Научная статья на тему 'Образ многодетной семьи в зеркале общественного мнения'

Образ многодетной семьи в зеркале общественного мнения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1692
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бодров Анатолий Викторович, Боярова Екатерина Александровна

Предмет исследования многодетность как явление. Цель исследования попытка определить механизмы перехода от малодетности к многодетной модели семьи. В работе проанализированы репродуктивные ориен-тиры современных семей и граждан репродуктивного возраста Пензенской области. Дан сравнительный анализ статистики репродуктивного поведения граждан в период 2009-2016 гг. Приведен большой массив эмпирических данных исследования. Сформулированы предложения по усовершенствованию программ государственной поддержки многодетных семей. Критически осмыслены некоторые механизмы пропаганды многодетности как явления. Учитывая несомненную актуальность обозначенных в ходе исследования проблем, необходим ком-плекс постоянных мониторинговых социологических исследований эффективности проводимых мероприятий по поддержке многодетных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ многодетной семьи в зеркале общественного мнения»

4Д»> [email protected] Анатолий Викторович Бодров,

кандидат политических наук, зам. начальника отдела информационной политики и аналитики,

Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области

<Д»> [email protected] Екатерина Александровна Боярова,

студентка,

Педагогический институт им. В.Г. Белинского УДК 314.02 Пензенского государственного университета

ОБРАЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Предмет исследования - многодетность как явление. Цель исследования - попытка определить механизмы перехода от малодетности к многодетной модели семьи. В работе проанализированы репродуктивные ориентиры современных семей и граждан репродуктивного возраста Пензенской области. Дан сравнительный анализ статистики репродуктивного поведения граждан в период 2009-2016 гг. Приведен большой массив эмпирических данных исследования. Сформулированы предложения по усовершенствованию программ государственной поддержки многодетных семей. Критически осмыслены некоторые механизмы пропаганды многодетности как явления. Учитывая несомненную актуальность обозначенных в ходе исследования проблем, необходим комплекс постоянных мониторинговых социологических исследований эффективности проводимых мероприятий по поддержке многодетных семей.

Ключевые слова: демография, многодетная семья, репродуктивное поведение.

A.V. Bodrov, Ye.A. Boyarova

THE IMAGE OF A LARGE FAMILY IN THE MIRROR OF PUBLIC OPINION

Subject of research - the many children as a phenomenon. In Russia a large family is considered a family in which three and more children. The purpose of the study is an attempt to determine the mechanisms of the transition from

the few children to large family model. The work analyzes the reproductive landmarks of modern families and individuals of reproductive age in Penza region. A comparative statistical analysis of reproductive behavior of citizens during the period 2009-2016. Given a large array of empirical survey data. Formulated proposals to improve programs of state support of large families. Critically understood, some mechanisms of promotion of large families as a phenomenon. Given the obvious relevance in the study of problems required complex permanent monitoring sociological studies of the effectiveness of interventions for support of large families.

Keywords: demographics, a large family, reproductive behavior

Существование государства в современном мире обусловлено рядом признаков: географических, исторических, законодательных. Но главное, что делает государство государством, - это люди. История цивилизации дает четкое определение первопричины распада государств: ослабление системы, способной объединять граждан, проживающих на определенной территории, в одно целое под эгидой закона. Феномен распада государств не в результате политических кризисов, войн, природных катаклизмов и т.п., а за счет исхода населения в истории мало изучен. Однако процессы депопуляции населения стран всегда приводили к распаду, изменениям границ, трансформации национальных культур. В этом смысле Россия находится в критическом положении.

Депопуляция населения страны наблюдается с 1992 г., с момента ее основания в период новейшей истории. Процесс обусловлен не только внутренними противоречиями, но и внешними факторами. Политика сознательного ограничения естественных процессов воспроизводства населения, характерная для абсолютного большинства стран мира, не соответствует демографической ситуации в России. Программа сдерживания рождаемости, принятая под эгидой ООН в 1994 г. (так называемая Каирская конференция народонаселения), подразумевает в качестве основы международной демографической политики ориентацию семей на одного ребенка [6].

