Научная статья на тему 'Социальные технологии популяризации семейного образа жизни'

Социальные технологии популяризации семейного образа жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
751
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕМЕЙНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ / SOCIAL TECHNOLOGIES / FAMILY WAY OF LIFE / TRANSFORMATION OF RUSSIAN SOCIETY / TENDENCIES OF MODERN FAMILY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузина Ирина Геннадьевна, Винокурова Анна Викторовна

В представленной работе рассматриваются возможности использования различных социальных технологий, направленных на совершенствование семейного образа жизни и повышение его привлекательности. Особое внимание уделяется характеристике основных тенденций развития семьи в трансформирующемся российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TECHNOLOGIES OF POPULARIZATION FAMILY WAY OF LIFE

The article deals with the possibilities of different social technologies, directed on perfection of family way of life. Special attention is paid to characteristics of main development tendencies of family in transforming Russian society.

Текст научной работы на тему «Социальные технологии популяризации семейного образа жизни»

2. Федотовская Т.А. Проблемы бедности в современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - №20. - С.62-74.

3. Разумов A.A., Новик Е.И. Политика занятости и доходов населения в условиях финансово-экономического кризиса // Человек и труд. - 2009. - №4. - С .12-26.

4. Елкин С.Е. Экономические и социальные последствия безработицы (по результатам анкетного социологического опроса безработных) // Вестник Омского университета. - 1999. - №4. - С.85-98.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 1996. - С.169.

6. Левада Ю. Феномен власти в общественном мнении: парадоксы и стереотипы восприятия // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. - 1998. - №5. - С.9-15.

Пыкина Татьяна Алексеевна - специалист отдела назначения и выплаты субсидии филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения» по г. Улан-Удэ.

Pykina Tatyana Alekseevna - specialist of department of allocation and payment of subsidies, branch of «Center of population social support» in Ulan-Ude.

УДК 316.356.2 И.Г. Кузина, A.B. Винокурова

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В представленной работе рассматриваются возможности использования различных социальных технологий, направленных на совершенствование семейного образа жизни и повышение его привлекательности. Особое внимание уделяется характеристике основных тенденций развития семьи в трансформирующемся российском обществе.

Ключевые слова: социальные технологии, семейный образ жизни, трансформация российского общества, тенденции развития современной семьи.

I.G. Kuzina, A.V. Vinokurova SOCIAL TECHNOLOGIES OF POPULARIZATION FAMILY WAY OF LIFE

The article deals with the possibilities of different social technologies, directed on perfection of family way of life. Special attention is paid to characteristics of main development tendencies of family in transforming Russian society.

Keywords: social technologies, family way of life, transformation of Russian society, tendencies of modern family development.

Современное российское общество подвержено социальной трансформации, что выражается в относительно быстрых, глубоких и качественных преобразованиях во всех сферах жизнедеятельности людей. При этом особенность российского общества состоит не в самом факте преобразований (преобразуется вся миросистема), а в том, что оно находится в высокоактивной стадии социальных трансформаций, когда нестабильность трансформируемой социальной системы близка к состоянию «динамического хаоса». Этим нынешнее российское общество отличается от стабильно трансформирующихся обществ с прогрессирующей экономикой и устойчивой социально-политической системой [1, с. 86].

Можно обозначить несколько характерных черт развития российского общества в процессе трансформации. Прежде всего это негативные по сравнению с дореформенным периодом изменения в уровне и качестве жизни населения, ухудшение состояния социальной инфраструктуры, обострение проблем занятости и распространение вторичной занятости как формы адаптации населения к новым условиям, усиление дифференциации населения и т.д.

Указанные тенденции определяют принципиально новое состояние российского общества. В то же время трансформационные процессы в современном российском социуме повлекли за собой не только преобразование социальной структуры, но и качественное изменение основных институтов (политических, экономических, социальных), в том числе и семей.

Семья - один из основных институтов общества, который представляет собой специфическую систему социального функционирования человека. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью норм, санкций, образцов поведения, регламентирующих взаимодействия между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. Она находится в постоянном движении, меняется и под воздействием экономических, политических и культурных факторов и в силу внутренних процессов своего развития, поэтому все социальные проблемы современности так или иначе за-

трагивают семью, создают условия для перехода семейных отношений на качественно новый уровень.

