Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
140
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шмарион Юрий Васильевич, Волков Антон Павлович

Находясь в динамическом процессе перехода из одной образовательной среды (школьной) в другую (вузовскую), студенты, в силу объективных причин, не могут идентифицировать параметры и факторы, которые определяют ключевые характеристики оптимального саморазвития. В этой ситуации условия саморазвития студента должно обеспечиваться созданными на научной основе авторскими инновационными социальными технологиями, разработанные самим студентом, и он сам является исполнителем этой технологии. В связи с этим в данной работе представлены результаты исследования социального портрета первокурсников в период адаптации, которые послужили основой для разработки социальных технологий саморазвития студентов. В сборе эмпирических данных использовались метод анкетного опроса, работа с документами, интервьюирование. Авторами разработана двухконтурная система социального управления процессом саморазвития студентов и социальная технология, реализующая управленческий цикл процесса саморазвития студента. Предложен циклический алгоритм, реализующий управленческий цикл совокупностью укрупненных социально-технологическими процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шмарион Юрий Васильевич, Волков Антон Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TECHNOLOGIES OF SELF-DEVELOPMENT OF FIRST-YEAR STUDENTS IN THE PERIOD OF ADAPTATION TO A NEW SOCIAL ENVIRONMENT

Being in the dynamic process of transition from one educational environment (school) to another (university), students, for objective reasons, cannot identify the parameters and factors that determine the key characteristics of optimal self-development. In this situation, a positive solution to the student's self-development conditions should be provided by the author's innovative social technologies created on a scientific basis, developed by the student himself, and he himself is the executor of this technology. In this regard, this paper presents the results of a study of the social portrait of first-year students during the adaptation period, which served as the basis for the development of social technologies for students' self-development. In collecting empirical data, the method of questionnaire survey, work with documents, and interviewing were used. The authors have developed a two-circuit system of social management of the students' self-development process and a social technology that implements the management cycle of the student's self-development process. A cyclic algorithm is proposed that implements the management cycle with a set of enlarged socio-technological procedures.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 316.4.062

DOI 10.52575/2712-746X-2022-47-2-199-209

Социальные технологии саморазвития первокурсников в период адаптации к новой

социальной среде

Шмарион Ю.В., Волков А.П.

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Россия, 398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42 E-mail: jbshmarion@mail.ru; anton_volkov_48_rus@mail.ru

Аннотация. Находясь в динамическом процессе перехода из одной образовательной среды (школьной) в другую (вузовскую), студенты, в силу объективных причин, не могут идентифицировать параметры и факторы, которые определяют ключевые характеристики оптимального саморазвития. В этой ситуации условия саморазвития студента должно обеспечиваться созданными на научной основе авторскими инновационными социальными технологиями, разработанные самим студентом, и он сам является исполнителем этой технологии. В связи с этим в данной работе представлены результаты исследования социального портрета первокурсников в период адаптации, которые послужили основой для разработки социальных технологий саморазвития студентов. В сборе эмпирических данных использовались метод анкетного опроса, работа с документами, интервьюирование. Авторами разработана двухконтурная система социального управления процессом саморазвития студентов и социальная технология, реализующая управленческий цикл процесса саморазвития студента. Предложен циклический алгоритм, реализующий управленческий цикл совокупностью укрупненных социально-технологическими процедур.

Ключевые слова: саморазвитие студентов, социальное управление, социальные технологии саморазвития

Для цитирования: Шмарион Ю.В., Волков А.П. 2022. Социальные технологии саморазвития первокурсников в период адаптации к новой социальной среде. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47 (2): 199-209. DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-2-199-209

Social Technologies of Self-development of First-year Students in the Period of Adaptation to a New Social Environment

Yuri V. Shmarion, Anton P. Volkov

S.S. Semenov-Tyan-Shansky Lipetsk State Pedagogical University 42 Lenin St, Lipetsk 398020, Russia E-mail: jbshmarion@mail.ru; anton_volkov_48_rus@mail.ru

Abstract. Being in the dynamic process of transition from one educational environment (school) to another (university), students, for objective reasons, cannot identify the parameters and factors that determine the key characteristics of optimal self-development. In this situation, a positive solution to the student's self-development conditions should be provided by the author's innovative social technologies created on a scientific basis, developed by the student himself, and he himself is the executor of this technology. In this regard, this paper presents the results of a study of the social portrait of first-year students during the adaptation period, which served as the basis for the development of social technologies for students' self-development. In collecting empirical data, the method of questionnaire survey, work with documents, and interviewing were used. The authors have developed a two-circuit

system of social management of the students' self-development process and a social technology that implements the management cycle of the student's self-development process. A cyclic algorithm is proposed that implements the management cycle with a set of enlarged socio-technological procedures.

