Научная статья на тему 'Социальные технологии развития индивидуального креативного потенциала менеджеров в российской коммерческой организации'

Социальные технологии развития индивидуального креативного потенциала менеджеров в российской коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL TECHNOLOGIES / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INDIVIDUAL CREATIVE POTENTIAL / КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР / CREATIVE MANAGER / РОССИЙСКАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / RUSSIAN COMMERCIAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Базовая Марина Юрьевна

В статье проводится анализ социальных технологий, методов при оценке способностей личности к креативности. Определены главные принципы диагностики креативных способностей. Анализируются различные виды тестов (психометрический метод) по развитию индивидуального креативного потенциала. Выявляются значимые методики диагностики креативных способностей с целью определения социальных технологий развития индивидуального креативного потенциала менеджеров в российской коммерческой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social technologies of development of individual creative potential of managers in the Russian commercial organization

The article analyzes social technologies and methods when assessing a person's abilities for creativity. The main principles of diagnostics of creative abilities are determined. Various types of tests (psychometric method) for the development of individual creative potential are analyzed. Significant methods for diagnosing creative abilities are identified with the aim of identifying social technologies for developing the individual creative potential of managers in a Russian commercial organization

Текст научной работы на тему «Социальные технологии развития индивидуального креативного потенциала менеджеров в российской коммерческой организации»

Слово - молодым ученым

М.Ю. Базовая

соискатель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*

Социальные технологии развития индивидуального креативного потенциала менеджеров в российской коммерческой

организации

Эффективное управление является необходимым условием успешной деятельности российской коммерческой организации. Индивидуальный креативный потенциал российского менеджера в настоящее время выступает одной из ведущих тенденций, в связи с чем остро стоит вопрос о социальных технологиях, способствующих его развитию.

Теоретические основы социальных технологий связаны с трудами таких российских социологов, как Ж.Т. Тощенко, В.С. Дудченко, В.В. Щербина, Л.А. Маркова, Б.Г. Юдин, В.Г. Афанасьев и др.

В работах таких зарубежных исследователей, как Д. Ап, Е. де Боно, Ф. Баррон, Д. Векслер, М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, Х. Грубер, А. Мас-лоу, С. Медник, Т. Проктор, Э. Ро, Р. Стенберг, Р.-Е. Тафель, П. Титус, Е. Торранс, Э. Шехтель, Р. Флорида и др., уделяется внимание прикладным и теоретическим аспектам креативности.

Вопросам креативности уделяли внимание российские социологи Ю.Г. Волков, А.М. Салогуб, Е.В. Батоврина, П.В. Бурцев, А.Л. Вере-мейчук, А.В. Карягина.

Каковы социальные технологии развития индивидуального креативного потенциала менеджера в российской коммерческой организации?

Под российскими коммерческими организациями понимаются организации, создаваемые в форме хозяйственных обществ, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Под креативным менеджером понимается руководитель высшего или среднего должностного положения, генерирующий и внедряющий оригинальные идеи, применяющий нестандартные подходы в управлении.

Социальная технология управления в современной отечественной науке рассматривается в качестве программы и деятельности, содержащей методы и способы воздействия на социальные процессы и системы для достижения целей. Социальные технологии используют для

* Базовая Марина Юрьевна, e-mail: [email protected]

управления социальными явлениями, людьми, социальными процессами или системами1.

В широком смысле социальные технологии представляют вид социальной теории, изучающей «специфические операции с результатами познавательной деятельности», в узкой интерпретации они выступают в качестве инструмента изменения социального пространства в целях исключения операций, не применяемых в целях достижения социального результата2.

На сегодняшний день под одним и тем же названием существует несколько типов социальных технологий, существенно различающихся по содержательной части, свойствам, функциям, целям, объекту воздействия, области применения. Унификация различных трактовок этого термина не представляется возможной.

Под социальными технологиями мы понимаем совокупность методов, приемов, способов и взаимодействий, применяемых для достижения поставленных целей в области управления.

Социальная технология оказывает разноуровневое воздействие: на уровне отдельного сотрудника предполагается изменение показателей удовлетворенности трудовой деятельностью, появлением самореализации, самоидентификации с организацией; на командном уровне формируется благоприятная социально-психологическая среда, активизируются внутренние взаимодействия, уменьшается количество конфликтов; на уровне организации в целом формируется культура, соответствующая специфике управления и целям развития сотрудников3.

Креативный потенциал менеджера в российской коммерческой организации предполагает выделение в качестве самостоятельных исследовательских процедур индивидуального и командного креативного потенциала. Социальные технологии развития индивидуального креативного потенциала направлены на выявление и развитие креативности российского менеджера, что представляет на уровне теории применение специализированных тестов и диагностик, а также организационное научение.

При оценке способностей личности к креативности можно выделить два метода: 1) психометрический метод, диагностирующий креативные способности и особенности личности с помощью тестирования; 2) субъективный, или метод сопоставления авторитетных мнений.

