ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
С.В. ШТУКОВА
Светлана Викторовна ШТУКОВА — аспирантка кафедры управления персоналом Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
В 1986 г. окончила Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова, в 2011 г. — Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.
Автор 6 публикаций.
Область научной специализации — управление социальными системами, социальные институты, архивное дело.
^ ^ ^
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В УПРАВЛЕНИИ АРХИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ* *
Архивная деятельность как разновидность управленческой деятельности представляет собой совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектами в архивной сфере на различных уровнях социальной организации общества, направленных на достижение определенных целей [4]. Будучи одной из самых консервативных отраслей знания, архивная деятельность в условиях современного информационного общества подвергается значительным изменениям, связанным с процессом управления, динамикой развития отрасли, спецификой предоставляемых услуг. Приоритетной общественно значимой целью архивной деятельности являются сохранение, приумножение и ретрансляция общественной памяти и исторического сознания. Все эти процессы не могут происходить без организованного социального участия в управлении архивной деятельностью, поскольку достижение ее главной цели зависит от комплексных усилий участников управленческого воздействия.
Управление современной архивной деятельностью, на наш взгляд, должно быть основано на применении социальных технологий участия. Мы будем понимать под социальными технологиями применительно к теме настоящей статьи совокупность этапов, наиболее эффективных процедур и операций целенаправленного воздействия субъектов управления архивной деятельностью, направленных на ее интеграцию в систему социального управления, эффективную реализацию ее функций, создание и поддержание социальной значимости и общественной необходимости архивной деятельности.
Для раскрытия сущности социальных технологий участия общественности в управлении архивной деятельностью необходимо также уяснить понятие «участие общественности» или «общественное участие». Мы будем рассматривать общественное участие как необходимое условие для улучшения социально значимых проектов, обсуждения альтернатив, минимизации социальных, экономических, экологических рисков при принятии управленческих решений, и, что немаловажно, как средство налаживания эффективного диалога субъектов управления [2, c. 6]. Таким образом, целью управленческой деятельности становится принятие взвешенного решения с учетом мнений всех заинтересованных субъектов управления, а конечной целью архивной деятельности в процессе институционализации является обеспечение участия общественности в выработке социально значимых решений в организации работы данной отрасли.
К настоящему моменту теоретически обоснована структура поддержки общественного участия, которая включает в себя три ключевых элемента: доступ к информации и прозрачность, собственно об-
136
ГРНТИ 13.71.07 © С.В. Штукова, 2014
* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика.
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
137
щественное участие в процессе принятия решений и доступ к контролю и правосудию. Каждый из них, в свою очередь, структурирован в виде набора элементов, поддающихся оценке, и ряда принципов.
1. Доступ к информации и прозрачность. Прежде всего участники должны иметь доступ к информации — конкретной, понятной, полной и своевременной. Прозрачность достигается через ясное це-леполагание, документирование, общественный контроль, локальность и координированность процесса [там же]. Смысл прозрачности заключается не столько в доступности информации, сколько в ее активном использовании, поскольку прозрачность должна стать средством достижения изменений в обществе, таких как возможность общественного участия.
2. Собственно общественное участие в процессе принятия решений. Необходимо учитывать мнения общественности, высказанные в ходе обсуждения тех или иных вопросов, что достигается легче при обсуждении на альтернативной основе. Процесс должен быть направлен на расширение участия, а не на его сужение до уровня нескольких «избранных». «Хорошее» участие предполагает вовлечение общественности на ранних стадиях и расширение участия по мере конкретизации проекта. Необходима поддерживающая инфраструктура в виде выделения специальных и довольно значительных средств и организационных ресурсов для обеспечения процесса участия (например, для обучения и т. д.) [1].
3. Доступ к контролю и правосудию. Стоит уделять особое внимание контролю за исполнением принятых решений, в частности тех, в процессе принятия которых участвовала общественность, и мониторингу их эффективности [там же]. Должна быть установлена ответственность в случае неисполнения принятых решений и нарушения гражданских прав.
Коммуникативный характер общественного участия связан с возможностью диалога субъектов управления, обеспечиваемой доступом к процессу принятия решений и контролю за их исполнением.
Мы полагаем, что достоинства развития практик общественного участия в управлении архивной деятельностью очевидны и связаны с ее легитимацией. Однако общественное участие еще нуждается в государственной поддержке: это не изолированный от государства механизм, а сосуществующий вместе с ним. Таким образом, развитие общественного участия в управлении архивной деятельностью выгодно как гражданскому обществу, так и государству. Общественное участие в определенной мере позволяет преодолеть кризис инструментальной архивной системы, усиливая коммуникативную составляющую этого института.