Keywords: self-development of students, social management, social technologies of self-development

For citation: Shmarion Yu.V., Volkov A.P. 2022. Social Technologies of Self-development of First-year Students in the Period of Adaptation to a New Social Environment. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 47(2): 199-209 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-2-199-209

Введение

Проблема саморазвития студенческой молодежи является особенно актуальной в период адаптации первокурсников к новой социальной среде. Новые технологии образовательного процесса и высокая потребность в самосовершенствовании оказываются системно интегрированными и требуют от студента рационального поведения по всем ключевым направлениям жизнедеятельности. В такой ситуации молодому человеку трудно найти себя, что определяется противоречием между стремлениями к самореализации и удовлетворению актуальных потребностей и невозможностью их реализации в окружающем его социальном пространстве, имеющем ограниченные ресурсы из-за отсутствия у первокурсников когнитивно-поведенческих и социальных навыков решения таких сложных проблем, с которыми они ежедневно сталкиваются. Наиболее приемлемое разрешение данного противоречия - это обращение к научно обоснованным социальным технологиям, обеспечивающим достижение оптимального социального результата при ограниченных ресурсах [Исаева, Сайдалиева, 2017].

Проблемы саморазвития учащейся молодежи активно исследуются социологами [Мокерова, 2006; Орлова, 2019], психологами [Васильева, 2018; Гаранина, 2020], педагогами [Ульянова, 2015; Валеева Н.Ш., Фролова, 2019; Шамсутдинова, 2013; Сайедамин, 2017], философами [Вялых, Неволина, 2015]. Отечественные и зарубежные вузы предпринимают попытки решения проблемы саморазвития студентов. Так, в частности, в Великобритании действует Personal Well-Being Centre [Personal Well-Being Centre, 2022], в котором осуществляется программа личностного синтеза (Personal synthesis programme), соединяющая когнитивный, эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты личностного развития в одну внутренне непротиворечивую образовательную модель, пригодную как для подростков, так и для взрослых. Пенсильванский университет под руководством доктора философии М.Э.П. Селигмана, директора Центра позитивной психологии, реализует The Penn Resiliency Program (PRP) [Martin E. P. Seligman, 2022] - программу, в рамках которой студентов обучают когнитивно-поведенческим и социальным навыкам решения проблем, с которыми они сталкиваются. Подобные программы осуществляют и отечественные вузы: Университет ИТМО [Зонис и др., 2016], МГГУ им. Шолохова [Огнев, 2013] и другие. В указанных работах обсуждаются в основном теоретико-методологические, фундаментальные основы процесса саморазвития личности учащейся молодежи, при этом недостаточно внимания уделяется разработке практико-ориентированных технологических рекомендаций.

В данной работе представлены результаты исследования социального портрета первокурсников в период адаптации, которые послужили основой для разработки социальных технологий саморазвития студентов.

Объекты и методы исследования

Выборочная совокупность составила 78 человек (студенты-первокурсники одного из институтов Липецкого государственного педагогического университета имени

П.П. Семенова-Тян-Шанского). В сборе эмпирических данных использовались метод анкетного опроса, работа с документами, интервьюирование. В обработке эмпирических данных применялись номотетический и идеографический подходы. Компьютерная обработка данных в среде пакета программ SPSS; компаративный анализ.

Результаты и их обсуждение

Проблема саморазвития учащейся молодежи является мультипарадигмальной и междисциплинарной. Эффективный процесс саморазвития возможен лишь при создании условий с учетом особенностей конкретной личности и факторного пространства конкретной социальной среды. В этой связи в нашем исследовании мы обратили внимание на уровень развития социальной активности первокурсников, которая является одним из основных показателей готовности к саморазвитию.

Анализ эмпирических данных показал, что 80,0 % студентов считают, что современный специалист должен быть социально активным. В довузовский период молодые люди демонстрировали социальную активность в разных сферах жизнедеятельности: в трудовой (40,0 %), социальной (33,3 %) образовательной (13,3 %), политической (6,7 %), а в общественной жизни образовательного учреждения принимали участие регулярно 20,0 % и часто - 26,7 %. При этом в реализации предложенных инициатив старшеклассникам помогали школьные учителя (33,3 %), их товарищи (33,3 %), и только 26,7 % самостоятельно справились с реализацией своих инициатив самостоятельно. Указанные данные свидетельствуют о достаточно высоком потенциале активности первокурсников.

