людей к труду для получения эффективного прогнозируемого социального результата.

Следует отметить, что процесс использования ИСТМ в региональном управлении, обусловленный необходимостью воплощения теоретико-методологических основ воспроизводства социальных качественных характеристик явлений и отношений в конкретные прикладные организационные методы и приемы достаточно сложен и динамичен. Реализация ИСТМ требует и высокого уровня знаний субъектов ответственных за технологизацию социальных процессов, преодоления объективных трудностей, связанных с ограниченностью их экономического потенциала. Как правило, данный процесс включает:

- высокую профподготовку отдельных специалистов или групп исполнителей;

- организацию и координацию деятельности данных исполнителей в соответствии технологическими требованиями к реализации определенной (конкретной) социальной технологии;

- оказание теоретико-методической, информационной и иной помощи исполнителям;

- контроль деятельности субъектов внедрения социальных технологий;

- анализ целей и задач процессов технологизации и их корректировку в случае необходимости и др. [8,9].

На рисунке 3 представлены как объективные, так и субъектные факторы, влияющие на внедрение социальных технологий.

• степень экономической, социальной самостоятельности

• уровень наукоемкости используемых технологий.

• степень стабильности процессов

• эффективность использования потенциалов (технического, технологического, организационного, , экономического, социального, культурно-нравственного)

• интересы и потребности субъектов социально деятельности

• социальный потенциал личности: уровень его использования в конкретных условиях жизнедеятельности.

• степень включенности личности в систему заинтересованности в конечных результатах

Рис. 3. - Факторы, влияющие на внедрение ИСТМ (составлено автором)

В контексте вышеизложенного рассмотрим потенциал внедрения такой инновационной социальной технологии как ЫЯ-бренд, интегрирующей инструменты менеджмента и маркетинга для достижения целей развития и управления человеческими ресурсами.

ЫЯ-бренд как деятельность по выработке системы мер, направленных на формирование позитивного имиджа (репутации) СЭС - работодателя и значимый элемент системы управления конкурентоспособностью СЭС, а также факторы, оказывающие определяющее влияние на результативность построения системы ЫЯ-бренда, взаимосвязь ее подсистем в рамках персоналориентированного подхода были рассмотрены нами в работах [1011].

Указав, что формированию сильного и успешного ЫЯ-бренда, будет способствовать всесторонний учет его междисциплинарного характера, проявляющегося в тесной взаимосвязи технологий маркетинга, менеджмента

формируемых ЫЯ-брендом (рис. 4).

в

Й Л

Ш

Ценность конкурентоспособности

Социальные ценности

Ценности развития

персонала и психологии, а также понимание специфики и вклада каждого из указанных элементов в общую концепцию управления развитием человеческих ресурсов, ниже представим систему ключевых ценностей

Стабильность, финансовая устойчивость, рентабельность деятельности региональных СЭС

Общественный и ^ политический имидж региона

Предоставляемые возможности для роста и развития регионального социума, персонала СЭС

Материальное и нематериальное вознаграждение, компенсации, льготы, бонусы

Ценности мотивации и стимулирования

Рис. 4. - Базовые ценности ЫЯ-бренда региона (составлено автором) При этом разработка системы ценностей ЫЯ-бренда должна осуществляться в рамках общих закономерностей менеджмента СЭС с одной стороны, а с другой - подчиняясь специфике ее функционирования, сложившейся организационной культуре, стилю и действующей системе управления кадрами и пр.

Принимая во внимание изложенное, предложим алгоритм разработки позитивного ЫЯ-бренда, внедрение которого в систему регионального управления будет содействовать повышению ее кадрового имиджа, востребованности на рынке труда, созданию условий для эффективной деятельности и др. (рис. 5).

Рис. 5. - Алгоритм (схема) формирования привлекательного ИЯ-бренда

(составлено автором)

Таким образом, ИСТМ выступая, как своеобразная форма самопознания общества (осмысление социальных ролей, статуса, процессов самоорганизации, оптимизации социальных процессов и др.), являются важным элементом человеческой деятельности, направленной на совершенствование механизмов общественного производства за счет роста результативности и качества труда. При этом роль и значение разработки и внедрения ИСТМ в систему регионального управления, вступающих эффективным стратегическим направлением повышения

конкурентоспособности и качественных характеристик жизнедеятельности населения региона, будет постоянно возрастать.

Литература

1. Туменова С.А. Роль индивидуального человеческого капитала в обеспечении конкурентоспособности экономических систем // Современные технологии управления. 2014. №11(47). URL: sovman.ru

2. Буторина А. А., Соловьева Н. А., Кошелева А. А. Инновационные социальные технологии. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 148 с.

3. Борукаев А.З. Управленческие приоритеты регионального социально-экономического развития // Инженерный вестник Дона. 2011. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/464.

4. Князева Е. Н. Взращивать социальные инновации - значит управлять креативно. URL: spkurdyumov.narod.ru/progi.htm.

5. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень /под ред. Я. А. Маргуляна. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. 436 с.

6. Туменова С. А., Созаева Т.Х. Системная модернизация как императив устойчивого развития территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 8. С. 10-15.

7. Туменова С.А., Созаева Т.Х. Повышение региональной конкурентоспособности в условиях перехода на инновационный путь развития // Экономические науки. 2012. №7(92). С.28-31.

8. Amber T., Barrow S. The employer brand // Journal of brand management. 2010. Vol. 4. № 3. P. 185.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Love L.F., Singh P. Workplace Branding: Leveraging Human Resources Management Practices for Competitive Advantage Through "Best Employer'' Surveys // Journal of Business and Psychology. 2011. Vol. 26. рр. 175-181

10. Туменова С. А., Толгурова З.Х. Бренд-менеджмент дестинаций в стратегии конкурентного развития региона // European Social Science Journal. 2015. №3. С. 36-44

11. Туменова С. А., Кандрокова М.М. Территориальный брендинг как инструмент развития рекреационного комплекса региона // Инженерный вестник Дона. 2015, №2/2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2990

References

1. Tumenova S.A. Sovremennyye tekhnologii upravleniya, 2014. №11 (47). URL: sovman.ru

2. Butorina A. A., Solov'yeva N. A., Kosheleva A. A. Innovatsionnyye sotsial'nyye tekhnologii [Innovative social technologies]. Yaroslavl': YarGU, 2013. 148 р.

3. Borukaev A.Z. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/464.

4. Knyazeva Ye.N. Vzrashchivat' sotsial'nyye innovatsii - znachit upravlyat' kreativno [To cultivate social innovations - means to operate creatively]. URL:spkurdyumov.narod.ru/progi.htm.

5. Sotsial'nyye tekhnologii upravleniya obshchestvom: regional'nyy uroven' [Social technologies of management of society: regional level] pod red. YA. A. Margulyana. SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskoy akademii upravleniya i ekonomiki, 2010. 436 р.

6. Tumenova S.A., Sozayeva T.KH. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2014. № 8. рр. 10-15 .

7. Tumenova S.A., Sozayeva T.KH. Ekonomicheskiye nauki. 2012. №7 (92). рр. 28-31.

8. Amber T., Barrow S. Journal of brand management. 2010. Vol. 4. № 3. P. 185.

9. Love L.F., Singh P. Journal of Business and Psychology. 2011. Vol. 26. pp. 175-181

10. Tumenova S.A., Tolgurova Z.KH. European Social Science Journal. 2015. №3. рр. 36-44

11. Tumenova S.A., Kandrokova M.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. №2/2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2990

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.