Рассматривая трансформационные процессы в сфере семейных отношений, в первую очередь необходимо обратить внимание на изменения в образе жизни современной семьи. Как отмечает Э.К. Васильева, образ жизни семьи - это специфическая форма проявления образа жизни общества в целом [2, с. 365]. Исходя из этого, под семейным образом жизни следует понимать способ или характер жизнедеятельности данной социальной группы, обладающей внутренней целостностью, органическим единством. Семейный образ жизни показывает как и ради чего живет семья, чем заняты все входящие в нее индивиды, какие действия и поступки заполняют их жизнь.

Мы разделяем точку зрения Н.В. Маляровой, в соответствии с которой основной характеристикой семейного образа жизни являются репродуктивно-воспитательная деятельность. Далее в данном контексте можно обозначить ведение домашнего хозяйства, организацию досуга и трудовой деятельности, внутрисемейное общение [3, с. 47].

Следовательно, можно констатировать, что наличие/отсутствие детей в семье и их количество являются существенным фактором, влияющим на семейный образ жизни. С этим фактором связаны воспитательный потенциал семьи, возможности внутрисемейной коммуникации, потребление материальных благ в сфере организации и благоустройства семейного быта, досуговая, а порой и профессиональная, деятельность взрослых членов семьи и т.д.

В настоящее время семейный образ жизни претерпевает глобальные изменения. Необходимо выявить особенности влияния на него таких тенденций развития семьи, как снижение уровня рождаемости и массовое распространение малодетности.

Семья является единственным социальным институтом, обеспечивающим воспроизводство населения, поэтому демографический критерий - рождение не менее 2,1 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста - считается надежным показателем того числа детей, которое необходимо обществу во избежание депопуляции [4, с. 42].

В России уровень рождаемости находится ниже границы простого воспроизводства населения. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 июня 2010 г., суммарный показатель рождаемости составил 1,28 ребенка на каждую женщину репродуктивного возраста [5]. Следовательно, имеющиеся сведения свидетельствуют о преобладании семей с 1-2 детьми.

В нашей стране низкий уровень рождаемости обусловлен не только общемировыми тенденциями, но и противоречивыми результатами социально-экономических реформ 1990-2000 гг., что подтверждается данными исследования «Семья. Демография. Социальное здоровье населения», проведенного Службой социологических рейтингов РГСУ в январе 2006 г. в 25 субъектах РФ. Предпринятое исследование показало, что ожидаемое (планируемое) число детей существенно отличается от имеющегося реально. Ожидаемое число детей в среднем составило 1,8 ребенка на одного респондента (в равной степени среди мужчин и женщин), в то время как имеющееся - 1,18. Среди причин, которые, с точки зрения респондентов, мешают реализовывать им свои репродуктивные предпочтения, выделяются финансово-материальные проблемы (их отметили 75% опрошенных) и страх за будущее своих детей (46%) [6, с. 66-67].

Трудно ожидать иных, более оптимистичных социально-демографических показателей при сохранении высокого уровня бедности, продолжающемся снижении реальных доходов населения и росте социальной напряженности.

В немалой степени снижение рождаемости обусловлено и ориентацией современной семьи на достижение определенного стандарта жизненного уровня, что требует значительных средств и экономного ведения домашнего хозяйства.

Это подтверждается результатами проведенного авторами в мае 2008 г. на территории Приморского края социологического исследования, целью которого являлось определение содержания ценностных ориентаций современных семей в контексте трансформационных процессов, происходящих в российском обществе. В качестве респондентов выступили супруги, состоящие в зарегистрированном браке, общий объем выборки составил 1000 человек (500 супружеских пар). По мнению респондентов, обеспечению стабильного социального и экономического положения их семей может способствовать владение материальными ценностями (80,4%); связи с «полезными» людьми, «блат» (42,3%); авторитет, определяемый служебным положением (15,2%); доступ к власти (10,8%). В целом, несмотря на имеющиеся различия, все респонденты единодушны в том, что материальный фактор в обеспечении высокого социального статуса семьи стоит на первом месте.

Указанные причины предопределяют уменьшение численного состава семьи, так как формирование установок на повышение благосостояния за счет внутренних материальных ресурсов ведет к сознательному ограничению числа детей. Таким образом, неблагоприятные изменения в социальноэкономических условиях жизнедеятельности современной российской семьи привели к снижению рождаемости и массовому распространению малодетности. Это представляет для общества потенциальную угрозу как социально-демографического, так и этико-психологического плана.