В период адаптации после поступления в вуз их активность несколько снизилась: 66,7 % не готовы выступить с инициативой решения важной социальной проблемы, а 20,0 % осмысливают возможность проявления социальной активности. Большинство первокурсников (60,0 %) считают, что позитивная социально активная деятельность способствует саморазвитию. Основным побуждающим мотивом социально активной деятельности является получение опыта и навыков (86,7 %). Среди факторов, препятствующих проявлению социальной активности, первокурсники отмечают: отсутствие необходимых знаний - 73,3 %, недостаточность свободного времени - 53,3 %, недостаточную сформиро-ванность желания и черт характера - по 33,3 %, лень - 26,7 %. Первокурсники (83,7 %) считают, что образовательный процесс в вузе должен способствовать саморазвитию и формированию социальной активности, и вместе с этим, как отмечают респонденты (73,4 %), малая социальная группа (студенческая группа) оказывает позитивное влияние на эти процессы. Со стороны университета первокурсники желают получить актуальные знания (73,4 %), осведомленность о возможных мероприятиях, где можно проявить себя (46,7 %), выделенное время (40,0 %), финансовое обеспечение (33,3 %). Студенты надеются, что в университете они научатся правильно формулировать цели в процессе саморазвития и формирования социальной активности (80,0 %), смогут приобрести опыт в разработке проектов и управлении ими (60,0 %) и другие важные для них навыки, умения и качества. Студенты надеются, что в вузе будут созданы необходимые условия для личностного и профессионального роста.

Учебный процесс занимает основное время присутствия первокурсника в образовательном пространстве вуза, который предъявляет серьезные требования к личностным качествам первокурсника. В этой связи целесообразно уточнить отношение первокурсников к организации учебного процесса в период их адаптации в образовательном пространстве вуза. Большинство молодых людей выбирали вуз, ориентируясь на возможность поступления на бюджетные места по выбранной специальности (68,75 %). В период адаптации студенты считают, что самое важное для них - поддержка родных и близких им людей в решении основных проблем образовательного процесса. Большинству учеба в университете нравится (50,0 % - да, 31,25 % - скорее да, чем нет). Процесс получения знаний при-

носит удовлетворение 81,25 % первокурсников. Каждому второму студенту нравится процесс общения с сокурсниками.

Практически треть первокурсников активно включилась во внеучебную деятельность. Вместе с этим 62,5 % первокурсников указывают на большую загруженность и недостаток свободного времени. Студенты считают, что в учебном процессе для них важно получение знаний и достижение профессионализма (87,5%), качество образования (50,0 %), межличностные отношения со студентами (43,75 %), межличностные отношения с преподавателями и сама учебная деятельность (по 31,25 %). Выбранную специальность половина первокурсников считает престижной, 37,5 % респондентов затруднились с ответом. Половина студентов отмечает, что в течение первого семестра у них сложились дружеские отношения в пределах студенческой группы и на уровне университета.

В студенческих группах пользуются популярностью такие личностные качества, как активность (87,5 %) и доброжелательность (68,75 %), а также высоко цениться взаимопомощь (93,75 %). Большинство первокурсников считает, что от преподавателей зависит их отношение к учебной деятельности (43,75 % ответили «да» и такое количество - «скорее да»). Первокурсники высоко оценивают следующие качества преподавателей: уважительное отношение к студентам (81,25 %), знание своего предмета (75,0 %), готовность оказать помощь и доброжелательность (по 68,75 %), профессионализм (50,0 %).

Подводя итог представленным выше результатам социологического исследования, можно утверждать, что состояние социального пространства университета способно обеспечить необходимые условия для эффективного процесса саморазвития и формулирования социальной активности первокурсников.

В последующем анализе эмпирических данных необходимо оценить готовность, ресурсы и желание первокурсников к саморазвитию.

Установлено, что 68,75 % первокурсников имеют стремление к саморазвитию, остальные 31,25 % ответили «скорее да, чем нет». Их желания включают широкий спектр положительных личностных качеств, которые первокурсники готовы у себя сформировать (улучшить внешность, стать менее самокритичным, менее застенчивым, развить самодисциплину, реализовать себя, научиться работе в команде, развить творческие способности, научиться планировать, увеличить объём знаний, самоорганизованность и др.), а также отмечалось желание освободиться от отрицательных личностных качеств.

Первокурсники самокритично определили как сильные, так и свои слабые стороны. В список актуальных сильных сторон вошли следующие качества: 43,75 % - чувство юмора, честность, ответственность, дружелюбность, коммуникабельность; 31,25 % - дисциплинированность, решительность; 25,0 % терпимость; 18,75 % - самостоятельность, обучаемость, уверенность, активная жизненная позиция, пунктуальность, стрессоустойчи-вость, добросовестность.