Представляется целесообразным выделение трех основных социальных технологий участия общественности в управлении архивной деятельностью.
1. Организация и проведение социальных акций, направленных на осознание архивной деятельности как одного из общественно необходимых социальных феноменов и на формирование архивной культуры в обществе.
2. Организация и проведение публичных слушаний (для заинтересованных групп общественности, по вопросам архивного дела, в частности по вопросу отбора документов для хранения в государственных архивах).
3. Создание общественных советов как коллегиальных совещательных органов при органах государственной власти, регулирующих архивную сферу (состоящих из представителей общественности).
Организация и проведение социальных акций
Данная социальная технология включает в себя несколько этапов, наиболее эффективных процедур и операций целенаправленного воздействия субъектов управления архивной деятельностью, направленных на интеграцию архивной деятельности в систему социального управления, эффективную реализацию функций архивной деятельности, создание и поддержание социальной значимости и общественной необходимости архивной деятельности. Представляется целесообразным рассмотреть данную технологию на примере социальной акции «Народный архив: сохраняя прошлое — смотрим в будущее», проведенной Архивным комитетом.
Идея акции — привлечение внимания к архивной сфере как социально важной составляющей жизни общества через бережное хранение документов. Цель акции — выявление, сбор и сохранение для потомков документов, находящихся на руках у граждан. Суть акции: к участию в акции приглашались все желающие предоставить «на суд» архивистов имеющиеся у них документы, содержащие информацию о прошлом Санкт-Петербурга — Петрограда — Ленинграда и всей России, о событиях,
138
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
имевших важное значение для общества в области политики, экономики, науки, культуры, любые до-
^ *
кументы, связанные с жизнью выдающихся личностей .
К рассмотрению принимались: фотографии (в том числе негативы), переписка, дневники, воспоминания, свидетельства, аттестаты, метрики, личные дела, иные документы учреждений, организаций и др. Особое внимание было обращено на документы, освещающие быт и повседневную жизнь населения города в различные исторические периоды. При этом немаловажное значение имели подлинность и степень сохранности документов. В ходе акции «Народный архив» архивистами проводилась экспертиза ценности представленных гражданами документов на предмет их возможной передачи на вечное хранение в один из государственных архивов Санкт-Петербурга.
Субъекты управления архивной деятельностью, участвовавшие в акции: Архивный комитет Санкт-Петербурга, городские архивы, представители общественности (члены Общественного совета Комитета).
Этапы и наиболее эффективные процедуры:
1) создание идеи социальной акции, изучение целевой аудитории;
2) организация привлечения общественного внимания к архивному делу и бережному хранению документов, распространение информации об акции через объекты социальной инфраструктуры города, средства массовой информации и коммуникации;
3) организация и проведение мероприятий — мастер-классов в рамках акции;
4) подведение итогов, обоснование необходимости дальнейшего проведения подобных акций, оценка управленческих усилий и общественной значимости проведенного мероприятия.
Итоги: социальная акция «Народный архив: сохраняя прошлое — смотрим в будущее» привлекла внимание общественности города. В ее проведении были задействованы субъекты архивной деятельности (в том числе представители научного сообщества, исследователи, представители общественных организаций). В ходе мероприятия ярко проявилась необходимость внедрения и формирования явления «архивной культуры как созданной людьми искусственной среды существования и самореализации: это обычаи, традиции, ценности, нормы, символы, которые устанавливаются людьми, передаются из поколения в поколение и являются важными источниками регулирования социального взаимодействия и поведения в архивной сфере. Архивная культура — часть духовной культуры общества, социальный феномен, который является комплексным явлением. Так, следующим направлением совершенствования управления архивной деятельностью может стать работа по формированию и воспитанию архивной культуры в разных социальных группах.
Организация и проведение публичных слушаний
С организационной точки зрения публичные слушания являются открытым собранием, посвященным конкретным вопросам развития местных сообществ собрания граждан и представителей власти, в ходе которых представители гражданского общества имеют возможность влиять на процессы принятия общественно значимых решений путем выражения собственных мнений при отсутствии гарантий интеграции своего вклада в управленческую деятельность органов власти [3, с. 5]. Публичные слушания как форма общественного участия применяются в бюджетном процессе (слушания по проекту бюджета района, города, региона и пр.), в строительной сфере (слушания по вопросам градостроительных решений и внесения изменений в Генплан и др.).
Учитывая присущие архивной деятельности консерватизм и особый нормативный характер, технология общественных слушаний является инновационной для архивной деятельности. Более того, эта технология может вызывать негодование у многих специалистов в архивном деле.