Подписав данный документ, Россия фактически вступила в противоречие с собственной демографической повесткой, утверждая для себя дальнейшие предпосылки к возможным геополитическим проблемам. Следует признать, что сейчас разворачивается подлинная социальная драма, способная в течение нескольких десятилетий изменить облик страны радикально.

Более целостного, более гармоничного института, чем семья, для достижений поставленных целей цивилизация не выработала. Единственным механизмом преодоления критической демографической ситуации страны является создание условий для развития многодетности как способ разрешения кризиса института семьи.

Таким образом, важнейшим приоритетом государственной политики должно стать возрождение семьи как союза мужчины и женщины, основанного на любви и воспитании трех и более детей, через укрепление уз супругов как родителей, обеспечивающих воспроизводство населения и преемственность поколений [7].

Демографическая ситуация Пензенской области пожтверждает наличие кризиса семьи в регионе. Симптомы: сравнительно низкие показатели брач-ности при среднероссийском уровне разводимости; показатель детности семей ниже среднероссийских;

высокий процент монородительских семей, семей с одним ребенком [5].

Для Пензенской области характерна следующая ситуация: супружеские пары с детьми составляют 42% от общего числа семей; неполные семьи: матери с детьми составляют 22%, отцы с детьми - 2%; супружеские пары без детей - 34%.

Кризис института многодетности в Пензенской области налицо. За последние 15 лет преобладают семьи с одним ребенком. Кроме того, более четверти семей составляют матери-одиночки, воспитывающие одного ребенка, -таковых в 5 раз больше, чем матерей с двумя детьми. Супружеские пары с тремя детьми встречаются почти в 8 раз реже, чем подобные семьи с двумя детьми. По статистике семей Российской Федерации, супружеские пары стремя детьми встречаются всего в 4 раза реже, чем семьи с двумя детьми [3; 4].

Данная работа ставит задачу определения статуса и образа многодетной семьи в представлении жителей Пензенской области. Выборочная совокупность исследования была обусловлена данными Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которым репродуктивным возрастом принято считать возраст от 16 до 45 лет. В анкетировании приняли участие 384 человека. Погрешность исследования составляет 4,6%.

Цель исследования - выяснить, что является основным фактором, детерминирующим образ многодетной семьи в сознании людей; значение и роль таких факторов, как материальное положение, доступность здравоохранения, поддержка со стороны окружения в лице близких родственников; сравнение репродуктивных намерений жителей Пензенской области с реально планируемым числом детей в будущем и др.

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют говорить о том, что в совокупности лидирующую позицию среди важнейших жизненных ценностей опрошенных занимает «семья, материнство, отцовство» (80,7%), далее следует «здоровье» (76,8%) и «материальное благосостояние» (42,9%). Расставляя приоритеты в системе ценностей, граждане отдают предпочтение семье как неотъемлемой составляющей их жизни. Поэтому стоит делать акцент не только на изучении кризиса института семьи, но и на трансформации данного института и изменениях, касающихся репродуктивного поведения супругов.

Ценность здоровья в сознании людей занимает также одну из лидирующих позиций и оказывает прямое влияние на другие вышеупомянутые ценностные ориентации. Состояние здоровья напрямую влияет как на материальное положение индивида (трудоспособность и возможно обеспечить себе и близким достойный уровеньжизни), так и на его семейное положение (возможность как вообще иметь детей, так и растить, воспитывать их) (рисунок).

График пересечения линий тренда жизненных ценностей «здоровье» и «семья, материнство/отцовство»

Исследования отмечают тенденцию изменения главенствующей позиции ценностей «семья, материнство, отцовство» и «здоровье» в различных возрастных категориях. Большинство респондентов, относящихся к старшим возрастным группам, считают наиболее важной жизненной ценностью здоровье. Понятие и восприятие института семьи среди молодежи развито недостаточно. Хотя, именно ценность «семья» имеет доминирующее значение среди граждан возрасте 25-29 лет. Показательным является тот факт, что согласно данным исследования основным фактором признания семейных ценностей главенствующими является наличие в семье несовершеннолетнего ребенка.