В список слабых сторон первокурсники включили следующие: 81,25 % - лень, 37,5 % - повышенную тревожность, 31,25 % - излишнюю раздражительность, страх перед неудачей/неизвестным, неумение грамотно распределить свое время, 25,0 % - конфликтность, отсутствие навыков выступлений, грубость, эмоциональная скованность, нерешительность, 18,75 % - медлительность, самокритичность, застенчивость, 12,5 % -неумение слушать, зависимость, легкомысленность. Установлено, что 43,75 % первокурсников имеют склонность к прокрастинации.

Первокурсники указали основные факторы, которые мешают им заниматься саморазвитием: не хватает времени из-за учебы (62,5 %), лень (50,0 %), отсутствие вектора развития, отсутствие понимания, зачем это нужно (12,5 %). Отметили и наиболее предпочтительные сферы самореализации: 37,5 % определили финансы, инвестиции, деньги, 31,25 % - построение карьеры и возможность профессиональной самореализации, 25,0 % - реализация творческого потенциала, 18,75 % - личностный рост и саморазвитие, 12,5 % - семья, по 6,25 % -отдых и развлечения, сохранение и поддержание здоровья, образование, поддержание

контактов с друзьями и знакомыми. У 50,0 % студентов есть вредные привычки - 12,5 % ответили «скорее да, чем нет»; 18,5 % ответили, что у них нет вредных привычек, и столько же ответили «скорее нет, чем да».

Первокурсники, положительно оценивая имеющиеся в вузе условия и возможности саморазвития и самосовершенствования, откровенно конкретизировали суть собственных вредных привычек: 50,0 % не соблюдают режим дня, 37,5 % часто употребляют нецензурные выражения, 31,5 % курят, 25,0 % чрезмерно ленивы, используют слов-паразиты, 18,75 % назвали недосыпание, интернет-зависимость, 12,5 % - употребление вредной еды, 6,25 % - увлечение азартными играми, злоупотребление алкоголем, переедание.

Возможность и желание стать лучше позволили студентам определить перечень полезных привычек, которыми они хотели бы приобрести: 56,25 % - заниматься спортом, соблюдать режим дня, 43,75 % - изучать иностранные языкы, правильно и регулярно питаться, 37,75 % - ставить и реализовывать цели, 31,25 % - постоянно изучать чего-то новое, 25,0 % -делать дела вовремя, 18,75 % - читать книги, 12,5 % - планировать задачи, развивать позитивное мышление, чаще бывать на свежем воздухе, делать утреннюю зарядку.

Ценностные ориентации первокурсников позволяют уточнить цели-ценности и средства-ценности, которые детерминируют основную структуру и содержание параметров направленности личности. Терминальные и инструментальные ценности определяют мо-тивационный потенциал саморазвития личности и позиционирование этой личности в социальном пространстве образовательного учреждения. Терминальные и инструментальные ценности первокурсников получены с помощью методики изучения ценностных ориентации М. Рокича [Rokich, 2022].

Достижение пяти основных жизненных целей - здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь - первокурсники предполагают обеспечивать за счет следующих средств: ответственности, воспитанности, честности, самоконтроля, смелости в отстаивании своего мнения, взглядов.

Методика «Колесо жизненного баланса», разработанная специалистом по саморазвитию Полом Дж. Майером [Paul J. Mayer, 2022], позволяет оценить уровень удовлетворенности развитием каждой сферы жизни первокурсников и определить рациональную расстановку сил с ориентацией на оптимальный процесс саморазвития. По оценкам первокурсников они удовлетворены следующими сферами жизнедеятельности: 7,9 - домом, семьей, 7,8 - общением, окружением, связями, 7,3 - учебой, в рамках которых возможно их саморазвитие и самосовершенствование.

Технологизация процесса саморазвития студентов

Обобщённая информация о результатах социологического исследования была представлена студенческим группам в виде презентации для обсуждения, в результате которого студенты пришли к солидарному мнению о необходимости разработки социальных технологий саморазвития в период адаптации на первом курсе. Информация о конкретной студенческой группе предоставляется куратору данной группы для социально-технологического обеспечения воспитательной работы, а обобщенная информация по первому курсу предоставляется заместителю директора по воспитательной работе для социально-технологического обеспечения стратегических направлений воспитательной работы на уровне института. Кроме того, был выполнен анализ итогов анкетирования каждого студента, в результате которого были сформированы личные карточки, доступные только конкретному первокурснику. В личной карточке представлена систематизированная информация в компактном виде, удобном для принятия решения конкретным студентом о возможных направлениях процесса саморазвития и технологизации этого процесса. Структура индивидуальной карточки включает следующие разделы: главное качество студента, которое ему хотелось бы изменить; основное положительное качество; важные

ценности, важность качеств, сильные стороны, слабые стороны, наличие склонности к откладыванию дел; полезные привычки, которые студенты хотели бы приобрести, а также предпочтительные сферы жизни для изменений.

