Научная статья на тему 'Социальные технологии интенсивного управления малыми предприятиями как фактор стабилизации в условиях кризиса'

Социальные технологии интенсивного управления малыми предприятиями как фактор стабилизации в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕНСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТАБИЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС / УПРАВЛЯЕМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ / SOCIAL TECHNOLOGIES OF INTENSIVE MANAGEMENT / SMALL-SCALE ENTERPRISE / STABILIZATION / CRISIS / THE MANAGING ABILITY OF THE ENTERPRISE / INNOVATIVE POTENTIAL / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуриджанов Арсен Эдвинович, Мешавкина Надежда Алексеевна, Михайличенко Дмитрий Георгиевич

В статье рассматриваются основные типы социальных технологий и критерии их применения на малых предприятиях современной России. На основе результатов социологического опроса руководителей малых предприятий г. Уфы показываются основные аспекты изменения использования социальных технологий интенсивного управления в условиях экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the basic types of social technologies and the criteria of its application on small-scale enterprises of modern Russia. The main aspects of the changes in the use of social technologies of intensive management in the crisis environment are based on the results of the public opinion poll of the heads of small-scale enterprises of Ufa.

Текст научной работы на тему «Социальные технологии интенсивного управления малыми предприятиями как фактор стабилизации в условиях кризиса»

УДК 315.3/4

А.Э. Нуриджанов, Н.А. Мешавкина, Д.Г. Михайличенко

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

В статье рассматриваются основные типы социальных технологий и критерии их применения на малых предприятиях современной России. На основе результатов социологического опроса руководителей малых предприятий г. Уфы показываются основные аспекты изменения использования социальных технологий интенсивного управления в условиях экономического кризиса.

Ключевые слова: социальные технологии, интенсивное управление, малые предприятия, стабилизация, кризис, управляемость предприятием, инновационный потенциал, развитие.

Экономический кризис, затронувший Российскую Федерацию наряду с другими странами мира, оказал свое негативное влияние на стабильность существования и перспективы развития предприятий различных форм собственности и численности персонала. Вопреки широко распространенному мнению о том, что крупные предприятия имеют больше благоприятных условий для самосохранения и дальнейшего выживания на рынке, как показывает официальная статистика и результаты проведенных нами исследований, часть малых предприятий в последние полгода находится в несколько более благоприятном состоянии.

Возможность стабилизировать положение на рынке в период закрытия крупными компаниями ряда направлений деятельности и ликвидации некоторых предприятий среднего и малого бизнеса обеспечивается применением социальных технологий интенсивного управления малыми предприятиями. Используемый руководителями малого бизнеса комплекс технологий основывается на ряде специфических управленческих методик и техник воздействия на ресурсы предприятия, приводящих к повышению управляемости и экономической эффективности малого предприятия.

Традиционно в качестве базовых критериев эффективности управления предприятием выделяют степень управляемости и показатели доходности (прибыльности) предприятия. Однако, ранжируя все многообразие данных критериев по двум основаниям - значимости для развития и функционирования малого предприятия и хронологии вхождения в арсенал управленческих принципов воздействия, представляется возможным выстроить следующую шкалу (см. табл.).

Данные критерии приведены по мере исторической последовательности их использования

для оценки эффективности управления малыми предприятиями.

В начале XXI века в сфере практического бизнес-руководства понятие управляемости предприятия стало все чаще заменяться термином «интенсивно управляемое предприятие», под которым в самом общем виде практики управления (руководители предприятий и консультанты по управлению) понимают такое воздействие на объект управления (малое предприятие), при котором обеспечивается качественный рост и увеличение его базовых характеристик без значительного количественного расширения.

К сожалению, несмотря на широкую востребованность в современном нестабильном обществе именно технологий интенсивного управления, теоретически данная проблемная область остается слабо разработанной, и для этого есть несколько оснований.

Прежде всего, то, что практика использования социальных технологий управления в нашей стране в период Перестройки претерпела существенное изменение от тотального контроля к тенденции предоставления большей самостоятельности объекту управления и делегирования ему части субъектных полномочий. Именно в этот период времени многие руководители, не выдержав фрустрационного воздействия соци-етальных изменений, отказывались от авторитарного стиля руководства предприятиями и заменяли его не столько на либеральный, сколько на попустительский стиль.

В большинстве случаев предприятия вскоре теряли свою экономическую и социальную эффективность, однако в ряде из них, благодаря специфике рыночной деятельности и индивидуальным, личностным особенностям сотрудников, напротив были сформированы принципы само-

© А.Э. Нуриджанов, Н.А. Мешавкина, Д.Г. Михайличенко, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

249

Таблица

Критерии эффективности управления малым предприятием

Наименование критерия Краткая характеристика критерия

1. Степень управляемости показатель степени контроля со стороны руководителя предприятия за деятельностью подразделений и сотрудников предприятия;

2. Доходность предприятия (прибыльность) совокупность экономических характеристик финансовой и хозяйственной деятельности предприятия за анализируемый период;

3. Организационная упорядоченность индикатор обеспечения функциональной включенности каждого сотрудника предприятия в общий процесс реализации стратегии и выполнения задач, нормативы контроля за созданием системы горизонтальных и вертикальных интеракций;

4. Структурная взаимосвязанность подразделений предприятия / отдельных сотрудников показатель интенсивности деловых контактов и интеракций между различными подразделениями и сотрудниками предприятия, вовлеченности их в процессы обеспечения доходности;