51,4% опрошенных считают, что семья - это «союз людей, имеющих детей и объединенных общностью быта и наличием взаимопонимания и любви». Следующей неотъемлемой характеристикой семьи является эмоциональная составляющая. 34,7% опрошенных считают, что семья - это «группа людей, отношения которых основаны на доверии, любви и взаимопомощи». 5,0% считают, что семья - это «люди, объединенные родственными связями, но не всегда эмоционально близкие друг другу». 6,9% считают, что семья -это «люди, проживающие совместно и связанные материально и юридически». Лишь малая часть респондентов 1,9% не смогли сформулировать ответ либо предложили свой вариант, так или иначе связанный с двумя указанными выше («мой мир», «я и моя дочка тоже семья» и пр.). Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что в сознании респондентов «чадолюбие» и представление о детях как естественной составляющей семьи актуально и весьма значимо. Именно «детность» в первую очередь ассоциируется у людей с пониманием семьи.

Интересными оказались рассуждения респондентов относительно того, что такое многодетная семья. Самым популярным ответом оказался «семья, в которой трое и более детей». Далее, по частоте упоминания, располагается определение многодетной семьи через понятие счастья («Счастье, наверное», «Счастливая семья», «Много счастья», «Счастье, умноженное на количество малышей! Много счастья!»). Важно отметить, что большинство людей определяют для себя многодетную семью в позитивном ключе. Представления большинства опрошенных совпадают с официальными характеристиками многодетности.

Однако есть и резко противоположные мнения насчет многодетной семьи: «Хаос!», «Ужас и куча проблем!», «Семьи как в странах третьего мира», «Куча-мала детей и замотанная мамаша, которая рожает чуть ли не каждый год! Хорошо еще, если папаша у всех один и тот же! Бывают, конечно, исключения, но в основном как-то так!». Такое восприятие предположительно сложилось вследствие того, что в СМИ чаще всего внимание обращается на многодетные семьи, имеющие статус малоимущих, определенные проблемы и нуждающиеся в социальной защите. Именно такой образ, постоянно мелькающий в СМИ, заставляет респондентов невольно ассоциировать многодетною семью с маргинальностью, бедностью, социальной неустроенностью [1].

57,5% респондентов не представляют семьи без детей, что опять же говорит об ориентированности на рождение детей. 30,5% опрошенных считают, что «наличие детей в семье желательно, хоть и не является обязательным условием», что позволяет судить о том, что в существующую модель семьи заведомо заложен фактор «детности». Лишь каждый десятый опрошенный допускает существование семьи без детей.

Определяющим фактором, способным повлиять на принятие решения о рождении ребенка, подавляющее большинство респондентов посчитало хорошее состояние здоровья (54,0%). Здесь уместно вспомнить ранг важнейших ценностей участников опроса, ведь позицию «здоровье» большое количество опрошенных отметило не случайно. Именно психическое и физическое здоровье супругов является основанием для принятия решения о рождении ребенка. Отсюда следует вывод о том, что большое внимание в вопросах повышения рождаемости и увеличения числа детей в семьях следует уделять доступности медицины и развитию здравоохранения. Немаловажную роль в формировании здоровья поколения играет уровень жизни населения и уровень развития инфраструктуры. Вторым по значимости фактором является материальное положение, роль которого в принятии решения о рождении ребенка отметили 50,6% участников опроса. Моделируя цепочку факторов, вытекающих один из другого, стоит упомянуть и о факторе «наличие собственного жилья» (48,7%). Хорошее материальное положение и обеспеченность собственной жилплощадью являются мощным стимулом к рождению ребенка. В «пятерку факторов рождений» также вошли: наличие стабильной работы/успешной карьеры (30,9%), учет мнения супруга (супруги), родственников, близкого окружения (27,5%) и наличие родственников (бабушек, дедушек, тетей, дядей и пр.), к которым можно обратиться за помощью (13,6%).