Полученные эмпирические данные комплексного социологического исследования послужили основанием для разработки системы двухконтурного социального управления процессом саморазвития студентов. Функциональная схема представлена на рис. 2.

Рис. 2. Функциональная схема системы двухконтурного социального управления

процессом саморазвития студентов Fig. 2. Functional diagram of the system of two-circuit social management of the process of self-development of students

В функциональной схеме используются следующие обозначения:

Х - входная информация, параметры внешней социальной среды, в рамках которой осуществляется образовательный процесс;

Xd - параметры проблемных ситуаций, присутствующих во внешней среде и оказывающих решающее воздействие на процессы саморазвития;

V - реально существующие и неизмеряемые социальные возмущения как позитивной, так и негативной направленности, подчиняющиеся закону больших чисел;

Y - выходная информация, характеризующая уровень саморазвития студентов, достигнутый в результате внедрения авторских инновационных социальных технологий саморазвития;

Z - цели саморазвития студентов;

Ца - управленческая информация процедур селекции проблемных ситуаций на первом контуре социального управления;

Ц - управленческая информация об адаптации и коррекции процедур селекции проблемных ситуаций;

Ц,р - набор проектов социальных технологий саморазвития, отражающих специфику социальной среды, имеющиеся ресурсы личности и малой группы, цели саморазвития; алгоритмы и модели технологизации, и = ¥(Х, У, 2);

^ -авторские инновационные социальные технологии саморазвития студента, являющегося и разработчиком, и исполнителем этой технологии.

Для того, чтобы решить проблему саморазвития студентов, необходимо рассмотреть возможность социального управления в сложной динамической социальной системе, состоящей из образовательного учреждения, малых социальных групп (студенческие группы, курсы подготовки - совокупность студенческих групп), отдельных личностей (студентов), являющихся одновременно и объектами, и субъектами технологизации.

Входными данными являются параметры внешней социальной среды, в рамках которой осуществляется образовательный процесс, в котором формируется социально активная личность, обладающая современными профессиональными компетенциями. В первом контуре социального управления после социологических исследований определяются параметры внешней среды, характеристики малых групп и отдельных студентов, производится оценка ресурсов личности и малых социальных групп, социального пространства образовательного учреждения, определяется актуальное целевое множество саморазвития студентов с учетом нормативных документов и динамично развивающегося общества. На базе этой информации разрабатываются наборы оптимальных алгоритмов технологиза-ции, составляющие основу для функционирования генератора вариантов социальных технологий, которые составят основу для разработки и реализации авторских инновационных социальных технологий конкретным студентом на втором уровне социального управления. Обратная связь осуществляется в двухконтурной системе саморазвития студентов социального управления. В основу разработки авторских инновационных социальных технологий саморазвития положены системный, деятельностный и социально-технологический подходы. Необходимость разработки таких технологий определяется нормативно-правовыми документами, определяющими функционирование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, а также характеристиками современного динамично развивающего социального пространства, в котором в будущем предстоит работать специалистам нового поколения.

Управленческий цикл реализуется следующими укрупненными социально-технологическими процедурами.

Процедура 1. Определение внесистемных ограничений на «технологический коридор», в котором может быть успешно реализовано множество авторских инновационных социальных технологий саморазвития личности.

Процедура 2. Определение внутрисистемных ограничений, которые детерминированы характеристиками малых социальных групп.

Процедура 3. Идентификация целевого множества саморазвития студентов и малых социальных групп с учетом ФГОС и требований современного рынка труда.

Процедура 4. Определение социально-технологических ресурсов саморазвития отдельных личностей и малых социальных групп.

Процедура 5. Выбор радиального набора алгоритмов и моделей технологизации саморазвития личностей.

Процедура 6. Генерирование набора проектов оптимальных социальных технологий, ориентированных на решение конкретных целей саморазвития студентов и малых социальных групп.

Процедура 7. Научно-теоретическая и предметно-практическая подготовка студентов к разработке и внедрению авторских инновационных социальных технологий саморазвития.