Однако пока еще нет оснований считать, что достигнута низшая точка негативных изменений в сфере семейно-брачных отношений. Результаты иследования, проведенного сотрудниками ИС РАН в 2009 г., показали высокую ценность семейного образа жизни для большинства опрошенных. 88% респондентов отметило, что семья для них очень важна, 11% - что «скорее важна». Больше половины опрошенных (58,1%) указали на то, что семья для них является психологическим убежищем в стрессовых ситуациях. Взвешивая все плюсы и минусы семейного и холостяцкого образа жизни, 67,4% мужчин отметили, что семья скорее является опорой в жизни современного мужчины. Женщины дают еще более позитивную оценку семейного образа жизни. 79,3% респондентов полагают, что семья является опорой в жизни современной женщины [7, с. 70].

Это подтверждает и вышеуказанное исследование авторов. Полученные нами данные показали, что для 91,4% опрошенных женщин и 89,2% респондентов-мужчин семья является одной из наиболее важных ценностей, причем 19,6% респондентов обоих полов поставили семью на первое место. Также, по мнению большинства опрошенных, чтобы чувствовать себя состоявшимися в жизни людьми, необходимо создать счастливую семью (87,9%), иметь детей (68,4%), вырастить их достойными людьми (60,8% опрошенных).

Все это свидетельствует о том, что на фоне значительных изменений социальной среды потребность человека в семейном образе жизни, который в первую очередь проявляется в принадлежности к семейной группе и отождествлении себя с ней, не снижается, а возрастает.

В то же время деструктивные тенденции, связанные с уменьшением рождаемости и распространением массовой малодетности, могут превысить защитные и самовосстановительные ресурсы семьи. В связи с этим особенно важным становится формирование и поддержание в сознании граждан установки как массовой, так и индивидуальной, на популяризацию семейного образа жизни, заключающейся в повышении привлекательности супружеских и родительско-детских отношений, в том числе с и помощью различных средств социально-технологического воздействия. В настоящее время существуют и уже показали свою социальную успешность технологии, направленные на совершенствование семейного образа жизни, призванные обеспечить эффективную реализацию супружеских и родительско-детских отношений.

Понятие «социальные технологии» получило распространение в системе социологического знания в 1970-е гг. В настоящее время под социальными технологиями подразумевается совокупность приемов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата. Соответственно, технологии популяризации семейного образа жизни включают различные приемы и методы воздействия на сознание и поведение людей, формирование и поддержание установки как массовой, так и индивидуальной на необходимость сохранения и гармонизации семейных отношений, повышение престижа отцовства и материнства.

По характеру и содержанию используемых средств и методов могут быть выделены медийнорекламные, экономические, воспитательно-образовательные и художественно-эстетические технологии совершенствования и популяризации семейного образа жизни. Медийно-рекламные технологии предполагают активное ведение пропаганды семейных ценностей с помощью средств массовой информации, в частности телевидения. В настоящее время имеется ряд телевизионных проектов («Давай поженимся!», «Знакомство с родителями», «Формула любви», «Понять и простить», «Скажи, что не так?», «Пока все дома» и др.), направленных на формирование, в первую очередь у молодежи, серьезного отношения к супружеству, бесконфликтных, паритетных взаимодействий между родителями и детьми и т.п. Следует добавить, что основным содержанием предлагаемой в СМИ социальной рекламы должен стать фамилистический (просемейный) жанр. Исходя из этого, в рекламных сюжетах необходимо популяризировать престиж отцовства и материнства, профилактику абортов и сиротства, различные формы усыновления, защиту интересов материнства и детства и т.д.

Переходя к следующему виду технологий, направленных на совершенствование семейного образа жизни, - экономическим технологиям, отметим, что они должны реализоваться через государствен-

ную материальную поддержку семей с детьми. Инвестирование семьи должно выражаться в изменении подхода к выплате заработной платы. Уже давно назрела необходимость во введении семейной зарплаты, рассчитанной на содержание и воспитание нескольких детей в семье. Дополнить комплекс мер по стимулированию рождаемости могло бы учреждение системы кредитов для молодой семьи с детьми в целях приобретения собственности, предусматривающей беспроцентное погашение полученных сумм, при достижении определенных событий семейного цикла. Кроме того, существенную роль могло бы сыграть введение различных налоговых льгот для многодетных семей в зависимости от числа детей и упрощение схемы предоставления им жилья.