Рассмотрим каждую из причин. Принимая решение о рождении ребенка, женщина хочет быть уверенной в возможности продолжить трудовую деятельность, поддерживать стабильность материального положения, возможен вариант дистанционной или удаленной занятости. Успешная карьера может положительным образом повлиять на решение в пользу рождения ребенка, обеспечивая женщине уверенность в завтрашнем дне; поддержка и понимание второй половины (отца ребенка) и близких также играет важную роль, ведь общественное мнение и стереотипы, сложившиеся в социуме, могут способствовать созданию психологического барьера к рождению детей, одобрение же супруга (супруги) и близких напротив укрепит ощущение социальной защищенности и уверенности в том, что решение принято верно. Так же работает и фактор наличия института прародительства: возмож-

ность прибегнуть к помощи родных бабушек и дедушек, дядей и тетей создает некую «подушку безопасности» на случай разного рода и степени тяжести неприятностей и забот, связанных с рождением ребенка.

Приведем данные, характеризующие репродуктивные намерения и установки жителей. 51,4% участников исследования в будущем желали бы иметь двоих детей, 20,5% - трех детей, 20,1%-одного ребенка и 5,4% - более четырех детей. 2,6% респондентов заявили о желании не иметь детей вообще.

Исследование позволило выявить реальные репродуктивные установки, планы на будущее граждан. Здесь хотелось бы представить сравнение с данными выборочного обследования «Семья и рождаемость», проведенного ЮНИСЕФ в 2009 г. в 30 субъектах Российской Федерации [2] (табл. 1).

Исходя изданных, представленных в табл. 1, можно сделать вывод, что на сегодняшний день желаемое число детей в семье по-прежнему выше, чем реально планируемое. Однако в сравнении с данными 2009 г. можно отметить интересные тенденции. Во-первых, сегодня наблюдаются более низкие показатели числа планируемых рождений, что, в свою очередь, не может гарантировать изменений в положительную сторону сложившейся демографической ситуации. Во-вторых, желаемое число детей уменьшилось, что говорит о том, что в сознании граждан установка на многодетность не формируется. Кроме того, в обществе отсутствует поколенческая ориентация на многодетность.

В ходе исследования респондентам было предложено указать основные причины, способные помешать иметь желаемое количество детей либо вообще иметь детей. Главным остается пункт, связанный с состоянием здоровья: здесь подразумевается наличие проблем со здоровьем и (или) боязнь рождения неполноценного ребенка (48,3%). Результаты снова указывают на огромное значение развития и доступности здравоохранения и медицины. Для 35,9% опрошенных важным является материальное положение, чтобы «прокормить, одеть, выучить» детей. Замыкает тройку факторов отсутствие собственного жилья и (или) неблагоприятные жилищные условия (23,8%). Распределение полученных данных относительно препятствий к рождению желаемого количества детей совпадает с распределением данных о факторах, способствующих рождению детей. На основе этого

Таблица 1

Сравнение данных о репродуктивных установках населения 2009 и 2016 гг.

Возраст респондентов, лет Ожидаемое число детей, 2009 г. Желаемое число детей, 2009 г. Ожидаемое число детей, 2016 г. Желаемое число детей, 2016 г.

До 24 2,06 2,4 1,89 2,09

25-29 1,86 2,27 1,88 2,48

30-34 1,84 2,29 1,92 2,08

35-39 1,79 3,55 1,44 1,81

40 и более 1,66 3,47 * *

* Показатель не анализируется, так как объем выборки исследования недостаточно велик, относительно сравниваемых данных ЮНИСЕФ.

уместно сделать вывод, что сильнейшее влияние на фактическую рождаемость оказывают факторы состояния здоровья, материального положения и жилищного вопроса.