Процесс формирования архивного фонда в нашей стране, определение материалов и документов, подлежащих хранению, а также формы, сроки и пр. регламентируют «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», утвержденные приказом Министерства культуры РФ от 16 февраля 2009 г. № 68, и «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с
* Для целей акции под «выдающимися личностями» понимаются граждане, хотя бы единожды упомянутые в любом печатном профессиональном справочнике, энциклопедии и т. п.
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
139
указанием сроков хранения» (далее — Перечень), утвержденный приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. № 558. Однако на практике часто возникают проблемы, связанные с поиском документов, не входящих в Перечень.
Таким образом, технология публичных слушаний в архивной деятельности направлена на решение следующих задач: выявление социальной и исторической значимости документов (широкий взгляд); привлечение внимания общества к архивной работе, обеспечение работы механизмов «обратной связи» для выявления проблем и путей совершенствования процессов управления архивной деятельностью, повышение социальной значимости архивной деятельности, обеспечение оперативного взаимодействия представителей архивной сферы и других сфер жизни общества, т. е. активное включение архивной деятельности в систему социального управления.
Оперативная цель социальной технологии — решение проблемы создания оптимального перечня организаций, готовящих документы для передачи в государственные архивы, и рекомендованного состава документов, необходимых как гражданам, так и государству.
Содержание: работа над Перечнем должна проводиться с участием общественности, в том числе в формате проведения общественных слушаний, для сохранения наиболее востребованных в обществе документов. Кроме того, развитие современных информационных технологий и внедрение систем электронного документооборота перемещают архивную деятельность в плоскость последующего создания, обработки и хранения документов в электронном виде. Вместе с тем нерешенными являются вопросы перехода на такое хранение, технологии создания и защиты документов для архивного хранения. Необходимо отметить, что все эти нововведения требуют большого количества специалистов в информационно-коммуникационной сфере.
Субъекты: целевые группы заинтересованной общественности:
— непосредственно местное население (экономически активное население от 22 до 55 лет, а также граждане предпенсионного и пенсионного возраста). Каждый трудоспособный гражданин имеет личное дело и «следы» своей трудовой деятельности. Самые популярные и востребованные на сегодняшний день социально-правовые запросы касаются личного трудового пути граждан, подтверждения мест работы, уровня заработной платы и др. Кроме того, важно отметить, что представители данной самой широкой категории могут одновременно являться представителями любой другой группы, будь-то научные сотрудники, историки, исследователи или представители коммерческих структур. Велика вероятность приобретения нескольких социальных статусов в рассматриваемой системе. Кроме того, граждане имеют свои личные архивы, которые при определенных условиях также могут стать частью архивного фонда нашей страны.* ** Сегодня устойчиво высоким спросом пользуются также генеалогические запросы;
— органы государственного управления и местного самоуправления . Органы государственного управления формируют политику в области архивного дела. Они также заинтересованы в отборе социально значимой информации, исторических документов и др.;
— организации, учреждения, предприятия, компании государственного и негосударственного типов. Деятельность крупных компаний, заводов, фабрик и т. д. — летопись истории нашей страны. Данная категория, на наш взгляд, должна быть особенно заинтересована в диалоге с архивными учреждениями, поскольку выступает в качестве источника комплектования. Признание социальной значимости той или иной организации отражается и в сохраняемых архивных документах;
— общественные организации. К сожалению, общественный сектор сейчас не очень активно занимается комплектованием и хранением своей документации, вследствие чего многие документальные источники утрачиваются;
— представители смежных сфер, прежде всего сферы культуры, образования и науки (библиотечно-информационная сфера, учебные заведения, выпускающие работников в сфере делопроизводства и архивного дела, и др.). Данная категория реализует себя в процессе межведомственного сотрудничества, открывая новые перспективы для совместных выставочных, издательских и иных проектов.
* Речь идет о личных архивах знаменитых людей.
** Формирование архивных фондов является одним из вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
140
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Важно отметить, что все перечисленные категории должны иметь в своей структуре архивы, архивные отделы;
— научные сотрудники, историки, исследователи, интересующиеся вопросами развития архивного дела.
Проблемы внедрения: общественные слушания не должны вылиться в «пустую формальность», когда представители общественности своим статусом членов гражданского общества обеспечивают иллюзию общественного участия, а представители государства поддерживают инициативы общественности с минимальными затратами, получая бесплатную экспертную помощь. Если же общественность реально задействована в управлении и получает доступ к управленческим ресурсам, возникает вопрос о качестве работы самой общественности, границах ее компетентности.
Пути преодоления указанных проблем — проведение консультаций, совещаний, семинаров и мастер-классов, оценка результативности на основе социологических исследований.
Этапы проведения общественных слушаний.