Являясь многогранным феноменом, креативность требует применения диагностического аппарата, позволяющего оценить креативный

1 Пестова Г.А. Социология управления [Электронный ресурс]. М. : Академия естествознания, 2011. URL: http:// www.rae.ru/monographs/100 (дата обращения: 25.10.2015).

2 Гайсина Л.М. Социальные технологии как инструмент преобразования системы управления персоналом // Власть. 2015. № 4. С. 156.

3 Там же. С. 159.

потенциал и творческие достижения в соответствии с эмотивными, когнитивными, конативными и средовыми факторами1.

Креативность как особый вид способностей человека может быть развита и усилена, отмечается ее неразрывная связь с мотивацией, поскольку именно мотивация толкает на достижение конкретных целей, особенно творческим путем2.

Методики креативности «предназначены в первую очередь для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования, применение различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности»3.

Стандартизированные отчеты позволяют провести как самооценку креативности, так и ее экспертную оценку другими лицами. Во втором случае эти методики занимают промежуточное положение между психометрическим и субъективным методами определения творческой одаренности. К данной группе можно отнести опросники Д. Джонсона, Дж. Рензулли.

Чтобы быть конкурентоспособным в обществе инновационного типа развития, в котором представляют ценность креативность и нестандартность, менеджеру необходимо развивать стремление к риску, открытость новациям, нестандартность мышления 4.

Необходимо учитывать, что развитие креативности не происходит стихийно5.

Важно проведение специализированных семинаров, включающих обучающие процедуры (деловые игры, анализ практических ситуаций), применение методов психологического тестирования, ориентированных на определение личностных особенностей, знаний, умений, способностей и прочих характеристик, оцениваемых при проведении специальных тестов.

Включение в процессе обучения интерактивных технологий, позволяющих обучающимся взаимодействовать между собой, является одним из условий успешного развития креативности6.

Значимо также применение кейсов, тренингов, практикумов и конференций, направленных на выявление и развитие креативного потенциала российского менеджера.

1 Мороз В.В. Диагностическое измерение креативности студентов университета // Вестник ОГУ. 2015. № 2 (177). С.113.

2 Данилина Е.К. Креативность и обучение // Территория новых возможностей. 2015. № 4 (31). С. 209.

3 Куриленко И.В. Диагностика креативности в современном образовании // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 68.

4 Кравчук П.Ф., Самойлова Т.А. Креативность как фактор повышения эффективности работы руководителя // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 2 (41), ч. 2. С. 127.

5 Леонтьева Т.В. Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности // Науковедение. 2015. № 1 (26). С. 127.

6 Еремина Л.И., Нагорнов Ю.С., Нагорнова А.Ю. Технологии креативного развития студентов технических специальностей // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. С. 81.

Менеджеру необходимы не просто гибкость, продуктивность, вариативность и иные креативные свойства мышления, а их новый сплав, дающий новое качество мышления1.

В.А. Спивак констатирует вывод исследователей о том, «что тренировка мышления увеличивает количество удачных идей, призванных способствовать решению проблемы, более чем на 125 %»2.

Предлагается применение разных методик: теста вербальной креативности С.А. Медника, методики на диагностику личной креативности Е.Е. Туник, теста креативности П. Торренса, методики А.В. Карпова и В.В. Пономаревой по вопросу диагностики рефлексивности, опросника Д. Эверсон, методики М. Гранта по определению рефлексии, шкалы Ла-Коста касательно самооценки метакогнитивного поведения, опросника А.В. Карпова по диагностированию способностей к целевым решениям3.

16 гипотетических интеллектуальных способностей, которые характеризуют креативность, были выделены Дж. Гилфордом и его сотрудниками.

А.А. Ягелло сформулированы объективные критерии успешной творческой активности, которые следует использовать в ходе диагностики креативности, предварительно решив проблему их измерения:

- осуществление поиска в наибольшем пространстве возможных решений;

- генерация субъектом максимально возможного количества вероятных решений в единицу времени;

- генерируемые решения отличаются друг от друга, преимущественно разнородны;

- генерируемые решения равномерно покрывают пространство поиска, что может быть обеспечено только вероятностным путем, поскольку заранее размерность пространства неизвестна4.

Относительно вопроса взаимосвязи интеллекта и креативности можно выделить как минимум два подхода:

1. Креативность представляет самостоятельный фактор, независимый от интеллекта (Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев, Э.П. Торренс и др.). Представители данного подхода придерживаются мнения о суще-

1 Губенко А.В. Способность к трансформационному мышлению как показатель креативности // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований : материалы Всерос. науч. конф., посвященной 60-летию со дня рождения В.Н. Дружинина, ИП РАН, 25-26 сентября 2015 г. М. : Ин-т психологии РАН, 2015. С. 78.

2 Спивак В.А. Формирование инновационных и креативных лидеров бизнеса [Электронный ресурс]// Креативная экономика. 2009. № 7 (31). С. 130-145. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/2934/ (дата обращения: 06.02.2017).