Естественно, перечень технологий экономической направленности является достаточно широким и заслуживает более тщательного и серьезного рассмотрения, однако важно не забывать, что материальное стимулирование рождаемости будет действенно только в комплексе с другими технологиями, направленными на популяризацию семейного образа жизни. Помимо вышеуказанных, к ним могут быть отнесены образовательно-воспитательные и художественно-эстетические технологии.

По мнению авторов, образовательно-воспитательные технологии должны внедрять просемейные компоненты в систему школьного образования. В частности, целесообразным является введение в школе на факультативной основе элементов религиозного образования, поскольку традиционные религии России, опираясь на культурную и духовно-нравственную основы общества, собственно, и формируют у молодежи образ такой семьи, которую необходимо возрождать. Возможно также, что авторам этих факультативов следует сделать специальный акцент на семейном вопросе. Все это будет способствовать утверждению ценностей отцовства, материнства, многодетности, а также пониманию места семьи в историческом процессе развития нашей страны.

Художественно-эстетические технологии, способствующие совершенствованию семейного образа жизни, опираются на фундамент изобразительного искусства, музыки, литературы, кинематографа и т.д. Богатое наследие отечественной и мировой культуры может быть использовано в алгоритме технологического воздействия на семью, укрепления ее основ и популяризации семейного образа жизни с ориентацией на рождение и воспитание детей. В связи с этим необходимо отметить учрежденный в 2004 г. и ежегодно проводимый Всероссийский фестиваль короткометражных фильмов «Семья России». Фестиваль являет собой яркий пример воплощения художественно-эстетических технологий, призванных «... пропагандировать традиционные семейные ценности и способствовать духовно-нравственному оздоровлению российского общества средствами кинематографа» [8].

Следовательно, можно заключить, что технологии, способствующие популяризации семейного образа жизни, являются весьма многообразными по характеру и содержанию используемых средств. Общим для них выступает наличие определенных целей, связанных с изменением в сознании и поведении субъекта, определенных участках социальной структуры и социальных организациях, системе субъект-объектных отношений в обществе и семье.

Реализация данных целей предполагает комплексное применение технологий совершенствования семейного образа жизни в их взаимосвязи и взаимозависимости, что ведет к эффективной реализации семейно-брачных отношений, улучшению взаимодействия семьи с обществом как средой семейной жизнедеятельности. Соответственно, в перспективе это будет способствовать разрешению выявленных противоречий между высоким индивидуальным и общественным статусом семьи в период социальных трансформаций и деструктивными тенденциями в ее развитии. Использование социальных технологий позволит обеспечить привлекательность семейного образа жизни для представителей различных социальных групп, в первую очередь молодежи, повысить значимость супружеских и родительско-детских отношений в общественном сознании.

Литература

1. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российской трансформации. - СПб.: Интерсоцис, 2009. - 138 с.

2. Васильева Э.К. Демография и статистика населения. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 688 с.

3. Малярова В.Н. Социально-терапевтическая деятельность в области брачно-семейных отношений. - М.: ЭКСМО, 2002. - 140 с.

4. Сурмач М.Ю. Репродуктивное здоровье и репродуктивный потенциал: методология исследования и оценки // Медицинские новости. - 2007. - № 3. - С. 40-45.

5. Краткие итоги выборочного обследования «Семья и рождаемость» // GKS.RU: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. 2011. URL: http://www.gks.ru/free doc/2010/family.htm (дата обращения: 30.01.2011).

6. Варламова C.H., Носкова A.B., Седова H.H. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. - 2006. - № 11. - С. 61-73.

7. Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // Социологические исследования. - 2009. - № 12. - С. 69-77.

8. Итоги VII Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» // SEMYAROSSII.RU: сайт АНО «Семья России». 2011. URL: http://www.semvarossii.ru/content/view/268/310/ (дата обращения: 30.01.2011).

Кузина Ирина Геннадьевна, кандидат исторических наук, профессор, зав. кафедрой социологии и социальной работы Дальневосточного государственного технического университета. E-mail: ieu-festu@mail.ru

Винокурова Анна Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий Дальневосточного государственного технического университета. E-mail: ieu-festu@mail.ru

Kuzina Irina Gennadievna, candidate of history, professor, head of department of sociology and social work of Far-Eastern State Technical University. E-mail: ieu-festu@mail.ru

Vinokurova Anna Viktorovna, candidate of sociology, associate professor of department of social technologies of Far-Eastern State Technical University. E-mail: ieu-festu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.