5. Укомплектованность кадрами показатель, эмпирически рассчитываемый исходя из объема функциональных обязанностей, продолжительности трудовых процессов и численности сотрудников. Также используется индекс интенсивности труда исходя из нагрузки на одного сотрудника предприятии;

6. Гуманизм определяется на основе декларируемых во внутренней документации предприятия и транслируемых во внешнюю среду практик отношения руководства предприятия к сотрудникам, представлений о ценности конкретных представителей коллектива для организации;

7. Социальная и правовая защищенность персонала совокупность внутренних норм, правил и распоряжений, обеспечивающих защиту прав и свобод сотрудников предприятия в соответствие с действующим законодательством в сфере труда и отдыха;

8. Эргономичность рабочей среды показатель соответствия организации рабочего пространства сотрудников предприятия нормативам охраны труда, физиологическим потребностям работников и их личностным представлениям о комфортности рабочего места;

9. Инновационность определяется через целенаправленное изменение экономического и социального потенциала предприятия и его сотрудников с целью оптимизации существующих бизнес-процессов и практик взаимодействия посредством внедрения принципиально новых, уникальных и экспериментальных решений, методов организации трудового процесса или последних моделей оборудования и программного обеспечения;

10. Иные критерии.

управления и устойчивого развития. В США и странах западной Европы данная парадигмаль-ная смена произошла еще в середине 60-х годов ХХ века, когда был сформулирован ряд управленческих техник и технологий, принципиально отличавшихся от широко тиражируемых и применявшихся крупными корпорациями.

Некоторые из данных технологий внедрялись в среде малого бизнеса в России с начала 2000-х годов, однако не получили широкого распрост-

ранения по причине более характерной в историческом плане для нашей страны и для российского менталитета в частности тенденции экстенсивного развития (явные и показательные примеры можно в большом количестве найти в сельскохозяйственной сфере, военной области и промышленности).

Однако с октября 2008 года негативные экзогенные факторы оказывают влияние на малые предприятия, и их руководители все чаще вынуж-

250

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

дены прибегать к мерам оптимизации используемых ресурсов. Результаты опроса руководителей малых предприятий г. Уфа, проведенного в марте - апреле 2009 года методом интервьюирования на выборке из 500 малых предприятий столицы Республики Башкортостан, иллюстрируют ряд социальных технологий интенсивного управления. Несмотря на то, что 62,5% опрошенных руководителей малых предприятий указали, что не принимали за последние полгода мер по увольнению персонала и его сокращению (87,8% опрошенных), оптимизация и интенсификация трудовых ресурсов все же была проведена 32,5% за счет перепрофилирования работников и замещения вакансий предприятий за счет внутренней ротации кадров.

55% опрошенных руководителей малых предприятий сократили размеры выплаты заработной платы, во многом достигнув этого за счет увеличения норм выработки и расширения функциональных обязанностей работников.

25,6% закрыли нерентабельные проекты и направления бизнеса, переориентировав деятельность своих предприятий на более востребованную в изменившихся экономических условиях. В малых предприятиях данный процесс занимает меньше времени и менее болезнен, нежели в крупных корпорациях с многочисленными штатами сотрудников.

Сущность одной из социальных технологий интенсивного управления малыми предприятиями состоит в соблюдении при политике кадрового подбора принципа универсальности кандидатов, обеспечивающей возможность оперативного перемещения их внутри предприятия с одной должности на другую и с одного проекта на другой, ситуативно более востребованный. Именно универсальностью сотрудников и их способностью к замещению других должностей на предприятии руководствовались за последние полгода 62,5% опрошенных руководителей малых предприятий при принятии решения о продлении сотрудничества с работником или его сокращении (увольнении).

Несмотря на то, что инновационная деятельность является одним из важнейших компонен-

тов социальных технологий интенсивного управления малыми предприятиями, 30,4% руководителей малого бизнеса сократили за последние полгода издержки на инновационные проекты. Многие отказались от технологии комплексного развития потенциала персонала, в частности по 37% сократили расходы на подбор персонала, его обучение, повышение квалификации и переподготовку.

Вместе с тем 21,7% не изменили социальных технологий и стратегии управления своими малыми предприятиями несмотря на кризис и отсутствие стабильности на рынке. Напротив, дальнейшее применение технологий интенсивного управления приводит, по мнению руководителей малых предприятий, к стабилизации позиций предприятий в сегментах их деятельности, а ряд из них получили явные конкурентные преимущества за счет акцента на качественных преобразованиях ресурсов предприятий. Так, наиболее явными примерами использования технологий интенсивного управления являются замещение материально-технических активов малых предприятий (компьютерного и программного обеспечения, оборудования) более совершенными и технологичными образцами, распродаваемыми в кризис предприятиями среднего и крупного бизнеса. Еще одним значимым примером является замещение наименее эффективных сотрудников малых предприятий сильными кандидатами с рынка труда, высвобожденными более крупными предприятиями. Уже давно установлено, что средний сотрудник крупной компании может стать ценным и эффективным приобретением для малого бизнеса, чем и воспользовались наиболее предприимчивые работодатели, желающие стабилизировать положение своих фирм.

Многообразие социальных технологий интенсивного управления малыми предприятиями дает широкие возможности для эффективного развития бизнеса и использования тех новых выгод, которые принес с собой кризис для малых предприятий за счет ухудшения положения других участников рынка. Однако своевременное применение данных технологий затруднительно без их детального изучения и предварительной апробации.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

251

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.