3 Карпов А.А. Креативность в структуре метакогнитивных качеств личности // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований : материалы Всерос. науч. конф.,посвященной 60-летию со дня рождения В.Н. Дружинина, ИП РАН, 25-26 сентября 2015 г. М. : Ин-т психологии РАН, 2015. С. 107.

4 Ягелло А.А. Диагностика креативности путем контент-анализа текста, созданного испытуемым // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 187.

ствовании очень незначительной взаимосвязи между креативностью и интеллектом.

2. Г. Айзер, Д. Векслер, Р. Стернберг считают, что высокий уровень развития интеллекта предусматривает высокий уровень креативности, и наоборот.

Главные принципы диагностики креативных способностей заключаются в следующем:

1. Креативные способности относятся к дивергентному мышлению, исходящему в разных направлениях от проблемной ситуации, в отличие от направленного на поиск единственно верного решения конвергентного мышления. Не приемлемыми для измерения креативности являются тесты измерения интеллектуальных способностей (Ю), предназначенные для выявления точности и скорости поиска правильного решения из множества других.

2. Выявление взаимосвязи креативности с вербальным и образным факторами интеллекта послужило делению креативности в процессе диагностики на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление).

3. Креативный мыслительный процесс представляет порождение новых смысловых ассоциаций, степень отдаленности которых от стереотипа может являться измерением креативности.

4. Использование разных методик диагностирования креативных способностей способствовало выявлению общих принципов оценки креативности:

- оригинальности, определяющейся суммой индексов оригинальности отдельных ответов по отношению к общему количеству ответов;

- продуктивности как соотношение числа ответов к количеству заданных ситуаций;

- уникальности, выраженной отношением количества уникальных ответов к их общему количеству.

5. В целях повышения качества тестирования креативности важно соблюдать основные показатели креативной среды: отсутствие в инструкциях к тестам жесткой установки на креативность, не ограничивать во времени при тестировании, исключить мотивацию достижения и соревнования, не использовать критику действий.

«В явлении креативности выделяют четыре аспекта: креативная среда; креативный продукт; креативный процесс и креативная личность»1.

Социальные технологии развития индивидуального креативного потенциала российского менеджера включают психометрический метод, диагностирующий креативные способности и особенности личности с помощью тестирования, и субъективный метод - метод сопоставления авторитетных мнений. Приоритетное значение по развитию индивидуального креативного потенциала имеет психометрический метод. Следует отметить тест креативности Э.П. Торренса, который предложил теорию интеллектуального порога и отмечал неразличимость интеллек-

1 Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 44.

та и креативности при IQ ниже 115-120 баллов и их независимость при коэффициенте интеллекта выше 120. Часто используемые методы развития креативного потенциала основываются на процессах ассоциаций и связаны с применением теории Дж. Гилфорда, Дж. Мендельсона, С. Медника. Дж. Гилфордом разработаны специальные тесты исследования способностей, тестирующие по большей части дивергентную продуктивность. Методика С. Медника нацелена на диагностику вербальной креативности, являющейся процессом перекомбинирования элементов ситуации. Тест Ф. Вильямса направлен на комплексную диагностику креативности и позволяет оценить характеристики, связанные с творческим мышлением, а также личностно-индивидуальные креативные характеристики. Методика Е.Е. Туник диагностирует личную креативность, направленную на определение четырех особенностей творческого человека: склонность к риску, сложность, любознательность и воображение.

Методики диагностики креативных способностей предназначены в первую очередь для фактического определения креативного потенциала личности в конкретной выборке на момент тестирования. Единая методика, измеряющая все черты и границы креативности, отсутствует, поэтому при выявлении и развитии креативного потенциала российского менеджера целесообразно комплексно использовать все указанные методики.

Базовая М.Ю. Социальные технологии развития индивидуального креативного потенциала менеджеров в российской коммерческой организации. В статье проводится анализ социальных технологий, методов при оценке способностей личности к креативности. Определены главные принципы диагностики креативных способностей. Анализируются различные виды тестов (психометрический метод) по развитию индивидуального креативного потенциала. Выявляются значимые методики диагностики креативных способностей с целью определения социальных технологий развития индивидуального креативного потенциала менеджеров в российской коммерческой организации.

Ключевые слова: социальные технологии, индивидуальный креативный потенциал, креативный менеджер, российская коммерческая организация.

Bazovaya M.Yu. Social technologies of development of individual creative potential of managers in the Russian commercial organization.

The article analyzes social technologies and methods when assessing a person's abilities for creativity. The main principles of diagnostics of creative abilities are determined. Various types of tests (psychometric method) for the development of individual creative potential are analyzed. Significant methods for diagnosing creative abilities are identified with the aim of identifying social technologies for developing the individual creative potential of managers in a Russian commercial organization.

Keywords: social technologies, individual creative potential, creative manager, Russian commercial organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.