Процедура 8. Разработка студентами авторских инновационных социальных технологий саморазвития конкретного студента.

Процедура 9. Организация фронтального внедрения авторских инновационных социальных технологий саморазвития конкретного студента.

Процедура 10. Мониторинг процесса внедрения авторских инновационных социальных технологий саморазвития конкретного студента.

Процедура 11. Подведение итогов конкретного управленческого цикла саморазвития и определение отклонения между достигнутыми результатами саморазвития и поставленными целями.

Процедура 12. Если отклонение Д = Z — Y> 0, то с помощью алгоритмов коррекции и алгоритмов адаптации уточняются алгоритмы и модели технологизации, уточняются параметры «технологических коридоров», ресурсы и управление передается в начало управленческого цикла на соответствующую процедуру. Если отклонение Д = Z — Y= 0, управленческий цикл завершается, так как цели достигнуты.

По подобной схеме управленческого цикла реализуется социальная технология организации саморазвития для малой социальной группы, при этом интеллектуальным генерирующим и исполнительным механизмом социальных технологий будет куратор студенческой группы. Также организуется управленческий цикл внедрения социальной технологии организации процессов саморазвития на уровне 1-го курса института университета.

В процессе обсуждения результатов социологического исследования большинство студентов согласилось, что одним из основных негативных качеств, присущих большинству сегодняшних первокурсников, является лень, которая с технологической точки зрения составляет сущностную основу многих недостатков. После ознакомления студентов с личными карточками с ними были проведены занятия по основам технологизации процессов саморазвития с использованием метода микрорешений [Caroline Arnold, 2022] и выдано задание на определение того, что хотят они в себе изменить (либо сформировать актуальное позитивное качество, либо освободиться от негативного качества). Таким образом студенты оказались готовыми для самостоятельной разработки авторских социальных технологий саморазвития. В качестве целевых установок были выбраны: планирование времени и текущих дел, организация регулярных занятий, формирующих здоровый образ жизни, развитие творческих способностей, формирование пунктуальности и организованности и другие. Студенты опирались на полученные теоретические знания по основам технологизации и эмпирические данные, собранные в процессе изучения их как объекта исследования. В процессе технологизации учитывались личные особенности, конкретные условия жизнедеятельности, условия образовательной среды в вузе, требования нормативно-правовых документов, состояние здоровья, а также существующие ресурсные ограничения. Реализация авторской социальной технологии предусматривала самоконтроль, осуществляемый посредством ведения дневника, в котором отражалась последовательность реализации процедур авторской социальной технологии и достигнутые результаты. Таким образом, студенты выступают одновременно в роли и разработчика, и исполнителя авторской социальной технологии своего саморазвития.

Выводы

1. Неэффективность саморазвития студентов первого курса в период адаптации связана с отсутствием доступных для внедрения индивидуальных социальных технологий саморазвития личности, учитывающих способности и возможности конкретного студента и особенности социального пространства конкретного образовательного учреждения.

2. Находясь в динамическом процессе перехода из одной образовательной среды (школьной) в другую (вузовскую), студенты, в силу объективных причин, не могут идентифицировать параметры и факторы, которые определяют ключевые характеристики оптимального саморазвития. В этой ситуации положительное решение саморазвития студен-

та должно обеспечиваться созданной на научной основе авторской социальной технологией, разработанной самим студентом, и он сам является исполнителем этой технологии.

3. В вузовском образовательном пространстве воспитательную работу организуют чаще всего на общественных началах кураторы, которые ориентируются на формальную реализацию традиционных воспитательных мероприятий с низким уровнем результативности. Причиной низкой результативности является, во-первых, отсутствие у кураторов и первокурсников репрезентативных эмпирических данных, описывающих социальный портрет студенческой группы и каждого студента; во-вторых, низкий уровень социально-технологической культуры и кураторов, и первокурсников, не позволяющий им организовать эффективный процесс саморазвития студентов и адаптации в новой социальной среде; в-третьих, студент является объектом управления, что лишает его возможности самому формулировать цели своего саморазвития.

4. Практика показывает, что у старшеклассников и первокурсников велика потребность в саморазвитии, которая не может быть удовлетворена в полном объеме, если студент является объектом управления. Вместе с тем отметим, что использование авторских социальных технологий саморазвития конкретного студента, в которых он выступает одновременно и в роли разработчика, и в роли исполнителя этой технологии, запускает непрерывный динамический процесс саморазвития личности на непрерывном пути личностного и профессионального роста будущего специалиста с активной жизненной позицией.