В ходе опроса участникам исследования было предложено оценить материальное положение многодетных семей в современном обществе. 37,1% респондентов убеждены, что многодетные семьи живут так же, как и семьи с одним-двумя детьми («Если они имеют столько детей, значит могут себе позволить в материальном плане»). Чуть меньшее количество опрошенных (30,5%) отметили, что многодетная семья отличается от других лишь тем, что из-за большого количества ее членов товары и услуги, потребляемые ими, более дешевые, более низкого качества. У 20,8% респондентов возникли ассоциации многодетной семьи с чем-то отклоняющимся от нормы, маргинальным, неблагополучным (многодетные родители «плодят нищету», не думая о возможности прокормить, одеть, выучить такое количество детей). Лишь 4,2% уверены, что многодетные семьи живут «припеваючи», ведь они получают большое количество льгот, пособий, привилегий от государства. 7,3% респондентов, отметив вариант «другое», указали, что «многодетные семьи бедствуют», «одни семьи делают это сознательно, рассчитывают на свои силы; другие действительно плодят нищету, рассчитывая на помощь государства». Уместно говорить об определенных стереотипах, имеющих негативную окраску, в сознании современных граждан относительно многодетных семей, их ассоциацию с неблагополучием, трудностями, проблемами. Преодолеть данную проблему возможно, развивая и прививая современному поколению семейные ценности и традиции, транслируя положительный образ многодетной семьи, создавая позитивный ассоциативный ряд относительно многодетных семей и благоприятной физической и психологической атмосферы как во внешней, так и во внутренней среде таких семей.

41,7% респондентов считают необходимым условием популяризации многодетности повышение уровня жизни, 27,0% уверены, что важную роль в этом вопросе играет существенная поддержка от государства. 17,4% опрошенных «сделали ставку в гонке за многодетность» на решение жилищной проблемы. Только 3,1% граждан убеждены, что все условия для распространения многодетности в нашей стране уже созданы.

Наиболее значимые меры, предпринимаемые государством относительно многодетных семей: 81,9% опрошенных указали материнский (семейный) капитал, жилищные субсидии и программы (39,0%), предоставление земельных участков (27,8%). Награды «Материнская доблесть», «Материнская слава» не кажутся опрашиваемым значимыми (3,4%).

Особое значение имеет анализ количественного состава семьи, в которой родился и (или) воспитывался респондент. 56,0% указали на то, что в семье их двое, 29,0% являются единственными детьми в семье, в семьях у 11,5% опрошенных число детей было равно трем. 3,5% опрашиваемых воспитывались в семьях, насчитывающих четырех и более детей. Это позволяет сделать вывод о том, что репродуктивные установки, реализуемые в родительской семье, зачастую имеют непосредственное влияние на собственные планы относительно рождения детей в будущей или уже имеющейся семье (табл. 2).

Данная тенденция говорит о том, что необходимо развивать семейные традиции, ведь именно они оказывают огромное влияние на репродуктивное поведение индивидов.

На основе полученных данных, можно сформулировать некоторые выводы.

В первую очередь, необходимо сохранение ценности семьи, материнства и отцовства как базовой, основополагающей в жизни современного человека. Хорошее состояние здоровья располагает ктому, чтоб супруги приняли положительное решение относительно рождения детей, отсутствие же должного уровня здоровья и боязнь рождения неполноценного ребенка заставляет людей отказываться от рождений. Именно этот факт позволяет понять, что основной упор сегодня нужно делать на укреплении системы здравоохранения, увеличении доступности медицины, повышении качества медицинского обслуживания населения.

Жилищный вопрос так же остро стоит перед жителями области. Отсутствие собственного жилья препятствует принятию решения о рождении ребенка. Именно решение жилищной проблемы, по мнению опрошенных, является необходимым условием развития многодетности, а жилищные субсидии и программы - наиболее значимой мерой помощи многодетным семьям со стороны государства.

Фактор наличия успешной карьеры может двояко влиять на репродуктивное поведение супругов: с одной

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей репродуктивной установки респондентов и количественного состава семей, %

Сколько родных братьев/сестер у Вас в семье? Сколько детей Вы планируете иметь?