Этап 1-й. Выявление достоинств и недостатков общественных слушаний как социальноуправленческой технологии, анализ практики внедрения общественных слушаний, использование имеющегося опыта. Задача — анализ достоинств и недостатков метода решения проблемы определения источников комплектования. Субъекты — представители Комитета, ученые, практики, эксперты.
Этап 2-й. Разработка и обсуждение проекта Положения об общественных слушаниях (на примере Архивного комитета Санкт-Петербурга). Задача — создание локального нормативного акта. Субъекты — представители комитета, организаций — источников комплектования, эксперты.
Этап 3-й. Подготовка общественных слушаний. Данный этап включает все организационные процедуры по подготовке слушаний (информирование, приглашение граждан, сбор и обработка поступивших предложений, направление приглашения для выступления на общественных слушаниях, работа с выступающими).
Этап 4-й. Проведение общественных слушаний предполагает презентацию организаторов слушаний и выступления заинтересованных лиц и организаций, а также свободную дискуссию и принятие решения по итогам общественных слушаний.
Этап 5-й. Анализ итогов общественных слушаний.
Технология публичных слушаний как новый вид участия общественности в управлении архивной деятельностью потребует нового качества взаимоотношений между всеми субъектами, а следовательно, институционализация архивной деятельности в системе социального управления продолжает процесс своего формирования.
Создание Общественных советов и иных коллегиальных совещательных органов при органах государственной власти, регулирующих архивную сферу
Третья рассматриваемая нами социальная технология управления архивной деятельностью — создание консультативных совещательных коллегиальных органов. Работа таких структур имеет те же цели, что и проведение публичных слушаний, однако включает определенный нормативно закрепленный состав и чаще всего вбирает в свои ряди специалистов-экспертов, так или иначе связанных с архивным делом.
Общественный совет является публичным органом представительства общественности, главная задача которого — оказание влияния на государственную политику в ее (общественности) интересах. Общественный совет может быть сформирован путем избрания членов или их назначения государственными органами и включает в себя, помимо представителей смежных сфер, бывших работников архивной сферы, опытных специалистов. Поскольку деятельность общественных советов носит в основном рекомендательный характер, такие структуры должны быть сосредоточены на наиболее актуальных проблемах архивной деятельности, требующих общественного внимания.
Проведенный анализ социальных технологий участия общественности в управлении архивной деятельностью архивной системы позволяет сделать следующие выводы.
1. Социальные технологии участия общественности в управлении архивной деятельностью — это совокупность этапов, наиболее эффективных процедур и операций целенаправленного воздействия субъектов управления архивной деятельностью, направленных на ее интеграцию в систему социального управления, эффективную реализацию функций архивной деятельности, создание и поддержание
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
141
социальной значимости и общественной необходимости архивной деятельности, реализуемых на основе взаимодействия субъектов управления и общества.
2. Институционализация архивной деятельности может быть успешно завершена при условии взаимного диалога между всеми субъектами архивной деятельности, а также с привлечением представителей общественности, т. е. с организацией процесса участия общественности в принятии управленческих решений. Общественное участие в определенной мере позволяет преодолеть кризис инструментальной архивной системы, усиливая коммуникативную составляющую этого института.
3. Общественное участие — реализация права граждан на получение достоверной и актуальной информации, а также участие в процессе выработки и принятия решений — является необходимым условием для качественного улучшения архивной деятельности в системе социального управления. Коммуникативный характер общественного участия связан с возможностью диалога субъектов, обеспечиваемой доступом к процессу принятия решений и контроля за их исполнением.
4. Право на общественное участие юридически закреплено на самом высоком уровне, однако еще нуждается в государственной поддержке: это не изолированный от государства механизм, а сосуществующий вместе с ним.
5. Представляется целесообразным выделение двух основных социальных технологий участия общественности в управлении архивной деятельностью: организация и проведение публичных слушаний и создание Общественных советов — коллегиальных совещательных органов при органах государственной власти, регулирующих архивную сферу (состоящих из представителей общественности).
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпов А. Общественное участие как основа устойчивого развития. URL: http://strategy.spb.osi.ru (дата обращения: 22.12.2013).
2. Общественное участие: теория и практика взаимодействия заинтересованных сторон в развитии местного сообщества / авт.-сост.: Е.В. Перфильева, Н.В. Мальцева, К.И. Степаненко, О.С. Чиликова, К.В. Шипилова. Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2011.
3. Старобудов А.А. Публичные слушания как форма общественно-политического участия населения современной России: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2009.
4. Штукова С.В. Архивная система как социальный институт: проблемы управления // Известия СПбУЭФ. 2013. № 1 (79). С. 133-136.