5. Внедрение авторских инновационных социальных технологий саморазвития студентов определяет требования к социальной среде образовательного пространства вуза, в которой должны быть представлены в полном объеме условия для реализации всех способностей и возможностей конкретного будущего специалиста.

Список литературы

Азими Сайедамин. 2017. Дистанционные образовательные технологии как

средство саморазвития студентов. URL: https://www.dissercat.com/content/distantsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-kak-sredstvo-samorazvitiya-studentov (дата обращения: 23.03.2022). Валеева Н.Ш., Фролова Ф.Ф. 2019. Компетенция профессионального саморазвития: сущность и

формирование у студентов. М., РУСАИНС, 120 с. Васильева Г.Ф. 2018. Дорожная карта студента-первокурсника как технология развития и саморазвития в условиях университетского образования. В кн.: Актуальные проблемы развития личности в современном обществе

материалы международной научно-практической конференции. Изд. Псковский государственный университет, 79-83. Вялых В.В., Неволина В.В. 2015. Проблема саморазвития личности в свете философского осмысления. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Грамота, 12: 36-38. URL: www.gramota.net/materials/3/2015/12-3/ (дата обращения: 23.03.2022). Гаранина Ж.Г. 2020. Мотивация профессионального саморазвития студентов вуза, использующих дистанционные образовательные технологии. Вестник донецкого национального университета. Серия Д: филология и психология, 1: 133-137. Зонис М.М., Казин Ф.А., Мальчукова А.Л., Оленина Е.В., Причисленко А.Г. 2016. Жизненная навигация: технологии саморазвития личности студента в процессе обучения в вузе. СПб., Университет ИТМО, 109 с. Исаева М.Р., Сайдалиева М.Р. 2017. Технологии саморазвития личности. European research, 5(28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tehnologii-samorazvitiya-lichnosti (дата обращения: 05.03.2022).

Мокерова Ю.В. 2006. Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ. Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. Екатеринбург.

Огнев А.С. 2013. Персональный навигатор. Рабочая тетрадь. МГГУ им. Шолохова, 110 с.

Орлова И.Б. 2019. Социальные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М., Издательство Юрайт, 174 с. URL: https://urait.ru/bcode/431592 (дата обращения: 23.03.2022).

Ульянова, Л.И. 2015. Самосовершенствование студента — залог успешной творческой профессиональной деятельности в будущем. В кн.: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VI Междунар. науч. конф. Пермь, Меркурий, 242-245. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7625/ (дата обращения: 23.03.2022).

Шамсутдинова Т.М. 2013. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования. URL:

https://openedu.rea.ru/jour/article/viewFile/229/233 (дата обращения: 23.03.2022).

Rokich's method "Value orientations": the pros and cons URL: https://ilovevaquero.com/samosovershenstvovanie/102025-metodika-rokicha-cennostnye-orientacii-plyusy-i-minusy.html (дата обращения: 25.04.2022).

Wheel of life tool of Paul J. Mayer. Examples and Instructions. URL: https://www.lifecoach-directory.org.uk/content/wheel-of-life-tool.html (дата обращения: 25.04.2022).

Caroline Arnold. Small Move, Big Change: Using Microresolutions to Transform Your Life Permanently. URL: https://www.amazon.com/Small-Move-Big-Change-Microresolutions/dp/0143126164 (дата обращения: 25.04.2022).

Personal Well-Being Centre. URL: https://www.personalwellbeingcentre.org (дата обращения: 24.03.2022).

Positive Psychology Center. URL: https://ppc.sas.upenn.edu/services/penn-resilience-training (дата обращения: 24.03.2022).

References

Azimi Sayyedamin. 2017. Distantsionnyye obrazovatel'nyye tekhnologii kak sredstvo samorazvitiya studentov [Distance educational technologies as a means of self-development of students]. Available at: https://www.dissercat.com/content/distantsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-kak-sredstvo-samorazvitiya-studentov (accessed: 23 March 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Valeyeva N.Sh., Frolova F.F. 2019. Kompetentsiya professional'nogo samorazvitiya: sushchnost' i formirovaniye u studentov [Competence of professional self-development: the essence and formation of students]. Moscow, Publ. RUSAYNS, 120 p.

Vasil'yeva G.F. 2018. Dorozhnaya karta studenta-pervokursnika kak tekhnologiya razvitiya i samorazvitiya v usloviyakh universitetskogo obrazovaniya [Roadmap for a first-year student as a technology for development and self-development in a university education]. V kn.: Aktual'nyye problemy razvitiya lichnosti v sovremennom obshchestve materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of personality development in modern society materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Pskov, Publ. Pskovskiy gosudarstvennyy universitet, 79-83.