Не планирую иметь детей Одного ребенка Двух детей Трех детей и более

Я единственный ребенок в семье 6,7 48,0 40,0 5,3

Нас двое 1,4 31,0 48,3 19,3

Нас трое, или в моей семье более трех детей 2,6 30,7 43,6 23,1

стороны, дает уверенность в завтрашнем дне, а с другой - зачастую порождает страх потери работы, статуса (чаще всего из-за длительного декретного отпуска, особенно когда период между рождениями детей очень невелик или вообще отсутствует).

В ходе исследования, на основе анализа репродуктивных намерений разного возраста, гипотеза о том, что репродуктивные намерения жителей Пензенской области заметно выше, чем реально планируемое число детей, подтвердилась. Факт, что коэффициент желаемых и планируемых рождений снизился, вызывает опасения.

Размер семьи респондента слабо влияет на его репродуктивное поведение в силу неустойчивости и недостаточного развития института семейных традиций.

Гипотеза, что материальное положение является основным фактором, детерминирующим образ многодетной семьи в сознании людей, подтвердилась частично: только треть опрошенных ассоциируют данный тип семей с тяжелым материальным положением.

В заключение отметим, что в сознании людей крепко укоренился образ семьи, немыслимый без наличия в ней детей. Многодетность у большинства представлена в позитивной проекции, ассоциируется с понятиями «счастье», «радость», «любовь», а достаточное для присвоения статуса многодетности количество детей (трое и более) - не предел в рамках рассуждений о многодетных семьях. Институт многодетности постепенно развивается, однако для этого делается недостаточно. Существуют определенные проблемы и факторы, препятствующие развитию репродуктивного поведения, основанного на многодетности. Сложившуюся ситуацию вполне реально подвергнуть изменениям, применяя уже имеющиеся, а также специально разработанные на основе исследования универсальные средства и механизмы, тем самым изменив и де-

мографическое положение как в регионе, так и в стране в целом. Именно активные действия в данном направлении будут способствовать повышению уровня рождаемости и, следовательно, помогут выйти из состояния демографического кризиса.

С учетом несомненной актуальности обозначенных в ходе исследования проблем необходим комплекс постоянных мониторинговых социологических исследований эффективности проводимых мероприятий по поддержки многодетных семей и развитию в стране такого явления, как многодетность.

1. Бодров A.B., Штейман-Шахмартова О.М. Образ семьи, создаваемый средствами массовой информации Пензенской области // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 4 (12). С. 182-189.

2. Дети в России. 2009: стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009.

3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Пензенской области: в 11 т. Официальное издание. Т. 6. Число и состав домохозяйств Пензенской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. Пенза, 2013.

4. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Пензенской области: в 11 т. Официальное издание. Т. 2. Возрастно-половой состав и состояние в браке населения Пензенской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. Пенза, 2012.

5. Очкина A.B. Экономические, социокультурные и социально-гигиенические факторы здоровья населения в рамках института семьи Пензенской области // Народосбе-режение. 2013. № 3. С. 4-36.

6. Программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию. URL: http://un.by/pdf/icp-agenda. pdf (дата обращения: 09.12.2016).

7. Тумусов Ф.С. Россия начинается с семьи: семей, парадигма развития общества. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2008.

[email protected] Наталья Васильевна Горбунова,

доктор социологических наук, зав. кафедрой иностранных языков, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 316.32 РЭУ им. Г. В. Плеханова

ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗРАСТАНИЯ РОЛИ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА в условиях ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ

В статье представлена закономерность возрастания роли культурного капитала в условиях внешних вызовов. Анализируются методологические предпосылки культурного капитала, представлена его сущность. Выделены свойства и проявления культурного капитала, показаны особенности его развития и саморазвития. Определены условия превращения культурных ценностей в культурный капитал. Подчеркнута необходимость инвестирования в культурный капитал с целью его развития, а также активность самого человека, нацеленная на самосовершенствование.

Ключевые слова: культурный капитал, закономерность, развитие, саморазвитие, деятельная реализация, социальное действие, профессиональный статус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.