Vyalykh V.V., Nevolina V.V. 2015. Problema samorazvitiya lichnosti v svete filosofskogo osmysleniya. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye [The problem of personal self-development in the light of philosophical reflection. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history]. Voprosy teorii i praktiki. Gramota, 12: 36-38. Available at: www.gramota.net/materials/3/2015/12-3/ (accessed: 23 March 2022).

Garanina Zh.G. 2020. Motivatsiya professional'nogo samorazvitiya studentov vuza, ispol'zuyushchikh distantsionnyye obrazovatel'nyye tekhnologii [Motivation for professional self-development of university students using distance learning technologies]. Vestnik donetskogo natsional'nogo universiteta. Seriya D: filologiya i psikhologiya, 1: 133-137.

Zonis M.M., Kazin F.A., Mal'chukova A.L., Olenina Ye.V., Prichislenko A.G. 2016. Zhiznennaya navigatsiya: tekhnologii samorazvitiya lichnosti studenta v protsesse obucheniya v vuze [Life navigation: technologies for self-development of a student's personality in the process of studying at a university]. St. Petersburg, Publ. Universitet ITMO, 109 p.

Isayeva M.R., Saydaliyeva M.R. 2017. Tekhnologii samorazvitiya lichnosti. [Technologies of personal self-development]. European research, 5(28). Available at:

https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-samorazvitiya-lichnosti (accessed: 23 March 2022).

Mokerova Yu.V. 2006. Protivorechiya stanovleniya potrebnosti samorazvitiya lichnosti v sovremennykh usloviyakh: sotsiologicheskiy analiz [Contradictions in the formation of the need for self-development of the individual in modern conditions: a sociological analysis]. Abstract diss. ... cand. sociol. sciences. Yekaterinburg, 27.

Ognev A.S. 2013. Personal'nyy navigator. Rabochaya tetrad' [Personal navigator. Workbook]. Moscow, Publ. MGGU im. Sholokhova, 110 p.

Orlova I.B. 2019. Sotsial'nyye tekhnologii: uchebnoye posobiye dlya bakalavriata i magistratury [Social technologies: textbook for undergraduate and graduate studies]. Moscow, Publ. Yurayt, 174 p. Available at: https://urait.ru/bcode/431592 (accessed: 23 March 2022).

Ul'yanova, L.I. 2015. Samosovershenstvovaniye studenta — zalog uspeshnoy tvorcheskoy professional'noy deyatel'nosti v budushchem V kn.: Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya. Materialy VI Mezhdunar. nauch. Konf. [Student self-improvement is the key to successful creative professional activity in the future. In: Problems and prospects for the development of education. Materials VI Intern. scientific conf.]. Perm', Merkuriy; 242-245. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7625/ (accessed: 23.03.2022).

Shamsutdinova T.M. 2013. Formirovaniye professional'nykh kompetentsiy studentov v kontekste informatizatsii vysshego obrazovaniya [Formation of professional competencies of students in the context of informatization of higher education]. Available at: https://openedu.rea.ru/jour/article/viewFile/229/233 (accessed: 23 March 2022).

Rokich's method "Value orientations": the pros and cons. Available at: https://ilovevaquero.com/samosovershenstvovanie/102025-metodika-rokicha-cennostnye-orientacii-plyusy-i-minusy.html (accessed: 25.April 2022).

Wheel of life tool of Paul J. Mayer. Examples and Instructions. Available at: https://www.lifecoach-directory.org.uk/content/wheel-of-life-tool.html (accessed: 25.April 2022).

Caroline Arnold. Small Move, Big Change: Using Microresolutions to Transform Your Life Permanently. Available at: https://www.amazon.com/Small-Move-Big-Change-Microresolutions/dp/0143126164 (accessed: 25 April 2022).

Personal Well-Being Centre. Available at: https://www.personalwellbeingcentre.org (accessed: 24 March 2022).

Positive Psychology Center. Available at: https://ppc.sas.upenn.edu/services/penn-resilience-training (accessed: 24 March 2022).

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 08.04.2022 Received April 8, 2022

Поступила после рецензирования 06.05.2022 Revised May 6, 2022

Принята к публикации 10.06.2022 Accepted June 10, 2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Шмарион Юрий Васильевич, профессор кафедры социологии и управления, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия.

Волков Антон Павлович, магистрант, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Yuri V. Shmarion, Professor of the Department of Sociology and Management, Semenov-Tyan-Shan Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russia.

Anton P. Volkov, Master's student, Semenov-Tyan-Shan Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.